Научная статья на тему 'Культурно-функциональное содержание социально-культурного творчества в формировании культуры межнационального общения студенческой молодежи'

Культурно-функциональное содержание социально-культурного творчества в формировании культуры межнационального общения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ" / «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО» / «КУЛЬТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА» / «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ» / "CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION" / "SOCIAL AND CULTURAL CREATIVITY" / "CULTURAL AND FUNCTIONAL ORIENTATION OF SOCIAL AND CULTURAL CREATIVITY" / "ETHNIC AND CULTURAL EDUCATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Л. И.

В статье обоснованы культурно-функциональные предпосылки социально-культурного творчества в формировании культуры межнационального общения студенческой молодежи с учетом раскрытия основных направлений и качества организации культуры межнационального общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural-functional content of socio-cultural creativity in building a cul-ture of interethnic communication students

The article studies cultural and functional background of social and cultural creativity in shaping the culture of interethnic communication of students considering the disclosure of the main directions and quality of the organization of international communication culture

Текст научной работы на тему «Культурно-функциональное содержание социально-культурного творчества в формировании культуры межнационального общения студенческой молодежи»

Педагогика и образование

УДК 379.8(100)

Л.И.Галеева

КУЛЬТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье обоснованы культурно-функциональные предпосылки социально-культурного творчества в формировании культуры межнационального общения студенческой молодежи с учетом раскрытия основных направлений и качества организации культуры межнационального общения

Ключевые слова: «культура межнационального общения», «социально-культурное творчество», «культурно-функциональная направленность социально-культурного творчества», «этнокультурное воспитание».

Galeeva L.I. CULTURAL-FUNCTIONAL CONTENT OF SOCIO-CULTURAL CREATIVITY IN BUILDING A CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION STUDENTS

The article studies cultural and functional background of social and cultural creativity in shaping the culture of in-terethnic communication of students considering the disclosure of the main directions and quality of the organization of international communication culture.

Keywords: "culture of interethnic communication", "social and cultural creativity", "cultural and functional orientation of social and cultural creativity", "ethnic and cultural education."

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная социокультурная система направлена на создание условий для формирования у молодежи, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде, основных качеств личности для межнационального общения. Культура межнационального общения является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом. И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения - способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.

Межнациональное общение - это единство общечеловеческого и общенационального, однако сегодня оно испытывает историческую трансформацию, связанную с процессами глобализации, информационного развития и экономических катаклизмов. Ценность формирования культуры межнационального общения заключается в том, что оно стимулирует сферу социальной деятельности молодежи, обеспечивает становление поликультурного менталитета, связывает социокультурную идентичность личности с социальной, творческой и духовной жизнедеятельностью личности.

Ценности, формируемые в обществе, базируются на моральных принципах развития личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в развитии общества. Однако современная молодежь испытывает проблемы становления национального самосознания, деструкции в ценностных ориентациях, страдает низким уровнем поведенческой культурой, невысоким уровнем сочувствия, сопереживания, неумением принять точку зрения другого человека, неумением вести диалоги с представителями разных наций.

В современной социально-культурной науке одним из важных вопросов является этнокультурное воспитание студенческой молодежи, живущей и развивающейся в поликультурном пространстве. Для осуществления социально-культурной работы по формированию у молодежи культуры межнационального общения необходимо реализовать целенаправленный процесс включения их в различные виды и формы досуговой деятельности, направленной на формирование патриотизма, гражданственности, толерантности и культуры межнациональных отношений, стимулирования активности по становлению гражданских качеств, социальной направленности личности.

Концепция межкультурного развития молодежи базируется на принципе этнической взаимосвязи между нациями, понимании общечеловеческих ценностей и принципов культуры межнационального общения. Национальное сознание, национальное самосознание, культура межнационального общения - являются базисными формами развития культуры межнациональных отношений личности. При всем многообразии современных социально-культурных технологий, проблема формирования культуры межнационального общения остается до конца не решенной в силу следующих причин: во многих социально-культурных программах не учитывается национальная специфика регионов; отсутствуют современные инновационные технологии, адаптированные под молодежный возраст; мало исследований, посвященных формированию личности в условиях решения межнациональных конфликтов; отсутствует серьезная методическая база для решения вопросов реализации молодежных лидерских проектов, направленных на решение проблем культуры межнациональных отношений.

Формирование культуры межнационального общения в условиях социально-культурного творчества связано с реализацией следующих направлений:

-формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социально-культурного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности;

-создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры; -усвоение способов социально-культурного творчества и нерегламентированного общения; -удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей; -регуляция социального бытия, формирование навыков межкультурного взаимодействия. Данные направления обеспечиваются культурно-функциональным содержанием социально-культурного творчества в формировании культуры межнационального общения:

1.Обеспечение сохранения и развития лучших традиций классического и современного искусства, национальной культуры, интегрирование в мировое культурное пространство; обеспечение прав молодежи на доступ к культурным ценностям.

2.Свободный доступ к культурным ценностям является важнейшим инструментом формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно на сферу культуры межнационального общения.

З.Обеспечение данного права осуществляется, главным образом через создание возможности для молодежи получения доступа к культурным ценностям путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования.

4.Создание благоприятных условий для творчества, повышение общественной значимости и социального статуса молодежи, рост привлекательности социально-культурного творчества в сфере молодежного досуга.

5.Разработка и реализация комплекса мер, направленных на организацию и поддержку проведения республиканских, всероссийских и международных фестивалей, а также поддержку приоритетных инновационных направлений в социально-культурном творчестве.

Плодотворная творческая жизнь студенческих коллективов Казанского государственного института культуры представлена большим спектром социально-культурного творчества:

- Казанский Международный фестиваль любительского и молодежного кино(2015 г.);

- Участие ансамбля танца «Сайдаш» в Международном фестивале-конкурсе «Танцуй и пой, Россия молодая!» (18-19 октября 2012г.);

- участие во Всероссийском танцевальном проекте «Большие танцы» (Москва).

Таким образом, культурно-функциональная направленность обусловлена педагогическим потенциалом социально-культурного творчества, реализацией форм, методов и средств культурно-образовательного процесса. В качестве своеобразного интегративного «ядра» социально-культурного творчества здесь выступает педагогический потенциал культуры межнационального общения и особенности взаимодействия участников этого процесса. Он интегрирует в единое целое две основные, тесно взаимосвязанные подсистемы в структуре социально-культурного творчества - личност-но-направленное творчество и коллективное творчество.

Литература

1. Гаджиева У.Б., Адухова М.М. Культура межнационального общения как фактор сохранения мира и общественного согласия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekstremizm.ru/publikacii/profilaktika

2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2007. 480 с.

3. Захарова Л.А Воспитание культуры межнационального общения как часть воспитания гражданственности и патриотизма молодого поколения России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nkoryazan.ru/ vospitanie-kultury-mezhnacionalnogo

4. Зарайченко В.Е. Воспитание культуры межнационального общения студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ukrdeti.com/firstforum/b32.html

5. Омарова О.Н. Воспитание культуры межнационального общения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rae.m/fs/?artidejd

УДК 378.1

С.И.Сахаева

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАЗГИК

В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов и их роль в повышения качества образовательного процесса в КГИК. Рассмотрено использование Moddle как инструмента создания единого образовательного пространства для преподавателей и студентов в рамках курса «Информационные технологии» для профиля подготовки «Руководство любительским театром».

Ключевые слова: образовательный процесс, электронное образование, дистанционное обучение, ИТ-компетенции, образовательная среда, интерактивные методы обучения, система электронного обучения Moodle.

Sakhaeva S.I. FEATURES OF THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN KSIC

The article discusses the use of electronic educational resources and their role in improving the quality of educational process in KSIC. In accordance with the demand on the labor market of IT professionals who own the humanitarian sphere of ICT, the author has developed the course "Information Technology" for the preparation of bachelors Profile of "Guide amateur theater" in the Moodle e-learning system in KSIC. The discipline of "Information Technology", play an important role in shaping the IT competencies for undergraduate training profile "Guide amateur theater" in KSIC, such as: the ability to self-searching, processing, analysis and evaluation of professional information, acquire new knowledge, using modern educational and information technology; possession of skills from the theoretical and empirical information, the ability to find, study and analyze scientific information on the subject of study; the ability to prepare and conduct research projects using the knowledge of fundamental and applied sciences in the field of folk art culture. To improve the efficiency of formation of competences listed authors used a single educational space for students and teachers as part of the course "Information Technology" in Moodle e-learning system in KSIC. The author was also carried out assessment of the effectiveness of the educational process in KSIC by inserting the EER into the course "Information Technology" for the preparation of the profile "Guide amateur theater." In the study, criteria and indicators for evaluating the effectiveness of education students were evaluated for profile training "Guide amateur theater" based on the EER: organizational, informative, productive. Analysis of the results of the study showed the positive dynamics of performance indicators in the control and experimental groups. Analyzing the above, you can see the basic guidelines for the organization of educational process in KSIC using Moodle. They are, first and foremost, should be aimed at the development of the EER and the integration of single electronic educational space KSIC for full-time, distance learning, as well as refresher courses for the training sessions.

Keywords: educational process, e-learning, distance learning, IT competency, educational environment, interactive teaching methods, e-learning system Moodle.

Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования -электронное образование (e-learning), то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы [1]. Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники [2]. В общем случае образовательный ресурс включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [3]. В соответствии с востребованностью на рынке труда ИТ-специалистов гуманитарной сферы, владеющих ИКТ, автором была подготовлен курс «Информационные технологии» для направления подготовки НХК, профиль «Руководство любительским театром» в системе электронного обучения Moodle в КГИК. В 2015 г. Ми-нобрнауки утвердила методические рекомендации «По актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов» и «По разработке основных профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» (22.01.2015 №ДЛ-2/05вн, № ДЛ-1/05вн) [6]. Появилась возможность модернизации традиционного учебного процесса с использованием ИКТ, облачных технологий, ЭОР благодаря встраиванию в единое учебное пространство программу направления подготовки НХК, профиля «Руководство любительским театром» в КазГИК. Дисциплина «Информационные технологии», играют важную роль в формировании ИТ-компетенций бакалавров для профиля подготовки «Руководство любительским театром» в КазГИК. Наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.