Научная статья на тему 'Культурно-эстетическое измерение умного города'

Культурно-эстетическое измерение умного города Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умный город / цифровая среда / коммуникация / эстетический опыт / эстетически заряженная среда / катексис / smart city / digital environment / communication / aesthetic experience / aesthetically charged environment / cathexis

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кривых Елена Георгиевна

Анализ новых социальных городских практик, характерных для последних десятилетий урбанизации и связанных с обретением оригинального эстетического опыта, показывает, что они привлекают горожан возможностью испытывать и генерировать высокий уровень эмоциональной включенности. В этой среде эстетическое в его значении гармонизированной чувственности человека может выполнять функции адаптации в гибридном техносоциальном пространстве города. Осмысление эстетического опыта современного человека находит свое выражение в концептах эстетики события, экономики впечатлений, эстетически и эмоционально заряженной среды. Культурные элементы, оформляющиеся в новых видах социальных практик (символы, традиции, ценности), вызывают эмоциональные реакции и становятся стимулом для социального действия. Понятие катексиса, выражающее направленность психической энергии на объект, способствует формированию целостного восприятия мира на глубоком интуитивном уровне, что проявляет сущность эстетического чувства. В условиях возрастающей неопределенности его положительная эмоциональность, способность к концентрации смыслов в создании культурных феноменов создает устойчивые основания для формирования социокультурной идентичности, способствует сохранению ценности субъективного и свободного мироощущения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cultural and Aesthetic Dimension of a Smart City

The analysis of new social urban practices, characteristic of the last decades of urbanization and related to the acquisition of original aesthetic experience, shows that they attract city dwellers with the opportunity to experience and generate a high level of emotional involvement. In this environment, the aesthetic in its meaning of harmonized human sensuality can perform the functions of adaptation in the hybrid techno-social space of the city. Reflection of the aesthetic experience of modern man finds its expression in the concepts of the aesthetics of the event, the economy of impressions, aesthetically and emotionally charged environment. Cultural elements, formalized in new types of social practices (symbols, traditions, values), cause emotional reactions and become a stimulus for social action. The concept of cathexis, which expresses the orientation of mental energy towards an object, contributes to the formation of a holistic perception of the world on a deep intuitive level, which manifests the essence of aesthetic feelings. In conditions of increasing uncertainty, his positive emotionality, the ability to concentrate meanings in the creation of cultural phenomena creates stable foundations for the formation of a socio-cultural identity, contributes to the preservation of the value of a subjective and free worldview.

Текст научной работы на тему «Культурно-эстетическое измерение умного города»

Научная статья УДК 130.2:304.2

https://doi.org/10.24158/fik.2025.3.4

Культурно-эстетическое измерение умного города Елена Георгиевна Кривых

Московский государственный строительный университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5339-2410

Аннотация. Анализ новых социальных городских практик, характерных для последних десятилетий урбанизации и связанных с обретением оригинального эстетического опыта, показывает, что они привлекают горожан возможностью испытывать и генерировать высокий уровень эмоциональной включенности. В этой среде эстетическое в его значении гармонизированной чувственности человека может выполнять функции адаптации в гибридном техносоциальном пространстве города. Осмысление эстетического опыта современного человека находит свое выражение в концептах эстетики события, экономики впечатлений, эстетически и эмоционально заряженной среды. Культурные элементы, оформляющиеся в новых видах социальных практик (символы, традиции, ценности), вызывают эмоциональные реакции и становятся стимулом для социального действия. Понятие катексиса, выражающее направленность психической энергии на объект, способствует формированию целостного восприятия мира на глубоком интуитивном уровне, что проявляет сущность эстетического чувства. В условиях возрастающей неопределенности его положительная эмоциональность, способность к концентрации смыслов в создании культурных феноменов создает устойчивые основания для формирования социокультурной идентичности, способствует сохранению ценности субъективного и свободного мироощущения.

Ключевые слова: умный город, цифровая среда, коммуникация, эстетический опыт, эстетически заряженная среда, катексис

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кривых Е.П Культурно-эстетическое измерение умного города // Общество: философия, история, культура. 2025. № 3. С. 41-46. https://doi.org/10.24158/fik.2025.34.

Original article

The Cultural and Aesthetic Dimension of a Smart City

Elena G. Krivykh

Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5339-2410

Abstract. The analysis of new social urban practices, characteristic of the last decades of urbanization and related to the acquisition of original aesthetic experience, shows that they attract city dwellers with the opportunity to experience and generate a high level of emotional involvement. In this environment, the aesthetic in its meaning of harmonized human sensuality can perform the functions of adaptation in the hybrid techno-social space of the city. Reflection of the aesthetic experience of modern man finds its expression in the concepts of the aesthetics of the event, the economy of impressions, aesthetically and emotionally charged environment. Cultural elements, formalized in new types of social practices (symbols, traditions, values), cause emotional reactions and become a stimulus for social action. The concept of cathexis, which expresses the orientation of mental energy towards an object, contributes to the formation of a holistic perception of the world on a deep intuitive level, which manifests the essence of aesthetic feelings. In conditions of increasing uncertainty, his positive emotionality, the ability to concentrate meanings in the creation of cultural phenomena creates stable foundations for the formation of a socio-cultural identity, contributes to the preservation of the value of a subjective and free worldview.

Keywords: smart city, digital environment, communication, aesthetic experience, aesthetically charged environment, cathexis

Funding: Independent work.

For citation: Krivykh, E.G. (2025) The Cultural and Aesthetic Dimension of a Smart City. Society: Philosophy, History, Culture. (3), 41-46. Available from: doi:10.24158/fik.2025.3.4 (In Russian).

Урбанизация как мировая тенденция отражает тот факт, что город вступил в новый жизненный цикл, обусловленный развертыванием процессов глобализации, становлением четвертого промышленного уклада, формированием новых форм социальности. Процессы всесторонней циф-ровизации определили концепцию умного города (smart city) как основной тренд преобразования

© Кривых Е.П., 2025

современного города. В течение десятилетий в научных публикациях разворачивается дискурс-анализ сущности и моделей умного города. Социологи, урбанисты рассматривают эволюцию соответствующих концепций, начиная от пилотных технократических проектов с идеей создания высокотехнологичных кластеров в городской среде до масштабных проектов в виде национальных программ, предназначенных для городов со сложившимися культурными и историческими традициями (Ильина, Коно, 2023). Важнейшим результатом трансформации стал переход от понимания города как комплекса технических решений и организационных мероприятий к «человеческому измерению» проводимых преобразований. Современный тип урбанизации является предметом междисциплинарного анализа, поскольку помимо социально-экономических и технологических вопросов формулируется запрос на определение нового типа социальности, особенностей коммуникативного взаимодействия человека и цифровых устройств, формирование новой модели комфортной городской среды.

Объектом исследования в статье является феномен умного города как основное направление современной урбанизации. В качестве предмета рассмотрения внимание фокусируется на роли эстетического фактора в цифровой среде города, его значении в сохранении уникальности и ценности человеческого бытия.

В связи с развернутой дискуссией о сущности проекта умного города значительно вырос объем публикаций, отражающих культурно-эстетическое измерение происходящих процессов (Гу-сельцева, 2018), наблюдается расширение понятийного аппарата, раскрывающего новые представления об эстетических феноменах. Осмысление творческого опыта современного человека находит свое выражение в концептах эстетики события, экономики впечатлений, эстетически заряженной среды. Первичным в анализе социальных феноменов, обусловивших возникновение данных терминов, является понятие эстетизации как существенной характеристики современной социокультурной ситуации.

Наряду с методологией социально-философского анализа востребованы феноменологический метод исследования, подразумевающий открытость новому опыту, фиксацию возникающих феноменов городской жизни подчас на интуитивном уровне. Поскольку цифровые устройства являются знаковыми инструментами, актуальна семиотическая методология, позволяющая рассмотреть процесс «переструктурирования техносистемы» с помощью культурных средств. Изменение когнитивных процессов (Солдатова, Войскуновский, 2021) сопровождается «высоким потенциалом производства чувственных переживаний», что может стать одной из важных целей в создании городской среды нового типа.

Чувственность в культуре постмодернизма рассматривается в контексте феномена эстетизации. В распространенном значении под ней подразумевается своеобразный «гламурный флер» на явления предметно-вещественного мира. Для понимания изменений, которые являются существенными для городской сферы жизнедеятельности человека, значимы другие измерения. В центре внимания - возрастающая интенсивность потока переживаний, коммуникативная природа социальности в современном обществе, склонная к интенсификации эстетического начала, формирование новых способов понимания, ориентированных на метафоричность, непосредственное «схватывание» сущности, интуитивные механизмы человеческой психики. Значение эстетического как области гармонизированной чувственности человека в современном социально-гуманитарном знании представляется как мировоззренческая идея, суть которой - реализация активного позитивного отношения к жизни, проявление личностного начала.

Ирландский исследователь Р. Китчин предложил формулу умного города в рамках рассмотренной им концепции сетевого урбанизма: взаимодействие умной экономики, умного правительства, умной мобильности, умной среды, умных людей. Р. Китчин полагает, что происходит сдвиг парадигмы от умных городов к умным горожанам (Китчин, 2021). При всей многозначности понятия «умные люди», включая социальную неоднородность этой группы, конструкт умного сообщества, суть которого понимается как обозначение целостного субъекта городского развития, играет важную роль в рассмотрении проблемы гуманизации урбанизированной техносферы. Актуализировался термин «гуманные умные города» (Costa, Oliveira, 2017), который в комплексе высокотехнологических параметров развития города фиксирует содержательные особенности «умного» социального взаимодействия. Включение технологических устройств в культурно-коммуникативные акты, составляющие основу социальности в умном городе, представляет принципиальную новизну и сложность для понимания происходящих преобразований.

В концептуализации идеи умного города есть очевидная преемственность с предшествующими историческими моделями. В ХХ в. в проектах архитекторов были представлены образы индустриального города, города-сада, современного города Ле Корбюзье, линейного, вертикального города. В идее совершенного города, начиная с эпохи Нового времени, проявляется парадигма его изменения через новые технологические возможности. Формирующаяся в эту историческую эпоху

техническая структура, по сути, является инструментом управления социумом. Но в связанных с ним утопиях также принципиальным моментом являлись поиски архитектурных форм и градостроительных решений, которые способствовали бы социальному равенству, становлению новых принципов общественного взаимодействия. Эти социальные утопии вызывали и продолжают вызывать сильный эмоциональный отклик в общественном сознании как некий позитивный гармонический идеал. Культурная среда представляла в них основу ценностного мира горожан.

В первых моделях умного города (Сонгдо, Масдар в Объединенных Арабских Эмиратах, Ин-нополис под Казанью и др.), кроме акцента на технологической составляющей, делалась ставка на универсальность инновационных решений, то есть фактически не принимался во внимание социокультурный контекст их внедрения. Со временем были выделены риски технологического и управленческого характера. В центре внимания исследователей социогуманитарного профиля оказались также антропологические риски: технократизм в принятии решений в социальной сфере, возникающее цифровое неравенство, угроза для безопасности личных данных, гомогенизация городской среды, утрата культурной идентичности.

Независимо от политических и социальных решений в регулировании этой сферы обнаружилась сложность нового типа: специфика коммуникации как взаимодействия человеческого с нечеловеческим, человека и искусственного интеллекта, человека и цифровых устройств. Используется термин «искусственная социальность» (Володенков, Федорченко, 2022), поскольку «субъект начинает все более рассматриваться в качестве неотъемлемой части комплексов, сформированных под воздействием современных социотехнических систем» (Даниелян, 2022). Философское направление объектно-ориентированной онтологии полагает, что «человек должен развивать способность переживать неопределенность, испытывать потенциал непредсказуемости, «прислушиваться» к объектам». Р. Китчин, предостерегая от излишнего технологического оптимизма в оценке возможностей умного города, отмечает: «большие данные» никогда не являются нейтральными и объективными, но они обусловлены ситуативно, работая на создание определенного типа города (Китчин, 2021). В общественном сознании присутствует понимание, что риски - это не только опасности, но в их осознании заключены и возможности перспективного развития. В переживании рисков реализуется взаимодействие субъективных и общественно значимых эмоций и ценностей. В контексте проблемы коммуникации с «нечеловеческим» в художественной практике и в публикациях теоретического уровня проявились размышления о роли эстетической чувственности в преодолении этого своеобразного барьера (Беляев, 2020).

Цифровое расширение личности, обусловленное новыми знаковыми средствами, тесно связано с кризисом социокультурной идентичности. Формируемый стиль жизни в умном городе ведет к потере пространственной идентичности вследствие возникновения новых культурных кодов. Одна из характерных особенностей такого социокультурного пространства - ведущая роль визуального характера восприятия, что в свою очередь способствует его эмоциональной насыщенности. Коммуникативная природа социальности в современном обществе, возрастающая интенсивность восприятия означают, по мнению исследователей, что «коммуникация становится важнее информации» (Беляев, 2020). Культурная идентичность формирует ценностное отношение человека к самому себе, является основанием для построения собственной коммуникативной модели. Огромную роль в создании культурных смыслов играет чувственно-эмоциональная вовлеченность субъектов.

Философская традиция, во многом обусловленная И. Кантом, трактует чувственность как способ связи с универсальным, обеспечивающий единство смыслового поля культуры, человеческого опыта (Барвенко, 2024). Современная социология и психология уделяют большое внимание эмоциональному измерению общественных явлений и социальной природе психологических состояний. Граница между понятиями «чувства» и «эмоции» достаточно неопределенна. Но в целом последние понимаются «как репрезентация чувств» (Ильин, 2016) и в этом качестве -как один из стимулов социального действия. Данный аспект связан с осознанием «фундаментальной взаимозависимости проблемы контроля и эмоционального взаимодействия человека с окружающей урбанистической, насыщенной техникой средой» (Хестанов, Сувалко, 2022: 10).

В русле социально-гуманитарного осмысления развития и трансформации проекта «Умный город» важен качественный анализ социальных практик, связанных с инновационными структурами и обладающих эффектами самоорганизации. Общественные практики, выступающие как характеристики качественных изменений жизни горожан, обладают устойчивостью, имеют массовый характер, воспроизводят определенную нормативность в духе ключевых ценностей данного общества. Новые практики потребления и переживания, порождаемые городской средой, отражены в феномене экономики впечатлений. Суть этой относительно новой сферы экономики заключается в том, что образам и переживаниям, возникающим в процессе потребления, присущи персонифи-цированность, нацеленность на эмоциональное переживание коммуникации, выбор определенного стиля жизни, поддерживаемый медийными технологиями (Кривых, Чудакова, 2023).

Природный компонент городской среды в тех новых формах, которые предлагает «природный урбанизм», «подпитывает» эмоциональную идентичность горожанина, проявляясь в активизации его деятельности, подъеме эмоционального фона личности. Преобразованный, насыщенный культурными смыслами, многофункциональный ландшафт воспринимается как часть эстетического события. Городские экологические практики, так называемые «ландшафты знаний», новые типы общественных пространств проявляют смыслы городского пространства, обусловливающие эмоционально-психологические переживания. Эти виды практик являются значимыми для реализации проекта «Умный город», выражая главную тенденцию его развития - обеспечение неразрывного единства технологических новаций и гуманитарных смыслов. В них реализуется уникальность эстетического события, снимается традиционное разделение объекта и субъекта в опыте восприятия, реализуется своеобразное «растворение» последнего в эстетическом переживании. В процессе развертывания эстетического события проявляется ценностный смысл эмоций как регулятора поведения. Новые виды социальных практик оказывают воздействие на формирование эмоционального интеллекта личности, такие значимые его свойства, как навыки управления собственными переживаемыми эмоциями, мотивацию личности, проявление эмпатии, умение распознавать эмоции окружающих. Эмоциональный интеллект позволяет лучше адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, эффективно действовать в сложных ситуациях.

Обратимся к анализу подхода, сущность которого декларируется как «пересмотр и уточнение понятия культуры, связанного с ее "вертикальным" измерением, формируемым эмоциями и их интенсивностью» (Куракин, 2023). Первоначальная интенция российского исследователя Д.А. Куракина обусловлена стремлением преодолеть «кибернетическую» модель культуры, рассматривающую эмоции как «усилитель» уже готовых культурных смыслов. Исследователь предлагает исто-рико-социологическое обоснование тезиса об эмоциональном измерении культуры: «эмоции и, в частности, их интенсивность участвуют в формировании самих культурных смыслов» (Куракин, 2023). Основываясь на идеях Э. Дюркгейма, З. Фрейда и других значимых фигур в последующем развитии философии, социологии и психологии, Д. Куракин определяет понятие катексиса как неотъемлемое свойство культуры. «Эмоции, производимые в социальных взаимодействиях, могут прикрепляться к разного рода объектам - вещам, идеям, представлениям, символам, телам и их частям, пространственным (таким как, например, территории) и темпоральным (таким как события) феноменам» (Хестанов, Сувалко, 2022).

Таким образом, создается эмоционально-энергизированный ландшафт, способный продуцировать социальное действие. В качестве общих свойств катексиса выделены: особое пороговое значение развития эмоций (степень интенсивности), формирование границ (между сакральным и профанным), возникновение в результате эмерджентного синтеза. В рамках данной статьи из всего богатства значимых эмоций, к анализу которых может быть применена предлагаемая методология, мы выделяем эстетические как, возможно, наиболее важные для гуманизации тех-носоциальной гибридной среды. Специфика эстетических эмоций исследуется как на метафизическом уровне, так и в эмпирическом анализе.

Немецкие исследователи, опираясь на конкретные полевые исследования, указывают следующие признаки, отличающие эстетические эмоции: валентность (субъективная привлекательность или непривлекательность), мощь, возбуждение, новизна (Beermann et al., 2021). Ученые подчеркивают, что «возбуждение или эмоциональная активация занимают центральное место в эстетическом восприятии» (Beermann et al., 2021), обеспечивая яркие поведенческие реакции, эмоциональную вовлеченность и запоминаемость эстетического опыта.

Сходным образом работает и понятие эстетически заряженной среды, предложенное в 60-ых г. ХХ в. британским кибернетиком, творцом кибернетического искусства Г. Паском. Он указывал на динамический характер взаимодействия человека и техносоциальной среды, в котором на первый план выходит «порождение новизны и неожиданности» (Pask, 1971). Британский ученый в качестве определяющих свойств этой среды называет «достаточное разнообразие, чтобы обеспечить потенциально контролируемую новизну, необходимую человеку» (Pask, 1971). Чувство удовольствия, порождаемое этими качествами, основывается на высоком потенциале чувственных переживаний.

Р.З. Хестанов, опираясь на понятие эстетически заряженной среды, отмечает, что «умный город - это прежде всего город, способный производить удовольствие, вовлекать человека в игровое взаимодействие с урбанизированной средой» (Хестанов, Сувалко, 2022). Безусловно, эстетические переживания в целом гораздо объемнее и сложнее, чем чувство удовольствия. Но согласимся, что среда жизнедеятельности человека должна производить положительную валентность впечатлений, используя терминологию упоминавшихся британских исследователей.

Разнообразие и новизна определяются учеными как объективная основа информационного контакта с человеком. Событийность, метафоричность, сложная динамика жизненных процессов способны продуцировать сильные эмоции, влекущие к социально значимым действиям. Один из

примеров - известный «Горки-город» в курорте Красная Поляна, созданный по проектам М. Филиппова и А. Атоянца. Оставляя в стороне тему нереализованности полномасштабных замыслов архитекторов, обратимся к своеобразному воплощению парадигмы «нового урбанизма», попытке в рамках локального проекта реализовать создание эстетически заряженной среды. У архитекторов не было задачи и возможности преобразовать историческую застройку, поскольку ее практически не существовало. Культурно-эстетическое измерение нового города создавалось через тему наслоений в его облике образов исторического города (античного и средиземноморского). По словам М. Филиппова, в проекте проявляются все эстетические преимущества старой романтической архитектуры1. Эти характеристики подразумевают антропоморфность, соразмерность человеку, яркое колористическое решение фасадов, чередование площадей и улиц, образующее неожиданные композиции. Следует отметить и очевидную отсылку к стилю сталинской архитектуры, характерную для курорта Сочи. «Горки-город» возник как туристический объект с мощным растущим коммерческим и рекреационным потенциалом. Спустя десятилетие своего существования он может быть представлен как определенная разновидность умного города, созданного фактически на нулевой основе, реализующего определенный функционал и представляющего эстетически выразительную среду.

Представленные рассуждения позволяют нам сформулировать следующие выводы.

1. Потребность эстетического оформления среды социального обитания - один из способов спонтанного выражения ценностей и глубинных культурных кодов. Ценность эстетического опыта проявляется в функциональном значении как одно из средств адаптации, приспособления к меняющейся социальной реальности.

2. Мы утверждаем, что чувственно-эмоциональная сфера как основа эстетического чувства выступает мощным фактором интегрирования человека в новую цифровую среду. Анализ новых видов социальных практик, возникающих в городской среде, показывает, что они способствуют формированию эмоционального интеллекта, побуждая к позитивному социальному действию.

3. В дискурсе по проблемам социально-гуманитарного осмысления проекта умного города актуализируются понятия эстетически-заряженной среды, катексиса, представляющие механизм возникновения ценностных ориентаций в человеческом опыте.

Список источников:

Барвенко В.И. Эстетика урбанизма: контуры новой антропологической реальности // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 103, № 2. С. 2-9. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2024-103-2-2-9.

Беляев В. Историко-философские аспекты проблемы «нечеловеческого» в социокультурных исследованиях и исследованиях медиа // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2020. Т. 2, № 1. С. 36-51. https://doi.org/10.24411/2658-7734-2020-10003.

Володенков С.В., Федорченко С.Н. Особенности феномена субъектности в условиях современных технологических трансформаций // Полис. Политические исследования. 2022. № 5. С. 40-55. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.05.04.

Гусельцева М.С. Эстетическая парадигма и трансформации повседневности: методологические аспекты // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 1-12.

Даниелян Н.В. Философские основания компьютерной лингвистики // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 4 (36). С. 83-89. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-4-83-89.

Ильин В.И. «Чувства» и «эмоции» как социологические категории // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2016. № 4. С. 28-40. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.402.

Ильина И.Н., Коно М. Трансформация подходов к развитию «умного го рода». М., 2023. 248 с.

Китчин Р. Сетевой урбанизм, основанный на данных // Сети города: Люди. Технологии. Власти. М., 2021. C. 58-80.

Кривых Е.Г., Чудакова С.А. Эстетизация городской среды в контексте экономики впечатлений // Экономика и предпринимательство. 2023. № 11 (160). С. 653-655. https://doi.org/10.34925/EIP.2023.160.11.122.

Куракин Д.А. Катектические механизмы культуры. Ч. 1 // Социологическое обозрение. 2023. Т. 22, № 3. С. 9-52. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2024-1 -9-39.

Солдатова Г.У., Войскуновский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 431-450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450.

Хестанов Р.З., Сувалко А.С. Кто принимает решения в умном городе // Городские исследования и практики. 2022. Т. 7, № 1. С. 7-21. https://doi.org/10.17323/usp7120226-21.

Beermann U., Hosoya G., Schindler I., Scherer K.R., Eid M., Wagner V., Menninghaus W. Dimensions and Clusters of Aesthetic Emotions: A Semantic Profile Analysis // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 667173. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.667173.

Costa E., Oliveira Ä. Humane Smart Cities // The Oxford Handbook of Interdisciplinarity. Oxford, 2017. P. 228-240. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198733522.013.19.

Pask G. A Comment, a Case History and a Plan // Cybernetics. Art and Ideas. L., 1971. P. 76-110.

References:

Barvenko, V. I. (2024) The Aesthetics of Urbanism: Contours of a New Anthropological Reality. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 103 (2), 2-9. Available from: doi:10.18522/2070-1403-2024-103-2-2-9. (In Russian)

1 Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется естественное творческое мышление человека» [Электронный ресурс] // Archi.ru. URL: https://archi.ru/russia/94375/mikhail-filippov-v-ordernoi-sisteme-proyavlyaetsya-estestvennoe-myshlenie-cheloveka (дата обращения: 21.02.2025).

Beermann, U., Hosoya, G., Schindler, I., Scherer, K.R., Eid, M., Wagner, V. & Menninghaus, W. (2021) Dimensions and Clusters of Aesthetic Emotions: A Semantic Profile Analysis. Frontiers in Psychology. 12, 667173. Available from: doi:10.3389/fpsyg.2021.667173.

Beliaev, V. (2020) Historical-Philosophical Aspects of the Problem of "Inhumane" in Sociocultural and Media Studies. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2 (1), 36-51. Available from: doi:10.24411/2658-7734-2020-10003. (In Russian)

Costa, E. & Oliveira, A. (2017) Humane Smart Cities. In: The Oxford Handbook of Interdisciplinary. Oxford, pp. 228-240. Available from: doi:10.1093/oxfordhb/9780198733522.013.19.

Danielyan, N. V. (2022) Philosophical Foundations of Computer Linguistics. Economic and Social Research. (4 (36)), 8389. Available from: doi:10.24151/2409-1073-2022-4-83-89. (In Russian)

Guseltseva, M. S. (2018) Aesthetic Paradigm and Everyday Life Transformations: Methodological Aspects. Psikhologiches-kie issledovaniya. 11 (60), 1-12. (In Russian)

Il'ina, I. N. & Kono, M. (2023) Transformatsiya podkhodov k razvitiyu «umnogo go roda» [Transformation of approaches to the development of the "smart city"]. Moscow. 248 p. (In Russian)

Ilyin, V. I. (2016) "Feelings" and "Emotions" as Sociological Categories. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. (4), 28-40. Available from: doi:10.21638/11701/spbu12.2016.402. (In Russian)

Khestanov, R. & Suvalko, A. (2022) Who Makes Decisions in the Smart City. Urban Studies and Practices. 7 (1), 7-21. Available from: doi:10.17323/usp7120226-21. (In Russian)

Kitchin, R. (2021) Setevoi urbanizm, osnovannyi na dannykh [Network urbanism based on data]. In: Seti goroda: Lyudi. Tekhnologii. Vlasti. Moscow, pp. 58-80. (In Russian)

Krivykh, E. G. & Chudakova, S. A. (2023) Aestheticization of the Urban Environment in the Context of the Experience Economy. Ekonomika ipredprinimatel'stvo. (11 (160)), 653-655. Available from: doi:10.34925/EIP.2023.160.11.122. (In Russian)

Kurakin, D. (2023) Cathectic Mechanisms of Culture. Part 1. Russian Sociological Review. 22 (3), 9-52. Available from: doi:10.17323/1728-192x-2024-1 -9-39. (In Russian)

Pask, G. (1971) A Comment, a Case History and a Plan. In: Cybernetics. Art and Ideas. London, pp. 76-110. Soldatova, G. U. & Voiskounsky, A. E. (2021) Socio-Cognitive Concept of Digital Socialization: а New Ecosystem and Social Evolution of the Mind. Psychology. Journal of Higher School of Economics. 18 (3), 431-450. Available from: doi:10.17323/1813-8918-2021-3-431-450. (In Russian)

Volodenkov, S. V. & Fedorchenko, S. N. (2022) The Peculiarities of the Subjectness Phenomenon in the Context of Contemporary Technological Transformations. Polis. Political Studies. (5), 40-55. Available from: doi:10.17976/jpps/2022.05.04. (In Russian)

Информация об авторе Е.Г. Кривых - кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и технологий Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=656643

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.G. Krivykh - PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Socio-Humanitarian Sciences and Technologies, National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=656643

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.01.2025; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.02.2025; Принята к публикации / Accepted for publication 18.03.2025.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.