Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНТАМИ ДИЗАЙНЕРАМИ'

ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНТАМИ ДИЗАЙНЕРАМИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город / городская историческая среда / эстетическое восприятие / эмоциональное восприятие / эстетическая выразительность / чувства / эмоции / city / urban historical environment / aesthetic perception / emotional perception / aesthetic expressiveness / feelings / emotions

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Литаврина Анастасия Владимировна

Городская среда является неотъемлемой частью жизни человека. Большой интерес приобретают исследования городской среды, как объекта эстетической значимости. Эстетика городского пространства влияет на формирование профессиональных компетенций студентов дизайнеров среды. Развитие целостно-эстетического взгляда на городское пространство – необходимое качество для становления навыков студентов. Важна эстетическая составляющая городской среды, ощущаемая и воспринимаемая через эмоции и чувства. Значительное место в исследовании пространства занимает эмоционально-чувственная сфера. Визуальные образы окружающей среды оказывают сильное влияние на психоэмоциональное состояние личности. Визуальная среда города определяет настроение человека, а совокупность настроений горожан формирует эмоциональный фон, как небольшого городского окружения, так и города в целом. Существуют принципы формирования эмоционального восприятия городского пространства. Важно наличие конкретных навыков и знаний, необходимых дизайнеру для создания определенных эмоций общественного пространства. Необходимо развитие у дизайнеров таких компетенции, как эмоциональное восприятие и эстетическое понимание среды. В Оренбургском государственном университете, на кафедре дизайн созданы программы и направления подготовки, которые развивают данные компетенции. На примере архитектуры исторического города, дизайнеры познают эстетику среды и формируют эстетический образ, выделяют и конструируют данный образ, а впоследствии преобразовывают его в своей профессиональной деятельности. Развитый эстетический вкус для любой творческой профессии – это способ проявления индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE URBAN HISTORICAL ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF AESTHETIC AND EMOTIONAL PERCEPTION OF ENVIRONMENT BY DESIGN STUDENTS

Urban environment is an integral part of human life. Recently, studies of urban environment as an object of aesthetic significance have gained great interest. This paper is devoted to analyzing the aesthetics of urban space and its influence on the formation of professional competencies of students of environmental designers. The article emphasizes that the development of a holistic and aesthetic view of urban space is a necessary quality for the formation of students’ skills. The importance of the aesthetic component of the urban environment, felt and perceived through emotions and feelings, is revealed. A significant place in the study of space is occupied by the emotional-sensual sphere. Visual images of the environment have a strong influence on the psycho-emotional state of the personality. The visual environment of the city determines the mood of a person, and the totality of the moods of city dwellers forms the emotional background of both a small urban environment and the city as a whole. The article considers the principles of formation of emotional perception of urban space. The emotional component of urban environment is studied. The importance of specific skills and knowledge necessary for a designer to create certain emotions of public space is noted. The necessity of development in designers of such competences as emotional perception and aesthetic understanding of the environment is emphasized. At Orenburg State University, the Department of Design has created programs and training areas that develop these competencies. On the example of architecture of the historical city, designers learn the aesthetics of the environment and form an aesthetic image, identify and construct this image, and subsequently transform it in their professional activity. Developed aesthetic taste for any creative profession is a way of manifesting individuality.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНТАМИ ДИЗАЙНЕРАМИ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-178 УДК 37.01:74.01/09+911.375.5]:159.937

Литаврина А.В.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия

Е-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНТАМИ ДИЗАЙНЕРАМИ

Городская среда является неотъемлемой частью жизни человека. Большой интерес приобретают исследования городской среды, как объекта эстетической значимости. Эстетика городского пространства влияет на формирование профессиональных компетенций студентов дизайнеров среды. Развитие целостно-эстетического взгляда на городское пространство - необходимое качество для становления навыков студентов. Важна эстетическая составляющая городской среды, ощущаемая и воспринимаемая через эмоции и чувства. Значительное место в исследовании пространства занимает эмоционально-чувственная сфера. Визуальные образы окружающей среды оказывают сильное влияние на психоэмоциональное состояние личности. Визуальная среда города определяет настроение человека, а совокупность настроений горожан формирует эмоциональный фон, как небольшого городского окружения, так и города в целом. Существуют принципы формирования эмоционального восприятия городского пространства. Важно наличие конкретных навыков и знаний, необходимых дизайнеру для создания определенных эмоций общественного пространства. Необходимо развитие у дизайнеров таких компетенции, как эмоциональное восприятие и эстетическое понимание среды. В Оренбургском государственном университете, на кафедре дизайн созданы программы и направления подготовки, которые развивают данные компетенции. На примере архитектуры исторического города, дизайнеры познают эстетику среды и формируют эстетический образ, выделяют и конструируют данный образ, а впоследствии преобразовывают его в своей профессиональной деятельности. Развитый эстетический вкус для любой творческой профессии - это способ проявления индивидуальности.

Ключевые слова: город, городская историческая среда, эстетическое восприятие, эмоциональное восприятие, эстетическая выразительность, чувства, эмоции.

Litavrina A.V.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]

THE INFLUENCE OF THE URBAN HISTORICAL ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF AESTHETIC AND EMOTIONAL PERCEPTION OF ENVIRONMENT BY DESIGN STUDENTS

Urban environment is an integral part of human life. Recently, studies of urban environment as an object of aesthetic significance have gained great interest. This paper is devoted to analyzing the aesthetics of urban space and its influence on the formation of professional competencies of students of environmental designers. The article emphasizes that the development of a holistic and aesthetic view of urban space is a necessary quality for the formation of students' skills. The importance of the aesthetic component of the urban environment, felt and perceived through emotions and feelings, is revealed. A significant place in the study of space is occupied by the emotional-sensual sphere. Visual images of the environment have a strong influence on the psycho-emotional state of the personality. The visual environment of the city determines the mood of a person, and the totality of the moods of city dwellers forms the emotional background of both a small urban environment and the city as a whole. The article considers the principles of formation of emotional perception of urban space. The emotional component of urban environment is studied. The importance of specific skills and knowledge necessary for a designer to create certain emotions of public space is noted. The necessity of development in designers of such competences as emotional perception and aesthetic understanding of the environment is emphasized. At Orenburg State University, the Department of Design has created programs and training areas that develop these competencies. On the example of architecture of the historical city, designers learn the aesthetics of the environment and form an aesthetic image, identify and construct this image, and subsequently transform it in their professional activity. Developed aesthetic taste for any creative profession is a way of manifesting individuality.

Key words: city, urban historical environment, aesthetic perception, emotional perception, aesthetic expressiveness, feelings, emotions.

Современная городская среда должна удовлетворять не только материальным, но и духовным потребностям человека. «В настоящее время усиливается интерес к формированию городской среды в целом как к особому виду эстетической деятельности» [1, с. 3]. Город - это монументальное произведение, образующее целостный самодостаточный мир в собственных пределах. Человек воспринимает этот мир соотнося материальные формы со смысловым контекстом. Общее свойство современных городов - соединение созданных в разное время и на основе различных стилевых систем объектов и пространств.

«Архитектурная среда города - это объект художественного творчества, который формируется как одновременно, так и постепенно, по частям» [1, с. 4]. Можно рассматривать городскую ткань как произведение искусства. В таком случае на каждом этапе развития фрагменты этого полотна отражают некую художественную идею, заложенную автором и воплощающую характер определенной эпохи. При этом общий художественно-образный потенциал среды формируется при помощи архитектуры, дизайна и искусства и образует единое художественное начало. В этом контексте задачей дизайнера среды является способность умело привнести новую ткань в старое полотно города, используя определенные средства так, чтобы вновь созданное сочеталось со старым и сохранился образ художественного произведения.

Для того, что бы архитектурно-пространственная среда удовлетворяла духовным потребностям человека, дизайнер должен учитывать ее качества, воздействующие на человека и воспринимаемые человеком. Организуя окружение, он создает не только физический каркас своей деятельности, но и системы взаимоотношений между различными слоями общества. Планируя предметный мир, дизайнер берет за начало образы и представления, которые должны основываться не только на материальных предметах окружающего мира, но и на деятельности людей. Изменяя окружение, он стремится создать новую среду, которая не только разграничивает пространство и размещает предметы, элементы, но и передает смысловую, эмоциональную информацию. В этой информации опредмечивается опыт и знания, передаваемые из поколения в поколение.

Эстетическое и художественное восприятие среды связано в первую очередь с определенным уровнем развития чувств человека. В основе восприятия городской среды лежат зрительные ощущения, а именно обстановка, передающая многообразие формы, цвета, света. Для архитектурно-пространственной среды, помимо зрительных ощущений, важны также осязание, слух и обоняние. Они тоже участвуют в процессе восприятия городского пространства. Как считает Б.Р. Виппер, «пространство - это та стихия, которой в художественном воздействии архитектуры принадлежит несомненно первенствующая роль. Пространство архитектуры способно вызвать самые разнообразные эмоции: чувство недостижимой высоты или необъятного простора, величавого покоя или угрюмой замкнутости» [2].

Одним из первых, кто обратил внимание на специфическую эмоциональность городской среды стал Георг Зиммель. Изучая различные городские пространства он пришел к выводу, что город предоставляет огромные возможности для чувственных переживаний и большой спектр эмоций. Но при этом город так же порождает эмоциональную атрофию восприятия, которая может возникнуть для того, чтобы живому организму избежать перегрузки нервной системы. Перегрузка может появится из-за быстрой постоянной смены внутренних и внешних впечатлений, которые дает городская среда.

Большой вклад в изучение чувств и эмоций внесли представители Чикагской школы социологии, которые исследовали город через анализ городских сообществ и социальных групп. Особый взгляд на город раскрыл Р. Парк в своей работе «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок». Ученый делает вывод о том, что город - это не просто концентрация общественных, административных, жилых, производственных зданий и учреждений, это эмоции, чувства и отношения. Еще один представитель Чикагской школы - Л. Вирт в своей работе «Урбанизм как образ жизни» уделял особое внимание человеческим взаимоотношениям, особенностям социальных контактов между людьми. Р. Парк и Л. Вирт изучали человеческое сообщество через физическое окружение, пространство среды и взаимодействие человека с городом.

Другое течение, исследовавшее чувственное и эмоциональное состояние, вызываемое городской средой - французская философская школа критической мысли. Ее представители - Мишель де Серто и Анри Лефевр делали акцент на том, что капитализм, широко распространяющий стандартизированное культурное производство и наполняющий город заранее заданными конструкциями поведения и восприятия, обезличивает городскую среду. Ученые подчеркивали, что живыми городскими местами являются те, которые имеют специфическую «ауру», эмоции определенного спектра. Представители данной школы уделяли большое внимание возможности социального конструирования пространства через эстетические и художественные практики.

Еще одно направление, занимавшееся исследованиями «эмоционального города» - Американская градостроительная школа. Яркий представитель этой школы Кевин Линч, создавший работу о форме субъективного восприятия городской среды с помощью ментального кар-тинирования. Он считал, что визуальные качества города формируются из мысленного образа горожан. Построение картины городского пространства возникает на основе определенного свойства - вообразимости, вызывающего сильный эмоциональный образ в сознании зрителя. Городские объекты рассматриваются сквозь призму связанных с ними событий, воспоминаний человека. Общественный образ складывается в результате соединения индивидуальных образов. В результате, формируется эмоциональное восприятие отдельного городского пространства и города в целом. Еще один представитель Американской градостроительной школы, У. Уайт был первооткрывателем в изучении малых общественных пространств и их положительного влияния на жителей городов. Главными характеристиками таких пространств по мнению У. Уайта были естественность, обозримость, наполненность и со-маштабность человеку. Они вызывали чувства доверия, принятия, радости, восторга.

Современные исследователи городской среды делают акцент на улучшении доступности мест досуга и мест занятости, что повышает качество жизни и увеличивает объем положительных эмоций, таких как радость, безмятеж-

ность, оптимизм. Так же, по их мнению, на наличие общественных пространств, сделанных руками городских жителей повышает уровень счастья. Архитекторы отмечают потребность наполнять первые этажи жилых зданий общественными социально значимыми объектами для повышения чувства удовольствия и безопасности. Несмотря на разницу подходов, для всех ученых эмоции являются признаком высокого либо низкого качества городской среды.

Психологическая задача таких искусств как архитектура и дизайн - преобразование зрительного ряда, образованного восприятием объемно-пространственной среды в определенные эмоционально-чувственные реакции. Эмоциональное влияние - важный параметр в работе дизайнера, так как его основная задача - умение создать определенное психологическое воздействие среды на человека. Изучение вопроса влияния различных форм и пространств на эмоциональное состояние наибольшего процента людей - необходимый инструмент работы в процессе творческой деятельности дизайнера среды.

Связь человека с архитектурно-пространственной средой выражается через единство эмоций, ощущений и восприятия окружающего мира. Человек передает свое восприятие через эмоции. При проектировании городской среды и организации пространства необходимо в первую очередь учитывать те эмоции, которые способствуют адаптации к среде обитания. В этом случае уровень эмоционального удовлетворения напрямую зависит от того, на сколько спроектированная среда отвечает потребностям общества.

Основные причины, которые вызывают эмоции у человека - физиологическое состояние, поведение, эстетический образ среды обитания. Дополнительно можно выделить еще несколько причин, способствующих возникновению эмоций. В первую очередь, эмоции как активатор жизнеспособности и эмоции как реакция человека на эстетическое выражение среды. Так же можно отметить эмоции, возникающие как реакция на комфортное - дискомфортное состояние среды и как выражение отношения к привычным, узнаваемым формам. Во всех случаях эмоциональная реакция на взаимодействие с архитектурно-пространственной средой показывает отношение к ней человека.

«Оценка эмоциональных качеств - это реакция личности на среду, суммирующая личностные свойства и свойства стимулов среды. Эти оценки несут в себе синтез субъективно - объективных факторов среды и реакций человека на эти факторы» [3, с. 42]. Городское пространство может быть эстетически привлекательным либо наоборот вызывать дискомфорт, тревогу и отвращение. В эстетически привлекательной среде основные категории поведения - это общение, интерес, отдых, созерцание, спорт, праздник. В такой среде у человека возникают эмоции радости, активности, наличие контроля, спокойствия. Соответственно непривлекательные пространства способствуют развитию таких категорий, как девиантное поведение, что выражается в повышенном чувстве контроля или отсутствии контроля, одиночестве, дискомфорте, потере интереса, а так же более тяжелых формах отклоняющегося поведения личности.

Эмоциональность среды формируется эмоциональными стимулами, экспрессией образов. Они вызывают эмоциональные реакции принятия - избегания места обитания или нейтральное отношение. Экспрессия этих средовых элементов вызывает различные эмоциональные состояния.

В современном мире дизайнеры пытаются найти новые идеи для создания комфортной среды и жизнеутверждающего пространства города. В данном случае важна эмоциональная составляющая объектов средового дизайна и то, как они воспринимаются жителями города. Улучшение настроения через предметы искусства дает возможность испытывать положительные эмоции.

Если эмоциональные качества пространства рассматривать в контексте деления среды на современную и историческую, то можно выделить следующую закономерность. Для современной среды характерны такие ассоциации как спорт, физическая активность, бытовые функции, она не очень уютна, вызывает смелость и надежду. Историческая же среда в большей мере ассоциируется с общением, отдыхом, праздником, она приятная, уютная, соразмерная, вызывает интерес.

Определение характеристик пространства, а именно его эмоциональных качеств можно разделить на несколько основных эмоций: радость, умиротворение, удивление, грусть, не-

приязнь и страх. С помощью данных эмоций можно описать пространства, вызывающие определенные ощущения у людей [4].

Развитие целостно-эстетического взгляда на городское пространство - необходимое качество для формирования профессиональных навыков дизайнера. Занимаясь проектированием предметно-пространственного мира, дизайнер ориентируется на целостные и социально значимые объекты городской среды, которые являются основой, первой ступенью формирования образа города. Историческая часть города в этом отношении становится базисной формой, имеющей большое количество различных объектов и пространств, формирующих целостно-эстетический взгляд.

Исторический центр считается самой сложной, но в то же время самой эстетически богатой категорией общего городского пространства. Это особый район, который несет отпечаток прошлых эпох, это место, в котором сконцентрирована вся история и культура. Он визуально воспринимается как целый организм, неповторимое индивидуальное лицо города. Разнообразные фасады и колористика домов создают уникальный и неповторимый облик среды. Изучение данной среды способствует развитию эстетического сознания и эстетического вкуса, что в свою очередь помогает лучше ориентироваться в информационно насыщенном поле современной культуры.

«Эстетические стимулы - это стимулы среды, рождающие эстетическую реакцию, влияющие на наше настроение, чувство, эмоциональное выражение. Этими стимулами являются архитектурная форма, пространство, их композиционные свойства такие, как ритм, метр, пропорциональность, модульность, симметрия, центральная симметрия, асимметрия, единство, подобие, контраст, нюанс» [3, с. 15].

Стимулы архитектурно-пространственной среды ярко выраженные в исторической части города. В данной среде архитектурно-художественное воздействие усиливается благодаря масштабу, формам, сочетанию цветов, пропорциям, симметрии и другим средствам, оказывающим влияние на социальное поведение и эмоциональное восприятие человека.

Историческая часть города наделена высокой эмоционально-эстетической привле-

кательностью, за счет целостности образа, гармонично сформированного пространства и сомаштабности. В данную среду включены объекты, отражающие «дух места» и исторические особенности развития города. Факторы, формирующие этот неуловимый «дух места» и создающие особенную атмосферу пространства (своеобразный чувственный портрет) - образы истории и культуры, а так же театральность и карнавальность среды. Исторический облик городской среды сформирован путем сложения между собой нескольких пространств, перспектив и панорам, лаконично объединённых в единое целое.

Изучая и анализируя городское пространство, можно понять его «генетический код» с позиции единства, согласованности, преемственности, оригинальности и эстетической выразительности, который является неотъемлемой составляющей культуры общества.

Городская историческая среда участвует в формировании эстетического и эмоционального восприятия пространства у студентов дизайнеров. Потенциал центра города огромен - историческая центральная часть города это созвучие архитектурных стилей, объединение отдельных дизайнерских направлений, компонентов и деталей в общую композицию городской среды. Все это обилие красок, компонентов совместно работает и воспринимается как гармонизированная общность единого восприятия. Это созвучие является согласованным осмыслением сложной системы образов окружающего предметно-пространственного мира. Изучая среду исторической части города можно проследить, проанализировать пространственную и временную многослойность, системную композиционную иерархию. Это позволяет лучше понять архитектурное пространство, его эстетику и эмоциональные качества, которые оно передает зрителю.

Существует необходимость развивать у дизайнеров такие компетенции, как эмоциональное восприятие и эстетическое понимание среды. Практика показывает, что студенты не обладают данными компетенциями. Им тяжело дается оценка эмоциональной наполненности среды, они плохо считывают чувственность окружения и не могут наполнять средовой дизайн определенным настроением.

Студенты дизайнеры не видят и не выделяют эмоциональную составляющую конкретного места, вне зависимости от его объема - большое, малое пространство. Сформированные эстетические качества студентов не достаточно весомы, объемны. В ходе образовательного процесса сформировалась необходимость развития определенных сущностных характеристик эстетического опыта.

В Оренбургском государственном университете, на кафедре дизайн созданы программы и направления подготовки, которые развивают данные компетенции. Одна из таких программ -«Архитектурный облик исторического центра Оренбурга», созданная Живаевой О. О. для студентов. На экскурсиях студенты изучают историческую застройку и комплексное развитие центра города Оренбурга. Им рассказывают о концепции устройства этих территорий и этапах формирования городской среды, раскрывают особенности плана города в разные временные периоды. Рассказывается история развития района с XIX века до наших дней. Большое внимание уделяется дореволюционной застройке. Оценивается результат реконструкции и восстановления дореволюционных зданий, уместность новых объектов, построенных в исторической среде города. Студенты исследуют инфраструктуру, выявляют яркие доминанты среди общей застройки, изучают благоустройство.

На примере архитектуры исторического города, дизайнеры познают эстетику среды и формируют эстетический образ, выделяют и конструируют данный образ, а в последствии преобразовывают его в своей профессиональной деятельности. Важным навыком в структуре полученного опыта во время экскурсий является эстетический вкус, как способность к выявлению эстетической ценности. Развитый эстетический вкус для любой творческой профессии, в том числе дизайна, это в первую очередь способ проявления индивидуальности и субъективной позиции.

Так же эстетический опыт содержится в освоенных студентом разных формах эстетических практик. Подобные практики организованы в ОГУ преподавателями кафедры дизайна Шлеюк С. Г. и Карповой Э. В. в форме пленэ-ров в исторической части города Оренбурга.

На пленэрах подробно изучается архитектура конкретного здания, специфические особенности определенной среды (площади, сквера), вычленяются отдельные детали, анализируются пропорции, масштаб, форма выбранного объекта. Данная практика помогает сформировать общее понимание законов искусства, что в свою очередь так же важно для обретения эстетического опыта. Пленэры способствуют приобретению умений и навыков в познании эстетики формы и, в последствии, данный творческий навык дает возможность создания индивидуальных эстетических феноменов.

Дизайнер должен делать акцент не только на красоте, но и на том, как объект или среда

влияет на человека с психологической точки зрения, какие эмоции они будут вызывать. Необходимо развивать талант соблюдения баланса между красивой, комфортной городской средой и средой, которая вызовет спектр положительных эмоций, привлечет внимание. Только в этом случае получится создать идеальную среду, сформировать гармоничное пространство, которые будут работать для людей.

Создание определённых эмоций - необходимый навык для современного дизайнера среды. И если дизайн архитектурной среды - это сформированный сценарий поведения людей, то должен предусматриваться и сценарий их ощущений в каждой конкретном месте [4].

22.09.2023

Список литературы:

1. Беляева, Е. Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. - Москва: Стройиздат, 1977. - 127 с.

2. Виппер, Б. Р. Статьи об искусстве. - Москва: Искусство, 1970. - 591 с.

3. Шилин, В. В. Архитектура и психология. Краткий конспект лекций. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. - 66 с.

4. Дроздова, Ю. И. Дизайн и влияние архитектурных форм на эмоциональное состояние человека / Ю. И. Дроздова // Бизнес и дизайн ревю. - 2020. - №2 (18). - С. 9.

5. Рябов, О. Р. Дизайн архитектурной среды как фактор здоровья и поведения человека. // Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы. - Уфа, 2020. - С. 233-240.

6. Панкина, М. В. Основы методологии дизайн-проектирования. - Екатеринбург: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. - 150 с.

7. Гаврилов, А. М. Дизайн городской среды как средство преобразования исторического пространства. // Визуальная антропология - 2019. Город-Университет: жизненное пространство и визуальная среда. - Великий Новгород, 2020. - С. 148-158.

8. Лащенко, С. В. Ценность исторической среды: люди, практики, повседневность. // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. - Самара, 2020. - С. 579-584.

9. Иконников, А. В. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды / А. В. Иконников - Москва: Советский художник, 1985. - 336с.

10. Ненько, А. Е., Курилова, М. А., Подкорытова, М. И. Анализ эмоционального восприятия территории и развитие «Умного города» // International Journal of Open Information Technologies. 2020. №11. 128-135.

11. Георг Зиммель Большие города и духовная жизнь / Георг Зиммель - Strelka Press, 2018. - 112 с.

12. Отинова, А. Д. Анализ концепций изучения города представителями Чикагской школы социологии Робертом Парком и Луисом Виртом / А. Д. Отинова, Е. С. Патрушева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - №21 (311). - С. 453-454.

13. Калякина, А. В. Городская среда как объект региональных исследований // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. - 2019. - №1 (36). - С. 178-195.

14. Рыбинских, К. А., Фалько, В. П. Визуальная среда как инструмент формирования положительного эмоционального фона города // Инновации в дизайне и дизайн-образовании: сборник научных статей - Екатеринбург, 2017. - С. 107-113.

15. Швидковский, Д. О. Художественное воспитание и формирование эстетических качеств городской среды / Д. О. Швидков-ский // Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности: труды общего собрания РААСН 2005 г. - Воронеж: ВГАСУ 2015. С. 280-281.

16. Высоковский, А. А. Визуальные образы городской среды / А. А. Высоковский. - Москва: Локус Станди, 2016. - 236 с.

17. Солдатова, И. Н. Сущностные характеристики эстетического опыта как элемента содержания образования // Известия ВГПУ. - 2014. - №4 (89). - С. 83-87.

References:

1. Belyaeva E. L. (1977) Architectural and spatial environment of the city as an object of visual perception. Moscow: Stroyizdat, 127 p.

2. Vipper B. R. (1970) Articles about art. Moscow: Art, 591 p.

3. Shilin V.V. (2011) Architecture and psychology. Brief lecture notes. N. Novgorod: NNGASU, 66 p.

4. Drozdova Yu. I. (2020) Design and the influence of architectural forms on the emotional state of a person. Business and design review, No. 2 (18), p. 9.

5. Ryabov O. R. (2020) Design of the architectural environment as a factor in human health and behavior. Technological and artistic education of students: problems and prospects. Ufa, pp. 233-240.

6. Pankina M. V. (2020) Fundamentals of design methodology. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University. the first President of Russia B.N. Yeltsin. Ekaterinburg, 150 p.

7. Gavrilov A. M. (2020) Design of the urban environment as a means of transforming historical space. Visual Anthropology — 2019. City-University: living space and visual environment. Veliky Novgorod, pp. 148-158.

8. Lashchenko S. V. (2020) The value of the historical environment: people, practices, everyday life. Traditions and innovations in construction and architecture. Samara, pp. 579-584.

9. Ikonnikov A. V. (1985) Art, environment, time: Aesthetic organization of the urban environment. Moscow: Soviet Artist, 336 p.

10. Nenko A. E., Kurilova M. A., Podkorytova M. I. (2020) Analysis of the emotional perception of the territory and the development of the «Smart City» International Journal of Open Information Technologies. No. 11. pp. 128-135.

11. Georg Simmel (2018) Big cities and spiritual life. Strelka Press, 112 p.

12. Otinova A. D. (2020) Analysis of the concepts of studying the city by representatives of the Chicago School of Sociology Robert Park and Louis Wirth. Text: immediate Young scientist. No. 21 (311), pp. 453-454.

13. Kalyakina A.V. (2019) Urban environment as an object of regional research. Man: Image and essence. Humanitarian aspects. No. 1 (36), pp. 178-195.

14. Rybinskikh K. A., Falko V. P. (2017) Visual environment as a tool for creating a positive emotional background of the city. Innovations in design and design education: collection of scientific articles. Ekaterinburg: pp. 107-113.

15. Shvidkovsky D. O. (2015) Artistic education and the formation of aesthetic qualities of the urban environment. Continuous architectural and construction education as a factor in ensuring the quality of the living environment: proceedings of the general meeting of the RAASN 2005. Voronezh: VGASU, pp. 280 -281.

16. Vysokovsky A. A. (2016) Visual images of the urban environment. Moscow: Locus Standi, 236 p.

17. Soldatova I. N. (2014) Essential characteristics of aesthetic experience as an element of the content of education. News of the Voronezh State Pedagogical University. No. 4 (89), pp. 83-87.

Сведения об авторе: Литаврина Анастасия Владимировна, старший преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Е-mail: [email protected] 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.