ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
К УЛЬТУРНАЯ ПОВЕСТКА РОССИИ
УДК 008:351.858
Р. Г. Абдулатипов
Президент Республики Дагестан
В статье отмечается, что решение многих коренных вопросов государственной политики и управления, социально-культурного обустройства российского народа на перспективу непосредственно связано с содержанием культуры, с состоянием культуры человека, общества, культурной политикой государства. Глубочайшие социальные потрясения, которые неоднократно происходили с российским народом в ХХ веке, привели к тому, что мы растеряли многие традиционные культурные ценности и установки российской культуры, которая исторически воспроизводила в художественных образах, ценностях и идеалах правду, добродетельность, гармонию и любовь. Культура и культурная политика все больше формализуются, теряя содержание. Происходит бесконтрольное заполнение культурного пространства артефактами невежества, атрибутикой массовой культуры, вместо традиционной культуры с вековыми идеалами. В этих условиях актуальной становится задача более убедительного инвестирования культурно-нравственных ценностей в развитие человека и общества, ибо главной задачей культурной политики государства является обеспечение победы культуры над невежеством, духовного совершенствования человека и общества, а не просто обеспечение доступа к культурным ценностям. Задачи культурной политики — это не только обеспечение равного доступа граждан к культурным ценностям и учреждениям, как это преподносится, но и формирование целостности духовного мира, миропонимания россиян, их культурной идентичности. При этом важно понимать, что базовые основы культурно-нравственного кода человека и нации формируются, прежде всего, на ценностях и смыслах традици-он ной куль ту ры — ис ти ны, до бра, красо ты и люб ви, — ко то ры ми чрез вы чай но бо га та рус ская, российская культура. Таким образом, Год российской культуры нуждается в фундаментальной повестке, которая позволила бы осознать потенциал традиционных современных смыслов русской, рос сий ской куль ту ры, а так же це ли и со от вет ст вую щие за дачи фор ми ро ва ния эф фек тив ной государственной культурной политики, способной сохранить культурную идентичность и достоинства россиян, культурный суверенитет России, установить для гражданина, народа, страны смысловые связи между прошлым, настоящим и будущим России. Культурный потенциал русской, рос сий ской куль ту ры — это наш страте ги че ский ре сурс, смысл на цио наль ной идеи Рос сии в XXI веке.
Ключевые слова: культурная политика, российская культура, традиционные культурные ценности, на циональная идея России, массовая культу ра, культурная идентич ность.
R. G. Abdulatipov
President of the Republic of Dagestan, Government House, Lenin Square, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation, 367005
CULTURAL AGENDA OF RUSSIA
The article notes that the solution of many fundamental issues of public policy and management, socio-cultural development of people for the future are directly connected with the content of culture, with a culture of human society, the cultural policy of the state. Profound social upheaval, which repeatedly occurred with the Russian people in the 20th century, led to the fact that we have lost many traditional
АБДУЛАТИПОВ РАМАЗАН ГАДЖИМУРАДОВИЧ - доктор философских наук, профессор, Президент Республики Дагестан, Лауреат Государственной премии — премии Правительства РФ, заслуженный деятель науки РФ
10 ABDULATIPOV RAMAZAN GADZHIMURADOVICH — Full Doctor of Philosophy, Professor, honored
worker of science of the Russian Federation, the President of the Republic of Dagestan, the winner of the State award — an award of the Government of the Russian Federation
e-mail: [email protected] © Абдулатипов Р. Г., 2014
^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество
cultural values and attitudes of Russian culture, which was historically depicted in the images, values and ideals, truth, virtue, harmony and love. Culture and cultural policy is increasingly formalized, losing content. Is uncontrolled filling the cultural space artifacts ignorance, symbols of mass culture, instead of the traditional culture with secular ideals. In these circumstances relevant the problem becomes more compelling investment, cultural and moral values in the development of man and society, because the main aim of cultural policy is to provide the victory of culture over by the ignorance, spiritual development of man and society, and not just the provision of access to cultural values and of unknown origin tasks of the cultural policy is not only equal access of citizens to cultural values and institutions, as it is presented, but also the integrity of the spiritual world, the world Outlook of the Russians, their cultural identity, realizing that the Foundation of the cultural and moral code of the person and Nations are formed on the values and meanings of traditional culture of truth, good, beauty and love — which is extremely rich Russian, Russian culture. Thus, the Year of Russian culture requires fundamental agenda, which would allow to realize the potential oftraditional and modern meanings in Russian, Russian culture, as well as the goals and associated tasks of formation of effective state cultural policy, able to preserve cultural identity and dignity of Russians, cultural sovereignty of Russia, and to establish for the citizen, nation, country, semantic connection between the past, present and future of Russia. Cultural potential of Russian, the Russian culture is our strategic resource, a sense of national idea of Russia in the 21st century.
Keywords: cultural policy, Russian culture, traditional cultural values that Russia's national idea, mass culture and cultural identity.
Россия проходит через глубокие трансформационные процессы, которые в корне изменили политические и социально-экономические основы развития государства и общества. И, конечно, эти процессы не могли не затронуть культурный код русского, российского народа, в целом культурную среду и культурную идентичность России и россиян. Российское общество столкнулось с фундаментальными вопросами — вызовами, на которые приходится отвечать: наследницей какой культуры выступает Россия; каковы смыслы нынешней русской российской культуры; какую культурную политику призвано осуществлять российское государство; наконец, каково содержание культурной повестки России ХХ! века и т.д.
Рос сийская власть в по след ние годы пытается найти разумные ответы на эти вопросы. Она стала понимать, что в современных условиях, как отметил Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2012 года, все более «определяющее значение приобре та ют вопро сы общего образования, культуры, молодёжной политики». При этом «эти сферы не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина» (см.: http:// www.kremlin.ru).
Следовательно, решение многих коренных вопросов государственной политики и управления, социально-культурное обустройство россиян, российского народа на перспективу непосредственно связаны с содержанием культуры, с состоянием культуры человека, общества, с проводимой культурной политикой государства. При этом фундаментально-реформистские усилия В. В. Путина за последние десять лет все более чётко выявляют закономерность, когда культурная динамика, а значит, и культурные процессы, не успевают за политической и социальной динамикой развития современного российского общества. Это означает, прежде всего, то, что экономические и иные процессы не успевают обрести традиционные российские культурно-нравственные смыслы. Отсюда и духовный кризис, который затронул мно гие сфе ры рос сий ско го общества, самосознание и поведение россиян, что по тре бова ло глу бокий зон даж, прежде всего, сферы культуры.
Именно из этих объективных вызовов и исходил Президент Российской Федерации В. В. Путин, объявляя 2014-й год Годом культуры в Российской Федерации. При этом, понимая, что культура — это не набор видов искусств и не развлекательно-увеселительные услуги, как это часто воспринима-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
ется последнее двадцатилетие, а более глубокая, сущностная субстанция, традиционный уклад жизни, историческая память и опыт социального бытия человека, социума, которая в целом определяет суть и смысл их жизни, способность людей жить вместе по общепринятым нормам, по критериям истины, добра, красоты и любви, обретая при этом большие просторы и потенциал свободы и достоинства, как для себя, так и для других людей.
И огромное значение в обретении смысла культу ры и культур ной по ли ти ки, а значит, и в продуктивном проведении Года культуры, имеют положения о традиционной культуре, озвученные Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года.
Глубочайшие социальные потрясения, которые неоднократно происходили с российским народом в ХХ веке, привели к тому, что мы растеряли многие традиционные культур ные цен но сти и ус та нов ки рос сий ской культуры, которая исторически воспроизводила в художественных образах, ценностях и идеалах правду, добродетельность, гармонию и любовь. А после развала Советского Союза произошло вымывание духов но-нрав ст вен ных смы слов россий ского культур ного про стран ст ва. И оно ста ло переполняться невежеством и безнравственностью, озлобляя людей, сталкивая граждан единой страны друг с другом.
Многие традиционные основания русской, российской культу ры ста ли терять духовный смысл. Мир человека стал более прагматичным, и уже редко кто вспоминает о духовных идеалах человеческого бытия как об основаниях культуры человека и обще ст ва.
Отсюда и возрастающая разобщённость, разорванность исторических связей между по ко ления ми и культу ра ми, что при водит к ослаблению скрепов формирования российского народа, российской нации. Культу ра и культур ная по ли ти ка ста ли все боль-
ше терять своё духовно-просветительское предназначение, претерпевать кризисы и деформироваться. Все чаще культура стала выступать как форма, теряя свою внутреннюю це ло ст ность и жиз не спо соб ность, своё предназначение одухотворять, просветлять социальные процессы, объединять и вдох-нов лять на цию.
Культура и культурная политика все больше формализуются, теряя содержание.
Послушайте ежегодные отчёты министров культуры страны или регионов, и вы услышите набор цифр о количестве домов культуры, театров, постановок спектаклей и фильмов и почти ничего о ценностном потенциале и ценностных ориентирах русской, российской культуры и о смыслах культурной политики региона.
Происходит бесконтрольное заполнение культурного пространства артефактами невежества, атрибутикой массовой культуры, вместо традиционной культуры с вековыми идеалами. Сознание и образ жизни россиян переполняются чуждыми смыслами и чуждыми ценностями, толкая россиян к этнополитическому, религиозному экстремизму, вплоть до объявления врагами род-ст вен ни ков или согра ж дан. Са мое страш ное — идёт процесс потери духовно-нравственных оснований оценки культуры и невеже-ст ва, нравст вен ности и безнравст вен ности. В дискуссии с автором книги «Конфликт цивилизаций» С.Хантингтоном в Гарвардском университете (в начале 90-х годов прошлого века) мне приходилось ему отвечать, что по большому счету культуры не сталкиваются, сталкивается невежество! И главное противоречие нашего времени — это не конфликт между культурами, а борьба между культурой и невежеством, и то, что в современном мире вос производство неве жества более успешно проис ходит, чем вос производст во культуры.
В этих условиях актуальной становится задача более убедительного инвестирования культур но-нрав ст вен ных цен но стей в раз ви тие че лове ка и об ще ст ва, ибо глав ной
Ф
^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество
Ф
задачей культурной политики государства является обеспечение победы культуры над невежеством, духовного совершенствования человека и общества, а не просто обеспечение доступа к культурным ценностям, неизвестного происхождения, далёких от духовных идеалов и истин, добра, любви и красо ты.
В России, которая считалась духовной крепо стью ми ра, так же все меньше вни мания уде ляет ся ос мыс ле нию су ти и прак тики духовных идеалов русской, российской культуры. Работы Л.Толстого, Н.Бердяева, А. Сорокина, Д. Лихачева, В. Межуева, Р. Гамзатова, М. Карима, Д. Гранина, Ф. Искандера и других мыслителей, посвящённые этим идеалам, фактически не пропагандируются, не доводятся до культурологического образования и культурной практики. В то же время в советское время, при всех недостатках однобокого идеологического диктата, передовые традиционные смыслы рус ской, рос сий ской культу ры вне дря лись в сознание и в жизненную практику людей.
Недостатки философско-культурологи-ческого осмысления и обеспечения культурной политики частично можно было бы компенсировать развитым законодательством о культуре. И тут у нас пока не все благополучно. Более десяти лет в Государственной Думе идёт работа над законопроектом «О культуре». И неизвестно, сколько ещё ждать этого базового федерального закона, ибо каждый новый депутатский созыв хочет дать свой вариант законопроекта. При этом более пятидесяти субъектов Федерации уже приняли свои законы о культуре. Получается, что страна по разным регионам живёт в разных культурных измерени ях, по-разному понимает сущность культуры и культурной идентичности граждан.
Отсюда неопределённость, бессистемность и про ва лы культур ной по ли ти ки, что усугубляет духовно-нравственное здоровье рос си ян, культурное са мочув ст вие рос си-ян и россий ско го народа, при этом объ яс няя все недостатки культурной политики низ-
ким уровнем финансирования сферы культуры. К сожалению, при этом мы умудряемся финансировать очень много ненужной и не очень качественной культуры, а порой и просто невежество. После избрания В. В. Путина Президентом Российской Федерации в 2000 году финансирование культуры уве ли чи лось в семь раз. И за коно мерный вопрос: возросла ли за это время соответствующим образом эффективность культурной политики? Потеряны эстетические и этические мерила оценки культуры и культурной политики.
Другой пример: в стране более 50 тысяч домов культу ры, в ко торых за ми зерную зарплату работает огромное количество людей. Многие из них уже давно не знают, чем занимаются: кто этнографией, кто порнографией, а кто и просто откровенным невежеством — распространением пошлостей, разврата и безвкусицы. Здания и сооружения многих учреждений культуры давно находят ся в без культур но-аварий ном со стоянии. Но вся эта разруха опять-таки финансируется.
Вместо отживших свою суть домов культу ры мы соз даём в Да ге ста не цен тры тра ди-ционной культуры народов России.
Задачи культурной политики — это не только обеспечение равного доступа граждан к культур ным цен но стям и уч ре ж де ни-ям, как это преподносится, но и формирование целостности духовного мира, миро-пони ма ния росси ян, их культур ной идентичности, понимая, что базовые основы культурно-нравственного кода человека и на ции зи ж дут ся, пре ж де все го, на цен но-стях и смыслах традиционной культуры — истины, добра, красоты и любви, которыми чрезвы чайно богата русская, российская культура.
Необходимо основательно менять нынешнюю культурную среду, которая воспроизводит людей, настроенных «пожрать», «поиметь» и «оторваться», но при этом отчуждённых от интересов общества, от государства, от опыта социального бытия своего
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
рода, народа. Из этого складывается и характер экономики, которая связана с культурными ориентациями общества.
Имена России — это великие творцы духа, культур ные про све ти те ли, ко торые ока за ли и до сих пор оказывают влияние на мировую культуру. Россия располагает целой плеядой деятелей культуры и искусств, которые во мно гом из ме ни ли культур ный образ мира. А у нас в стране ситуация такова, что за последние двадцать лет мир вокруг нас изменился. И теперь нам предстоит формировать такую модель культуры, которая научила бы нас жить в этом новом мире. Иначе мно гона циональная Россия может ос лабить свою це ло ст ность и жиз не спо соб ность.
Прежде чем заниматься культурной политикой, важно понять простые вещи: человек обретает свою личностную сущность только бла годаря культурному опы ту своей семьи, рода, среды своего обитания, народа. И характер отношений между людьми и народами опять-таки определяется культурой.
Культура создаёт и творит человека, который создаёт политику, законы и экономику страны. Культура, а не политика и экономика, определяет смысл социального бытия людей, социумов, успех страны, народа.
Без культуры с глубокими эстетическими и эти чески ми смыслами жизнь человека и общества не обретает свои перспективные смыслы. Путь культуры — это путь постоянного совершенствования смыслов жизни, самосовершенствование жизни человека по пу ти ис ти ны, до бра, кра со ты и люб ви.
Таким образом, Год российской культуры нуждается в фундаментальной повестке,
которая позволила бы осознать потенциал традиционных современных смыслов русской, российской культуры, а также цели и соответствующие задачи формирования эффективной государственной культурной политики, способной сохранить культурную идентич ность и дос тоинст ва росси ян, культурный суверенитет России, установить для гра ж да ни на, народа, стра ны смысловые связи между прошлым, настоящим и будущим России. Преемственность — главный за кон раз ви тия культу ры и об ще ст ва.
В заключение приведу слова Д. С. Лихачева, который отмечал: «Исторический путь Рос сии сви де тель ст вует о громад ных за пасах не только материальных, но и духовных ценностей. Россия не абстрактное явление. Развивая её культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сегодня. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать. Чтобы владеть путями нашей культуры, надо, прежде всего, изучить осо бен но сти ис тории и культу ры России». Сказано мудро! В этой мудрости мы сегодня нуждаемся.
Мы придаём огромное значение Году культуры, ибо культура — это опыт, память народа, его способность к обустройству сво его бы тия. Культурный по тен ци ал русской, российской культуры — это наш стратеги ческий ре сурс, смысл на циональной идеи России в XXI веке.
Важно, чтобы 2014 год стал в Российской Федерации годом начала новой эпохи — эпохи культуры! Мы в этом нуждаемся, ибо мы, россияне, — наследники великих культурных традиций,великих и талантливых творцов культуры мирового уровня.
Ф
Ф