ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
ННОВАЦИИ В КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ ОБЩЕСТВА
УДК 304.44:001.895 В. М. Чижиков
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются инновационные процессы развития современной культуры, противоречивые тенденции модернизации управления в системе субъектов социально-культурной деятельности как условия повышения духовного потенциала общества. Отмечается, что инновации зачастую блокируются отсутствием энтузиазма, когда идея идёт не от новатора, а по команде «сверху». Также когда инновационные программы не опираются на индикаторы результатов культурной деятельности, то трудно достичь отложенный по времени социальный эффект роста интеллектуального потенциала, изменения ценностных ориентиров и норм поведения людей. Делается вывод, что инновации или «традиционное» совершенствование работы любого типа учреждений культуры всегда мотивируются уровнем культурных интересов людей, которые не связаны с материальной выгодой, исключая интересы к культурным ценностям, которые могут принести экономическую выгоду, но всегда обуславливаются эмоциями, потребностями в общении, социально-культурным опытом определения предмета деятельности, ценностными ориента-циями, необходимостью организации нормальной жизнедеятельности.
Ключевые слова: инновации, культурные интересы, Дома новой культуры, культурная среда,
V. M. Chizhikov
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation,
INNOVATION IN THE CULTURAL DYNAMICS OF SOCIETY
In article innovative developments of modern culture, inconsistent tendencies of modernization of management in system of subjects of welfare activity as conditions of increase of spiritual potential of society are considered. It is noted that innovations are often blocked by absence of enthusiasm when the idea goes not from the innovator, and on command from «above». Also when innovative programs don't lean on indicators of results of cultural activity, it is difficult to reach the social effect of growth of intellectual potential postponed on time, changes of valuable reference points and standards of behavior of people. The conclusion is drawn that innovations or «traditional» improvement of work of any type of cultural institutions always are based on level of cultural interests of people. That is characteristic, cultural interests aren't connected with material benefit, excepting interests to cultural values which can bring an economic benefit, but are always caused by emotions, needs for communication, welfare experience of determination ofobject ofactivity, valuable orientations, need ofthe organization of normal activity.
Keywords: innovation, cultural interests, Home of a new culture, culture and traditions.
ЧИЖИКОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ — доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
CHIZHIKOV VIKTOR MIKHAILOVICH — Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Head of Department of management of socio-cultural activities, the Moscow State University of Culture and Arts
Ф
традиции.
Ф
141406
e-mail: victor1940@yandex.ru © Чижиков В. М., 2014
^ Теория и история культуры
Ф
Инновационное развитие актуально для учреждений культуры всех типов, данная проблема является комплексной. Прежде всего, инновации должны быть направлены на повышение уровня культурных запросов населения и на удовлетворение имеющихся. Резервов для этого достаточно по всем направлениям, равно как и причин для неудач. Одной из причин несостоявшихся инноваций является отсутствие энтузиазма. Когда задача ставится «сверху» и идея пришла не от инициативного лидера-новатора или проектной команды, а тем более, когда даётся указание «не сделаешь — уволю», разработка инновации чаще всего обречена на неудачу. Другая причина неудач инновационного развития, как ни странно, на первый взгляд, кроется в перефинансировании. Многие учёные и специалисты утверждают, что недофинансирование, или, как говорят, «мотивация голодом», может быть более эффективной. Инновационные неудачи заложены и в больших размерах специально соз дан ных кол лек ти вов — разработ чи ков инноваций по типу инкубаторов «нано-тех-нологий», инновационных центров и других, изначально эксплуатирующих традиционные методы организации.
В организационно-управленческом отношении инновационными являются реальные преобразования по созданию новых типов учреждений культуры и развитию сети учреждений культуры. Среди них:
• создание филиалов территориальных клубных сис тем, фи лиальной сети цен тра-лизованных библиотечных систем (ЦБС) на территориях с недостаточной обеспеченностью населения культурно-досуговым обслуживанием;
• создание базовых учреждений культуры в район ных цен трах для ор га ни за ции культурно-массовых мероприятий; творческих экспериментальных лабораторий и площадок; участие негосударственных струк тур и не ком мер че ских ор га ни за ций в реализации программ и проектов культур-но-досуговой и просветительской направ-
ленности на базе учреждений культуры;
• создание объединённых учреждений культуры одного типа для увеличения видов ока зы вае мых ус луг, по вы ше ния качества менедж мента и экономии бюд жетных средств;
• соз да ние мно го функ цио наль ных уч ре-ждений культуры на базе клубов, выставочных залов;
• создание библиотечных учреждений нового типа — библио теч но-информацион-ных центров, осуществляющих систематическое информирование населения по вопросам деятельности учреждений культуры, цен тров пра вовой и му ни ци паль ной ин-форма ции;
• создание экспериментальных площадок для творческих инновационных проектов негосударственных организаций и коллек-ти вов;
• организация центров поддержки творческих и инновационных проектов на базе театров, музеев, учреждений клубного типа;
• предоставление выставочных, концертных площадок негосударственным музеям, музыкальным и театральным коллективам, а также некоммерческим организациям, дея тельность ко торых на правлена на развитие и сохра не ние луч ших тра ди ций рос сий-ской культу ры;
• создание в музеях и выставочных залах мультимедийных и интерактивных экспозиционных блоков (стендов) с использованием средств 3Э-, 4Э-визуализации мультимедийных презентационных технологий; внедрение в музеях интерактивных технологий и экспонатов «Молено трогать руками»;
• внедрение современных технических (мультимедийных) средств художественного оформления театральных постановок, концерт ных программ, массовых представлений; переход на новые принципы хозяйственной деятельности, оптимизация расходов, повышение эффективности менеджмента; внедрение системы государственных за да ний.
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны концепции, стратегии и региональные программы развития культуры, в которых заложен положительный опыт использования программно-целевого метода управления отраслью культуры с применением механизмов государственно-частного партнёрства, межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти, бизнеса, других заинтересованных организаций.
Инновационными целевыми программами теперь считаются те, которые имеют новые индикаторы важнейших результатов культурной деятельности, учитывающие главную особенность — отложенный по времени социальный эффект увеличения интеллектуального потенциала, изменения ценностных ориентиров и норм поведения людей, что в конечном счёте влечёт за собой изменения в основах функционирования общества.
Эффект, отложенный во времени, выражается инновациями в:
• укреплении единства при местном разнообразии культурного пространства страны, способствующего сохранению государ-ст вен ной це ло ст но сти Рос сии при са мо бытности народов, её населяющих;
• создании благоприятных условий для творческой деятельности, разнообразия, доступности предлагаемых населению культурных благ и информации о культуре и искусстве;
• создании благоприятных условий для интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоения новых форм и направлений культурного обмена;
• активизации процессов экономического развития культуры и росте негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
• обеспечении конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, в том чис ле в ме ж ду народ ном мас шта бе, а так же в развитии эс те ти ческого воспи тания молодёжи.
В условиях нарастания духовной опустошённости, вызванной наступлением массовой культуры как продукта глобализма, нивелирующего ценностные ориентиры и смыслы жизни людей, ключевой доминантой отечест вен ной культу ры ста новит ся признание её как стратегического ресурса страны в XXI веке. Обладая огромным потенциалом, культура может противостоять глав ным уг ро зам на цио нальной безопас но-сти — засилью продукции массовой культуры, ориен ти рован ной на ду хов ные по треб-ности маргинальных слоёв общества, противоправным посягательствам на объекты культуры, попыткам пересмотра истории страны, её места и роли в мировой истории, рас про стра не нию все доз волен ности и насилия, национальной и религиозной нетерпимости. В противном случае придётся довольствоваться замещением образцов и моделей отечественного культурного развития заимствованными и нередко разрушительными для национального менталитета иноземными и иноязычными продуктами.
Наступило время, когда, обладая таким богатейшим наследием, нельзя замыкаться в консерватизме, обязательно нужно идти вперёд, формировать современные культурные стандарты, усваивать новый опыт, в том числе, разумеется, и мировой. Но инновации в культуре должны быть не ради новаций, они должны быть не только предельно понятны гражданам, особенно молодёжи, но и обеспечивать всестороннюю образованность, способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке, литературе, формировать по зи тив ные нор мы, образ жиз ни молодо го поколения.
Распространение инноваций в сфере культу ры — за дача сис тем ная и ком плекс ная. Важно найти механизмы координации усилий образовательных учреждений, общественных, профессиональных организаций, распределить функции, приоритеты практической реализации культурных программ и про ек тов.
Ф
^ Теория и история культуры
Ф
Определить приоритеты в сфере культуры — дело не простое, а тем более сложно их выстраивать в условиях запущенности многих направлений её развития. Здесь уместно вспомнить известную поговорку, что новое — это «хорошо забытое старое».
Возрождается эффективная, проверенная временем практика организации в школах хоровых, театральных, танцевальных круж ков, как и тра ди ция по сещения всем классом выставок, концертов, творческих вечеров, для того чтобы полноценно понять и полюбить искусство не только по рассказам учителей, а воочию — в концертном зале, музее и т.д. Это касается и детей самого раннего и восприимчивого возраста в дошкольных учреждениях, где в доступной игровой форме молено прививать хороший вкус. Когда музеи, библио теки, клуб ные учреждения, театры станут неотъемлемой частью жизни ребёнка, то он в полной мере оценит культурное наследие своей страны, сво его народа, сво его эт но са, будет ис крен-не заинтересован в развитии всего, что наработано прежними поколениями.
Новацией для современной России является воссоздание проекта комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»), направленного на физическое развитие и укрепление здоровья молодого поколения и расширение массового физкультурного движения. Для каждой возрастной группы были установ-ле ны со от вет ст вую щие тре бо ва ния и нор ма-тивы физической подготовки. Сдавать нужно будет та кие ви ды уп раж не ний, как бег, прыжки в длину и высоту, плавание, метание мя ча, лыж ные гон ки, подтя ги ва ние на перекладине,стрельба, велокросс, туристский поход и др. Начиная с 2015 года результаты спортивных достижений школьников, в том числе результаты сдачи комплекса ГТО, будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения в дополнение к ЕГЭ, что придаст импульс развитию массового школьного и студен ческого спорта. По всей вероятности, новацией станет также и возрождение ДОСААФ России (Доброволь-
ное общество содействия армии, авиации и флоту) как добровольного самоуправляемого общественно-государственного объединения, цель которого — содействие укреплению обороноспособности страны и национальной безопасности (подготовка юношей и девушек к воинской службе; курсы радистов, водителей, авиационного, парашютного спорта, планеризма, служебного собаководства, морских сигнальщиков и пр.).
Для современного поколения молодых людей, не при выкших посещать библио теки, музеи, консерватории, филармонии, театры, многофункциональные культурные центры для занятий художественной самодеятельностью, инновационными являются качествен ные театральные поста новки, кон церт-ные, театра лизованные програм мы, музейные экс по зи ции.
Парадоксально, но они вряд ли сегодня знакомы с многими уникальными народными шедеврами, составляющими «золотой фонд» культурного насле дия стра ны, та ки-ми как народные промыслы и ремёсла Федоскино, Жестово, Гжель, Дулёво — Подмосковья; тульские самовары, гармони и баяны и «Белёвские кружева»; центры художественных промыслов небольших селений Ку-бачи, Унцукуль, Гацад, Балхар и ансамбли танца «Лезгинка», русской песни «Волна» — Да ге ста на; народ ные кол лек ти вы Ку бан-ский казачий и Воронежский хоры; героические народные эпосы «Олохно» — Саха (Якутия), «Гэсэриада» — Бурятии; великие мастера народного хорового и оркестрового твор че ст ва XIX—XX ве ков — Пят ниц-кий, Андреев, Осипов и т.д. «Творцы высокой культуры, создатели и "трансляторы" истинного искусства — их работы знал широкий зритель, слушатель, они по определению неэгоистичны и никогда не работают толь ко на се бя» [1, с. 119]. По этому не обходи мо воз рож дение к жиз ни все рос сий ских, областных, районных фестивалей, конкурсов, смотров народного творчества.
Россияне сегодня активно интересуются
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
и Московской биеннале современного искусства, и фестивалем искусств «Русская зима» в концертном зале имени Чайковского, и кон церт ным ис пол нени ем италь ян ской опе ры в Музее изо бра зи тель ных ис кусств имени Пушкина, и выставкой Ильи и Эмилии Кабковых в Центре современного искусства «Гараж», и Всероссийским театральным фестивалем «Золотая маска», и т.д. Это и есть альтернатива «тусовочным» программам, бесконечным юбилеям «поп-див», поп- и рок-шлягерам, пошлому юмору и комиксам.
Ведь лейтмотив большинства многотиражных газет: «Чёрная магия — жёстко», «Магия Вуду — накажи соперницу», откровенные объявления «Продаю дипломы и ат-те ста ты», рек лам ные пас са жи в ра дио эфире типа: «Покупайте квартиры с видом на Кремль: мансард для небожителей много не бывает», — разве не убивают у человека чувство собственного достоинства?
Ведт таких небожителей много и среди работников учреждений культуры, которые сво им че ст ным трудом до би лись это го загадочного титула. А между тем их неопределённый статус — от библиотекаря, клубного специалиста, искусствоведа до актёра провинциального театра — ассоциируется с персоналом, обслуживающим «услуги» культуры и прошением у чиновника-мецената денег. Это не просто фигура речи — нужен ин нова цион ный под ход к оцен кам значимости работников культуры.
Упование же на всесильность добротного российского телевизионного канала «Культура» в популяризации культурного наследия во многом иллюзорно, потому что для большей части регионов Сибири и Дальнего Востока он технически недоступен.
Культурная среда сегодня становится ключевым инновационным понятием совре-мен ного общест ва, и ещё только предстоит сформировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения, способствовали бы кон-
солидации нации. Инновации открывают возможности для создания современного про стран ст ва культу ры, в ко тором жи вёт и развивается человек, реализует свой потенциал.
Сказать, что инновации в сфере культуры нужны повсемест но в работе библио тек и Домов культу ры, му зе ев и вы ста воч ных залов, театров и концертных организаций, — звучит банально, кто будет возражать. Содержание и смысл этой работы можно долго описывать общими посылами и пространны ми рассуж дения ми, но луч ше всего обратиться к конкретике.
В жизни всё проще и одновременно сложнее — у людей есть интерес к тому, что делают эти учреждения — они туда ходят, значит нужно и дальше совершенствовать работу, отсутствие интереса даёт противопо-лож ный результат, следовательно, нуж ны инновации.
Инновации или «традиционное» совершенствование работы любого типа учреждений культуры всегда мотивируются уровнем культур ных ин те ре сов лю дей. Что ха-рак тер но, культур ные ин тере сы не свя за ны с материальной выгодой, исключая интересы к культурным цен но стям, ко торые могут принести экономическую выгоду, но всегда обуславливаются эмоциями, потребностями в общении, социально-культурным опытом определения предмета деятельности, ценностными ориентациями, необходимостью организации нормальной жизнедеятельности.
Культурные интересы определяются эстетическими, нравственными, экологическими, информационными, национальными категориями, их изменения нивелируют, снимают и далее отторгают положительные эмоциональные реакции. Поэтому фактором, определяющим культурный интерес, становится специфика вида деятельности любого типа учреждения культуры, которая детерминирует интерес. Показательными в этом отношении являются новые идеи, сформулированные в программе «Культура
Ф
^ Теория и история культуры
Ф
Москвы 2012—2016 годы», которые предусматривают внедрить в работу с посетителями современные информационные, телекоммуникационные и медийные технологии, превратить музеи в культурно-образовательные, досуговые и информационные центры общественной жизни, создать детские музейные центры, современные обучающие экспозиции, популяризирующие отечественное и мировое культурное наследие с применением инновационных техно-ло гий.
Уже открылся молодёжный Центр культурных инноваций «Дом Скрябина», который представляет собой уникальный мультимедийный комплекс, включающий концерт ный зал, выставоч ное пространст во и интерактивный класс для сочиняющих музыку детей, и всё это направлено на развитие светомузыкального воображения молодых людей.
Инновации в библиотечной деятельности. Вспомним, как библиотечное дело было встроено в сферу культуры в качестве одного из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны. Однако общественные трансформации последних десятилетий по-влия ли на библио теки настолько радикально, что изменили не только систему библио-теч ного труда и библио теч ных ресурсов, но и поставили вопрос о «границах» библио-теч ного про странст ва и в це лом об ос но вах существования традиционных библиотек и их функций.
Здесь нет вины библиотек, нельзя сетовать и на то, что молодёжь и подростки стали мало читать. Поход в «реальную» библиотеку — это потеря драгоценного времени, и по этому молодёжь, осо бен но уча щая-ся, идёт в библиотеку тогда, когда нужно най ти очень ред кое из да ние, старый до ку-мент или редкий современный журнал. Во всех дру гих ситуа ци ях проще зай ти на сайт элек трон ной библио те ки и в счи тан ные секунды получить необходимую книгу или заказать её в интернет-магазине, конечно,
если есть деньги. А чтение на сайтах зарубежной литературы с помощью мгновенного электронного перевода на русский язык упрощает и ускоряет получение «свежей», ак туаль ной и, что не ма ло важ но, бес плат ной информа ции.
Как решать проблему библиотек? Нужны ин нова ции. Они уже по яв ля ют ся, при чём в разных вариантах. В одном случае — это библиотека как информационный интеллект-центр — тра диционные библио теч ные формы работы с предоставлением информационного доступа к общественно значимой информации, услугам специализированных служб, в дру гом — ком му ни ка цион ная библиотека как многопрофильное учреждение культу ры, с сис те мой культур ных цен тров, в которых обеспечен свободный выбор интел-лек ту аль но-твор че ской дея тель но сти.
Важным направлением в новациях информационно-библиотечной работы является виртуально-выставочная деятельность как синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов предоставления информации. Привлекательность этой деятельности обуславливается мультиме-дий ным дизай ном, ори ги нальной зре лищ-ностью, информативностью и мобильностью. На селе инновационная библиотека выступает многофункциональным информационно-культурным, образовательным и про све ти тель ским центром жизни мест ного сельского сообщества, социально-культурной ос новой инфра струк ту ры се ла, ис точ-ником сельских социально-культурных преобразований.
Заслуживают поддержки некогда традиционные, а ныне «инновационные» технологии нестационарного обслуживания читателей, актуальность которых возросла в результате проведённой «оптимизации» сети учреждений культуры, оказавшейся катастрофичной для обслуживания инвалидов и дру гих ма ло мо бильных гра ж дан. На по верх но сти ле жат и дру гие нереа ли зо ванные проекты, как-то: интеграция со школьными библио тека ми, бесплатный дос туп к
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
фондам и базам данных библиотек на электронных носителях и др. Таким образом, инновации превращают современные библиотеки в актуальные для посетителей учреждения, которые приобретают новый социально-культурный аспект деятельности.
Инновации в учреждениях культуры клубного типа. Традиционные дома культуры, клубы достойно выполнили свою миссию, но сегодня работа «по старинке» в те-че ние про дол жи тель ного вре ме ни, без учё та новых интересов людей ввела эти учреждения в кризисное состояние, снизила популярность у населения. Разного рода усовер-шенст во ва ния уже не при но сят ощу ти мого результата. Поиски выхода из этой ситуации чаще всего сосредоточены на восполнении недостатка средств, между тем недооценивается реальная практика — поиск и раз ви тие новых, со вре мен ных идей и тех но-логий в клубной деятельности. Не следует забывать, что «культура, находясь в рыночной экономике, оказывается в двойственной ситуации, когда рынок постоянно создаёт проблемы и в то же самое время — предлагает возможности» [2, с. 210].
Находясь по патронажем государства, клубные учреждения на местах увлечённо занимаются сохранением традиционной культуры, наследия, высокой культуры, развитием народного, прикладного творчества, что само по себе важно и соответствует интересам государства. Вместе с тем заметно, что они часто выпускают из виду другие сегменты культурного процесса, в которых наиболее интенсивно проявляются культурные интересы большой массы населения. Иногда возникают опасения, что культура — это совсем не то, чем занимаются некоторые учреждения культуры.
Работа с традиционными формами «высокой» культуры, в силу технологической освоенности, престиж ности и природ ной устойчивости, в той мере, как и всё сообщество, успешно выживает и не требует преимущественного внимания клубных учреждений. Им сегодня необходимо бороться с влиянием
далеко не лучших образцов массовой культуры, ин дуст рии культу ры, на пол нен ных зарубежными образцами, и сосредоточиться на поиске лучшего пути развития современной рос сий ской культу ры.
Культура не бывает «хорошей» или «плохой», она такая, какая она есть, результат развития общества. Инновационная направленность деятельности учреждений культуры заключается не в отрицании плохой культуры и приобщении к хорошей, а в создании условий для развития культурных процессов, формирующих культурный интерес людей к под лин ной культу ре.
В этом контексте показательной является популярная сейчас идея создания в стране «Домов новой культуры» — инновационного культурно-просветительского проекта, учреждённого Министерством культуры Российской Федерации с целью распространения знаний и передовых технологий в сфере культуры и организации жизни и создания среды, благоприятной для творчества и самореализации молодёжи. Презентация одного из них состоялась в г. Калуге с участием высокопоставленных чиновников из Москвы. Формальная суть этого пилотного проекта заключается в следующем: в го ро дах с на се ле ни ем от 50 до 500 тыс. чело век пла ни рует ся соз да ние «Домов новой культуры», которые должны стать площадкой для реализации проектов в области со-вре мен ной культу ры. Ре ше ние о соз да нии таких центров принято Президентом Российской Федерации и отражено в соответствующих указах. Дру ги ми словами, можно говорить о государственной программе, государственной культурной политике.
Ини циа торы соз да ния «До мов новой культуры» планируют, что новая культура шагнёт из них в городскую среду, расширяя пространст во современ ной культу ры, превращаясь в пространство, в котором бы соединились технологические эксперименты с художественным поиском, иначе говоря, ста ло бы воз мож ным соз да ние тех но логичных культурных инноваций. Культурный
Ф
^ Теория и история культуры
Ф
процесс, где происходит активное взаимодействие между технологиями и гуманитарными практиками, по замыслу, должен влиять на развитие самих технологий. Необычное культурное пространство получает возмож ность от страниться от при выч ной сре ды, человек, сам того не за мечая, нач нёт меняться, по-другому мыслить, иначе себя вести, рефлексировать.
Можно поддерживать или отвергать подобный проект, дискутировать о том,что такое новая культура и как она влияет на образ буду щего, насколько воз мож но транслировать художественный импульс в технологии, а не наоборот, какие преимущества может привнести взгляд художника в исследовательский процесс и производство инноваций, но ясно одно — идёт поиск ин-но ва ций.
Понят но, что всё новое час то от тор га ет-ся из-за страха, но едва ли можно кого-то винить в этом. Либеральный проект многие пытаются отвергнуть, доказывая, что культура должна быть доступна не только избран ным но ваторам, а культурное про све-
щение, образование, формирование личности исключительно в духе новаторства заслонит традиции и богатое культурное наследие. Другие доказывают, что в учреждениях культуры не так хорошо обстоят дела с традиционной культурой, что она ну-ж дает ся в до пол ни тель ных пло ща дях и ин-фра струк ту ре.
Надеяемся, что проект «Дом новой культуры» как часть социально-культурной инновации не будет насаждаться «сверху» без учё та ре аль ной прак ти ки, а со еди нит в себе как инновационные, так и традиционные технологии культурного развития, станет сложной и многоуровневой системой, внутри ко торой ре ше ние про блем может быть только ком плекс ным, учи ты ваю щим множество смежных факторов воспитания подрастающего поколения в духе правовой де-мокра тии, гра ж данст вен но сти и пат рио тиз-ма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества, развития творческого потенциала нации, обеспечения широкого доступа всех социальных слоёв к ценностям оте че ст вен ной и ми ро вой культу ры.
Примечания
1. Чижиков В. В. Ресурсы культуры и культура как ресурс // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 117—124.
2. Чижиков В. В. Целевые программно-проектные технологии менеджмента социокультурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры. 2013. № 3 (53). С. 209—214.
3. Федеральная целевая программа «Культура России (2012—2018 годы)».
4. Постановление Правительства Москвы от 9 апреля 2013 года № 214-ПП «О совершенствовании порядка оформления охранных обязательств собственников (пользователей) объектов культурного наследия, расположенных на территории города Москвы».
Ф
References
1. Chizhikov V. V. Resources for culture and culture as a resource. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, № 1 (57), pp. 117—124.
2. Chizhikov V. V. Tselevye programmno-proektnye tekhnologii menedzhmenta sotsiokul'turnoy deyatel'nosti [Target software project management technologies of social and cultural activities] Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, № 3 (53), pp. 209—214.
3. The federal target program «Culture of Russia (2012—2018 years)». (In Russian, unpublished).
4. Resolution of the Government of Moscow on April 9, 2013 № 214-PP «On Improving the registration of security obligations sob-sors (users) of objects of cultural heritage, located in the city of Moscow». (In Russian, unpublished).