Научная статья на тему 'Культурная и социально-экономическая жизнь Вологодской архиерейской кафедры в середине XVII века (по материалам приходо-расходной книги Вологодского архиерейского дома 1643/1644 г.)'

Культурная и социально-экономическая жизнь Вологодской архиерейской кафедры в середине XVII века (по материалам приходо-расходной книги Вологодского архиерейского дома 1643/1644 г.) Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вологодский архиерейский дом Св. Софии / приходо-расходные книги / церковное строительство / иконописцы / дети боярские / Vologda Episcopal House of St Sofia / accont books / church construction / icon painters / boyar children

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Башнин Никита Викторович

В статье проанализирована приходо-расходная книга Вологодского архиерейского дома Св. Софии 1643/1644 г. Этот источник выявлен в отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Рукопись содержит записи о приходе денег (венечные пошлины) и различных расходах (покупка еды и утвари, выплата жалованья). В целом эти траты рисуют непрекращающийся в течение года процесс обустройства в Архиерейском доме и архиерейской вотчине, связанный как с возведением зданий, так и с социальным строительством – завязыванием новых отношений и поддержанием старых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural, Social and Economic Life of the Vologda Episcopal See in the Middle of 17th Century (Based on Materials of the Account Book of the Vologda Episcopal House 1643/44)

The article analyzes the account book of 1643/44 of the Vologda Episcopal House of St Sophia. This source was revealed in the Department of Manuscripts of the Russian State Library. The manuscript contains records of the arrival of money (crown duties) and various expenses (purchases of food, utensils, payment of salaries). In general, these expenses show us the ongoing process of arrangement and construction in the bishop’s house and the bishop’s patrimony itself throughout the year. It was both directly related to the erection of buildings and social construction – establishing new relationships and maintaining the old ones.

Текст научной работы на тему «Культурная и социально-экономическая жизнь Вологодской архиерейской кафедры в середине XVII века (по материалам приходо-расходной книги Вологодского архиерейского дома 1643/1644 г.)»

УДК 94(47).04

DOI: 10.62625/2782-1889.2024.71.71.005

Н. В. Башнин Культурная и социально-экономическая жизнь Вологодской архиерейской кафедры в середине XVII века (по материалам приходо-расходной книги Вологодского архиерейского дома 1643/1644 г.)

В статье проанализирована приходо-расходная книга Вологодского архиерейского дома Св. Софии 1643/1644 г Этот источник выявлен в отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Рукопись содержит записи о приходе денег (венечные пошлины) и различных расходах (покупка еды и утвари, выплата жалованья). В целом эти траты рисуют непрекращающийся в течение года процесс обустройства в Архиерейском доме и архиерейской вотчине, связанный как с возведением зданий, так и с социальным строительством -завязыванием новых отношений и поддержанием старых. Ключевые слова: Вологодский архиерейский дом Св. Софии; приходо-расходные книги; церковное строительство; иконописцы; дети боярские

Башнин Никита Викторович

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина. Доцент кафедры гуманитарных и философских наук. Санкт-Петербургский институт истории РАН. Ведущий научный сотрудник отдела древней истории России. Доктор исторических наук.

199034, Санкт-Петербург Университетская наб., 17. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-2209-8750

Nikita Bashnin

Cultural, Social and Economic Life of the Vologda Episcopal See in the Middle of 17th Century (Based on Materials of the Account Book of the Vologda Episcopal House 1643/44)

The article analyzes the account book of 1643/44 of the Vologda Episcopal House of St Sophia. This source was revealed in the Department of Manuscripts of the Russian State Library. The manuscript contains records of the arrival of money (crown duties) and various expenses (purchases of food, utensils, payment of salaries). In general, these expenses show us the ongoing process of arrangement and construction in the bishop's house and the bishop's patrimony itself throughout the year. It was both directly related to the erection of buildings and social construction - establishing new relationships and maintaining the old ones.

Keywords: Vologda Episcopal House of St Sofia; accont books; church construction; icon painters; boyar children

Bashnin Nikita

St Petersburg Repin Academy of Fine Arts.

Associate Professor of the Department of Humanities and Philosophy. Doctor in History.

Russia, 199034, St Petersburg, Universitetskaya nab., 17. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-2209-8750

Хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома Св. Софии за XVI в. не сохранились, очевидно, они были утрачены во время разорения Вологды и пожара 22-25 сентября 1612 г. Вскоре ведение документации было возобновлено, начало самой ранней из известных приходо-расходных книг датируется 6 октября 1612 г. [12, c. 37]. За последующие годы XVII - начала XVIII в. сохранились десятки хозяйственных книг (описи строений и имущества, приходо-расходные, окладные, выдаточные, записные книги), которые сейчас находятся в Государственном архиве Вологодской области (ф. 883, 948), секторе письменных источников Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ф. 1), отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ф. 550, 722), Архиве Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук (ф. 271), отделе редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (Собрание М. Н. Тихомирова), Российском государственном архиве древних актов (ф. 237); некоторые из них опубликованы [10; 12; 13; 16; 17; 18; 19; 21; 22; 23].

В музейном собрании (ф. 178) ОР РГБ выявлена часть приходо-расходной книги Вологодского архиерейского дома 1643/1644 г. [5], а также фрагменты приходо-расходных книг 1645/1646 [4], 1652/1653 [6], 1662/1663 г. [7] и книги записи венечных пошлин Белозерского уезда за 1696/1697 г. [4]. Приходо-расходные книги архиерейских домов содержат сведения, позволяющие раскрыть разные значения понятия «строительство». Дошедшая до нас часть приходо-расходной книги Вологодского архиерейского дома 1643/1644 г. включает три раздела: 1) поступление венечных

пошлин; 2) различные расходы; 3) выдача жалованья архиерейским людям. Сама структура указывает на то, откуда поступали деньги и на что они тратились и, соответственно, с кем выстраивались отношения у дома Св. Софии и на какие материальные потребности шли расходы.

Обширный раздел посвящен записи сведений о поступлении венечных пошлин. Сведения о священнике, о брачующихся и размер денежных поступлений записывались в течение месяца, после чего казначей подводил итог. Формуляр записи в большинстве случаев был одинаков. Приведем пример: «Февраля в 1 день дана знамянная память на Стан пречистинскому попу Ермоле. Женитца Ипатей Васильев сын, понимает Авдотью Иванову дочь, оба первым браком. Пошлин гривна. Взято» [5, л. 9]. В марте формуляр записей меняется и принимает следующий вид: «Марта в 7 день Спаса-Камяннаго монастыря вотчины Шомския волости воскресенской поп Федор платил у дани венечную пошлину з двоеженца. Женился Логин Дмитриев сын первым браком, понял Татьяну Тимофееву дочь вторым браком. Пошлин две гривны. Взято» [5, л. 49об.-50]. Как видим, если в первом случае священник, очевидно, накануне свадьбы сам приезжал в Вологду и получал разрешение на будущий брак, то во втором примере зафиксирована ситуация, когда уплата пошлины и представление сведений о брачующихся происходит после заключения брака. Именно в марте зафиксировано наибольшее количество записей второго типа. В этом месяце в источнике зафиксированы сведения преимущественно из монастырских вотчин.

Для того чтобы понимать, как количество свадеб и денежные поступления распределялись по месяцам года, сведем в табл. 1 све -дения о полученных деньгах за каждый месяц (итоги подсчитаны казначеем и записаны в конце каждого месяца). В связи с тем, что начало книги утрачено, данные за август (этот месяц от предыдущего года также был включен в эту книгу, которая была начата не в сентябре, а в августе по причине замены казначея) и сентябрь-декабрь отсутствуют.

Таблица 1

Венечные пошлины, полученные Вологодским архиерейским домом в 1644 г.

Месяц Деньги Всего денег % от общей суммы

рубли алтыны денги

Январь 88 16 4 17700 44,4

Февраль 21 30 _ 4380 10,1

Март 43 20 _ 8720 21,9

Апрель 11 20 _ 2320 5,8

Май 10 3 2 2020 5,1

Июнь 3 16 4 700 1,8

Июль 15 16 4 3100 7,8

Август 4 13 2 880 2,2

Итого: 195 134 16 39820 100

199 руб. 3 алт. 2 ден.

Источник: [5, л. 1-99].

Как видно из табл. 1, наибольшее количество денежных средств поступило в казну Вологодского архиерейского дома в январе 1644 г., составив почти половину (44,4 %) от всех поступлений венечных пошлин. Это совпадет с результатами подсчетов, полученными М. С. Черкасовой при обработке сведений о брачности в Устюге и округе в 1665/1666 г., когда пик в заключении браков пришелся на рождественский мясоед [31, с. 113].

Подсчет по месяцам (без учета утраченных сведений) не согласуется с подсчетом казначея Сергия, который принял дела старца Пимена в июле 1643 г. Согласно источнику, «всего в зборе венечных пошлинных денег по сим книгам с прошлаго 151-го году августа с 1-го числа да по 153-й год сентября по 1 число сто пятдесят два

рубли» [5, л. 99а], тогда как произведенный подсчет по месячным итогам дает большую цифру - 199 руб. 3 алт. 2 ден. Подчеркнем, что сведений о денежных поступлениях за август-декабрь 1643 г. и начало января 1644 г. не сохранилось.

Согласно записи казначея старца Сергия, всего «в приходе всяких розных зборов и церковных данных и венечных пошлинных денег по всем приходным книгам с прошлаго 151-го году августа с 1-го числа да по 153-й год сентября по первое число и с теми денгами, что принял казначей старец Сергий у бывшаго казначея старца Пимина, тысяча восмьсот пятдесят четыре рубли тритцать алтын полшесты денги» [5, л. 99а-99а об.]. Приняв итоговую цифру всех доходов за 100 %, получим, что денежные поступления от венчаний в епархии составили около 10 %.

В целом раздел приходо-расходной книги о сборе венечных пошлин не только позволяет увидеть и подсчитать количество браков и денежных поступлений, но и свидетельствует о выстраивании архиерейского церковного контроля за институтом брака, регулировании этого процесса и формализации сведений об этом [24; 25; 28; 30].

Обратимся к расходной части приходо-расходной книги 1643/1644 г. Этот раздел сохранился целиком, в нем зафиксированы различные траты - от почти ежедневной покупки «колача за одну деньгу» до крупных расходов в несколько десятков рублей на литье колокола (выплата жалованья архиерейским людям зафиксирована в другом разделе и здесь не учтена). Сведения об этих тратах сведены в табл. 2 и расположены по месяцам.

Таблица 2

Расходы (без учета выплаты жалованья) Вологодского архиерейского дома в 1643/1644 г.

Месяц Деньги Всего денег % от общей суммы

рубли алтыны денги

Август 193 12 - 38672 14,0

Месяц Деньги Всего денег % от общей суммы

рубли алтыны денги

Сентябрь 14 26 4 2960 1,1

Октябрь 28 19 1 5715 2,0

Ноябрь 37 25 1,5 7551,5 2,7

Декабрь 72 18 5 14513 5,2

Январь 296 16 4 59300 21,4

Февраль 62 32 1 12593 4,5

Март 95 32 1,5 19193,5 7,0

Апрель 309 _ 3,5 61803,5 22,3

Май 51 21 _ 10326 3,7

Июнь 83 17 _ 16702 6,1

Июль 12 1 4 2410 1,0

Август 125 6 2 25038 9,0

Итого: 1377 225 27,5 276777,5 100

1383 руб. 29 алт. 3,5 ден.

Источник: ОР РГБ. Ф. 178. Оп. 1. Ед. хр. 823. Л. 100-271 об.

Общий итог трат за этот период, приведенный казначеем старцем Сергием: «.. .по сим книгам в розходе с прошлаго 151-го году августа с 1-го числа да по 153-й год сентября по первое число тысяча триста восмьдесят три рубли дватцать девять алтын полчетверты

денги» [5, л. 271-271об.] - сходится с подсчетом по месячным итогам. Как видно из табл. 2, наибольшие траты из казны Вологодского архиерейского дома были в августе 1643 г. и январе, апреле и августе 1644 г. Так, в августе большие траты были обусловлены не только церковным праздником Успения Богородицы и отливкой колокола (об этом сказано ниже), но и расходами на заготовку сена, когда 32 человека за 4 недели работы поставили 1690 копен, за что получили 29 руб. 2 алт. [5, л. 115-115об.].

Итак, на что же тратили деньги из архиерейской казны? За повседневными покупками отправлялся один человек, которого в течение года сменяли другие. Так, последовательно эту обязанность выполняли дети боярские Стефан Рагозин, Иван Анфино-генов и Постник Пудов. Типичной является следующая запись: «151-го августа в 1 день купил Стефан Рагозин про архиепископль обиход рыбы ушныя на четыре алтыны. Дано» [5, л. 101]. Эти люди закупали продукты, утварь и предметы быта как для архиепископа, так и для архиерейских людей и нанятых работников. Мелкие расходы сводятся к бытовому обустройству и закупкам рыбы, грибов, рубах, кос-литовок, а также оплате услуг портных, кузнецов, сканья свечей.

Так, на основании трат на продукты становится ясно, из каких компонентов состояла назимовая уха. Для ее приготовления, приуроченного «государеву аггелу», Постник Пудов 11 июля 1644 г. купил ершей на 5 алт. 3 ден., налимов на 2 алт. 4 ден., а также «миндалных ядр четверть фунта, дал десять денег... гвоздики три золотника, дал шесть денег. шафрану золотник, дал два алтына три денги» [5, л. 247об.-248]. К этому же блюду на Успение Богородицы кроме специй купили еще «коврижку черную да белую» [5, л. 260]. К архиерейскому столу кроме рыбы и других продуктов также подавали малину, морошку, бруснику, клюкву и рыжики.

Из напитков архиерей и домовые люди употребляли пиво, поскольку источник сообщает о закупках больших партий хмеля, например: «Да по архиепископлю приказу купил чашник Симан Амбросимов про архиепископль обиход хмелю полпуда да з гри-

венкою, за гривенку по девяти денег. И всего тритцать один алтын четыре денги» [5, л. 103]. Существовала специальная пивная «поварня», в которую чашник Симон Амбросимов купил для строительства очага 300 кирпичей, была привезена глина и «кирпищик» сложил печь [5, л. 133].

Также употребляли водку: «Да по архиепископлю приказу куплено к Успеньеву дни две галинки вотки, дано полтора рубли» [5, л. 255об.]; «Куплено про архиепископль обиход две галинки вотки, дано рубль десять алтын» [5, л. 261об._262]. Очевидно, при архиерейском доме осуществляли перегонку браги на основе патоки: «Да по архиепископлю же приказу куплено про государя архиепископа в верх пуд патоки, дано за тое патоку ис казны два рубли» [5, л. 107]; «Да куплено про государя архиепископа в верх пуд меду патоки, дано рубль дватцать алтын» [5, л. 146об.]; «Да куплено у переславца у Ивана меду патоки про домовой обиход дватцать пуд тритцать пять гривенок, за пуд дано по рублю. И всего дватцать рублев дватцать девять алтын одна денга» [5, л. 172об.]; «Да куплено про домовой обиход у Любима Парфеньева меду патоки три бадьи, а в них весу дватцать пуд тритцать пять гривенок, пуд по рублю по шти алтын по четыре денги. И всего дватцать пять рублев один алтын четыре денги» [5, л. 195об.].

Рядом с архиерейским домом находилась соборная церковь. Успенский (Софийский) собор был пожалован царем Иваном IV «в Вологотцком уезде пожнями в Верхней Сухоне во шти наво-локех по берегу с верхнево конца от Вологды». Об этом становится известно из жалованной грамоты царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича от 12 сентября 1624 г., выданной протопопу Василию с братией Софийского собора вместо сгоревшей в сентябре 1612 г. [9; 11, с. 20]. При восстановлении документа на эти угодья были допрошены духовные и светские лица, всего 281 человек [1; 2; 3; 8], которые подтвердили владение Софийским собором пожнями, существование грамоты от царя Ивана Васильевича и ее утрату, но не смогли вспомнить, какой дьяк оформил акт: «Госуда рь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии пожаловал Софейского собору протопопа Гаврила

з братьею... А которого диака та жаловалная грамота была и того-де они не ведают. И та-де у них жаловалная грамота во 121-м году в Вологотцкое разоренье, как литовские люди на Вологду приходили в соборной церкве Софеи Премудрости Божии згорела» [9]. Эти сведения не дают точной даты пожалования, а сведений о протопопе Гаврииле в исторических документах не обнаружено. Вероятно, это могло произойти в 1568-1570 гг., когда строился Успенский собор [15]. Очевидно, что в эти годы не только шло строительство храма, но и готовились средства для содержания здания, убранства и священнослужителей, а значит, и протопоп Гавриил мог получить в эти годы жалованную грамоту.

Итак, Софийский собор был самостоятельным в хозяйственном отношении, имел свои владения и клир, который не входил в состав Архиерейского дома и не содержался за счет домовых средств кафедры. Однако в этом храме происходили большие архиерейские богослужения, и владыка Варлаам, очевидно, принимал и хозяйственные решения относительно собора, средства на которые брали из домовой казны. Так, несколько раз встречаются сведения о том, что свешник дьякон Иван получал воск, купленный на казенные деньги у него же (например, «полпуда восмь гривенок воску, дано за тот воск три рубли шеснатцать алтын четыре денги» [5, л. 117об.]), и затем он «тот воск наливал в лампаду, что в соборной церкви перед иконою Пречистыя Богородицы перед архиепископлим местом» [5, л. 117об]. За выполнение этой работы она получал вознаграждение: «Да ему же, дьякону Ивану, дано от тоя лампады от наливанья пять алтын» [5, л. 117об.].

По распоряжению архиепископа Варлаама в Софийский храм было куплено «на патрахели и на поручи цветныя бархатеи три аршины с четвертью, дано за аршин по двенатцати алтын. И всего тритцать девять алтын» [5, л. 148 об.]. В другой раз портной Паша «починивал» две ризы и стихарь, за что получил 4 алт. Он же купил для этого «лазоревую крашенину» [5, л. 150]. «Портной швец» Григорий Романов в соборную церковь сшил священникам 6 новых «патрахелей», два «улари», 8 поручей, а стихарь дьяконский камчатый «починивал». Эта работа была учтена вместе с пошивом

заячьей шубы для архиепископа Варлаама и оценена в рубль [5, л. 174_174об.]. Для изготовления этого облачения Иван Анфино-генов купил «крашенины лазоревыя дватцать два аршина с четвертью, дал дватцать восмь алтын две денги. На опушки киндяку красново и лазоревово полсема аршина, дал дватцать один алтын четыре денги... Да шелков купил черчатово да белово осмнатцать золотников, дал пятнатцать алтын. На те же патрахели и на поручи купил Иван пугвиц оловянных полтораста, дал пять алтын... Нитей купил на два алтыны» [5, л. 177об._ 178]. Источник также содержит сведения о других случаях пополнения гардероба клира соборного храма за счет архиерейской казны.

Из архиерейской казны тратили средства на покупку книг для Софийского собора: «Да по архиепископлю приказу куплено в соборную церковь книга Псалтырь печатная с следованьем у за-мошника старца Галахтиона в десть, в переплете, дано три рубли» [5, л. 150об.]. За 4 руб. 6 алт. 4 ден. был куплен печатный Пролог на полгода, переплетенный «надвое» [5, л. 255 об.].

Также покупали в храм Св. Софии различную утварь, например: «К месным иконам, к образу Всемилостиваго Спаса да к Благовещению Пресвятыя Богородицы, две цепочки, даны три алтыны две денги» [5, л. 150об.]; «К водосвятью на стол ставить под свечи четыре шанданы медных резных, немецкое дело, у вологжанина у Богдана Неупокоева, за шандан дано по полтине. И всего два рубли» [5, л. 171 об. _ 172]. Обветшавшую утварь чинили: «Да по-чинивал медник Андрей Патрекеев в соборную церковь малое пали-кадило на тябло, дано ему за медь за прибавку и от починки восмь алтын» [5, л. 174об.]. Происходило поновление икон: «Да олифил соборной дьякон Анкидин в соборной церкви месныя иконы, дано ему за олифу и за труды два алтына две денги» [5, л. 234].

Приходо-расходная книга 1643/1644 г. сохранила сведения об иконах. Так, становится известно, что иконник устюжанин Яков написал образ «месной Благовещения Богородицы в соборную церковь, дано ему от того образа от писма казенных денег семь рублев» [5, л. 107об. _ 108]. Неоднократно упоминается иконописец Константин Кириллов сын Грешного, который 1 марта 1644 г.

за 8 алт. 2 ден. променял «образ Святыя и Жывоначалныя Троицы, мерою цка пядница» [5, л. 194; 12, с. 446, 458; 29, с. 33; 27]. Этот иконник дважды продал по десять икон в Архиерейский дом: «Пречистыя Богородицы Владимерския на золоте в софейскую казну, дано с ыконы от писма по четыре алтына по две денги. И всего рубль десять алтын» [5, л. 199 об.] и «выменено в со-фейскую казну десять икон Пречистыя Богородицы на краске у Констянтина Кирилова, дано рубль» [5, л. 223 об.]. Следующим этапом стало украшение части написанных икон: «Да окладывал певчей дьяк Григорей Павлов своим новым окладом две иконы Пречистыя Богородицы, пядницы, дано ему за оклад два рубли две денги... Да на те же иконы под оклад куплено красныя зен-дени на два алтыны» [5, л. 186 об .- 187]. Образы для подношения хранились в казне. Например, в описи 1663 г. зафиксировано 18 икон Софии Премудрости Божией, 8 - Успения Богородицы, 37 - Умиления Богородицы на золоте и 16 - Умиления Богородицы на красках [10, с. 82].

1 августа 1644 г. зафиксированы работы Константина Кириллова и их оплата. Он написал в Софийский собор целый комплект икон «в предел к Федору Стратилату деисус с празники, на однех цках одиннатцать икон, а мера деисусу в высоту и с празники аршин шесть вершков, а широта иконе по семи вершков, да двери царския с сенью и столпцы, на дверех писаны евангелисты, да две иконы месныя, образ Пречистыя Богородицы Одигитрия да другая икона образ Феодора Стратилата, а мера обоим иконам по два аршина без полутора вершка, да дверь сиверная, писано Адамово изгнание, да образ Нерукотворенный Спас, мера два аршина без четверти, да образ Пречистыя Богородицы запрестолной, а на другой стороне Никола Чудотворец, да к двум тяблам писаны доски по левкасу розными травами, от писма пятнатцать рублев» [5, л. 253 об.-254 об.]. Для этих икон было куплено твореное золото за 15 алт. [5, л. 254 об.].

Зафиксированы случаи, когда происхождение икон осталось не отмеченным в приходо-расходной книге. Так, «выменяли» образ «Святыя и Живоначалныя Троицы, пядницу на краске» за

6 алт. 4 ден., однако других сведений в источнике нет [5, л. 185_ 185об.].

Приходо-расходная книга 1643/1644 г. сохранила сведения об отливке и покупке колоколов. Отливкой колокола занимался вологжанин посадский человек и колокольный мастер Карп Евтихиев. Для переливки старого софийского большого битого колокола было приобретено у Гаврила Говоровского «в прибавку медишки левыя семь пуд четыре гривенки» за 27 руб. 22 алт. [5, л. 119 об._120]. Также было приобретено «государево олово», которое осталось «от софейских маковиц от паянья, три пуды тритцать гривенок» за 13 руб. 4 алт. 1 ден. [5, л. 120]. Отливка колокола происходила в районе р. Золотухи, медь туда везли на четырех лошадях [5, л. 120 об.]. Колокольному мастеру Карпу «с того колокола дано от литья со ста з дватцати з дву пуд с пуда по десяти алтын. И всего тритцать шесть рублев дватцать алтын» [5, л. 120 об.]. Кузнец Павел для установки этого колокола «колоду оковывал и окреплял казенным железом, и на колоколне тот колокол на место уставливал» [5, л. 120]. Через некоторое время он же сковал «к соборной церкови на колоколну к новому колоколу язык в своем железе, дано ему от дела и за железо рубль шесть алтын четыре денги» [5, л. 151]. Не совсем ясно сообщение о том, что была куплена гривенка воска «к новому колоколу на подпись» [5, л. 139 об.]. Кроме этого, узнаем, что к вестовому колоколу были куплены «возжи» [5, л. 137об.].

Позже колокольный мастер Карп Евтихеев отлил еще один колокол: «.в досталной меди, что осталось от болшаго колокола, и к тому колоколу куплено у Первово Пузина в прибавку шкилевыя меди четыре пуда, пуд по три рубли по дватцати по пяти алтын. И всего пятнатцать рублев» [5, л. 185 об. _ 186]. Для отливки этого колокола было приобретено полтора пуда прутового олова. Карп Евтихеев получил «от литья за девятнатцать пуд, с пуда по десяти алтын. И всего пять рублев дватцать три алтыны две денги» [5, л. 186]. Кузнец Федот Патрекеев для этого колокола сковал «язык в своем железе, а железа положил пуд, дано ему за железо и от дела два рубли» [5, л. 243].

Два колокола были куплены. Они обошлись архиерейской казне значительно дороже, чем переливка старых. Так, у Ивана Яковлева сына Копотилова был приобретен колокол «немецкое дело, весом девятнатцать пуд двенатцать гривенок, за пуд дано по четыре рубли с полтиною. И всего за тот колокол дано казенных денег восмьдесят шесть рублев дватцать восмь алтын три денги» [5, л. 175]. Второй колокол купили у голландца Тимофея Фомина, «а в нем весу дватцать пять пуд три четверти, пуд по четыре рубли по тринатцати алтын по две денги. И всего дано за тот колокол казенных денег сто тринатцать рублев десять алтын» [5, л. 175-175 об.].

На колокольне Вологодского архиерейского дома были часы. Так, «оконнишник» Родя Данилов сделал из слюды «на колокол-ну в шатер к часом четыре окончины новых четверти по три» [5, л. 119]. Зафиксирована следующая покупка: «Да куплен фонарь деревянной слудяной у Васки Бегичева к часом, дал три алтыны» [5, л. 120 об.]. Однако из источника неясно, где находился этот фонарь, предположим, что он висел снаружи колокольни перед циферблатом. Несколько раз зафиксированы покупки «масла де-ревяннаго часы смазывать» по гривенке [5, л. 111 об., 202, 264 об.]. Следил за часами часовщик, из записей приходо-расходной книги известно его имя - Гурка. Так, он «поваренному малому» Копне чинил «кошулю» [5, л. 108 об.], а в следующий раз этому же человеку «часовик» сшил новый зипун [5, л. 214 об.]. Очевидно, что архиерейские часы не только задавали ритм богослужениям в городе, но на них ориентировались в своей повседневной жизни обычные горожане [26].

Сохранились сведения о том, какие действия предпринимались Архиерейским домом для поддержания отношений в Москве и Вологде с представителями светской власти. Так, в августе 1643 г. сын боряский Иван Токмачев уехал в столицу «что быти ему у го-сударьския образныя подноски», получив 20 рублей на «образы окладныя» к празднику Успения и пять рублей на разные расходы [5, л. 102 об.]. С «успенскими святыми водами» ездили в Москву священник Александр и дьякон Анкидин Софийского собора [5,

л. 131—131 об.]. По архиерейскому указу 1 апреля 1644 г. в столицу поехал сын боярский Андрей Палицын, который получил «на образы окладныя, и на золотыя, и на медовыя мехи к государьской подноске на Светлое Христово Воскресение казенных денег сто пятдесят рублев» [5, л. 208 об.].

22 октября 1643 г. по указу архиепископа Варлаама в столицу «для домовых дел» был послан сын боярский Яков Бебехов, получивший 10 руб. [5, л. 142 об.]. Вскоре с подьячим Семеном Синюшкиным к нему была отправлена рыба «для розносу». Для этого у рыбника Фирса 31 января 1644 г. купили девять непоро-тых рыб, исходя из общего веса (более 11 пудов) одна семга была около 20 кг. [5, л. 183 об.]. Для московского дворянина Федора Михайловича Толочанова было куплено полпуда непоротой семги [5, л. 186 об.]. Также Семен повез «на образныя оклады на покупку про домовой обиход» 20 руб. и еще 20 руб. «на всякия домовыя розходы», уехал он на двух подводах, очевидно, взяв с собой еще какие-то вещи или еду [5, л. 183 об. _ 184]. Заметим, что некто Сила Бакшиев ездил на Соловки из Москвы и в Вологде по указу архиепископа получил три ведра вина, купленных в кабаке за 1 руб. 6 алт. 4 ден. [5, л. 135_135 об.]. При нехватке денег в столице их занимали. Например, у Ивана Усова взял в долг 50 руб. «про домовой розход» Симон Абросимов: «И по архиепископлю приказу те денги ему, Ивану, заплачены, и кабала у него заемная вынята» [5, л. 242_242об.].

Из архиерейской казны тратили деньги для подарков и подношений воеводам и их детям. Так, 30 сентября 1643 г. к архиепископу Варлааму приходил сын воеводы князь Семен Григорьевич Хованский с «ымянинником отца своего» и получил по архиерейскому благословению 16 алт. 4 ден. [5, л. 130_131 об.]. На Рождество Христово воевода князь Григорий Андреевич Хованский и дьяк Федор Стефанов получили два говяжьих стяга в почесть [5, л. 168]. На смену Хованскому прибыл в 1644 г. новый воевода князь Иван Семенович Прозоровский, котрому 16 февраля «в относ» купили перепечу и пять возов сена. Через некоторое время новый представитель светской власти получил в почесть 20 четей ржаной муки и 10 четвертей

ячного солода [5, л. 212-212 об.]. К Светлому Христову Воскресению воевода Прозоровский, дьяк Стефан Угоцкий и воевода Яренского городка Петр Нальянов получили яйца, три перепечи, четыре пуда коровьего масла [5, л. 218-218 об.]. В следующий раз воевода и дьяк получили 200 яиц и три пуда коровьего масла на Петров день [5, л. 241-241 об.]. Отметим, что в мае 1644 г. к архиерею приходил сын дьяка Стефана Угоцкого «матери своей с ымянинником» и получил два золотых по указу архиепископа Варлаама [5, л. 224 об.]. Вскоре 13 мая 1644 г. к дьяку Стефану Угоцкому отвезли «запасу», но источник не сообщает, что же это было [5, л. 227].

Подчеркнем, что 24 мая 1644 г. в Москву поехал Симон Ам-бросимов бить челом «о выводе, о поповских детях и о беломестных крестьянях», получив пять рублей [5, л. 230]. А приказные князь Григорий Федорович Дябринский и Глеб Исакович Патрекеев взяли «казенных денег тритцать рублев» и «отослали» их воеводе И. С. Прозоровскому и дьяку Стефану Угоцкому. Цель этого денежного подношения была в том, чтобы представители светской власти написали в Москву «для береженья тех попов, и детей поповских, и беломестных крестьян», а в Вологде не брали бы «поручных записей» и не выводили бы в посад, и «в тягло до государева указу их не окладывали» [5, л. 230-230об.]. Таким образом архиерейские люди пытались оградить проживавших в слободах беломесцев от посадской реформы и, очевидно, надеялись при этом на неформальные связи и подношения.

В такой большой структуре, каким был Вологодский архиерейский дом с городскими и вотчинными владениями, строительство не замирало (как в широком смысле этого слова, о чем было сказано выше, так и в узком, когда выполнялись строительные работы). В Вологде на Ленивой площадке раньше располагася сам Архиерейский дом, потом он был перенесен в крепость, но участок остался во владении вологодских владык и стал огородом. Видимо, незадолго до этого была срублена новая изба, и для укладки венцов Корнило Самсонов купил шесть телег моху за 8 алт. 4 ден. [5, л. 116 об.]. Вскоре для кладки печи в этой избе было куплено 200 кирпичей, после чего чего «кирпищик» сложил очаг [5, л. 136].

Для устройства крыши было приобретено «шесть крюков на избу под желобье, что на Ленивой площадке, на огородной двор» [5, л. 144 об._145]. Весной для посадки на огороде были куплены се-мяна чеснока и лука [5, л. 226_226 об.]. О. Н. Адаменко посвятила специальную статью архиерейскому огороду, в которой привела сведения о закупках семян [14].

В самом архиерейском доме также шло строительство. Так, наемные люди привезли 300 казенных бревен и тес на архиерейский двор «из-за реки». В избе сторожей делали печь и сохранились записи о привозе глины [5, л. 133 об.]. В приходо-расходной книге сохранились и другие сведения об обустройстве архиерейского двора.

В третьей части рукописи частично сохранились сведения о выплате жалованья архиерейским людям. Данные об этом сведены в табл. 3.

Таблица 3

Жалованье архиерейским людям в 1643/1644 г.

№ п/п* Чин Имя Сумма Всего денег

рубли алтыны денги

1 Крестовый поп Макарий 2 _ _ 400

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Бывший крестовый поп Антоний _ 20 (за жилое за 2 месяца) _ 120

3 Клюшенной старец Феодосий 2 _ _ 400

4 Посельский старец села Ивановскаго Лаврентий 4 (на год) 2 (на полгода зажилое) _ _ 1200

5 Посельский старец села Стефанов-ского Пахомий 4 (на год) 20 (за жилое за 2 месяца) _ 920

Продлжение таблицы 3

№ п/п* Чин Имя Сумма Всего денег

рубли алтыны денги

6 Старец Леонтий 2 - - 400

7 Сын боярский Стефан Рагозин 3 (на год) 6 (за дорогобужское осадное сидение) - - 1800

8 Сын боярский Ждан Ам-бросимов 3 (на год) - - 600

9 Сын боярский Як 3 (на год) - - 600

10 Сын боярский Кирилл Терентьев 1,5 - - 300

11 Сын боярский Третьяк Бебехов 3 (на год) - - 600

12 Сын боярский Никита Инкин 3 (на год) - - 600

13 Сын боярский Калина Леонтьев 3 (на год) - - 600

14 Сын боярский Постник Пудов 3 (на год) - - 600

15 Сын боярский Иван Беляев 3 (на год) - - 600

16 Сын боярский Давыд Беляев 3 (на год) - - 600

17 Сын боярский Иван Рагозин 3 (на год) - - 600

18 Сын боярский Иван Анфи-ногенов 3 (на год) - - 600

19 Конюший Богдан Анофриев 3 (на год) 16 4 700

№ п/п* Чин Имя Сумма Всего денег

рубли алтыны денги

20 Сын боярский Федор Ше-стаков 1,5 (за жилое за прошлые полгода) 3 (на год) _ _ 900

21 Подьячий Судного приказа Кирьян Герасимов 4 (на год) _ _ 800

22 Подьячий Судного приказа Семен Си-нюшкин 2 (на год) _ _ 400

23 Певчий дьяк Григорий Павлов 4 (на год) _ _ 800

24 Певчий дьяк Владимир Иванов 4 (на год) _ _ 800

25 Певчий дьяк Яков Яковлев 4 (на год) _ _ 800

26 Певчий дьяк Аксен Максимов 2 (на год) _ _ 400

27 Сын боярский Иван Токма-чев 3 (на год) _ _ 600

28 Сын боярский Федот Коз-мин нет сведений нет сведений нет сведений нет сведений

Итого: 87 56 4 17740

88 руб. 23 алт. 2 ден.

Источник: [5, л. 273_279 об.]

*Примечание: Порядок соответствует источнику.

Итак, сохранились сведения о том, что жалованье в архиерейском доме в 1643/1644 г. получали 28 человек. Очевидно, что их было больше, но поскольку окончание рукописи утрачено, полный список лиц за этот год отсутствует. Заметим, что в 1627/1628 г.

жалование из архиерейской казны получили 70 человек [12, с. 205208], в 1662/1663 - 85 [13, с. 188-194]. Так, в 1677/1678 г. зафиксированы выплаты 94 людям, в 1692/1693 г. - 109, на выплату жалованья было потрачено 414 руб. 18 алт. 2 ден. и 476 руб. 3 алт. 4 ден. соответсвенно [20]. Принципиально, что «жалованные книги» в 1643/1644 г. начинаются с упоминания должности крестового попа, а сведений о приказном, казначее, дьяках и других высших должностных лиц в архиерейском доме нет. Почему сложилась такая ситуация - пока не ясно.

В целом все эти траты рисуют непрекращающийся в течение года процесс обустройства и в самом Архиерейском доме, и архиерейской вотчине как связанный непосредственно с возведением зданий, так и с социальным строительством - завязыванием новых отношений и поддержанием старых.

ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ

1. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 73.

2. ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 76.

3. ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 77.

4. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 178. Оп. 1. Ед. хр. 822.

5. ОР РГБ. Ф. 178. Оп. 1. Ед. хр. 823.

6. ОР РГБ. Ф. 178. Оп. 1. Ед. хр. 824.

7. ОР РГБ. Ф. 178. Оп. 1. Ед. хр. 825.

8. ОР РГБ. Ф. 711. Ед. хр. 194.

9. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 532. Оп. 2. Ед. хр. 250. Л. 1-2.

10. Описи Вологодского архиерейского дома Св. Софии второй половины

XVII - начала XVIII в. / сост. Н. В. Башнин. М. ; СПб., 2020.

11. Писцовые и переписные книги Вологды XVII - начала XVIII века : в 3 т. Т. 3. Писцовые, переписные и дозорные книги Вологды XVII века / сост. И. В. Пугач. Вологда : Древности Севера, 2018.

12. Приходо-расходные денежные книги Вологодского архиерейского дома Святой Софии и окладные книги церквей Вологодской епархии. XVII - начало

XVIII в. / сост. Н. В. Башнин. М. ; СПб. : Альянс-Архео, 2016.

13. Хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома Святой Софии XVII - начала XVIII в. / сост. Н. В. Башнин. М. ; СПб. : Альянс-Архео, 2018.

14. Адаменко О. Н., Башнин Н. В. Торгово-промысловая деятельность Вологодского архиерейского дома и северных монастырей (огородничество по

приходо-расходным книгам XVII века) // Православный монастырский мир: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции 27 мая 2016 года, г. Ярославль / под ред. Ю. Ю. Иерусалимского. Ярославль : ЯрГУ, 2017. С. 237-248.

15. Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в.: проблемы художественного мышления эпохи. М. : Мейкер, 1996.

16. Башнин Н. В. Архиепископ Вологодский и Белозерский Симон и его приходо-расходная книга «московской езды» 1666-1667 гг. // Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI-XVIII веков. СПб. : Нестор-история, 2015. С. 226-343. (Труды СПбИИ РАН. Вып. 1 (17)).

17. Башнин Н. В. К вопросу о транспортных путях и средствах передвижения в XVII в. (по материалам приходо-расходных книг Вологодского архиерейского дома) // Вестник церковной истории. 2018. № 3/4 (51/52). С. 303-330.

18. Башнин Н. В. Опись келейного имущества архиепископов Вологодских и Белозерских 1683 г. // Вестник церковной истории. 2016. № 1/2 (41/42). С. 5-29.

19. Башнин Н. В. Переписные книги вотчин Вологодского архиерейского дома Св. Софии 1701-1702 гг. : Исследование и тексты. М. ; СПб. : Альянс-Архео, 2019.

20. Башнин Н. В. Состав двора вологодского архиерея в последней четверти XVII века (по материалам приходо-расходных книг) // Исторический курьер. 2024. № 2 (34). С. 114-132. URL: http://istkurier.ru/data/2024/ISTKURIER-2024-2-08.pdf doi:10.31518/2618-9100-2024-2-8

21. Башнин Н. В. Тетрадь записная указам и распоряжениям архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1681-1682 гг. // Вестник церковной истории. 2014. № 3/4 (35/36). С. 72-116.

22. Башнин Н. В., Адаменко О. Н. Приходо-расходная книга «московской держи» архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1676 г. // Вестник церковной истории. 2017. № 1/2 (45/46). С. 272-301.

23. Башнин Н. В., Пушкина Л. В. Хозяйственные документы Вологодского архиерейского дома Св. Софии в последние месяцы жизни архиепископа Гавриила (Кичигина) и после его смерти // Вестник церковной истории. 2022. № 3-4 (67-68). С. 303-340.

24. ПшеницынД. А., ЧеркасоваМ. С. Венечные памяти, пошлины и записные книги XVI-XVIII вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 3 (23). С. 44-95.

25. Пшеницын Д. А., Черкасова М. С. О предыстории метрического учета в России (XVII - первая половина XVIII в.) // Российская история. 2019. № 1. С. 86-102.

26. Седов П. В. Изменения представлений о времени в России во второй половине XVII - начале XVIII в. (по переписке монастырского стряпчего) // Religion und Integration im Moskauer Russland. Kozepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen 14.-17. Jahrhundert. Wiesbaden : Harrassowitz Verlag. , 2010. С. 447-460.

27. ФранцузоваЕ. Б. Иконописное дело в Вологде в первой половине XVII в. // Культура Европейского севера России (дооктябрьский период) : межвуз. сб. науч. тр. Вологда, 1989. С. 30-46.

28. ЧеркасоваМ. С. «Выводная куница» и «отпускные выводные памяти» на замужество в ХУТ-ХУП вв. // Образы аграрной России ГХ-ХУШ вв. Памяти Натальи Александровны Горской. М.: Индрик, 2013. С. 132-151.

29. Черкасова М. С. «Выдаточная книга» Вологодского архиерейского дома середины XVII в. // Вестник церковной истории. 2018. № 1/2 (49/50). С. 30-84.

30. Черкасова М. С. Брачность городского и сельского населения Вологды и Вологодского уезда в первой трети XVII в. (по приходо-расходным книгам архиерейской кафедры) // Материалы XIII Всероссийского. научно-практического совещания по вопросам изучения и издания писцовых книг и других истори-ко-географических источников по истории России XVI-XIX вв. Вологда : Русь, 2003. С. 93-105.

31. Черкасова М. С. Северная Русь: история сурового края XIII - XVII вв. М. : Центрополиграф, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.