www.volsu.ru
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2018.4.4
UDC 94(470)"08/16" Submitted: 03.02.2018
LBC 63.3(2)45 Accepted: 30.04.2018
THE BUDGET OF THE VOLOGDA ARCHBISHOP HOUSE OF ST. SOPHIA
IN 1677/78 1
Nikita V. Bashnin
Saint Petersburg Institute of History, Russian Academy of Sciences; Saint Petersburg State Academic Institute for Painting, Sculpture and Architecture named after I.E. Repin, Russian Academy of Arts, Saint Petersburg, Russian Federation
Abstract. Investigation of goods-money and financial relations in the 16th - 17th centuries reveals the specifics of Russian State's transition from the Middle Ages to the New Time. The detailed analysis of income-expenditure books, as well as other documents shows the economic ties between the regions and the specifics of the financial strategies of various church and secular institutions. The given research is aimed at calculating the budget of the Vologda Archbishop House of St. Sophia for one chronological period - 1677/78. The information on monetary expenditures and revenues is contained in the income-expenditure book, which was preserved and published.
In general, the study of the budget shows that Archbishop Simon disposed of significant funds exceeding the cost of liturgical, cultural, economic, construction and other purposes. They were taken from the treasury for organizing a trip to Moscow and staying there, as well as for issuing loans. This observation suggests that in the 1670s the Vologda Archbishop House of St. Sophia was an organization with a high financial culture and significant resources that allowed not only to develop various sectors of the household, but also to pursue an independent policy in the interests of the Bishop's House in Moscow.
Key words: history of the Russian Orthodox Church, Russian North, Vologda diocese, budget, Archbishop of Vologda and Belozersk Simon, source study.
Citation. Bashnin N.V. The Budget of the Vologda Archbishop House of St. Sophia in 1677/78. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2018, vol. 23, no. 4, pp. 30-39. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.4.4
УДК 94(470)"08/16" Дата поступления статьи: 03.02.2018
ББК 63.3(2)45 Дата принятия статьи: 30.04.2018
«БЮДЖЕТ» ВОЛОГОДСКОГО АРХИЕРЕЙСКОГО ДОМА СВ. СОФИИ
В 1677/78 ГОДУ 1
Никита Викторович Башнин
Санкт-Петербургский институт истории РАН; Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
а Аннотация. Исследование товарно-денежных и финансовых отношений в XVI-XVII вв. раскрывает pq особенности перехода Российского государства от Средневековья к Новому времени, а детальное рассмот-® рение приходо-расходных книг и других документов показывает экономические связи между регионами и
0 2
особенности финансовой стратегии различных церковных и светских учреждений. В данной статье «бюджет» Вологодского Софийского дома рассчитан по одному хронологическому срезу - 1677/78 г. Сведения о денежных тратах и поступлениях содержатся в приходо-расходной книге, которая полностью сохранилась и опубликована.
В целом исследование «бюджета» Вологодского архиерейского дома показало, что в распоряжении архиепископа Симона находились значительные денежные средства, превышающие расходы на богослужебные, культурные, хозяйственные, строительные и другие цели. Они были взяты из казны для организации поездки в Москву и пребывания там, а также для выдачи займов. Это наблюдение говорит о том, что Вологодский Софийский дом в 1670-х гг. был организацией с высокой финансовой культурой и значительными ресурсами, которые позволяли не только развивать различные отрасли хозяйства, строить, но и проводить независимую политику в интересах кафедры в Москве.
Ключевые слова: история Русской Православной Церкви, Русский Север, Вологодская епархия, бюджет, архиепископ Вологодский и Белозерский Симон, источниковедение.
Цитирование. Башнин Н. В. «Бюджет» Вологодского Архиерейского дома Св. Софии в 1677/78 году // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2018. - Т. 23, №» 4. - С. 30-39. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2018.4.4
Введение. Исследование товарно-денежных и финансовых отношений в XVI-XVII вв. раскрывает особенности перехода Российского государства от Средневековья к Новому времени, а детальное рассмотрение приходо-расходных книг и других документов показывает экономические связи между регионами и особенности финансовой стратегии различных церковных и светских учреждений.
Методы, материалы. В последние десятилетия ученые неоднократно обращались к этой теме и не только предлагали различные подходы к изучению финансово-экономических вопросов [6, с. 5-39; 11, с. 81-102; 12, с. 80-109], но и вводили в научный оборот новые источники (прежде всего, приходо-расходные и таможенные книги) [13; 14; 15; 16; 17; 18; 20; 21]. Ряд исследований по финансовой истории России XVI-XVII вв. выполнен на материалах церковных [5; 23; 24; 25] и светских [7; 8; 9; 26] архивов.
Предваряя дальнейшее изложение материала, оговорю употребление понятия «бюджет». Д.П. Маковский, подсчитав годовые доходы и расходы Кирилло-Белозерского и Болдина монастырей во второй половине XVI в., использует словосочетания «поступление доходов по статьям» и «расход по статьям» [10, с. 250, 268]. Е.Н. Швейковская предлагает понятия «смета» или «роспись доходов и расходов» [25, с. 56]. И.А. Устинова использовала термины «смета» и «бюджет» как синонимы, заключив последний в кавычки [23, с. 131-135]. З.В. Дмитриева для характеристики «хлебного хозяйства» Кирилло-
Белозерского монастыря применила понятие «бюджет» также заключив его в кавычки [4, с. 9-42]. В.И. Иванов, исследуя финансовое состояние Соловецкого монастыря, пишет о его бюджете, но не оговаривает особенности применения этого термина [5, с. 96-149]. Д.В. Лисейцев, реконструируя бюджет Московского царства во второй четверти XVII в., отметил, что понятия «государственный бюджет» в то время не существовало, а термин «государева казна» лишь отчасти соответствует нашему понятию о бюджете [7, с. 3-26]. Оговорив ряд нюансов, далее он использует термин «бюджет» без кавычек. Понятие «архиерейская казна» также лишь отчасти соответствует современному понятию «бюджет», при этом главным распорядителем денежных средств, часть которых он хранил у себя, был архиерей [1, с. 116]. Учитывая приведенные выше точки зрения и изученные особенности функционирования архиерейской казны Вологодского Софийского дома в первой трети XVII в. [1, с. 114-126], термин «бюджет» далее будет использован в кавычках.
В данной статье «бюджет» Вологодского Софийского дома рассчитан по одному хронологическому срезу путем сплошного подсчета доходов и расходов. Сведения о денежных тратах и поступлениях содержатся в приходо-расходной книге 1677/78 г., которая полностью была сохранена и опубликована [16, с. 285-467].
Анализ. Данные о поступлении денежных средств в казну Вологодского архиерейского дома представлены в таблице 1.
Таблица 1
Приход денег в казну Вологодского архиерейского дома Св. Софии во второй половине XVII в.
Категории доходов 1677/78 г.
Рубли Алтыны Денги Всего денег
абс. %
Разные сборы * 1 078 5 4 215 734 33
Оброчные денги 875 7 5 17 5047 26,8
Венечные пошлины 345,5 6 2 69 138 10,6
Церковная дань 965 18 4,5 193 112,5 29,6
Итого дохода за год 3 263,5 36 15,5 653 031,5 100
Примечания. Источник [16, с. 285-396].
* В этот раздел включены кортомные деньги, доходы от продажи скота, продуктов и других товаров, а также иные денежные поступления.
Из таблицы 1 видно, что поступления в «бюджет» Вологодского архиерейского дома казначей старец Никон и дьяк Иван Аленев разделили на четыре статьи. Это деление было традиционным в делопроизводстве данной кафедры, поскольку три из этих статей (разные сборы, венечные пошлины, церковная дань) зафиксированы в приходо-расходных книгах 1612/13, 1627/28, 1648/49, 1662/63 г. [3, с. 144-147]. На них пришлось 73,2 % дохода. Однако отметим нововведение. Ранее в приходной части книги выделялся отдельно раздел, посвященный сбору венечных пошлин. Он есть в 1612/13, 1627/28, 1648/49, 1662/63 гг. Его формуляр определял фиксацию следующих данных: дата, имя священника, приход, имена брачующихся (иногда имена не названы), брак (первый, второй, третий), размер пошлины. Однако в 1677/78 г. этот раздел исчез, а среди «розных сборов» появляются записи о поступлении «венечных пошлин» от «поповских за-кащиков» и «поповских старост», которые «со всего своего заказу по своим зборным книгам» платили деньги. Эти записи содержат дату, название прихода, имя «закащика» или старосты, упоминание учетной документации (книг), количество брачующихся, брак (первый, второй, третий) и общий размер платежа. Кроме этих записей встречаются упоминания о сборе «по сыску» утаенных венечных пошлин.
Отметим, что помимо священников собирали венечные пошлины и светские лица. Так, «архиеписопль дьяк» Данил Столбицкий собрал с Белозерской десятины с 616 отроков, 131 двоеженца и 7 троеженцев 90 руб. пошлин и передал их в казну 22 февраля 1678 г.
[16, с. 293]. Перед подведением итогов «розных сборов» записано, что казначей старец Никон и дьяк Иван Аленев собрали венечные пошлины «по своим зборным книгам» с 1 сентября 1677 г. по 1 сентября 1678 г. в размере 62 руб. 3 алт. 2 ден. При этом вверенная им территория не указана [16, с. 305]. На основании предыдущей традиции отдельного учета сбора венечных пошлин, а также для сопоставления с данными за предыдущие годы, при подсчете доходов архиерейского дома в 1677/78 г. эти сведения выделены в самостоятельный раздел.
Приведенные выше наблюдения говорят о том, что произошли административные изменения в епархии. Вероятно, по указу архиепископа Симона учет брачующихся и сбор венечных пошлин стал одной из обязанностей «поповских закащиков» и «поповских старост». Это привело к исчезновению раздела о венечных пошлинах в приходо-расходных книгах архиерейского дома и возникновению «зборных книг» у старост и заказчиков. Причин этому могло быть несколько: перегруженность архиерейского административного аппарата, неудобство для священников, вынужденных неоднократно ездить в епархиальный центр обширной епархии за венечной памятью (наиболее отдаленные населенные пункты от Вологды: Пустозерс-кий острог - 1 140 км; Усть-Вымь - 664 км; расстояние указано по прямой).
По сравнению с приходом в архиерейскую казну в начале XVII в. процентное соотношение венечных пошлин с другими статьями в конце 1670-х гг. не изменилось: в 1612/ 13 г. - 7,7 %, в 1627/28 г. - 10 %, в 1677/78 г. -
10,6 %. Однако в денежном выражении эти сборы значительно увеличились: в 1612/13 г. -43 руб. 25 алт., в 1627/28 г. - 131 руб. 13 алт. 4 ден., в 1677/78 г. - 345,5 руб. 6 алт. 2 ден. [1, с. 114-126]. Очевидно, что эти данные говорят о демографическом подъеме и возросшем количестве свадеб.
Укажем еще один принципиальный момент. В период Смуты значительную часть доходов Софийского дома составляла церковная дань - 78,1 %. Но уже в конце 1620-х гг. этот показатель снизился до 36,2 %. В 1677/ 78 г. данная статья доходов составила 29,6 % от общих сборов. Таким образом, в годы кризиса архиепископ опирался на церковную сеть своей епархии, а с выходом из Смуты и развитием товарно-денежных и финансовых отношений эта статья стала менее значимой. При этом реальный размер церковной дани увеличился более чем в 2 раза по сравнению с первой третью XVII в.: в 1612/13 г. - 441 руб. 33 алт. 2 ден., в 1627/28 г. - 474 руб. 23 алт., в 1677/78 г. -965 руб. 18 алт. 4,5 ден. [1, с. 114-126].
Еще одним новшеством стала статья «оброчные денги», которая отсутствует в документах 1612/13, 1627/28, 1648/49, 1662/63 гг., но также есть в казначейском документе 1702 г. Хотя записи о сборе оброка мелькают среди «розных зборов», казначей счел необходимым выделить отдельно поступления оброка с архиерейской вотчины «с крестьян, и з бобылей, и с пустошей, и с мелниц». Они составили 26,8 % от всех сборов, что в денежном выражении представляет собой внушительную сумму - 875 руб. 7 алт. 5 ден. Эти данные указывают на возросшую хозяйственную активность населения архиерейской вотчины.
Общий доход Вологодского архиерейского дома в 1677/78 г. по сравнению с 1612/ 13 г. вырос почти в 6 раз: в 1612/13 г. - 565 руб. 31 алт. 4 ден., в 1627/28 г. - 1 311 руб. 15 алт. 4 ден., в 1677/78 г. - 3 264,5 руб. 8 алт. 1,5 ден. [1, с. 114-126]. Итоговая сумма доходов по моему подсчету за 1677/78 г. минимально отличается от итогов казначея - 3 265 руб. 5 алт. 1,5 ден. [16, с. 396].
Для того, чтобы выяснить как потрачены деньги из «бюджета» Вологодского архиерейского дома в 1677/78 г., была проведена сплошная систематизация всех расходов. Сведения об этом представлены в таблице 2.
Из таблицы 2 видно насколько разнообразной продолжала оставаться структура расходов в 1677/78 г. по сравнению с 1612/13 и 1627/28 гг. [1, с. 114-126]. Однако ряд трат отсутствует. Так, прекратились покупки «плаун-травы», которую использовали для эффектного воспламенения «пещи» во время театрализованного церковного празднества - «Чин пещного действа» [19; 22, с. 98-99]. Дело в том, что в конце 1630-х - начале 1640-х гг. это представление было запрещено в Москве, а потом и в других городах [22, с. 99]. Также в 1677/78 г. нет сведений о покупке «масла красного», дворов (недвижимости), меха и шкур, скота и сена. Казначей не зафиксировал расходов на обучение детей, корм военным, возврата долгов, а также уплату налогов (ямские деньги, стрелецкие запасы).
Однако появился новый раздел, связанный с тратами на земельные владения. Приходо-расходная книга 1677/78 г. сохранила свидетельства увеличения вотчины Вологодского архиерейского дома. Так, 29 декабря 1677 г. у полуголовы московских стрельцов Федора Борисова сына Брянчанинова было «выменено» из его поместья селцо Тиунцово «против писцовых книг со всеми угодьи». Это поселение присоединили к селу Ивановскому «в Софейс-кую вотчину», а взамен стрелецкий начальник получил «на Лежском Волоку ис пустоши, что была деревня Терентьево, десять четвертей». Этот явно неравноценный обмен для Брянча-нинова был компенсирован «придачей» 95 руб., что составило 2,5 % от общей суммы расходов [16, с. 410]. Здесь же отметим траты на аренду земельных участков. На кортому ушло более 30 руб. (0,8 %) от всех расходов. Исчезновение трат по ряду статей и появление новых обусловлены конкретной политической, экономической и культурной ситуацией в год, когда составляли приходо-расходную книгу.
Кратко проанализируем структуру расходов в 1677/78 г. и сравним с показателями 1612/13 и 1627/28 гг. [1, с. 114-126]. В процентном отношении сократились расходы на содержание храмов и богослужение: в 1612/13 г. -4,6 %, в 1627/28 г. - 7,6 %, в 1677/78 г. - 3,7 %. Однако в денежном выражении эти траты возросли в 5,6 раза по сравнению с 1612/13 г. Подчеркнем, что 2 % расходов в 1677/78 г. ушло на написание икон и покупку драгоценных металлов для окладов.
Таблица 2
Расход денег из казны Вологодского архиерейского дома Св. Софии в 1677/78 г.
Категории 1677/78 г.
Виды расходов Рубли Алтыны Денги Всего денег
абс. О/ & /о
Расходы на содержание Церковная утварь, одежда священников, ладан, фимиам, вино 31 32 8 6 400 0,9
храмов и бого- Архиерейское облачение, одежда, шуба и др. 1 18 8 316 <0,1
служение Иконы (в том числе оклады, ткань для подклада), фрески и церковные украшения 62 495 98 15 468 2
Просвиры, куличи - - 10 10 <0,1
Свечи, «светилни», воск, лучина, ставцы, «ска- 19 73 13 4 251 0,6
нье» свеч
Наем певчих 8 20 5 1 725 0,2
Всего 121 638 142 28 170 3,7
Потребности Продукты питания, напитки, специи 59 247 137 13 419 1,8
архиерея и ар- Соль 16 24 - 3 344 0,4
хиереиских людей Одежда, нитки, пуговицы (в том числе шапки и рукавицы) 6 140 43 2 083 0,3
Обувь 2 34 6 610 <0,1
Котлы, посуда и столовые приборы, скатерти, 56 227 95 12 657 1,7
кухонная утварь, кули, мешки, бочки, лагуны,
рогожи
Мыло, рукомойники, мочало - 21 2 128 <0,1
Выдача жалованья 541 1 4 108 210 14,5
Поездки архиерейских людей (харч, корм лоша- 11 44 12 2 476 0,3
дям, наем лодок)
Всего 691 738 299 142 927 19
Строительство, содержание Строительство и ремонт (известь, бревна, избы, гвозди, краска, скобяные и др. изделия, печные, 237,5 1 331 246 55 732 7,5
зданий и со- малярные и плотницкие работы)
оружений, Предметы внутреннего убранства домов и других - 8 - 48 <0,1
интерьер помещении
Дрова, уголь 21,5 94 19 4 883 0,6
Всего 259 1 433 265 60 663 8,1
Хозяйствен- Хозяйственные, ювелирные, портные, сапожные, 31 684 105,16 10 409,16 1,4
ные, с/х и скорняжные, кузнечные и с/х работы с учетом
культурные покупки семян, рассады и материалов
затраты Секачи, топоры, сохи, лопаты, клещи, ведра и др. хозяйственный и с/х инвентарь 5,5 239 74 2 608 0,3
Ткань 40,5 122 18 8 850 1,2
Книги (в том числе переплетные работы) - 21 4 130 <0,1
Бумага 10,5 - - 2 100 0,3
Ужища липовые, лыко, бечева, конопля, ремни, 5 54 8 1 332 0,2
гужи, пенька
Наем извощиков 4,5 51 18 1 224 0,1
Всего 97 1171 227 26 653 3,5
Землевладение В придачу к обмену земельных владений 95 - - 19 000 2,5
Аренда земельных участков (Кортома) 30 20 2 6 122 0,8
Оброчные деньги 1 37 6 428 <0,1
Всего 126 57 8 25 550 3,3
Скот Содержание скота (выпас, уход, корм, подковывание лошадей, лечение) 7 46 24 1 700 0,2
Дровни, сани, телеги, оглобли, упряжь, дуги, 8 237 43 3 065 0,4
седла, колеса, деготь
Всего 15 283 67 4 765 0,6
Почести и Почести должностным лицам и священникам - 49 12 306 <0,1
подношения Продукты в подношение, в почесть, корм священникам 45 149 54 9 948 1,3
Всего 45 198 66 10 254 1,3
Кредитно- Выдача займов 350 - - 70 000 9,2
финансовая деятельность Выдача денег по грамоте архиепископа (аккредитив) 900 - - 180 000 23,7
Всего 1 250 - - 250 000 33
Окончание таблицы 2
Категории расходов Виды расходов 1677/78 г.
Рубли Алтыны Денги Всего денег
абс. %*
Всего 1 250 - - 250 000 33
Налоги Пошлины с продажи 1 26 4 360 <0,1
Всего 1 26 4 360 <0,1
Разное Архиепископ поехал к Москве, взял из домовой казны 1 020 - - 204 000 27
Милостыня 18 - - 3 600 0,5
На лечение, после травм на стройке - 10 - 60 <0,1
Всего 1 038 10 - 207 660 27,5
Итого 3 643 4 554 1 078,16 757 002,16 100
Примечания. Источник [16, с. 396-467]. * При подсчете процентов значения < 0,1 % не учтены.
Уменьшились расходы на бытовые нужды архиерея и архиерейских людей в процентном выражении: в 1612/13 г. - 35,4 %, в 1627/ 28 г. - 32 %, в 1677/78 г. - 19 %. При этом в денежном выражении траты увеличились в 3,7 раза по сравнению с 1612/13 г. и в 1,6 раза по сравнению с 1627/28 г. [1, с. 114-126]. Значительная часть этих денег (541 руб. 1 алт. 4 ден.) была потрачена на выплату жалованья. Учет этих трат велся отдельно, распределялись они по чинам (подьяконы, певчие, дьяки, подьяки, дети боярские, посельские старцы, конюхи), и при этом каждый получивший деньги оставлял подпись под своим именем и записью о причитавшейся ему сумме.
Некоторые траты сложно отнести к одной определенной статье расходов. Так, в начале февраля 1678 г. было куплено 17 ведер соленых рыжиков за 8 руб. 18 алт. 4 ден. Они были посланы архиепископу Симону на Москву [16, с. 415]. Предназначался ли этот деликатес сугубо для архиерейского стола? Скорее всего, нет. Другие документы свидетельствуют о том, что вологодские рыжики пользовались популярностью среди бояр и в приказах [2, с. 278]. Подносились они и царю. Но нельзя отрицать и того, что архиепископ и его двор тоже кушали грибы. С долей условности расход денег на эти рыжики помещен в статью «Продукты питания...», а не в раздел «Продукты в подношение...».
В противовес этому случаю укажем, что 19 декабря 1677 г. у каргопольца Григория Федорова сына Широково купили «про архи-епископль домовой росход» и для отправки на Москву «для домовых дел в почесть» приказным людям свежепросольной семги 51 пуд
(816 кг) за 43 руб. 20 алт. 1 ден. [16, с. 407]. Эти расходы помещены в раздел «Продукты в подношение...». Из крупных покупок отметим приобретение 19 января 1678 г. у тих-винца Семена Елисеева красной котельной медь на 37 руб. 26 алт. 4 ден. [16, с. 412]. Эта трата зафиксирована в разделе «Котлы, посуда. .. ».
Архиепископ Симон известен тем, что именно при нем были возведены каменные постройки Вологодского архиерейского дома. В 1677/78 г. шел один из этапов строительства. В значительных объемах покупали известь, бревна и другие строительные материалы. Для выполнения работ были привлечены наемные работники. Тем не менее в процентном отношении на строительство было затрачено всего 8,1 % от общих расходов. В первой трети XVII в. этот показатель колебался от 13,6 до 16,2 %. Не смотря на уменьшение в процентном соотношении в 1677/78 г. этой статьи относительно других, в реальном выражении затраты на строительство выросли по сравнению с 1612/13 г. в 4,1 раза, а по сравнению с 1627/28 г. в 1,3 раза [1, с. 114126]. Архиепископ Симон был не только строителем в широком смысле этого слова, но и милосердным человеком. Так, по приказу владыки крестьяне с Лежского Волока Васька Семайлов с четырьмя товарищами в Успенском Горнем девичьем монастыре срубили «странноприимную избу» для «покою престарелых инокинь и вдов» [16, с. 424]. За эту работу они получили 10 руб. по договору и 2 руб. «в прибавку».
В процентном и денежном соотношении уменьшились затраты на хозяйственные, с/х
и культурные потребности. Так, в 1612/13 г. они составляли 8,5 %, в 1627/28 г. - 13,1 %, а в 1677/78 - 3,5 %. В денежном выражении в 1677/78 г. потратили больше в 2,8 раза, чем в 1612/13 г. и меньше в 1,3 раза, чем в 1627/28 г. [1, с. 114-126].
Отметим, что самыми значительными статьями расходов в 1677/78 г. была кредитно-финансовая деятельность и изъятие денег архиепископом Симоном при отъезде в Москву - 33 % (1250 руб.) и 27 % (1020 руб.) от общих расходов соответственно. Так, 26 декабря 1677 г. значительную сумму в 300 руб. «взаймы» получил гость Гаврила Фетиев, который обязался вернуть эти деньги архиепископу Симону в Москве [16, с. 409]. Приведем другие свидетельства высокой финансовой культуры. В Москве архиепископ брал деньги у доверенных лиц, которым потом возвращали долг уже в Вологде. Например, 2 апреля 1678 г. «по архиепископлю указу и по грамоте вологжанину посадскому человеку Федору Тимофееву сыну Сычюгову выдано из домовой казны, что взял преосвященный архиепископ на Москве на домовой всякой московской росход и в платежи, у сына ево Якова шестьсот рублев. И вместо тех денег отцу ево, Федору, на Вологде казенных денег шестьсот рублев выдано» [16, с. 426]. Очевидно, что архиепископ Симон израсходовал в Москве значительные денежные средства, судя по всему, в интересах Вологодского архиерейского дома.
Разница произведенных в результате исследования подсчетов расходов из архиерейской казны и подсчетов казначея составляет около 3 руб. Учитывая оперирование старцем Никоном значительными суммами и дробность статей расходов, это небольшая погрешность. Стоит отметить, что движение денежных средств в «бюджете» Вологодского архиерейского дома казначей и его подчиненные фиксировали с помощью счетов. Об этом свидетельствует покупка этих бухгалтерских инструментов у холмогорца Андрея Иванова в конце января 1678 г.: «Куплено в Казенной приказ дощаных два щета, за оба дано шесть алтын четыре ден-ги» [16, с. 413].
Результаты. Годовой баланс «бюджета» Вологодского архиерейского дома Св. Софии в 1677/78 г. был отрицательным: доходные ста-
тьи принесли 3 264,5 руб. 3 алт. 5,5 ден., а расходы составили 3 785 руб., 2,16 ден. и дефицит равнялся 519 руб. 28 алт. 2,66 ден., что составляет около 16 % годового дохода. Отметим, что в 1612/13 г. доход превысил расход на 4,3 %, но в 1627/28 г. появился перерасход в 2,9 % [1, с. 114-126]. В конце 1620-х гг. дефицит «бюджета» с избытком был покрыт остатками денежных средств от предыдущего года. В 1677/78 г. не зафиксировано сведений о каких-либо суммах, оставшихся с предыдущих лет, однако уверенные значительные траты позволяют предположить, что у архиепископа Симона были финансовые запасы, нивелирующие отрицательный баланс в казне.
В целом исследование «бюджета» Вологодского архиерейского дома показало, что в распоряжении архиепископа Вологодского и Белозерского Симона находились значительные денежные средства, превышающие расходы на богослужебные, культурные, хозяйственные, строительные и другие цели (40 % от общих расходов за год). Они были взяты из казны для организации поездки в Москву и пребывания там, а также для выдачи займов (60 % от общих расходов за год). Это наблюдение говорит о том, что Вологодский Софийский дом в 1670-х гг. был организацией с высокой финансовой культурой и значительными ресурсами, которые позволяли не только развивать различные отрасли хозяйства, культуры и богослужения, строить, но и проводить независимую политику в интересах кафедры в Москве.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта Президента РФ МК-99.2017.6.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Башнин, Н. В. «Бюджет» Вологодского архиерейского дома св. Софии в первой трети XVII в. / Н. В. Башнин // Российская история. - 2017. - №2 5. -С.114-126.
2. Башнин, Н. В. Приходо-расходная книга «московской держи» архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1676 г. / Н. В. Башнин, О. Н. Адаменко // Вестник церковной истории. -2017. - №№ 1/2 (45/46). - С. 272-301.
3. Башнин, Н. В. Приходо-расходные книги Вологодского архиерейского дома XVII в. как источник по истории цен в России / Н. В. Башнин // Торговля, купечество и таможенное дело в России в ХМ-ХГХ вв. - Н. Новгород : Юникопи, 2018. -С. 144-147.
4. Дмитриева, З. В. Хлебный «бюджет» Ки-рилло-Белозерского монастыря в начале XVII в. /З. В. Дмитриева // Монастыри и архиерейские дворы в документах ХМ-ХУШ веков. - СПб. : Нестор-История, 2015. - С. 9-157.
5. Иванов, В. И. Бухгалтерский учет в России ХУ-ХУ1 вв.: Историко-источниковедческое исследование монастырских приходо-расходных книг / В. И. Иванов. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2005. -256 с.
6. Ковальченко, И. Д. Всероссийский аграрный рынок ХУШ - начала ХХ в. / И. Д. Ковальчен-ко, Л. В. Милов. - М. : Наука, 1974. - 399 с.
7. Лисейцев, Д. В. Государственный бюджет Московского царства рубежа 1630-1640-х гг.: Опыт реконструкции / Д. В. Лисейцев // Российская история. - 2015. - №> 5. - С. 3-26.
8. Лисейцев, Д. В. Земский собор 1616 г и сбор третьей пятины в Московском государстве: механизмы взаимодействия правительства и податного населения на исходе Смутного времени / Д. В. Лисей-цев // Российская история. - 2016. - №2 5. - С. 3-20.
9. Лисейцев, Д. В. Экономическое состояние Московского государства в первые годы царствования Михаила Федоровича (по материалам приказа Владимирской четверти) / Д. В. Лисейцев // Российская история. - 2017. - N° 4. - С. 17-35.
10. Маковский, Д. П. Развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве Русского государства в ХМ веке / Д. П. Маковский. - Смоленск : Смоленское книжное издательство, 1963. - 560 с.
11. Павленко, Н. И. Спорные вопросы генезиса капитализма в России / Н. И. Павленко // Вопросы истории. - 1986. - №> 11. - С. 81-102.
12. Преображенский, А. А. Итоги изучения начального этапа складывания всероссийского рынка (ХУП в.) / А. А. Преображенский, Ю. А. Тихонов // Вопросы истории. - 1961. - №> 4. - С. 80-109.
13. Приходные и расходные денежные книги Кирилло-Белозерского монастыря. 1601-1637 гг. / сост. З. В. Дмитриева. - М. ; СПб. : Альянс-Архео, 2010. - 742 с.
14. Приходные и расходные книги Иосифо-Во-локоламского монастыря 80-90-х гг. ХМ в. / под ред. А. Г. Манькова. - М. ; Л. : ИИ АН СССР, 1987. -167 с.
15. Приходные, расходные и окладные книги Спасо-Прилуцкого монастыря. 1574-1600 гг. / под ред. А. Г. Манькова. - М. ; Л. : ИИ АН СССР, 1979. -217 с.
16. Приходо-расходные денежные книги Вологодского архиерейского дома святой Софии и окладные книги церквей Вологодской епархии. XVII -начало XVIII в. / сост. Н. В. Башнин. - М. ; СПб. : Альянс-Архео, 2016. - 872 с.
17. Приходо-расходные книги Иосифо-Волоко-ламского монастыря 70-80-х гг. XVI в. / под ред. А. Г. Манькова. - М. ; Л. : ИИ АН СССР, 1980. -204 с.
18. Приходо-расходные книги Соловецкого монастыря. 1571-1600 гг. / сост. Е. Б. Французова. -М. ; СПб. : Альянс-Архео, 2013. - 388 с.
19. Стенникова, П. А. Церковно-театрализован-ные действа в России XVI-XVII вв. (на примере «Пещного действа» и «Шествия на осляти» в Вербное воскресенье) : автореф. дис... канд. ист. наук : 070002 : защищена 15.06.2006 / Полина Александровна Стенникова. - Челябинск, 2006. - 24 с.
20. Таможенные книги Московского государства XVII века / под ред. А. И. Яковлева. - М. ; Л. : Наука, 1950. - Т. 1. - 888 с.
21. Таможенные книги Сухоно-Двинского пути XVII в. / сост. С. Н. Кистерев, Л. А. Тимошина. Вып. 1. - СПб. : Контраст, 2013. - 368 с.
22. Топычканов, А. В. Перформативная культура российского двора XVII в.: литургические действа, выступления скоморохов и артистов, театра / А. В. Топычканов, С. М. Шамин // Российская история. - 2016. - №№ 6. - С. 98-99.
23. Устинова, И. А. Книги патриарших приказов 1620-1649 гг. как исторический источник / И. А. Устинова. - М. : ИРИ РАН, 2011. - 345 с.
24. Швейковская, Е. Н. Государство и крестьяне России. Поморье в XVII в. / Е. Н. Швейковская. -М. : Археографический центр, 1997. - 283 c.
25. Швейковская, Е. Н. Из истории финансово-налоговой системы России XVII в. / Е. Н. Швейков-ская // История СССР. - 1988. - №№ 5. - С. 54-66.
26. Liseitsev, D. Reconstructing the Late 16th- and 17th-Century Muscovite State Budget / D. Liseitsev // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. - Vol. 17, №° 1. - 2016. - P. 5-26. -DOI: 10.1353/kri.2016.0015
REFERENCES
1. Bashnin N.V. «Byudzhet» Vologodskogo arkhiereyskogo doma sv. Sofii v pervoy treti XVII v. [The Budget of the Vologda Archbishop House of St. Sophia in the Early 17th Century]. Rossiyskaya istoriya [Russian History], 2017, no. 5, pp. 114-126.
2. Bashnin N.V., Adamenko O.N. Prikhodo-raskhodnaya kniga «moskovskoy derzhi» arkhiepiskopa Vologodskogo i Belozerskogo Simona 1676 g. [The Income-Expenditure Book of the Moscow
Trip by Archbishop Simon of Vologda and Belozersk in 1676]. Vestnik tserkovnoy istorii [Herald of Church History], 2017, no. 1/2 (45/46), pp. 272-301.
3. Bashnin N.V. Prikhodo-raskhodnye knigi Vologodskogo arkhiereyskogo doma XVII v. kak istochnik po istorii tsen v Rossii [Income-Expenditure Books of the Vologda Archbishop House of the 17th Century as a Source on the History of Prices in Russia]. Torgovlya, kupechestvo i tamozhennoe delo v Rossii v XVI-XIX vv. [Trade, Merchants and Customs in Russia in the 16th - 19th Centuries]. Nizhniy Novgorod, Yunikopi Publ., 2018, pp. 144-147.
4. Dmitrieva Z.V Khlebnyy «byudzhet» Kirillo-Belozerskogo monastyrya v nachale XVII v. ["Bread Budget" of the Kirillo-Belozersky Monastery in the Beginning of the 17th Century]. Monastyri i arkhiereyskie dvory v dokumentakh XVI-XVIII vekov [Monasteries and Archbishop's Courts in the Documents of the 16th - 18th Centuries]. Saint Petersburg, Nestor-istoriya Publ., 2015, pp. 9-157.
5. Ivanov VI. Bukhgalterskiy uchetv RossiiXVI-XVII vv.: Istoriko-istochnikovedcheskoe issledovanie monastyrskikh prikhodo-raskhodnykh knig [Accounting in Russia in the 16th - 17th Centuries: Historical and Source Study of Monastic Income-Expenditure Books]. Saint Petersburg, Dmitriy Bulanin Publ., 2005. 256 p.
6. Kovalchenko I.D., Milov L.V. Vserossiyskiy agrarnyy rynok XVIII - nachala XX v. [The All-Russian Agrarian Market of the 18th - Early 20th Century]. Moscow, Nauka Publ., 1974. 399 p.
7. Liseytsev D.V. Gosudarstvennyy byudzhet Moskovskogo tsarstva rubezha 1630-1640-kh gg.: Opyt rekonstruktsii [State Budget of the Moscow Kingdom of the 1630s-1640s: Reconstruction Experience]. Rossiyskaya istoriya [Russian History], 2015, no. 5, pp. 3-26.
8. Liseytsev D.V Zemskiy sobor 1616 g. i sbor tretyey pyatiny v Moskovskom gosudarstve: mekhanizmy vzaimodeystviya pravitelstva i podatnogo naseleniya na iskhode Smutnogo vremeni [Assembly of the Land of 1616 and Collection of the Third Pyatina (a Special Kind of Tax) in the Moscow State: the Mechanisms of Interaction between the Government and the Tax-Paying Population at the End of the Time of Troubles]. Rossiyskaya istoriya [Russian History], 2016, no. 5, pp. 3-20.
9. Liseytsev D.V. Ekonomicheskoe sostoyanie Moskovskogo gosudarstva v pervye gody tsarstvovaniya Mikhaila Fedorovicha (po materialam prikaza Vladimirskoy chetverti) [The Economic Status of the Moscow State in the First Years of the Reign of Mikhail Fedorovich Romanov (Based on the Materials of the Vladimirsky Quarter's Order)]. Rossiyskaya istoriya [Russian History], 2017, no. 4, pp. 17-35.
10. Makovskiy D.P. Razvitie tovarno-denezhnykh otnosheniy v selskom khozyaystve
Russkogo gosudarstva v XVI veke [The Development of Goods-Money Relations in the Agriculture of the Russian State in the 16th Century]. Smolensk, Smolenskoe knizhnoe izd-vo, 1963. 560 p.
11. Pavlenko N.I. Spornye voprosy genezisa kapitalizma v Rossii [Controversial Issues of the Genesis of Capitalism in Russia]. Voprosy istorii [Questions of History], 1986, no. 11, pp. 81-102.
12. Preobrazhenskiy A.A., Tikhonov Yu.A. Itogi izucheniya nachalnogo etapa skladyvaniya vserossiyskogo rynka (XVII v.) [Results of the Study of the Initial Stage of the all-Russian Market Development (the 17th century)]. Voprosy istorii [Questions of History], 1961, no. 4, pp. 80-109.
13. Dmitrieva Z.V, ed. Prikhodnye i raskhodnye denezhnye knigi Kirillo-Belozerskogo monastyrya. 1601-1637gg. [The Income-Expenditure Books of the Kirillo-Belozersky Monastery. 1601-1637]. Moscow; Saint Petersburg, Alyans-Arkheo Publ., 2010. 742 p.
14. Mankov A.G., ed. Prikhodnye i raskhodnye knigi Iosifo-Volokolamskogo monastyrya 80-90-kh gg. XVI v. [The Income-Expenditure Books of the Joseph-Volokolamsky Monastery ofthe 1580s-1590s]. Moscow; Leningrad, II AN SSSR Publ., 1987. 167 p.
15. Mankov A.G., ed. Prikhodnye, raskhodnye i okladnye knigi Spaso-Prilutskogo monastyrya. 1574-1600gg. [The Income-Expenditure and Salary Books ofthe Savior-Prilutsky Monastery. 1574-1600]. Moscow; Leningrad, II AN SSSR Publ., 1979. 217 p.
16. Bashnin N.V., ed. Prikhodo-raskhodnye denezhnye knigi Vologodskogo arkhiereyskogo doma svyatoy Sofii i okladnye knigi tserkvey Vologodskoy eparkhii. XVII - nachalo XVIII v. [The Income-Expenditure Books of the Vologda Archbishop House of St. Sophia and the Salary Books of Churches ofthe Vologda Diocese. The 17th - Early 18th Centuries]. Moscow; Saint Petersburg, Alyans-Arkheo Publ., 2016. 872 p.
17. Mankov A.G., ed. Prikhodo-raskhodnye knigi Iosifo-Volokolamskogo monastyrya 70-80-kh gg. XVI v. [The Income-Expenditure Books of the Joseph-Volokolamsky Monastery of the 1570s-1580s]. Moscow; Leningrad, II AN SSSR Publ., 1980. 204 p.
18. Frantsuzova E.B., ed. Prikhodo-raskhodnye knigi Solovetskogo monastyrya. 1571-1600gg. [The income-Expenditure Books of the Solovetsky Monastery]. Moscow; Saint Petersburg, Alyans-Arkheo Publ., 2013. 388 p.
19. Stennikova P.A. Tserkovno-teatralizovannye deystva v Rossii XVI-XVII vv. (na primere «Peshchnogo deystva» i «Shestviya na oslyati» v Verbnoe voskresenye): avtoref. dis... kand. ist. nauk [Church-Theatrical Performances in Russia in the 16th -18th Centuries (Based on the Example of The Play of Daniel and The Donkey Walk on Palm Sunday). Dr. hist. sci. abs. diss.]. Chelyabinsk, 2006. 24 p.
20. Yakovlev A.I., ed. Tamozhennye knigi Moskovskogo gosudarstva XVII veka [Customs Books of the Moscow State of the 17th Century]. Moscow; Leningrad, Nauka Publ., 1950, vol. 1. 888 p.
21. Kisterev S.N., Timoshina L.A., eds. Tamozhennye knigi Sukhono-Dvinskogo puti XVII v. [Customs Books of the Sukhono-Dvinsky Way of the 17th Century]. Saint Petersburg, Kontrast Publ., 2013. 368 p.
22. Topychkanov A.V., Shamin S.M. Performativnaya kultura rossiyskogo dvora XVII v.: liturgicheskie deystva, vystupleniya skomorokhov i artistov teatra [Performative Culture of the Russian Court of the 17th Century: Liturgical Performances, Performances of Buffoons and Theater Artists]. Rossiyskaya istoriya [Russian History], 2016, no. 6, pp. 98-99.
23. Ustinova I.A. Knigi patriarshikh prikazov 1620-1649 gg. kak istoricheskiy istochnik [The Books of Patriarchal Chanceries of 1620-1649 as a Historical Source]. Moscow, IRI RAN Publ., 2011. 345 p.
24. Shveykovskaya E.N. Gosudarstvo i krestyane Rossii. Pomorye v XVII v. [The State and Peasants of Russia. The Pomorye (Coastal Area) in the 17th Century]. Moscow, Arkheograficheskiy tsentr Publ., 1997. 283 p.
25. Shveykovskaya E.N. Iz istorii finansovo-nalogovoy sistemy Rossii XVII v. [From the History of the Financial-Tax System of Russia in the 17th century.]. IstoriyaSSSR [History of the USSR], 1988, no. 5, pp. 54-66.
26. Liseitsev D. Reconstructing the Late 16th- and 17th-Century Muscovite State Budget. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 2016, vol. 17, no. 1, pp. 5-26. DOI: 10.1353/kri.2016.0015
Information about the Author
Nikita V. Bashnin, Candidate of Sciences (History), Researcher, Saint Petersburg Institute of History, Russian Academy of Sciences, Petrozavodskaya St., 7, 197110 Saint Petersburg, Russian Federation; Lecturer, Saint Petersburg State Academic Institute for Painting, Sculpture and Architecture named after I.E. Repin, Russian Academy of Arts, Universitetskaya Emb., 17, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation, nvbashnin@gmail.com, http://orcid.org/0000-0003-2209-8750
Информация об авторе
Никита Викторович Башнин, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН, ул. Петрозаводская, 7, 197110 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; преподаватель, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств, Университетская наб., 17, 199034 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, nvbashnin@gmail.com, http://orcid.org/0000-0003-2209-8750