Научная статья на тему 'Культурация и воспитание'

Культурация и воспитание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2025
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т Н. Таранова

В статье раскрываются вопросы, связанные с проблемой поиска эффективных путей обновления воспитательного процесса в контексте культуры. Раскрывается взаимообусловленность процессов культу рации и воспитания как условия перехода с социоцентрического подхода в воспитании к гуманистическому, личностно ориентированному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURATION AND EDUCATION

The paper views the problems wich deals with the search of effective ways of educational process renovation in cultural context. The correlation between the processes of culturation and education as the condition of the transfer from socio-centered aproach in education to humanistic, personalty-centered approach is considered.

Текст научной работы на тему «Культурация и воспитание»

111111111И'11Ш11111Ш

КУЛЬТУРАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

_Т.Н. Таранова_

CULTURATION AND EDUCATION

TaranovaT.N.

The paper views the problems wich deals with the search of effective ways of educational process renovation in cultural context. The correlation between the processes of culturation and education as the condition of the transfer from socio-centered aproach in education to humanistic, personalty-centered approach is considered.

В статье раскрываются вопросы, связанные с проблемой поиска эффективных путей обновления воспитательного процесса в контексте культуры. Раскрывается взаимообусловленность процессов культу рации и воспитания как условия перехода с социо-центрического подхода в воспитании к гуманистическому, личностно ориентированному

УДК 37.03

Кризис, поразивший на протяжении XX века практически все системы образования цивилизованного мира, поставил под сомнение существующие педагогические идеи, принципы и концепции воспитания. Традиционные, испытанные веками методы и приёмы воспитательного воздействия, оказались недостаточно эффективными. Многие негативные социальные явления, проявляющиеся в настоящее время: терроризм, наркомания, межнациональные конфликты, рост преступности поколебали веру в действенность воспитания.

Исходя из разного содержания понятий «общество» и «культура» очевидным стало, что процессы приобщения к культуре и превращение индивида в носителя общественных отношений, воплощается в выполняемых им социальных ролях разные, но, несомненно, пересекаются.

Культурация индивида есть интерио-ризация накопленных в истории культуры знаний, ценностей и идеалов [1, с. 178]. Культурация связывает человека со всем человечеством, ибо в ходе культурации человеком осваиваются ценности, смыслы, которые порождены всеми народами во все времена, которые воплощены в материальных и духовных памятниках. При культурации субъект осваивает не только опыт своего времени и общества, а приобщается к общечеловеческому опыту.

Человек в процессе культурации предстаёт как субъект культуры.

111111

Культурация - процесс, имеющий в своей основе аксиогенез. Аксиогенез носит характер последовательного антропоморфизма. Первотектональные интекции и направленности включают в себе опыт при-родно-витальных функций и трансформируют их в мир культурного инополагания посредством образной антропизации. Так происходит процесс, когда человек наделял объекты и силы внешнего мира теми чертами и функциями, которые постепенно обнаруживали в себе. Таким образом, каждая ценность вырастает из своей биологической предшественницы (прекрасное из приятного и т.д.), а процесс аксиогенеза есть один из аспектов процесса субъектгенеза. Однако субъективность в данном случае была не индивидуально-личностной, а групповой.

Представители гуманистической педагогики и психологии (Я. Корчак, К. Роджерс, А. Маслоу, В.А. Сухомлинский, И.А. Колесникова, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сластенин) поставили под сомнение ценность таких воспитательных систем, где личность максимально ограждается от возможности выбора, когда ей навязывают нормы морали и поведения. Однако в современной ситуации не гуманистическим оказался и тот путь, где личности был предоставлен выбор из возможных альтернатив: найти (или создать) себе авторитет и следовать ему; принять проявляющуюся в обществе систему ценностей и стремиться максимально реализовать социальные поощряемые потенции; противопоставить себя обществу, став в оппозицию общечеловеческим идеалами ценностям; жить по принципу удовольствия .

Традиционное воспитание решало задачи производства социально-адаптированной личности, конформной, законопослушной, способной занять соответствующую социальную нишу и продуктивно исполнять свои обязанности.

Однако гуманистические идеи о самоценности человеческой души, её потребностях и актуализации, реализации своих природных потенций, поиск собственных целей и путей развития, вступили в противоречие с формами, методами и средствами организации учебно-воспитательной деятельности.

Возникшие проблемы в практике воспитания решались двумя путями:

1. создавались альтернативные образовательные учреждения, отрицающие целенаправленное воспитательное воздействие и стремящиеся к созданию наиболее благоприятных условий для индивидуального развития ребёнка;

2. фактическое игнорирование противоречия и эклектическое объединение гуманистической цели и традиционных учебно-воспитательных систем.

В первом случае воспитание принимает скрытые формы, при этом перестают действовать такие педагогические принципы, как целенаправленность воспитания, последовательность воспитательного процесса.

Во втором случае несоответствие провозглашённой цели и методов её реализации минимизировало воспитательные усилия системы.

В результате традиционная система воспитания превратилась в социократиче-скую систему, отличающуюся характерными особенностями. Е.В. Бондаревская выделила следующие характеристики этой системы:

• ориентация на включение ребенка в социальную жизнь в репродуктивном статусе;

• воспроизводство исполнителей, действующих по принципу «ты должен», а не «ты можешь»;

• отсутствие процедуры жизненного и нравственного самоопределения;

• использование стандартных способов воспитательной работы, отчуждающих личность от воспитательного процесса;

• оценка по количеству проведённых мероприятий и видов деятельности, носящих формальных характер [2].

В постсоветский период воспитание как процесс тотального, деиндивидуализи-рованного воздействия не мог быть реализован в связи с всеобщей демократизацией общественной жизни и поворотом к человеку, его личности и индивидуальности. Обоснованное на авторитете извне, оно было не способно перейти к воспитанию на основе собственного потенциала личности.

Воспитание рассматривалось как функция общества в целом и конкретно его институтов и представителей, направленная на создание условий, благоприятствующих личностному развитию. Данная функция определяет зависимость между условиями существования, развития индивидуумов и его результатами, которые выражаются в степени сформированности личности представлений о себе, мире, социальных нормах и отношениях, навыках практической деятельности, уровне воспитания культурных ценностей, научных достижений и т.д.

Аксиологический аспект воспитания прослеживается в уровне восприятия культурных ценностей, при понимании культуры как «исторически определённого уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [3,с.468]. Однако культура никогда не представляла собой геторогенный вариант существования.

На основе морфологического и эпи-стемического анализа культуры и образования И.Е. Видт [4] показывала, что процедура смены образовательных моделей состоит в том, что три компонента педагогической культуры (традиционный, актуальный и инновационный) изоморфно эволюционируют в логике смены своего статуса в культуре. Именно поэтому в истории воспитания имеет место полипарадигмальность - одновременное сосуществование различных социокультурных образовательных парадигм. При переходе нашего общества в настоящее время от одного типа культуры к другому отражается наличие социоцентрической, теологической, гуманистической и других парадигм в образовании, а значит и различных подходов к воспитанию. Данные модели отражают реальную ситуацию в России, ги-перполихронность культурного пространства.

Разновидность культуры, отвечающей за социальное наследование, является педагогическая культура, которая основана на взаимовлиянии двух векторов культурно-

педагогической эволюции: традиционно-реликтового и потенциального.

С одной стороны, актуальный компонент есть результат взаимосложения традиционного и инновационного векторов, с другой - каждый компонент культуры как системы представлен в адекватном компоненте образовательной модели в виде знаний, ценностей, образцов и способов деятельности, адаптированных педагогически.

В переходные моменты культурной эволюции в системе социального наследования происходит «схлёст» традиционного и инновационного компонента педагогической культуры, и в случае успешного протекания событий создаётся актуальная модель образования, адекватная новым культурным реалиям [5].

Это означает, что в современной культурной ситуации, которая характеризуется как переходный период воспитание в рамках конструктивной проектной аксиологии ориентировано на педагогический самозаказ. Как отмечает О.С. Газман [6] проектное воспитание находится в альтернативе к традиционным подходам к воспитанию и нацелено на проектирование вероятностной модели социального и индивидуального поведения в ситуации неопределённости, что предполагает новую идеологию - идеологию самоопределения личности (потенциальный компонент). В рамках гуманистических теорий (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.П. Вахтерев), утверждалось, что главное назначение воспитания состоит в том, чтобы помочь растущему человеку обрести смыслы жизни, наполнить их конкретным ценностным содержанием.

Это означает, что в современной ситуации развития образования, когда культурно-воспитательный идеал в постсоветский период не сформировался, воспитатель сам конструирует и лично отвечает за выбор смыслов воспитания. Именно эти задачи может решать конструктивная педагогическая аксиология.

Конструктивная педагогическая аксиология предполагает проектный подход к воспитанию. Данный подход заключается в сознательном формировании идеологии и

i:I_IjI

практики воспитания. Выработка идеологии осуществляется с позиции приведения в соответствие образовательной модели новой прогрессивной культуре, складывающейся в обществе. Этот процесс осуществляется с позиции анализа переосмысления в воспитании реликтового компонента культуры и соответственно традиционного образования.

В настоящее время традиционная система образования, основанная на авторитете извне, представлена смыслами, утратившими свою актуальность. Её философским основанием является учение Гегеля, И. Канта, Г. Гербарта которые утверждали, что человек по природе не добр и не зол, необходимо привить детям понятия о добре и зле, выработать у них характер, то есть способность действовать по принципам общества. Характеру ученика должны быть свойственны послушание, правдивость и общительность, дети должны научиться известному закону необходимости; деятельность детей должна быть организована не только на основе склонностей, но также и в соответствии с их обязанностями; при нарушении запрета необходимо наказание.

Основными ценностями такой системы являются: незыблемость в данной социальной группе норм, принципов и правил поведения, долг и ответственность индивида перед государством и обществом, коллективом; труд во благо общества. Цель воспитания в уходящей традиционной системе -сформировать личность соответственно социальному заказу.

Однако анализ ранее существующей системы это и поиск смыслов новой системы воспитания. Критический анализ - основа прогноза смыслов-ценностей конструируемой актуальной системы воспитания.

Особенности процесса воспитания состоят в том, что эта деятельность устремлена в будущее. Педагог должен уметь прогнозировать результат своей воспитательной деятельности с учётом перспективы завтрашнего дня, помня, что его воспитанники вступят в жизнь при иных культурных условиях.

Итак, культурно-воспитательный аспект культурации - это процесс рассмотрения воспитания с позиции обнаружения

комплекса ценностей, которые могут стать неотъемлемой частью ценностной сферы личности ребёнка.

В определении содержания воспитания и реализации воспитательного процесса в конце XX века - начале XXI века обусловлен переходным периодом развития российского общества. Переходный период - это период, когда:

• с предельной силой обобщаются функциональные основы уходящей культуры;

• совершаются далеко опережающие свое время прорывы в будущее;

• осуществляется поиск нового образа человека

Между педагогом и социокультурными изменениями возможны четыре модели взаимоотношения, предложенные Р. Левин:

1. Инерционная модель (регаз1епсе) заключающаяся в том, что при изменении культуры не сопровождается ни радикальными личностными изменениями носителями данной культуры, ни коренными переменами проксимальных систем ценностей.

2. Модель распада (breakdown). Данный подход характеризуется тем, что в условиях культурных изменений у личности возникает состояние стресса и страха. В рамках модели распада изменения рассматриваются, прежде всего, как дезинтеграция или разрушение прежних социальных ограничений, задавших направленность личности и придававших жизни смысл.

3. Прогрессивная модель (progress) характеризуется способностью личности адаптироваться и готовой стандартно действовать в условиях нового социокультурного окружения.

4. Модель ревитализации (revitaliza-tion) характеризуется представлением о культурных изменениях как более сложном процессе, чем инерционная модель, модель распада и прогрессивная модель и фактически включающая их в себя, тем самым при нарушении равновесия системы под воздействием внешних или внутренних сил она престает отвечать потребностям её участников и требует определённого выхода. Он заключается в разработке новой системы

ценностей - на основе нового синтеза идей, черпаемых при осмыслении традиционных систем [7].

В любом варианте новая создаваемая система ценностей представляет контраст существовавшей и неудовлетворяющей складывающейся социокультурной ситуации. В этом плане культура рассматривается как фактор творческого преобразования образования и выявление потенциала, внутренних резервов и возможностей активизации человеческой самореализации.

С другой стороны радикальность и неотвратимость перемен воспринимается педагогами как нечто чуждое ребёнку, его собственным устремлениям и субъективным порывам. Возникает противоречие между воспитанием и потоком культурного творчества, которое может иметь непредвиденные последствия.

Культурация решает вопрос определения ценностей, которые необходимы для современного дошкольного образования и всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника. При этом необходимы переосмысливаются основные, исторически сложившихся групп ценностей:

1) материальные ценности - всё, чем располагает дошкольное учреждение, окружающая среда, семья, общество в целом;

2) нравственные ценности - духовное наследие, утверждающее на земле возвышенные идеалы добра и справедливости;

3) научно-познавательные ценности - всё то, что связано с познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе;

4) художественно-эстетические ценности - группа ценностей, известных человечеству с древнейших времён, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и с развитием у человека на основе катарсиса потребности жить по законам красоты;

5) ценности физической культуры и гигиены - всё то, что предусматривает физическое совершенство человека и его

здоровье, умение поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух [8].

Важнейшим моментом культурации является оценивание ценностей со знаком минус. В этой ситуации культурация выполняет функцию аксиологической безопасности в воспитании ребёнка. В условиях переходного периода в сфере образования, семье, социуме, окружающего ребёнка, фактически разрушена система трансляции традиционных ценностей. Угасание традиционных институтов трансляции ценностей, таких как семейно-родового, церковного и культурно-государственного воспитания привело к упаду развития индивидуальных систем ценностных ориентаций.

Культурация выполняет функцию обеспечения в ходе воспитания и в целом в педагогическом процессе сохранение аксиологического здоровья детей. Аксиоздоровье - это способность к аксиологическому творчеству и противостоянию негативному воздействию на собственный ценностный мир неблагоприятной социокультурной среды.

С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни ребёнка, что способствует развитию и совершенствованию его личности.

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с детьми в освоении необходимых им ценностей. Управление усилиями и возможностями воспитанников остаётся в руках подготовленного в аксиологическом отношении наставника. Неопределённость знания об объёме, характере потребления ребёнком ценностей ведёт к «подправлению» педагогом содержания педагогического процесса под свой уровень ценностного развития. Истолкование материала, оценочное его осмысление ведётся с личностной позиции воспитателя, его симпатий и антипатий, что может повлиять на аксиоздоровье ребёнка.

Однако вред аксиоздоровью ребёнка наносит информационно-культурная среда, которая является в настоящее время немыслимо агрессивной, мощно напряжённой и перенасыщенной парадоксами и противоречиями, требующими сознательного выбора ценностей. Культурация в воспитании пред-

111111

стаёт как процесс расстановки акцентов, формулирование качественных критериев в смысловых ценностных ориентациях и выделение превалирующих приоритетов, касающихся наиболее значимых сфер индивидуального и группового бытия.

Итак, в современной системе воспитания под воздействием процессов культура-ции смещены акценты с формирования человека массового к человеку культурному. Человека массового характеризуют такие черты, как отсутствие самобытности, духовности, неглубокая историческая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим, наличие комплекса неполноценности.

У человека культурного развита система базовой культуры жизненного самоопределения, проявляющаяся в личностной самобытности и свободе, духовности, гуманности, способности к сохранению и воспроизводству ценностей в творческой жизнедеятельности, культурного саморазвития, культурно-нравственного саморегулирования. В целом цель сегодняшнего процесса воспитания можно охарактеризовать как развитие готовности и способности человека к культуре целостной жизнедеятельности

[9].

Базовые ценности культуры и личностные ценности - не что иное, как объективированные смыслы общества и личности, их наиболее устойчивая и значимая часть. Педагогический ракурс ценностного подхода, напрямую выводящий в сферу смысло-образования, состоит в изучении процесса развития личностных ценностей.

В отличие от ситуативных личностных смыслов, возникающих в конкретных обстоятельствах замыкания и размыкания субъективного опыта человека и фактов его объективного бытия и преимущественно попадавших, как было сказано выше, в сферу нашего внимания, личностные ценности, возникнув некогда из ситуативных смыслов, из «единичной деятельности», относятся к классу устойчивых смыслов. Другая их особенность состоит в их социальной природе, однако при этом следует отличать их от потребностей. Личностные ценности как

стержневые основы личности представляют собой «консервированные» отношения с миром. «Через потребности человек переживает свои отношения с миром «один на один», через ценности он переживает свою принадлежность к социальному целому, в своих потребностях человек всегда одинок, в ценностях, напротив бон всегда не один» [10.,с.226].

Отношение человека с миром можно рассматривать и как диады «Я - Я», «Я -общество», «Я - природа», каждая из которых есть дуальность, но с другой стороны и первотектон, нераздельное целое, определяющее их представление как противопоставление. Отношение Я - Я или отношение к себе имеет гуманистические основы. Гуманизм при всех его изменениях в историческом развитии был и остаётся концепцией, утверждающей человечность, рассматривающим человеческую личность как уникальную целостность, «открытую возможность самоактуализации». При этом центральным моментом в ней выступает устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенций [11], вера в себя и возможность достижения «Я - идеального».

Ключевой социально-педагогической установкой гуманизма является восхождение к личности.

Понятие «личность» является понятием, отражающим не только фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим идеал человека. Идеал культурного человека

A. Швейцер видел в личности которая в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Такой идеал достижим и недостижим одновременно, но главное в нём -определение траектории развития и саморазвития человека. А это уже есть аксиологическая функция личности.

Дошкольный возраст ценен тем, что в этот период жизни человека имеются необходимые условия для потенциально возможного осознанного самосозидания творческой личности взрослого.

Психологи и педагоги (Д.Б. Эльконин,

B.И. Ядэшко, Б.Т. Лихачев, М.В. Осорина,

P.M. Чумичева) отмечают, что для детей дошкольного возраста характерно то, что каждый момент жизни обладает для них большой значимостью, новизной, неповторимостью. Дети любопытны, открыты, живут по принципу «здесь и теперь». Таким образом, ребёнок на стихийном уровне уже осуществляет себя как творец. Культурация как процесс смыслообретения процесса воспитания выдвигает задачу создания условий для ребёнка, при которых у него формируется отношение к себе как к открытой творческой цели, когда он свободно может выбирать ценности и цели своего бытия, развивать свои ресурсы их достижения, «лепить» из себя творческую уникальную личность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каган М.С. Философская теория ценностей. - С.Пб., 1997. - С. 178.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика лич-ностно-ориентированного образования. - Ростов - на -Дону: Изд. РГПУ, 2000.

3. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х Т. -М, 193. -Т.1.- С. 468.

4. Видт И.Е. Культурологические основы образования. - Тюмень, 2002.

5. Видт И.Е. Введение в педагогическую культурологию. - Тюм ГУ, 2000.

6. Газман О.С., Вейс Р.М., Кронова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М.,1995.

7. Р. ЛеВин. LeVine R.A. Culture Behavior and Person. - New York : Aldine Publeishing Company, 1987.

8. Каган М. С. Философская теория ценностей. - С.Пб., 1997. - С. 178.

9. Газман О.С., Вейс Р.М., Кронова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - М.,1995.

10. Леонтьев Д.А. Психология Смысла. - М., 2000. - С. 226.

11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. -М, 1999.

Об авторе

Таранова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и педагогических технологий. Областью научных интересов являются проблемы развития образования в пространстве культуры и культурологическая педагогика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.