Научная статья на тему 'Обучение и процесс культурации'

Обучение и процесс культурации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т Н. Таранова

В статье рассмотрены основные понятия дидактики в контексте культуры. Показана взаимосвязь культуры и процесса обучения. Раскрыт ценностный аспект цели, содержание и технологии процесса обучения, показано смыслообразующее значение культурного контекста в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND CULTURATION PROCESS

The paper views the main didactic notions in the context of culture. The correlation of culture and educational process is shown. The value aspect of the goal, the contents and technologies of educational process and the senseforming value of cultural context in education are revealed.

Текст научной работы на тему «Обучение и процесс культурации»

и

У 'S ТарамоваТ.Н.

ГЙИИ «Обучение и процесс культурации»

ПЕаНГПГНЧЕСКНЕ ННУКН

ОБУЧЕНИЕ И ПРОЦЕСС КУЛЬТУРАЦИИ

Т.Н. Таранова

EDUCATION AND CULTURATION PROCESS

TaranovaT.N.

The paper views the main didactic notions in the context of culture. The correlation of culture and educational process is shown. The value aspect of the goal, the contents and technologies of educational process and the sense-forming value of cultural context in education are revealed.

В статье рассмотрены основные понятия дидактики в контексте культуры. Показана взаимосвязь культуры и процесса обучения. Раскрыт ценностный аспект цели, содержание и технологии процесса обучения, показано смыслообразующее значение культурного контекста в обучении.

УДК 373.2

Анализ культуры как системы фиксирует два взаимообратных вектора взаимодействия: культуры и образования. С одной стороны, образование - явление вторичное по отношению к культуре. Оно несет на себе все признаки той культуры, в рамках которой существует, в силу логики соотношения общего и частного, где культура - общее, образование - частное. Образование - явление вторичное и подчиненное по отношению к культуре и в норме представляет собой как бы краткое ее изложение. С другой стороны, культура есть продукт сознания субъекта культуры, и значит, его эволюция обеспечивает процесс культурогенеза. Роль процесса по формированию сознания субъектов культуры выполняет именно образование, это обнаруживает вторую линию связи: от образования к культуре.

Постулат «культура - продукт сознания» обусловливает в культуре наличие трех компонентов, адекватных компонентам сознания: когнитивный, ценностный, операциональный [1].

Исходя из выведенного нами определения культурации как процесса интериори-зации личностью накопленных в истории ценностей в виде знаний, ценностей, смыслов и идеалов, следует, что процесс культурации в процессе обучения влияет на выбор:

• целей как ценностно заданных;

• содержания, т.е. знаний и выделения ценностно важных;

• технологий - развивающих ценностно-смысловую сторону сознания личности ребенка.

Рассмотрим цели образования в контексте культурации. Аксиосфера культуры представляет собой единство сакрально-профанного, континуально-дискретного, имманентно-трансцендентного и в сфере образования должен быть отражен этот аспект в определении цели.

Целеобразование - это процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Целеобразование может быть как произвольным, так и непроизвольным, характеризоваться временной динамикой. Существует целый ряд механизмов целеобразования: превращение индивидуального требования в индивидуальную цель, выбор одного из меняющих мотивов в мотивы - цели при их осознании, превращение побочного результата действия в цель, преобразование неосознанных предвосхищений в цель, видение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности целей.

Анализ таксономий цели показывает, что они выстраивались, исходя из интеллектуальных процессов и их последовательность соответствовала пяти уровням усвоения информации: анализа, синтеза, понимания, применения, оценки.

Иерархически, по степени нарастания значимости, масштабности цели располагаются следующим образом: глобальная - всеобщая - стратегическая - тактическая - ситуативная. В педагогической деятельности при проектировании и реализации цели определяется цель более высокого порядка, при реализации идет ее конкретизация в целях менее высокого порядка, после чего начинается обратный путь восхождения.

Сакральное как глобальная цель не рассматривается нами как не развивающаяся, а как ценностное общечеловеческое значимое, выполняющего функцию первотек-тона, который конкретизируется в новые цели, позволяющие осуществить преемственность между образованием и культурой.

К такому сакральному целевому уровню следует отнести гуманистическую цель, выражающую отношение к человеку как высшей ценности жизни. Как сакральное явление, имеющее воплощение в педагогической сфере в виде глобальной цели образования, гуманизм определяется такими аксиологическими признаками как автономность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей. Автономность гуманизма объясняет то, что цели не могут быть выделены из теологических, онтологических и идеологических посылок. Определение цели всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др.

Универсальность гуманистической цели обусловлена применимостью ко всем людям и социальным системам: в гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурной относительности, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Это находит отражение в целях образования, праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. При этом принципиально важным является не противопоставление универсальных целей-ценностей гуманизма национальным, а взаимодействие с ними, которое предполагает переход ко множественности и многообразию культурно-гуманистических позиций, сочетающих и дополняющих друг друга.

Универсальность философии гуманизма проявляется и в том, что его ценности, и прежде всего человек «как мера всех вещей», выступают общечеловеческими критериями личной и социальной рефлексии культуры.

Фундаментальность гуманистических целей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, отражающее основные условия общественной жизни. Цели гуманизма - не второстепенные элементы определенной надстройки, по своей значимости они соотносятся с наиболее

111111

Таранова Т.Н.

«Обучение и процесс культурации»

фундаментальными явлениями социально-культурной структуры.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пресечение всяких попыток любыми средствами добиться своих целей.

Гуманизм как идейно-ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство.

Воплощение целей гуманизма в педагогическую реальность современного педагогического образования предстает как «изменение, улучшение качества человека и его жизни педагогическими средствами, пара-дигмальное движение участников образовательных процессов от технократизма в сторону подлинного человеческого качества как смысла, цели и результата деятельности учебно-воспитательных систем всех уровней» [2, с. 139].

Воплощение гуманистической цели человекосообразности в системе педагогической деятельности применим к каждому ребенку.

В педагогической деятельности восприятие ребенка как ценности является определяющим. Из этого следует, что цель образования в аксиосфере культуре как ценность-смысл определяет ценностный аспект промежуточных целей, которые в свою очередь определяют избирательность и регуляцию деятельности как педагога, так и ребенка. При этом в каждой целевой точке процесса при целях ниже глобальных и тактических предусматривается конкретное предметное содержание, которое выражается в распаде глобальной цели-первотектона (человек - ценность) на объективные адекватные значения и выходящие за непосредственную значимость в смысловую сверхзадачу. Целеполаганием предопределяется возникновение из значимых единиц содержания объективно-смыслового фона, которые в состоянии трансформироваться в личностные смыслы-ценности. Значение объективно

и оно не является для ребенка ценностью, лишь вступив с ним в отношение, возникает сигнал ребенку о степени его ценности [3].

Итак, одно из ценностно-ориентированных целеполаганий представлено глобальной целью (ценность человека и его развития) как определяющей по отношению к определяемому полаганию ценностей-смыслов и одновременно определяющей ролью смыслового полагания над значащим.

Но наиболее важным моментом целе-полагания как развертывания аксиологической основы обучения является трансформация знаниевого целеполагания в ценностно-ориентированное. Ожидаемый результат может состоять из объективно-субъективной картины мира.

Важным моментом выстраивания будущего процесса обучения, опережающим способом отраженного в целеполагании, является система знаний и формируемых на этой основе умений и навыков.

Для дошкольного возраста недоступна логика их развертывания как в науке. Исходя из глобальной цели, важен момент, что основу последовательности знаний, осваиваемых ребенком, определяет становление его личности, жизненного мира, развития ценностно-смысловых структур сознания и самосознания.

В такой ситуации движение обучения предельно приближено к ребенку, а аксиологический контекст трансформирует систему таким образом, что осуществляется переход от знаниевого к личностно-ориентированному обучению в контексте культуры.

В рамках концептуальных построений культурологического подхода обучение может рассматриваться как сумма культурных текстов, овладение которыми дает возможность индивиду почувствовать и осознать личную причастность к той или иной культуре (культурную компетентность).

По мнению автора концепции культу-ротворческой школы А.П. Валицкой задача школы состоит в том, чтобы предложить способы познания самого себя и другого, развития способности к свободному (культурно - и социально обусловленному) выбо-

ру, то есть вооружить личность ценностными гуманистическими ориентирами, гражданственным самосознанием. Иными словами, образование имеет целью достижение культурной социализации личности [4]. Происходящие в настоящий момент реформы позволяют говорить не только о необходимости, но и о возможности культурологи-зации образования, что позитивно скажется на его эффективности и качестве, даст возможность снизить культурную депривацию.

Ключевой проблемой целей образования становится их адекватность настоящим и перспективным запросам общества, куль-туросообразность. Образование должно быть «аттрактором» культуры, то есть тем, что актуализирует из многовекового человеческого опыта наиболее позитивное, что сделает современника более жизнеспособным. Осознание этого факта в социокультурной ситуации сегодня требует разработки таких целей и выделения ценностных смысловых доминант в современном российском образовании, которое ведет к совершенствованию его содержания и организации с акцентуацией на развитие ценностой устойчивости и аксиотворчества ребенка.

В рамках культурологического подхода обучение воспринимается как прохождение через пространство культурных текстов. Процесс обучения становится, с одной стороны, личностно ориентированным, а с другой — приобщающим ребенка к постижению смыслов и логики культурного развития. Предназначение воспитателя состоит в том, чтобы окультуривать субъективный опыт, переводя знания и опыт как результаты развития ребенка на личностный уровень.

Содержание в классической дидактике - это то, что подлежит усвоению: знания, умения, навыки. Современное понимание содержания образования следует вести из приоритетных целей, которые определяются гуманистической педагогикой. Обращаясь к цели как к детерминирующему фактору, мы исходим из известного классического положения о том, что цель как закон обусловливает собою характер деятельности. Стратегией современного образования является

развитие ребенка. Значит, осваивая содержание в контексте культурации, мы считаем, что происходит становление личности, ее ценностной сферы.

Содержание в учебном процессе, - отражает базовые ценности культуры. Подлинное содержание образовательного процесса - культура, как совокупность опред-меченных человеческих смыслов, приобретших характер ценностей. В культуре человек себя самовыражает, в знаковой, текстовой форме выражает смыслы своего бытия. Культура есть инобытие человека, и для понимания содержания образовательного процесса, его структурирования и общей организации данное обстоятельство является принципиальным. Вместе с тем человек и распредмечивает ценности культуры, осуществляя по отношению к ним аспекты ин-троекции, поглощает их живые смыслы, обретает себя, становясь инобытием культуры.

Понятие культуры, очевидно, является ключевым в подходе к содержанию образовательного процесса. Однако традиционно этот подход ориентирован на те обобщенные, иерархизированные значения, которые с помощью отработанных методикой способов деятельности детей усваиваются или через эмпирическое, или через теоретическое обобщение в форме научных понятий. В силу когнитивной традиции образовательной системы, приоритет в постижении культуры ребенком всегда отдается тем компонентам содержания, которые созданы во внешнем объективном мире. Механизм познания - от абстрагирования до построения обобщенного значения, а через него категориального сознания - не может взрастить смыслы культуры в индивидуальном сознании. Смыслы культуры, в опредмеченной форме учебного содержания, порождают пристрастность сознания и динамику индивидуального знания. Главное в культуре - ее смысловой континуум, который заставляет знание возвратиться к множественной характеристике развития ребенка как глобальной цели современного образования и придать ее целостный, синкретический характер. Открывающиеся ребенку смыслы человеческого бытия и есть не что иное, как ста-

111111

Таранова Т.Н.

«Обучение и процесс культурации»

новление в нем системы ценностей, восхождение к всеобщему и, через это, - приближение к индивидуальности, выход за пределы собственного «Я». Смыслообразование оказывается синтезирующим началом развивающейся личности, поскольку именно смыслы культуры составляют субстанцию сознания. Сознание культуры, как смысловое поле, и сознание ребенка, как смысловая субстанция, оказываются взаимно соотнесенными, и именно поэтому необходимо отдать предпочтение культуре как смысловой основе содержания образовательного процесса, питающей смысловое развитие личности [5].

Культура как инобытие человека в знаковой, текстовой форме и в общественно-историческом ракурсе отражена в действующем содержании образования. Обучение в дошкольных образовательных учреждениях является большей частью ограниченным в силу возрастных особенностей дошкольников. Ментальная пульсация обучения, представлена в образовательной деятельности в незначительной степени. Ребенок выступает больше как субъект учебной деятельности, чем как субъект жизни, между тем как смыслы, определяются прежде всего жизнью. Реализация задач смыслообразова-ния у ребенка обусловливает насыщение содержания «смысловыми единицами жизни», предписывая образовательному процессу быть более открытым миру детства, а также всему миру в целом.

Гуманитаризация содержания обучения сегодня - это переход от человека средства к человеку цели — человеку Культуры, т.е. гуманитарно-образованному. Гуманитарно-образованный — значит выстраивающий свою антропологию, свою целостность, свою культуру.

Антропологической ценностью сегодня выступает не столько человек целостный, но и собственно его адаптационная способность. Свободу от заданности обеспечивает гуманитарное образование, формируя культуру языка и мышления, что возможность гибкой ориентации в социуме, свободу собственного самоопределения.

Поскольку содержание образования определяется его целями, то для достижения идеала — человека Культуры, необходимо содержание образования сделать действительно гуманитарным. Гуманитаризация образования направлена на обращенность образования к целостной картине мира, и, прежде всего — мира культуры, мира человека, на «очеловечивание» знаний, на формирование гуманитарного и системного мышления. Гуманитарное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку социального опыта), призвано реализовать психологическую функцию создание условий для развития внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка. Это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение знаний, а поиск такого содержания, которое направлено на расширение индивидуального внутреннего аксиологического потенциала личности средствами знаний.

Любое знание и любая практическая деятельность имеет свою гуманитарную компоненту, как минимум это культурно-социальные последствия использования этих знаний или реализации их в деятельности. Таким образом, содержание образования должно включать социальное измерение знаний.

Гуманитаризация образования сегодня включает:

- выстраивание смысловых и ценностных контекстов в содержании образования;

- интеграцию естественно-научного и гуманитарного знания как совмещение экологизации и нравственно-гуманистического измерения социальности;

- переориентацию вектора образования от обращенности к прошлому к обращенности к сегодняшнему дню, и к будущему, как ребенка, так и страны и всего человечества;

- переориентацию содержания образования на проблемы человеческой жизни: бытия, что означает обращение к предельным мировоззренческим основам человеческого существования, ценностным, нормативным и др. основаниям человеческой жизни. Это

обращение образования к игре, парадоксу как способам человеческого бытия. Это обращение образования к культуре повседневности;

- гуманитаризацию и либерализацию методов преподавания, обращенность именно к форме обучения, т. к. форма обучения оказывает большее влияние, чем содержание предметов.

- все возрастающую роль нравственной коммуникации;

- обращенность к учебному синергизму -сотворчеству воспитателя и ребенка в образовательном процессе.

Гуманитарное содержание позволяет перейти от рутинного характера образования к событийности. Со-бытийное обеспечивает воспитатель в сотворчестве с ребенком. Содержание при раскрытом нами подходе максимально приближено к миру детства, соприкасаясь с фантазией и творчеством ребенка. В него включена система первичных жизненных ценностей ребенка и вызывает реальный интерес и заставляет переживать

сопричастность тому, что несет в себе учебное содержание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.,1997.

2. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. -СПб, 2001.-С. 139.

3. Леоньтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - 5 4.-С. 15-16.

4. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты образования // Педагогика.-1997. -5 2.

5. Бондаревская Е.В. Теория и практика лич-ностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

Об авторе

Таранова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и педагогических технологий. Областью научных интересов являются проблемы развития образования в пространстве культуры и культурологическая педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.