Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ'

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хамедов Абдулхамит, Гелдиев Оразбай

Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Хамедов Абдулхамит

Преподаватель, Туркменский государственный университет имени Махтумкули г. Ашхабад Туркменистан

Гелдиев Оразбай

Студент, Туркменский государственный университет имени Махтумкули г. Ашхабад Туркменистан

Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины.

Отличие культуры Средних веков от античной культуры: сомнение вместо идеальной гармонии; приоритет сверхчувственного вместо реального; понимание красоты физической как отражение красоты духовной вместо (калокагатии) — «в здоровом теле — здоровый дух».

Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо — Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры. Она формировалась как целостность:

-на базе феодальной формы собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т.п.);

-в условиях сословно-иерархической структуры общества, пронизанной сверху донизу сословной замкнутости и отношениях вассального служения сюзерену;

-в процессе постоянных войн, голода и эпидемий;

-в обстановке синтеза традиций «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен;

-в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.

Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка.

т

Город вторичен, он отвоевывал свое право на существование у монастыря и прежде всего — у замка.

История Средневековья — это борьба:

-городов с феодальными синьорами; -за самоуправление или независимость; -за судебный иммунитет и освобождение от податей; -за признание горожанина свободным человеком.

Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечные площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей планировки. Исключение составляли городской замок, ратуша и соборы.

Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.

А. Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т.д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог — первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть — царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.

Природа человека мыслилась двойственной, духовно-телесной. Он должен был заботиться о своей бессмертной душе, отданной Богу, а телом, плотью пренебрегать, сводя к минимуму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве.

Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры — церкви и соборы романского и готического стилей. Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею святоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма — воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря — надгробный памятник Христу, купол и своды — символ неба и т.д.

Б. Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре. Большую роль играли ритуалы, как церковные, так и светские.

К последним можно отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Прекрасной Даме и др. Круг интересов феодально-рыцарского сословия воплотился в поэзии трубадуров, труверов и миннезингеров.

В. Культура народная. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М.М. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной. Народная культура — антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.

Этапы развития средневековой культуры:

Культура варварских государств (V-IX вв.).

Культура времени господства романского стиля (X-XII вв.)

Культура готики (XIII-XVI вв.).

Особенность культуры варварских государств — слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.

Особенность романского стиля — господство церкви; создание монастырей — очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля — это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.

Особенность готики — развитие городов; появление новой социальной силы — горожан; утверждение придворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».

Суть трех этапов — «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).

Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. Roma — Рим) и указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).

Романский стиль — крепко стоящие на земле сооружения. Геометрия храма простая и ясная, величие и гармония, рельефы и росписи напоминают идею греховности всего земного и Страшного суда.

В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям: (Августин 354 — 430 — путь к спасению души и истине — путь к порядку и числу, к понятию красоты. Свою теорию Блаженный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях). Идеи Августина нашли выражение, как в романском, так и в готическом стилях.

Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos — школьный) стремились систематизировать христианское учение и соответственно влияли на усиление строгих правил канона в искусстве. Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях — часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт — соответствует строгой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.

Основной вид искусства романского времени — архитектура, существовавшая в виде: замков (крепость) и соборов (монастырский ансамбль).

Состав замка:

-верхний этаж — сеньер (жилище владельца); -нижний этаж (склады, конюшни, загоны для скота); -подземелье (колодец и тюрьма).

Монастырские ансамбли — аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством. Мощные стены объединяют внутреннее пространство — место молений, отрешенности от всего земного — от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны.

Романский стиль не сумел преодолеть противоречие материального и духовного. Эту задачу разрешила готика.

Готический стиль — объединение архитектуры, скульптуры и живописи. Цветные витражи и одухотворенная скульптура, изысканные формы арок, удлиненных сверху. Готический собор более грандиозен, чем романский, но и более демократичен: в нем нет четкого разделения пространства, имеющееся в романских постройках. Появились большие окна с витражами, множество скульптур и целых скульптурных композиций. Они украсили все элементы здания внутри и особенно снаружи, на фасадах (соборы Парижской Богоматери, Реймсский, Кельнский).

В готической архитектуре осуществляется поиск конструктивных решений (стрельчатая арка, нервюры — ребра свода, аркбутаны — полуарки, выносящие тяжесть свода главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее на контрфорсы, находящиеся тоже снаружи, столбы — вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины). Общей идее космичности служит все своеобразие готического декора.

ХШ-Х1У в.в. — время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы.

Не меньшую роль, чем в предшествующий период играют философские течения (Фома Аквинский ок. 1227-1274, учение «томизм» — стремление примирить разум и веру. Фома рассуждает о свойствах красоты: целостности, гармонии, лучезарности. С этим последним понятием связаны представления о яркости цвета, значении света и находит свое выражение в миниатюрах, в витражах).

Черты духовной культуры Средневековья:

1) доминирование христианской религии (новая мировоззренческая опора сознания);

2) традиционализм, ретроспективность (анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность);

3) символизм (текст, Библия, — повод для размышлений, толкований);

4) дидактизм (деятели средневековой культуры — проповедники, преподаватели богословия);

5) универсальность, энциклопедичность знания, достоинство мыслителя его эрудиция (создание компиляций, «сумм» — «Сумма теологии» Фомы Аквинского);

6) рефлексивность, психологическая самоуглубленность (роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения, «Исповедь» Августина);

7) историзм (идея неповторимости событий, их единичность, уникальность факта явления Христа как начала истории).

Особенности культуры Средневековья:

-догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость (патристика — учение отцов церкви, основное религиозное направление переходной эпохи).

-противоречивость (с одной стороны, раздробленность бытия, каждый народ имеет свой уклад жизни и тяга к Всеединству — Град Божий на земле, с другой стороны страдальческое отречение от мира — аскетизм и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира — крестовые походы. Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.

-двойственность (культура элиты с ее рациональной картиной мира и народная культура с бессознательными реакциями в мировидении). Двойственность также проявлялась и на уровне отдельного человека (носителями противоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).

-разделение мира на: мир Бога и мир человека.

-рыцарская культура создает образ героя и осуществляет реабилитацию любви как возвышенного отношения к даме (культ «прекрасной дамы» сомкнулся с культом Мадонны — Богоматери).

-появление новых форм и жанров литературы: роман, городская сатира, новелла, лирика Прованса.

-появление национальных особенностей, связанных с формированием национальных государств.

Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: развиваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты, искусство во всех основных его видах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.