И.Д. Белоновская, доктор пед. наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, В.В. Неволина, канд. психол. наук, доцент, кафедра общей психологии, кафедра философии, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург, Россия, nevolina-v@yandex.ru
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Саморазвитие в контексте современной образовательной парадигмы представляет собой одно из базовых условий компетентностного становления личности. Предпосылками актуализации проблемы саморазвития являются разработка проблемы субъектности, идей педагогического управления, тьюторства, междисциплинарных исследований, активное распространение педагогики саморазвития. Авторы предлагают критерии, показатели и факторы саморазвития, а также классификацию современных стратегий саморазвития. Категория профессионального саморазвития рассмотрена с позиции основных методологических подходов (деятельностного, системного, аксиологического, компетентностного, синергетиче-ского). Представлена авторская концепция «Генезис идей профессионального саморазвития в медицинской деятельности», включающая инвариантное ядро постоянных профессиональных моделей поведения и качеств (модели врачебного поведения, идеи врачевания, экспериментальная и инструментальная деятельность, профессиональное общение, массовая профилактика, профессиональный долг врача), новые востребованные качества (высокая технологичность, научность, профилактико-прогностические ориентиры, глобальность масштаба, рост институционального статуса медицины и правовой ответственности, медицинское страхование, корпоративная общность, развитая инфокоммуникативность, симуляционные технологии), потенциально востребованные качества (космическая медицина - физическая выносливость; виртуальная информационная насыщенность - владение высокотехнологичным медицинским оборудованием), устаревающие невостребованные качества и модели поведения (не ограниченное рамками жизни самопожертвование, антигуманные модели экспериментальной деятельности, нейтральная позиция в отношении жизни и здоровья людей). Представлены универсальные и новые востребованные виды грамотности современного врача. Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, личность врача, стратегии профессионального саморазвития в медицинском образовании, профессиональное становление, личностные качества.
Если у человека становится больше интересов и стимулов жить -смыслового наполнения жизни, возможности анализировать, синтезировать -видеть связи событий и явлений, понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, внутренней свободы и независимости, ответственности, взятой на себя добровольно, любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно.
В. Леви
В контексте современной образователь- новационных условиях медицинское обра-ной парадигмы саморазвитие выступает од- зование ориентировано на соответствующие ним из системообразующих условий компе- потребности здравоохранения и направлено тентностного становления личности. В ин- на подготовку врача, обладающего чувством
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
В инновационных условиях медицинское образование ориентировано на соответствующие потребности здравоохранения
и направлено на подготовку врача, обладающего чувством ответственности, обученного проведению научных исследований, имеющего активную общественную позицию, стремящегося к интенсивному профессиональному саморазвитию.
ответственности, обученного проведению линский, А. А. Деркач, Т. А. Ольховая, научных исследований, имеющего активную С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков). общественную позицию, стремящегося к ин- — Ведется активная разработка идей пе-
тенсивному профессиональному самораз- дагогического управления, сопровождения, витию. Современными тенденциями в медицине являются высокая технологичность, информационность, профилак-тико-прогностические ориентиры, наукоем-кость (использование современных достижений науки), междисципли-нарность, глобализация масштабов воздействия на здоровье населения, рост институционального статуса и правовой ответственности. Как следствие, возникла необходимость рассматривать профессиональное становление врача как субъекта труда, включающее в себя формирование совокупности знаний, умений и навыков, с одной стороны, и профессионально значимых личностных качеств - с другой. Изменение субъектной позиции личности влечёт усиление ответственности, инициативы, развитие потребности в самосовершенствовании и саморазвитии. В медицинской сфере данные требования к подготовке должны быть признаны весьма значимыми в силу особой ответственности врача перед пациентом и обществом в целом. Личностные и профессиональные компетенции будущего специалиста-медика формируются в образовательной среде медицинского вуза, когда закладывается направление вектора профессионального саморазвития, определяющего формирование ценностных ориентиров, этических и мировоззренческих установок.
В качестве предпосылок актуализации проблемы саморазвития в настоящее время мы выделяем следующее.
— В современной науке особое внимание уделяется проблеме субъектности, субъектному подходу, позволяющему раскрывать индивидуальные способы организации субъектом собственной жизнедеятельности
тьюторства, коучинга как способа создания условий для саморазвития в деятельности всех субъектов взаимодействия (Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Т. И. Чиркова).
— Усиление внимания к проблеме саморазвития можно объяснить особенностью развития научной сферы общества, преобладанием парадигмы объединения различных направлений, междисциплинарных исследований.
— На данный момент активно развивается педагогика самовоспитания и самообразования, личностного саморазвития (В.И. Андреев, А.Я. Арет, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский). Актуальной является стратегия продвижения личности вперед - личностное саморазвитие, для выхода на новые перспективные позиции.
Под саморазвитием мы понимаем процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбор целей, путей и средств самосовершенствования в соответствии со своими жизненными ценностями и установками. Специфическими критериями саморазвития, в сравнении с развитием, являются конструктивный и субъектный характер, целенаправленность и осознанность самоизменений (В. И. Андреев1, Л.Н. Куликова2, В.Г. Маралов3). В качестве компонентов саморазвития рассматриваем совокупность внешних (поведенческие, педагогически управляемые: принятие ответственных решений, использование новых средств деятельности, новые контакты) и внутренних (ценностные ориентации, личностные смыслы, мотивация, Я-концепция, волевая саморегуляция, целеполагание, самоиден-
(К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Бруш- тификация) составляющих.
Условия, влияющие на саморазвитие: физиологические (состояние здоровья, общее настроение, степень утомляемости); социокультурные (окружающая среда, друзья, микроклимат в семье, коллективе); психологические (мотивация, потребности, степень обучаемости, память, творческие способности); педагогические (наличие грамотного, талантливого наставника, репетитора, педагога, возможность консультироваться). В зависимости от интеграции данных условий можно описать ряд стратегий саморазвития личности врача (табл. 1).
Факторы риска саморазвития личности врача: средовые (факторы окружения -низкий социально-экономический статус, плохие жилищные условия, и факторы отношений - стиль воспитания, жестокое обращение); личностные (индивидуальные) факторы риска, связанные с физиологическими и психологическими особенностями человека.
Профессиональное саморазвитие личности врача представляет собой личностно-
профессиональный процесс, основанный на осмыслении собственной позиции, способствующей формированию и освоению индивидуального стиля профессиональной — деятельности.4 Рассмот-
Профессиональное саморазвитие личности врача представляет собой личностно-профессиональ-ный процесс, основанный на осмыслении собственной позиции, способствующей формированию и освоению индивидуального стиля профессиональной деятельности.
рим профессиональное саморазвитие личности врача с позиций основных методологических подходов (табл. 2)5.
Профессиональное саморазвитие связано с процессом целеполага-ния (табл. 3).
Показателями профессионального саморазвития личности являются профессиональные качества (способность обучаться на протяжении всей жизни, работать над профессиональным самосовершенствованием; владение навыками здоровьесбережения и профилактики профессионального выгорания), профессиональные компетенции (обучение на протяжении всей жизни; профессиональная мобильность; инновационный поиск); профессионально-личностные качества (способность саморазвиваться, аккумулировать новые навыки, быть мобильным, адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды). В связи с тем, что
Таблица 1
Стратегии саморазвития личности врача в современных условиях
Критерий Саморазвитие (стратегия саморазвития)
Условия творческой самореализации - Индивидуальное; - групповое
Направленность деятельности - Личностно-ориентированное; - социально-ориентированное
Зависимость от задач саморазвития - Линейное; - многоаспектное
Тип организации мышления - Спонтанное (интуитивное); - прогнозируемое (волевое)
Педагогические условия - поддержка авторитетной личности - Свободное; - стимулируемое
Преобладающая фаза - Активное (интенсивное); - пассивное (экстенсивное)
Тип обусловленности - Внешней обусловленности; - самостроительства; - комбинированного плана
Степень осознанности - Неосознанно-импульсивное; - осознанно-пассивное; - осознанно-активное
№ 4(78) АПРЕЛЬ 2017 ДИСКУССИЯ 4 журнал научных публикаций «
Таблица 2 Профессиональное саморазвитие с позиций разных подходов
Подход Взгляд на профессиональное саморазвитие
Деятельно стный Основным средством и условием профессионального саморазвития личности врача является профессиональная деятельность как целесообразное преобразование модели окружающей действительности
Системный Профессиональное саморазвитие представляет собой смену состояний системы взаимосвязанных компонентов, отражающих структуру данного феномена
Личностно-ориенти-рованный Профессиональное саморазвитие - это становление личности врача, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала
Аксиологический Ориентирами для профессионального саморазвития личности врача являются ценности здоровья, здорового образа жизни. Ценностные основы профессиональной деятельности врача способствуют акцентуации ценности саморазвития в личностном и профессиональном плане
Прогностический Профессиональное саморазвитие представляет собой устойчивое развитие (с акцентом на конкурентоспособность, социальную интегрированность и сплоченность) и развитие потенциала к внедрению инноваций и перемен
Компетентно стный Профессиональное саморазвитие включает повышение уровня профессиональной компетентности и развитие профессионально значимых качеств в соответствии с социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития в течение всей профессиональной деятельности
Средовый Профессиональное саморазвитие личности - становление её индивидуальности, самопознание, самоактуализация, осуществляющиеся в соответствующей среде медицинского образования, влияющей на их качество
Ресурсный На профессиональное саморазвитие влияет потенциал врача - его личный ресурс, который является следствием задатков и развивается в учебно-профессиональной среде, в процессе профессиональной деятельности
Синергетический Профессиональное саморазвитие представляет собой нелинейный процесс и предполагает разнонаправленные векторы развития, обладающие рядом синергетических характеристик: открытость, неравномерность, неравновесность, ветвление путей развития, случайность и непредсказуемость, а также волнообразность, цикличность, дискретность, прерывистость этого процесса, его внутренняя и внешняя детерминированность
Таблица 3 Цели профессионального саморазвития
Категория цели Характеристика
Цель-потребность Формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к активному саморазвитию
Цель-возможность Аккумуляция ресурсов в точках роста, эффективное использование достигнутых при прохождении предыдущих этапов развития преимуществ
Цель-результат Готовность выпускника к эффективному профессиональному саморазвитию
Цель-время Получение социального эффекта (отсроченный эффект) в аспекте успешного профессионального саморазвития личности специалиста
Цель-место Повышение рейтинговой оценки выпускников в системе образования города, области
97
4 ДИСКУССИЯ « журнал научных публикаций ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 4 Линии профессионального саморазвития современного врача
Линия профессионального саморазвития Профессиональная деятельность
Социально-политическая деятельность с опорой на идею здоровой нации Участие в социальных программах, пропагандирующих здоровый образ жизни, в мероприятиях, формирующих положительный имидж медицинского работника в глазах населения
Профессиональное саморазвитие в организационном плане Создание клиник, медицинских центров, центров оказания психологической помощи
Научно-исследовательская деятельность Занятие теоретической и прикладной наукой, апробация результатов в рамках участия в научных конференциях, внедрение результатов исследований в рамках профессиональной деятельности, создание научных школ
Профессиональное развитие в рамках специальности Работа в медицинских учреждениях (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, амбулатории)
Медицинское сопровождение профессиональной деятельности Работа врача в учреждениях дошкольного, школьного и высшего образования. Социально-ориентированная работа врача в детских домах, приютах, домах престарелых и инвалидов. Работа врача на различных предприятиях
Развитие в рамках правоохранительной медицины Интеграция медицинских работников в деятельность военных организаций, правоохранительных органов, привлечение врачей в рамках работы судов, прокуратуры, повышение юридической грамотности медицинских работников
Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях Служба медицины катастроф, МЧС, службы спасения
Педагогическая деятельность в медицинском образовании Обучение будущих специалистов, трансляция и закрепление этических и юридических норм врачебной работы, передача профессионального опыта в рамках учебного процесса
Профессиональное саморазвитие в рамках программы «Земский доктор» Осуществление врачебной деятельности в районных центрах
предметом нашего исследования является профессиональное саморазвитие личности в медицинском образовании, рассмотрим основные линии саморазвития врача в рамках профессиональной деятельности (табл. 4).
Генезис идей профессионального саморазвития в медицинской деятельности: инвариантное вневременное ядро постоянных профессиональных моделей поведения и качеств (модели врачебного поведения, идеи врачевания, экспериментальная и инструментальная деятельность, моноязыч-ность профессионального общения, массовая профилактическая деятельность, профессиональный долг врача перед обществом и пациентом, регламентация медицинской деятельности)6; новые востребованные качества (высокая технологичность, научность, профилактико-прогностические ориентиры, наукоемкость, глобальность масштаба, на-
растающая социально-политическая значимость роли врача, рост институционального статуса медицины, рост правовой ответственности, медицинское страхование, корпоративная общность, растущая информационная открытость, рост требований, развитая инфокоммуникативность, симуля-ционные технологии); потенциально востребованные качества (космическая медицина - физическая выносливость; виртуальная информационная насыщенность - владение высокотехнологичным медицинским оборудованием); устаревающие невостребованные качества и модели поведения медицинского работника (самопожертвование, антигуманные модели экспериментальной деятельности и врачевания, в том числе смертельно опасные медицинские эксперименты, нейтральная позиция в отношении жизни и здоровья людей, особенно людей
Таблица 5
Виды грамотности современного врача
Вид грамотности Содержательное наполнение
Коммуникативная Совокупность умений, приемов и способов эффективной устной и письменной коммуникации, адекватное коммуникативное поведение, умение эффективно и бесконфликтно вести общение в рамках профессиональной деятельности
Культурная Нравственный долг медика - культура медицинской деятельности и общения, проявляющаяся в интеграции интеллектуальной, практической и духовной составляющих (рациональное знание, умение сочетать осторожность с риском, свободу с ответственностью, креативность с репродуктивностью)
Психологическая Необходимый уровень развития психологической культуры врача заключается в выработке эффективных программ врачебного поведения с различными категориями пациентов, умении установить контакт с пациентом, пользоваться приемами внушения, убеждения, оптимистического и реалистического настроя на выздоровление
Информационная Современная система медицинского образования функционирует в условиях, когда научные знания обновляются быстрее, чем успевают стать содержанием обучения и усваиваются студентами. Информационная грамотность позволяет использовать огромные базы знаний о методах и результатах лечебных практик и клинических исследований
Терминологическая Заключается в освоении основ медицинской терминологии и принципов образования терминов, позволяет осваивать язык медицины. Неточное понимание содержания медицинской науки может привести к «врачебным ошибкам», касающимся жизни и здоровья нуждающихся в помощи пациентов
Компьютерная В связи с появлением современных информационных, образовательных и медицинских технологий врачу для успешного осуществления профессиональной деятельности с помощью возможностей интернет-технологий необходимо иметь опыт и навыки компьютерной грамотности, приобретенные в стенах вуза
Визуальная Предполагает способность к восприятию 3Б-изображений, которые позволяют глубже понять суть изучаемых явлений (например, в динамической трёхмерной модели человеческого сердца, операции на виртуальных органах), могут использоваться для визуализации больших объёмов научных данных
Научная В настоящее время в медицинском образовании востребована научная грамотность, что обусловлено современными медицинскими научно-техническими ресурсами: научная обоснованность медицинских решений, использование в медицине современных достижений науки
Аппаратурно-тех-нологическая В связи с современным уровнем развития медицинской техники и аппаратуры, появлением электронного здравоохранения помогает осуществлять диагностику и лечение на расстоянии, овладение навыками в сфере телерадиологии, телепсихиатрии, телепсихологии, офтальмологии, использовании наноконструкций в практической медицине
Медиаграмот-ность В XXI веке в медицинской деятельности востребованной является медиаграмот-ность, обусловливающая способность врача читать и оценивать медиатекст. Мультимедийные средства обучения позволяют повысить качество медицинского образования путём использования современных мультимедиа средств (обучающие программы, электронные учебники, атласы, презентации, фильмы, тесты, сайты, виртуальные библиотеки и выставки)
Сетевая В связи с активным использованием нового сетевого вида профессиональной коммуникации (обучающей, консультативной, лечебной) сетевая грамотность врача обеспечивает сотрудничество медицинских специалистов, открытый доступ к исследовательским инструментам и сервисам, базам медицинских данных, способствуют внедрению новой сетевой инфраструктуры
Правовая Появление большого числа медицинских клиник различных форм собственности, повышение правовой информированности пациентов вызвали резкое увеличение количества судебных исков на качество оказания медицинской помощи, следовательно, востребована правовая грамотность медицинского работника
непродуктивного возраста и с низким социальным статусом).
В рамках вышеизложенной авторской концепции рассмотрим грамотность врача как умение правильного, безошибочного выполнения профессионального действия. В настоящее время современному врачу необходимо владеть как универсальными видами грамотности (коммуникативная, культурная, информационная), так и новыми востребованными видами (компьютерная, сетевая, правовая, медиаграмотность) (табл. 5).
Современное общество возлагает на медика высочайшую ответственность и предъявляет повышенные требования не только к профессиональной компетентности, но и к личности врача. Поскольку успешное лечение, даже при использовании последних достижений медицинской науки, требует развития личностных способностей, задача медицинского образования заключается в формировании у будущего врача уже на этапе вузовской подготовки понимания
необходимости совершенствования своих знаний на протяжении всего периода профессиональной деятельности. ^
Литература
1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во КГУ, 1994. 246 с.
2. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ 1997. 315 с.
3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие. М.: Академия, 2002.
4. Остапчук Н.В., Дудина М.М. Профессиональное саморазвитие студентов в процессе обучения в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 1. С. 126-129.
5. Неволина В.В. Ресурсы профессионального саморазвития личности студента в медицинском образовании: теория и методология: моногр. Оренбург: Перо, 2016. 194 с.
6. Белоновская И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт: моногр. Москва: Изд-во Ин-та развития проф. образования, 2005. 351 с.
THE CULTURE OF PERSONALITY'S PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT
IN MEDICAL EDUCATION
I.D. Belonovskaya, Doctor of Pedagogy, Professor.
The department of general and professional pedagogy, Orenburg State University, V.V. Nevolina, Candidate of Psychology, Docent, The department of general psychology, The department philosophy, Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia, nevolina-v@yandex.ru
In the context of the modern educational paradigm self-development category is one of basic conditions of competence formation of personality. The prerequisites of this issue's actualization are development of subjectivity problem, ideas of pedagogic management, tutoring, interdisciplinary researches and active spreading of self-development pedagogy. The authors offer criteria, indices and factors of self-development and also classification of the modern strategies of self-development. The category of professional self-development is considered from the position of methodological approaches (pragmatist, system, axiological, competence, synergetic). There is the authors ' concept of "Genesis of professional self-development ideas in medical activity ", including: invariant core of constant professional models of behaviour and qualities (models of medical behaviour, medical ideas, experimental and instrumental activity, professional communication, mass prophylaxis, professional duty of doctors); new claimed qualities (awareness in technologies, scientific character, prophylaxis-prognostic guidelines, globality of scale, growth of institutional status of medicine and law responsibility, medical insurance, corporate community, developed information communication, simulation technologies); potentially claimed qualities (space medicine - physical endurance; virtual information richness - mastery of hightech medical equipment); out-of-date unclaimed qualities and behaviour models (unlimited frames of life, self-sacrifice, inhuman models of experimental activity, neutral position concerning life and health
of people). On the example of the medic's quality as competence the paper presents universal and new claimed types of modern medic's competences.
Key words: self-development, professional self-development, medic's personality, strategy of professional self-development in medical education, professional formation, personal qualities.
References
1. Andreev VI. EHvristika dlya tvorcheskogo samo- kij zhurnal Bashkortostana. 2011. № 1. S. 126-
razvitiya [Heuristics for creative self-development]. 129.
Kazan': Izd-vo KGU, 1994. 246 s. 5. Nevolina VV. Resursy professional'nogo samo-
2. Kulikova L.N. Problemy samorazvitiya lichnosti razvitiya lichnosti studenta v medicinskom obrazo-[The problem of personality self-development]. Ha- vanii: teoriya i metodologiya [Resources of pro-barovsk: Izd-vo HGPU, 1997. 315 s. fessional self-development of personality of student
3. Maralov VG. Osnovy samopoznaniya i samo- in medical education: theory and methodology]. razvitiya: ucheb. posobie [The basics of self- Monogr. Orenburg: Pero, 2016. 194 s. knowledge and self-development: study guide]. M.: 6. Belonovskaya I.D. Formirovanie professional'noj Akademiya, 2002. kompetentnosti specialista: regional'nyj opyt: mono-
4. Ostapchuk N.V., Dudina M.M. Professional'noe grafiya [The formation of professional competence samorazvitie studentov v processe obucheniya v vuze of a specialist: regional experience: monograph]. [Professional self-development of students in the Moskva: Izd-vo In-ta razvitiya prof. obrazovaniya, learning process at the University] // Pedagogiches- 2005. 351 s.