В.В. Вялых, канд. полит. наук, доцент,
зав. кафедрой философии,
В.В. Неволина, канд. психол. наук, доцент,
кафедра общей психологии,
Оренбургский государственный
медицинский университет,
г. Оренбург, Россия,
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Профессиональное саморазвитие личности рассматривается нами с позиции синергети-ческого подхода — как следствие таких фундаментальных свойств человека, как системность и самоорганизация. Профессиональное образование влияет не только на непосредственное поведение человека, но и формирует внутренние механизмы самоорганизации личности, в результате чего личность выбирает оптимальный путь своего профессионального функционирования и саморазвития. При этом процесс становления и развития личности в профессии представляет собой единство социализации и индивидуализации. Профессиональное саморазвитие личности с позиции синергетического подхода должно основываться на принципах непрерывности (при осуществлении профессионального саморазвития соблюдается преемственность между различными этапами профессиональной подготовки: довузовской, вузовской, послевузовской); системности (профессиональное саморазвитие нацелено на развитие таких его структурных компонентов, как самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализация личности в профессиональном становлении и обеспечивается взаимодействием совокупности внешних и внутренних факторов); самоорганизации (в результате формирования внутренних механизмов самоорганизации личность выбирает оптимальный путь профессионального саморазвития, которое проявляется в стремлении к продолжению образования, освоению смежных профессий, личностном саморазвитии). Синергетический аспект саморазвития реализуется в приобретении индивидом следующих навыков: принятие решений в условиях нехватки времени и ресурсов, планирование времени, выработка нелинейного типа мышления, основанного на применении разнообразных методов, обеспечивающих поливариантный подход к решению проблемы, преодоление стереотипов и догм в мышлении и т. д.
Ключевые слова: системность, самоорганизация, образование, саморазвитие, профессиональное саморазвитие, профессиональная деятельность, синергетический подход, личность.
Высокий уровень профессионального саморазвития является одной из главных задач подготовки специалиста любой сферы профессиональной деятельности. Проблема саморазвития затрагивает различные аспекты личности человека, а потому требует осмысления с позиции методологии нескольких наук, в том числе синергетики, задачей которой является изучение природных и социальных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).
Исследователи, занимающиеся изучением синергетики, — И.Р. Пригожин, А.А. Самарский, С.П. Курдюмов, А.П. На-заретян и другие рассматривают ее как науку о сложных самоорганизующихся системах. Современное направление исследований в синергетике связано с представлениями о том, что самоорганизация системы предшествует ее саморазвитию1.
Проблема изучения процесса саморазвития личности как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы актуальна
т
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
и многогранна и является объектом изучения философии, психологии, педагогики и других наук.
Такие исследователи, как П.А. Анохин, Н.В. Бордовская, Е.Н. Князева, С.П. Кур-дюмов, Н.В. Лежнева, Н.В. Моисеев, Д.М. Ме-хонцева, И.Р. Пригожин, Г.Н. Сериков основывались на положении о том, что сложноорга-низованным системам нельзя навязывать пути развития, можно лишь стимулировать их собственные тенденции в этом направлении. =
Следовательно, педагогическая система способствует образованию новой самоорганизации человека и в итоге — саморазвитию. Поэтому образование можно рассматривать как потенциал, предоставляющий возможности для саморазвития личности.
Синергетика нацелена, по словам И.Р. Пригожина, не на существующее, а на возникающее, например, на моменты возникновения порядка из хаоса и наоборот2. Следовательно, синергетический подход к саморазвитию личности на основе принципа определенности нацелен на выявление механизмов возникновения порядка из хаоса и способствует процессу перехода потенциальных возможностей в способности, то есть их актуализации. Саморазвитие необходимо личности для того, чтобы предупреждать наступление хаоса в жизни. Примером может служить умение индивида планировать свое время (один из признаков развитой личности), это качество позволяет избегать хаоса в жизни либо минимизировать его.
Можно также отметить, что профессиональное образование не только влияет на непосредственное поведение человека, но и формирует внутренние механизмы самоорганизации личности, в результате чего личность выбирает оптимальный путь своего профессионального функционирования и в результате переходит на новый уровень саморазвития. Способность к саморазвитию приобретается постепенно, в результате целенаправленной деятельности,
Профессиональное образование не только влияет на непосредственное поведение человека, но и формирует внутренние механизмы самоорганизации личности, в результате чего личность выбирает оптимальный путь своего профессионального функционирования и в результате переходит на новый уровень саморазвития.
ориентированной на самоизменение, а затем реализацию потребности в самосовершенствовании, самовоспитании, в построении себя как личности3.
Так, Т.И. Степанова рассматривает саморазвитие как процесс личностного становления под действием внешней среды, организуемый самой личностью на основе внутренних устремлений к будущему4. Профессиональное саморазвитие личности как целостный процесс обеспечивается влиянием внешних факторов (образование, культура, среда) на самоорганизацию внутренних факторов (интерес, самостоятельность, активность). Следовательно, процесс профессионального саморазвития представляет собой единство социализации, индивидуализации, а также самоорганизации личности в своей профессиональной деятельности и собственного развития5. Профессиональное саморазвитие как процесс развития личности, ориентированный на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений имеет в основе сложную систему мотивов и особый источник активности.
Жесткая профессиональная конкуренция требует от личности постоянного совершенствования профессиональной деятельности и пополнения знаний путем самообразования по типу «обучение на протяжении жизни», постепенно становящегося неотъемлемым компонентом его образа жизни6. Профессиональное саморазвитие продолжается на протяжении всей жизни человека, при этом исследователи, описывая его при помощи синергетических характеристик типа «неравномерность», «неравновесность», «случайность и непредсказуемость в зоне бифуркации», отмечают также волнообразность, цикличность, дискретность, прерывистость этого процесса, его внутреннюю и внешнюю детерминиро-ванность7. Следовательно, профессиональное саморазвитие — это непрерывный процесс, обусловленный потребностями практики в высококомпетентных специалистах
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
в условиях динамичного качественного изменения трудовой деятельности в постиндустриальном обществе. Профессиональное саморазвитие способствует становлению человека как профессионала на протяжении всего его жизненного пути, включая как период обучения в вузе, так и продолжение образования и самообразования на послевузовском этапе.
При этом профессиональное саморазвитие личности с позиции синергетическо-го подхода должно основываться на следующих принципах.
Непрерывность — при осуществлении профессионального саморазвития как целостного, ступенчатого, многоуровневого процесса соблюдается преемственность между различными этапами профессиональной подготовки: довузовской, вузовской, послевузовской. Образование предполагает длительный срок нормативной подготовки, включающей повышение квалификации, стажировку, изучение периодической литературы и т. п. Быстро совершенствующиеся требования к профессиональной компетентности специалиста обусловливают необходимость частого обучения на курсах повышения квалификации или даже переобучения новой профессии, на протяжении своей жизни специалист может осваивать смежные профессии.
Системность — профессиональное саморазвитие личности, нацеленной на развитие системы таких структурных компонен-
тов, как самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализация в профессиональном становлении. Профессиональное саморазвитие обеспечивается взаимодействием совокупности внешних (этапность, профильность, интеграция, преемственность, непрерывность) и внутренних (интерес, самостоятельность, активность) факторов. Принцип системности реализуется также в структурированности профессиональных знаний, позволяющих выявлять проблему не только в рамках одной системы, но и шире — систему связей, действий, явлений.
Самоорганизация — профессиональное саморазвитие личности обеспечивается регулируемой сознательной деятельностью, ориентировано на организацию и управление собой для достижения поставленных целей. В результате включения внутренних механизмов самоорганизации (автономность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, ответственность) личность делает выбор оптимального пути профессионального функционирования и саморазвития, что проявляется в стремлении к продолжению образования, освоению смежных профессий, личностном саморазвитии.
Образование закладывает перспективы будущего развития и саморазвития лично -сти, является основным ресурсом успешной и продуктивной профессиональной деятельности. Процесс саморазвития является залогом продвижения в личностном про-
фессиональном плане. Образовательный процесс должен научить целеполаганию, планированию, самоорганизации, мотивации, ориентации на успех, на конкретные достижения. Профессиональное саморазвитие личности способствует позитивному изменению личностных и профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения, самоуправления, самоорганизации, самосовершенствования и самореализации в профессиональном становлении.
Как говорилось выше, с точки зрения синергетического подхода одним из фундаментальных свойств системы является самоорганизация, поэтому в контексте образования речь идет о самообразовании. Следовательно, в условиях образовательного процесса необходимы не только передача знаний, но и овладение новыми способами пополнения знаний и самообразования. В этом случае осуществляется нелинейный диалог преподавателя и студента и благодаря совместной активности в результате решения определенной проблемной ситуации обучение становится интерактивным, реализуется процесс развития и саморазвития как учащегося, так и обучающего. Активизацию профессионального саморазвития стимулирует применение активных и интерактивных методов и форм обучения, способствующих развитию коммуникативной толерантности и способности к взаимодействию.
Таким образом, организация образования с учетом положений синергетики способствует созданию в образовательной среде ситуации выбора, вариантов проявления возможностей, индивидуальной траектории развития, выбора направления саморазвития. На этапе обучения в вузе это проявляется в выборе для изучения элективных курсов, базы для прохождения практики, активном участии в студенческих научных обществах, участии в вузовских и межвузовских мероприятиях.
Подводя итог, можно сделать вывод, что синергетический аспект саморазвития реализуется в приобретении индивидом следующих навыков:
1) принятия решений — используя категории и методологию синергетики, индивид способен принимать решение в условиях нехватки времени, ресурсов и т.д.;
2) планирования времени — подразумевает рациональное и последовательное использование ресурсов в прилагаемых к ситуации временных рамках;
3) выработки нового типа мышления — нелинейного; он основан на применении разнообразных методов, обеспечивающих поливариантный подход к решению проблемы, преодолению стереотипов и догм в научном мышлении.
Таким образом, рассмотрение профессионального саморазвития с позиции си-нергетического подхода нацелено на изучение самоорганизации личности. С этой точки зрения профессиональное саморазвитие представляет собой философско-психологический феномен, для которого характерно повышение личностью своего профессионального уровня на протяжении всей жизни.
Профессиональное саморазвитие как процесс изменения статуса личности, происходящий под влиянием внутренних или воздействием внешних факторов сопровождается ростом профессионально значимых качеств личности, профессиональной компетентности, профессиональной направленности. При этом профессиональное образование оказывает стимулирующее влияние на самопознание и самоорганизацию личности в рамках различных обучающих проектов, способствующих самообразованию и саморазвитию. Следовательно, с позиции синергетического подхода результат профессионального саморазвития человека и его профессиональной деятельности зависит от внешних воздействий на объект саморазвития, рассматриваемый в качестве самоорганизующейся системы, -'jjjj
Литература
1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: синергетическое мировидение. М., 2010. 256 с.
2. Пригожин И. Время, хаос, квант / И.Пригожин, И. Стенгерс. К решению парадокса времени. М.: Едиториал УРСС, 2003. 240 с.
3. Буданов В.Г. Методология синергетики в постне-классической науке и в образовании. М., 2009. 232 с.
4. Степанова Т.И. Опережающее образование // Народное образование Якутии. 2009. № 3(71). С. 73—76.
5. Гуч О.Э. Освоение исследовательской функции как фактор активизации профессионального само-
развития педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2006. 24 с.
6. Миняева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента: теория и прак-
тика: монография. — Оренбург: ООО «Никос», 2011. 315 с.
7. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Благовещенск, 2001. С. 342.
ANALYSIS OF PERSONALITY'S PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT FROM THE POSITION OF SYNERGIC APPROACH
V.V. Vyalikh, Candidate of Political Sciences, Docent, The head of the department of philosophy, V.V. Nevolina, Candidate of Psychology, Docent, The department of common psychology, Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia, [email protected], [email protected]
Personality's professional self-development is considered from the position of synergic approach as a consequence of such fundamental characteristics of human as consistency and self-organization. Professional education influences on behavior of human, but also forms internal mechanisms of personality's self-organization. As a result a personality chooses an optimal way of professional functioning and self-development. Besides, this formation and development process of personality in profession is a unity of socialization and individualization. Professional self-development from the position of synergic approach should be based on the principles of continuity (during self-development process the succession between different stages of professional training can be seen: pre-university, university and after-university ones), consistency (professional self-development is at development of structural components: self-knowledge, self-determination, self-government, self-perfection and self-actualization of personality in professional formation and is supported by interconnection of external and internal factors totality), self-organization (as a result of internal self-organizational mechanisms formation a personality chooses an optimal way of professional self-development, what is realized in desire to continue education, mastering related profession and personal growth). The synergic aspect of self-development is realized in individual's mastering of the next skills: decision making in shortage of time and resources, time planning, training of non-linear thinking, based on application of different methods, supporting diversified approach to problems' solutions, avoiding stereotypes and dogmata in thinking, etc.
Key words: consistency, self-organization, education, self-development, professional self-development, professional activity, synergistic approach, personality.
References
1. Kniazeva E.N., Kurdiumov S.P. Osnovaniia sinergetiki: sinergeticheskoe mirovidenie [Foundation of synergetics: synergetic world-view]. Moscow, 2010. 256 p.
2. Prigozhin I., Stengers I. Kresheniiu paradoksa vremeni [To the solution of the time paradox]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2003. 240 p.
3. Budanov V.G. Metodologiia sinergetiki v postneklassi-cheskoi nauke i v obrazovanii [Methodology of synergetics in postnonclassical science and education]. Moscow, 2009. 232 p.
4. Stepanova T.I. Operezhaiushchee obrazovanie [Advanced education]. Narodnoe obrazovanie Ia-kutii — Public education of Yakutia, 2009, no. 3(71), pp. 73-76.
5. Guch O.E. Osvoenie issledovatel'skoi funktsii kak faktor aktivizatsii professional'nogo samorazvitiia pedagoga: avtoref. diss. ... k-ta ped. nauk [The development of the research function as a factor in enhancing professional self-development of the teacher. Abstract of candidate of pedagogy sci. diss.]. Yakutsk, 2006. 24 p.
6. Miniaeva N.M. Aktualizatsiia resursa samoobra-zovatel'noi deiatel'nosti studenta: teoriia i praktika: mono-grafiia [The actualization of resource of self-educational activity of the student: theory and practice: the monograph]. Orenburg, OOO «Nikos» Publ., 2011. 315 p.
7. Kulikova L.N. Problemy samorazvitiia lichnosti [The problem of personality self-development]. Blagoveshchensk, 2001. 342 p.