Научная статья на тему 'Культура патриотизма как научное понятие в современной социальной философии: актуализация проблемного поля'

Культура патриотизма как научное понятие в современной социальной философии: актуализация проблемного поля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / патриотизм / культурные факторы патриотизма / русская религиозная философия / феноменологическое осмысление патриотизма / мировоззрение / культура / society / patriotism / cultural factors of patriotism / Russian religious philosophy / phenomenological understanding of patriotism / worldview / culture

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александр Юрьевич Тумин

В условиях современных социальных вызовов происходит актуализация гуманитарных исследований, направленных на изучение проблематики патриотизма. Высокую степень актуальности приобретает осмысление природы патриотизма, факторов его развития в обществе, условий деформации патриотического сознания. Понимание данных аспектов позволяет лучше осмысливать происходящие в обществе социальные сдвиги, связанные с изменением характеристик гражданского самосознания, а также вырабатывать стратегии социального регулирования, учитывающие наиболее значимые факторы патриотизма. В исследовании производится концептуализация духовного и культурного аспектов формирования патриотизма в России, что осуществляется с учётом современных исследований и в опоре на существующее социально-философское наследие. Анализ, производимый на уровне работы, ориентирован на актуализацию проблемного поля исследования патриотизма, что связано, с одной стороны, с изменением общей исследовательской парадигмы в осмыслении проблемы патриотизма, с другой – с возникновением новых научных проблем и вызовов, сформировавшихся и прошедших концептуализацию на современном историческом этапе. Целью исследования является отражение изменений в философском осмыслении культуры патриотизма, связанных с трансформацией проблемного поля изучения культуры патриотизма и изменением теоретико-методологических подходов к анализу данной проблемы. В тексте используются аналитический, дедуктивный и социально-феноменологический подходы. Результаты исследования свидетельствуют о значительном изменении теоретических акцентов в осмыслении патриотизма, произошедших в последние десятилетия. Произошёл отход от религиозно-философской парадигмы рассмотрения патриотизма, в контексте которой он рассматривается как проявление духовности, и сформировалась тенденция рассмотрения патриотизма в социально-феноменологическом ключе, как формы мировоззрения членов общества. Также отмечается актуализация культурного аспекта патриотизма как одного из ведущих факторов развития и трансформации патриотического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Culture of Patriotism as a Scientific Concept in Modern Social Philosophy: Actualization of the Problem Field

In the conditions of modern social challenges there is an actualization of humanitarian research aimed at studying the problems of patriotism. At present, the comprehension of the nature of patriotism, factors of its development in society, conditions of deformation of patriotic consciousness acquires a high degree of relevance. Understanding these aspects allows us to better understand the social shifts occurring in society, associated with changes in the characteristics of civic consciousness, as well as to develop strategies of social regulation that take into account the most significant factors of patriotism. The study conceptualizes the spiritual and cultural aspects of patriotism formation in Russia, taking into account modern research and relying on the existing socio-philosophical heritage. The analysis carried out at the level of the work is focused on the actualization of the problem field of patriotism research, which is connected, on the one hand, with the change of the general research paradigm in comprehending the problem of patriotism, on the other hand, with the emergence of new scientific problems and challenges that have been formed and conceptualized at the modern historical stage. The aim of the study is to reflect the changes in the philosophical understanding of the culture of patriotism, associated with the transformation of the problem field of the study of the culture of patriotism and the change of theoretical and methodological approaches to the analysis of this problem. Analytical, deductive and socio-phenomenological approaches are used in the text. The results of the study indicate a significant change in theoretical emphases in the comprehension of patriotism that has occurred in recent decades. There was a departure from the religious-philosophical paradigm of considering patriotism, in the context of which it is considered as a manifestation of spirituality, and there was a tendency to consider patriotism in a socio-phenomenological way, as a form of worldview of the members of society. The actualization of the cultural aspect of patriotism as one of the leading factors in the development and transformation of patriotic consciousness is also noted.

Текст научной работы на тему «Культура патриотизма как научное понятие в современной социальной философии: актуализация проблемного поля»

Тумин А. Ю.

Гуманитарный вектор. 2024. Т. 19, № 1

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

Научная статья УДК 172.12

DOI: 10.21209/1996-7853-2024-19-1-166-174

Культура патриотизма как научное понятие в современной социальной философии:

актуализация проблемного поля

В условиях современных социальных вызовов происходит актуализация гуманитарных исследований, направленных на изучение проблематики патриотизма. Высокую степень актуальности приобретает осмысление природы патриотизма, факторов его развития в обществе, условий деформации патриотического сознания. Понимание данных аспектов позволяет лучше осмысливать происходящие в обществе социальные сдвиги, связанные с изменением характеристик гражданского самосознания, а также вырабатывать стратегии социального регулирования, учитывающие наиболее значимые факторы патриотизма. В исследовании производится концептуализация духовного и культурного аспектов формирования патриотизма в России, что осуществляется с учётом современных исследований и в опоре на существующее социально-философское наследие. Анализ, производимый на уровне работы, ориентирован на актуализацию проблемного поля исследования патриотизма, что связано, с одной стороны, с изменением общей исследовательской парадигмы в осмыслении проблемы патриотизма, с другой - с возникновением новых научных проблем и вызовов, сформировавшихся и прошедших концептуализацию на современном историческом этапе. Целью исследования является отражение изменений в философском осмыслении культуры патриотизма, связанных с трансформацией проблемного поля изучения культуры патриотизма и изменением теоретико-методологических подходов к анализу данной проблемы. В тексте используются аналитический, дедуктивный и социально-феноменологический подходы. Результаты исследования свидетельствуют о значительном изменении теоретических акцентов в осмыслении патриотизма, произошедших в последние десятилетия. Произошёл отход от религиозно-философской парадигмы рассмотрения патриотизма, в контексте которой он рассматривается как проявление духовности, и сформировалась тенденция рассмотрения патриотизма в социально-феноменологическом ключе, как формы мировоззрения членов общества. Также отмечается актуализация культурного аспекта патриотизма как одного из ведущих факторов развития и трансформации патриотического сознания.

Ключевые слова: общество, патриотизм, культурные факторы патриотизма, русская религиозная философия, феноменологическое осмысление патриотизма, мировоззрение, культура

Original article

The Culture of Patriotism as a Scientific Concept in Modern Social Philosophy: Actualization of the Problem Field

Alexander Yu. Tumin

V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [email protected], orcid.org/0000-0002-9420-8149

In the conditions of modern social challenges there is an actualization of humanitarian research aimed at studying the problems of patriotism. At present, the comprehension of the nature of patriotism, factors of its development in society, conditions of deformation of patriotic consciousness acquires a high degree of relevance. Understanding these aspects allows us to better understand the social shifts occurring in society, associated with changes in the characteristics of civic consciousness, as well as to develop strategies of social regulation that take into account the most significant factors of patriotism. The study conceptualizes the spiritual and cultural aspects of patriotism formation in Russia, taking into account modern research and relying on the existing socio-philosophical heritage. The analysis carried out at the level of the work is focused on the actualization of the problem field of patriotism research, which is connected, on the one hand, with the change of the general research paradigm in comprehending the problem of patriotism, on the other hand, with the emergence of new scientific problems and challenges that have been formed and conceptualized at the modern historical stage. The aim of the study is to reflect the changes in the philosophical understanding of the culture of patriotism,

Александр Юрьевич Тумин

Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, г. Москва, Россия [email protected], orcid.org/0000-0002-9420-8149

© Тумин А. Ю., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

associated with the transformation of the problem field of the study of the culture of patriotism and the change of theoretical and methodological approaches to the analysis of this problem. Analytical, deductive and socio-phe-nomenological approaches are used in the text. The results of the study indicate a significant change in theoretical emphases in the comprehension of patriotism that has occurred in recent decades. There was a departure from the religious-philosophical paradigm of considering patriotism, in the context of which it is considered as a manifestation of spirituality, and there was a tendency to consider patriotism in a socio-phenomenological way, as a form of worldview of the members of society. The actualization of the cultural aspect of patriotism as one of the leading factors in the development and transformation of patriotic consciousness is also noted.

Keywords: society, patriotism, cultural factors of patriotism, Russian religious philosophy, phenomenologi-cal understanding of patriotism, worldview, culture

Введение. Классическое определение философии как эпохи, выраженной в мысли, характеризует нацеленность философского дискурса на постановку и разрешение проблем, имеющих для общества и культуры первостепенное значение. Примечательным является то, что отдельные проблемы, имеющие высокую степень приоритетности, возникают циклически в различные исторические периоды, что, в свою очередь, определяет возобновление обращения к ним со стороны философов. Отсюда проистекает то, что существует ряд философских проблем, исследование которых «красной нитью» проходит через всю историю философии. Одной из таких проблем, актуальность которых со временем не снижается, а лишь возрастает, является проблема идейных оснований конструктивной деятельности членов общества, в ряде исследований прошедшая постановку и определение как проблема патриотизма.

В российском обществе наблюдается тенденция актуализации исторического наследия. Это чётко прослеживается в политической сфере, в области культуры, образования. Можно с уверенностью судить о том, что в настоящее время Россия находится на сложном и переломном историческом этапе, требующем консолидации усилий членов общества для обеспечения благоприятного пути развития страны. В области гуманитарных исследований последних десятилетий многое сказано о кризисных факторах, охватывающих ключевые сферы общественной жизни в условиях внутренней трансформации общества; развёртывающееся внешнеполитическое противостояние определяет интенсификацию рискогенных факторов, что требует симметричной активизации внутренних защитных механизмов общества. Вопрос о формировании и поддержании патриотизма приобретает первостепенную значимость, поскольку активность широких масс населения - это тот ресурс, который

имеет решающее значение, если вектор данной активности является конструктивным, направленным на реализацию внутренних интересов общества.

Характеризуя складывающуюся ситуацию, следует отметить, что социальные риски, с которыми сталкивается современное российское общество, не ограничиваются сферой институциональных процессов (с чем, собственно, на протяжении длительного времени связывается ряд деструктивных тенденций, сопровождающих транзитивные процессы в российском обществе). «Переход» от одного уклада жизни к другому сопровождается кардинальными изменениями в умах, что связано с разрывом преемственности в сфере межпоколенного взаимодействия, нарушением ценностных ориентаций молодёжи, а также формированием эклектичного, внутренне противоречивого социального мировоззрения, носителями которого становятся широкие массы людей. Постановка вопроса о необходимости развития патриотизма в обществе может приобретать различные формы: речь может идти как об универсальном, общетеоретическом осмыслении патриотизма как общественного явления (что при условии значительной теоретической детализации может способствовать прояснению отдельных аспектов развития патриотизма в обществе), так и об исследовании, учитывающем современные тенденции, охватывающие различные сферы общества (и, соответственно, являющемся куда более конкретным по своему содержанию).

Описанная выше проблема характеризуется колоссальной сложностью: причины, побуждающие членов общества к формированию патриотических установок (равно как и отвращающие их от патриотизма как способа социального мировоззрения), крайне многообразны и в ряде случаев требуют самостоятельного масштабного исследования. Поэтому их отражение на уровне отдельной

Тумин А. Ю. Гуманитарный вектор. 2024. Т. 19, № 1

статьи едва ли представляется возможным. Детализация конкретных её аспектов представляется делом актуальным и востребованным в современных условиях. В этом контексте стоит обратить внимание на такой вопрос, как культурные основания развития патриотизма в российском обществе.

Как уже отмечалось ранее, историко-философский процесс движется по спирали: сходные проблемы проходят стадии актуализации, временного забвения, повторной актуализации и т. д. Становится понятно, что последовательное раскрытие проблематики патриотизма предполагает соотнесение сложившегося философского наследия и современных подходов, направленных на изучение проблематики патриотизма. Это особенно актуально с учётом того, что исторические траектории развития отечественной философии можно обобщить как «самосознание российского государства»: в центре философского дискурса отечественных мыслителей на протяжении длительного времени были вопросы исторической судьбы России, её значения в мировой истории, оценок её духовного наследия, соотнесения русской культуры и зарубежных традиций. Важным моментом является то, что в отечественной философии присутствуют различные традиции, характеризующие диаметрально противоположный подход к осмыслению российской истории, её значения, перспектив развития российского общества. Это позволяет рассматривать предшествующие этапы развития русской философской мысли в качестве мощного идейного основания для осмысления современных процессов. Очевидно, что общество не стоит на месте, претерпевая масштабные изменения под влиянием мощных трансформационных процессов как в институциональной сфере, так и в области культуры. Всё это свидетельствует о необходимости актуализации проблемного поля исследования культуры патриотизма с учётом реалий современной ситуации.

В настоящее время наблюдается крайне интенсивный запрос на социально-философское исследование проблемы культурных оснований патриотизма. Таким образом, целью исследования является аналитика культурно-ментального аспекта развития патриотизма с двух различных позиций: с точки зрения сформировавшегося в русской философии идейного наследия и одновре-

менно с этим - с точки зрения актуальных теоретических наработок в отечественной науке и философии, направленных на освещение причин, оснований и условий развития патриотизма в российском обществе (с акцентом на роль и специфику культурных процессов). Реализация данной цели имеет не только существенную теоретическую значимость, поскольку способствует прояснению культурных предпосылок развития патриотизма в российском обществе, но и характеризуется существенной практической значимостью, поскольку соответствует актуальному социальному запросу на определение предпосылок и условий повышения уровня патриотизма в обществе.

Теоретические основы. Осмысление культурно-мировоззренческих оснований патриотического сознания предполагает обращение к ряду работ, на уровне которых производится осмысление специфики духовно-ментальных характеристик членов российского общества, а также производится концептуализация самой по себе категории патриотизма. Нельзя упускать из внимания такой аспект, как объектность патриотического сознания. Исходя из сказанного, в рамках анализа способов отражения проблематики патриотизма в русской философии имеет смысл рассмотрение основных способов отношения к российскому обществу, представленных, детализированных и прошедших концептуализацию в отечественной философской мысли.

Обращение к истокам отечественного национального самосознания, представленным на уровне русской философской традиции, представляет двойственный интерес: с одной стороны, речь идёт о работах, в опоре на которые развиваются основные подходы к осмыслению идейных оснований российского патриотизма; с другой стороны, обращение к данным философским трудам позволяет определить исторический контекст развития основных подходов к осмыслению гражданственности и в некоторой степени -к формированию национального самосознания членов российского общества, на идеи и представления которых существенно повлияла философская традиция.

Здесь целесообразно обратиться к философской мысли XIX в., когда после победы над Наполеоном произошёл подъём национального самосознания и обозначился поворот от ориентации на европейские

ценности к провозглашению самостоятельного исторического (и духовного) развития российского общества. Данный период характеризуется одним из наиболее значимых событий в развитии русской философии -идейным расколом между мыслителями, ориентированными на принятие Россией европейской цивилизационной парадигмы, и мыслителями, полагающими наличие самостоятельного пути развития, по которому исторически идёт Россия и которому ей необходимо следовать в дальнейшем. В конечном итоге это определило развёрнутую дискуссию между славянофилами, западниками и евразийцами, представившими в своих трудах принципиально различные подходы к осмыслению исторического становления России, значения и оснований её культурной специфики [1].

Среди мыслителей, рассматривавших самостоятельный исторический путь России, выделяется один из основоположников славянофильского движения А. С. Хомяков, в трудах которого находит отражение идея соборности как особой духовной траектории, на которую вступило российское общество [2]. Особенность подхода, сформированного этим философом, состоит в том, что он, во-первых, соотнёс между собой общие тенденции исторического развития разных стран и, во-вторых, обозначил приоритетное (для всего мира) значение того исторического пути, по которому следует Россия. Социально-историческое рассмотрение христианской идеи спасения (в масштабах народов) породило особую ориентацию на рассмотрение истории нашей страны и в том числе - его значения в контексте мировой истории [3]. Очень важным моментом в контексте анализа роли А. С. Хомякова в становлении представлений об исторических судьбах России и идейных основах русского патриотизма является то, что его работы легли в основу последующих значимых религиозно-философских работ.

Для анализа идейных оснований, лежащих в основе отказа от патриотических установок, стоит обратиться к содержательной части работ представителей западнического направления русской философии. Это связано с тем, что идеология западничества содержит в себе развитую социально-философскую парадигму, основанную на ценностном восприятии внешней социально-политической среды. Представляет интерес

обращение к исследованию Е. Л. Рудницкой [4], на уровне которого раскрываются основополагающие аспекты воззрений ведущих представителей западничества. Осмысление элементов западнической философии позволяет более глубоко понять ход мысли членов российского общества, ориентированных на зарубежную культуру и внешние образцы социально-политического устройства и одновременно с этим критически относящихся к российской действительности.

Рассматривая вопрос об идейных основаниях культуры патриотизма в российском обществе, нельзя обойти стороной таких мыслителей, как И. А. Ильин [5] и Н. А. Бердяев [6], одним из центральных вопросов в трудах которых является историческая судьба России, её особенности в отношении других стран, специфика русского национального характера и т. д. В данных работах, с одной стороны, находит раскрытие специфика российской культуры, анализируются особенности менталитета членов российского общества, с другой стороны - ставятся вопросы о духовно-нравственном основании их единства, основанного в том числе на понимании исторической роли России и её места среди других стран.

Обозревая современные исследования, посвящённые проблематике патриотизма, национального самосознания, характеристик менталитета россиян, следует отметить, что имеет место значительный переход от религиозно-философской парадигмы, в соответствии с которой восприятие России как государства осуществляется через призму представлений о соборности, к социально-феноменологическому и культурологическому подходам, в русле которых вопросы о патриотизме (или его отсутствии в обществе) ставятся преимущественно с точки зрения общих принципов динамики общественного сознания, а также представлений о характеристиках менталитета россиян.

В целом, анализируя изменение способа постановки вопроса о специфике патриотизма в российском обществе, можно отметить ориентацию на осмысление не столько сущности русского патриотизма и его идейной наполненности, сколько актуальных социальных предпосылок и тенденций изменения характеристик гражданского самосознания в России.

Методология и методы исследования. Основной методологический подход,

Тумин А. Ю. Гуманитарный вектор. 2024. Т. 19, № 1

используемый в данном исследовании, представляет собой концептуальный анализ и социально-философскую рефлексию. Вместе с тем следует отметить, что всякая концептуализация предполагает либо опору на конкретные персоналии, либо разработку собственной фундаментальной концепции. В представленной статье мы исходим из методологии, предполагающей рассмотрение значения идеи служения Отечеству через понимание концепции судьбы России, представленной в философии И. А. Ильина. Используя указанные методы, нам удалось выстроить логику и структуру осмысления понятийной определённости культуры патриотизма в современной социальной философии. На отдельных стадиях исследования осуществляется приложение исторического подхода. В силу применения историко-философской методологии становится возможным рассмотреть последовательность развёртывания идеи служения Отечеству, а также преемственность отдельных элементов философских позиций.

Одной из значимых работ, оказавших существенное влияние на формируемую в исследовании теорию, является коллективный труд В. И. Чупрова, Ю. А. Зубок, Н. А. Романович «Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства» [7], на уровне которого осуществляется углублённое рассмотрение культурной среды российского общества, а также производится постановка вопроса о социальных механизмах и тенденциях, влияющих на процессы формирования отношения россиян к различным аспектам общественной жизни. Большое значение в осмыслении специфики менталитета членов российского общества имело обращение к диссертационным исследованиям Г. В. Ми-тиной [8], Р. З. Зулькарнаевой [9], М. В. Ба-курского [10], М. Б. Молоткова [11], А. В. Му-руновой [12]. Помимо рассмотренных работ весомое влияние на осмысление проблематики социокультурных оснований патриотизма в российском обществе оказали исследования таких авторов, как С. Ю. Иванова [13], А. Н. Домашева [14], В. А. Ружа [15], В. Н. Шейко [16], А. В. Кузнецова [17].

Теоретическое осмысление проблематики патриотизма было осуществлено в том числе в контексте зарубежных исследований, посвящённых проблематике граж-

данского самосознания. Здесь выделяются работы С. Хантингтона [18] и Л. Хадди [19], на основе которых даётся глубокое осмысление феномена патриотизма, его форм, динамики и проявления в обществе.

Результаты исследования. Постановка вопроса о культурных основаниях патриотизма в России, так или иначе, предполагает соотнесение общего и особенного аспектов понимания патриотизма как общественного явления. Процесс научного понимания специфики патриотизма либо приобретает характер контекстуального рассмотрения проблемы в русле более широкой исследовательской парадигмы, либо становится результатом самостоятельного теоретического подхода, в котором проблематика патриотизма имеет центральное значение. Это и есть один из первых значимых аспектов, в которых наблюдается изменение способа постановки вопроса о патриотизме в России и его социокультурных (равно как и общих идейных) основаниях.

Анализ традиции, сложившейся на уровне русской философии Х1Х-ХХ вв., свидетельствует о том, что специальная постановка вопроса о патриотизме вписывается в более широкий контекст постановки вопроса о судьбе России и в отдельных работах - о судьбе человечества. Рассмотрение вопроса о любви к России осуществляется в контексте осмысления её особенного духовного значения - как «Третьего Рима», несущего в себе свет Веры и возможность спасения для всего мира. Данный мотив прослеживается не только в философских идеях славянофилов: в отдельных аспектах его можно проследить в воззрениях Ф. М. Достоевского [20], идеях всечелове-чества В. С. Соловьёва, который, несмотря на космополитизм его идейных установок, обращал внимание на значимую роль духовного наследия России [21]. Первый значимый пласт философских работ, в которых получает отражение вопрос об основаниях и специфике любви к Родине в России, так или иначе, обнаруживает в существенной мере подчинённость религиозно-философскому пониманию истории, в рамках которого России отводится значительная роль, в первую очередь в силу значимой приверженности её населения заветам православной веры. Идейные основы патриотизма, таким образом, здесь тесно переплетаются с основаниями глубокой веры в Бога, приверженность

которой (подчас доведённая до крайности) оценивается как одна из национальных черт русского народа.

Обозначенные тезисы находят отражение в философии Н. А. Бердяева. Так, известный специалист Т. В. Беспалова отмечает, что Н. А. Бердяев отвергает «детерминированное положение патриотизма от государственно-политического момента, считая, что эта зависимость изменяет сущность национального чувства» [22, с. 85]. Здесь Т. В. Беспалова обращает внимание на конфликт бердяевской любви к Родине с её несовершенной социальной определённостью.

В русской религиозной философии наблюдается общая линия, связанная с объединением идей православия и народности в контексте идеи мессианского значения русского народа в истории, что породило специфический религиозный формат прочтения проблематики патриотизма и идей служения Отечеству. Внутренние, идейные аспекты патриотизма объяснялись через склонность представителей русского народа к жертвенному отношению, справедливости, самоотдаче во благо коллективной общности, в которую они включены.

Значительный интерес представляет позиция И. А. Ильина, рассматривавшего сущность патриотизма и его природу. В философии И. А. Ильина мы наблюдаем значительное смещение теоретических ракурсов и акцентов в сторону рассмотрения патриотизма как самостоятельной проблемы, имеющей отношение к социально-политической включённости человека. Однако вопрос об этой социально-политической включённости решается на уровне общего рассмотрения духовности человека: неслучайно осмысление проблемы патриотизма осуществляется философом посредством общего анализа духовных основ правосознания, на уровне которых он определяет условия естественно-правовой ориентации человека на следование общественному порядку. Для И. А. Ильина быть патриотом - это, в первую очередь, пройти стадии духовного развития, при котором человек «находит свою Родину» в той стране, в которой он живёт. Нахождение Родины здесь - акт самостоятельного духовного действия, в котором познание и воля соединяются вместе и определяют приобщение человека к духовно-культурной целостности его народа [23].

Ключевым аспектом представления И. А. Ильина о патриотизме является соотношение культуры народа, его явленной духовности - с одной стороны, и внутреннего развития человека - с другой. Именно поэтому мыслитель обращает внимание на то, что недоразвитое осмысление своей гражданственности ведёт к тому, что люди формируют неосознанное отношение к Родине, зачастую вырождающееся в абстрактные формы патриотизма (национальное самомнение, нетерпимость к другим народам и т. д.). В свою очередь, развитые формы патриотизма заключают в себе духовные основы общечеловеческого единения, воспринятые и приложенные, прежде всего, к своей социально-политической общности.

В настоящее время исследование проблематики патриотизма претерпело значимый сдвиг с определения глубинных духовных оснований патриотического мышления в сторону рассмотрения внешних факторов и детерминант, определяющих динамику патриотического сознания в пределах конкретной страны. Это связано с тем, что в понимании патриотизма произошло смещение акцентов с духовного, глубинного аспекта гражданского самосознания в сторону социально-феноменологического рассмотрения патриотизма как одной из форм мировоззрения.

Обсуждение результатов исследования. В рамках исследования проблематики культуры патриотизма дискуссионный характер приобретает вопрос о роли менталитета в формировании развитых гражданских установок: с одной стороны, в разных странах, характеризующихся различными культурами, имеет место такое явление, как патриотизм, что характеризует универсальную, не зависящую от локальных социокультурных особенностей природу патриотизма (на что в целом обращал внимание ещё И. А. Ильин, говоря об «общечеловеческих духовных основаниях патриотизма»).

Правомерной является позиция, согласно которой принятие конкретной социально-политической реальности определяется личными стандартами и ценностями субъекта, что определяет моменты соответствия или несоответствия менталитета человека и того социального порядка, в который он включён. Данный подход не противоречит идее представленности патриотизма в разных обществах, но рассматривает это как исторически сложившееся соответствие.

Тумин А. Ю. Гуманитарный вектор. 2024. Т. 19, № 1

Представляет интерес эвристический потенциал данной позиции, поскольку она позволяет поставить вопрос о факторах нарушения патриотизма в условиях глубоких социально-политических сдвигов, когда люди оказываются неспособны принять изменения, охватившие их страну. Также интересен объяснительный потенциал данной теории в контексте интенсификации внешнего культурного воздействия на членов общества, когда, приобщаясь к чужим культурам, они могут воспринимать сложившиеся в других обществах стандарты и ценностные основы гражданского самосознания, несовместимые с их собственной социальной реальностью. Общие тенденции обозначенного проблемного поля в частной и общей аспектности всё больше находят отражение в современных публикациях, среди авторов которых можно отметить таких как П. Г. Мартысюк [24], А. М. Душкин [25], Т. М. Резер [26] и др.

Заключение. В рамках исследования определены концептуальные сдвиги в осмыслении категории патриотизма как на уровне академического, так и на уровне социального дискурса. За последние десятилетия представления об идейной, культурной определённости патриотизма претерпели значительное изменение, связанное преимущественно с переходом от религиозно-философского рассмотрения патриотизма как формы реализации любви к Богу к нейтральной социально-феноменологической позиции, характеризующей патриотизм в качестве одной из форм социального мировоззрения, определяющей систему отношений между человеком и его страной.

В некоторой степени можно судить о том, что произошёл отход от рассмотрения

патриотизма как явления духовной жизни в сторону его анализа как познавательно-оценочно-деятельной позиции, реализуемой социальным субъектом. Это определяет переход от универсального религиозно-антропологического измерения патриотизма в сторону контекстуально меняющегося рассмотрения соотношения индивидуальной жизни человека, реализуемых им процессов социального познания, а также того культурного контекста, который определяет возможности и пути реализуемой им познавательной деятельности.

Смещение проблемного поля рассмотрения патриотизма в сторону реализации феноменологического подхода определило значимость происходящего - процессов и явлений, наполняющих внутренний мир человека новыми идеями, представлениями, предметами мысли. Одним из значимых элементов системы факторов, влияющих на мировоззрение человека, является культура как средоточие «вечных» и «временных» смыслов и идей, через приобщение к которым человек, с одной стороны, приобщается к традиции культурно-духовного наследия своего народа, с другой - воспринимает что-то новое. В этом смысле сложность и неоднородность культурных процессов, соотношение «глубинных» и «поверхностных» воздействий на социальное мировоззрение членов общества, диа-логичность и даже полилогичность современной культуры задают чрезвычайно широкое поле приложения исследовательских усилий в деле определения динамических факторов формирования, трансформации и деформации патриотического сознания в обществе.

Список литературы

1. Никитенко А. И. Геополитические интересы России глазами «Славянофилов», «Западников» и «Евразийцев» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 9. С. 242-244.

2. Хомяков А. С. Всемирная задача России / сост. и коммент. М. М. Панфилова; отв. ред. О. Платонов. Изд. 2-е. М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. 784 с.

3. Верещагина А. В., Кумыков А. М. Патриотическая тема в интеллектуальной традиции российского общества // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова. 2021. № 1. С. 173-181.

4. Рудницкая Е. Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России // Вопросы истории. 2003. № 8. С. 37-55.

5. Ильин И. А. О сущности правосознания / подготовка текста и вступит. ст. И. Н. Смирнова. М.: Изд-во «Рарогъ», 1993. 235 с.

6. Бердяев Н. А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922 / сост. В. В. Сапов. М.: Астрель, 2007. 1184 с.

7. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2022. 352 с.

8. Митина Г. В. Особенности изменения менталитета в современном российском обществе: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2005. 153 с.

9. Зулькарнаева Р. З. Национальный менталитет в условиях трансформации современного российского общества: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2004. 133 с.

10. Бакурский М. В. Российский менталитет и его роль в отечественных модернизационных процессах: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Саратов, 2002. 143 с.

11. Молотков М. Б. Российский менталитет как фактор исторического выбора России: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Красноярск, 2007. 165 с.

12. Мурунова А. В. Социокультурные детерминанты русского менталитета: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. Н. Новгород, 2005. 185 с.

13. Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. Ставрополь, 2004. 403 с.

14. Домашев А. Н. Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX-XXI веков: опыт социально-философского анализа: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Барнаул, 2005. 147 с.

15. Ружа В. А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Екатеринбург, 2013. 176 с.

16. Шейко В. Н. Российский патриотизм: государственные и этнорегиональные социокультурные аспекты: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. Краснодар, 2005. 180 с.

17. Кузнецова А. В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. М., 2004. 247 с.

18. Хантингтон С. Культура имеет значение: Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу = Culture Matters - How Values Shape Human Progress / под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М.: Моск. шк. полит. исслед., 2002. 320 с.

19. Huddy L. From Sodal to Polit^a! Identity: A Cri^al Examination of Sodal Identity Theory // Polit^a! Psydiology. 2001. Vol. 22. P. 127-156. DOI: 10.1111/0162-895X.00230.

20. Черкесова Е. А. Идея патриотизма в русской религиозной мысли конца XIX - начала XX веков // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 264-273.

21. Бурова М. Л. Диалектика национального и патриотического в философии истории В. С. Соловьева // Манускрипт. 2017. № 3-2. С. 25-31.

22. Беспалова Т. В. Патриотизм в концептуальной версии Н. А. Бердяева: социально-философский анализ // Философия права. 2009. № 1. С. 85-88.

23. Мочалов Е. В. Патриотические идеи в творчестве И. А. Ильина // Социально-политические науки. 2016. № 3. С. 141-144.

24. Мартысюк П. Г. Патриотизм как важнейший компонент духовно-нравственного воспитания личности // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. № 6-1. С. 629-631.

25. Душкин А. М. Феномен патриотизма как онтологическая универсалия общества. Текст: электронный // Манускрипт. 2020. Т. 13, вып. 7. С. 79-83. URL: https://www.gramota.net/editions/9.html#about (дата обращения: 10.01.2024).

26. Резер Т. М. Патриотическое воспитание молодежи в условиях современных вызовов // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 3. С. 45-56.

Информация об авторе_

Тумин Александр Юрьевич, кандидат юридических наук, Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, 117437, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12; [email protected], https://orcid. org/0000-0002-9420-8149.

Для цитирования_

Тумин А. Ю. Культура патриотизма как научное понятие в современной социальной философии: актуализация проблемного поля // Гуманитарный вектор. 2024. Т. 19, № 1. С. 166-174. DOI: 10.21209/19967853-2024-19-1-166-174.

Статья поступила в редакцию 18.01.2024; одобрена после рецензирования 27.02.2024;

принята к публикации 29.02.2024.

References

1. Nikitenko, A. I. Russia's geopolitical interests through the eyes of "Slavophiles", "Westerners" and "Eurasians". Actual problems of humanities and natural sciences, no. 9, pp. 242-244, 2009. (In Rus.)

2. Khomyakov A. S. The World task of Russia. Compilation and comments by M. M. Panfilov. M: Institute of Russian Civilization, Blessing, 2011. (In Rus.)

Тумин А. Ю. Гуманитарный вектор. 2024. Т. 19, № 1

3. Vereshchagina, A. V., Kumykov, A. M. Patriotic theme in the intellectual tradition of Russian society. Izvestiya of Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov, no. 1, pp. 173-181, 2021. (In Rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Rudnitskaya, E. L. Chaadaev and Chernyshevsky: the civilizational vision of Russia. Questions of history, no. 8, pp. 37-55, 2003. (In Rus)

5. Il'yin, I. A. On the essence of legal consciousness. Text preparation and introductory article by I. N. Smirnov. M: "Rarog", 1993. (In Rus.)

6. Berdyaev, N. A. The fall of the sacred Russian kingdom: Journalism 1914-1922. M: Astrel, 2007. (In Rus.)

7. Chuprov, V. I., Zubok Yu. A., Romanovich N. A. Attitude to social reality in Russian society: socio-cultural mechanism of formation and reproduction: monograph. M: Norm: INFRA-M, 2022. (In Rus)

8. Mitina, G. V. Features of mentality changes in modern Russian society. Cand. philos. sci. diss. Ufa, 2005. (In Rus.)

9. Zulkarnaeva, R. Z. National mentality in the conditions of transformation of modern Russian society. Cand. philos. sci. diss. Ufa, 2004. (In Rus.)

10. Bakursky M. V. Russian mentality and its role in domestic modernization processes. Cand. sociol. sci. diss. Saratov, 2002. (In Rus.)

11. Molotkov M. B. Russian mentality as a factor in the historical choice of Russia. Cand. philos. sci. diss. Krasnoyarsk, 2007. (In Rus.)

12. Murunova A. V. Sociocultural determinants of the Russian mentality. Cand. philos. sci. diss. N. Novgorod, 2005. (In Rus.)

13. Ivanova, S. Yu. Patriotism in the culture of modern Russia. Dr. philos. sci. diss. Stavropol, 2004. (In Rus.)

14. Domashev, A. N. The essence and sociocultural content of the patriotic movement in Russia at the turn of the 20th - 21st centuries: experience of social and philosophical analysis. Cand. philos. sci. diss. Barnaul, 2005. (In Rus.)

15. Ruzha, V. A. Formation and development of the culture of patriotism of modern students: sociological analysis. Cand. sociol. sci. diss. Ekaterinburg, 2013. (In Rus.)

16. Sheiko, V. N. Russian patriotism: state and ethno-regional socio-cultural aspects. Cand. philos. sci. diss. Krasnodar, 2005. (In Rus.)

17. Kuznetsova, A. V. Culture of patriotism as a factor in the consolidation of Russian society. Cand. sociol. sci. diss. M., 2004. (In Rus.)

18. Hantington, S. Culture Matters - How Values Shape Human Progress. M.: Moskovskaya shkola politicheskih issledovaniy, 2002. (In Rus.)

19. Huddy, L. From Social to Political Identity: A Critical Examination of Social Identity Theory. Political Psychology, no. 22, pp. 127-156, 2001. DOI: 10.1111/0162-895X.00230 (In Engl.)

20. Cherkesova, E. A. The idea of patriotism in Russian religious thought of the late XIX - early XX centuries. Humanities and social sciences, no. 6, pp. 264-273, 2015. (In Rus.)

21. Burova, M. L. Dialectics of the national and patriotic in V. S. Solovyov's philosophy of history. Manuscript, no. 3-2, pp. 25-31, 2017. (In Rus.)

22. Bespalova, T. V. Patriotism in the conceptual version of N. A. Berdyaev: socio-philosophical analysis. Philosophy of Law, no. 1, pp. 85-88, 2009. (In Rus.)

23. Mochalov, E. V. Patriotic ideas in the works by I. A. Il'yin. Socio-political sciences, no. 3, pp. 141-144, 2016. (In Rus).

24. Martysyuk, P. G. Patriotism as the most important component of spiritual and moral education of the individual. Greater Eurasia: development, security, cooperation, no. 6-1, pp. 629-631, 2023. (In Rus.)

25. Dushkin, A. M. The phenomenon of patriotism as an ontological universal of society. Manuscript, issue. 7, pp. 79-83, 2020. Web. 10.01.2024. https://www.gramota.net/editions/9.html#about. (In Rus.)

26. Rezer, T. M. Patriotic education of youth in the context of modern challenges. Pedagogical Journal of Bashkortostan, no. 3, pp. 45-56, 2023. (In Rus.)

Information about author_

Tumin Alexander Yu., Candidate of Sciences (Law), V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 12 Academician Volgin st., Moscow, 117437, Russia; [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9420-8149.

For citation-

Tumin A. Yu. The Culture of Patriotism as a Scientific Concept in Modern Social Philosophy: Actualization of the Problem Field // Humanitarian Vector. 2024. Vol. 19, no. 1. P. 166-174. DOI: 10.21209/1996-7853-202419-1-166-174.

Received: January 28, 2024; approved after reviewing February 28, 2024;

accepted for publication February 29, 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.