Научная статья на тему 'Культура командной работы как конкурентное преимущество руководителя общеобразовательной организации'

Культура командной работы как конкурентное преимущество руководителя общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КОМАНДНОЙ РАБОТЫ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / TEAMWORK CULTURE / HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION / COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE HEAD / PROFESSIONAL TRAINING / PROJECT ACTIVITIES / NETWORK PROFESSIONAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлов Александр Викторович

Актуальность исследования подчеркивается высокими запросами участников образовательных отношений к качеству образования. Обзор публикаций в зарубежной и отечественной науке показал, что эффективная профессиональная деятельность выстраивается в командной работе специалистов. Это утверждение относится и к общеобразовательным организациям. В высокой конкурентной среде школа вынуждена сохранять и совершенствовать свои позиции. Для этого она должна обеспечить высокое качество образования. Конкурентным преимуществом руководителя школы является его переход на менеджериальный подход в управлении. Одной из ключевых позиций такого подхода является командная работа. Чтобы эффективно выстроить интегрированную целенаправленную работу педагогического коллектива, руководителю школы необходимо совершенствовать собственную культуру командной работы. Проведенное исследование педагогических работников показало, что в общеобразовательных организациях недостаточно интенсивно используется командная работа для решения профессиональных задач. Это связано с тем, что большинство руководителей не в полной мере ориентированы на саморазвитие культуры командной работы. Поэтому автором статьи предложено несколько условий, способствующих развитию данного личностно-профессионального качества. Ведущим автор статьи признает профессиональное обучение руководителя общеобразовательной организации в командных формах. Также выделяются возможности участия руководителя в проектной деятельности различного уровня. Еще одним условием видится включение руководителя школы в различные сетевые профессиональные сообщества. Обосновывается необходимость развития культуры командной работы, являющейся конкурентным преимуществом руководителя общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teamwork culture as a competitive advantage for the head of a general education organization

The relevance of the study is emphasized by the high demands of participants in educational relations to the quality of education. The review of publications of foreign and domestic science has shown that effective professional activity is based on the teamwork of specialists. This statement also applies to general education organizations. The school in a highly competitive environment has to maintain and improve its position. The school must ensure that the quality of education is high, in order to achieve this goal. The competitive advantage of the head of the school is his/her transition to a managerial approach to management. One of the key positions of this approach is teamwork. The head needs to improve his/her own teamwork culture to effectively target work of the teaching staff. The conducted research of pedagogical workers has shown that in general education organizations teamwork is not used intensively enough to solve professional problems. This is due to the fact that the majority of managers are not fully focused on the self-development of teamwork culture. Therefore, the author of the article proposed several conditions that contribute to the development of this personal and professional quality. The author of the article recognizes the leading factor is the professional training of the head of the educational organization in the team forms. It also provides opportunities for the manager to participate in project activities at various levels. Another condition is the inclusion of the head of the school in various networked professional communities. The necessity of developing the culture of teamwork is justified which is a competitive advantage of the head of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Культура командной работы как конкурентное преимущество руководителя общеобразовательной организации»

Научные сообщения

УДК 371.1

Культура командной работы как конкурентное преимущество руководителя общеобразовательной организации

А. В. Хохлов

Teamwork culture as a competitive advantage for the head of a general education organization

A. V. Khokhlov

Аннотация. Актуальность исследования подчеркивается высокими запросами участников образовательных отношений к качеству образования. Обзор публикаций в зарубежной и отечественной науке показал, что эффективная профессиональная деятельность выстраивается в командной работе специалистов. Это утверждение относится и к общеобразовательным организациям. В высокой конкурентной среде школа вынуждена сохранять и совершенствовать свои позиции. Для этого она должна обеспечить высокое качество образования. Конкурентным преимуществом руководителя школы является его переход на мене-джериальный подход в управлении. Одной из ключевых позиций такого подхода является командная работа. Чтобы эффективно выстроить интегрированную целенаправленную работу педагогического коллектива, руководителю школы необходимо совершенствовать собственную культуру командной работы. Проведенное исследование педагогических работников показало, что в общеобразовательных организациях недостаточно интенсивно используется командная работа для решения профессиональных задач. Это связано с тем, что большинство руководителей не в полной мере ориентированы на саморазвитие культуры командной работы. Поэтому автором статьи предложено несколько условий, способствующих разви-

тию данного личностно-профессионального качества. Ведущим автор статьи признает профессиональное обучение руководителя общеобразовательной организации в командных формах. Также выделяются возможности участия руководителя в проектной деятельности различного уровня. Еще одним условием видится включение руководителя школы в различные сетевые профессиональные сообщества. Обосновывается необходимость развития культуры командной работы, являющейся конкурентным преимуществом руководителя общеобразовательной организации.

Abstract. The relevance of the study is emphasized by the high demands of participants in educational relations to the quality of education. The review of publications of foreign and domestic science has shown that effective professional activity is based on the teamwork of specialists. This statement also applies to general education organizations. The school in a highly competitive environment has to maintain and improve its position. The school must ensure that the quality of education is high, in order to achieve this goal. The competitive advantage of the head of the school is his/her transition to a managerial approach to management. One of the key positions of this approach is teamwork. The head needs to improve his/her own teamwork culture to effectively target work of the teaching staff. The conducted research of pedagogical workers has shown that in

general education organizations teamwork is not used intensively enough to solve professional problems. This is due to the fact that the majority of managers are not fully focused on the self-development of teamwork culture. Therefore, the author of the article proposed several conditions that contribute to the development of this personal and professional quality. The author of the article recognizes the leading factor is the professional training of the head of the educational organization in the team forms. It also provides opportunities for the manager to participate in project activities at various levels. Another condition is the inclusion of the head of the school in various networked professional communities. The necessity of developing the culture of teamwork is justified which is a competitive advantage of the head of the educational organization.

Ключевые слова: культура командной работы, руководитель общеобразовательной организации, конкурентные преимущества руководителя, профессиональное обучение, проектная деятельность, сетевые профессиональные сообщества.

Keywords: teamwork culture, head of the educational organization, competitive advantages of the head, professional training, project activities, network professional communities.

Имидж школы играет большую роль в современной ситуации общественных отношений. Родители учеников достаточно амбициозны и ориентированы на качественное образование для своего ребенка. Оно имеет важное значение для дальнейшей самореализации личности. Такое образование, как правило, дается в статусных общеобразовательных организациях.

Кроме того, качественное обучение в независимости от стартовых возможностей личности и социальных условий, в которых функционирует школа, является целевым ориентиром государственной политики в области образования.

Репутационные характеристики школы задаются эффективно выстроенным в ней образовательным процессом, влияющим на достижения учащихся. Кроме прочего, профессиональные успехи педагогов (гранты, победы в конкурсах педагогического мастерства, стажировки) также формируют имидж школы, придают ей определенные конкурентные преимущества.

Эффективное функционирование школы осуществятся в результате грамотной управленской

политики ее руководителя и его команды. Командная работа любого коллектива сегодня рассматривается как один из важных показателей современной организации. Анализ зарубежных и отечественных публикаций приводит к выводу, что в любой сфере (медицина, экономика, образование) важным является продуктивное взаимодействие сотрудников организации.

К примеру, исследование M. T. O'Connell, J. M. Pascoe показало, что обучение специалистов осуществляется более эффективно в командных формах работы. Авторами утверждается, что для обеспечения высококачественного, доступного и комфортного ухода в современном здравоохранении важны квалифицированные специалисты. Соответственно образовательные программы для их подготовки важно выстраивать с высокой степенью эффективности. Этому способствует командный подход [1].

В работах M. Körner, M. A. Wirtz, J. Bengel, A. S. Göritz отмечается при этом важность межпрофессиональной командной работы в организациях здравоохранения. Это повышает удовлетворенность условиями и результатами труда работников. Также взаимодействие в условиях межпрофессиональной команды способствует оказанию качественной медицинской помощи пациентам [2]. Этот вывод распространяется и не общеобразовательную организацию. Имеется в виду, что работа педагогического коллектива может включать взаимодействие с другими специалистами из смежных областей: здравоохранения, правопорядка, бизнеса. Если такое взаимодействие будет носить характер командной работы, то в выигрышном положении могут оказаться все, и в первую очередь - учащиеся.

В сфере бизнеса командная работа приобретает важное значение для повышения прибыли на предприятиях. S. Agarwal, T. Adjirackor в своем исследовании обосновали влияние командной работы на повышение производительности в организации [3]. M. Tripathy убедительно утверждает, что для современных бизнес-организаций ключевым фактором достижения высоких результатов является объединение в команду людей с различными способностями [4]. Однако в других работах отмечается, что индивидуальные проблемы членов команды могут привести к неоптимальным результатам из-за конфликтов и групповой динамики. Причем авторами предлагаются решения по сплочению команды через геймификацию [5]. Обозна-

ченные публикации указывают и на риски командной работы, которые важно учитывать руководителю общеобразовательной организации. Ценным в данных работах является то, что исследователями предлагаются решения, которые могут экстраполироваться и на общеобразовательную организацию.

В презентуемом исследовании наибольший интерес представляют научные работы, посвященные командной работе в общеобразовательных организациях. В этой связи имеет смысл проанализировать зарубежный и отечественный опыт в данной области.

В работе J. K. Bacon, J. Causton-Theoharis отмечается, что в системе инклюзивного образования особо важен командный стиль работы. Для того чтобы создать необходимые для ребенка с ограниченными возможностями условия, важно командное взаимодействие педагогов родителей и руководителя школы [6]. Мы согласны с этим утверждением, так как особому ребенку требуется особый и комплексный подход. Кроме прочего, тесное взаимодействие педагогов с родителями обучающихся, имеющих ограниченные возможности, приведет к большим продвижениям в развитии у такого ребенка.

В статье J. R. Dee, A. B. Henkin, C. A. Singleton утверждается, что командное обучение учителей, командная работа по управлению школой и командная работа с сообществами влияет на повышение приверженности педагогов общеобразовательной организации [7]. Данный вывод является ценным для понимания руководителями общеобразовательной организации необходимости сплочения коллектива и повышения его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью через выстраивание командной работы.

Сегодня школа рассматривается не только как образовательная организация, которая выполняет функцию обучения детей. Согласно позиции И. А. Дониной, миссия современной школы должна рассматриваться в условиях рыночно ориентированной деятельности. Современная школа направлена на становление конкурентоспособной открытой некоммерческой общеобразовательной организации [8]. Автором предлагается маркетинговая стратегия развития школы. Утверждается, в частности, необходимость непрерывного анализа потребностей и ожиданий ключевых потребительских групп. Также признаётся важность разработки и оказания востребованных заказчиками и по-

требителями образовательных услуг. Данные услуги, согласно мнению И. А. Дониной, должны включать различные составляющие: имиджевую, технологическую, содержательную и сервисную. Это позволяет обеспечить полное удовлетворение потребностей заказчиков по сравнению с конкурентами.

Обозначенные выводы указывают на важность наличия конкурентных преимуществ общеобразовательной организации, обеспечиваемых ее руководителем. При этом в современных исследованиях говорится о конкурентоспособности не только организаций, но и самой личности. Можно предположить, что наличие у школы конкурентных преимуществ будет опосредованно влиять на конкурентоспособность учеников в их будущей профессиональной жизни.

Кстати, в ряде работ обнаруживается новое понятие конкурентоспособности, понимаемое в педагогическом плане. I. Ка1апе в своей статье рассматривает конкурентоспособность личности в качестве новой концепции в современном образовании и педагогической науке [9]. Этим автором предлагается понимать конкурентоспособность как комплексную совокупность качеств личности, которые обеспечивают ее жизнедеятельность, развитие, профессиональную самореализацию. Также эти качества направлены на конкурентные действия в изменчивой среде, включая современный рынок труда.

Итак, в условиях рыночных отношений, ориентированных на «выживание сильнейших», важны определенные конкурентные преимущества как для отдельной личности, так и для целой организации. Поэтому необходимо осознавать, в чем выражаются такие конкурентные преимущества общеобразовательной организации и в каких условиях они развиваются. Для этого также обратимся к научным исследованиям, посвященным данной тематике.

Первоначально отметим, что согласно позиции В. В. Кашпур, конкурентная борьба, несмотря на определенные издержки и риски, в целом является функциональной как на уровне школы, так и на уровне образования в целом и даже всего социокультурного фона. Это связано с тем, что она инициирует замену административной модели управления в общеобразовательных организациях на менеджериальную. Конкурентная борьба определяет «лидеров», «середняков» и «аутсайдеров» в образовании [10]. Соответственно руководителю

общеобразовательной организации важно не бояться конкурентных отношений, даже если школа занимает позицию «аутсайдера». Необходимо сконцентрироваться на развитии конкурентных преимуществ своей организации и собственных возможностей как руководителя. Причем развитию этих преимуществ способствует менеджери-альная модель управления, одной из характеристик которой является командный подход.

В статье И. С. Сергеева конкурентные преимущества общеобразовательной организации рассматриваются как характеристики, способствующие превосходству определенной школы над другими образовательными учреждениями. Причем данные школы представлены не сами по себе, а включены в единую конкурентную среду. В числе конкурентных преимуществ школы данным автором обозначены три основные группы. К ним относятся высокое качество образования; финансовые возможности, а также информационные связи школы [11].

Считаем необходимым конкретизировать авторскую позицию относительно содержания обозначенных групп. К первой группе, отражающей конкурентные преимущества школы, относятся не только высокие баллы учащихся по ЕГЭ и ГИА, но и победы в олимпиадах, творческих конкурсах. Кроме того, И. С. Сергеев включает в первую группу высокую степень удовлетворенности получателями образовательных услуг предлагаемыми решениями.

Во второй группе конкурентных преимуществ данным автором выделяются финансовые возможности школы, ее материально-техническое оснащение, активность по привлечению внебюджетных средств в школу. Несомненно, что учащимся и их родителям важны комфортные условия для пребывания и образования в школе.

Третью группу конкурентных преимуществ составляют информационные связи, направленные как «к школе», так и «от школы». Информационные связи можно рассматривать как привлечение социальных партнеров в образовательную организацию (высококвалифицированных учителей, научных консультантов, руководителей проектно-исследовательской деятельности). Также связи «от школы» предполагают трансляцию инновационного педагогического опыта, наличие неповторимого имиджа школы, ее рейтинговые показатели.

Стоит отметить, что выделенные показатели конкурентоспособности коррелируют с обозна-

ченными целями Федерального проекта «Современная школа» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Данные цели связаны с вхождением нашей страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования (к 2024 г.) [12]. Это возможно за счет обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ. Также повышение качества образования рассматривается путем вовлечения всех участников образовательных отношений (обучающиеся, педагоги и родители) в развитие системы общего образования, включая работодателей и представителей общественных объединений. Третьим пунктом в повышении конкурентоспособности российского образования видится обновление материально-технической базы школ.

Итак, рассмотренные работы показывают те аспекты, на которые целесообразно ориентироваться современному руководителю в общеобразовательной организации: образовательные результаты, финансовые возможности и социальное партнерство.

Теперь важно перейти к поиску ответа на вопрос, какими средствами возможно обеспечить развитие данных конкурентных преимуществ. В работе Ю. В. Козырева для решения задач развития школы, включая обеспечение качества ее функционирования, предлагается создавать школьные команды педагогов [13].

Исследователь аргументированно утверждает, что организация командной работы в школе позволит обеспечить демократизацию внутришколь-ного управления, а также создать децентрализованную организационную структуру управления развитием школы. Кроме прочего, создание школьных команд обеспечит мотивацию совершенствования профессиональной компетентности педагогов и позволит повысить удовлетворенность образовательным процессом учащихся, родителей и самих учителей.

В исследовании Е. А. Максимовой в качестве ресурса развития школы также называется командная работа.

Она утверждает, что авторитарный стиль управления уходит в прошлое и на смену ему приходит командная работа [14]. В книге данного автора рассматриваются характеристики командной работы, преимущества риски и ее недостатки. Ценным материалом является предложенные схемы создания команд в педагогическом коллективе.

Т. Ю. Аветова также отмечает, что одним из современных методов международного управления является метод создания стратегических команд. Данный исследователь предлагает решения по созданию школьных команд для повышения профессионализма учителей и улучшения качества работы в общеобразовательной организации [15].

Уместным будет процитировать работу коллектива авторов: Н. Г. Фархатдинова, Н. В. Евстигнеевой, Д. Ю. Куракина, В. М. Малик. Исследователи делают акцент на том, что традиционная модель управления школой под названием «директорство» сменяется новой моделью - «лидерство». При этом лидерство понимается в данном случае как способ выстраивания конфигурации отношений между участниками взаимодействия в школе [16].

Указанные авторы статьи выделяют четыре типа модели управления школой: «авторитарный хозяйственник», «демократичный хозяйственник», «авторитарный предводитель», «демократичный предводитель». Они определены исходя из двух параметров: субъектность руководителя и делегирование полномочий. Наиболее эффективным, а следовательно, конкурентным с точки зрения вы-игрышности по отношению к другим, признаётся модель управления «демократичный предводитель». Для нее характерно развитие лидерских способностей всех участников взаимодействия, успешное внедрение реформ в образовании, активизация потенциала коллектива и социальных партнеров.

По сути, характеристики этого стиля отражают командный подход в управлении, когда не один руководитель, а созданные им команды начинают управлять общеобразовательной организацией. При этом авторы отмечают, что среди современных директоров школ встречается немного руководителей с таким стилем управления. Мы полагаем, что этому могут способствовать различные обстоятельства, одним их которых является не-сформированная культура командной работы руководителя школы.

Таким образом, культура командной работы может выступать существенным конкурентным преимуществом руководителя общеобразовательной организации. Но для этого важно понимать, что она собой представляет. Мы считаем, что сам директор школы должен владеть навыками ко-мандообразования в педагогическом процессе. Для того чтобы создать командную работу в шко-

ле, ее руководителю важно знать особенности создания и функционирования команд, уметь управлять педагогическими командами, ориентировать их на достижение единых профессиональных целей. Кроме прочего, необходимо знать психологию общения, социальную психологию, конфликтологию и психологию личности, чтобы понимать механизмы влияния на людей.

Однако одних теоретических знаний для командной работы в школе недостаточно. Важно применять на практике имеющиеся знания. Руководителю необходимо уметь формировать команды педагогов для решения разных задач. Причем создавать команды важно не только с педагогами, но и с родительской общественностью и социальными партнерами. Для этого полезно владеть навыками убеждения, публичного выступления, мотивации.

Перечисленные знания, умения и проявления их в деятельности составят управленческую компетентность руководителя школы. Однако мы считаем, что этого недостаточно. Руководителю школы важно не только знать, уметь и делать в направлении создания команд, но и видеть в этом личностные смыслы. Иными словами, такая командная работа в школе будет эффективной, если она составит ценностную основу у руководителя. Только в данном случае можно говорить о культуре командной работы руководителя общеобразовательной организации.

Итак, культура командной работы руководителя общеобразовательной организации рассматривается как профессионально-личностное качество, имеющее глубокие ценностные основы. Она является проявлением эффективного стиля управления общеобразовательной организацией, связанного с коллегиальным управлением внутренних и внешних субъектов взаимодействия.

Для того чтобы определить особенности развития культуры командной работы у современных руководителей школы, нами было проведено анкетирование педагогов школы и их руководителей. Анкетирование предполагало анонимность и не преследовало цели выявления руководителей, демонстрирующих неэффективные стили руководства.

В исследовании приняли участие 162 педагога школ Челябинской области. Им предлагалось ответить на вопросы, связанные с выстраиванием командной работы в школе со стороны руководителя общеобразовательной организации (табл. 1).

Ответы респондентов по выявлению командной работы в общеобразовательной организации

Таблица 1

№ п/п Вопрос Варианты ответа

1. Создаются ли в вашем коллективе педагогические команды для решения профессиональных задач? нет эпизодически систематически

27% 48% 25%

2. Умеют ли члены педагогического коллектива работать в команде? нет частично да

36% 33% 31%

3. В какой роли выступает руководитель школы при работе в командах? контролер пассивный участник активный участник

46% 38% 16%

4. Какой стиль управления преобладает в вашей образовательной организации? авторитарный смешанный демократический

30% 42% 28%

5. Насколько вы удовлетворены коммуникацией меду руководителем и подчиненными не удовлетворен частично удовлетворен полностью удовлетворен

26% 56% 18%

6. Готовы ли вы участвовать в командной работе при решении профессиональных задач нет эпизодически систематически

37% 51% 12%

7. С какими участниками образовательных отношений вы в большей степени умеете создавать командные виды работы? педагоги обучающиеся родители

55% 28% 17%

В результате было обнаружено, что в школах в основном эпизодически создаются педагогические команды для решения профессиональных задач (48% респондентов). Это говорит о том, что руководители частично используют лидерский стиль управления, давая возможность другим коллегам проявить себя. Однако третья часть опрошенных отметили, что педагоги сами не умеют работать в команде. Это настораживает, так как современному учителю важно отличаться развитой коммуникативной компетентностью. Руководитель общеобразовательной организации чаще выступает в роли контролера, нежели активного участника команды. Получается, что руководители не могут работать на равных, а предпочитают либо контролировать, либо наблюдать за рабочим процессом. Это снижает продуктивность командной работы.

Также анкетирование показало, что 26% участников исследования не удовлетворены коммуникацией со своим руководителем. Соответственно недовольство взаимодействием с руководителем может быть преградой для включения в конструктивную команду. Около половины педагогов могут периодически работать в команде,

но перейти в режим систематической работы готовы только 12% педагогов. Эти особенности могут тормозить внедрение инноваций в образовательный процесс, предполагающих эффективное взаимодействия членов команды.

Обнаружено, что учителя продуктивнее работают друг с другом, чем с учениками и их родителями. Этот вывод может быть использован для развития профессиональной коммуникации педагога в аспекте педагог-ученик и педагог-родитель. Высокие образовательные результаты учащихся обусловлены не только их интеллектуальными и личностными особенностями. Для успешного обучения и различных достижений школьников важна их коммуникация с педагогом, умение учителя выстраивать общение с различными контингентами учеников. Также для профилактики конфликтных ситуаций, повышения учебной мотивации школьников учителю необходимо уметь работать и с родительской общественностью.

Итак, полученные результаты позволяют сделать вывод, что в большинстве общеобразовательных организаций частично сформирован командный подход. Полагаем, что это связано с тем, что у их руководителей не в полной мере

развита культура командной работы. Соответственно данные школы могут уступать другим общеобразовательным организациям в условиях конкурентной среды.

Как ранее отмечалось, наличие конкурентных отношений стимулирует школы к непрерывному развитию. Это, соответственно, способствует повышению качества образования и удовлетворенности их участников. Для того чтобы культура командной работы являлась конкурентным преимуществом руководителя общеобразовательной организации, ему необходимо совершенствоваться в этом направлении. В качестве факторов, способствующих развитию этого профессионального качества, можно выделить различные позиции.

Среди ведущих мы признаём повышение квалификации руководителя как в формате самообучения, так и в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Причем приоритетным считаем тренинговые занятия, групповые формы работы. При включении в активное взаимодействие со своими коллегами у руководителя будут развиваться умения взаимодействовать с различными членами группы. Причем, если в школе он находится в отношении вертикальных коммуникаций (доминирование - подчинение), то в роли слушателя курсов он переходит на горизонтальную коммуникацию (отношения на равных). Это может способствовать формированию у руководителя общеобразовательной организации навыков демократического общения, а не авторитарного подхода. Это является ценным для развития культуры командной работы руководителя.

Также среди условий развития культуры командной работы руководителя общеобразова-

тельной организации мы рассматриваем включение его в проектную деятельность инновационной направленности. На сегодняшний день существует множество направлений для создания проектов регионального и федерального уровней. Если руководитель школы включается в такой формат работы, он невольно создает педагогическую команду, разрабатывающую и реализующую данный проект. Также это способствует формированию ученических и родительских команд, так как множество проектов основано на разного рода взаимодействии. Помимо прочего, реализация проектов часто выходит за рамки общеобразовательной организации: выстраивается социальное партнерство с другими учреждениями. Как правило, подключаются учреждения дополнительного образования, иные образовательные организации, предприятия и бизнес-сообщества, являющиеся спонсорами проекта. Таким образом, образуется широкий круг коммуникации руководителя, что влияет на развитие его культуры командной работы.

Включение руководителя школы в различные сетевые профессиональные сообщества, в том числе виртуальные, также влияет на его умение работать в разных командах. Если руководитель презентует свой опыт в различных профессиональных сообществах, он получает определенный отклик и учится конструктивно на него реагировать: принимать замечания, критику. Это также важное умение, входящее в культуру командной работы руководителя.

Таким образом, отметим, что существуют различные условия развития культуры командной работы, дающей конкурентные преимущества как руководителю школы, так и самой общеобразовательной организации. В таблице 2 обобщается данный вывод.

Таблица 2

Развитие культуры командной работы как конкурентное преимущество руководителя

общеобразовательной организации

Ведущие условия развития культуры командной работы современного руководителя общеобразовательной организации

Профессиональное саморазвитие в рамках КПК или самообучение Участие в проектной деятельности Включение в сетевые профессиональные сообщества

Конкурентные преимущества руководителя

Совершенствование научных знаний в области психологии, педагогики и социологии общения Способности выстраивать коммуникацию в различных командах: педагогических, ученических, родительских, социальных партнерствах Умение реагировать на критику, презентовать свои эффективные решения

Конкурентные преимущества общеобразовательной организации

Переход на менеджериальный стиль управления, включающий развитие субъектной позиции руководителя и делегирование полномочий. Это обеспечивает командный стиль управления школой Повышение имиджевой составляющей школы на региональном и федеральном уровне, совершенствование профессиональной компетентности педагогов, повышение удовлетворенности участников образовательных отношений Получение общественной экспертизы управленческих решений и корректировки их с целью улучшения профессиональной деятельности руководителя общеобразовательной организации

Обзор научных исследований показал, что командная работа является отличительной особенностью современных организаций. Причем на предприятиях различных отраслей (здравоохранения, экономики, образования) ценится сплоченная работа специалистов. Изучение нормативных документов и научных публикаций позволило обнаружить, что конкурентная среда является стимулирующим условием развития общеобразовательной организации. Школы-лидеры, как правило, отличаются достижением различных показателей качества образования. К ним относятся качество образовательных результатов учащихся, внутреннее и внешнее социальное партнерство, материально-техническое оснащение школы. Соответственно для наличия конкурентных преимуществ руководителю школы целесообразно ориентироваться на достижение данных показателей. Чтобы выйти на новый эффективный уровень функционирования, руководителю необходимо выстроить в своей общеобразовательной организации командную работу. Для этого ему самому важно иметь сформированную культуру командной работы.

Это личностно-профессиональное качество развивается в различных условиях. Автором статьи выделяются ведущие среди них: повышение квалификации руководителя общеобразовательной организации в командных формах работы, участие в проектной деятельности различного уровня и включение в различные профессиональные сетевые сообщества. В результате реализации данных условий у руководителя школы будет развиваться культура командной работы и сформируются определенные конкурентные преимущества. Кроме того, данные достоинства проявятся и в функционировании самой общеобразовательной организации. Таким образом, можно резюмировать, что культура командной работы выступает важным условием развития со-

временной общеобразовательной организации и конкурентным преимуществом ее руководителя.

Библиографический список:

1. O'Connell M. T., Pascoe J. M. Undergraduate medical education for the 21st century: leadership and teamwork. Undergraduate medical education for the 21st century: leadership and teamwork Family Medicine. Vol. 36, January Supplement, 2004, pp. 51-56.

2. Körner M., Wirtz M. A., Bengel J., Göritz A. S. Relationship of organizational culture, teamwork and job satisfaction in interprofessional teams [Электронный ресурс] // BMC Health Services Research. 2015. - Режим доступа: https://bmchealthservres. biomedcentral.com/track/pdf/10.1186/s12913-015-0888-y (дата обращения: 21.06.2019).

3. Agarwal S., Adjirackor T. Impact of teamwork on organizational productivity in some selected basic schools in the accra metropolitan assembly European Journal of Business, Economics and Accountancy, Vol. 4, No. 6, 2016, pp. 40-52.

4. Tripathy M. Building quality teamwork to achieve excellence in business organizations. International / Research Journal of Management, IT and Social Sciences, No. 5 (3), 2018, pp. 1-7.

5. Vegt N., Visch V., Ridder Н., Vermeere A. Designing Gamification to Guide Competitive and Cooperative Behavior in Teamwork / Gamification in Education and Business, 2014, pp. 513-533.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bacon J. K., Causton-Theoharis J. 'It should be teamwork': a critical investigation of school practices and parent advocacy in special education / International Journal of Inclusive Education, Vol. 17, 2013, pp.682-699.

7. Dee J. R., Henkin A.B., Singleton C. A. Organizational Commitment of Teachers in Urban Schools: Examining the Effects of Team Structures / Urban Education, Vol. 41, No. 6, 2006, pp. 1-7.

8. Донина И. А. Концепция и маркетинговая стратегия развития школы как общеобразова-

тельной организации : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. А. Донина. - Великий Новгород, 2015. - 457 с.

9. Katane I. Competitiveness of personality as a new concept in modern education and pedagogy science. Engineering for Rural Development. Proceedings of the 9th International Scientific Conference, Jelgava, Latvia, 27-28 May, 2010, pp.327-334.

10. Кашпур В. В. Конкурентная борьба общеобразовательных учреждений в современной России как поле управленческих стратегий : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 / В. В. Кашпур. - Саратов, 2007. - 17 c.

11. Сергеев И. С. Развитие общеобразовательного учреждения как достижение и удержание конкурентных преимуществ / И. С. Сергеев // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 11. - С. 94-100.

12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования"» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 286474/ (дата обращения: 08.06.2019).

13. Козырев Ю. В. Организация командной работы учителей в условиях развития школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ю. В. Козырев.- СПб., 2002. - 175 c.

14. Максимова Е. А. Командная работа - ресурс развития школы / Е. А. Максимова. - М. : Национальный книжный центр; ИФ «Сентябрь», 2015. - 144 с.

15. Аветова Т. Ю. Школьные команды - инновации, творчество, качество : методическое пособие по результатам международных исследований / Т. Ю. Аветова. - СПб. : Скифия-принт, 2010. - 152 с.

16. Фархатдинов Н. Г. Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа / Н. Г. Фархатдинов, Н. В. Евстигнеева, Д. Ю. Куракин и др. // Вопросы образования. - 2015. -№ 2.- С. 196-219.

17. Латыпова И. А. Управленческая культура руководителя в совершенствовании профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагога / И. А. Латыпова // Педаго-гико-психологические и медико-биологические

проблемы физической культуры и спорта. -2014. - № 1 (30). - С. 74-82.

References:

1. O'Connell M. T., Pascoe J. M. Undergraduate medical education for the 21st century: leadership and teamwork, Family Medicine. Vol. 36, January Supplement, 2004, pp. 51-56.

2. Körner M., Wirtz M. A., Bengel J., Göritz A. S. Relationship of organizational culture, teamwork and job satisfaction in interprofessional teams, BMC Health Services Research, 2015, Available at: https://bmchealthservres. biomedcentral.com/ track/pdf/10.1186/s12913-015-0888-y.

3. Agarwal S., Adjirackor T. Impact of teamwork on organizational productivity in some selected basic schools in the accra metropolitan assembly, European Journal of Business, Economics and Accountancy, Vol. 4, No. 6, 2016, pp. 40-52.

4. Tripathy M. Building quality teamwork to achieve excellence in business organizations. International, Research Journal of Management, IT and Social Sciences, No. 5 (3), 2018, pp. 1-7.

5. Vegt N., Visch V., Ridder Н., Vermeere A. Designing gamification to guide competitive and cooperative behavior in teamwork, Gamification in Education and Business, 2014, pp. 513-533.

6. Bacon J. K., Causton-Theoharis J. 'It should be teamwork': a critical investigation of school practices and parent advocacy in special education, International Journal of Inclusive Education, Vol. 17, 2013, pp. 682-699.

7. Dee J. R., Henkin A. B., Singleton C. A. Organizational commitment of teachers in urban schools: examining the effects of team structures, Urban Education, Vol. 41, No. 6, 2006, pp. 1-7.

8. Donina I. A. Concept and marketing strategy for the development of the school as a general education organization: Diss. of doc. of ped. sci. [Kontseptsiya i marketingovaya strategiya razviti-ya shkoly kak obshcheobrazovatel'noy organi-zatsii: Dis. d-ra ped. nauk], Veliky Novgorod, 2015.457 p.

9. Katane I. Competitiveness of personality as a new concept in modern education and pedagogy science, Engineering for Rural Development. Proceedings of the 9th International Scientific Conference, Jelgava, Latvia, 27-28 May, 2010, pp. 327-334.

10. Kashpur V. V. Competitive struggle of educational institutions in modern Russia as a field of

management strategies: Abstract of thesis of cand. of soc. sci. [Konkurentnaya bor'ba obshcheobra-zovatel'nykh uchrezhdeniy v sovremennoy Rossii kak pole upravlencheskikh strategiy: Avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk], Saratov, 2007. 17 p.

11. Sergei I. C. Development of a general educational institution as an achievement and retention of competitive advantages [Razvitie obshcheobra-zovatel'nogo uchrezhdeniya kak dostizhenie i uderzhanie konkurentnykh preimushchestv]. Siberian pedagogical journal, 2011, No. 11, pp. 94-100.

12. Resolution of the Government of the Russian Federation of 12/26/2017 No. 1642 (ed. of 03/29/2019) "About Approval of the State Program of the Russian Federation "Education Development" [Postanovlenie Pravitel'stva RF "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Ros-siyskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 286474/ (accessed date: 06/08/2019).

13. Kozyrev Yu. B. Organization of teamwork of teachers in the development of the school: Diss. of cand. of ped. sci. [Organizatsiya komandnoy raboty uchiteley v usloviyakh razvitiya shkoly: Dis. kand. ped. nauk], Saint Petersburg, 2002. 175 p.

14. Maksimova E. A. Teamwork is a resource for school development [Komandnaya rabota -resurs razvitiya shkoly], Moscow: National Book Center, 2015. 144 p.

15. Avetova T. Yu. School teams - innovation, creativity, quality [Shkol'nye komandy - inno-vatsii, tvorchestvo, kachestvo]. Methodical manual on the results of international research, Saint Petersburg, 2010.152 p.

16. Farkhatdinov N. G., Evstigneyeva N. V., Kurakin D. Yu. et al. Models of management of the general educational organization in the conditions of reforms: experience of the sociological analysis [Modeli upravleniya obshcheobrazovatel'noy or-ganizatsiey v usloviyakh reform: opyt sotsiolog-icheskogo analiza]. Issues of education, 2015, No. 2, pp. 196-219.

17. Latypova I. A. Managerial culture in the improvement of professional competence and pedagogical skills of the teacher [Upravlench-eskaya kul'tura rukovoditelya v sovershenstvo-vanii professional'noy kompetentnosti i peda-gogicheskogo masterstva pedagoga]. Pedagogical, psychological and medical and biological problems of physical culture and sports, 2014, No. 1 (30), pp. 74-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.