Научная статья на тему 'Культура как методологическая новация в контексте философской рефлексии'

Культура как методологическая новация в контексте философской рефлексии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
361
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ НОВАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / CULTURE / CULTUROLOGY / METHODOLOGICAL INNOVATION / THE RUSSIAN TRADITION OF EDUCATION / PHILOSOPHICAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ашуралиева Румина Касумовна

Статья посвящена концептуализации феномена культуры. Поставленная задача включает в себя, во-первых, анализ культуры как философского феномена, во-вторых, осмысление культуры с позиций методологической новации в контексте философской рефлексии. На основе проведенного анализа сделан вывод, что в настоящее время культура в недостаточной степени интегрирована в философский дискурс, потому что по сравнению с философией культурология является результатом неклассической социально-гуманитарной научной рефлексии, соответственно, самостоятельный научный статус она приобрела относительно недавно, в рамках мультидисциплинарного и межпредметного полей исследования в традиции многообразных социально-философских концепций. Обосновано, что в русле теоретического осмысления философия культуры выступает как результат инновационного философского мышления, которое стремится обозначить себя в рамках социально-гуманитарного знания. Поэтому культура как методологическая новация в русле философской рефлексии должна обладать новой методологией и техникой исследования, подразумевающими выявление направлений развития инновационной деятельности в культурологии, установление мировоззренческих, теоретико-методологических и прикладных основ инновационной культурологической деятельности, а также институциональных условий, благодаря которым происходит развитие инновационной деятельности и инновационных процессов в культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture as a Methodological Innovation in the Context of Philosophical Reflection

The article is devoted to the conceptualization of the phenomenon of culture. We set the task. There are the analysis of culture as a philosophical phenomenon firstly, the comprehension of culture from the point of view of methodological innovation in the context of philosophical reflection secondly in this task. We were concluded that the culture is not sufficiently integrated into philosophical discourse at the present time on the basis of the analysis. Culturology is the result of nonclassical social and humanitarian scientific 245 Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3 reflection in comparison with philosophy. Accordingly it acquired an independent scientific status relatively recently in a multidisciplinary and interdisciplinary field of research within the scope of the traditions of diverse social and philosophical concepts. The author concludes that the philosophy of culture is the result of innovative philosophical thinking in the mainstream of theoretical comprehension and it seeks to identify itself within the scope of social and humanitarian knowledge. Therefore, culture as a methodological innovation in the mainstream of philosophical reflection should have a new methodology and technique of research, implying the identification of directions for the development of innovative activities in cultural studies, the establishment of world outlook, theoretical, methodological and applied foundations of innovative cultural activity, as well as the institutional conditions through which innovation develops and innovative processes in culture.

Текст научной работы на тему «Культура как методологическая новация в контексте философской рефлексии»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 130.2

КУЛЬТУРА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ НОВАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Р. К. Ашуралиева

Ашуралиева Румина Касумовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры философии, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, ashuralieva13@mail.ru

Статья посвящена концептуализации феномена культуры. Поставленная задача включает в себя, во-первых, анализ культуры как философского феномена, во-вторых, осмысление культуры с позиций методологической новации в контексте философской рефлексии. На основе проведенного анализа сделан вывод, что в настоящее время культура в недостаточной степени интегрирована в философский дискурс, потому что по сравнению с философией культурология является результатом неклассической социально-гуманитарной научной рефлексии, соответственно, самостоятельный научный статус она приобрела относительно недавно, в рамках мультидисциплинарного и межпредметного полей исследования в традиции многообразных социально-философских концепций. Обосновано, что в русле теоретического осмысления философия культуры выступает как результат инновационного философского мышления, которое стремится обозначить себя в рамках социально-гуманитарного знания. Поэтому культура как методологическая новация в русле философской рефлексии должна обладать новой методологией и техникой исследования, подразумевающими выявление направлений развития инновационной деятельности в культурологии, установление мировоззренческих, теоретико-методологических и прикладных основ инновационной культурологической деятельности, а также институциональных условий, благодаря которым происходит развитие инновационной деятельности и инновационных процессов в культуре. Ключевые слова: культура, культурология, философия культуры, методологическая новация, цивилизация, философская рефлексия.

ОС!: 10.18500/1819-7671 -2018-18-3-242-246

На современном этапе развития цивилизации человечество переживает период, аналогов которому не наблюдается в мировой истории, - переходный период от индустриального способа производства к постиндустриальному, «время отказа от прежних парадигм социокультурного прогресса и поиска новых, удовлетворяющих изменившимся социально-историческим условиям» [1]. В отличие от многовековой истории развития философской мысли культурология представляет собой результат неклассической социально-гуманитарной научной рефлексии прошлого века, и стоит заметить, что буквально несколько десятилетий назад она приобрела свой, относительно завершенный, научный статус в мультидисциплинарном и межпредметном поле исследовательских традиций различных социально-философских направлений.

Что же представляет собой культура как философский феномен? Прежде всего, под культурой принято понимать специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, основанный на воспроизведении высших смыслов человеческого бытия. «Культура - способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духов-

© Ашуралиева Р. К., 2018

Р. К. Ашуралиева. Культура как методологическая новация в контексте философской рефлексии

ного труда в системе сознания людей, норм и ценностей, в отношениях к природе, самому себе и другим людям» [2, с. 345]. Культура выступает неким связующим, опосредующим звеном между обществом и природой, а основанием такого симбиотического объединения является человек как субъект деятельности, когнитивного познания, переживания и межличностного общения. Философия культуры как новация представляет собой результат объективизации, материального воплощения человеческих целей, ценностных ориентаций, переживаний и стремлений к социальной безопасности [3].

Культура в контексте философской рефлексии - это не просто методологическая база культурологии, но и важнейшее условие ее законного существования на правах академической и научной дисциплины. Философия культуры, как указывает Т. В. Мордовцева, представлена двумя основными направлениями. Первое связано с историей философских учений о культуре, и в этом случае она непосредственно относится к истории философии, поскольку артикулирует себя в качестве философского учения среди ряда других об обществе. Второе направление сопряжено с теорией культуры, ориентированной на разработку теоретико-методологического инструментария культурологического знания. Именно в этом качестве философия культуры уже является продуктом инновационного философского мышления, которое стремится выявить себя в рамках социально-гуманитарного знания [4].

Такого рода опыт философской рефлексии в поле мультидисциплинарного и межпредметного знания А. М. Старостин предлагает называть и считать «философской инноватикой». Под последней, по его мнению, принято понимать использование «философских знаний и методов к той или иной, востребующей их области человеческой деятельности» [5, с. 8]. В современной культурологической риторике, средствах массовой информации постоянно активно употребляются термин «инноватика» и другие понятия, сопряженные с ним - «инновационность», «инновационный подход» [6], «инновационная социальная среда», «инновационная культура», «инновационное образование» и т. д.

Сегодня, как подчеркивает Т. В. Соболь, инновация становится составной частью «общественной системы, которая эволюционирует как механизм преобразований, создает предпосылки для социокультурных изменений различного масштаба, зависит от человеческой способности к творчеству и возможностей общества принимать или адаптировать результаты этого творчества» [7].

В рамках данной статьи инновационная деятельность рассматривается в русле культурологического и философского знания. С позиций философского осмысления, по мнению Е. В. Михайловой, преобладает понимание инновации как качественной характеристики общества, культуры, цивилизационного развития, иного пласта, нового уровня работы с новыми содержаниями, как анализа и философской рефлексии инновационных возможностей культуры [8].

Все это детерминирует несомненную актуальность исследования философии культуры как новации. Новация включает в себя новое знание, метод его применения, она является оформленным результатом фундаментальных, прикладных исследований, разработок. При этом философами и культурологами подчеркивается, что новации, в том числе и методологические, будучи стратегией современного информационного общества, весьма тесно связаны с философскими знаниями и с их безусловной фундаментальной и практической значимостью. Это, в свою очередь, приводит к развитию особой формы духовно-прикладного освоения социальной реальности [9].

Как подчеркивает А. М. Старостин, в фокусе внимания современной фазы гуманитарных инноваций оказывается когнитивная гуманитарная наука, направленная на исследования и разработки в сфере гуманитарного (социокультурного) мышления, восприятия, принятия решений в рамках сложнейшего рефлексивного взаимодействия. И в таком контексте весьма важными представляются практическая востребованность инструментария, а также опыт философской инноватики, прежде всего [10, с. 9].

Говоря о новациях с точки зрения философской рефлексии, нетрудно заметить, что в последнее время особое внимание стало уделяться изучению социокультурных инноваций. Их специфика заключается в том, что в центре внимания находится человек, а социокультурные инновации предполагаются как определенные нововведения в социокультурной жизнедеятельности индивида. В целом философское осмысление методологических новаций сводится к рассмотрению вопроса о необходимости инноваций в бытии человека и их включенности в социокультурную жизнедеятельность [11].

Как философская категория «инновационная культура отражает возможность выходить за рамки традиционного мышления и с помощью нового мировоззрения и ценностей внедрять в существующую практику такие нововведения, благодаря которым в обществе происходят позитивные изменения» [7]. Очевидным становится кардинально переосмысленное понятие «иннова-

ции» в различных вариантах постмодернистской ориентации в философском знании: например, К. Поппер анализирует знание не только как готовую систему, но как изменяющуюся, развивающуюся и подвергающуюся инновационным воздействиям. Этот аспект философского анализа К. Поппер представил в форме концепции роста научного знания, утверждая, что выдвижение на первый план трансформации научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы.

В рамках системы государственного управления в современной России «сформированы и культивируются технологии массового производства знания и новых проблем и задач, решение которых приводит и к обновлению представлений о реальности, и обновлению системы социокультурного, политического, экономического бытия человека» [12, с. 3]. Методологической базой философской инноватики является принцип переключения с мыследеятельной, умозрительно-созерцательной установки на проектную. Отсюда следует, что культурологическая инноватика с позиций философской рефлексии становится сферой интеллектуальных и прагматических разработок междисциплинарного характера, реализуемых при помощи инструментария философской рефлексии.

С позиций философской рефлексии, как отмечает в своей статье В. Н. Даренская, ценностно-смысловое ядро традиционной культуры опирается на принципы иерархичности бытия, множественности уровней сознания и транс-ценденции как высшего смысла культуры [13, с. 36]. Причем наследование культуры, по мнению А. С. Тимощук, базируется на нарративах, транслирующих многообразие сакральных и про-фанных смыслов [14]. Этот тип культуры весьма актуален для современной новационной методологической философской рефлексии.

С помощью философского осмысления в понятие «культура» вводится аксиологический, оценочный компонент, который соотносится с понятием «цивилизация». Однако здесь возможны различные подходы: в первом случае цивилизация отождествляется с определенной ступенью в развитии культуры тех или иных народов (П. Сорокин, А. Тойнби); во втором рассматривается как конкретный этап общественного развития, наступивший после эпохи дикости и варварства (Ф. Энгельс). В третьем случае цивилизация истолковывается как ценность всех культур мультикультурального пространства, т. е. подчеркивается их единый общечеловеческий характер (К. Ясперс). В четвертом случае цивилизация трактуется в качестве конечного момента в развитии культуры того или иного народа, обо-

значающего ее упадок (О. Шпенглер). Наконец, в пятом случае цивилизация рассматривается как высокая ступень материальной жизнедеятельности человека: как технологии социально-экономических и политических отношений и учреждений, а культура при этом истолковывается как проявление нравственно-духовной сущности человека (С. Булгаков, Н. Бердяев).

Надо сказать, что научный статус культурологии оформился в первой половине прошлого столетия и его формирование связано, как минимум, с четырьмя тенденциями: первая свидетельствует о систематизации полевых исследований социальных антропологов, расширении спектра теоретических задач этнологии и становлении такой ветви научного знания, как культурантро-пология. Другая тенденция знаменует результат научной дифференциации социально-гуманитарных наук об обществе и человеке (индивиде), в области которых возникли концептуальные теории и учения, обосновывающие научную важность и актуальную социальную необходимость культурного измерения различных социальных процессов, а также антропогенеза в целом. Все это послужило толчком к возникновению философии культуры и социологии культуры как определенных новационных дисциплин. Что касается третьей тенденции, то она совпала с поиском новых объектов исследования частных наук и отраслей научного знания, в частности, таким путем были сформированы лингвокультурология, семиотика культуры, теория диалога культур, психология культуры, социология культуры и пр. Четвертая тенденция оформления статуса культурологии характеризуется тем, что в течение всего прошедшего столетия наблюдался процесс образования понятийно-категориального аппарата культурологии и некоторые специфичные для системы культурологического знания категории были заимствованы другими общественными и социально-гуманитарными науками. Например, в научный оборот современной политической социологии, социальной педагогики, социологии культуры, социальной психологии и социальной антропологии вошли такие понятия, как: межкультурная коммуникация, культурная политика, политико-культурологическая риторика, социально-психологическое и культурное наследие, муль-тикультуральное пространство, социокультурные явления и процессы, антропогенные культурные процессы и др. Кроме того, существует и инновационная трансформация научных отраслей, опирающихся на культурологию как собственный теоретико-методологический фундамент. В число таких научных отраслей входят этнопсихология, этносоциология, этноконфликтология, культурология права и некоторые другие.

Р. К. Ашуралиева. Культура как методологическая новация в контексте философской рефлексии.

Приобщение к социокультурному достоянию человеческой цивилизации, сконцентрированное в каждом из локальных местоположений культуры, так или иначе способствует истолкованию смысла жизни и постижению экзистенциального бытия личности.

К социокультурной и философской методологической инноватике стоит отнести широко применяемые в культурологической, социально-философской практике виды действий, базирующиеся на научных исследованиях и разработках и систематизированные в культурологической практике, в частности: новые социокультурные технологии, методы и методики социокультурного планирования и проектирования, методы и методики образовательной культурологической деятельности в контексте различных культурно-образовательных систем.

Культура как методологическая новация в контексте философской рефлексии предполагает новые методы и техники исследования интегра-тивных междисциплинарных и межуровневых когнитивных конструктов, результатами которых является: 1) раскрытие сущностных тенденций развития инновационной деятельности в культурологии; 2) выявление мировоззренческих, теоретико-методологических научных и прикладных оснований инновационной культурологической деятельности и инновационных культурных продуктов; 3) обнаружение ценностных, институциональных условий, способствующих развитию инновационной деятельности и инновационных процессов в культуре.

Список литературы

1. Егоркин В. Г. Философия инноваций // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2006. № 1. C. 14-25.

2. Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д. Основы философии : учеб.-метод. пособие. М., 2001. 379 с.

3. Gafiatulina N. Kh., Imgrunt S. I., Samygin S. I. Social security and social health of Russian society. Saarbucken, 2017. 124 p.

4. Мордовцева Т. В. Культурология в России : образовательный проект исследования локального места культуры // Тр. Санкт-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2008. Т. 181. С. 233-238.

5. Старостин А. М. Философские инновации : концепция и основные сферы проявлений. Ростов н/Д, 2009. 564 с.

6. Гафиатулина Н. Х. Инновационные подходы к социальному здоровьесбережению в организации непрерывного образования в вузе // Кавказ и мир : междунар. науч. журн. 2014. № 17. С. 255-260.

7. Соболь Т. В. Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура» // Молодой ученый. 2014. №13. С. 337-341. URL: https://moluch.ru/archive/72/12310/ (дата обра-щения:17.02.2018).

8. Михайлова Е. В. Понятие «инновация» в контексте философского, культурологического и социологического подходов // SWorld : сб. науч. тр. Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития. 2013. Т. 21, вып. 3 (36). С. 86-91. URL: http://www.sworld.com. ua/konfer32/239.pdf (дата обращения: 21.01.2018).

9. Муллахмедова С. С., Шихалиева Д. С., Гафиатулина Н. Х., Загирова Э. М. Духовное развитие личности в условиях модернизации российского общества. Махачкала, 2017. 189 с.

10. Старостин А. М. Философия социально-гуманитарных наук и инноваций: базовые модели // Социально-гуманитарное познание в контексте философской инноватики: сб. тр. Междунар. науч. конф. Ростов н/Д, 2013. С. 9-12.

11. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H. The new production of knowledge. The dynamics of science and research in contemporary societies. L. ; New Delhi, 1994. 224 с.

12. Философская инноватика и междисциплинарные проблемы государственного управления в современной России : сб. науч. тр. / отв. ред. А. М. Старостин. Ростов н/Д, 2010. 640 с.

13. Даренская В. Н. Традиционная культура как источник экзистенциального опыта // Вестн. Северного (Арктического) федер. ун-та. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 36-43.

14. Тимощук А. С. Традиционная культура : сущность и существование. Н. Новгород, 2007. 397 с.

Образец для цитирования:

Ашуралиева Р. К. Культура как методологическая новация в контексте философской рефлексии // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 242-246. DOI: 10.18500/1819-76712018-18-3-242-246

Culture as a Methodological Innovation in the Context of Philosophical Reflection

R. K. Ashuralieva

Rumina K. Ashuralieva, Daghestan State Technical University, 70, Imam Shamil Ave., Makhachkala, 367062, Republic of Dagestan, Russia, ashuralieva13@mail.ru

The article is devoted to the conceptualization of the phenomenon of culture. We set the task. There are the analysis of culture as a philosophical phenomenon firstly, the comprehension of culture from the point of view of methodological innovation in the context of philosophical reflection secondly in this task. We were concluded that the culture is not sufficiently integrated into philosophical discourse at the present time on the basis of the analysis. Culturol-ogy is the result of nonclassical social and humanitarian scientific

reflection in comparison with philosophy. Accordingly it acquired an independent scientific status relatively recently in a multidisci-plinary and interdisciplinary field of research within the scope of the traditions of diverse social and philosophical concepts. The author concludes that the philosophy of culture is the result of innovative philosophical thinking in the mainstream of theoretical comprehension and it seeks to identify itself within the scope of social and humanitarian knowledge. Therefore, culture as a methodological innovation in the mainstream of philosophical reflection should have a new methodology and technique of research, implying the identification of directions for the development of innovative activities in cultural studies, the establishment of world outlook, theoretical, methodological and applied foundations of innovative cultural activity, as well as the institutional conditions through which innovation develops and innovative processes in culture. Key words: culture, culturology, methodological innovation, the Russian tradition of education, philosophical reflection.

References

1. Egorkin V. G. Filosofiya innovatsy [Philosophy of innovation]. Obshhestvo. Sreda. Razvitie(Terra Humana) [Society. Environment. Development {Terra Humana}], 2006, no 1. pp. 14-25 (in Russian).

2. Dmitriev V. V., Dymchenko L. D. Osnovyfilosofii [The foundation of philosophy]. Moscow, 2001. 379 р. (in Russian).

3. Gafiatulina N. Kh., Imgrunt S. I., Samygin S. I. Social security and social health of Russian society. Saarbucken, 2017. 124 p.

4. Mordovtseva T. V. Kulturologiya v Rossii: obrazo-vatelnyy proekt issledovaniya lokalnogo mesta kultury [Culturology in Russia: an educational project for the study of the local place of culture]. Tr. Sankt-Peterb. gos. un-ta kultury i iskusstv [Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Art], 2008, vol. 181, pp. 233-238 (in Russian).

5. Starostin A. M. Filosofskie innovatsii: kontseptsiya i osnovnye sfery proyavleniy [Philosophical innovations: the concept and the main spheres of manifestations]. Rostov-on-Don, 2009. 564 p. (in Russian).

6. Gafiatulina N. Kh. Innovatsionnye podkhody k sotsial-nomu zdorovesberezheniyu v organizatsii nepreryvnogo obrazovaniya v vuze [Innovative approaches to social health conservation in the organization of continuing education in the university]. Kavkaz i mir: mezhdunar. nauch. zhurn. [The Caucasus and the World: International Scientific Journal], 2014, no. 17, pp. 255-260 (in Russian).

7. Sobol T. V. Filosofskiy analiz soderzhaniya ponyatiy «kultura», «innovatsya» i «innovatsionnaya kultura» (Philosophical analysis of the content of the concepts

«culture», «innovation» and «innovative culture»). Molodoy uchenyy (Young Scientist), 2014, no. 13. pp. 337-341. Available at: http: moluch.ru/ar-chive/72/12310/ (accessed 17 February 2018) (in Russian).

8. Mikhaylova E. V. Ponyatie «innovatsiya» v kontekste filosofskogo, kulturologicheskogo sotsiologicheskogo podhodov (The concept of «innovation» in the context of philosophical, cultural sociological approaches). SWorld:sb.nauch.tr. Nauchnye issledovaniya i ikh prakticheskoe primenenie. Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya [SWorld: Collection of scientific works. Scientific research and its practical application. Current state and development pathways], 2013, vol. 21, iss. 3 (36), pp. 86-91. Available at: http: http://www. sworld.com.ua/konfer32/239.pdf (accessed 12 January 2018) (in Russian).

9. Mullakhmedova S. S., Shikhalieva D. S., Gafiatulina N. Kh., Zagirova E. M. Dukhovnoe razvitie lichnosti v usloviyakh modernizatsii rossiyskogo obshhestva [Spiritual development of personality in the conditions of modernization of Russian society]. Mahachkala, 2017. 189 p. (in Russian).

10. Starostin A. M. Filosofiya sotsialno-gumanitarnyh nauk i innovatsiy: bazovye modeli [Philosophy of social and humanitarian sciences and innovations: basic models]. In: Sotsialno-gumanitarnoe poznanie v kontekstefilosofskoj innovatiki: sb. tr. Mezhdunarod. nauch. konf. [Social and humanitarian knowledge in the context of philosophical innovation: a collection of proceedings of the International scientific conference]. Rostov-on-Don, 2013, pp. 9-12 (in Russian).

11. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H. The new production of knowledge. The dynamics of science and research in contemporary societies. London, New Delhi, 1994. 224 p.

12. Filosofskaya innovatika i mezhdistsiplinarnye problemy gosudarstvennogo upravleniya v sovremennoy Rossii: sb. nauch. tr. [Philosophical innovation and interdisciplinary problems of public administration in modern Russia: Collection of scientific papers]. Ed. by A. M. Starostin. Rostov-on-Don, 2010. 640 p. (in Russian).

13. Darenskaya V. N. Traditsionnaya kultura kak istochnik ekzistentsialnogo opyta [Traditional culture as a source of existential experience]. Vestn. Severnogo (Arkticheskogo) feder. un-ta. Ser. Gumanitarnye i sotsialnye nauki [Bulletin of the Northern {Arctic} Federal University. Ser. Humanities and Social Sciences], 2014, no. 1, pp. 36-43 (in Russian).

14. Timoshchuk A. S. Traditsionnaya kultura: sushchnost i sushchestvovanie [Traditional culture: essence and existence]. N. Novgorod, 2007. 397 p. (in Russian).

Cite this article as:

Ashuralieva R. K. Culture as a Methodological Innovation in the Context of Philosophical Reflection. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 242-246. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-183-242-246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.