дующей таблице сложилась неравномерная ситуация по численности исследователей.
По своей сути понятно, что автор статьи исследовал все процессы в развитии инноваций, расширении научных исследовательских работ. Совершенно верно затронут вопрос финансирования таких процессов, но вот как быть в такой ситуации Российской Федерации, не совсем ясно. Понятно, что необходимо "догонять" страны-лидеры и т.д., но вопрос возникает - как это сделать, или же в разработке пути достижения таких параметров. Можно было бы 8 статье обратить внимание на то, что частично, вопросы такого характера уже начали решаться в России, но это еще не значит, что посредством такого финансирования исследовательских инновационных разработок будет решена данная проблема. Сейчас немаловажным остается вопрос эффективности таких инновационных разработок, которые можно оценить посредством внедрения их в конкретную деятельность.
Автор постарался показать характеристику эффективности национальных научно-ин-новационных систем отдельных развитых и развивающихся стран, но почему-то России в этом списке нет.
Несомненно, статья удачно вписывается в научное направление по исследованию проблем Российской Федерации по развитию человеческого капитала. Надо сказать, что автор достаточно широко осветил вопросы мирового уровня путем сравнения в развитии инноваций в разных странах, что непосредственно
влияет на рост человеческого капитала, да и экономики страны в целом.
Примечания:
1. Фурсов В.А., Лазарева Н.В., и Кривокора Е.И. Формирование трудового потенциала в системе регионального управления // Kant. - 2019. №4(33).- С. 104-108.
2. Плотникова Е.В., Ефремова М.О. Диагностика тенденций цифровизации системы высшего об разования на примере ведущих российских университетов // Kant. - 2019, - №2(31). - С 362-370.
3. Остапенко Е.А. Роль человеческих ресурсов в развитии экономики региона в условиях обострения пространственной конкуренции// Kant. 2019. - №2(31). - С-357-362.
А. Михайличенко H.A. Состояние и тенденции регионального рынка труда педагогов Ставропольского края // Kant - 2019. - №2(31). - С 352-357.
5. Кирпанев В.П., Уваров И.П., Халилов Т.М. Особенности региональной экономики как фактор, влияющий на механизм развития системы про-,, фессионального образования // Kant. - 2019. №2(31).- С. 328-341.
6. Воробьев H.H., Куштова М.Х., Хал адов Т.М. Проблема взаимосвязи регионального рынка труда с профессиональным образованием//Kant. - 2019.
- №4(33).-С. 36-41.
7. Белкина E.H., и Зайцева М.В. Специфика формирования и хронология развития человеческого капитала сельских территорий: от коллективизации до цифровой экономики // Kant. - 2019. -№1 (30).-С. 258-264.
8. Азиева Р.Х, Заработная плата как отражение уровня жизни общества // Kant. - 2019. - №1(30), -С. 243-246.
9. Адаманова 3.0. Стратегии инновационного развития в парадигме экономики знаний // Kant.
- 2019. - N-1(30). - С. 239-243.
О CU о OJ
-О X
я
со си Z
S
15
CULTURE AS A SPIRITUAL CONSTANT IN THE EVOLUTION OF SOCIETY
Grigorev Anatoty Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor of Cultural science MAN, Academician RAE, Honored worker of Arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, editor-in-chief of magazine "Kant"; Professor Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
GrigoHeva Marina Anatollevna, PhD of Political sciences, Chief editor of the scientific journal "KANT", Director of Publishing house "Stavrolit", Stavropol
The article provides a review of publications in the magazine "Kant" on the role and significance of culture in the evolution of society. According to the authors, the problem of emasculating humanistic meanings and values from all spheres of social and individual life, the loss of traditional spiritual and moral values in modern society, especially in multinational Russia, is becoming especially acute and relevant, The thesis is argued that the formation of moral, ethical, moral, spiritual values in society is the fundamental basis of culture, which provides positive dynamics of the soclo-cultural and socio-economic development of society, including in a changing technological environment, and the devaluation and loss of traditional cultural values inevitably leads to the regression of social development.
Keywords; culture as a spiritual constant in the evolution of society; mass culture; national culture; regression of society; emasculation of humanistic meanings and values; traditional values; crisis of values; cultural and intellectual decline.
DO! 10.24923/2222-243X.2020-35.2
УДК 008 ВАК РФ 09.00.13
6 Григорьев А, Ф„ 2020 6 Григорьева М.А., 2020
СО
X ш П
LU О-
КУЛЬТУРА КАК ДУХОВНАЯ КОНСТАНТА ЭВОЛЮЦИИ
ОБЩЕСТВА
В статье осуществляется обзорный анализ публикаций в журнале "Kant" по проблематике роли и значимости культуры в эволюции общества. По мысли авторов, проблемы выхолащивания гуманистических смыслов и ценностей из всех сфер общественной и индивидуальной жизни, утраты традиционных ду-ховно-нравственных ценностей в современном обществе особенно в условиях многонациональной России, приобретает особую остроту и актуальность. Аргументируется тезис о том, что формирование нравственно-этических, моральных, духовных ценностей в обществе является фундаментальной основой культуры, обеспечивающей позитивную динамику социокультурного и социально-экономического развития общества, в том числе в условиях смены технологических укладов, а девальвация и утрата традиционных культурных ценностей неизбежно приводит к регрессу общественного развития. Ключевые слова; культура как духовная константа эволюции общества; массовая культура; национальная культура; регресс общества; выхолащивание гуманис тических смыслов и ценностей; традиционные ценности; кризис цен ностных ориентиров; снижение культурного и интеллектуального уровня.
-О Q-
О СО
ш
о
16
ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии МАН (Сан-Марино), действительный член (академик) РАЕ, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, главный редактор журнала "Kant"; профессор кафедры теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
ГРИГОРЬЕВА Марина Анатольевна, кандидат политических наук, шеф-редактор научного журнала "KANT", директор Издательства "Ставролит", Ставрополь
Познание сущности, роли и значимости культуры как духовной константы эволюции общества прошло длительный путь научного осмысления. Фундаментальная роль культуры в цивилизационном развитии общества проверена временем, поскольку этапы и уровень развития человеческого социума определяются культурным наследием. Люди, взаимодействуя друг с другом вербальным образом или посредством символических действий, создают культурные ценности и передают их из поколения в поколение. Б.А. Малиновский, рассматривая культурный процесс с точки зрения его конкретных проявлений, отмечал, что "культурный процесс всегда включает человеческий фактор, который определяет соотношения различных видов деятельности между собой" [3,32].
Тесно взаимодействуя с природой, человек познавал мир, постигал законы функционирования и ее развития. И. Кант, пытаясь постичь сущность культуры, функционирование и законы ее развития, говорил о выходе человека из природы в культуру. Процесс культурной эволюции человека он понимал как развитие объективного духа и его воплощение в материально-практическую деятельность людей [10]. Будучи результатом духовно-материальной деятельности человеческого сообщества, культура является средством и способом духовного и материального развития общества, И в каком направлении осуществлять свое развитие - это, безусловно, выбор самого человека, или того или иного сообщества. Культура ао все времена являлась тем подвижным механизмом и средством, которые выводят человечество на новый цивилизационный уровень материального и духовного развития. По И. Гердеру, культура создается в процессе человеческой практики, преобразования природного и социального мира. Философ справедливо отмечает, что, создавая культуру, человек одновременно создает самого себя, и в этом смысле генезис человека есть генезис культуры, и наоборот [3, 31]. По мнению философа Е. Кассирера, культура есть не что иное, как символическая вселенная, в которой живет человек и представляет собой процесс человеческого самоосвобождения [11]. Именно духовная константа культуры определяет эволюцию общества, В начале XX века русский философ Н,А. Бердяев, размышляя о русской духовности, лаконично подметил: "всякая культура есть культура духа" [2,167].
Уровень современного развития цивилизации поставил человека перед выбором своего развития. В век материального потребительства и обогащения, погони за все новыми предметами быта человек становится всецело зависимым от приобретения материального, он перестает заботиться о своем духовном развитии. Соответственно в обществе в целом доминируют материальные ценности, а духовные - утрачиваются. Веками накопленные традиционные ценности добра и справедливости, веры и гуманизма и другие зачастую приносятся в жертву сиюминутной материальной выгоде и теряют свои смыслы. В итоге формируется новый стереотип современного человека - прагматика и новый тип современных исключительно прагматических отношений.
Проблемы выхолащивания гуманистических смыслов и ценностей из всех сфер общественной и индивидуальной жизни, утраты традиционных духовно-нравственных ценностей в современном обществе, особенно в условиях многонациональной России, вызывают беспокойство в ученом мире и приобретают особую остроту и актуальность. Особенно интенсивно этот процесс происходит в системе образования и воспитания молодого поколения.
И не случайно данная проблематика стала предметом научных дискуссий на страницах журнала KANT. Авторы публикаций справедливо отмечают, что в российском обществе за последние десятилетия произошло беспрецедентное снижение интеллектуального и культурного уровня.
Современный социум, вступивший в XXI век с его многочисленными бедствиями и разрушениями, стал предметом многочисленных споров и дискуссий, которые легли в основу новых междисциплинарных обобщающих подходов к решению проблем, связанных с окружающими личность, природу и общество рисками, угрозами и опасностями [17,266]. Статья Е.В. Саклаковой и В,В. Мелешкина посвящена вопросам формирования социальной конфигурации посттрадиционного общества - общества риска; нового взгляда современного про-гностическоговидения "общества риска"сего основными атрибутами "социальный риск" и "социальная безопасность". Рассматривая мно-гоаспектность социальной жизни, стремительное ее протекание, роль глобальных проблем и человеческой активности в трансформации системы "социальный риск - социальная безопасность" [17, 266] авторы отмечают: "изменяющаяся современная социальная реальность
породила массу причин для появления особого ее небезопасного состояния: неопределенности, непредсказуемости, неуверенности в завтрашнем дне, отсутствии социального порядка, продуцированного такими социальными институтами, как экономика, наука, политика и прочими, приводящего к фатальной угрозе жизнедеятельности всего общества" [17, 266-267]. В условиях социального риска и нестабильности естественно возникает необходимость поиска механизмов и форм поведения в новых условиях.
Статья М,М. Шубиной посвящена анализу механизмов и факторов, которые обуславливают человеческое поведение, определяют цели деятельности и способы их достижения. Затронуты вопросы кризиса ценностных ориентиров в поведении.Анализируя становление концепции социальной ответственности в работах западноевропейских и отечествен-г ных мыслителей, автор подчеркивает: "проблема ценностных ориентаций и соответственно проблема социально ответственного поведения стоит в современной России достаточно остро, поскольку социальные трансформации последних нескольких десятилетий затронули не только все сферы материальной и духовной жизни российского общества, но и послужили основанием для видоизменений в системе морально-нравственных ценностей" [21, 28Й-289].
Авторы научных статей справедливо отмечают беспрецедентное снижение культурного и интеллектуального уровня российского общества, что связано с негативным влиянием средств массовой информации на умы, вкусы, образ жизни людей, особенно молодежи. Вызывает обеспокоенность процесс целенаправленного выхолащивания гуманистических смыслов и ценностей из всех сфер общественной и индивидуальной жизни. Не последнюю роль в этом играют СМИ, которые стали действенным фактором социального управления в России и в мире в целом.
Анализируя проблему влияния СМИ на сознание человека, Ф.Р. Евлоева, в частности, подчеркивает, что "небывалая мощь СМИ связана, главным образом, с тем, что они обслуживают интересы национальных и транснациональных финансово-промышленных корпораций, которые щедро оплачивают их деятельность. В результате СМИ нередко распространяют искаженную и даже откровенно лживую информацию, которая нацелена на формирование человека-потребителя, носителя массовой культуры. Для России с ее слав-
О CU о OJ
-О X
я
т со
си Z
S
17
ной историей и богатой духовной культурой -это совершенно новое и весьма опасное для ее будущего явление" [9,154]. Засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, признается главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры, о чем высказано с главной трибуны в одном из ежегодных посланий В.В. Путина [16],
Экономическая и политическая борьба, происходящая в обществе, становится все в большей мере борьбой информационной, борьбой за сознание. Ф.Р. Евлоева в своей статье справедливо отмечает: "Массовая культура, которую формирует и контролирует элита, а распространяют в обществе СМИ, превращена ими в механизм формирования новой идентичности глобального потребителя, в которой искусно сочетаются унификация и "изготовленная" мера своеобразия" [9,155]. Продолжая эту тему, автор подчеркивает "в условиях серьезных вызовов и опасностей, нависших над человечеством, господствующая идеология капиталистического мира через СМИ навязывает общественному сознанию гла-мур как особую форму беспроблемной жизни, полной удовольствий и наслаждений. Важной составляющей философии гламура выступает культ потребления" (9,155].
В.В. Кулишов рассматривает контуры типо-логизации социально-педагогических эффектов, вызванных деструктивным влиянием массовой культуры на развитие подрастающего поколения. Статья содержит обоснование необходимости применения понятий "модус" и "синдром" применительно к описанию последствий влияния массовой культуры на развитие и социализацию обучающихся. Представлена типологизация эффектов влияния массовой культуры по мотивационному и поведенческому основаниям [12,66].
Высоко оценивая роль культуры и признавая огромный культурный потенциал Российской Федерации, В.В, Путин в своем ежегодном послании Федеральному посланию отметил: "что этот потенциал до сих пор используется не в полной мере... Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей... пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы" [16].
В новых исторических и социально-экономических, политических условиях, когда функционирование гражданского общества в нашей стране становится объективной необходимос-
тью, нравственность и справедливость в обществе становятся насущной необходимостью для поддержания и развития традиционных культурных связей поколений единого государства с учетом многонационального потенциала страны. Исследуя нравственные аспекты исламского права, A3. Муталимов и A.A. Маго-медова справедливо отмечают, что "анализ развития духовно-нравственных институтов общества в современных условиях показывает, что подрастающее поколение, которое в недалеком будущем должно решать судьбу страны, обязано заслужить доверие людей, за судьбу которых оно ответственно, В этой ответственности и содержатся аспекты, в том числе, и исламского права, как равноправная часть поликонфессиональной страны" [13,209].
В статье "Гуманизм как черта русского национального характера" исследуется категория гуманизма в контексте национального характера как ценностная ориентация на свободное и всестороннее развитие личности. Национальный характер рассматривается как образ национального самосознания и форма национальной самоидентификации, обобщенный акцентированный образ или некий идеал национального психологического типа... Считаем важнымзамечание авторов, что "Русский гуманизм выступает не как отдельный элемент комплекса черт русского национального характера, а как его ядро". Доброта как черта русского национального характера в русском национальном самосознании тесно связывается авторами с такими качествами, как духовность, соборность или коллективизм". Смысл русского гуманизма по замечанию авторов, "в утверждении человека духовного, как победе над человеком материальным, природным, над злом в самой внутренней материальной природе человека" [15,173].
В работе З.А. Хубиевой проанализирована проблема самосовершенствования личности. Автор приходит к убеждению, что наиболее рациональным подходом к исследованию общества и человека является синергетика, т.к. человек тоже есть сложная система, у которой какой-либо случайный фактор может изменить всю его жизнь 120,198], Исследуя значение социокультурной среды вуза в межкультурном воспитании обучающихся, Е. М. Давыдова в своей статье подчеркивает: "Укоренение образовательного процесса в определенной социокультурной почве, представляющей собой разнообразие культур, языков и менталитета предполагает культурно-образовательную динамику взаимного обогащения и развития
родной и иноязычное культуры", что должно найти отражение и в межкультурном воспитании обучающихся" [8, 242].
Б статье А.Д. Николаевой и С.А. Филина освещается процесс формирования мировоззрения и этики современного педагога в контексте становления новой системы ценностей вследствие смены технологических укладов. На базе нравственно-этических ценностей, являющихся основой педагогического образования, выявлены перспективы развития мировоззренческой этики будущих педагогов в названных условиях смены технологических укладов. Авторы акцентируют влияние на мировоззрение и этику педагога, с одной стороны, природно-климатической среды и факторов, связанных с реализацией этнопедагогических начал воспитаниям с другой - научно-технологическая революция и связанные с ней процессы интенсивного экономического инновационного развития. Значимость экологического сознания в формировании новых этических представлений, связанных с осмыслением существующих экологических проблем, подтверждена эмпирическими данными [14,298]. Проблеме развития нравственных представлений в дошкольном возрасте посвящена статья О.И. Спербер, в которой представлены теоретические аспекты развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития [18,128].
В статье Н.В. Бабарыкиной раскрывается актуальность задачи формирования и развития этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи, являющейся одной из важных образовательных задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования в России. Автор справедливо подчеркивает: ".. .формирование и развитие этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи способствует сохранению, распространению и развитию данных ценностей как социального явления, повышению уровня духовности современного общества, нравственному воспитанию студенческой молодёжи, гар-моничному развитию личности студента, укреплению духовного единства между различными народами, проживающими на территории Российской Федерации [1, 10].
Особую значимость приобретают идеи евразийцев о роли национальной культуры, которая как продукт коллективного творчества сосредоточила в себе этническую и национальную психологию народа, его обычаи и тра-
диции, духовные потребности и предрасположения, эстетические вкусы и нравственные устремления. Трубецкой в связи с этим отмечал: "Всякая культура есть исторически непрерывно меняющийся продукт коллективного творчества прошлых и современных поколений данной социальной среды..." [19, 294].
В условиях исторически многонациональной России культура приобретает огромное значение как средство межнационального общения. Являясь органической составной частью духовной жизни общества, культура представляется совокупностью специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах в процессе взаимодействия представителей различных этнических общностей, позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [4, 91-95]. Культура, по мы ели г И. Гердера, сохраняет свои базовые характеристики, что позволяет говорить о существовании целостных культур наций и народов. Акцентируя на этом внимание, ученый подчеркивает, что "в реальности существует не культура вообще, а культуры различных этносов, которые вступают друг с другом в сложное взаимодействие" [3,31]. Подобно генотипу организма, она есть продукт есте-ственноисторического отбора; это все то, что создано индивидуально-коллективным творчеством людей, их различными сообществами и национальными институтами в их коммуникативных взаимодействиях. Культура как продукт творчества коммуникативно опосредует практически все взаимодействия в человеческих сообществах. Люди во всех своих действиях - в политике, экономике, семейной жизни -так или иначе "погружены" в культуру, сознательно или бессознательно подчинены ее образцам и нормам [7,32-36].
Культура, будучи генетическим программным социокодом цивилизации, определяет, помимо прочего, и функционирование защитной системы государственного организма, отторгающей все, что чужеродно и опасно и ведет к его разрушению. По сути, она как раз и обеспечивает гуманитарную составляющую информационной безопасности, поскольку именно традиционная культура и национальные традиции народа неразрывно связаны с интернационализмом, чужды национализму, сепаратизму и космополитизму [4,91 - 95].
Определение культуры как свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытно-
О CU о OJ
-О X
я
т со
си Z
S
19
со X
LH
n
LH Q_
-0 Q_
О CO LQ
О
CT и и одного из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, стали признанием стратегической роли культуры в обеспечении суверенитета государства, социальной и межнациональной стабильности, а также заявлением о начале нового культурного преображения Отечества [7,32-36]. Определяя сбережение народа главной национальной идеей и целью, 8.S. Путин огромную значимость придает развитию моральных, интеллектуальных, физических и культурных ценностей человека. Называя этот процесс "сердцем нашей философии", он выделил основополагающие тезисы развития российской государственности: сохранение единого культурного кода нации; укрепление национальной идентичности; духовное,культурное и национальное самоопределение; сохранение и развитие самобытности национальных культур; толерантности и самоуважения народов России; развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей. И во всем этом процессе фундаментальную роль играет именно культура и искусство [7,32-36].
Стратегия развития государства, призыв к открытому обсу>здению базовых оснований государственной культурной политики должны быть нацелены на сохранение жизнеспособности России как цивилизации и решение в первоочередном порядке задачи сбережения народа, воспроизводства культурного кода и воспитания человека в традиционных ценностях и смыслах.
Тезисы о фундаментальной роли культуры легли в основу последней редакции государственной культурной политики Российской Федерации, которая определила цели, задачи и функции органов власти: по сохранению высших ценностей России как самобытной цивилизации; стратегическому планированию и применению мер защиты от вызовов и угроз её жизнеспособности; исполнению национальных интересов как основных целей созидательного развития государства; механизмам реализации национальных приоритетов как единой системы управления сферой культуры, искусства, образования, просветительства, информации и СМИ.
Таким образом, наш тезис о том, что формирование нравственно-этических, моральных, духовных ценностей в обществе является фундаментальной основой культуры, обеспечивающей позитивную динамику социокультурного и социально-экономического развития общества, в том числе в условиях смены технологических укладов, подтверждается те-
оретическими положениями и многочисленными примерами истории и современности. Очевидно, что девальвация и утрата традиционных культурных ценностей неизбежно приводят к регрессу общественного развития. Ярким подтверждением являются современные деструктивные процессы во многих странах Европы и Азии.
Обобщая обзорную статью, мы сошлемся на один из тезисов наших авторов: "Непрерывные исторические испытания русского гуманизма на протяжении всей российской истории не привели к его деградации или перерождению в свою противоположность. Сохранение гуманизма как ядра русского национального характера и как основы национального самосознания является одним из главных залогов того, что русский народ справится со всем и критическими вызовами современной всемирной и отечественной истории" [15, 173], Именно гуманизм как ядро русского национального характера и основа национальногосамосознания определяет духовность русской национальной культуры, которая, в свою очередь, заложена в российской государственности.
Литература:
1. Бабарыкина Н.6. Этнокультурные ценности студенческой молодёжи как социальное явление // Kant. - 2019. ■■ №2 (31). - С. 10-13,
2. Бердяев H.A. О человеке, его свободе духовности. Избр. труды, М.: Флинта, 1999.
3. Григорьев А.Ф. "Этническая картина мира гре-бенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011.
А. Григорьев А.Ф, Анализ проблем воспитания культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа // Kant. - 2011. - № 1 (10).- С 91 95.
5. Григорьев А.Ф. Возрождение нравственных ценностей в обществе - основа российской государственности // Kant. - 2014. - NH3 (12). - С. 114-117.
6. Григорьев А.Ф. Роль традиционной культуры народов Ставрополья в системе воспитания духовно-нравственных ценностей: проблемы и противоречия // Kant, - 2015. - № 3 (16). - С 11 ■■ 16.
7. Григорьев А.Ф. Тенденции и механизмы реализации государственной культурной политики на Ставрополье // Kant. - 2015. - № 4 (17). - С. 32-36,
8. Давыдова Е. М. Значение социокультурной среды вуза в межкультурном воспитании обучающихся// Kant.-2019,- N4 (32). - С, 242-247.
9. Давыдова Е. М. Значение социокультурной среды вуза в межкультурном воспитании обучающихся// Kant, - 2019. - N93 (32) - С. 242-247. Ю.Евлоева Ф.Р. Негативные аспекты влияния на человека современных средств массовой информации // Kant. - 2019. - №4(33), - С. 154-158.
11.Кант И. Критика чистого разума. - М., 1987.
12. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. - М. : Гардари-ка, 1998.
13.Кулишов ß.ß. Массовая культура как фактор социализации и источник рисков воспитания и развития обучающихся: возможные контуры типологии социально-антропологических эффектов влияния // Kant. - 2019. - №3 (32). - С, 66-72.
14.Муталимов A3., Магомедова A.A. Нравственные аспекты исламского права в религиозных трактатах // Kant. - 2019. - №3 (32). - С. 209-213.
15. Николаева А.Д., Филин С.А. Мировоззренче-кая этика педагога и смена технологических укладов // Kant. - 2019. - N®3 (32). - С 298-303.
16.Поломошнов А.Ф., Пал ом ош нов Л.А. Гуманизм как черта русского национального характера // Kant. - 2019. - №4(33).- С. 173-179.
17. Путин В.В, Послания президента РоссииФеде-раяьиому Собранию на 2014 год Режим доступа: http://tyFidagimn2.ucoz.ru/pubJ/ vos pítate! naja ra bota/n ovos t¡_gim na/i i_?/
роз la n ie_prezi de nta_ross i ]_fede ra Inorttt^sob га |Щи_ na_2014_god/5-1-0-51
18.Саклакова Ё.6., Мелешкин В.6. Социальный риск и социальная безопасность: атрибуты современного общества риска // Kant. - 2019. - №2 (31). -С 266-271.
19.СперберО.И., Сухиташвили Л.С., Цел ковал Ю.М. Теоретические основы формирования нрав ственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно' эстетического развития// Kant. - 2019. - №3 (32), -С. 128-133.
20. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. - М., 1995.
21. Хубиева З.А. Проблема человека: социально-философский анализ// Kant. - 2019. - (33). -С198-202.
22. Шубина М.М. Анализ становления концепции социальной ответственности и ее развитие в философской мысли // Kant. - 2019. - №>2 (31). -С. 288-292.