ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА
ISSN 1997-ÜSÜ3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Ü14 ♦ б (62) ноябрь-декабрь ^
К ультура хозяйствования как актуальная социальная потребность в современных условиях
УДК 304.4:338.1
А. Д. Рахматуллина1, З. Я.Рахматуллина2
башкирский государственный университет
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
В статье рассмотрены роль и значение культуры хозяйствования в повышении конкурентоспособности национальной экономики и мобилизации ее внутренних резервов в условиях введения против Российской Федерации экономических санкций. Особое внимание уделяется осмыслению необходимости структурных изменений в экономике как принципиального требования культуры хозяйствования в современных условиях.
Ключевые слова: культура хозяйствования, экономическое мышление, национальная экономика, инновации, структурные изменения, модернизация, когнитивная экономика, экономические санкции.
A. D. Rahmatullina1, Z. Ya. Rakhmatullina2
1Bashkir State University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Zaki Validi str., 32, Ufa, The Republic of Bashkortostan, Russian Federation, 450074 ^ 2The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Okhotny ryad str., 1, Moscow, ^
Russian Federation, 103265
CULTURE OF MANAGEMENT AS ACTUAL SOCIAL NECESSITY IN MODERN CONDITIONS
The article considers the role and importance of culture management in enhancing the competitiveness of the national economy and in mobilization of Russia's internal resources under economic sanctions. Particular attention is given to comprehension of necessity for structural changes in the economy as a fundamental requirement of managing culture in modern conditions.
Keywords: culture of management, economic thinking, the national economy, innovation, structural changes, modernization, cognitive economy, economic sanctions.
Экономические санкции против России еще раз продемонстрировали необходимость формирования новой парадигмы культуры хозяйствования и экономического мышления в современных условиях как идеологии укрепления суверенитета отечественной экономики. Страна вступила в эпоху, когда внешнеполитическая обстановка и геополитиче-
ская конъюнктура начинают диктовать свои ус ловия эко но ми ке. Санк ции про тив России со стороны ЕС и США, ставшие реальностью, дали новый толчок для изменения отношения (на социокультурном, политическом, организационном, управленческом и др. уровнях) к собственной экономической системе, для ос мыс ле ния ее внут рен не го, в си лу ря да
РАХМАТУЛЛИНА АЛИЯ ДИНМУХАМАТОВНА — кандидат экономических наук, старший преподаватель Башкирского государственного университета
RAKHMATULLINA ALIYA DINMUHAMATOVNA — Ph.D. (Economics), senior teacher, Bashkir State University, Ufa, The Republic of Bashkortostan, Russian Federation
РАХМАТУЛЛИНА ЗУГУРА ЯГАНУРОВНА — доктор философских наук, профессор, заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
RAKHMATULLINA ZUGURA YAGANUROVNA — Full Doctor of Philosophy, Professor, Deputy Chairman of the culture Committee, The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation
e-mail: [email protected], [email protected] © Рахматуллина А. Д., Рахматуллина З. Я., 2014
^ Экономика и культура
ф
причин невостребованного мобилизационного потенциала и осознания несовершенства ее структурной организации, не отвечающей требованиям мировой экономики. В сложившихся условиях актуализация культуры хозяйствования, определяющей ценностные основания народного хозяйства страны, этические аспекты и духовные смыслы социально ориентированной и социально ответственной экономической деятельности, действительно, приобретает особое звучание именно в контексте необходимости структурных изменений в хозяйственной практике — как «ответ» отечественной экономики на экономические санкции и «вызовы» геополитической ситуации. Санкции уже негативно повлияли на ситуацию на фондовых и валютных рынках, обусловливая падение национальных биржевых индексов и курса рубля, став «лакмусовой бумажкой» слабых сторон национальной экономики и ее зависимости прежде всего от торговли сырьевыми ресурсами. Сегодня, в ситуации активного внешнеполитического и экономического давления, России как никогда нужны запас экономической прочности, интенсивное развитие, в условиях сокращения внешних инвестиций, за счет внутренних ре сур сов и ре зер вов, и та кие воз мож но сти у отечественной экономики есть. Стране нужна новая культура хозяйствования и экономического мышления, сопряженная с новой промышленной политикой, с реальной денежно-кредитной, тарифной, налоговой политикой государства, отвечающей интересам роста экономики, направленной на обеспечение качественного экономического роста и поддержку отечественного производства, защищенного от административной волокиты, коррупционного давления и экономических рисков. Культура хозяйствования в новых экономических условиях, в некоторой мере определяющая идеологию и верную стратегию реструктуризации народного хозяйства, выступает как актуальная социальная потребность и в единстве с взвешенной и продуманной экономической политикой может дать отечественной экономике шанс не только пережить период санкций, но и стать эффективнее и кон ку рен то спо собнее.
Культура хозяйствования как способ упорядочения и нормативно-ценностной регуляции экономической деятельности является сущест вен ным фактором, влияющим на состоя ние экономи ки, ее ди на ми ку и кон ку рен-тоспособность. Качественная организация хозяйствования, приоритет принципов и ценностей этики хозяйственной жизни, ответствен ность за при нятие управ лен ческих решений и т.д. — все эти составляющие культуры хозяйствования в современных условиях становятся реальными механизмами оздоровления национальной экономики. Прежде всего, новая парадигма культуры хозяйствования нацелена на реформирование отечественной экономики, на кардинальную перестройку ее структуры, обеспечивающей качественную динамику, высокие темпы экономического рос та и кон ку рен тоспособность в ус лови ях экономических санкций. Позитивные измене ния в струк ту ре эко но ми ки, пе ре ход оте че-ственной экономики на постиндустриальную ступень развития, формирование единого хозяйственного механизма страны и регионов в соответствии с современными индустриальными стандартами смогут обеспечить достойное противостояние экономическим санк-ци ям.
Как известно, масштабные либеральные экономические реформы в свое время, безусловно, дали толчок определенным структурным сдвигам, но они не способствовали совершенствованию структуры экономики, а только углубили уже имеющиеся деформации и диспропорции экономического механизма: между сырьевой и обрабатывающей промышленностью, производственной и социальной сферами и др. Обеспеченность России и ее регионов богатейшими природными ресурсами стала своего рода препятствием на пути к успешному инновационному развитию. Сегодня, когда развитые страны переходят на следую щую сту пень раз ви тия — от ин дуст ри аль-ной экономики к когнитивной, основанной на знаниях и информации, — преимущественно «сырьевая специализация» России еще больше уводит ее в сторону от прогрессивных мировых экономических тенденций. Главный посыл современной культуры хозяйствования
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
ф
и нового экономического мышления: структура современной отечественной экономики, отражающая ее сырьевую направленность, требует переформатизации, кардинальной перестройки, ориентированной не столько на ресурсные, сколько на научно-технологические преимущества России, на модель «им-портозамещения», когда ключевым фактором экономического роста становятся повышение эффективности и конкурентоспособности основных отраслей, производящих конечную продук цию.
В интересах народного хозяйства страны сегодня — форсирование устойчивого роста экономики за счет радикальной перестройки структуры производства, развития наукоемких отраслей на основе технологического прорыва, переориентация экономики с преобладания сырьевого сектора на увеличение в ее структуре доли отраслей, производящих технологически сложную продукцию с высокой степенью переработки и занятости населения, отражающую научно-технический и инновационный уровень экономики. Расширение на основе новейших научных технологий кон ку рент ных пре иму ществ в тра ди цион ных сферах национальной экономики возможно за счет переработ ки при род ных ре сур сов, в энергетике, транспорте, аграрном секторе. Это — одно из требований к эффективной модернизации экономики страны как альтернативы экономическим санкциям со стороны ве ду щих за пад ных экономик.
Эффективность и рациональность структуры экономики определяются прежде всего тем, насколько дина мика экономи ческих процессов соответствует объективным целям, задачам и приоритетам качественного общественного развития: обеспечения устойчивого экономического роста и экономической безопасности, формирования научно-технического потенциала для будущего устойчивого развития, развития человеческого потен-циа ла, каче ст вен ных ус ловий жиз не дея тель-ности, улучшения среды обитания человека и др. Следует отметить, что совершенствование струк ту ры на цио наль ной эко но ми ки в условиях экономических санкций, безусловно, будет сопровождаться смещением акцентов с
раз ви тия от рас лей, ут ратив ших свое сравнительное преиму ще ст во, на от рас ли, спо соб-ные обеспечить импортозамещение и долговременные стимулы развития, стабилизировать экономику, инициировать дальнейшее динамичное развитие, а также перераспределением материальных, финансовых, трудовых ре сур сов из непер спективных в стратеги че-ском плане отраслей в отрасли, обозначен ные в качестве перспективных и приоритетных.
Новые парадигмы культуры хозяйствования исходят прежде всего из того, что для совершенствования структуры национальной экономики существуют внутренние возможности и конкурентные преимущества: высокий уровень образованности населения, духовные традиции, ключевыми ценностями которых являются ориентация на созидательный творческий труд, социальная спра-вед ли вость, кол лек ти визм и др., раз ви тый научно-производственный потенциал, функционирование собственных научных школ и разрабо тан ные пере довые тех нологии в перспективных направлениях развития пятого и шестого технологических укладов, богатые минерально-сырьевые ресурсы, собственный внутренний рынок, обусловливающий широкое разнообразие потребностей населения.
Выбор направлений совершенствования структуры экономики предопределит настоящее и будущее развитие национальной экономики и ее место в глобальной экономике. В технологическом плане стоит задача формирования и развития производств пятого и шестого технологических укладов. Для этого необходимо формировать конкурентоспо-соб ные на оте че ст вен ном и ми ро вом рын ках предприятия, осваивающие технологии современных технологических укладов. Особо актуализируется принцип государственной поддержки соответствующих фундамен-таль ных и при клад ных ис сле до ва ний в сфе ре современных информационных технологий, биотехнологий, которые способствуют развитию здравоохранения, сельского хозяйства и различных отраслей промышленности. Развитие и внедрение в производство нанотех-нологий позволит повысить уровень товаров отечественного машиностроения, произво-
ф
^ Экономика и культура
Ф
дить материалы с заранее заданными своист-ва ми и др.
Необходимость изменения культуры хо-зяй ст вова ния и по строе ния оте че ст вен ной экономики нового типа, основанной на инновациях, обусловлена как прямой зависимостью национальной безопасности и благопо-лу чия стра ны от за пасов сырь е вых ре сур сов, прежде всего нефти, как это очевидно сегодня, так и неконкурентоспособностью продукции ряда предприятий. Как уже наглядно продемонстрировала политика внешних экономических санкций, такая экономика неустойчива, жестко зависит как от конъюнктуры ми рового рын ка, так и от по ли ти че ских игр на международной арене. Негативные последствия подобной хозяйственной ориентации усугубляются сегодня и тем, что падают цены на нефть на мировом рынке, а продукция отечественной обрабатывающей промышленности неконкурентоспособна как на внутреннем рынке, так и на внешнем. ^ следует игнорировать и то об стоя тель ст во, что поли ти че ские и экономические оппоненты активно разрабатывают новые источники энергии.
Современная культура хозяйствования, в определении направлений совершенствования хозяйственной системы страны, должна быть на целена на сле дую щие пози ции:
1) выявление «полюсов роста», то есть ключе вых от рас лей эконо ми ки, ко торые станут «локомотивами» экономического роста. По мнению иссле довате лей, дан ные отрасли должны иметь соответствующие критерии: экспортный потенциал, в котором реализуются сравнительные преимущества национальной экономики; спрос на продукцию данной отрасли на внутреннем рынке; влияние данной отрасли на рост научного и интеллектуального потенциала страны; минимальная зависимость дан ной отрас ли от им пор та сырья и энергии; благоприятный побочный эффект, выражающийся в повышении эффективности производства в других отраслях [1];
2) разработка и реализация промышленной политики, основывающейся на финансовой и правовой поддержке государства;
3) постепенная ликвидация нерентабельных, не соответствующих критериям рыноч-
ной экономики производств;
4) формирование конкурентоспособных производств;
5) осуществление следующих институциональных преобразований: развитие рынка ценных бумаг, банковского сектора, форми-рова ние аде к ват ной пра во вой ба зы;
6) развитие науки, образования и тех сфер, которые обеспечивают расширение научных направлений, стимулирующих реализацию тех или иных от рас ле вых приори те тов и осу-щест в ляющих подго товку специалистов для но вой струк ту ры эко но ми ки.
Российская Федерация сегодня обладает высоким трудовым, при род но-ре сурс ным, научным потенциалом. Совершенствование структуры национальной экономики предпо-ла га ет: эф фек тив ные струк тур ные из ме нения, отвечающие современным мировым тенденциям и потребностям общества; сокращение до ли и модер ни за цию сырь е вого сек тора на основе использования инновационных технологий, ориентир на расширение производства конечной продукции; повышение доли обрабатывающих отраслей, выпускающих вос тре бован ную и на внут рен нем, и на внешнем рынке продукцию с высокой долей добавлен ной стоимости, особен но ма шинострое-ния, лесопереработки, пищевой индустрии; повышение качества сферы услуг; трансформацию индустриальной системы производства в постиндустриальную и становление новой эко номи ки, стерж нем ко торой яв ля ют ся высокоэффективные наукоемкие технологии, ин фор ма ци он ные и ком пь ю тер ные сис те мы, с преобладанием производств пятого технологического уклада и постепенным переходом к освоению производств шестого технологического уклада; использование энерго- и ре-сур сос берегающих, экологи чески безопас ных технологий; оптимальное сочетание крупных, сред них и мел ких пред при ятий; ус ко рен ное развитие пред при ятий сред него и ма лого бизнеса, независимо от отраслевой принадлежности и форм собст вен ности; ускорен ное развитие сферы услуг производственного и непроизводственного назначения; повышение предпринимательской инициативы и культуры ве де ния биз не са.
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Ф
Становление инновационной (когнитивной) экономи ки свя за но с це лым ком плексом задач, которые страна должна будет решить в краткосрочной перспективе: разработка законодательной базы как основы инновационных про цессов, форми ро ва ние рын ка ин тел-лектуальной собственности, реализация ин-ве сти цион ных про ек тов и т.д.
Изменения в структуре экономики страны, при ус ло вии их по сле довательного, продуманного осуществления, безусловно, будут иметь и ощутимый положительный социальный эффект: улучшение качества и повышение дос туп но сти ус луг в сфере обра зо ва ния, здравоохранения, культуры,спорта, организации досуга, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта. Речь идет также о расширении сферы занятости населения, сокращении уровня безработицы, что, в свою очередь, предполагает обязательное улучшение условий труда, о внедрении природоохранных технологий, улучшении экологической обстановки в результате модернизации производств, повышении качества среды обитания. Качественные структурные изменения в экономике будут способствовать и сокращению сфер применения тяжелого, неквалифицированного труда, повышению уровня образованности и квалификации работников, занятых в современном инновационном производстве, что станет стимулом для развития системы профессионального образования. С эффективной реструктуризацией экономики страны неразрывно связано и решение
та ких ак ту альных со ци альных про блем, как улучшение здоровья населения, уменьшение уровня профессиональной заболеваемости и случаев производственного травматизма, со-кра ще ние смерт но сти, уве ли че ние про дол житель но сти жиз ни и т.д.
Положительные изменения структуры на-цио нальной эко но ми ки, без ус лов но, сопряжены с ростом доходов населения, повышением уровня внутрен него платежеспособного спроса, увеличением налоговых поступлений в бюджет. Дополнительные налоги, как из вест но, это до пол ни тель ные фи нан совые воз мож но сти для уве ли че ния бюд жет ной поддержки образования,здравоохранения и дру гих со ци аль ных ус луг, в част но сти различных компенсационных выплат населению и государственных пособий. Все эти процессы, без ус лов но, будут спо соб ст вовать со ци-альной стабильности в условиях экономических санкций.
Российская экономика сегодня представляет собой одно из ключевых звеньев мировой экономической системы. Качественное развитие экономического пространства Российской Федерации, жизнеспособность отечественной экономики зависят как от эффективного структурного реформирования макро эко но ми ки и ре гио наль ных хо зяйств, так и объективации в хозяйственной практике смыслов и ценностей культуры современного хозяйствования как духовной основы эффек-тив ной, кон ку рен то спо соб ной и соци аль но ориентированной экономики.
Ф
Примечания
1. Протасова Л. Е. Структура экономики как объект государственного регулирования // Вестник ТИСБИ. 2000. № 2.