8. Таймазов, В.А. Программа инновационного развития дистанционных образовательных технологий в университете Лесгафта / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 207-212.
9. Хвацкая, Е.Е. Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды ДЮСШ / Е.Е. Хвацкая // Олимпийский спорт и спорт для всех. ХХ Международный конгресс. 1618 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия : материалы конгресса. Ч. 1. - СПб. : Издательско-полиграфический центр Политехнического университета, 2016. - С. 627-630.
REFERENCES
1. Verbitsky, A.A. (2014), "Context education: problems and perspectives", Pedagogy, No. 9, pp. 3-14.
2. For sports psychologists, available at: http://www.self-master-lab.ru/dlya-sportivnykh-psikhologov.html.
3. Emelyanov, Yu.N. (1985), Active social and psychological training, publishing house Leningrad state University, Leningrad.
4. Eroshenko, A.A. and Kirillov, I. A. (2016), "From the experience of practical application of the method of analysis of specific situations in the educational process of training of future teachers-psychologists (on the example of discipline "Pedagogical psychology")", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 246-253
5. Ignatovich, E.V. (2013), "Actual directions of improvement of qualification of scientific and pedagogical workers of higher educational institutions", Modern problems of science and education, No. 1, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7606.
6. Scientific-practical conference "Systematic approach and sound technologies", available at: http://www.self-master-lab.ru/about/news/527-na-25-oktyabrya-zaplanirovana-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-sportivnaya-psikhologiya-sistemnyj-podkhod-i-obosnovannye-tekhnologii.html.
7. Indicative of contents of the lecture course "Sport psychology", available at: http://www.self-master-lab.ru/personal/kursy.html?id=306.
8. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of remote educational technologies at the University of Lesgaft", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 207-212.
9. Hvackaya, E.E. (2016), "Psychological support of subjects of the educational environment CYSS", Olympic sport and sport for all. XX international Congress. 16-18 December 2016, St. Petersburg, Part 1, publishing and printing center of the Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 627-630.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2017
УДК 796 + 37.01
КУЛЬТУРА ФИЗИЧЕСКАЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (ФГБОУВО УрГУПС), Екатеринбург
Аннотация
В работе рассматривается взаимосвязь педагогической культурологии и культуры физической. Первая представляет область гуманитарного знания и выступает в качестве методологии социокультурного воспроизводства. Анализ научной литературы показал, что культура физическая отражает опыт человеческой деятельности, проявляющийся в архитектуре, искусстве, этносе и, являясь частью общей культуры общества, также может выступать предметом педагогико-культурологического анализа. Соответственно, для исследования процессов, отражающих значимость физической культуры в развитии социума, оправданным будет использование культурологического подхода.
Ключевые слова: культура, педагогическая культура, педагогическая культурология, физическая культура.
PHYSICAL CULTURE THROUGH THE PRISM OF PEDAGOGICAL
CULTUROLOGY
Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg
Annotation
This article examines the pedagogical relationship of the cultural studies and physical culture. The first is the area of the humanitarian knowledge and serves as a methodology of social and cultural reproduction. Analysis of the scientific literature showed that the physical culture reflects the experience of human activity, manifested in the architecture; art, ethnicity, and being part of the general culture of the society can also act as a subject of the pedagogical and culturological analysis. Respectively, to study processes that reflect the importance of the physical culture in the development of the society, it will be justified to use the culturological approach.
Keywords: culture, pedagogical culture, pedagogical culturology, physical culture.
Интерес научного мира к педагогической культурологии начал проявляться в конце ХХ века, однако, понятийный аппарат и сегодня носит достаточно неопределенный характер.
Считаю необходимым выделить точку зрения профессора В. Л. Бенина по определению понятия «культура». В своих толкованиях он придерживается взглядов уральской школы философов-культурологов и рассматривает культуру как «нормативные требования к любой деятельности человека, а потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности. Любые изменения самой деятельности автоматически ведут к изменениям в культуре».
Говоря о культуре и культуросообразности образования, можно отметить большое количество направлений. Это и профессионально-педагогическая культура преподавателя, и информационная, правовая, гуманитарная культура и т.д. Исходя из этого понятие «культуросообразность образования» определяется как «... Образование, сообразное культуре, т.е. соответствующее образу культуры. Образу культуры, а не образцам в различных культурах» [2].
Рассматривая культуру с различных концепций, отмечено, что духовная концепция условно ограничивает культуру рамками духовной жизни и духовными ценностями. А возможное разделение культуры на материальную и духовную нельзя считать бесспорным, что указывает на бесперспективность дальнейшего развития культуры в данном подходе.
На сегодняшний день сторонники аксиологической концепции предлагают рассматривать культуру как совокупность материальных и духовных ценностей в соответствии с формулой «ценности - традиции - творчество». Но здесь можно задать справедливый вопрос: «А кто тот субъект, который будет определять, что есть ценность, а что не есть ценность культуры?». В качестве примера представим высказывание С.З. Гончарова в известном педагогическом журнале: «Православие вознесло чувство родного до абсолютной вершины - совершенства Отца Небесного. . Из него вырастают жизненно приемлемая установка, а не жизнеотвержение, традиции и национальная идентичность, преемственность поколений, семья и Родина, творческий потенциал личности. Это чувство объективируется в благое содержание жизни - как любимый человек, семья, отеческое наследие, соборное «мы», родная культура, Родина, Отец Небесный, творческая жизнь» [3]. Оценивая это высказывание, отмечаем конфессиональную закрытость в рамках одной религии. По нашему мнению, у нас многонациональная страна и переход на предложенную систему ценностей чреват в лучшем случае непониманием.
Исходя из этого, культуросообразность необходимо рассматривать с точки зрения этносоциологического подхода. Данная концепция определяет культуру как накопленный социальный опыт, позволяющий каждому субъекту постигнуть этот опыт и принять участие в его увеличении.
В сущности, культура многогранна, что в свою очередь предполагает и множество сторон прикладной культурологии, основной задачей которых является разработка и внедрение механизмов вовлечения человека в мир культуры, общекультурного формирования личности. Теоретики педагогики всегда отдавали себе отчет в потребности более широкого интереса к культуре и ее составляющим. Педагогика, являясь частью культуры с одной стороны, помогает зарождению и развитию культуры, а с другой - служит ядром для накопления и видоизменения всех традиционных культурных ценностей. Именно педагогическая культурология призвана служить своеобразным мостиком между педагогикой и культурой, в том числе и физической.
Педагогическая культурология - это «...область гуманитарного знания, выступающая в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающая общие закономерности педагогического процесса, направленная на получение систематизированных знаний о формах и методах трансляции социального опыта и разрабатывающая варианты практической организации культурно-образовательной практики» [2].
На основании вышеизложенного, мы видим, что педагогическая культурология базируется на разработанных педагогикой методах формирования духовной и социально активной индивидуальности, обладающей исторической памятью, сложившимися национально-культурными традициями, владеющей способностью к восприятию, осмыслению и созданию ценностей культуры в любой сфере жизнедеятельности. Те же критерии применимы и при рассмотрении культуры физической. С одной стороны это обусловлено той ролью, которую физическая культура играет в улучшении качества жизни как отдельно взятого человека, так и общества в целом. С другой - те негативные тенденции, прослеживающиеся в области физической культуры и спорта, имеют отрицательное влияние на здоровье человека.
Принимая во внимание возросшую потребность в решении вопросов, связанных с биосоциокультурной сущностью человека, его соматопсихической и социокультурной целостностью, реализацией гуманистической направленности, полагаем, что физическую культуру и спорт, которые в современном мире признаны одним из универсальных средств, направленных на формирование и развитие личности, ее самости и самореализации, необходимо рассматривать с позиции культурологического подхода.
Однако подобный идеальный образ физической культуры выступает только в форме постулата, а в действительности постепенно утрачивает свой социально-культурный смысл в самореализации, как личности, так и общества. Это связано с возведением на пьедестал материального и телесного начала в обществе, которое стало возможным за счет принижения значимости духовно-нравственных, эстетических ценностей. Подобный отход от гуманистических ценностей физической культуры и спорта в пользу технических достижений и переход на коммерческую основу ведет к построению системы, несоответствующей идеалам гуманизма и гармоничного развития личности. Тем не менее, являясь неотъемлемой частью общей культуры общества, мы можем отметить созвучность даваемых определений понятиям «культура» и «физическая культура». По мнению профессора Л.П. Матвеева физическую культуру нужно рассматривать как «. культуру оптимизации физического состояния и развития человека - оптимизации, осуществляемой на основе адекватно отлаженной в данном отношении двигательной деятельности, а вместе с тем и как культуру содействия на этой основе психическому развитию личности в соответствии с запросами общества» [5].
Как один из вариантов выхода из данной ситуации - широкая пропаганда знаний о механизмах вовлечения человека в мир культуры, общекультурного формирования личности существующими средствами. Одной из отличительных особенностей людей от животного мира, признано отсутствие передачи на генном уровне информации о взаимодействии в коллективе, каких-либо гигиенических правилах и т.д. Этот опыт человек приобретает уже впоследствии, взаимодействуя в семье, социуме, т. е. в определенной
культурной среде, при соответствующей системе воспитания. Поэтому это может быть создание просветительско-развлекательных теле- и радиопередач, направленных на увеличение уровня культуры физической. Введение в регионах, с учетом национальных особенностей, непрерывной системы подготовки родителей в дошкольных учреждениях и школах.
Россия является многонациональной страной и имеет разнообразные культурные традиции, сформированные в процессе исторического развития. Относительно физической культуры это выражается в традиционных компонентах и этнокультурных особенностях малых народностей.
Изучение знаковой системы физической культуры и ее дальнейшее воздействие на телесную природу личности повышает не только работоспособность и уровень здоровья человека, но и способствуют совершенствованию духовного потенциала, а значит и содействует гармоничному развитию. Такой взгляд устанавливает физическую культуру и спорт на одном уровне с основными ценностями общей культуры общества. Приобретенные в познавательно-игровой форме знания о положительном влиянии выполняемых физических упражнений увеличивают ответственность за процесс и усиливают результат обучения. Подобная форма обучения и воспитания подтверждается и современными исследованиями в нейробиологии. На сегодняшний день одним из значимых открытий в этой области являются так называемые «зеркальные системы». По этому поводу в научном мире еще много споров и неясностей, но ученые рассматривают их как «нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении какого-то действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом» [4]. Однако вне зависимости от того, какие нейроны отвечают за мозговую деятельность, факт остается фактом. Например: в профессиональном спорте используют видеопросмотры с выполнением технических приемов. Выяснилось, что, просматривая многократно удачные попытки, спортсмен улучшает и свою технику выполнения данного приема. Но есть правило -просмотры обязательно должны совмещаться с практическим выполнением. Еще один пример: ученые исследовали деятельность мозга при вождении автомобиля и одновременном разговоре по телефону, вроде бы задействованы разные отделы головного мозга, но то, что разговор по телефону ухудшает качество вождения - факт общеизвестный. Оказалось, что во время разговора, касающегося пространственных и зрительных аспектов происходит вовлечение тех зон активности, которые участвуют в вождении. В качестве примера можно привести разговор на тему о пошиве одежды или о ремонте в квартире. Нашему мозгу необходимо представить предмет, а для этого ему необходимо задействовать отделы, участвующие в вождении [1].
Таким образом, мы еще раз подтверждаем справедливость предложений по использованию информационных технологий в качестве пропаганды знаний по культуре и педагогической, и физической, как в семье, так и в образовательных учреждениях.
Учитывая возросшую потребность общества в саморазвитии и самосовершенствовании именно средствами культуры, в связи со специфичной социальной значимостью и на физическую культуру возложена большая ответственность. Ее формирование - это, прежде всего, воздействие на духовный мир человека, результатом которого в конечном итоге будет единение духовной и телесной сущности личности. Физическая культура должна стать немаловажным социально-культурным компонентом образа жизни каждого человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Tag Archives: теория зеркальных нейронов. Возможности, невозможности и будущее / О современной экспериментальной психологии и не только [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mindware.ru (дата обращения: 1.0217).
2. Бенин, В.Л. Культура. Образование. Толерантность : монография / В. Л. Бенин. - Уфа : Изд-во Башкирского гос. пед. ун-та, 2011. - 192 с.
3. Гончаров, С.З. Российская гуманитарная подготовка в вузе: сущность, структура и критерии эффективности / С.З. Гончаров // Образование и наука. Изв. Урал. науч.-образоват. центра Рос. акад. образования. - 2000. - № 2 (4). - С. 201.
4. Зеркальные нейроны [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 2.02.17).
5. Матвеев, Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 17-19.
REFERENCES
1. Tag Archives: the theory of mirror neurons. Possibility, impossibility and the future of modern experimental psychology (2005), available at: http://www.mindware.ru (accessed: 1 February 2017).
2. Benin, V.L. (2011), Culture. Education. Tolerance: monograph, publishing house BGPU,
Ufa.
3. Goncharov, S.Z. (2000), "The Russian humanitarian training in high school: essence, structure and criteria of efficiency", Science and Education. Izv. Ural. scientific. obrazovat. the centre Grew.Acad. education, Vol. 2 (4), pp. 201.
4. Mirror neurons, available at: https://ru.wikipedia.org/wiki (accessed 2 February 2017).
5. Matveev, L.P. (2003), "Integrative trend in modern physical culture maintaining", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 17-19.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.03.2017
УДК 372.363
ОБ ОТНОШЕНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Владимирович Власов, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут Александр Иванович Петров, учитель физической культуры высшей категории МБОУ
СОШ №6, г. Сургут
Аннотация
Статья посвящена проблемам внедрения и популяризации ГТО среди учащейся молодежи. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что существует определенная проблема в физической и моральной подготовке учащихся к сдаче норм ГТО, а так же выявлены перспективы решения данной проблемы. Предложены возможные пути решения данных проблем.
Ключевые слова: анкетирование учащихся, онлайн-опросник, отношения к занятиям физической культурой и спортом, отношение учащихся к комплексу ГТО.
ABOUT SCHOOLCHILDREN'S ATTITUDE TO INTRODUCING THE "READY FOR LABOR AND DEFENSE" COMPLEX INTO THE EDUCATIONAL PROCESS
Alexey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Vladimirovich Vlasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Alexander Ivanovich Petrov, the teacher ofphysical education of Highest category, Municipal budgetary general education institution school No. 6, Surgut
Annotation
The article is about of the problems of introduction and popularizations of "Ready for Labor and Defense" complex among students. The results obtained in the course of the study make it possible to con-