10. Соотношение сил в художественной гимнастике на Европейском помосте - 2015 / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 160-164.
11. Анализ выступления спортивной сборной команды России по художественной гимнастике в Рио-де-Жанейро / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 186-189.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
2. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
3. Viner, I.A., Terekhina, R.N. and Pirozhkova, E.A. (2012), "Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
4. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Kuzmina, N.I., Pirozhkova, E.A. and Nefedova, E.Yu. (2013), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.
6. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2014), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European championship in Baku", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 164-168.
7. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2014), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Izmir", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 128-132.
8. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. (2016), "Analysis of the European rhythmic gymnastics championship results - 2016 in Holon (Israel)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 133-137.
9. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2015), "Results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Stuttgart", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 195-199.
10. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2015), "Ratio of forces in rhythmic gymnastics on the European podium - 2015", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 160-164.
11. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. (2016), "Analysis of performance of Russian sports national team of rhythmic gymnastics in Rio de Janeiro", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 186-189.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2017
УДК 378
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ольга Владимировна Тиунова, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),
Москва
Аннотация
В статье рассматривается возможность повышения качества профессиональной подготовки спортивных психологов и тренерского состава, представлен десятилетний опыт повышения квали-
фикации специалистов спортивной отрасли. Апробированные программы предусматривают очные и заочные формы работы, индивидуальное и групповое обучение. Их практическая реализация показала эффективность и востребованность такого многоуровневого подхода. Представленная модель работы по подготовке кадров и повышению их квалификации может быть использована учебными, научными и спортивными организациями в качестве базовой.
Ключевые слова: психология спорта, информационно-методическое обеспечение, повышение квалификации, организационные особенности обучения, курсы, стажировки, консультации, супервизия, психологи, тренеры.
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF MULTILEVEL SYSTEM OF QUALIFICATION INCREASE IN SPORTS PSYCHOLOGY
Olga Vladimirovna Tiunova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Federal Science Center of Physical Culture and Sport, Moscow
Annotation
The article discusses the possibility of increasing the quality of training of the sport psychologists and coaches; it presented the decade experience in training of the professionals in the sports industry. Approved programs include intramural and extramural forms of work, individual and group training. Their practical implementation showed the effectiveness and relevance of such multilevel approach. The model for training and improving the staff skills can be used by the educational, scientific and sports organizations as the base.
Keywords: sports psychology, information and methodological support, professional development, organization of training courses, training, consultation, supervision, psychologists, coaches.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с приказом Росспорта №777 от 27 ноября 2006 г. в рамках Лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского НИИ физической культуры и спорта (г. Москва) была создана «Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации», отвечающая за психологическое обеспечение сборных команд страны и ближайшего резерва. С этой даты сотрудники Лаборатории, помимо проведения научно-исследовательской работы, углубленного, этапного и текущего психологического обследования сборных команд страны, психологического консультирования тренеров и спортсменов, стали оказывать информационную и методическую помощь коллегам - психологам различных спортивных организаций. С 2007 по 2017 гг. нами были апробированы несколько форм повышения квалификации спортивных психологов, тренерского состава, спортивных врачей, а также тех педагогов и психологов, которые только планируют работать в области физического воспитания и спорта. Выбор учебного материала в существенной степени базировался на предварительно проведённом социологическом исследовании, а также опыте коллег, много лет занимающихся формированием образовательной среды в области физической культуры и спорта [1, 3, 4, 5, 8, 9].
Ниже представлена многоуровневая система повышения квалификации специалистов по направлению «Спортивная психология», которая за десятилетие практической реализации показала свою востребованность и эффективность.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Многолетний опыт работы Лаборатории в области подготовки кадров и повышения их квалификации включает несколько форм работы - очную, заочную, индивидуальную и групповую (таблица 1). Очевидно, что любая педагогическая и психологическая технология имеет три составляющие: содержание, методику (принципы и способы реализации намеченного содержания) и организационный аспект работы. Задача обучения на КПК - представить слушателям разработанную Лабораторией систему психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов для последующей практической
реализации и самостоятельного дополнения.
Таблица 1. Формы и содержание повышения квалификации и подготовки кадров по направлению «Спортивная психология»_
Индивидуальная работа Очная форма | Заочная форма
1) Проведение консультаций и супервизии 2) Помощь в подготовке научных и методических публикаций 3) Научное руководство дипломниками и соискателями ученой степени кандидата наук
4) Проведение стажировок для спортивных психологов.
Групповая работа 1) Преподавание в вузах 2) Проведение педагогической практики для студентов-психологов 3) Проведение выездных семинаров и мастер-классов на базе региональных спортивных центров и учебных организаций Проведение семинаров для тренерского состава в режиме on-line,
4) Краткосрочное (72 часа) обучение по программе «Спортивная психология» (КПК)
5) Проведение дополнительных однодневных тематических семинаров являющихся продолжением КПК
6) Проведение научно-практической конференции
В соответствии с Учебной программой занятий [7] слушателям представляется тематический материал, основанный на анализе отечественной и зарубежной литературы, а также многолетний практическом опыте сотрудников Лаборатории. Для того, чтобы он был эффективно использован в практической работе и служил своеобразными тематическими «полочками» для последующего самостоятельного расширения слушателями своего методического арсенала, материал структурирован следующим образом:
- работа психолога с руководителями спортивных организаций, спортивным менеджментом,
- работа с тренерским составом,
- работа со спортивной командой,
- индивидуальная работа со спортсменами высокой квалификации,
- индивидуальная работа с юными спортсменами и их родителями,
- работа в области Wellness-коучинга и психологии здоровья,
- восстановление спортивным психологом собственных ресурсов и построение карьеры.
В целом учебный материал, отобранный нами для информационной и учебной работы в любой из возможных форм обучения, отличает практическая направленность, ал-горитмизированность и адресность - его могут использовать в практической работе три категории специалистов: психологи, тренеры и спортивные врачи.
Базовое содержание дополняется преподавателями/консультантами, как в индивидуальной работе, так и при проведении групповых занятий. В первом случае это определяется в ходе общения, а во втором - благодаря проведению предварительного анкетирования слушателей.
В процессе обучения нами рассматривается не только вопросы психологической подготовки спортсменов, но и психологические аспекты физической, тактической и технической подготовки, используются тематические видеоматериалы, обсуждаются примеры и проблемные ситуации из спортивной практики. Помимо этого слушатели знакомятся с рядом аппаратурных и диагностических методик, получают рекомендации по их приобретению и использованию.
Использование различных сочетаний очно-заочной консультативной и индивидуально групповой учебной работы [2] позволило сформулировать ряд важных организационных принципов работы. Так, например, в индивидуальной работе (проведении консультаций, супервизия и др.) сначала целесообразно использовать очные формы общения, а затем (в случае необходимости) и заочную форму.
При проведении семинаров важно учитывать состав аудитории - практика показала, что семинары для спортсменов и тренеров должны быть отдельными, а семинары для
спортивного менеджмента (руководителей спортивных организаций) желательно организовать в форме рабочего совещания, включающего обмен опытом и свободную дискуссию. Проведение семинаров в режиме on-line предпочтительнее, чем проведение вебина-ров, поскольку именно такая форма позволяет проводить свободный обмен мнениями, живую дискуссию. Причем семинар, которому предшествовало предварительное анкетирование слушателей, вызывает у них больший интерес, чем просто объявленный. И, несмотря на то, что основное содержание методического материала базируется на предварительно выявленных запросах аудитории, в конце каждого семинара должно оставаться время для ответов на дополнительные вопросы.
Обучение на КПК состоит из двух блоков: заочной и очной работы. Первые пять дней проходят в форме заочных консультаций по Skype и e-mail. Слушатели получают ряд практических заданий для самостоятельного выполнения, также большой методические материалы (систематизированный практический опыт отечественных спортивных психологов) для самостоятельного изучения, знакомятся с материалами сайта Лаборатории (рекомендациями, различными формами работы, видеоматериалами, тестами и др.), чтобы использовать их в своей дальнейшей практической работе. Это позволяет слушателям получить ответы на интересующие их вопросы и оперативную помощь в решении актуальных профессиональных задач. Заочная неделя обучения даёт возможность преподавателям скорректировать базовую программу обучения в соответствии с индивидуальными задачами и интересами слушателей группы, а также подготовить дополнительный «раздаточный» материал.
Для слушателей-москвичей и тех, кто приехал на Курсы на несколько дней раньше, мы организуем посещение спортивных соревнований, где слушатели, проводят психолого-педагогических наблюдений и выполняют ряд учебных заданий.
Следующие пять дней обучение проходит на базе Учебного центра, имеющего соответствующую образовательную лицензию.
Слушатели обеспечиваются обширным методическим материалом на бумажных и электронных носителях. При этом происходит взаимный обмен теми методическими материалами, которые, в соответствии с предварительной договорённостью, слушатели привезли в так называемую «общую копилку».
Вечером после занятий учащиеся имеют возможность получить индивидуальные консультации преподавателей, приобрести специальную литературу и инструментарий для работы.
В заключительной части обучения каждому практикующему психологу предоставляется возможность кратко представить свой опыт работы, для того, чтобы в дальнейшем члены учебной группы могли сотрудничать.
При организации обучения на КПК нами были предусмотрены два типа льгот:
- призеры Олимпийских игр или Чемпионатов мира любых лет могут проходить обучение бесплатно,
- специалисты, прошедшие обучение на наших Курсах ранее, могут бесплатно присоединиться к любой следующей группе слушателей, получить при этом обновленный материал для самостоятельного изучения и использования, а также пройти обучение на тематических семинарах за половину их стоимости.
После проведения КПК наше сотрудничество с новыми коллегами продолжается -проводится бесплатное консультирование, супервизия, оперативный совместный анализ проблемных ситуаций, подготовка совместных публикаций. Мы оказываем помощь в планировании и проведении диссертационных исследований, проводим совместные семинары на базе спортивных организаций, где работают наши слушатели [2].
За пять лет проведения Курсов повышения квалификации «Спортивная психология» мы обучили 99 специалистов (11 групп). Среди них были не только российские психологи и тренеры, но и спортивные психологи из стран СНГ, а также Призеры Олимпий-
ских игр и Чемпионатов мира. Дополнительные опросы семи первых групп слушателей КПК показали, что базовый учебный материал целесообразно расширить по трем направлениям:
• Психодиагностика в спорте: планирование, организация, обработка данных и интерпретация результатов.
• Индивидуальное консультирование спортсменов: особенности очной работы и заочного взаимодействия.
• Личная эффективность спортивного психолога: вопросы самоорганизации, восстановления внутренних ресурсов, построения индивидуальной карьеры, проведения диссертационного исследования.
Данные темы стали основой трёх дополнительных семинаров: к слушателям Курсов на этом этапе обычно присоединяются и другие специалисты.
Ежегодно после 72-часового КПК и трех однодневных семинаров нами проводится Научно-практическую конференцию «Спортивная психология: системный подход и обоснованные технологии» [6]. Она проходит в очно-заочной форме (с использованием Skype), поэтому наши слушатели любого выпуска, а также другие специалисты спортивной отрасли, легко могут принять в ней участие, поделиться опытом, обсудить актуальные вопросы психологии спорта и собственной самореализации. Всё это способствует развитию полноценного сотрудничества и, в конечном итоге, формует профессиональное сообщество спортивных психологов и тренеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышение качества профессиональной подготовки в спортивной отрасли является одной из важнейших задач Минспорта России. Модель работы по подготовке кадров, повышению квалификации спортивных психологов и тренерского состава, апробированная нами за последнее десятилетие, может быть использована учебными, научными и спортивными организациями в качестве базовой и дополняться иными формами работы (вебинарами, тренингами, деловыми играми и т.д.) в зависимости от квалификации преподавательского состава и запросов потенциальных слушателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий, А. А. Контекстное образование: проблемы и перспективы / А. А. Вербицкий // Педагогика. - 2014. - № 9. - С. 3-14.
2. Для спортивных психологов [Электронный ресурс] // URL : http://www.self-master-lab.ru/dlya-sportivnykh-psikhologov.html (дата обращения: 19.03.2017).
3. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.
4. Ерошенко, А.А. Из опыта практического применения метода анализа конкретных ситуаций в образовательном процессе подготовки будущих педагогов-психологов (на примере дисциплины «Педагогическая психология») / А.А. Ерошенко, И.А. Кириллова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 246-253.
5. Игнатович, Е.В. Актуальные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вузов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=7606 (дата обращения: 28.02.2017).
6. Научно-практическая конференция «Системный подход и обоснованные технологии» [Электронный ресурс] // URL: http://www.self-master-lab.ru/about/news/527-na-25-oktyabrya-zaplanirovana-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-sportivnaya-psikhologiya-sistemnyj-podkhod-i-obosnovannye-tekhnologii.html (дата обращения: 19.03.2017).
7. Примерное содержание лекционного курса «Спортивная психология» [Электронный ресурс] // URL : http://www.self-master-lab.ru/personal/kursy .html?id=306 (дата обращения: 19.03.2017).
8. Таймазов, В.А. Программа инновационного развития дистанционных образовательных технологий в университете Лесгафта / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 207-212.
9. Хвацкая, Е.Е. Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды ДЮСШ / Е.Е. Хвацкая // Олимпийский спорт и спорт для всех. ХХ Международный конгресс. 1618 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия : материалы конгресса. Ч. 1. - СПб. : Издательско-полиграфический центр Политехнического университета, 2016. - С. 627-630.
REFERENCES
1. Verbitsky, A.A. (2014), "Context education: problems and perspectives", Pedagogy, No. 9, pp. 3-14.
2. For sports psychologists, available at: http://www.self-master-lab.ru/dlya-sportivnykh-psikhologov.html.
3. Emelyanov, Yu.N. (1985), Active social and psychological training, publishing house Leningrad state University, Leningrad.
4. Eroshenko, A.A. and Kirillov, I. A. (2016), "From the experience of practical application of the method of analysis of specific situations in the educational process of training of future teachers-psychologists (on the example of discipline "Pedagogical psychology")", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 246-253
5. Ignatovich, E.V. (2013), "Actual directions of improvement of qualification of scientific and pedagogical workers of higher educational institutions", Modern problems of science and education, No. 1, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7606.
6. Scientific-practical conference "Systematic approach and sound technologies", available at: http://www.self-master-lab.ru/about/news/527-na-25-oktyabrya-zaplanirovana-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-sportivnaya-psikhologiya-sistemnyj-podkhod-i-obosnovannye-tekhnologii.html.
7. Indicative of contents of the lecture course "Sport psychology", available at: http://www.self-master-lab.ru/personal/kursy.html?id=306.
8. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of remote educational technologies at the University of Lesgaft", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 207-212.
9. Hvackaya, E.E. (2016), "Psychological support of subjects of the educational environment CYSS", Olympic sport and sport for all. XX international Congress. 16-18 December 2016, St. Petersburg, Part 1, publishing and printing center of the Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 627-630.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2017
УДК 796 + 37.01
КУЛЬТУРА ФИЗИЧЕСКАЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (ФГБОУВО УрГУПС), Екатеринбург
Аннотация
В работе рассматривается взаимосвязь педагогической культурологии и культуры физической. Первая представляет область гуманитарного знания и выступает в качестве методологии социокультурного воспроизводства. Анализ научной литературы показал, что культура физическая отражает опыт человеческой деятельности, проявляющийся в архитектуре, искусстве, этносе и, являясь частью общей культуры общества, также может выступать предметом педагогико-культурологического анализа. Соответственно, для исследования процессов, отражающих значимость физической культуры в развитии социума, оправданным будет использование культурологического подхода.
Ключевые слова: культура, педагогическая культура, педагогическая культурология, физическая культура.