Научная статья на тему 'Культура досуга как условие адекватного развития личности'

Культура досуга как условие адекватного развития личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5896
985
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА ДОСУГА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Головина Галина Викторовна

Статья посвящена рассмотрению культуры досуга как условия адекватного развития личности. В настоящее время социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием культурно-досугового потенциала для адекватного развития досуговой культуры личности. В работе осуществляется экспликация понятий «досуг», «свободное время», «культура», «культура личности», «культура досуга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура досуга как условие адекватного развития личности»

КУЛЬТУРА ДОСУГА КАК УСЛОВИЕ АДЕКВАТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ГОЛОВИНА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА,

кандидат педагогических наук, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, доцент кафедры социально-культурной деятельности

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению культуры досуга как условия адекватного развития личности. В настоящее время социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием культурно-досугового потенциала для адекватного развития досуговой культуры личности. В работе осуществляется экспликация понятий «досуг», «свободное время», «культура», «культура личности», «культура досуга».

Ключевые слова: социокультурная среда, досуг, досуговая деятельность, свободное время, культура, культура личности, культура досуга.

В настоящее время социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия культурно-досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием культурно-досугового потенциала для адекватного развития досуговой культуры личности. Культура досуга как часть культуры общества, а также досуговая культура личности как отражения культуры досуга в сознании личности недостаточно изучены.

В настоящее время категория «культура досуга» все чаще звучит в научно-практическом контексте. Понятийно-категориальный аппарат исследования этой категории включает концепты «досуг», «свободное время», «культура», «культура личности» и др.

Важным аспектом анализируемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время», которые нередко в научной литературе употребляются как синонимы. Подходы к их рассмотрению достаточно противоречивы.

Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной науке позволил выделить два основных подхода к рассмотрению данных терминов: их отождествление и их разделение. Второй точки зрения придерживаемся и мы в контексте настоящей работы, используя при этом следующие определения.

Свободное время - часть го бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных временно затрат, т.е. от обязательной работы, семейных, общественных обязанностей, бытовых забот и необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.), являясь одним из условий и одновременно пространством для развития личности.

Досуг - часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору.

Понятия «культура» и «досуг» взаимосвязаны. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей является сложным и противоречивым результатом общественной деятельности, воплощенных как в вещественных объектах, так и в бытии людей.

Ю. Лотман рассматривает культуру «как деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты» [4].

Сторонники деятельностной концепции (М. Каган, Э. Маркарян) считают, что аксиологическая концепция интерпретации культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. По их мнению - культура - диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов.

Они конкретизируют деятельностный подход к культуре по двум направлениям: одно рассматривает культуру в контексте личностного становления, другое характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни.

Таким образом, культура - это исторически конкретная совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности.

Культура - открытая система, разламывающая и корректирующая энергию действующего человека, которая невозможна без подлинного культурно-исторического созидания, творения. Взлет культурного поиска - это создание «своего» мира, вбирающего в себя «внешнее», но противостоящего ему уникальностью, оригинальностью.

Эффективность любой деятельности, в том числе и досуговой, зависит от культуры личности, которая определяется тем, насколько широко способен человек осмысленно решать частные задачи, чутко реагировать на условия и требования социума, насколько свободно он владеет наукоемкой техникой и высокой технологией, насколько развиты в нем чувство нового, способность «не отстать» от темпов развития общества и при этом, насколько эти качества пронизывают понимание общечеловеческих приоритетов.

М. Каган культуру личности рассматривает в трех аспектах:

- культура - это своего рода принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысливание своей неотделимости от других и собственной уникальности;

- культура - это характеристика ментальности (установки сознания, его нацеленности вовне - на мир и внутрь себя);

- культура - это то, что позволяет внести в личность смысл. Она вбирает в себя способность использовать то, что накоплено человечеством [2].

Таким образом, феномен культуры столь сложен, что на данном этапе его изучения правомерно множество подходов и интерпретаций, описывающих его в различных аспектах. Для нашего исследования значение имеют следующие выводы:

- культура - определенный уровень организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного производства, в характере овладения приемами и методами труда, интеллектуальной деятельности, собственного физического и духовного развития;

- культура - есть сущностный признак отдельного человека, группы людей, социальных, профессиональных и национальных общностей, всего общества в целом;

- личность - абсолютный объектный и субъектный предмет культуры.

Культурно-досуговая сфера характеризуется взаимодействием материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы) и представляет собой совокупность, на основе которой осуществляются различные виды деятельности. Образцы культурных традиций создаются и передаются из поколения в поколение именно в сфере досуга через различные формы воспитания, обучения, привлечения людей к культурно-досуговой деятельности.

Культура воздействует на различные сферы досуговой деятельности. Она формирует ее условия и средства. Н.Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуг является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовнокультурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [5]. Человек становится личностью, овладевая культурой, обретая социальные качества, в процессе преодоления себя и благодаря самому себе.

По мнению В.Я. Суртаева, культура досуга - это «мера реализации социальнокультурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности» [10].

Наиболее полно, на наш взгляд, дала определение культуры досуга в рамках диссертационного исследования Н.В. Котельникова. Она считает, что это «качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности». [3].

Изучение и осмысление различных сторон досуга сегодня зависит от реальной социокультурной ситуации в регионе, конкретном социуме, степени приобщения человека к определенному культурному социуму, духовных потенций личности, ее ценностных ориентаций. Структура ценностных ориентаций задает программу и направленность культурно-досуговой деятельности.

По сравнению с другими сферами жизнедеятельности культурно-досуговая сфера дает человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между

людьми. Более всего социокультурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности, элементов творчества, удовлетворении культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности субъекта и условий для этой деятельности, в многообразии социокультурной среды. Широкие познавательно-развивающие возможности досуга, заложены в осуществлении преемственности различных культур, реализации нравственно-эстетических норм культуры в разнообразных видах культурно-досуговой деятельности, формах общения и поведения.

Факторами, побуждающими и способствующими приобщению личности к культуре, выбору времяпрепровождения являются культурные потребности, традиции, ценностные ориентации, интересы, видовое разнообразие досуговых занятий, наличие в них элементов игры, отдыха, зрелищности, познавательных и воспитывающих компонентов. Формирование и развитие личности, ее приобщение к определенному микросоциуму происходит на основе принятия культурных, этических, эстетических норм. Активность же личности в сфере досуга характеризуется такими показателями, как рост творческих способностей, многообразие возможностей свободного выбора тех или иных видов деятельности, самообразование, культура отдыха, любительские занятия. Повышение уровня культурно-досуговой деятельности в современных условиях равноценно росту творческого потенциала общества и так или иначе сказывается на его исторических судьбах. Не случайно в наше время и развитые, и развивающиеся страны резко усилили внимание к сфере досуга. Для современного общества характерна трансформация традиционной культуры всех социальных групп и слоев общества. Это привело к развитию инновационных форм деятельности.

Всестороннее развитие личности есть элемент одного из важнейших условий успешной адаптации человека к современному социуму. Процесс социализации предполагает комплексное развитие личности на основе изучения и освоения культурного наследия, внедрения положительных, нравственных ориентиров, оптимизации уровня ценностей, привитие потребностей к здоровому образу жизни и практике применения нравственно-эстетического «багажа» для решения жизненно-важных проблем личности. Процесс социализации человека происходит как во время его работы или учебы, так и в свободное время. Нечеткость границ свободного времени в современных условиях, насыщенных социально-экономическими катаклизмами, изменение функционального назначения искусства и культурно-досуговой деятельности повлекло за собой серьезные изменения в структуре досуга. В пространстве, близко расположенном к антикультуре, относится область, которую можно назвать деструктивным досугом. Деструктивный досуг включает в себя аналоги конструктивного досуга, имеющие негативную направленность. Обнаружение в структуре деятельности таких моментов должно предполагать их преобразование в соответствующую аналогичную плоскость, имеющую позитивные тенденции.

Характерные для современного социокультурного пространства сочетания массовых и элитарных форм досуга, коммерческих и творческих начал, разных видов искусства воспитывают организованность, художественный вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, формируют эмоциональную культуру, способствуют социально-творческому становлению личности подростка.

В настоящее время культурно-досуговая деятельность должна решать, прежде всего, социальные проблемы, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность и др.). Конечно, это не означает, что культурно-досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но способствовать повышению уровня общей культуры личности обязана.

Изучению культуры досуга как условию адекватного развития личности посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен. Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный опыт, проблема формирования культуры досуга личности остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Литература

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология [Текст]/ М.А.Ариарский. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во «ЭГО», 2001. - С.157.

2. Каган М.С. Философия культуры: [Текст] / М.Каган // сб. трудов. - СПб, 1996. - С. 78.

3. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России. - Социология культуры, духовной жизни [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук/ Н.В. Котельникова. - Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003. - С.19-20.

4. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры [Текст]/ Ю.М. Лотман; под ред. Е.В. Пермякова // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1967. - Вып. 3. - С.23.

5. Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения [Текст]: учеб. пособие/ Н.Ф. Максютин. - Казань: Медицина, 1995. - С.21.

6. Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени [Текст]/ Г.А. Пруденский.

- М.: Наука, 1972. - С.41.

7. Саркисова И.В. Свободное время и духовное развитие молодежи [Текст]: автореф. дис. ... степ. канд. социол. наук/ И.В. Саркисова. - СПб., 1992. - С.8.

8. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга [Текст]/ А.В. Соколов. - Л.: Лениздат, 1977. - С.64.

9. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга [Текст]: учеб. пособие/ Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2002. - С.5.

10. Суртаев, В.Я. Социология молодежного досуга [Текст]/ В.Я.Суртаев. - СПб,-Ростов-на-Дону: Изд-во «Гефест», 1998. - С.28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.