Научная статья на тему 'Общенаучный и междисциплинарный подходы в социокультурном проектировании'

Общенаучный и междисциплинарный подходы в социокультурном проектировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SOCIO-CULTURAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колинько Ирина Васильевна

В статье анализируются общенаучный и междисциплинарный подходы в социокультурном проектировании. Отмечено, что специфика рассмотренного вопроса состоит в том, что социокультурное проектирование не может быть адекватно представлено в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному критерию оптимальности социокультурной деятельности. Это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания общенаучных и междисциплинарных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общенаучный и междисциплинарный подходы в социокультурном проектировании»

3. Котельников а, Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Н.В. Котельникова. - Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003.

4. Лотман, Ю. М. К проблеме типологии культуры / Ю.М. Лотман; под ред. Е.В. Пермякова // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1967. - Вып. 3.

5. Максютин, Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: [конспект лекций, опорные занятия и определения] / Н.Ф. Максютин. - Казань: Медицина, 1995.

6. Пруденский, Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени / Г.А. Пруденский. - М.: Наука, 1972.

7. Саркисова, И. В. Свободное время и духовное развитие молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук / И.В. Саркисова. - СПб., 1992.

8. Соколов, Э. В. Свободное время и культура досуга / А.В. Соколов. - Л.: Лениздат, 1977.

9. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2002.

10. Суртаев, В. Я. Социология молодежного досуга / В.Я. Суртаев. - СПб.; Ростов-на-Дону: Изд-во «Гефест», 1998.

11. Ядов, В. А. Социологические методы исследования клубной работы: метод. пособие / В.А. Ядов. - М., 1986.

ОБЩЕНАУЧНЫЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ -ф- ПОДХОДЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ -ф-

ПРОЕКТИРОВАНИИ

И. В. Колинько

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируются общенаучный и междисциплинарный подходы в социокультурном проектировании. Отмечено, что специфика рассмотренного вопроса состоит в том, что социокультурное проектирование не может быть адекватно представлено в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному критерию оптимальности социокультурной деятельности. Это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания общенаучных и междисциплинарных подходов.

Ключевые слова: проект, проектирование, человеческий капитал, социокультурное проектирование.

The article analyzes the general scientific and interdisciplinary approaches to socio-cultural design. There is noted that the specifics of viewed question consists in the fact that socio-cultural design can not be adequately represented in the form of a formal task of choosing the best variant of the organizational structure upon well-defined, unambiguous criteria of optimality of social-cultural activities. This quantitative and qualitative multicriteria problem is solved on the basis of a combination of general scientific and interdisciplinary approaches.

Key words: project, design, human capital, socio-cultural design.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 108-113

Социально-культурная деятельность 109

Тенденции современной нам жизни, как в нашей стране, так и в других, оказывают большое влияние на социокультурную обстановку, требуя от научной общественности решения ряда проблем. Одним из эффективных методов выступает социокультурное проектирование.

Теоретико-методологическую основу социокультурного проектирования составили труды К. Маркса, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, Л.Н. Карсавина, Н.Ф. Федорова, А.Л. Чижевского, Г.П. Щедровицкого, И.В. Бестужева-Лады, Т.М. Дридзе, Ф. Лола-ка, Г. Берже, Г. Хъюбера, Г. Глита, Ф. Каста, Д. Розенцвейга, П. Хилла, П. Хортона, Дж. Лесли и многих других представителей различных отраслей наук. Ведущие специалисты-теоретики в области социокультурного проектирования - это А.П. Марков, Г.М. Бирже-нюк, В.М. Розин, Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, И.В. Жежко и др.

Рассмотрим основные этапы теоретико-методологической ориентации социокультурного проектирования. Многие исследователи считают, что социокультурное проектирование имело место всегда, во всяком случае -уже с Античности. Однако некоторые ученые придерживаются точки зрения, что о социокультурном проектировании можно говорить, начиная с 20-30-х годов прошлого столетия, когда сложилась идеология проектирования новых общественных отношений, социалистической культуры. Также существует мнение, что социокультурное проектирование начало формироваться в последней четверти XX века, поскольку только тогда сложились его концепции и методы проектирования, а также социологический подход.

Представители первой точки зрения связывают социокультурное проектирование, в основном, с замыслом и разработкой новых социокультурных отношений. Представители второй точки зрения связывают с социокультурным проектированием распространение концепций и методов проектирования на объекты социокультурной действительности.

Представители третьей считают социокультурное проектирование самостоятельным видом деятельности.

Заметим, что особое внимание и остроту научных поисков данное направление преимущественно в форме семинарской работы, симпозиумов и организационно-деятельностных игр получило все же в последней четверти XX века. Основная часть результатов разработки теоретической и методологической проблематики социокультурного проектирования почти не публиковалась. Первым из семинаров, затрагивающих интересующую нас тему, стал Московский методологический семинар во главе с Г.П. Щедровицким. Сотрудничество данного семинара с Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики дало серьезные результаты. Впервые в Советском Союзе ученые стали рассматривать проблемы проектирования как проблемы социокультурного проектирования.

О.И. Генисаретский и Г.П. Щедровицкий в статье «Деятельность проектирования и социальная система» рассматривали культуру и социум в отношениях нормирования и реализации. В данной системе «сфера культуры, по сути, вводилась как множество социальных норм, а сфера социума - как множество социальных объектов» (11, с. 138).

Чтобы включить эту систему в систему социального воспроизводства была предложена модель без подсистемы культуры, функциональное место которой заняло проектирование. Как и культура, проектирование снабжает подсистему производства нормами, которые оно реализует. Конечным источником норм и ценностей является культура.

Коллектив под руководством Т.М. Дрид-зе в Институте социологии РАН разрабатывал теоретико-методологические проблемы прогнозного социального проектирования, на примере которого выделил целый комплекс исследований, объединенных общностью замысла проекта, а именно: 1. Зондажно-инфор-мационное обследование места. 2. Социально-историческое обследование, предусматривающее изучение истории заселения и освоения

местной территории. 3. Информационно-целевой анализ текстов, касающийся данной местности. 4. Опросы населения, основанные на выборках, построенных не только по социально-демографическим, но и по средовым территориям. 5. Опросы должностных лиц, инвесторов, специалистов практиков и независимых экспертов. 6. Социальное картографирование, показывающее социально-пространственное распределение и динамику населения, а также зависимость качества жизни от разных факторов. 7. Специализированные прогнозно-проектные игровые техники.

Т.М. Дридзе утверждает, что «органической частью исследовательской группы является осмысление и уточнение предметной области прогнозного социального проектирования как "мягкой" социальной технологии и звена социально-управленческого цикла...» (6, с. 119).

Сборник статей зарубежных ученых «Мир Управления Проектами», который посвящен юбилею Роланда В. Гутча (лидера Международной Ассоциации Управления проектами), включил почти всю совокупность вопросов, касающихся управления проектами и положения дел в данной области.

В разделе сборника «Культурный аспект управления проектами» отмечено, что большие проекты зачастую выполнялись без надлежащего внимания к культурным проблемам, а управленческий опыт не передавался по той причине, что не учитывались культурные различия.

А.А. Хагуров и Т.А. Хагуров описали логику социокультурного проектирования, которая, по их мнению, должна содержаться в алгоритме человеческой деятельности во взаимосвязи: идея - концепция - программа -механизм реализации - деятельность. «Идея есть сущностное выражение замысла будущей деятельности. Концепция - это содержательное развертывание идеи. В свою очередь концепция развертывается в программе. Если мы заинтересованы в реализации программы, то должны предложить механизм ее реализации. В результате проектирование предваряет

практическую деятельность без дальнейших научно-технических разработок. Оно непосредственно вверяет проект управления в виде доктрины. Принятая к реализации доктрина становится планом деятельности» (12, с. 5).

Следовательно, социокультурное проектирование - это не единовременный акт, а повторяющийся процесс. Он состоит из нескольких этапов: сбор информации, определение миссии и целей проектирования, подбор соответствующих стратегий и мероприятий, реализация мероприятий, дополнение и актуализация информации.

Концепция социокультурного проектирования Б.Г. Мосалева исходит из проектнос-ти как универсальной характеристики процессов становления и развития инновационных видов социокультурной деятельности» (10, с. 135). В обосновании данной концепции руководящим ориентиром выступает социокультурная эволюция. Процесс этой эволюции за определенный период делает очевидным факт, что формы культурной деятельности неодинаковы в своих потенциальных возможностях для дальнейшего развития, что влечет разнообразие целей, образов, типов и форм человеческой деятельности, характеризующей возможности достойного человека существования.

В качестве типологических единиц социокультурного проектирования могут выступать индивиды, группы людей, имеющие общие потребности и интересы, адекватные установки и ориентации на определенные общие ценности культуры, что позволяет обозначить сопоставимые показатели и индикаторы индивидуальной и совместной деятельности.

Вышеизложенные методологические ориентации в социокультурном проектировании позволяют заключить, что объектом данного проектирования выступает человеческий капитал. Широкое использование категории «капитал» в социологии стало возможным после выхода в свет книги Г. Беккера «Человеческий капитал» (1964 год), который свою работу посвятил расчету экономической эффективности образования. В 1977 году Джордж Стиглер

Социально-культурная деятельность 111

и Гарри Беккер предложили понятие «потребительский капитал». Их аргументация была основана на неявном допущении, что для каждого рода деятельности могут быть найдены особые формы капитала. Экономический подход к определению человеческого капитала был недостаточен, так как не рассматривал наиболее важный аспект деятельности - отношение человека к труду, его нравственное и духовное здоровье, творческий потенциал и т.п.

Впервые на этот вопрос обратил внимание М. Вебер. Немецкий социолог в работе «Протестантская этика и дух капитализма», изданной в 1905 году, отметил, что радикальное различие между традиционным и современным капитализмом - не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду. Проводя морфологический разбор слова «призвание» в немецком и английском языках, М. Вебер приходит к выводу, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении предлагается выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием.

Человеческий капитал создается и наращивается, главным образом, посредством образования. В результате повышается экономическая производительность человека. Образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, другими словами - целостность специально организованных педагогических условий развития личности. Под образовательной социокультурной средой понимают также систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события.

Проектирование - универсальный и са-

мостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Проектирование включает: разработку документируемого в каком-то профессиональном языке проекта (описания, изображения, системы формул, компьютерной программы, вообще «текста»), который удовлетворяет принятым в данной области критериям проек-тосообразности; научно-техническое и социокультурное обоснование, оценку и согласование проекта среди заинтересованных сторон (официальных или общественных организаций, потребительских групп или отдельных лиц), которые заканчиваются решением о принятии проекта; реализацию его доступными для изготовителя технологическими, организационными, инвестиционными и прочими средствами. Процесс проектирования предполагает возможность предвидения и прогнозирования социальных последствий, выработки механизмов их корректировки, усиления позитивных и нейтрализации негативных процессов, выбора средств и форм динамики и развития социокультурных процессов.

Основными видами проектирования являются: средовое проектировании (дизайн, архитектура); проектирование воспитательных и педагогических программ (социально-педагогических, адаптационных, реабилитационных и др.); проектирование культурно-досуговых услуг; сценарное проектирование (проектное обоснование различных мероприятий и акций, пресс-конференций, презентаций, дискуссий, диспутов, шоу-программ и т.д.); художественно-экспозиционное проектирование (в музейном деле - проектирование новых культурных парадигм, моделей нового осмысления и отношения к предметам и явлениям прошлого, а по существу - проектирование прошлого и его трансляция посредством выставок, экспозиций в настоящее и будущее); организационное проектирование (функционально-содержательное обоснование моделей

социально-культурных учреждений и институтов, разработка новых организационно-управленческих структур, различных общественных объединений).

На современное состояние проектирования большое влияние оказали условия его становления в качестве самостоятельного вида деятельности: отталкивание от ремесленнического изобретения механизмов на основе «практической мудрости» и от изготовления продукции по совершенствуемым образцам (прототипам); обращение к точным методам расчета проектируемых конструкций (сначала, в основном, механического типа), что стало возможным по мере развития математического естествознания; характерная для объектов механики и биологии очевидная взаимосвязь функций, конструкций и воспринимаемой формы объектов; реорганизация кустарного и цехового хозяйства в массовое промышленное производство и строительство.

В учебном пособии А.П. Маркова, Г.М. Бирженюк «Основы социокультурного проектирования» (9) социокультурное проектирование определяется, с одной стороны, как специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей; с другой - целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем. Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению модели будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни, учреждения, социального института.

Оставив проблему дефиниции этого сложного феномена, обозначим то главное, в чем сходятся все ученые. А именно то, что со-

циокультурное проектирование - это важное средство формирования модели мира, которое обладает характеристиками протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов культуры, смысловой наполняемости структурной организации, и одновременно - продукт, сфера и результат социально-культурной деятельности, которые отражают процессы развития культуры и познаются субъектами в процессе освоения культуры.

Мы согласны с мнением В.П. Гриценко, который считает, что социокультурное проектирование «относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать» (3, с. 8).

Социокультурное проектирование на всех уровнях (глобальном, региональном и нижнем) и во всех сферах становится преобразующей, гносеологической, оценочной, прогностической и программно-активизирующей деятельностью, позволяющей следить за позитивными и негативными изменениями в обществе. Позитивная преемственность определяет динамику проектных целей, решений и результатов. Однако следует помнить, что способностью к взаимодействию обладают не только прогрессивные, но и регрессивные изменения и тенденции в проектируемых объектах, что является выражением диалектики человеческой практики.

Социокультурное проектирование содержит в себе так называемые проектно-страте-гические намерения, включающие в себя обсуждение наиболее значимых для развития в социокультурном пространстве в институциональных и неинституциональных формах методами социально-культурной деятельности социально-гуманитарных тем и проблем с целью включения их в повестку дня (месяца, года, нескольких лет, десятилетий) стратегических и тактических исследований и разработок; согласование и выбора формата их аналитической, синтетической, исследова-

Социально-культурная деятельность 113

тельской, экспертной и организационно-проектной проработки.

Социокультурное проектирование как вид теоретической деятельности предполагает поиск и нахождение типологических образцов и постановку достижимых целей, интегрирующих научные знания с практикой их реализации. Такая деятельность включает теоретические, логические процедуры по типо-логизации ценностей и ценностных ориента-ций людей в их динамике, которые основаны на взаимосвязях и опосредованиях с социальным бытием, с миром общечеловеческих

ценностей.

Специфика проблемы социокультурного проектирования состоит в том, что оно не может быть адекватно представлено в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному критерию оптимальности социокультурной деятельности. Это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания общенаучных и междисциплинарных подходов в социокультурном проектировании.

Примечания

1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М.А. Арианский. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во «ЭГО», 2001. - 288 с.

2. Горлова, И. И. Культурная политика в современной России: Региональный аспект: учеб. пособие / И.И. Горлова; М-во культуры РФ; КГАКИ. - Краснодар, 1998. - 319 с.

3. Гриценко, В. П. Интеграция гуманитарной науки, образования и социально-проектной деятельности как насущная задача современности / В.П. Гриценко // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: [сб. науч. трудов по материалам научн.-практич. конф.]. - Краснодар, 2003. - С. 3-12.

4. Гусарова, М. А. Культура молодежи как сфера социокультурного проектирования / М.А. Гусарова // Социально-культурное проектирование (актуальные проблемы): [материалы научн.-практич. конф.]. - Краснодар, 2004. - С. 86-99.

5. Документы ЮНЕСКО о культуре. - М., 1962. - С. 5, 7.

6. Дридзе, Т. М. Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология / Т.М. Дридзе // Методология и методы социологических исследований. - М., 1996.

7. Жидков, В. С. Культурная политика и театр / В.С. Жидков. - М., 1995.

8. Жукова, Т. А. Социально-культурная деятельность как объект проектирования современной российской действительности / Т.А. Жукова // Социально-культурное проектирование (актуальные проблемы): [материалы научн.-практич. конф.]. - Краснодар, 2004. - С. 59-86.

9. Маркова, А. П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А.П. Маркова, Г.М. Бирже-нюк. - СПб., 1998.

10. Мосалев, Б. Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления / Б.Г. Мосалев. - М.: МГУК, 1998. - 168 с.

11. Теоретические и методологические исследования в дизайне: [сборник] / ВНЦКТЭ. - М., 1990. - Ч. 1.

12. Хагуров, А. А. Социокультурное проектирование: основные этапы методологической ориентации / А.А. Хагуров, Т.А. Хагуров // Социально-культурное проектирование (актуальные проблемы): [материалы научн.-практич. конф.]. - Краснодар, 2004. - С. 3-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.