Научная статья на тему 'Кто же нужен АПК?'

Кто же нужен АПК? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасов Сергей Иванович, Позднякова Юлия Александровна

По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, несмотря на то, что через систему аграрного образования проходят тысячи человек, большинство из них «оседают на асфальте» – остаются в городе, вместо того, чтобы трудоустраиваться в сельской местности. Не является ли это замечание руководителя региона своеобразным «колумбовым яйцом» для недостаточно эффективной системы областного аграрного образования, которая сегодня заметно сдерживает развитие аграрного сектора экономики? Может, действительно будущих аграриев необходимо обучать в условиях, максимально приближенных к реальному агропромышленному производству…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кто же нужен АПК?»

Кто же нужен АПК?

НЕКРАСОВ Сергей Иванович,

кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии профессионального образования, директор Каменск-Уральского агропромышленного техникума, Каменск-Уральский

ПОЗДНЯКОВА Юлия Александровна,

руководитель Ресурсного центра развития профессионального образования Свердловской области

агропромышленного и лесотехнического профиля, Каменск-Уральский

По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, несмотря на то, что через систему аграрного образования проходят тысячи человек, большинство из них «оседают на асфальте» - остаются в городе, вместо того, чтобы трудоустраиваться в сельской местности. Не является ли это замечание руководителя региона своеобразным «колумбовым яйцом» для недостаточно эффективной системы областного аграрного образования, которая сегодня заметно сдерживает развитие аграрного сектора экономики? Может, действительно будущих аграриев необходимо обучать в условиях, максимально приближенных к реальному агропромышленному производству...

Миссия аграрных образовательных учреждений... в повышении качества профессионального образования, направленного на развитие всей сельской экономики и сельской территории в целом, а не только ее сельскохозяйственного сектора.

В настоящее время целенаправленной подготовкой кадров для АПК Свердловской области занимаются 19 образовательных организаций среднего профессионального образования и один вуз (Уральский государственный аграрный университет - УрГАУ).

Деятельность организаций СПО, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, координирует Ресурсный центр развития профессионального образования агропромышленного профиля. В результате оптимизации, которая проводилась министерством образования в течение двух последних лет, данные учреждения достаточно равномерно размещены на карте области, и каждое из них в рамках местных программ непрерывного аграрного образования взаимодействует со всеми школами, расположенными в непосредственной близости.

Таким образом, в режиме тесного непрерывного взаимодействия сетью образовательных организаций СПО реализуется взаимосогласованная региональная аграрная образовательная политика в сфере подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Для повышения степени ее эффективности созданы территориальные ресурсные центры (сильные колледжи и техникумы), расположенные на западе области - в Красноуфимске, севере - в Верхней Синячихе, на востоке - в Туринской Слободе и юге - в Каменске-уральском, каждый из ко-

торых курирует деятельность 4-5 учреждений НПО / СПО и от 34 до 50 сельских школ, территориально отнесенных к данному центру.

Определимся с понятиями

Анализируя складывающуюся в регионе ситуацию и определяя перспективы дальнейшего развития существующей системы аграрного образования, крайне важно четко определиться с понятийным аппаратом последующих рассуждений, поскольку в ряде случаев определенный уровень недопонимания, а нередко и серьезные изъяны в выводах являются плодами неточностей в, казалось бы, обыденных формулировках. Об этом, особенно в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ», сегодня тревожатся многие, и их опасения, по-видимому, не беспочвенны [4].

Для начала хотелось бы определиться с понятием «аграрное образование». Что это: подготовка по сельскохозяйственным профессиям или образовательная деятельность в интересах села? Понимая и принимая многомерность сельского уклада жизни, учитывая тот факт, что в АПК сегодня задействовано не более 8-10 % трудоспособного сельского населения, с аграрным образованием мы связываем, прежде всего, «образование в интересах села». И миссия аграрных образовательных учреждений СПО видится нам именно в повышении качества профессионального образования, направленного на развитие всей сельской экономики и сельской территории в целом, а не только ее сельскохозяйственного сектора. Однако в данной статье речь пойдет об адресной подготовке кадров для АПК.

Кадровый дисбаланс

Итак, то, что в агропромышленной отрасли областной экономики существует дефицит кадров, это не новость. Но практически одновременно с этим возникает насущная потребность в ответе на вопросы: кадры какого уровня и в каком количестве востребованы?

19 июня 2013 года на расширенном заседании Совета при губернаторе Свердловской области по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», на котором рассматривались проблемы обеспечения организаций и предприятий агропромышленного комплекса региона квалифицированными кадрами, министр АПК и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов ответил на данный вопрос так: «Если смотреть на ситуацию с кадрами, то на сегодняшний день развитие аграрного сектора экономики заметно сдерживается нехваткой рабочей силы и недостаточной квалификацией работающих специалистов» [2].

Постановка проблемы предельно проста: во-первых, в хозяйствах не хватает рабочих рук, во-вторых, должности специалистов среднего и высшего звена там, к сожалению, нередко занимают люди с недостаточным уровнем квалификации (образования).

Далее министр продолжил: «Сегодня налицо парадоксальная ситуация - система аграрного образования ежегодно выпускает значительное количество специалистов, а хозяйства с каждым годом все больше ощущают дефицит квалифицированных кадров» [2].

А это уже критика, и она, безусловно, справедливая. Количество выпускников со средним профессиональным и особенно с высшим аграрным образованием в масштабе области действительно достаточное. Но удовлетворяем ли мы потребность рынка труда в полной мере? Бесспорно то, что рынок образовательных услуг должен быть согласован с процессами изменения производительности труда в отрасли, механизмами долгосрочного прогнозирования потребностей АПК в кадрах и прочим. Однако все мы понимаем, что важнейшей проблемой отечественной экономики является дефицит квалифицированных рабочих (их в 6-7 раз меньше, чем надо) и специалистов со средним профессиональным образованием (в 2 раза меньше потребности). Несмотря на то, что на рынке труда около 75 % вакансий предназначены для рабочих, он перегружен специалистами с высшим образованием (их в 4,5 раза больше, чем необходимо). При этом на 10 тысяч населения охват высшим образованием составляет 673 человека, средним профессиональным образованием - 168 человек, а начальным профессиональным образованием - лишь 99 человек [1].

Существующие тенденции в пропорции воспроизводства кадров характерны и для аграрного образования Свердловской области. Ситуация тревожная и, учитывая предпенсионное состояние основной массы кадрового состава предприятий АПК, если сегодня не произвести

серьезную корректировку, то проблемы, о которых идет речь, в самое ближайшее время только усугубятся. Поэтому и необходимо разобраться с тем, кто нужен в АПК, кто за это должен отвечать и что нам всем необходимо делать для достижения общей цели.

Итак, кто нужен? По данным Департамента по труду и занятости населения Свердловской области по состоянию на лето 2013 года предприятиям и хозяйствам регионального АПК было необходимо: 20 специалистов с высшим образованием, 88 специалистов со средним профессиональным образованием, 219 рабочих с уровнем НПО и 516 человек с конкретным уровнем профессиональной подготовки (независимо от уровня образования: от бойца скота в ЗАО «Свинокомплекс «Уральский» до чабана в ООО «Агро-комплекс Соколово» Режевского района). Итого - 843 вакансии, 87% из которых составляют рабочие профессии.

Безусловно, эти данные относительны и зависят от множества факторов, но любой, кто регулярно отслеживает динамику их изменений, подтвердит, что общий порядок цифр примерно такой: до 5 % от общей кадровой потребности приходится на специалистов с высшим профессиональным образованием, 10-15 % - СПО, 20-30 % - НПО и 50-60 % - профподготовка. Это значит, что аграрную отрасль еще только предстоит выводить на современный уровень технологий и эффективности.

Кто вернет выпускника на село?

На упоминавшемся уже июньском заседании Совета при губернаторе Свердловской области на этот вопрос отвечала ректор Ур-ГАУ Ирина Донник. Она рассказала о том, что за последние пять лет количество поступивших в университет по целевому приему сократилось на 23%, и с 2012 года вуз начал сам искать для выпускников работу на селе, и что практически всем пятикурсникам предоставляются места для производственной практики, но после практики от работы отказывается почти 70% студентов, так как труд на селе «тяжелый и непрестижный». По ее мнению, одной из мер кадрового обеспечения села является ранняя профориентация школьников. Сейчас в 30 школах области при поддержке УрГАУ организованы и действуют специализированные классы, в которых учатся 849 человек, из которых 229 - в выпускных классах, и ректор уверена, что практически 100 % из них выберут сельскохозяйственный вуз. Например, в Ревде, по

Рынок труда перегружен специалистами с высшим образованием - их в 4,5 раза больше, чем необходимо.

Сегодня налицо парадоксальная ситуация - система аграрного образования ежегодно выпускает значительное количество специалистов, а хозяйства с каждым годом все больше ощущают дефицит квалифицированных кадров.

Несмотря на то, что в 2012 году через систему аграрного образования прошло более 2 тысяч человек, большинство из них «оседают на асфальте» - вместо того, чтобы возвращаться в родное село и трудоустраиваться там.

ее словам, работает отличная экспериментальная площадка: «детский сад» - «школа» - «вуз».

Вот, казалось бы, и ответы на все вопросы. Кажущееся равновесие (такое зыбкое, что между строк видно) было нарушено губернатором. По его мнению, несмотря на то, что в 2012 году через систему аграрного образования прошло более 2 тысяч человек (в том числе более тысячи получили дипломы УрГАУ), большинство из них «оседают на асфальте» - под самыми различными предлогами остаются в городе, вместо того чтобы возвращаться в родное село и трудоустраиваться там.

Чуть позднее, говоря о качестве жизни на селе, губернатор дал понять, что власть понимает, как тесно его уровень связан с проблемами обеспечения АПК кадрами: «мы на первое место ставим не объемы сельхозпроизвод-ства, новые трактора, комбайны, современные животноводческие комплексы. Нет, на первом месте у нас - человек. А это диктует куда более высокие требования ко всем аспектам жизни - к образованию, здравоохранению, обеспечению жильем, современным досугом, достойной зарплатой» [3].

Удивительно, но при обсуждении приоритетного национального проекта и рассмотрении проблем региональной образовательной политики в интересах АПК вопросов к многоуровневой многопрофильной образовательной сети, состоящей из 19 областных образовательных организаций СПО и 146 сельских школ, не было. Как будто и нет этой сети. И хотя мы понимаем, что губернатор, видя проблемы и отдавая поручение проработать вопрос принятия дополнительных мер по улучшению кадрового обеспечения АПК, обратился прежде всего к участникам совещания, возьмем на себя смелость внести ряд предложений.

Что делать?

Во-первых, необходимо консолидировать усилия. И если не в присутствии губернатора, то, по крайней мере, отраслевого министра представители двух существующих в регионе систем (двух уровней образования) должны встретиться, проговорить ситуацию и понять, как они могут развиваться и взаимно дополнять друг друга в интересах АПК. Министерство образования Свердловской области и Ресурсный центр развития профессионального образования агропромышленного профиля плацдарм для такой встречи подготовили, инициировав создание Отраслевого совета по качеству профессионального образования в сфере АПК Свердловской области.

Во-вторых, предметом обсуждения двух систем, безусловно, должно стать определенное

Не нужно опасаться превращения техникума (или даже школы) в самое настоящее сельскохозяйственное предприятие. Наоборот, создание стартапов именно в той сфере аграрного образования, которая располагается не «на асфальте», а стоит на краю «пахотного поля», и будет являться гарантией того, что стартаперы и станут тем кадровым потенциалом, который необходим сегодня развивающемуся АПК.

разграничение их полномочий, когда каждая из систем не должна подменять другую, а качественно исполнять свою часть общего дела в соответствии с идеологией, изложенной в утвержденной Минобрнауки «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года»:

- развивать структуру профессионального образования региона с учетом направлений его социально-экономического развития и прогноза рынка труда;

- минимизировать объем подготовки по программам СПО в вузах с одновременным увеличением там подготовки по программам практико-ориентированного бакалавриата;

- формировать современную систему профессиональной ориентации и консультирования населения по вопросам развития карьеры;

- обеспечить условия для развития «адаптивных ресурсов» выпускников с точки зрения обеспечения их занятости, самозанятости и т.д. [5].

В-третьих, региональной системе аграрного образования сегодня необходимо послать достаточно серьезный сигнал о том, что нас видят и на нас рассчитывают. Относительно высшей школы - сказать сложно, но мы точно знаем, что действительно необходимо для обеспечения качественного функционирования системы, ответственной за подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена для АПК:

- обеспечение грантовой поддержкой именно тех сельских школ, которые на деле и по существу занимаются реальной профессиональной подготовкой своих выпускников, мотивируют их к аграрному (или иному труду) в пределах родного селения;

- введение системы льгот (или иных налоговых послаблений) образовательным организациям при покупке расходных материалов, используемых в целях практического обучения: ГСМ, семян, удобрений, химикатов и т. д.;

- предоставление образовательным организациям прав на хозяйственную деятельность в аграрной сфере вплоть до создания малых инновационных предприятий с целью практического применения результатов собственной интеллектуальной деятельности;

- создание отраслевого фонда целевого капитала профессионального аграрного образования с целью поддержки инициативы образовательных организаций к участию в со-финансируемых проектах, программах и т. д.

Не нужно опасаться превращения техникума (или даже школы) в самое настоящее сельскохозяйственное предприятие. Наоборот, создание стартапов именно в той сфере аграрного образования, которая располагается не «на асфальте», а стоит на краю «пахотного поля», и будет являться гарантией того, что стартаперы и станут тем кадровым потенциалом, который необходим сегодня развивающемуся АПК.

Неубедительно? Но тогда давайте вспомним, что по данному поводу этим летом на Иннопро-ме говорил передовой российский менеджмент.

Борис Островский, руководитель проектной деятельности МШУ «Сколково»: «В ходе образовательного процесса сегодня уже необходимо не просто учить создавать продукт, но создавать его».

Владимир Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»: «В большинстве случаев на производстве сегодня работают команды, а привить людям навыки работы в команде можно лишь в условиях реального производства».

Игорь Тюфяков, заместитель генерального директора группы компаний «Оргпром» (Екатеринбург): «Проблема в том, что компетенции, в отличие от знаний, «не липнут», то есть практически не передаются в процессе обучения. Поэтому наш опыт (опыт людей, которые зарабатывают на образовании) показывает, что наиболее экономически эффективный метод обучения - от 10 % до 15 % теории и... сразу же на производство».

Дмитрий Гольтвегер, начальник управления по работе с персоналом ГК «Ростехнологии»: «Производство и образование сегодня продолжают говорить на разных языках, не понимают друг друга. Нужна какая-то объединяющая сила и поэтому лучший выход: вставить образование в технологическую цепочку промышленности».

Петр Щедровицкий, заведующий кафедрой стратегического планирования и методологии управления НИЯУ (МИФИ): «Бюджетное фи-

нансирование по своей сути - это путь к регрессу и заповедник отсталости, оно только бетонирует любое развитие».

Конечно, ведущие стратеги развития корпораций и целых отраслей промышленного производства говорили достаточно обобщенно и не имели в виду АПК в целом или сельское хозяйство в частности. Но мы согласны с ними, что сегодня поступать необходимо именно так.

Литература

1. Кязимов К. Г. Основные направления концепции развития человеческих ресурсов // Профессиональное образование. Столица (приложение). 2013. № 5. С. 10.

2. В Свердловской области будут выделяться гранты на профориентацию школьников по сельскохозяйственным специальностям / Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: http:// www.midural.ru/news/100046/document27636.

3. Работа по обеспечению сельхозпроизвод-ства кадрами должна быть активизирована / Официальный сайт Губернатора Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: http:// gubernator96.ru/news/show/id/1286.

4. Смирнов И. П. Национальные особенности образовательного нормотворчества // Профессиональное образование. Столица. 2013. №6. С. 19-22.

5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций / Официальный сайт ФГАУ «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo. ru/?page_id=7389.

СОБЫТИЯ

22 ноября 2013 года состоялось открытое заседание Отраслевого совета по качеству профессионального образования в сфере агропромышленного комплекса Свердловской области, председателем которого является министр АПК и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов. На заседании присутствовали: ректор УрГАУ Ирина Донник, ректор УрГЭУ Михаил Федоров, председатель Союза сельхозтоваропроизводителей и переработчиков мясной продукции Свердловской области Сергей Емельянов, начальник отдела ресурсного обеспечения подведомственных образовательных учреждений Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Альберт Шавалиев, директор Центра координации профессионального образования в Свердловской области Феликс Исламгалиев, руководитель Ресурсного центра развития профессионального образования агропромышленного и лесотехнического профиля Юлия Позднякова, а также руководители и специалисты профильных образовательных учреждений, агропредприятий и ведомств.

Участники заседания обсудили актуальные вопросы образования и подготовки кадров для АПК: модернизации системы профессионального аграрного образования в условиях инновационного развития базовых отраслей АПК; возможности создания территориальных образовательно-профессиональных кластеров; необходимости разработки Программы модернизации аграрного образования в Свердловской области.

Серьезное внимание было уделено переводу в плоскость практических решений предложений о приравнивании статуса образовательного учреждения аграрного профиля к статусу «организации-сельхозтоваропроизводителя» и распространению на них государственных мер поддержки, а также целесообразности грантовой поддержки тех сельских школ, которые ведут предпрофессиональную подготовку учеников, способствуя закреплению своих выпускников на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.