на третьим членом, т.е. вне России. Это более сильный сепаратистский ход, чем принятые в 1991-1992 гг. резолюции-требования о вхождении республики в ССГ и СНГ помимо России - более сильный, т.к. все же планировалось, что ССГ-СНГ будут единым государством.
«Наше время», М., 2007, март, № 9.
Александр Газов,
журналист
КТО СТАНЕТ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ ТАТАРСТАНА?
Несколько месяцев назад появился интересный документ о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и республики Татарстан. Документ получил первоначальную поддержку президента и был принят Госдумой. Дело оставалось за малым - провести его через Совет Федерации. Это - обычная, не дающая сбоев схема работы... Но не тут-то было! Можете ли Вы припомнить случай, когда какой-либо высокопоставленный чиновник отказывался поддержать одобренную президентом Путиным инициативу? Наверное, нет. Между тем, такое экстраординарное событие произошло совсем недавно, когда спикер Совета Федерации Сергей Миронов, а с ним и вся верхняя палата российского парламента отклонили договор о разделении полномочий между Москвой и Казанью.
Что это, ошибка спикера? Вряд ли. Эксперты сходятся во мнении, что все это - часть подготовленного в Кремле спектакля, с четко прописанными ролями и сценарием. Вопрос: в чем смысл постановки и кому какие роли даны? И причем здесь Татарстан?
На первый взгляд, сценарий не поражает оригинальностью. Страна устала от неповоротливой «Единой России», куда больше похожей на КПСС, чем нынешняя КПРФ. Надоели безликие, на все готовые по первой же команде исполнители. И если раньше власти было удобно сохранять в парламенте одну доминирующую партию, сейчас такой необходимости нет. Теперь понадобилась другая Госдума, способная на более гибкую систему игры. Власти требуется возможность, оставаясь за кулисами, быть, когда нужно, либеральной, время от времени - социалистической, а порой и радикальной. Вот и понадобилась мироновская «Справедливая Россия»,
немного «левая», но не менее верная, чем «Единая». Естественно, без полемики лидеров обеих партий - Бориса Грызлова и Сергея Миронова - было не обойтись. Словесное противостояние между ними началось давно, и до недавнего времени было симметричным: один говорил «да», другой обязательно заявлял «нет». И наоборот.
Ситуация с договором РФ и Татарстана в очередной раз столкнула Грызлова и Миронова. Ясно, что их взаимная «нелюбовь» подкреплена только волей Кремля. Однако и это вызывает вопрос, почему Грызлов упустил политическую инициативу и не продавил одобренный президентом договор, дав возможность конкуренту заработать предвыборные очки?
Есть несколько версий. Видимо, Грызлову была дана установка совершить небольшой политический промах, на фоне которого Миронов оказался бы «во всем белом». Председатель Госдумы рьяно продвигает выгодный Татарстану документ, направленный, по мнению большинства политиков, на развал России, а спикер Совета Федерации спасает государство от ошибки коллеги. В итоге Грызлов признает промах - как отличник, получивший случайную двойку, а Миронов записывает в актив маленькую, но важную победу: спасение целостности государства - неплохой козырь в предвыборной борьбе. С другой стороны, не исключено, что противостояние Грызлова и Миронова вышло за оговоренные рамки. Возможно, актеры слишком увлеклись своими ролями. Тогда можно предположить, что Грызлов за счет спорного договора попытался подставить Миронова. Представляя интересы президента Татарстана Шаймиева, видного деятеля «Единой России», «нижний спикер» попытался спихнуть ответственность на «верхнего». Именно Совет Федерации дает окончательное добро, и в случае чего шишки полетели бы на Миронова. Чем не повод вновь обратить внимание президента на себя (Грызлова), продемонстрировав, что политический проект Миронова «Справедливая Россия» оказался не слишком перспективным. Однако, если это и так, то главный думец просчитался. В ситуации с татарским договором Миронов проявил силу и неожиданно для многих переиграл Грызлова.
Не будем забывать, однако, о том, что «автономность» Шаймиева давно раздражает Кремль. А с другой стороны, Москва, по-видимому, не хочет обострения отношений с одним из самых авторитетных региональных лидеров. Тем более, что регион, подконтрольный Шаймиеву, богат нефтью. В этой связи Миронов, воз-
можно, озвучивает то, что Путину говорить не резон: никаких особых привилегий Татарстану или кому-либо другому не будет. Казань и так слишком долго наслаждалась вольницей.
Татарстан - один из немногих регионов России, способный обойтись без нее. Полученные при Ельцине привилегии позволили Шаймиеву выстроить прочную систему власти, завязанную на нем и его людях. Казань имеет прочные международные связи, экономика стабильна и относительно независима. Тем не менее слухи о возможной отставке Шаймиева появлялись с завидной регулярностью. А в последнее время разговоры об уходе политического старожила стали все более настойчивыми. Как-то все нескладно получилось: Шаймиев запускает в Думу новый федеративный договор, отгораживающий Казань от Москвы высокой стеной. Однако мощное оружие в лице давнего соратника Грызлова дает сбой, и договор застревает в СФ. Противник же, Сергей Миронов, главный конкурент единороссов, на всю страну кричит о «попытке ее развала». Президент держит паузу.
Все эти события, произошедшие как-то сразу, заставляют задуматься. И Шаймиев, как опытный политик, не мог не сделать вывод. Неутешительный для казанского старожила - не сегодня-завтра ему придется уступить свое место новому человеку. Сейчас вопрос не столько в том, когда состоится отставка Шаймиева, сколько в том, чей это будет «человек» - Шаймиева или Кремля. Наибольшие шансы примерить татарскую корону имеют четверо. На первом плане - глава МВД Рашид Нургалиев. На прочих - полпред президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков, член СФ Рафгат Алтынбаев. И ставленник самого Шаймиева - спикер республиканского госсовета Фарид Мухаметшин.
Расклад кандидатур интересен. Здесь «фифти-фифти» - два кандидата от федерального центра и два воспитанника Шаймиева. Фарид Мухаметшин - второй человек в Татарстане. Именно он остается «на хозяйстве» в отсутствие Шаймиева. Стопроцентно предан своему президенту, безоговорочно поддерживает его курс. И, главное, входит в правящую в Татарстане элиту. А еще Мухаметшин член высшего совета «Единой России», которая давно стала для местной элиты основным каналом связи с федеральными властями и способом продвижения своих интересов. Вполне приемлема для Шаймиева и кандидатура Исхакова. Бывший мэр Казани вхож в кабинеты влиятельнейших людей Татарстана, ему известна расстановка местных политических сил. И хотя Исхаков последнее
время непосредственно связан с администрацией Путина, он все еще остается для Шаймиева своим. Но, скорее всего, ни Исхаков, ни тем более Мухаметшин не смогут подняться на вершину татарского Олимпа. Москва на этот раз не упустит шанса разворошить казанский муравейник и обязательно введет в закостенелую татарскую политическую систему своего человека. Шаймиев не вписывается в современную политическую систему. Только он еще позволяет себе носить корону татарского хана, в блеске которой иногда не видно даже Путина. По нынешним меркам это непривычно: царь должен быть только один.
И в этом смысле кандидатура Рашида Нургалиева как нельзя кстати. Кому как не начальнику российской милиции распутывать завязанный в узел клубок власти Татарстана. Распутывать, а не рубить с плеча. Только Нургалиев способен обеспечить более-менее безболезненную смену элит в Казани, которая будет руководствоваться не столько интересами Татарстана, сколько потребностями России.
Еще более интересна фигура Рафгата Алтынбаева. В свое время он представлял Татарстан в Совете Федерации. Но неожиданно потерял свою должность. Трудно быть своим в Казани, если ты не состоишь в «Единой России». Да и к тому же дружишь со спикером СФ, который и пристроил Алтынбаева после отвода из Казани сенатором от Рязани. Новый «рязанец» своеобразно поздравил юбиляра Шаймиева: возглавляемый им комитет СФ высказался резко против договора России и Татарстана. Назначение Ал-тынбаева способно обеспечить «Справедливой России» поддержку в регионе. Сейчас Татарстан стопроцентно подконтролен «Единой России». Промироновский же президент республики откроет «эсэ-рам» доселе закрытый регион.
Иными словами, история с одобренным президентом, принятым Думой, но не прошедшим Совет Федерации документом не так проста, как казалась на первый взгляд. Ружье Кремля задумало одним выстрелом убить двух зайцев. С одной стороны, заставить подвинуться вросших в депутатские кресла единороссов. С другой - начать многоходовую комбинацию по смене власти в Татарстане.
Но заяц - животное вольное и резвое, способное обмануть самого умелого следопыта. Ну а если их еще и два, результат охоты предсказать невозможно.
«Наше время», М., 2007 г., март, № 9.