146
Высшее образование в России • № 1, 2015
КТО НАУЧИТ СТУДЕНТА ЖИТЬ?
РЕЗНИК Семен Давыдович - д-р экон. наук, профессор, директор Института экономики и менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, E-mail: [email protected]
Аннотация. В непростой экономической ситуации перед каждым трудоспособным жителем России сегодня все более остро стоит проблема обеспечения его конкурентоспособности. В особой мере это ощущают на себе выпускники высших учебных заведений, которые зачастую не ориентированы на конкуренцию, на борьбу за своё благополучие. Это резко снижает их шансы на успешное трудоустройство и перспективы активного профессионального продвижения. В статье рассказывается об опыте и результатах обучения студенчества технологиям конкурентной борьбы, повышения социальной устойчивости.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоориентированность, социальная устойчивость, студенчество
Что такое конкурентоспособность и социальная устойчивость?
Многие молодые люди отождествляют понятие «конкурентоспособность» с понятиями «успешность» или «жизненный успех». Однако они не тождественны. Успех
- это чаще всего личностное понимание счастья и жизненного благополучия; успех расслабляет. А вот стремление стать конкурентоспособным требует четкого и даже жесткого понимания траектории своей жизни. Формирование конкурентоспособности в условиях вуза предполагает достаточно высокое внутреннее напряжение студента, его способность мобилизовывать личностные ресурсы, постоянную борьбу с собой и с другими людьми за жизненное пространство, за лидерство, за свое «место под солнцем».
Помочь студенту стать конкурентоспособным на рынке труда - первейшая задача вуза. Я имею в виду не столько выпускника, сколько студента в период его обучения. Казалось бы, единственная его задача
- хорошо учиться. Однако успеваемость, высокие оценки на зачетах и экзаменах еще не гарантируют ему жизненной устойчивости и успеха в дальнейшей жизни. Общая беда российского студенчества заключается в его слабой конкурентоориентирован-
ности. Что имеется в виду? Наши молодые люди зачастую не приучены думать на перспективу, заранее планировать то, что их ждет после обучения в вузе. В советские времена такого не требовалось: каждого выпускника ждало плановое место работы.
Под конкурентоориентированностью студента мы понимаем, во-первых, особую направленность его мышления на постоянную борьбу за выживание, на успех и продвижение в современном мире и, во-вторых, на овладение технологиями борьбы. Для формирования такой ориентации мы должны помочь ему понять несколько простых, но важных истин:
• многие сверстники уже обошли его еще до поступления в вуз, например, благодаря качеству учебы в школе, месту жительства (село, город), семейному окружению, состоянию здоровья, индивидуальным способностям и т.п.;
• вступить в борьбу за себя никогда не поздно, но нельзя терять ни минуты;
• без освоения эффективных технологий борьбы за собственное благополучие конкурентоспособным стать очень трудно, а может быть, и невозможно.
Серьезная проблема заключается в том, что студенты после окончания вуза часто оказываются не только практически, но и
Социология образования
147
психологически неготовыми к жизненным реалиям. До самой последней поры обучения многие не задумываются над тем, как они будут жить дальше и смогут ли обеспечить свою жизнь самостоятельно.
В рамках разработанной и реализуемой в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства инновационной образовательной программы «Внутривузовская система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов в период обучения в вузе» мы определили систему совместных усилий в этом направлении университета и его выпускающих кафедр,предприятий-работо-дателей, подключили к этой работе родителей наших студентов и, конечно, самих студентов.
Не последнюю роль в этой системе играет наше видение механизмов обеспечения высокой конкурентоспособности выпускника (рис. 1). Использование предлагаемой нами системы обеспечения социальной устойчивости студенчества на основе комплекса специальных образовательных технологий позволяет студентам планировать развитие своей профессиональной деятельности в условиях постоянно возрастающей конкуренции на рынке труда.
Учиться нужно более интенсивно
Наша система интенсивного введения студента в мир его будущей профессиональной деятельности опирается на освоение им уже в первом семестре специального курса «Управление личной карьерой» на основе учебных пособий «Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры» (Резник С.Д., Игошина И.А.; М.: ИНФРА-М, 2014) и «Карьерный менеджмент» (Резник С.Д., Игошина И.А.; М.: ИНФРА-М, 2014). Практический модуль этого проекта предусматривает разработку первокурсником плана жизни и карьеры, подготовку и публичную защиту курсовой работы «Моя карьера», постоянное пользование специальным «Еженедельни-
ком студента», бизнес-практику уже на первом курсе обучения, совместную работу первокурсника с прикрепленным к нему студентом-дипломником и, что особенно важно, работу младшекурсников в фирмах института студенческих лидеров.
Необходимость выполнения курсовой работы «Моя карьера» уже на первом курсе обучения связана с тем, что начинающие студенты обычно плохо представляют себе свои задачи, перспективы, свою будущую профессию. Структура работы включает следующие обязательные для всех студентов разделы:
• моя профессия;
• анализ личных качеств и способностей;
• мои успехи и достижения;
• почему и с какой целью я поступил в наш вуз;
• как я представляю свою карьеру;
• мои профессиональные цели;
• что я собираюсь предпринять для достижения своих целей.
Проводя системную работупо социальной поддержке студенческой молодежи, мы создаем такие условия, чтобы студенты еще во время учебы в университете занимались реальными делами на конкретных предприятиях, получали определенный практический опыт деятельности и гарантии трудоустройства после окончания вуза. Например, наш институт студенческих лидеров (ИСЛ) - самоуправляемая студенческая организация для студентов младших курсов - включает 47 фирм, объединенных в шесть факультетов: деловое администрирование, менеджмент в бизнесе, менеджмент в науке, менеджмент в журналистике, менеджмент в культуре и менеджмент в спорте. В этих фирмах студенты-младшекурсники осваивают основы будущей организаторской и предпринимательской деятельности.
В условиях рынка придется жить всем
Жизненный успех выпускника вуза во многом будет зависеть от его умения само-
00
т
А
К
т
и
к
А
Развитие навыков] реальной I
оргчниэ втор СКВ й /Т"
ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТАВ ПЕРИОД
Рис. /. Модель формирования конкурентоспособности студента
Высшее образование в России • № 1, 2015
Социология образования
149
стоятельно жить в новых российских условиях. Очень важно в процессе профессиональной подготовки обучить студентов умению действовать в соответствии с реалиями рыночной экономики. А это значит: грамотно строить свою карьеру, воспитывать в себе современную организационную культуру, эффективно использовать свое время и управлять собственной жизнедеятельностью, повышать свою экономическую самостоятельность, для женской части студенчества - умело управлять своим домашним хозяйством, семьей и семейной экономикой, а также продвигать себя в бизнесе и менеджменте. Применяя специальные образовательные технологии, мы реализуем главную цель нашего проекта -социальную поддержку студенчества - и таким образом вносим свой вклад в повышение экономической и социально-психологической устойчивости выпускников.
Для лучшего трудоустройства молодых специалистов на рынке труда была разработана и реализована упомянутая выше модель собственной конкурентоспособности студента (рис. 1), включающая 17 стратегических и тактических факторов. Они определяют поведение студента как в период обучения в вузе, так и в последующей жизнедеятельности.
Считаем, что существенную роль в повышении социальной устойчивости студентов могут и должны играть их родители. Однако реальное влияние родителей зависит не только от их желания, но и от их собственной конкурентоориентированности, а у большинства родителей она невысока. Поэтому мы осуществляем обучение на семинарах и самих родителей. Родители могут оказывать благотворное семейное влияние на формирование у студента конкурентоориентированного мышления, на становление его личности на ранних этапах (воспитание, культура общения, развитие мышления), передавать им свой опыт в сфере бизнеса и жизненный опыт, способствовать развитию интереса к научно-образовательной
деятельности (создание домашней библиотеки, круга знакомых, известных примеров для подражания). Родители, кроме того, имеют возможность способствовать развитию конкурентоориентированности своих детей-студентов, непосредственно контактируя с высшим учебным заведением.
В рамках взаимодействия кафедры с предприятиями мы стремимся максимально учитывать их интересы, которые заключаются в том, чтобы пополнять свои кадры, привлекать студентов для работы, заказывать научные разработки и консультации преподавателей, осуществлять переподготовку своего персонала. Интересы кафедры в данном случае заключаются в содействии трудоустройству студентов, получении заказов на реальное курсовое и дипломное проектирование, в постоянном мониторинге качества подготовки специалистов, в обеспечении студентов базами практики, а преподавателей кафедры - стажировками, в получении заказов на исследования и разработки, на переобучение специалистов предприятий.
Как показывает опыт нашего университета, при системном влиянии на студента со стороны высшего учебного заведения, предприятий-работодателей и родителей его шансы на удачное профессиональное продвижение в будущем значительно повышаются.
Второй год обучения. Здесь акцент делается на формировании культуры студента, понимании им своего имиджа, внешнего вида, личного поведения, своей речи в повседневной и профессиональной жизни. Подготовлено специальное учебное пособие «Формирование организационной культуры в студенческой среде» (Резник С.Д., Черниковская М.В.; Пенза: ПГУАС, 2012). В рамках учебного курса «Организационное поведение » студенты осваивают правила взаимоотношений с преподавателями и коллегами, выполняют научно-исследовательские работы, учатся писать научные статьи, принимают участие в конкурсах
150
Высшее образование в России • № 1, 2015
научных работ. В качестве методического обеспечения разработан учебник «Организационное поведение» (Резник С.Д.; М.: Инфра-М, 2013) и практикум, содержащий деловые игры, ситуации для практических занятий.
На втором году обучения студенты овладевают также искусством управления собственной жизнедеятельностью - персональным менеджментом: мы должны сказать «нет» нашей безалаберности и неорганизованности. В рамках этого направления в течение ряда лет в Институте экономики и менеджмента ПГУАС читается специальный учебный курс «Персональный менеджмент». На его основе подготовлен и выдержал уже несколько изданий учебник под ред. С.Д. Резника (М.: Инфра-М, 2014). В основе этого курса лежит обучение студентов технологиям планирования своего времени на год, месяцы, недели и дни, выбору приоритетов деятельности, технике личной организации, методам повышения работоспособности и сохранения здоровья. В течение всех лет обучения студенты используют «Еженедельник студента. Практическое пособие» (Резник С.Д.; М.: ИНФРА-М, 2014), а на заключительном этапе -«Еженедельник предпринимателя. Практическое пособие» (Резник С.Д., Черницов А.Е.; М.: ИНФРА-М, 2014).
Развитие и популяризация малого (в том числе молодежного) предпринимательства - приоритет государственной политики в России. Молодежь - самая активная часть общества, она быстро реагирует на любые изменения в жизни и обладает огромным новаторским и инновационным потенциалом. Его необходимо развивать, поэтому на участие молодых в малом и среднем бизнесе возлагаются большие надежды. Руководители правительства страны и регионов постоянно отмечают важность создания молодежных инновационных бизнесов в регионах, предпринимают в этом отношении значительные усилия. Новое поколение сталкивается с огромными трудностя-
ми на пути создания предприятий. Нередко они связаны с недостаточной образованностью молодых людей при создании своего бизнеса, а также с проблемой доступа к информации и неправильной организации ее донесения до бизнес-сообщества.
Поэтому на третьем году обучения мы ввели в учебные планы основы предпринимательской деятельности. В рамках этого курса студенты осваивают алгоритм открытия собственного дела (бизнес-идея, бизнес-план, юридическое оформление и т.д.), вуз же способствует организации интенсивного взаимодействия с органами исполнительной власти региона и предпринимательской средой, формированию у обучающихся предпринимательских компетенций и экономической самостоятельности в рамках участия в деятельности фирм института студенческих лидеров, открытию студентами реальных коммерческих предприятий и проектов. В этой связи нами разработаны, изданы и используются учебные пособия «Основы предпринимательской деятельности » (Резник С.Д., Глухова И.В., Черницов А.Е.; М.: ИНФРА-М, 2014) и «Основы личной конкурентоспособности » (Резник С.Д., Сочилова А.А.; М.: ИНФРА-М, 2012).
Наша особая забота - продвижение женщин в бизнесе и менеджменте. Для большей половины нашего студенчества мы подготовили специальные пособия «Гендерный менеджмент: женщины в управлении» (Резник С.Д., Макарова С.Н.; М.: Финансы и статистика, 2009) и «Менеджмент: технологии продвижения женщин в менеджменте и бизнесе» (РезникС.Д., Макарова С.Н.; М.:ИНФРА-М, 2014).
На четвертом году обучения бакалавров, когда студенты начинают активно формировать свои семьи, обучаем их науке ведения домашнего хозяйства. С этой целью нами подготовлены учебные пособия «Управление семейной экономикой» (М.: Экономика, 2003) и «Менеджмент в домашнем хозяйстве» (М.:ИНФРА-М, 2012).
Социология образования
151
Даже такую, казалось бы, стандартную ситуацию, как подготовка и защита бакалаврских работ, мы стараемся использовать для повышения социальной устойчивости наших выпускников. В частности, к выпускникам предъявляется ряд требований, которые относятся не только к качеству выпускной квалификационной работы, но к процедуре ее защиты. В их числе:
а) умение сделать доклад интересно, содержательно, без чтения его текста;
б) хорошая видеопрезентация;
в) привлекательный, соответствующий статусу менеджера внешний вид студента;
г) наличие именного бейджика на костюме (платье);
д) присутствие на защите ВКР прикрепленного к дипломнику первокурсника;
е) приглашение на защиту представителя работодателя, заказавшего институту тему дипломного проекта;
WHO WILL TEACH STUDENT TO LIVE?
REZNIK Semen D. - Dr. Sci (Economics), Prof., Director of the Institute of Economics and Management, Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia. Email: [email protected]
Abstract. An every able-bodied citizen of Russia today faces a problem of ensuring his/her competitiveness. This problem especially concerns the graduates of higher education institutions, who often do not focus on the competition, the struggle for their success. This dramatically reduces their chances for successful employment and active professional advancement.
The article describes the experiences and results of teaching students the art of competition and special educational technologies aimed at enhancing their social sustainability.
Keywords: competitiveness, students’ competitive awareness, social sustainability
ж) подготовка выпускником эссе «О готовности к самостоятельной личной и профессиональной жизни» (на одном-двух образцах);
з) вступление студента-дипломника в Ассоциацию выпускников Института экономики и менеджмента ПГУАС.
Представленные специальные образовательные технологии могут быть использованы не только в процессе подготовки специалистов управленческого или экономического профиля, но и при подготовке студентов других массовых специальностей и направлений. Ведь в рыночную экономику должны войти не только экономисты и менеджеры, но и будущие математики, физики, химики, учителя - в общем, вся наша молодежь. И наша задача - всех их научить жить в новой социальной и экономической среде.