B8%D0%BD%D0%B0%D0%B
%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0
%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B
7%D0%B8%D1%81_%D0%B2_%D0%A0%
D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%
B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5_
%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%80_(201
2%E2%80%942013), свободный. - Загл. с
экрана. - Яз. рус.
6. Cyprus: A Blessing for Russia, in Disguise? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.nytimes.com/2013/04/04/opinion/ cyprus-a-blessing-for-russia-in-disguise.html?pagewanted=all&_r=0, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.
7. Финам [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://finam.info, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
8. Крикунова Н.В. Управленческий учет в коммерческих банках на основе МСФО / Н.В. Крикунова // Экономическое развитие страны: различные аспекты вопроса: VI Междунар. науч.-практ. конф. (февр. 2013). - Таганрог, 2013.
9. Показатели деятельности кредитных организаций [Электронный ресурс]. -Режим доступа :http:/^br.ru/statistics/?Prtid=pdko&ch=ГГM_ 2386#CheckedItem, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
10. Рейтинг банков по объему депозитов населения в 2012 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://vid1.rian.ru/ig/ratings/deposit.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
УДК 378.112.1
ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЯ НА ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЕ
А.В. Павлова
Е.В. Семенова, доктор экономических наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА»
Исследована целесообразность наращивания сотрудничества вуза и потенциальных работодателей. Определена необходимость разделения ответственности за трудоустройство по специальности между несколькими субъектами учебного процесса.
Ключевые слова: вуз, работодатели, интеграция, информационный банк данных, разделение ответственности, трудоустройство, рекомендательные письма.
Введение
В условиях сложной демографической ситуации, мирового экономического кризиса и его социальных последствий вопрос о конкурентоспособности и трудоустройстве выпускников вузов приобретает
особое значение. К тому же с учетом этих параметров государство оценивает целесообразность финансирования высших учебных заведений.
Если обратиться к опыту российской высшей школы, то проблема сотрудничества вуза с работода-
телями приобретает исторический характер. Так, традиционно высшая школа России гордилась своими выпускниками и их востребованностью на рынке труда. Профессорско-преподавательский состав предъявлял высокие требования к студентам. О строгих экзаменаторах и непреклонной государственной аттестационной комиссии ходили легенды. Все это было справедливым, однако в связи с «демографической ямой», высокой конкуренцией между вузами и по другим причинам возникли сложности объективной вузовской оценки профессиональных навыков студента. Перечисленные явления лежат в основе недовольства работодателей качеством подготовки специалистов. Более того, часть вузовских выпускников трудоустраивается не по специальности, многие вынуждены получать второе образование или переучиваться на новых рабочих местах, появилось большое количество спе-
циализаций, форм и видов дополнительного образования. Тем не менее, общую проблему это не решало. Очевидно, что возникают «нестыковки» между тем, как представляли себе выпускников сами вузы, и тем, какими хотели видеть выпускников работодатели.
В этой связи актуальным становится вопрос наращивания сотрудничества вуза и потенциальных работодателей.
Субъекты и механизмы трудового ориентирования студента
Справедливости ради необходимо разделить степень ответственности за трудоустройство по специальности между несколькими субъектами этого процесса, а именно: студентом вуза, его родителями, вузом в лице выпускающей кафедры и общевузовской системой содействия трудоустройству и предприятиями-работодателями (рис. 1).
Рисунок 1 - Субъекты содействия трудоустройству студентов
На наш взгляд, некоторую часть миссии в деле содействия трудоустройству студента (выпускника) вуза должен взять на себя вуз, а в вузе - выпускающая кафедра с ее организационными и человеческими ресурсами. Систему и механизмы конкурентоориентирования студента можно представить в виде влияния следующих факторов или подсистем (рис. 2).
Из всех подсистем влияния на конкурентоспособность студента мы выделяем следующие:
1. Влияние общевузовских структур.
2. Влияние выпускающей кафедры, в том числе:
воздействие системы интенсивного введения младшекурсника в будущую специальность;
система выдвижения и подготовки студенческих лидеров;
• воздействие преподавателей;
• система социальной поддержки студенчества на основе специальных образовательных технологий.
3. Влияние успешных представителей бизнеса и менеджмента.
4. Влияние конкурентоориенти-рованных родителей.
5. Влияние конкурентоориенти-рованных преподавателей.
6. Система внутривузовского рейтинга студентов.
Рисунок 2 - Система и механизмы конкурентоориентирования студента
Из них наименее разработанной и понятной является система внутривузовского рейтинга студентов. Фактически она представляет собой сбор и отражение информации о студенте в течение всего периода обучения. За четырех- или пятилетний период обучения студент участвует (не участвует) в различных посвящениях, конкурсах, программах, специальных и обязательных проектах, стажировках, выполняет обязательные и дополнительные научно-исследовательские работы. Накопление, систематизация и отражение такой информации приведет к созданию персональной студенческой Базы данных.
Конкурентоориентированный студент обязательно будет думать и действовать в направлении обеспечения собственной конкурентоспособности. Многие молодые люди отождествляют понимание конкурентоспособности с понятиями успешности, достижения жизненного успеха. Однако это не тождественные понятия. Успех - это чаще всего личностное понимание счастья и жизненного удовлетворения. Успех расслабляет. Желание быть конкурентоспособным требует более четкого и даже жесткого понимания концепции личностного развития. Формирование личной конкурентоспособности предполагает высокое внутреннее напряжение и способность мобилизовать если не все, то основные личностные ресурсы [5, 8].
Например, выпускникам вуза придется бороться не только между
собой, но и за то, чтобы их допустили в свою среду более опытные менеджеры. В условиях кризиса и массовых увольнений профессионалов эта задача резко усложнилась. Женской части деловой молодежи предстоит борьба за то, чтобы их приняли в свое сообщество мужчины-руководители, мужчины-предприниматели и т.д.
Под конкурентоспособностью выпускника вуза мы понимаем способность студента в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения своего обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности в престижной фирме и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице.
Факторы формирования конкурентоспособности студента
В результате исследований выявлено десять стратегических факторов формирования конкурентоспособности студента:
• Глубокая фундаментальная подготовка по направлению обучения;
Постоянное стремление к успеху во всех делах и во всех ситуациях;
• Развитие в период учебы навыков организаторской деятельности;
Развитие предпринимательских способностей;
Формирование и развитие долговременных деловых связей;
• Наличие и контроль реализации плана своей жизни и деловой карьеры;
• Повышение личной работоспособности и укрепление здоровья;
• Обеспечение семейного благополучия;
Постоянная забота о повышении собственной репутации в обществе;
• Умение ориентироваться на жизненное везение и удачу, создание и использование ситуаций для такого везения.
В свою очередь, наряду со стратегическими факторами, необходимо упомянуть и шесть факторов тактики повседневного поведения студента в период его обучения: Интенсивное освоение первокурсником технологий обучения в вузе;
Таблица 1 - Система взаимодействия с предприятиями-работодателями
• Личная организованность -умение жить и работать по системе;
Использование системы планирования своих дел на год, месяцы, недели и на каждый день, знание техники такого планирования;
• Стремление и умение быть интересным для окружения - начальства, деловых партнеров, подчиненных и т.п.;
Стремление и умение быть привлекательным, приятным в общении;
• Постоянный самоконтроль результатов и процессов личной деятельности.
Возвращаясь к вопросу построения модели взаимодействия вуза с бизнесом считаем необходимость учета и анализа их взаимных интересов (таблица 1).
выпускающей кафедры
Интересы предприятия
Интересы кафедры
• Получение квалифицированных кадров для постоянной работы
• Приглашение студентов на временную работу для участия в их практической подготовке
• Заказы на исследования и разработки студентов
• Заказы на научные разработки и консультации преподавателей
• Заказы на переподготовку персонала
• Усиление влияния работодателей на качество подготовки специалистов
• Содействие трудоустройству выпускников
• Получение заказов на реальное курсовое и дипломное проектирование
• Постоянный мониторинг работодателей по вопросам качества подготовки специалистов
• Обеспечение студентов базами практики
• Обеспечение стажировок (повышение квалификации) преподавателей кафедры
• Получение заказов на исследования и разработки
• Получение заказов на переобучение специалистов предприятий
Даже поверхностная систематизация интересов вуза и его выпускников, а также потенциальных работодателей позволяет сделать вывод о трудоемкости, а следовательно, затратности взаимодействия заинтересованных сторон. Разрешение этой проблемы находится в плоскости перевода части вопросов в информационный сервис в виде создания Базы данных персональной студенческой конкурентоспособности.
Заключение
Список
1. Берлинская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 19.09.2003 г.
2. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во стандартов, 2009. - 21с.
4. Персональный менеджмент: учеб. и практ. / под ред. С.Д. Резника. - М.: ИН-ФРА-М, 2009.
5. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: практ. пособие для преподавателей /С.Д. Резник, О.А. Вдовина. - М.: ИНФРА-М, 2009.
6. Алашеев С.Ю. Обзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования /С.Ю. Алашеев // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам второй Всеросс. науч.-практ. Интернет-конф. (26-27 октября 2005 г.). Кн. I. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - С. 7-27.
7. Дымарская О.Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия / О.Я. Дымарская //
Исследование позволило нам сделать следующие выводы. Усиление сотрудничества вуза и потенциальных работодателей позволит вузу извлечь следующие выгоды:
стимулировать студентов в самореализации и повышении их профессиональной и личностной конкурентоспособности за период обучения в вузе;
развивать систему рекомендательных писем для выпускников, работодателей и рекрутинговых агентств.
литературы
Россия реформирующаяся: ежегодник. 2005 / отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. - С. 174184.
8. Исмаилов Т.А. Интеграция образования и производства [Электронный ресурс] /Т.А. Исмаилов // Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. конф. (Москва, 23-24 апреля 2009 г.) . - Режим доступа: http://www.edu.meks-info.ru/tezis/150.doc, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
9. Тимченко В.В. Сопровождение карьеры выпускников: актуальный взгляд на проблемы взаимодействия вузов с работодателями [Электронный ресурс] / В.В. Тимченко. - Режим доступа: http://ao.nica.ru/ index.php?&arhive=21, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
10. Васильченко А.А. Коммерциализация Высшего Образования [Электронный ресурс] /А.А. Васильченко // Оригинальные исследования: электронный научно-практический журнал, 2011. - №1 . - Режим доступа: http://ores.su/index.php/2011-02-13-16-16-51/21 --3 -2011 -/124-2011 -07-2914-13-15, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.