Научная статья на тему 'Кто нас защищает: святые покровители пожарных'

Кто нас защищает: святые покровители пожарных Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1663
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кто нас защищает: святые покровители пожарных»

Список использованной литературы

1. Безносов Д.С., Бойкова В.А. Прогнозирование успешности положительной адаптации курсантов в процессе подготовки в вузе МЧС России / Д.С. Безносов, В.А. Бойкова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества: научно-аналитический журнал. - СПб., 2011. - №3 (12). - С. 25 - 29.

2. Приказ МЧС России № 859 от 30.11.2005 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».

КТО НАС ЗАЩИЩАЕТ: СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

ПОЖАРНЫХ

А.В. Дужнов, курсант, Е.В. Калач, к.п.н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Сегодня защита населения от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций обеспечивается с помощью внедрения современных технологий и методов проведения аварийно-спасательных операций при чрезвычайных ситуациях. Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация. Так как данная система складывалась столетиями, очень долгое время население всего земного шара было совершенно беспомощно перед силами природы. Огненная же стихия всегда вызывала чувство страха среди населения, что нашло отражение в былинах, сказках и суевериях. Например, в Древней Руси считалось, что бросание пасхальных яиц через пожарище и «тушение» пожара молоком только что отелившейся коровы будет охранять селение от последующих пожаров.

В христианском мире считается, что святой, изображенный на иконе, незримо поможет в трудный момент. С давних времен существует традиция выбора святого покровителя профессии. Как правило, он выбирался по своим деяниям. История сохранила до наших дней жизнеописания двух святых - св. Флориана и св. Варвары, - ставших впоследствии покровителями пожарных.

В католицизме в роли покровителя данной профессии считается как св. Флориан, так и св. Варвара. В православии, несмотря на то, что день святого Флориана празднуется 17 мая, покровителем, как правило, считают только святую Варвару.

Итак, что же связывает двух этих святых с профессией пожарного?

Нам известно, что Флориан был офицером римской армии и командовал элитной группой солдат, в чьи обязанности входило тушение пожаров.

Данную повинность они должны были выполнять как в мирное, так и военное, спасая армейское имущество от огня. У «первых» пожарных существовала и своя униформа: зеленая туника, доспехи, шлем (выполнял функцию пожарной каски).

Флориан был тайным христианином. Когда в Риме начались гонения на христиан, Флориан решил не скрывать свою веру. За свое признание ему пришлось выдержать сначала страшные пытки (бичевание, вырывание крюками лопаток), а затем подвергнуться смертной казни через утопление. Священное Предание говорит, что солдат, столкнувший Флориана в реку, тут же ослеп. На реке поднялась большая волна и вынесла тело мученика на берег, где над ним распростер крылья орел, охраняя от осквернения. Ночью святой Флориан явился во сне благочестивой женщине, попросив предать его тело земле. Во время перевозки тела, быки, запряженные в повозку, остановились, изнемогая от жажды. В этот момент из земли забил источник, и, напившись, быки смогли продолжить путь. Этот источник существует и сегодня, и носит имя почитаемого святого.

Святого Флориана изображают в виде молодого человека, иногда в доспехах, иногда без оружия, льющим воду из бочонка на церковь. Временами на картинах он с пальмой в руке и горящим факелом у его ног; традиционный воин, опирающийся на мельничный жернов, льющий воду на огонь; избиваемый, его бросают в реку с мельничным жерновом на шее.

Автобиографическая легенда святой Варвары не имеет исторической основы. Считается, что она жила в III в. в Малой Азии (по другой версии в Египте). Варвара была единственной дочерью богатого язычника Диоскора, решивший заточить ее в башне от обывательских глаз.

Узнав о христианстве, Варвара решилась тайно принять христианского подвижника (пресвитера), который прошел в башню под видом врача и крестил ее. Вскоре, в отсутствие отца, Варвара велит работникам пробить в стене к двум имеющимся еще одно окно, как исповедание веры в троицу. Она также низвергает установленные в башне отцом кумиры языческих богов и обнаруживает свою веру отцу. Взбешенный Диоскор собственноручно отрубает дочери голову мечом, но тотчас же сам поражается испепеляющей его молнией.

На картинах у ног Варвары может изображаться пушка: Св. Варвара известна как покровительница также артиллерии, солдат, оружейников. Это покровительство от мотива неожиданной (молниеносной) смерти, потому ее изображение часто встречается на оружии (в частности, на пушках), иногда вместе с Георгием - святым воином.

Помимо покровителей своих профессий, жители часто обращались и обращаются непосредственно к иконам. В данном контексте, в первую очередь, вспоминается икона Неопалимая купина.

Неопалимая купина - терновый куст, объятый пламенем, но не сгорающий, через который Бог обратился к Моисею и велел вывести

еврейский народ из Египта. Принято считать, что Неопалимая купина -ветхозаветный прообраз Богоматери, олицетворяющий ее непорочность. Как Богородица, родившая Христа и оставшаяся девой, терновник в огне пребывал невредимым.

В 1390 году икону «Неопалимая купина» принесли в Москву палестинские иноки. Предание гласит, что образ был написан на горе, где Бог Яхве обратился к Моисею. Икону разместили в Благовещенском Соборе Московского Кремля.

Прославление чудотворного образа произошло во время поджогов 1822 г в городе Славянске Харьковской епархии. Поджигателя не могли обнаружить до тех пор, пока благочестивой старушке по фамилии Бельницкая [1] не было видения молебна пред иконой «Неопалимая купина», который положил бы конец пожарам. В кратчайшие сроки лучшими мастерами был написан образ. В день обряда над иконой произошел новый поджог, где обнаружили полоумную поджигательницу - девицу Мавру.

Благодарные жители Славянска поместили икону в дорогой киот с надписью: «В память 1822 г за спасение города от пожара». С тех пор появилась традиция молиться Божьей матери пред ее образом «Неопалимая купина» для защиты жилища от пожаров и поджогов и помощи пожарным.

Икона представляет собой изображение Пресвятой Богоматери с новорожденным Иисусом. В руках у нее лестница, ведущая к вратам небесным, и гора Синай. Эти символы олицетворяют обращение Бога к Моисею у подножия горы и сошествие искупителя грехов с небес на землю. Образ Богородицы заключен в восьмиугольную звезду из двух прямоугольников с вогнутыми сторонами красного цвета, как символ огня, объявшего терновый куст, и зеленого, отражающего невредимость пылающего растения. В вершинах красного четырехугольника изображены человек, лев, телец и орел, как символы четырех евангелистов.

Известны случаи, когда обращение к иконе помогало остановить огонь. Например, во время лесных пожаров в 2010 г жительница одного из сел Воронежской области, потеряв всякую надежду оборонить свой дом у наступающей стены пламени, начала молиться Неопалимой купине и неожиданно огонь начал поддаваться усилиям односельчан женщины и гаснуть прямо на подступе к дому.

Список использованной литературы

1. Коринфский А. Народная Русь / А. Коринфинский. - М. : Ае§йаБ, 2014. - 901 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.