2012 Культурология и искусствоведение № 4(8)
БИБЛИОТЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 378
О.В. Макеева КТО ИДЕТ В БИБЛИОТЕЧНУЮ ПРОФЕССИЮ?
В статье проанализирована конкурсная ситуация 2012 г. в вузах, осуществляющих обучение студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в Сибирском федеральном округе; сделана попытка определить уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов на основании баллов ЕГЭ, рассматриваются проблемы теоретической и практической подготовки студентов.
Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, профессиональная подготовка, конкурсная ситуация, профессиональная практика, социокультурные практики.
Непростая кадровая ситуация, сложившаяся в настоящее время в большинстве российских библиотек, заставляет библиотечных профессионалов снова и снова поднимать вопрос о привлечении молодежи на работу в библиотеки, на создание и развитие эффективной системы стимулирующих мероприятий, нацеленной на удержание молодых специалистов на рабочих местах.
Много говорится также о низком престиже профессии, не способствующем привлечению молодежи в вузы, осуществляющие подготовку специалистов в области библиотечно-информационной деятельности [1], что отражается на количестве и качестве абитуриентов.
В Сибирском федеральном округе (ФО) подготовка молодых специалистов осуществляется в профильных высших учебных заведениях - Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ), Алтайской и Восточно-Сибирской государственных академиях культуры и искусств (АлтГАКИ и ВСГАКИ); классических государственных университетах - Омском и Томском (ОмГУ и ТГУ) и Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ).
Ситуация с поступлением на очные отделения этих вузов в предыдущие годы складывалась по-разному, бывало, что некоторые высшие учебные заведения, испытывали трудности с набором, так, в 2010 г. в НГПУ не было приема на очное отделение, что было обусловлено общей малочисленностью групп и большим «отсевом» студентов с первого курса. Изучение конкурсной ситуации 2012 г. в высших учебных заведениях показало, что план набора ими в этом году выполнен, все бюджетные места укомплектованы. Для сравнения была проанализирована также ситуация в двух центральных университетах культуры и искусств - Московском (МГУКИ) и Санкт-Петербургском (СПбГУКИ) (таблица).
Таблица 1
Конкурсная ситуация в вузах культуры и искусств по библиотечно-информационной деятельности (Сибирский федеральный округ)
Вуз
Показа- тель НГПУ Алт- ГАКИ Кем- ГУКИ ВСГАКИ ТГУ ОмГУ У- И МК СПбГУКИ
Макси- мальный балл 219 211 221 183 214 209 229 206
Имеют балл более 200 (чел.) 1 1 5 0 4 1 6 5
Мини- мальный балл 172 145 106 110 180 146 101 165
Средний балл (зачисленных) 182 171,9 163,7 152,9 201 182,4 170,7 205,5
Зачислено на бюджет (чел.) 4 30 37 16 10 13 25 59
План приема на очное отд-ние (бюджет / контракт) + целевые места 4 / - 32 / 0 30 16 10 / 0 13 / 10 25 60 / 14
Подано заявлений (бюджет / контракт) 34 / - 98 19 32 / 0 43 / 11 33 165 / 66
Конкурс 8,5 3,3 1,2 3,2 3,3 1,32 2,75
Напомним, что в настоящее время большинство абитуриентов поступают в вузы по результатам сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Полученное ими количество баллов по предметам, установленное вузами для определенных специальностей и направлений подготовки, является основным критерием отбора и поступления.
Зачисление на любое направление подготовки библиотечно-информационной деятельности в этом году осуществлялось на основании сдачи русского языка, литературы и обществознания (или истории). В 2012 г. минимальное количество баллов, которое должен был набрать выпускник школы по результатам сдачи ЕГЭ, равнялось 100 (107) баллам в зависимости от выбора вузом третьего экзамена - обществознания или истории (русский язык - 36 баллов, литература - 32 балла, обществознание - 39 баллов, история - 32 балла) [2].
1 Таблица составлена автором на основании официальных данных, размещенных на сайтах университетов, по состоянию на 20 августа 2012 г. На сайте АлтГАКИ информация по абитуриентам отсутствовала.
Как видно из таблицы, в Сибири абитуриенты, имеющие при поступлении в вуз более двухсот баллов, а значит обладающие высокой степенью общеобразовательной подготовки, развитыми общекультурными компетенциями, редко поступают на бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Проанализировав ситуацию (страницы абитуриентов на официальных сайтах вузов), мы установили, что лучше всего положение в КемГУКИ и ТГУ - в этих вузах больше всего поступающих с двумя сотнями баллов. В ТГУ также самый высокий минимальный балл, и соответственно, самый высокий средний балл зачисленных, а в КемГУКИ - самый низкий минимальный балл по сибирским вузам. Кроме того, в КемГУКИ было больше всего зачислено абитуриентов на бюджетные места и самый высокий высший балл у поступающих.
Выделяются также данные по СПбГУКИ (даже по сравнению со МГУКИ). Обращает на себя внимание большое количество поданных заявлений; очень высокий средний балл у абитуриентов, что, безусловно, говорит, об их хорошей подготовке; достаточное количество желающих учиться по контракту.
Учитывая значения минимальных баллов и количество абитуриентов-двухсотбалльников, можно предположить, что самый неоднородный контингент по уровню подготовки набрал КемГУКИ, а самый «сильный» - ТГУ.
Заметим также, что из сибирских вузов только ОмГУ удалось набрать к 10 августа 2012 г. (вторая волна зачисления, т.е. его окончание) группу контрактников наряду с бюджетниками.
Самый высокий конкурс (8,5 чел. на место) и очень хороший средний балл абитуриентов были в НГПУ, что обусловлено, прежде всего, малым количеством бюджетных мест (их всего 4). Однако эти цифры показывают, что желающих поступить в вуз на бюджетные места достаточно, т.е. спрос есть, но нет предложения.
Таким образом, анализ результатов вступительной кампании по вузам Сибирского ФО позволяет говорить о разном уровне подготовки абитуриентов, поступающих учиться на бакалавров библиотечно-информационной деятельности: в крупных городах, где расположены старейшие вузы, он выше. Хотя уровень развития культуры в городах вряд ли играет здесь ключевую роль: нельзя поставить в один ряд по этому критерию Санкт-Петербург, Томск и Кемерово. В то же время в Новосибирске, крупном городе, культурном региональном центре, имеющем развитую инфраструктуру в области культуры, это направление подготовки специалистов не получает активного развития.
Основываясь на полученных результатах, можно предположить, что в качестве причин выбора профессии для сегодняшних абитуриентов выступают, прежде всего, финансовые возможности семей и уровень интеллектуального, а также общекультурного развития самих абитуриентов. Конечно, это не единственные причины, но по просматривающимся тенденциям - основные. Общение со студентами очного отделения, поступившими и обучающимися сейчас на факультете культуры и дополнительного образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в НГПУ (с первого по пятый курс), позволяет говорить о нескольких факторах, влияющих на выбор профессии: мнение ближайшего окружения, особенно родителей (родствен-
ников); уровень доходов семьи; интеллектуальные способности; физическое и психоэмоциональное развитие; уровень самооценки; уровень мотивационной активности; уровень социализации.
При этом возможность бюджетного обучения, отсутствие точных дисциплин, в первую очередь математики, указываются студентами в качестве положительных факторов, повлиявших на выбор профессии. Кроме того, профили подготовки, в названии которых отсутствуют слова «библиотека» или «библиотечный» (например, «Информационно-аналитическая деятель-
ность»), а присутствует слово «менеджер» в совокупности с общегуманитарной направленностью обучения привлекают большую часть абитуриентов в разных вузах [1. С. 73].
Поступая учиться в вуз, основываясь лишь на поверхностных знаниях о профессии и ее гуманитарной направленности, студенты всех курсов по-разному относятся к теоретической составляющей своего обучения. Можно услышать высказываемые суждения о «поверхностности» преподаваемых или значительном количестве ненужных дисциплин, о нелогичности хода учебного процесса, о слишком большом числе лекционных или, наоборот, практических и самостоятельных работ. Последнее утверждение порождает отношение студентов к получаемым знаниям - «надо сдать как-нибудь и забыть».
Подобное отношение к теоретическому обучению обусловливает возникновение проблем при прохождении профессиональной практики, которой в современной педагогике и психологии высшего профессионального образования уделяется все больше внимания, поскольку считается, что она призвана играть основную роль в процессе начальной адаптации студентов к профессии.
По утвердившемуся мнению, практика должна помочь накопить теоретический и практический потенциал, который поможет выпускникам быстрее и успешнее адаптироваться на будущем рабочем месте. Кроме того, сложившаяся во многих библиотеках непростая кадровая ситуация, связанная в первую очередь, со старением персонала, требует особой работы именно с очным отделением вуза, с молодежью, которая должна прийти в библиотеки на смену старшему поколению. Еще одним важным фактором, определяющим важность особого подхода к организации профессиональной практики, является мотивация выбора профессии у очников: возможность получения бесплатного образования и его общая гуманитарная направленность, а не специальность как таковая.
В то же время возможность закрепления во время прохождения практики профессиональных знаний, умений, навыков и определения у себя склонности к той или иной работе служит хорошим стимулом для продолжения получения образования и дальнейшей работе по специальности. В отчетах по практике студенты отмечают чуткое отношение к ним в некоторых библиотеках, послужившее для них хорошим стимулом для продолжения образования и дальнейшей работы по специальности, для совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков. Такое отношение со стороны библиотекарей оказывается подчас итоговым, формирующим окончательное решение остаться в профессии.
Считается, что любой специалист имеет определенный набор качеств, которые условно делят на два блока: мотивационный и операционный (или технологический) [3]. Профессионал - это носитель и создатель профессиональных норм, традиций, знаний и навыков [4. С. 76], поэтому, наблюдая отношение студентов к учебе и практической деятельности, можно говорить о возникающем порой конфликте сложившихся нормативно-ценностных установок у старшего поколения (ныне работающих библиотекарей) и молодого поколения (студентов) как в мотивационной, так и в операционной (технологической) сферах. Передаваемые старшим поколением профессиональные нормы, ценности и традиции не воспринимаются младшим поколением, не «накладываются» на его ценности, привычки, нормы и сложившиеся социокультурные практики. В результате одни студенты уходят с первых курсов, другие сначала доучиваются, чтобы получить бесплатное высшее образование, а потом уходят в другие профессии.
Нельзя забывать, что профессиональные практики библиотекарей являются частью социальных практик, формирующихся в зависимости от состава социальных норм, опыта и традиций, интеллектуальных особенностей, а также социального капитала библиотечных специалистов. Они в огромной степени влияют на формирование профессиональной культуры людей и на их отношение к работе. Большое влияние оказывают также их культурные практики, которые в совокупности с социальными образуют социокультурные практики библиотекарей как профессиональной группы.
Именно поэтому очень важно учитывать состояние профессиональных и культурных практик библиотекарей, их соответствие преобладающим практикам в обществе. Дисбаланс между ними может также вести к падению престижа профессии в обществе, усиливая прочие причины этого явления. Преодоление конфликта сложившихся практик разных поколений от обеих сторон требует значительных усилий, устойчивого и осознанного желания достичь компромиссного результата.
В разговоре со студентами о библиотекарях, о престиже профессии однажды пришлось услышать много нелицеприятного, например о существовании профессиональной замкнутости, высокомерия и снобизма, о том, что поднять имидж профессии невозможно без изменения профессионального сознания. И хотя в современной профессиональной среде можно услышать высказываемые мнения о возможном постепенном «умирании» библиотеки, студенты уверены, что библиотеки и библиотекари будут существовать всегда, несмотря на различные социально-экономические трансформации, развитие информационных технологий, снижение интенсивности чтения и т. д.
Согласно одному из последних опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному 26-27 мая 2012 г., книги и чтение пока еще находятся в десятке занятий и привычек, без которых не могут обойтись современные россияне. Они расположились на 7-м месте (6%) из 38 (после курения - 18%, любимых и близких родственников - 14%; Интернета и компьютера, просмотра телевизора, работы по 11%; дачи и огорода - 7%) [5]. Это дает основание предположить, что эта профессия еще долго будет востребована. В то же время для ее развития и сохранения необходимо развивать у студентов - будущих работников библиотек профессиональную
активность и самосознание, инициативность, ответственность, т. е. те составляющие адаптивного потенциала, которые относятся к мотивационной сфере. Однако эту задачу невозможно решить без адаптации существующих нормативно-ценностных установок профессии к установкам, сформировавшимся у молодежи, желающей получать библиотечную специальность.
Необходимы также совместная работа преподавателей и старшекурсников по привлечению в вузы абитуриентов с хорошей общеобразовательной подготовкой и увеличение бюджетных мест в вузах.
Еще одной составляющей успешного развития библиотечного дела как области профессиональной деятельности является, на наш взгляд, повышение ее престижа, которое способствовало бы привлечению в вузы, осуществляющие подготовку в области библиотечно-информационной деятельности, абитуриентов с более развитыми общекультурными компетенциями.
Литература
1. Колесникова М.Н. Размышления о подготовке бакалавра библиотечно-информационной деятельности // Библиосфера. 2012. № 2. С. 72-74.
2. Российское образование: федеральный портал. ИЯЬ : http://www.edu.ru/ аЫШг/ ае!59/ ш-dex.php (дата обращения: 21.08 2012 г.).
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996. 308 с.
4. Московчук Л.С. Профессиональная рефлексия в библиотечном деле: теоретикометодологический анализ // Библиосфера. 2012. № 2. С. 75-81.
5. Всероссийский центр изучения общественного мнения (официальный сайт). ИЯЬ : http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112858 (дата обращения: 21.08.2012 г.).