ПРИЗВАНИЕ—ИСТОРИЯ
М. А. Барашев
КТИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКИНФОВЫХ И АРХИТЕКТУРА ВОТЧИННЫХ ХРАМОВ ВО ВЛАДИМИРСКОМ КРАЕ XVII СТОЛЕТИЯ
Начало каменного вотчинного строительства на Руси, видимо, относится к концу XV-началу XVI в. —времени, когда окончательно оформляется система феодального землевладения. Среди первых каменных храмов можно отметить Благовещенскую церковь в вотчине Нагих (1501 г., Владимирская обл.) и церковь Рождества Христова в Юркине Голохвастовых (начало XVI в., Московская обл.). В XVI столетии каменное вотчинное строительство было, главным образом, связано с заказами крупнейших феодальных землевладельцев — Годуновых, Шереметевых, «царя и великого князя Тверского» Симеона Бекбулатовича и т. п. Ярким примером вотчинных храмов этого времени являются Спасо-Преображенская (Троицкая) церковь в Больших Вяземах (ок. 1598 г., Московская обл.), церковь Троицы в Хорошеве (1594-1596 гг., Москва) и Богоявленская церковь в Красном-на-Волге (1592 г., Костромская обл.), возведенные в 1590-е годы по инициативе Б. Ф. Годунова. В XVII столетии возрастают масштабы каменного вотчинного строительства и существенно расширяется круг его заказчиков. Это уже не только представители известнейших княжеских фамилий и старомосковских служилых родов, например, Пожарские, Прозоровские, Троекуровы, Голицыны, Ромодановские, Черкасские, Стрешневы, Головины ит. д., но и провинциалы, прежде всего, породнившиеся с царской династией, то есть Милославские и Нарышкины. На их средства были выстроены замечательные вотчинные храмы: Покровская церковь в Медведкове (1634-1635 гг., Москва),
© М. А.Барашев,2010
Борисоглебская церковь в Зюзине (1688-1704 гг., Москва), церковь Николая Чудотворца в Троекурове (1699-1704 гг., Москва), церкви Знамения Богоматери в Дубровицах (1690-1704 гг., Московская обл.) и Перове (1690-1708 гг., Москва), Богоявленская церковь в Мстере (1687 г., Владимирская обл.), Казанская церковь в Ундоле (1693 г., Владимирская обл.), церковь Троицы в Останкине (1677-1683 гг., Москва), Покровская церковь в Филях (1690-1694 гг., Москва) и церковь Троицы в Троицком-Лыкове (1690-1696 гг., Москва).
Строительство каменных вотчинных храмов в ХУІ—ХУІІ вв., несомненно, выражало идеи могущества и феодального иммунитета родовой знати. Вместе с тем оно отчетливо показывает ее личные художественные вкусы, а также отношение к политическим и культурным событиям в жизни страны.
В данной работе рассматриваются ктиторская деятельность старомосковских служилых людей Акинфовых и изменение их художественных предпочтений на протяжении XVII столетия.
Акинфовы — старомосковский служилый род, ведущий свое происхождение от новгородского боярина и воеводы Акинфа Гавриловича (ветвь Ратшичей), прозванного Великим (уб. 1304). Его сыновья уже служили тверским князьям, а в 1399 г. отъехали в Москву. Здесь потомки Акинфа Великого были воеводами, а также выполняли дипломатические поручения московских государей. Например, Архип Федорович Акинфов в 1629 г. поставлен царем Михаилом Федоровичем красноярским воеводой, а его брат Иван Федорович с 1643 г. служил воеводой в Шуе, а позднее при царе Алексее Михайловиче направлен послом в Варшаву1. В первой трети XVII в. Акинфовым принадлежало 10 вотчин в 5 уездах2, в том числе в 3 уездах Владимирского края, и 6 осадных дворов во Владимире3. Архип Федорович Акинфов умер бездетным и после его смерти вотчины достались брату—Ивану Федоровичу. В 1678 г. их унаследовал его сын Никита Иванович Акинфов (ум. не ранее 1723). Н. И. Акинфов начал свою службу при царском дворе стольником, а около 1689 г. был пожалован в окольничии. В 1700 г. ему принадлежало в разных вотчинах и поместьях 403 крестьянских двора4 и несколько господских усадеб, в том числе подмосковная Алтуфьево, где имелся «двор вотчинников» и проживали 4 семьи конюхов из 12 человек и 3 семьи «деловых людей» из 17 человек, а также был двор
скотника5. После смерти первой жены Н. И. Акинфов женился на Аксинье Абрамовне Лопухиной — родственнице царицы Евдокии Федоровны. В 1718 г. он был арестован в ходе так называемого суздальского розыска, а его имения «отписаны на государя». В 1721 г. по воле царя Петра I Никита Иванович стал монахом Кирилло-Бе-лозерского монастыря, приняв при пострижении имя Иоанникий, причем по царской милости «в поместьях и вотчинах, которые за ним были, предоставлено ему Акинфову учинить наследником кого он по-хочет»6. В XVII столетии Акинфовы были известны своей ктитор-ской деятельностью. Сохранились записи об их богатых вкладах во Владимирский Богородицерождественский монастырь. На средства Акинфовых в XVII столетии было построено несколько вотчинных храмов.
До середины XVII в. все вотчинные храмы Акинфовых, видимо, были деревянными, как например церковь Николая Чудотворца в Еси-плеве (Владимирская обл.)7 или Андреевская церковь в Суходоле (Владимирская обл.)8. Скорее всего, это были традиционные храмы «древяна клецки» на подклете с характерными для Владимирского края устремленными вверх крутыми клиновидными кровлями и крытой чешуйчатым лемехом главой на коньке.
Первый известный каменный храм был возведен в родовой вотчине селе Есиплеве по заказу стольника И. Ф. Акинфова в 1652 г.9 Это — нарядное двухэтажное сооружение, где над четвериком с широкой полуциркульной апсидой возвышалась верхняя церковь с алтарем, сдвинутым к западу, что позволяло избежать расположения престолов одного над другим. С севера к храму примыкает одноглавый Борисоглебский придел.
После 1678 г. инициатива каменного вотчинного строительства перешла к Никите Ивановичу Акинфову. В 1678 г. по его заказу в подмосковской вотчине селе Комягине (Московская обл.) была выстроена живописная Сергиевская церковь10. Храм имеет ассимет-ричную композицию, которая включает в себя высокий бесстолп-ный четверик, завершенный пирамидой из двух ярусов кокошников и компактным пятиглавием, пониженную трехчастную апсиду, трапезную и паперть с примкнувшей к ее северному концу шатровой колокольней. С севера расположен Макарьевский придел. Фасады Сергиевской церкви отличаются сложным и разообразным декором,
характерным для зодчества в так называемом «стиле Алексея Михайловича». Декоративное «узорочье» представлено: заостренными килевидными кокошниками, многопрофильными карнизами с ширинками, резным оформлением оконных проемов и порталов, сдвоенными угловыми полуколонками. В декоре фасадов северного придела были применены муравленные изразцы. Архитектура этого вотчинного храма, несомненно, свидетельствует об осознанном восприятии Н. И. Акинфовым господствующих художественных вкусов и стремлении следовать им в своем вотчинном храмовом строительстве. Последующая ктиторская деятельность Никиты Ивановича только подтверждает его умение вовремя оценить архитектурные новации и увязать их с политической конъюнктурой весьма противоречивого времени начала петровских преобразований.
Изменение его художественных пристрастий, а следовательно, и отношения к политическим событиям в стране показывает строительство в 1691 г. вотчинной церкви в честь Всех Святых в селе Эдемском (Владимирская обл.)11. Ее объемную композицию составляют характерный для «нарышкинского стиля» храм типа восьмерик на четверике с трехчастной полукруглой апсидой, трапезная и трехярусная шатровая колокольня. С севера к храму примыкает придел в честь Дмитрия Солунского. Свойственными для своего времени деталями декоративного убранства являются: многопрофильные карнизы, пучки тройных колонок на углах, наличники прямоугольных оконных проемов с тонкими колонками и разорванными треугольными фронтонами.
Последним известным каменным вотчинным храмом, возведенным по заказу Н. И. Акинфова, является Тихвинская церковь в селе Суходоле, выстроенная в 1704 г., скорее всего, суздальскими мастерами12. Это центрический ярусный восьмилепестковый храм со скромным декором. Аналогом его композиции, вероятно, служит подмосковная церковь Знамения Богоматери в Перове или вотчинные постройки голицынского круга.
Каменное вотчинное строительство Акинфовых в XVII столетии является ярким свидетельством всей сложности процесса усвоения новых художественных вкусов заказчиками в лице старомосковских служилых людей и показывает его неразрывную связь с динамикой политических изменений в общественной жизни этого времени.
1 КоробкоМ. Ю. Москва усадебная: Путеводитель. М., 2005. С. 16.
2 ШватченкоО.А. Светские феодальные вотчины России в первой трети XVII века. М., 1990. С. 227.
3 Мазур Л. Д. Русский город XI-XVIII в. Владимирская земля. М., 2006. С. 25.
4 Шватченко O.A. Землевладение и служба думных чинов в России. XVII-начало XVIII века. М., 1999. С. 43.
5 КоробкоМ. Ю. Москва усадебная... С. 16.
6 Цит. по: Там же. С. 17.
7 Добронравов В. Г., Березин В.М. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: В 5 вып. Вып. Ш. Владимир, 1896. С. 510-511.
8 Добронравов В. Г., Березин В.М. Историко-статистическое описание... Вып. I Владимир, 1893. С. 215-217.
9 Добронравов В. Г., Березин В.М. Историко-статистическое описание... Вып. III. С. 510-511.
10 Памятники архитектуры Московской области: Каталог: В 2 т. / Под ред. Е.Н. Подъяпольской. Т. II. М., 1975. С. 148-149.
11 Добронравов В. Г., Березин В.МИсторико-статистическое описание... Вып. V. Владимир, 1898. С. 218-219.
12 Добронравов В. Г., Березин В.М. Историко-статистическое описание... Вып. I. С. 215-217.