новые туристские центры
new tourist centers
УДК 338.48
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-126-148
АФАНАСЬЕВА Александра Владиславовна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) кандидат географических наук, доцент; e-mail: slimm_82@mail.ru
КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ В АНТАРКТИКЕ: СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ
Актуальность развития антарктического туризма связана с растущим вниманием к немассовым направлениям, а также к пониманию туризма как механизма устойчивого развития дестинаций. Для России, значительная часть территории которой лежит за полярным кругом, успешные кейсы развития полярных видов туризма очень важны. Статья посвящена изучению состояния и актуальных трендов в антарктическом кру-изном туризме. В работе проанализировано научное мнение относительно развития полярного и круизного туризма в Антарктике, выявлены ключевые вопросы, которые привлекают внимание ученых. Охарактеризованы основные факторы, влияющие на развитие туризма, а также изучено их влияние на возможности формирования конкурентных преимуществ операторов, работающих в Антарктике. Детально описано геополитическое положение региона и влияние этого фактора на развитие туризма. В статье подробно изучено современное состояние антарктического круизного туризма: динамика роста турпотока, количества поездок, круизных суден, посещенных аттракций. Составлен рейтинг наиболее посещаемых объектов в Антарктике, дана характеристика каждому из них. На основании изучения рынка предложений, изучены и охарактеризованы туристские маршруты антарктических круизов. На основании направлений и входящих в них набора аттракций проведена типология антарктических круизных маршрутов. Данное исследование позволяет сказать, что Антарктика сегодня активно интегрируется в мировое туристское пространство, а в антарктический туризм вовлекается все большее количество неантарктических объектов. Кроме того, изучены основные мотивы путешественников, охарактеризованы формы туристской активности, и выявлены приемы экономики впечатлений, которые применяются в круизных поездках по Антарктике. Данные статьи позволяют сделать вывод о том, что сегодня расширение видов деятельности, приемы экономики впечатлений, увеличение спектра туристских мотивов и потребностей - это важный тренд в антарктическом круизном туризме.
Ключевые слова: круизный туризм, Антарктика, антарктические круизы, экономика впечатлений в туризме
Для цитирования: Афанасьева А.В. Круизный туризм в Антарктике: состояние и актуальные тренды // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 126-148. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-126-148.
Дата поступления в редакцию: 20 августа 2021 г. Дата утверждения в печать: 21 сентября 2021 г.
UDC 338.48
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-126-148
Alexandra V. AFANASIEVA
Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: slimm_82@mail.ru
CRUISE TOURISM IN ANTARCTICA: CONDITION AND CURRENT TRENDS
Abstract. Antarctic tourism development is associated with the growing attention to non-mass destinations, and understanding tourism as a mechanism for destination sustainable development. Significant part of Russia's territory lies beyond the Arctic Circle, thus successful cases of the polar tourism are very important in Russian polar destinations development. The article is devoted to the issues of understanding the condition and current trends in Antarctic cruise tourism. Analysis of the scientific opinion on polar and cruise tourism in Antarctica allows to identify the key issues that attract the attention of scientists. The author characterizes the main factors influencing the tourism development and studies their influence on the possibility of forming the competitive advantages of operators in Antarctica. The geopolitical position of the region and its influence on the tourism development are described in detail. The work examines in detail the current state of Antarctic cruise tourism: the dynamics of the growth of tourist flow, the number of trips, cruise ships, attractions visited. The author compiles a rating of the most visited sites in Antarctica and characterizes each of them. The studying the market of proposals allowed to characterize the tourist routes of Antarctic cruises and assort them into 12 groups based on directions and attractions included. This study demonstrates the trend of active integration of Antarctica into the world tourism space today, an increasing number of non-Antarctic objects are involved in Antarctic tourism. The author investigates the main motives of travelers, characterizes the forms of tourist activity, and reveals the techniques of the experience economy in cruise trips in Antarctica. This article allows us to conclude that an important trend in Antarctic cruise tourism today is the expansion of activities, as well as experience economy tools, an increase in the range of tourist motives and needs.
Keywords: cruise tourism, Antarctica, Antarctic cruises, experience economy in tourism
Citation: Afanasieva, A. V. (2021). Cruise tourism in Antarctica: Condition and current trends. Service and Tourism: Current Challenges, 15(3), 126-148. doi: 10.24412/1995-0411-2021-3-126-148. (In Russ.). Article History Disclosure statement
Received 20 August 2021 No potential conflict of interest was reported by
Accepted 21 September 2021 the author(s).
@0@
© 2021 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/
Введение. Важным трендом последних десятилетий стал спрос на альтернативные формы путешествий [1]. Альтернативность, как антагонист массового туризма, выражается не только в туристской мотивации и способе осуществления поездки, но и в выборе той или иной дестинации. Наиболее востребованной и желанной альтернативной туристской дестинацией является, безусловно, Антарктика. Именно этот регион позиционируется как «край света», идеальное место для экологического туризма. С 1950-х годов этот регион осваивается как туристская дестинация, и в предпандемий-ный 2019 год его посетило 74 тыс. туристов. Однако, вопреки интенсивности роста турпотока, абсолютное число туристов не сопоставимо с массовыми туристскими дестинациями, как и общее количество работающих на рынке операторов не может сравниться с массовостью туристских предприятий в крупных туристских направлениях. Это связано со спецификой региона, существующими ограничениями роста туристской активности, вопросами безопасности и сохранения окружающей среды. Сдерживание количественного роста частично компенсируется «качественным» - увеличивается разнообразие видов деятельности в круизах, качество размещения и обслуживания, расширяется география турпотока, усиливается общее туристское впечатление, формируемое дестинацией. Другими словами, несмотря на самодостаточность Антарктиды как недоступного, покрытого льдами континента, не отменяет принципов экономики впечатлений, которые стали актуальными инструментами в туристской индустрии.
Целью статьи является изучение текущего состояния и трендов развития антарктического круизного туризма
Основные задачи статьи следующие: а) изучение существующих публикаций по тематике антарктического туризма и выявление основных вопросов, которые активно рассматриваются в научной среде; б) изучение основных факторов, влияющих на развитие туризма в Антарктиде; в) характеристика состояния отрасли на предпан-демийный период; изучение туристской активности в регионе, а также выявление
способов формирования конкурентных преимуществ игроками туристского рынка. Обзор научной литературы по проблеме исследования
Анализ научных публикаций по тематике антарктического туризма позволяет отметить тенденцию роста внимания к Антарктике как объекту исследования, что обусловлено ростом популярности туризма в полярных регионах. Однако при этом значительная часть публикаций посвящена вопросам воздействия туризма на экосистемы регионы, а в вопросах полярного туризма приоритет отдается больше Арктике, нежели Антарктике.
При этом вопросы экологической безопасности среды, рационального рекреационного природопользования в арктических регионах, устойчивого развития туризма, этике освоения Антарктики занимают ключевые позиции как в русскоязычном, так и англоязычном сегментах [5, 8, 10, 12, 15, 18, 20, 22, 23, 28]. Этот регион вызывает наибольшие споры среди ученых относительно возможностей роста туристской индустрии в нем без негативного воздействия на хрупкие экосистемы Антарктики, в ряде статей авторы напрямую затрагивают тему обратной стороны увеличения туристского потока в Антарктиду [12, 16, 18, 24]. В англоязычном сегменте активно выносятся на обсуждения вопросы ограничения туристской деятельности, совершенствования механизма контроля за соблюдением норм экологической безопасности, привлечения туристов к активности по сохранению окружающей среды. В целом, можно отметить, что расширение туристической активности в Антарктике воспринимается многими авторами как угроза региону. С другой стороны, сторонники устойчивого антарктического туризма полагают, что эта отрасль может с помощью проектирования и интерпретации туристского пространства и туристских продуктов может смягчить потенциальное негативное воздействие туризма на окружающую среду и сформировать образованную и мотивированную аудиторию туристов, которая будет поддерживать сохранение окружающей среды как в Антарктике, так и в домашних регионах. Другими словами,
время антарктические туристы рассматриваются как потенциальные амбассадоры устойчивого развития и сохранения природных ландшафтов Антарктики [16, 23, 24] Однако ряд исследований по потребительскому поведению туристов как во время антарктических туров, так спустя время после них, показывает, что это не простая задача, и чаще всего посещение Антарктиды не влияет на осознанность туристов и их дальнейшую деятельность по сохранению окружающей среды [24]. Поэтому вопреки растущему количеству публикаций, посвященных изучению баланса между туристской деятельностью и сохранностью субполярных и полярных экосистем, все же остается широкое поле для дискуссий и дальнейших изысканий.
Значительная часть исследований в русскоязычном сегменте посвящена вопросам правового регулирования туризма в полярных регионах и изучению практики организации и оказания туристских услуг в них. Это обусловлено тем, что большая площадь территории России находится в арктической зоне, и опыт развития арктических и антарктических дестинаций имеет важное значение для организации полярного туризма в стране [4, 6, 7, 9]. В англоязычном сегменте также есть ряд публикаций, которые так или иначе рассматривают вопросы регулирования туризма в Антарктике, в основном они носят критический характер и освещают проблемы, связанные с правовым статусом региона и несовершенством механизмов контроля воздействия туристической индустрии на природные ландшафты [11, 13, 21, 27, 28]. Особое внимание в зарубежных статьях уделяется проблематике успешного продвижения в Арктический регион Китая в том числе за счет туристической деятельности, что заставляет ученых анализировать механизмы и успешные меры, которые предпринимаются как китайскими властями, так и представителями туристской индустрии.
Нужно отметить ряд обзорных статей, в которых рассматриваются и описываются туристские ресурсы Антарктики, основные достопримечательности и причины интереса туристов к ним, основные механизмы управления и особенности организации ту-
ристической деятельности в регионе [2, 5, 10, 20, 26].
Нужно отметить интересные исследования, посвященные гражданской науке и научному волонтерству в полярных регионах [3, 14, 19, 25]. Гражданская наука - это проведение научных исследований различного профиля на добровольной основе представителями широкой общественности, т.е. людьми без академического научного образования, не преследующими получение материальных благ [3]. На 2019 год в Антарктиде соотношение туристов к ученым, ведущим деятельность на исследовательских станциях, составляет 15 к 1, при этом туристы прибывают в Антарктику на экспедиционных судах, что формирует определенный ресурс для научных исследований [3]. Кроме того, расширение деятельности компаний за счет развития публичной науки рассматривается как способов формирования конкурентных преимуществ [19].
Косвенно так или иначе вопросы антарктических круизов затрагиваются в статьях по круизному туризму, анализу рынка круизов в мире, изучению морского права в полярных регионах, в работах, посвященных выявлению и разработке механизмов взаимодействия субъектов рынка круизно-го туризма в интересах сохранения окружающей среды и местных сообществ (например, [15]).
В последнее время Антарктида рассматривается в контексте кризиса туристской отрасли в связи с пандемией COVID-19, в частности, авторы пытаются прогнозировать дальнейшее развитие индустрии в регионе в краткосрочной и долгосрочной перспективе, однако эти вопросы в силу неоднозначности и непредсказуемости ситуации остаются дискуссионными [17].
Таким образом, можно отметить, что вопросы антарктического туризма достаточно активно поднимаются в научной среде. Однако большее опасение вызывает влияние туризма на окружающую среды, именно поэтому на сегодняшний момент значительная часть публикаций посвящена именно этой проблематике. Особое место в научных публикациях занимает антарктический турист, его поведение, мотивация и
возможности вовлечения в природоохранную деятельность. Также затрагиваются вопросы возможностей организации и расширения туристской деятельности в Антарктике. Однако по-прежнему нет комплексного анализа туристических ресурсов, их использования в туристской деятельности, существующих предложений на рынке кру-изного туризма, дискуссионными остаются вопросы тенденций развития антарктического туризма, не рассматриваются современные механизмы туристической отрасли, позволяющие формировать целостное туристское впечатление и возможности этих механизмов в усилении уровня осознанности туристов относительно вопросов сохранения окружающей среды.
Анализ научной литературы и сайтов организаций, прямо или косвенно влияющих на развития туризма в регионе, позволяет выделить и охарактеризовать основные факторы, влияющие на развитие туризма.
Факторы развития туризма в Антарктике
Географическое положение региона
можно охарактеризовать как неблагоприятное для развития туризма здесь. Антарктика значительно удалена, имеет сложную транспортную доступность, и неблагоприятные природные условия для проживания и пребывания здесь людей, экосистемы хрупки, они легко разрушаются и тяжело восстанавливаются. Особенности географического положения региона заключаются также в удаленности и от основных туристских рынков, этот регион сложно вписать в национальные туристские продукты. Ментально Антарктика воспринимается как «край земли», для туристов этот регион рассматривается как недоступное место, но, с другой стороны, труднодо-ступность и немассовость и делает регион привлекательным. Важным моментом является то, что туристический сезон продолжается с октября по март, то есть, когда в Северном полушарии зимний период. С одной стороны, это дает поле для создания программ под празднование Нового года, комбинировать отпускные периоды у туристов, давая возможность за год посетить и летние дестинации, с другой стороны такой сезон не совпадает с сезоном отпусков
и каникул в европейских странах, что создает сложности в выделении рекреационного на поездку в Антарктику. Особенность географического положения и сложность посещения Антарктиды (возможность проживания только на территории научно-исследовательских станций, трудность передвижения по территории, в том числе и на специальной технике, высокие требования к безопасности туристов и пр.) обуславливает и превалирующую роль морских круизов (примерно 99% всех туров) в туристической отрасли в Антарктиде.
Географическое положение обуславливает высокую стоимость туристских поездок, их значительную продолжительность. В отличие от других мировых рынков круизной индустрии, минимальная продолжительность круиза по Антарктике составляет от семи до десяти дней из-за расстояния между портом отправки, обычно Ушуайя на юге Аргентины, и Антарктикой. Только северная оконечность Антарктического полуострова и близлежащие Южные Шетландские острова доступны на такой короткий срок. Большинство туров в Антарктиду, большая часть из которых круизная, стартуют с 7000-8000 евро, что связано с продолжительностью поездки, высокой эксплуатационной стоимостью судов, повышенными требованиями к их безопасности и экологическим параметров, ограниченными возможностями по количеству одновременно перевозимых туристов. Попытки удешевить стоимость круизных туров на сегодняшний момент во многом рассматриваются как безуспешные. Например, снижение стоимости за счет снижения стандарта обслуживания либо невозможно, либо не будет иметь значения в общей стоимости тура. Так, Хейндрик (2020) задает вопрос: «действительно ли пассажир, который готов заплатить несколько тысяч евро за десятидневный круиз, согласится на сопоставимый низкий стандарт, который требуется для предложения бюджетного варианта Антарктики?», и тут же дает на него отрицательный ответ [19]. А снижение стоимости за счет времени поездки приведет к увеличению количества судов в наиболее доступном месте - возле Южных Шетландских островов, и как след-
ствие чрезмерной антропогенной нагрузке на антарктические экосистемы. что в свою очередь выльется либо в снижение привлекательности дестинации, либо в ограничениях на посещение.
Таким образом, потенциал успеха бюджетных круизов по Антарктике для открытия новых рынков ограничен.
Такая особенность делает практически невозможной ценовую конкуренцию в данном регионе. При этом же растущее количество операторских компаний вынуждает их формировать конкурентные преимущества другими способами, в частности, за счет расширения видов деятельности в круизах, привлечения именитых гостей, индивидуализации туристского продукта, а также использования механизмов экономики впечатлений.
Географическое положение Антарктики обуславливает определенную ограниченность возможностей роста турпотока в регионе.
Территория является объектом международного права. Это означает, что вопросы регулирования туризма в регионе находятся в юрисдикции международных организации. Основным документом, регулирующим деятельность в Антарктике, является Договор об Антарктике (заключен в 1959 г. 12 государствами), вступил в силу в 1961 г., и с тех пор к нему присоединились многие другие государства. Сейчас Сторонами Договора являются 54 страны1. Договор дополняется Протоколом по охране окружающей среды (принят в 1991 г. в Мадриде Консультативными сторонами, поэтому часто называется «Мадридским протоколом»), который определяет Антарктиду как «природный заповедник, посвященный миру и науке»2. Каждая страна, подписавшая Договор об Антарктике, учреждает Национальную антарктическую программу, которая несет национальную ответственность за управление поддержкой научных исследований; вносить вклад в управление и охрану окружающей среды в районе действия Договора об Антарктике от имени
1 Секретариат Договора об Антарктике. URL: www.ats.aq/r/antarctictreaty. html
2 Секретариат Договора об Антарктике. URL: www.ats.aq/r/antarctictreaty. html
своего правительства и в духе Договора об Антарктике. Формирование национальных антарктических программ после подписания договора не является обязательным, но все страны, которые имеют постоянные исследовательские станции в Антарктике или проводят научные исследования иным образом, обычно делают это.
Значительный рост числа стран, присоединившихся к Договору об Антарктике, и расширяющаяся экспедиционная, научно-исследовательская, туристская и другая некоммерческая деятельность, формирование сложной экспедиционной инфраструктуры, вызвали необходимость координации деятельности сторон, что привело в итоге к созданию Совета управляющих национальных антарктических программ (КОМНАП) - международной ассоциации, объединяющей национальные антарктические программы. Секретариат КОМНАП находится в Крайстчерче, Новая Зеландия. КОМНАП имеет статус наблюдателя на ежегодных Консультативных совещаниях по Договору об Антарктике (КСДА)3.
Управляющий (менеджер) национальной антарктической программы - это национальное должностное лицо, отвечающее за планирование и проведение экспедиционных работ страны в Антарктике, которое представляет организацию, финансируемую государством, для выполнения национальной программы и присутствия4
Основные правила и руководящие принципы, регулирующие деятельность туристов и организаторов туристических экспедиций, собраны в «Руководстве по правилам и руководящим принципам, касающимся туристической и неправительственной деятельности в Антарктике», одобренном Решением 6 Консультативного совещания по Договору об Антарктике (КСДА) ХЫИ в 2021 г. Помимо установления руководящих принципов для туризма, КСДА также требует от туристических экспедиций предоставления отчетов о своих посещениях, устанавливает конкретные правила и практические рекомендации
3 Совет управляющих национальных антарктических программ (КОМНАП). URL: www.comnap.aq
4 Российская Антарктическая экспедиция. URL: https://raexp.ru/law-international-p5-p2.html
для наиболее посещаемых туристами мест с учетом их ценности и экологической устойчивости. В 2021 году КСДА также обновило Общее руководство для посетителей Антарктики5. Кроме того, туристская деятельность в числе прочей активности регулируется основными нормативными документами Секретариата Договора об Антарктике6.
Большинство туроператоров, работающих в Антарктиде, входят в состав Международной ассоциации антарктических туристических операторов (МААТО, англ. 1ААТО)7, основанной после подписания Протокола по охране окружающей среды Антарктики. Деятельность ассоциации направлена на соблюдение ее членами стандартов и принципов экобезопасного поведения в туризме, заложенных в Договоре об Антарктике и Протоколе по охране окружающей среды.
Сегодня членство в МААТО действительно международное: деятельность МААТО охватывает компании из Аргентины, Австралии, Бельгии, Канады, Чили, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Китайской Народной Республики, России, Южной Африки, Швеции, Швейцарии, Великобритании, США и других стран. В деятельности МААТО участвуют транспортные компании, круиз-ные и наземные операторы, туристические агенты и бюро, правительственные и неправительственные организации, природоохранные организации и компании по управлению экспедициями. Члены МААТО соблюдают общие принципы и правила осуществления туристской деятельности, направленные на сохранение баланса между человеческим присутствием и сохранением нетронутыми природных ландшафтов. МААТО и ее члены тесно сотрудничают со Сторонами Договора об Антарктике, средствами массовой информации и экологическими организациями, чтобы не только
5 Секретариат Договора об Антарктике. Туризм и неправительственная деятельность. URL: ht-tps://www.ats.aq/devAS/Ats/VisitorSiteGuideli-nes?lang=e
6 Полный список документов доступен по ссылке URL: https://www.ats.aq/r/tools-and-resources.html
7 Международная ассоциация антарктических туристических операторов. URL: https://iaato.org/
представлять отрасль, но и повышать осведомленность общественности и повышать озабоченность по поводу сохранения окружающей среды Антарктики. Компании-члены предоставляют логистическую и научную поддержку национальным антарктическим программам и антарктическим организациям. Туристические суда, которые ежегодно отправляются в Антарктиду более 200 раз, предоставляют рентабельную платформу возможностей для исследователей и научных программ. Члены также перевозят оборудование и материалы, включая материалы для станций, исследовательских лагерей и других проектов. Суда предоставляются национальным антарктическим программам до или после сезона регулярных рейсов для чартерных работ. Туроператоры и пассажиры также вносят прямые финансовые взносы в научные и природоохранные организации, действующие в Антарктике и субантарктике, включая Save the Albatross, UK Antarctic Heritage Trust, NZ Antarctic Heritage Trust, South Georgia Heritage Trust, Last Ocean, Mawson's Huts Foundation, Всемирный фонд дикой природы и Проект по идентификации горбатых китов Атлантического океана.
Однако наличие сложной и комплексной системы управления туристической деятельностью в Антарктике не исключает ряда проблем и дискуссионных вопросов. Так, многие положения и рекомендации носят декларативный характер, есть сложности с функционированием механизма мониторинга и предотвращения нарушений экобезопасности туристской деятельности, отдельные специалисты отмечают тот факт, что на сегодняшний момент нет единого международного правового акта, регулирующего вопросы использования Антарктики, который был бы принят всеми государствами планеты [6].
Осложняет развитие туризма наличие территориальных претензий в Антарктике, и на сегодняшний день нет тенденции к их урегулированию. Экспертами отмечается возможность эскалации напряженности между отдельными государствами. Страны, сравнительно недавно занявшие лидирующие мировые экономические позиции (например, Китай или Индия), имеют трудности с доступом к террито-
рии Антарктики, к размещению там своих научных баз и осуществлению образовательной и туристской деятельности [6]. По мнению ряда авторов, Китай придает вопросу исследования Антарктики ключевое значение, включив его в Стратегию своего развития [4, 6], а туризм в данном случае выступает механизмом как продвижения в Антарктический регион, так и способом проведения научных изысканий на уровне волонтерской науки [4, 6, 7, 13, 28].
Таким образом, Антарктика - пространство для международного сотрудничества в области науки, образования и, как следствие, туризма, но в то же время и пространство, где сталкиваются самые разнообразные политические и экономические интересы [9]. Это сказывается на представленности туристских организаций в регионе, сдерживает рост числе операторов, но, с другой стороны, усиливает международное сотрудничество в вопросах туризма и экобезопасного поведения туристов в природной среде.
Территория рассматривается как объект научных исследований, экосистемы региона очень хрупки и нуждаются в особой охране. Это делает невозможной традиционную хозяйственную деятельность, в том числе строительство отелей и объектов туристской инфраструктуры, оборудование традиционных туристских маршрутов и пр.
С другой стороны, сложные условия региона обуславливают высокие требования к безопасности туристов. В связи с этим круизные суда, в первую очередь, должны соответствовать требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). Главной целью данного нормативного документа является установление минимальных стандартов, отвечающих требованиям по безопасности при постройке, оборудовании и эксплуатации судов. На суда, работающие в полярных водах, распространяется действие Полярного кодекса8, который предусматривает необходимость обеспечения безопасности как туристов и команды судна, так и окружающей среды. Полярный кодекс определяет ледовый класс судов, то
8 URL: https://docs.cntd.ru/document/420376046
есть относит судно к одной из трех категорий - категории А, В или С - в зависимости от типа льда, для эксплуатации в котором оно предназначено, документ также определяет виды рисков и опасностей, эксплуатационные характеристики, требования к конструкции судов, процедуру освидетельствования и пр.
Удаленность и отсутствие инфраструктуры в полярных регионах влияет на доступность и своевременность спасения и помощи терпящим бедствие судам. Суда, работающие в удаленных полярных водах, должны быть готовы подождать несколько дней, прежде чем спасательные службы прибудут на место происшествия. Полярный кодекс требует, чтобы судовладелец определял максимальное ожидаемое время спасения для предполагаемых операций в полярных водах, но не менее пяти дней.
Требования к безопасности среды, предполагают ограничения численности туристских групп и размеров судов, которые входят в антарктические воды. Так, не рекомендуется и не разрешается высадка туристов на берег в Антарктике туроператорам, эксплуатирующим суда, на борту которых находятся более 500 пассажиров. Туроператорам рекомендуется осуществление взаимной координации действий, чтобы в местах высадки на берег одновременно находилось не более одного туристического судна, ограничивать количество пассажиров на берегу, чтобы там одновременно находились 100 или менее человек, соблюдать соотношение гидов и пассажиров на берегу на уровне, как минимум, 1:20.
Экологические проблемы, достигающие Антарктики тоже могут рассматриваться как фактор, влияющий на развитие туризма. В частности, растущая антропогенная нагрузка стимулирует разработку механизмов по логистике туристских потоков, ограничению экстенсивной туристской деятельности в наиболее доступных туристам местам, введению лимитирующих положений по отношению к количеству туристов, судов и операторов и пр. В отдаленном будущем экологические проблемы могут привести к снижению привлекательности отдельных природных аттракций.
С другой стороны, хрупкость ландшафтов Антарктики, недолговечность (по прогнозам экологов) ледников, отдельных фау-нистических сообществ формирует такое направление в туризме, как Last chance tourism (или туризм последнего шанса) [19]. Такое направление выделяется на основании стремления туристов увидеть то, что в скором будущем исчезнет, другими словами, пока есть последний шанс лицезреть то, что в скорости уйдет в историю. В западных публикациях Антарктику все чаще рассматривают именно как дестина-цию «последнего шанса» [12, 16, 19].
Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно отметить, что географические и политическое положение Антарктики как туристской дестинации обуславливает специфику организации туристской деятельности, а также тенденции ее развития. Рассмотрим эти вопросы подробней.
Специфика, тенденции развития туризма в Антарктике и основные дестинации круизного туризма в регионе
По данным МААТО, количество туристов с того момента, как в Антарктике активно развивается коммерческий туризм, выросло по разным данным до 74 000 человек, значительную часть из которых - это круизные туристы. Стремительно выросло
количество судов и операторов, функционирующих в антарктическом регионе. Также наблюдается увеличения количества высадок на берега островов и Антарктиды. Динамика основных показателей представлена на рис. 1, где в диаграмме приводится сравнение увеличения факторов в различных аспектах этой деятельности (количество пассажиров, кораблей, рейсов, совершенных выгрузок и используемых площадок). На рис. 1 показаны темпы роста важнейших показателей развития туризма. В табл. 1 приведем их абсолютные значения.
В табл. 1 приведены данные по операторам, которые являются членами МААТО, однако практически весь традиционный коммерческий морской туризм с высадками в Субантарктике и Антарктике осуществляется операторами МААТО. Сезон 20192020 гг. завершился как раз до начала пандемии COVID-19, поэтому Антарктику не затронули последствия заболеваемости. Хотя трудно сказать, когда деятельность вернется к уровню, предшествующему пандемии, планирование и подготовка к возобновлению деятельности и управлению для будущего роста продолжаются. В последнем столбце показано потенциальное количество пассажиров и рейсов на 2021-2022 годы по прогнозу МААТО.
25
Рис. 1- Изменение факторов втрадиционном морском судоходном туризме на Антарктическом полуострове в 1989-2021 гг.9
Fig. 1 - Changes in factors in sea cruise tourism on the Antarctic Peninsula in 1989-2021
134
:точникданных: https://iaato.org/
Таблица 1 - Сравнение количества высадившихся пассажиров, рейсов, высадок, площадок и судов СОЛАС на Антарктическом полуострове за период 2015-2020 гг., и потенциального количества пассажиров (включая яхты) и рейсов на 2021-2022 гг.
Table 1 - Comparison of the number of passengers, ships, landings, sites and SOLAS vessels on the Antarctic Peninsula over the past five years, 2015-2020, and the potential number of passengers (including yachts) and ships for 2021-2022
Сезоны 2015/16 2016/17 2017/18 2018/19 2019/20 2020/21 2021/22
Пассажиры 29493 33580 41517 44303 54485 15 51678
Поездки 236 253 293 324 367 2 429
Высадки 2206 2427 2679 2717 3223 0
Посещаемые объекты туристского интереса 125 111 166 187 215 0
Количество судов СОЛАС 25 28 30 32 37 0 47
Из рис. 1 видно, что динамика турпото-ка отражает мировые тенденции развития туризма и экономики. Так снижение динамики роста турпотока в 2011-2012 гг. - это следствие экономического кризиса 2008 года, а резкое падение в 2020 г. - ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Стремительный рост турпотока в последние годы объясняется увеличением интереса к альтернативным дестинациям, развитием прямых сообщений между европейскими городами и южноамериканскими дестинациями, активным ростом китайского сегмента в глобальном туристском потоке в Антарктику.
Количество судов росло постепенно, во многом операторы использовали экспедиционные суда, переоборудованные под потребности круизных туристов, в регионе действуют суда 1980-х гг. постройки, которые прошли модернизацию и сейчас представляют собой круизные суда. Кризис 2008 года вынудил компании сокращать эксплуатационные расходы, что обусловило сокращение общего количества судов, и ограниченные темпы роста в дальнейшем. Сейчас наблюдается две тенденции: ввод в эксплуатацию современных судов, построенных в 2020-2021 гг. и вывод более старых моделей, а также рост количества небольших яхт, рассчитанных на общее количество пассажиров до 12 чел. До пандемии суда эксплуатировались с более высоким процентом загруженности, при этом все суда получали выгоду от мировой экономической мощи и работали с почти полной пассажиропотоком.
Наименьшие темпы роста показывает посещаемость природных объектов. На се-
годняшний момент в основе большинства круизных маршрутов лежит ограниченный набор природных достопримечательностей, и тем не менее количество вовлеченных в круизную деятельность объектов сегодня составляет 215. С 2015 г. количество посещаемых объектов увеличилось почти вдвое, во многом это связано с активно проводимой политикой стимулирования разнообразия туристических поездок, чтобы снизить нагрузку на наиболее популярные объекты туристского интереса и распределить туристов между ними. Рассмотрим наиболее посещаемые объекты в Антарктике (табл. 2).
Помимо описанных объектов, находящихся в первой десятке по посещаемости, можно отметить такие объекты, как Гавань Миккельсена, Дамой Поинт (побережье Дориан), острова Айтчо - остров Барри-ентос, мыс Портал, научно-исследовательская станция В.И. Вернадского, залив Орн, залив Янки, остров Плено, побережье Телефон, Порт Харкот. Посещаемость Т0П-20 объектов по годам представлена на рис. 2.
Пять самых посещаемых участков (гавань Неко, о. Кувервилль, о. Полумесяц с колонией антарктических пингвинов, зал. Уэйлерс и о. Гудье) в 2015-2020 гг. не изменили своих позиций в рейтинге. На эти объекты приходится примерно 25% всех высадок, совершенных за пятилетний период. На двадцатку самых посещаемых объектов приходится примерно 65% всех высадок за сезон. Это связано с тем, что расположены они на одном из самых популярных направлений в круизных турах - на пути к Антарктическому полуострову или в непосредственной близости от него.
Таблица 2 - ТОП-10 самых посещаемых аттракций в Антарктике10
Table 2 - Top 10 most visited attractions in Antarctica
Название объекта Описание Посещаемость по сезонам (кол-во поездок)
Остров Гудье и порт Локрой Обнаруженный французским исследователем Жаном-Батистом Шарко в 1903 г., остров на протяжении многих лет был местом остановки китобойных судов, после - британской военной базой, а затем и исследовательской станцией. Порт Локрой - это залив, образующий естественную гавань на северо-западном берегу о. Винке в архипелаге Палмера напротив Антарктического п-ва. Одноименная антарктическая база, расположенная на о. Гудье в этом заливе, включает в себя самое южное действующее почтовое отделение в мире 2015/16: 150 2016/17: 149 2017/18: 159 2018/19: 174 2019/20: 131
Бухта Неко Бухта Неко - небольшой залив с галечным пляжем, который протянулся примерно на 500 м на юго-западной стороне зал. Андворд. Здесь обитают колонии пингвинов Дженту (Gentoopenguins), гнездящихся на склонах. Пролив окружен горами и высокими стенами ледников и является местом кормления китов Минке. «Неко» назывался плавучий китобойный завод, который действовал в этом регионе с 1911 по 1924 гг. Здесь также находится заброшенная аргентинская станция, которая законсервирована для поддержания политического статуса территории 2015/16: 135 2016/17: 116 2017/18: 142 2018/19: 157 2019/20: 191
Остров Курвельвиль Остров, расположенный в прол. Эррера в районе Антарктического п-ва, назван в честь французского политика Жюля де Кувервиля. Со всех сторон окружен почти вертикальными скалами, за исключением северного берега. Остров является домом для большой колонии пингвинов Дженту, а также местом наблюдения за колониями антарктических птиц: на этот остров прилетают южные гигантские буревестники, антарктические крачки, доминиканские чайки, голубоглазые бакланы и другие морские птицы. Тут можно наблюдать за охотой морских леопардов 2015/16: 134 2016/17: 159 2017/18: 151 2018/19: 160 2019/20: 173
Залив Уэйлерс Небольшая бухта, которая находится между мысом Филдс и Пенфолд-Пойнт на восточной стороне Порт-Фостер, о. Десепшн, Южные Шетландские о-ва. Здесь находятся артефакты, связанные с чилийской и норвежской китобойными станциями, периодом британской научной и картографической деятельности (1944-1969 гг.) и другими историческими событиями 2015/16: 134 2016/17: 154 2017/18: 134 2018/19: 149 2019/20: 147
Колония антарктических пингвинов на о. Полумесяц Остров в составе архипелаге Южные Шетландские острова. От Антарктического полуострова остров Полумесяца отделяет всего 120 км. Остров получил название благодаря своей форме, которая напоминает полумесяц. Особенностью этой местности является наличие колоний антарктических пингвинов 2015/16: 112 2016/17: 130 2017/18: 139 2018/19: 131 2019/20: 155
Научно-исследовательская станция Браун Аргентинская научно-исследовательская станция, названная в честь адмирала Уильяма Брауна. Благодаря расположению на западе Антарктического п-ва вдоль Райской гавани, где климат относительно мягкий, станция Браун - популярное туристское место. В дополнение к посещению пингвинов Дженту, туристы могут подняться на 84 м (276 футов) над станцией, а спуститься не только пешком, но и на санях. 2015/16: 84 2016/17: 83 2017/18: 97 2018/19: 122 2019/20: 90
Остров Данко Остров, расположенный в прол. Эррера. По-испански этот остров называется Isla Dedo («остров пальца»), что определено его вытянутой формой с большим снежным бугром в центре высотой примерно 130 м. Остров находится прямо в центре пролива и, взобравшись наверх, можно в теории насладиться обзором в 3 600, а также увидеть колонию пингвинов 2015/16: 77 2016/17: 70 2017/18: 90 2018/19: 107 2019/20: 112
Мыс Джугла Мыс Джугла - скалистый полуостров, изрезанный небольшими бухтами. Гавань окружают снежные карнизы, ледники и обширные, крутые и сильно изрезанные трещинами снежные поля. Основные аттракции: пингвины Дженту (или пингвины Папуа), голубоглазые бакланы, ледниковые пейзажи, китовые кости 2015/16: 75 2016/17: 87 2017/18: 93 2018/19: 95 2019/20: 79
136
\ttps://iaato.org/
Рис.2 - ТОП-20 наиболее посещаемых аттракций в Антарктике в 2015-2020 гг.
Fig.2-TOP20mostvisited attractionsinAntarcticain2015-2020
Название объекта Описание Посещаемость по сезонам (кол-во поездок)
Остров Петерманн Остров, протяженностью 1 км, поднимается примерно на 150 м над у.м. Ледяная шапка покрывает часть северо-западной оконечности острова, а изрезанный постоянный ледяной склон в основном покрывает южную оконечность острова. Основные аттракции: пингвины Дженту и Адели, голубоглазые бакланы, горный пейзаж, место проведения второй французской антарктической экспедиции Шарко с историческими артефактами 2015/16: 74 2016/17: 64 2017/18: 95 2018/19: 55 2019/20: 107
Браун Блафф Восточное побережье п-ва Табарин на юго-западном побережье Антарктического пролива. 1,5-километровый пляж из булыжников и пепла, все более круто поднимающийся к возвышающимся красно-коричневым туфовым скалам, покрытым вулканическими бомбами. Скалы сильно эродированы, в результате чего на более высоких склонах образовались рыхлые осыпи, скалы и лед, а на пляже появились большие, размытые ветром валуны. Основные аттракции: геологические особенности, пингвины Дженту и Адели, морские леопарды, континентальная высадка 2015/16: 72 2016/17: 75 2017/18: 65 2018/19: 56 2019/20: 90
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
Количество поездок к объектам
12015-16 ■ 2016-17 ■ 2017-18
2018-19 ■ 2019-20
I
s/о/ ч/ ч/ </ Ч/У У </• У У У ч/ У
' ' '//S */'///S/W
ж ✓
* &
■Л?
Нужно отметить, что рост популярности объектов неоднородный: так, одни объекты (их большая входит в первую десятку) остаются очень популярными, тогда как более отдаленные достопримечательности демонстрируют снижение активности. Популярность показанных на рис. 2 объектов объясняется относительной простотой доступа к ним, сравнительной близостью (это ближайшие к местам отправки объекты) возможностью управления туристским потоком, надежного доступа, их эстетической и/или исторической ценностью. Кроме того, такие факторы, как характер льда и погода, сильно влияют на выбор места и характер
посещения, открывая или ограничивая доступ.
Важно отметить, что из-за пандемии SARS CoV-2 экспедиции Операторов МААТО в сезоне 2020-21 гг. были ограничены двумя отдельными экспедициями на Антарктический полуостров на трех яхтах, по данным МААТО регион посетило 15 чел., и полной статистики попосещеннымобъектамнет.
Основная форма организации туристской деятельности в Антарктическом регионе - это морские круизы. Около 95% всех круизов начинается и оканчивается вУшауаи (Аргентина). Но также круизы стартуют из Чили, Новой Зеландии, Австралии, ЮАР. Есть
круизы, которые начинаются в одной стране (например, в Аргентине), а заканчиваются в другой (например, Новой Зеландии). Круизы отличаются по набору посещаемых ат-тракций, активностей, входящих в перечень услуг, видами задействованного транспорта, видами судов, продолжительностью и пр. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Базовым элементом всех круизных поездок выступают суда, которые вовлечены в арктический туризм. Выше мы писали о том, какими характеристиками должны обладать суда, которые работают в антарктических водах. МААТО делит все суда на четыре большие группы (табл. 2).
Таблица 2 - Классификация судов, осуществляющих морские круизы в Антарктике по МААТО11
Table 2 - Classification of ships operating sea cruises in Antarctica according to IAATO
Для того, чтобы снизить нагрузку на экосистемы, а также в силу ограниченности портовой инфраструктуры в Антарктическом регионе запрещена высадка берег туристов с крупных круизных судов (пассажировмести-мостью более 500 чел.).
Наиболее популярными судами в кру-изном туризме в Антарктике являются суда первой категории с пассажировместимо-стью до 200 чел. Сейчас активно появляются круизные предложения на базе небольших яхт, что объяснимо как их высокой маневренностью, так и трендом индивидуализации и персонализации туристских предложений.
Еще одной важной характеристикой круизных маршрутов является география их направлений и объектов, которые они в себя включают.
11 https://iaato.org/
Почти все круизы по Антарктике начинаются из или Ушуайи (Аргентина). Это связано с тем, что преодоление пролива Дрейка в Антарктику возможно за 48 часов, тогда как плавание из Хобарта (Австралия) и Крайстчерча (Новая Зеландия) займет около 10 дней. Комбинированные маршруты (например, с перелетом до острова Кинг-Джордж), осуществляются из городов Чили и Аргентины. Города, которые выступают в качестве отправных баз для путешествий и туризма в Антарктиду, хотя и не являются направлениями антарктического туризма сами по себе, могут получить значительные экономические выгоды от антарктического туризма. Например, Буэнос-Айрес в Аргентине, Пунта-Арена в Чили или Хобарт в Австралии получают выгоды от туристов, которые прибывают в них с целью дальнейшего антарктического путешествия, в Хобарте осуществляются национальные и международные программы по развитию антарктического туризма, в Крайстчерче находится секретариат Совета управляющих национальных антарктических программ, и этот же город позиционируется как «ворота Антарктики». Правительство Тасмании поощряет посещение острова Маккуори и инициировало создание Международного антарктического центра в Хобарте из-за потенциальных экономических выгод, которые может получить порт от антарктических круизов. В антарктический туризм вовлечены и дестина-ции ЮАР, откуда также осуществляются редкие поездки в Антарктиду.
Таким образом, география антарктического круизного туризма охватывает значительно больший круг дестинаций и регионов. Для подтверждения этого тезиса мы проанализировали круизные предложения в антарктическом регионе. Основой для исследования послужила база данных МААТО, а также поиск предложений на российском туристическом рынке.
Все маршруты мы объединили в несколько крупных групп в зависимости от входящих в маршруты объектов, пункты отправления и прибытия и районов проведения круизных маршрутов. Результаты представлены в табл. 3.
Категория Характеристика
Категория 1 13-200 пассажиров, может осуществлять высадку туристов на берег
Категория 2 201-500 пассажиров, может осуществлять высадку туристов на берег
Круизные суда Более 500 пассажиров, без высадки на берег
Яхты До 12 пассажиров, может осуществлять высадку туристов на берег
Таблица 3 - Направления круизов в Антарктике
Table 3. Cruise routes in Antarctica
Крайние точки, основные посещаемые объекты, важнейшие характеристики Карта маршрута
Ушуайя - Ушуайя (Аргентина) Юж. Шетландские о-ва Экспедиционные суда и яхты 10-13 дней
Ушуайя - Ушуайя (Аргентина) Субантарктические о-ва, Антарктический п-ов Экспедиционные суда (114 чел.) 12-18 дней i;I-
Ушуайя - Ушуайя (Аргентина) Субантарктические о-ва, Антарктический п-ов, Южный полярный круг Экспедиционные суда (114 чел.) 11-14 дней | пролив
Пунта-Аренас (Чили) Субантарктические о-ва, Антарктический п-ов, Южный полярный круг Круиз с перелетом на о. Кинг Джордж (Юж. Шетландские о-ва) Экспедиционные суда (114 чел.) 8 дней
Ушуайя - Буэнос-Айрес (Аргентина) Фолклендские о-ва, о. Юж. Георгия, Юж. Шетландские о-ва, Антарктический п-ов Экспедиционные суда (114 чел.) 11-14 или 21-30 дней Пролив Жерлаш Бухта Андворд Море Уэдцелла
Крайние точки, основные посещаемые объекты, важнейшие характеристики
Карта маршрута
Инверкаргилл - Данидин (или Инверкаргилл), Н. Зеландия Субантарктические о-ва Тихого океана, о-ва Чатем
Экспедиционные суда (в т.ч. класса 1А устойчивости к ледовой нагрузке) 8-19 дней
Инверкаргилл - Инверкаргилл (или Крайстчерч), Н. Зеландия
море Росса, Субарктические о-ва
Экспедиционные ледоколы (до 50 чел.) - перестроенные экспедиционные суда под круизные потребности
Фолклендские острова Субантарктические о-ва и острова Атлантики
Экспедиционные суда (в т.ч. высокого класса 1А) 28 дней
Крайние точки, основные посещаемые объекты, важней шиехарактеристики Карта маршрута
Ушуайя (Аргентина) - Вальпараисо (Чили) прол. Бигль и аллея Айсбергов, фьорды Чили Экспедиционные суда (114 чел.) Santiago de Chile Valparaíso 0p BuenosAires M- « 1 1 ^ t^^^w f j ARGENTINA CastroO Pacific Oceorv /fe 7j QCaleta To tel Puerto Edén ooBrügeen Glacier Torres del Paine NP ^Puerto Natales ' _ nPunta Santa ¿rjOU!hUlli0 Garibaldi Fjord y BeogteStra t
Кейптаун (ЮАР) - м. Горн (Чили) - Ушуайя (или перелет в Буэнос-Айрес, Аргентина) Юж. Африка, о-ва Тристан-да-Кунья, Юж. Георгия, Юж. Шетландские о-ва, м. Горн 22 дня ^^— .Ti ttJ I do Cv Ж / SOUTH AMERICA / 8<ъ, / U¿huaiq Grytviken ~OJ Cap? НоггиГ / \ sOUfH tpUW SHETLAND ^ ——"" '' Eléphant lílaftd ^Oj. Helf Moon lilqnd^* Antorctic Sound Deceptian Isfand V Poulet Nkmd 4 Brown Bluff WEDOELL SEA ANTARCTIC PENINSULA
Тромсе(Норвегия)-Ушуайя(Аргентина) Трансатлантическийкруиз изАрктикивАнтарктику (Тромсе,Лофотенскиео-ва,Норвежское море, Британские о-ва, побережье Юж. Америки, Субарнарктическиео-ва, Ушуайя) Современные круизные суда, вместимость до 378 чел. (компанияVikingExpeditions) 44дня
Всего можно выделить 12 групп маршрутов, среди которых наиболее массовыми являются маршруты, включающие Южные Шетландские острова и Антарктический полуостров. На сайте МААТО у каждого оператора есть предложения по первым
двум группам маршрутов. При этом, это самые посещаемые направления, а некоторые операторы сокращают количество дней туров за счет перелета до острова Кинг-Джордж. Карты, на которых показаны маршруты, также наглядно демонстриру-
ют положения основных антарктических аттракции. Отдельной аттракцией является южный полярный круг, путешествие к которому усиливает туристское впечатление. Эта символическая линия, которую можно видеть только на картах, привлекает даже тех туристов, которые далеки от географии и картографии. Из Новой Зеландии стартуют маршруты по субантарктическим островам Тихого океана и к морю Росса. Субантарктические острова Тихого океана становятся основой для бердвотчинга, высадки на них не производится, чтобы не тревожить птиц, однако туристы подплывают достаточно близко, чтобы наблюдать за редкими и эндемичными колониями.
Менее массовыми и более дорогими являются маршруты от Кейптауна, вдоль Атлантики, Западного побережья Южной Америки, и от Арктики до Антарктики. Это продолжительные маршруты, которые предлагаются только отдельными нишевы-ми операторами. В частности, Трансатлантический круиз из Арктики в Антарктику предлагается только скандинавской компанией Viking Expeditions.
Как видим, значительная часть маршрутов вовлекает в антарктический туризм гораздо более обширные территории и большой спектр неантарктических дести-наций. Увеличение количества круизных предложений в последние годы, которые захватывают помимо Антарктики отдаленные от нее города и аттракции, является очевидным трендом, который отражает активную интеграцию Антарктического региона в мировое туристское пространство.
В качестве еще одного важного тренда развития отрасли туризма в целом, и особенно в Антарктическом регионе в последние годы можно отметить активную дифференциацию спроса и рост разнообразия туристских мотивов, и как следствие - расширения видов туристской активности.
В исследовании, проведенном Powell, R., Kellert, S., & Ham, S. в 2008 году в рамках изучения непосредственного влияния участия в круизах по Антарктике на знания, отношение и поведение туристов были выявлены мотивы, которые двигали ими в процессе выбора направления. Наиболее распространенные мотивы посещения
Атактических достопримечательностей перечислены ниже [24]:
• увидеть красивый, уникальный пейзаж;
• увидеть красивую и интересную дикую природу;
• освоение новых для себя мест;
• путешествие по дикому, незаселенному краю;
• изучение естественной истории Антарктиды;
• приключения и преодоление условий антарктической среды;
• изучение проблем окружающей среды и сохранения;
• изучение истории открытий и пребывания человека в Антарктиде;
• расслабление и избавление от повседневного стресса;
• развитие духовной связи с природой;
• приобретение новых навыков;
• путешествие по стопам великих исследователей;
• общение с семьей и друзьями в круизе.
Как видим, традиционные желания увидеть удивительную природу Антарктики, с ее уникальным животным и растительным миром, побывать вдали от цивилизации - это далеко не весь список мотивов, которые движут туристами при выборе региона в качестве дестинации. Кроме вышеперечисленных мотивов, выявленных в ходе исследования [24], можно отметить поездки с целью отметить знаменательное событие (туристический сезон в Антарктике приходится на зимний период в Северном полушарии, что позволяет активно ориентировать туристские программы на празднование Нового года), посетить природные события, встретиться с выдающими людьми и исследователями, почувствовать себя героем кинофильма (например, существенное влияние на развитие туризма оказал фильм «Ледяная планета») и пр. Как пример, можно привести желание туристов увидеть настоящих пингвинов в их природной среде обитания, однако их привлекают не только колонии, но и событийность в них: брачный период, появление и оперение птенцов [8].
Разнообразие мотивов и спроса туристов заставляет операторов искать механизмы их удовлетворения. Более того, расширение видов активности рассматривается уже как способ формирования конкурентных преимуществ, сделать свой продукт особенным не за счет цены или маршрута. Так, например, на с момента начала активного развития круизных поездок в Антарктике одним из рецептов успеха стали лекции и образовательные мероприятия на борту судов, которые заменили традиционную развлекательную программу на круизных лайнерах (Хендрик). Ценности этой деятельности добавляют привлеченные эксперты и специалисты в области океанологии, полярной биологии, гляциологии и географии, которые помимо ведения лекций и мастер-классов, проводят научную деятельность и привлекают к ней туристов. Они же часто выполняют функцию гидов на «Зодиаках» (небольших шлюпках).
Особенности отдельных видов рекреационной деятельности в антарктических круизах
Изучение предложений туроператоров - членов МААТО, позволило нам выделить группы и виды рекреационных занятий, которые входят в состав круизных турпродуктов или реализуются опционно (за дополнительную плату) (табл. 4).
Наиболее массовым мотивом посещения Антарктики является наблюдение за дикой природой и представителями фауны в естественных условиях обитания. Поэтому в ответ на запрос туристов в антарктических круизах обеспечивается деятельность по бердвотчингу, наблюдению за обитателями моря и т.д. Есть несколько предложений от туроператоров, работающих в Антарктике, по турам, полностью ориентированным на бердвотчинг(например, от Австралии до субантарктических островов в Тихом океане). Значительный интерес в любом антарктическом круизе представляет наблюдение за пингвинами в естественной среде обитания, а также посещение дестинаций в особые периоды, например, когда появляются птенцы. Как правило, наблюдения могут быть системными, так и разовыми, с посещением на-
блюдательных мест за колониями птиц. В отличие от большинства экотуристских дестинаций, где операторы только лишь организовывают возможность увидеть тех или иных представителей птиц, в Антарктике эта деятельность осуществляется практически со стопроцентной вероятностью. Это связано с отсутствием антропогенных факторов, влияющих на места обитания птиц, статичностью их расположения (например, колонии пингвинов обитают на суше, и каждый турист, прибывающий на тот или иной остров, может их наблюдать). Таблица 4 - Виды рекреационных занятий в антарктическом круизном туризме
Table 4 - Types of recreational activities in Antarctic cruise
Группы Виды рекреационных занятий
Экотуристские занятия и наблюдения за дикой природой • Бердвотчинг • Наблюдение за китами • Антарктическое сафари (наблюдения за морской фауной (морскими леопардами, тюленями, морские слоны и пр.) • Сохранение окружающей среды
Познавательная деятельность • Знакомство с историко-культурными дестинациями • Знакомство с естественной историей Антарктиды • Посещение исследовательских станций
Научная деятельность • Научное волонтерство • Публичная наука
Образовательная деятельность • Участие в лекциях, семинарах мастер-классах
Сугубо рекреационная деятельность • Расслабление, отдых • Единение с природой • Медитация
Приключенческая деятельность • Пробежки (в т.ч. на средние и длинные дистанции) • Каякинг • Дайвинг • Восхождения и катания на лыжах и санках • Морской парусный спорт • Полярное ныряние • Антарктический кемпинг
Эстетическая деятельность • Фотографирование • Мастер-классы по фотографии и фотосессии • Рисование • Наблюдение и наслаждение
Организация наблюдений же за представителями морской фауны более слож-
на, например, ни один туроператор не может гарантировать то, что турист точно увидит китов в поездке, хотя в предложениях туров мы находили термин «китовое сафари» как главный вид туристской активности. Также операторы не могут гарантировать того, что туристы смогут наблюдать за морскими леопардами, тюленями, морскими слонами и пр., за исключением возможности увидеть их лежбища.
Эта особенность организации экоту-ристской деятельности существенно влияет на потребительский опыт. Изучение отзывов туристов на популярной платформе для обратной связи TripAdvisor показывает, что малочисленные негативные отзывы наряду с отменами поездки или завышенной ценой тура, касались именно того, что туристу не удалось увидеть обещанных туроператором представителей крупной морской фауны.
Обеспечить стопроцентную вероятность того, что турист увидит, например, кита, ни один оператор не в силах, однако он в силах сформировать честное, и в то же время привлекательное предложение для туриста, обратив его внимание на то, что наблюдать тех же китов в полярных водах - это большая для него удача. И тогда, если туристу не удастся увидеть представителя полярной фауны, он будет к этому готов, а если удастся - то туристское впечатление от поездки и дестинации в целом будет в разы ярче и сильнее.
Важным подвидом экотуристской деятельности является активность, связанная с осознанием того, что прямые доходы от туризма идут в поддержку экологического баланса в Антарктике, сознательное поведение, как во время поездки, так и после нее, деятельность по продвижению идеи устойчивого туризма после завершения круиза.
Познавательная деятельность - это базовая активность в любом антарктическом круизе. Одной из рекомендаций МААТО является требование к наличию на борту гида-сопровождающего, который проводит экскурсионно-образовательную деятельность.
Особое место в антарктическом кру-изном туризме занимает. публичная наука и научное волонтерство. При этом в нее с
каждым годом вовлекается все большее число туристов, и она давно вышла за рамки ограниченной аудитории путешествующих ученых и любителей-исследователей. Научная туристическая деятельность в антарктических круизах осуществляется через вовлечение туристов в научное волонтерство, мастер-классы по осуществлению научных наблюдений, сбору образцов и пр.
Приключенческая деятельность, как правило, является опционной, и предлагается туристам за дополнительную плату. Разнообразие ее видов все время увеличивается, что связано как с техническими инновациями, так и с концептуальными новшествами.
Таким образом, учитывая определенную сдерживающую роль географического и геополитического положения Антарктиды в формировании конкурентных преимуществ организаторов полярных путешествий, можно утверждать, что разнообразие видов деятельности - это возможность конкурировать за туриста в условиях увеличивающегося количества операторов на рынке. И таким образом, в антарктическом туризме уже не направление является главной достопримечательностью, а туристская активность и ее разнообразие.
Еще одним способом формирования конкурентных преимуществ в антарктических круизах, является использование механизмов экономики впечатлений. Условно все применяемые приемы экономики впечатлений можно разделить на четыре группы.
Естественные - Антарктида и ее дикая, удивительная природа сама по себе выступает инструментом, который формирует мощное туристское впечатление. Изучение отзывов на TripAdvisor как о посещении отдельных объектов, так и о круизных компаниях, показало то, что 99% всех отзывов были положительные, и в большинстве случаев на удовлетворенность туристов влияла именно среда, в которую они попадали. Однако, как мы выяснили, Антарктика сама по себе уже не является конкурентным преимуществом, и операторы вынуждены искать способы усилить туристское впечатление от природной среды, в том числе за
счет механизмов экономики впечатлений. В данном случае это может быть деятельность, направленная на воображение туристов, выбор наиболее оптимальных точек с уникальными видами для фотографий, выбор времени круиза так, чтобы туристы могли застать определенное природное явление (например, солнечное затмение) и пр.
Вербальные - как правило это описания объектов, достопримечательностей и возможных видов активностей в предложениях и туристских программах. Такие описания формируют определенные установки и ожидания туристов, которые делают поездку ценной и особенной еще на этапе изучения предложений. Еще одним механизмом экономики впечатления вербального плана является экскурсионные, лекционные и пр. тексты, направленные на активизацию воображения туристов.
Связанные с определенным вознаграждением: так, в отдельных круизах туристам дарят медную серьгу, которую в Англии имели право носить лишь моряки, преодолевшие пролив Дрейка, - самый широкий на Земле, в порту Локрой можно отправить открытку с британской Антарктической печатью, туристы могут получить памятный документ о пересечении южного полярного круга или памятную печать в специальный туристический паспорт.
Еще одна группа приемов экономики впечатлений в Антарктическом туризме - это особые виды активности - кемпинг, пробежки, купание в полярных водах и пр.
Посещение Антарктики для большинства туристов - это способ почувствовать себя особенным, не таким как все, это возможность получить преимущество, побывав в месте, недоступном многим людям. Поэтому одной из задач применяемых приемов экономики впечатлений является усиление этого чувства преимущества, особенности.
Выводы
Развитие антарктического туризма является отражением тренда востребованности альтернативных, не массовых направлений. Однако его рост ограничивается такими факторами, как экологическая ценность региона и необходимость соблюдать
баланс между нетронутостью природной среды и растущей туристской активностью, географическим положением, сложностью природных условий, спецификой вопросов управления туризма и международного сотрудничества, в том числе в вопросах рекреационной активности.
Изучение научного мнения в вопросах антарктического круизного туризма показало, что преобладающее внимание уделяется проблемам экобезопасности и задачам сохранения природной среды, в том числе силами туристов, которые посещают регион. Также особое месте в исследованиях занимают вопросы правового регулирования деятельности в Антарктике, в том числе в туризме, а также проблематика формирования экологической сознательности туристов, вовлечение их в эково-лонтерскую и научную деятельность.
Основными факторами, влияющими на развитие туризма в Антарктическом регионе, является неблагоприятное географическое положение: значительная удаленность от основных туристских рынков, невозможность вписать дестинацию в национальные туристские продукты, сложные природные условия и наличие природных рисков; как следствие - высокая стоимость туристских продуктов и услуг, длительная продолжительность поездки, геополитические факторы - Антарктика является объектом международного права, основными документами, регулирующими деятельность в Антарктике, являются Договор об Антарктике и Протоколом по охране окружающей среды, а также «Руководство по правилам и руководящим принципам, касающимся туристической и неправительственной деятельности в Антарктике» и ряд других документов. Их основополагающим принципом является соблюдение экологической безопасности, запрет на любую хозяйственную деятельность, превалирующая роль научной и туристской активности в присутствии человека в регионе. Сложные условия и необходимость соблюдения экологической безопасности обуславливает требования к операторам и судам, работающим в полярных водах, к их оснащению и гарантиям минимальных рисков для туристов и окружающей среды.
Все это сдерживает рост как количества туристов, так и количества операторов и предложений на рынке.
Анализ состояния отрасли показывает устойчивый рос как туристских прибытий, так предложений на рынке на предпан-демийный период. Также увеличивается количество посещаемых антарктических аттракций. Пандемия пока не сказалась на Антарктическом регионе катастрофически - здесь нет заболевших, что связано не только с повышенными мерами безопасности, но и с тем, что туристический сезон в Антарктике завершился как раз накануне пандемии. Однако, продолжающийся рост заболеваемости и карантинные ограничения, принятые в разных странах, привел к практически полному отсутствию туристской активности в 2020-2021 гг. Однако по прогнозам экспертов, благодаря уже сформированному отложенному спросу, а также растущему запросу на немассовые направления, антарктический туризм ждет стремительное восстановление после пандемии COVID-19.
Изучение объектов антарктического туризма позволило охарактеризовать наиболее посещаемые из них. Так, на пять самых посещаемых участков (гавань Неко, о. Кувервилль, о. Полумесяц с колонией антарктических пингвинов, зал. Уэйлерс и о. Гудье) приходится примерно четверть всех высадок в антарктических круизах. На двадцатку самых посещаемых сайтов приходится примерно 65% всех высадок туристов за сезон, так как они расположены на одном из самых популярных направлений в круизных турах.
Анализ предложений на рынке антарктических круизов позволил сгруппировать все туры в 12 групп. В основу типологии лег принцип направленности и основных объ-
ектов, входящих в маршрут. Анализ маршрутов позволил сделать вывод о том, что сейчас мы можем наблюдать процесс активной интеграции Антарктического региона в мировое туристское пространство. Это выражается в вовлечении в антарктический туризм значительного количество «неантарктических» объектов и дестинаций, включение в маршруты городов, которые географически удалены от Антарктиды, однако тесно связаны с ней туристской активностью.
Анализ туристских мотивов, потребительского опыта и предложений на рынке позволил подтвердить тенденцию дифференциации спроса и роста разнообразия туристских мотивов, и как следствие - расширения видов туристской активности Антарктическом регионе. Более того, можно утверждать, что расширение спектра туристической активности в антарктических круизах позволяет компаниям формировать конкурентные преимущества, а также становится фактором привлекательности для многих туристов.
Рассмотренные предложения также позволили выявить приемы экономики впечатлений, которые используются в антарктических круизах. Они тоже помогают формировать конкурентные преимущества, однако используются не так активно, как в других, более массовых дестинациях. Это связано с тем, что основным фактором, влияющим на туристское впечатление, является сама Антарктида с ее удивительными природными аттракциями, удалённостью и нетронутостью. Большая часть применяемых приемов экономики впечатлений на данный момент направлена на усиление чувства особенности у туристов. Расширение спектра приемов экономики впечатлений - это неизбежный тренд развития антарктического круизного туризма.
Список источников
1. Афанасьева А.В., Афанасьев О.Е. Контексты «экспериментального туризма» в теоретическом и практическом форматах: компаративный анализ, разновидности и тренды // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №1. С. 21-34. DOI: 10.24411/1995-0411-2021-10102.
2. Адашова Т.А. Антарктида глазами туриста // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. №1. С. 53-60.
3. Астафурова А.В. Вспомогательные инструментарии полярных исследований: развитие гражданской науки с помощью индустрии морского туризма // Российская Арктика. 2021. №2(13). С. 40-61. DOI: 10.24412/2658-4255-20212-40-61.
4. Балакин В.И. Стратегия Китая в Арктике и Антарктике // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. №17. С. 227-241.
5. Богданова Э.Ю. Туристическая деятельность и процедура оценки воздействия на окружающую среду в Антарктике (международно-правовые аспекты) // Образование и право. 2018. №1. С. 174-178.
6. Гончаров В.В. О некоторых вопросах правового статуса Антарктики // Арктика и Антарктика. 2016. №1. С. 75-79. DOI: 10.7256/2453-8922.2016.1.20473.
7. Киселев Д.В. Арктический туризм в контексте полярной политики КНР // Общество и государство в Китае. 2014. Т.44. №1. С. 300-306.
8. Коростелев Е.М. Опыт рекреационного природопользования в Антарктиде // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 7. Геология. География. 2013. №1. С. 89-96.
9. Спиридонов В.А., Урюпова Е.Ф. Антарктика и Южный океан сегодня: к пятидесятой годовщине Договора об Антарктике // Россия в окружающем мире. 2009. №12. С. 125-150.
10. Чижова В.П. Пространственная и функциональная организация туризма в Арктическом регионе // Туризм в глубине России: Сб. тр. III Междунар. науч. сем., 2014. С. 16-19.
11. Kees B., Roura R. Regulating Antarctic Tourism and the Precautionary // The American Journal of International Law. 2004. Vol.98. Iss.4. Pp. 763-781. DOI: 10.2307/3216699.
12. Bauer T.G. Tourism in the Antarctic: Opportunities, Constraints and Future Prospects. Binghamton: The Haworth Hospitality Press, 2001.
13. Brady A.M. China's Rise in Antarctica? // Asian Survey. 2010. Vol.50. Iss.4. Pp. 759-785.
14. Cusick A. et al. Polar Tourism as an Effective Research Tool: Citizen Science in the Western Antarctic Peninsula // Oceanography Magazine. 2020. Vol. 33. Iss.1. Pp. 50-61.
15. Dimitrovski D., Lemmetyinen A., Nieminen L., Pohjola T. Understanding coastal and marine tourism sustainability. A multi-stakeholder analysis // Journal of Destination Marketing & Management. 2021. Vol.19. Pp. 100554. DOI: 10.1016/j.jdmm.2021.100554
16. Eijgelaar E., Thaper C., Peeters P. (2010). Antarctic cruise tourism: the paradoxes of ambassadorship, "last chance tourism" and green house gas emissions // Journal of Sustainable Tourism. Vol.18. Iss.3. Pp. 337-354. DOI: 10.1080/09669581003653534.
17. Frame B., Hemmings A.D. Coronavirus at the end of the world: Antarctica matters // Social Sciences & Humanities Open. 2020. Vol.2. Iss.1. DOI: 10.1016/j.ssaho.2020.100054.
18. Hall C.M. Tourism in Antarctica: Activities, Impacts, and Management // Journal of Travel Research. 1992. Vol.30. Iss.4. Pp. 2-9. DOI: 10.1177/004728759203000401.
19. Heidbrink I. Science vs Entertainment - New Trends in Antarctic Tourism and needs for revised governance. 2019.
20. Jabour J., Mortimer G. Tourism in Antarctica should be curtailed // Australian Geographic. 2005. 32-33.
21. Karen N., Scottand D.L. (ed.). Research Handbookon Polar Law. 2020. DOI: 10.4337/9781788119597.
22. Cruise Tourism in the Polar Regions: Promoting Environmental and Social Sustainability? / Eds. by Luck M., Maher P. Earthscan, 2010.
23. Mason P.A., Legg S.J. Antarctic tourism: activities, impacts, management issues and a proposed research agenda // Pacific Tourism Review. 1999. Vol.3. Iss.1. Pp. 71-84.
24. Powell R., Kellert S., Ham S. Antarctic tourists: Ambassadors or consumers? // Polar Record, 200844(3). Pp. 233241. DOI: 10.1017/S0032247408007456.
25. Splettstoesser J. Education of visitors to Antarctica. In: Dingwall P.R., Walton D. (Eds.). Opportunities for Antarctic Environmental Education and Training. Washington: IslandPress and IUCN, 1993. 191 p.
26. Stewart E.J., Draper D., Johnston M.E. A review of tourism research in the polar regions // Arctic. 200558(4). Pp. 383-394.
27. Scott S.V. How Cautious is Precautious? Antarctic Tourism and the Precautionary Principle // The International and Comparative Law Quarterly. 2001. Vol.50. Iss.4. Pp. 963-971.
28. Wai Yin (Cheung W.), Bauer T., Deng J. The growth of Chinese tourism to Antarctica: a profile of their connectedness to nature, motivations, and perceptions // The Polar Journal. 2019. Vol.9:1. Pp. 197-213. DOI: 10.1080/2154896X.2019.1618552.
References
1. Afanasieva, A. V., & Afanasiev, O. E. (2021). Contexts of "experimental tourism" in theoretical and practical formats: Comparative analysis, varieties and trends. Service and Tourism: Current Challenges, 15(1), 21-34. doi: 10.24411/1995-0411-2021-10102. (In Russ.).
2. Adashova, T. A. (2014). Antarktida glazami turista [Antarctica through the eyes of a tourist]. Sovremennye prob-lemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges, 1, 53-60. (In Russ.).
3. Astafurova, A. V. (2021). Vspomogatel'nye instrumentarii poljarnyh issledovanij: razvitie grazhdanskoj nauki s pomoshh'ju industrii morskogo turizma [Polar Research Supporting Toolkits: Developing Civil Science Through the Marine Tourism Industry]. Rossijskaja Arktika [Russian Arctic], 2(13), 40-61. doi: 10.24412/2658-4255-2021240-61. (In Russ.).
4. Balakin, V. I. (2012). Strategija Kitaja v Arktike i Antarktike [China's strategy in the Arctic and Antarctic]. Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istorija i sovremennost' [China in world and regional politics. History and modernity], 17, 227-241. (In Russ.).
5. Bogdanova, E. Yu. (2018). Turisticheskaja dejatel'nost' i procedura ocenki vozdejstvija na okruzhajushhuju sredu v Antarktike (mezhdunarodno-pravovye aspekty) [Tourism activities and the procedure for assessing
environmental impact in Antarctica (international legal aspects)]. Obrazovanie i pravo [Education and Law], 1, 174-178. (In Russ.).
6. Goncharov, V. V. (2016). O nekotoryh voprosah pravovogo statusa Antarktiki [On some issues of the legal status of Antarctica]. Arktika i Antarktika [Arctic and Antarctica], 1, 75-79. doi: 10.7256/2453-8922.2016.1.20473. (In Russ.).
7. Kiselev, D. V. (2014). Arkticheskij turizm v kontekste poljarnoj politiki KNR[Arctic tourism in the context of China's polar policy]. Obshhestvo i gosudarstvo v Kitae [Society and state in China], 44, 1, 300-306. (In Russ.).
8. Korostelev, E. M. (2013). Opyt rekreacionnogo prirodopol'zovanija v Antarktide [Experience of recreational nature management in Antarctica]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 7. Geologija. Geografija. [Bulletin of St. Petersburg University. Series 7. Geology. Geography], 1, 89-96. (In Russ.).
9. Spiridonov, V. A., & Urjupova, E. F. (2009). Antarktika i Juzhnyj okean segodnja: k pjatidesjatoj godovshhine Do-govora ob Antarktike [Antarctica and the Southern Ocean Today: Towards the Fiftieth Anniversary of the Antarctic Treaty]. Rossija v okruzhajushhem mire [Russia in the outside world], 12, 125-150. (In Russ.).
10. Chizhova, V. P. (2014). Prostranstvennaja i funkcional'naja organizacija turizma v Arkticheskom regione [Spatial and functional organization of tourism in the Arctic region]. Turizm v glubine Rossii [Tourism in the depths of Russia]: Proceedings of the III International Scientific Seminar, 16-19. (In Russ.).
11. Bastmeijer, K., & Roura, R. (2004). Regulating Antarctic Tourism and the Precautionary. Principle. The American Journal of International Law, 98(4), 763-781. doi: 10.2307/3216699.
12. Bauer, T. G. (2001). Tourism in the Antarctic: Opportunities, Constraints and Future Prospects. Binghamton: The Haworth Hospitality Press.
13. Brady, A. M. (2010): China's Rise in Antarctica? Asian Survey, 50(4), 759-785.
14. Cusick, A., et al. (2020). Polar Tourism as an Effective Research Tool: Citizen Science in the Western Antarctic Peninsula. Oceanography Magazine, 33(1), 50-61.
15. Dimitrovski, D., Lemmetyinen, A., Nieminen, L., & Pohjola, T. (2021). Understanding coastal and marine tourism sustainability. A multi-stakeholder analysis. Journal of Destination Marketing & Management, 19, 100554. doi: 10.1016/j.jdmm.2021.100554.
16. Eijgelaar, E., Thaper, C., & Peeters, P. (2010). Antarctic cruise tourism: the paradoxes of ambassadorship, "last chance tourism" and green house gas emissions. Journal of Sustainable Tourism, 18(3), 337-354. doi: 10.1080/09669581003653534.
17. Frame, B., & Hemmings, A. D. (2020). Coronavirus at the end of the world: Antarctica matters. Social Sciences & Humanities Open, 2(1). doi: 10.1016/j.ssaho.2020.100054.
18. Hall, C. M. (1992). Tourism in Antarctica: Activities, Impacts, and Management. Journal of Travel Research, 30(4), 2-9. doi: 10.1177/004728759203000401.
19. Heidbrink, I. (2019). Science vs. Entertainment - New Trends in Antarctic Tourism and needs for revised governance.
20. Jabour, J., & Mortimer, G. (2005). Tourism in Antarcticas hould be curtailed. Australian Geographic, 32-33.
21. Karen, N., Scottand, D. L. (Eds.). (2020). Research Handbookon Polar Law. doi: 10.4337/9781788119597.
22. Luck, M., & Maher, P. (Eds.). (2010). Cruise Tourism in the Polar Regions: Promoting Environmental and Social Sustainability?
23. Mason, P. A., & Legg, S. J. (1999). Antarctic tourism: activities, impacts, management issues and a proposed research agenda. Pacific Tourism Review, 3(1), 71-84.
24. Powell, R., Kellert, S., & Ham, S. (2008). Antarctic tourists: Ambassadors or consumers? Polar Record, 44(3), 233241. doi: 10.1017/S0032247408007456.
25. Splettstoesser, J. (1996). Education of visitors to Antarctica. In: P. R. Dingwall, & D. Walton (Eds.). Opportunities for Antarctic environmental education and training. Washington: IslandPress and IUCN, 75-86.
26. Stewart, E. J., Draper, D., & Johnston, M. E. (2005). A review of tourism research in the polar regions. Arctic, 58(4), 383-394.
27. Scott, S. V. (2001). How Cautious is Precautious? Antarctic Tourism and the Precautionary Principle. The International and Comparative Law Quarterly, 50(4), 963-971.
28. Wai Yin (Cheung W.), Bauer, T., & Deng, J. (2019). The growth of Chinese tourism to Antarctica: a profile of their connectedness to nature, motivations, and perceptions. The Polar Journal, 9:1, 197-213. doi: 10.1080/2154896X.2019.1618552.