Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ "РУССКАЯ АРКТИКА": РИСКИ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ "РУССКАЯ АРКТИКА": РИСКИ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
315
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУИЗНЫЙ ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ / АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "РУССКАЯ АРКТИКА"

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Кружалин Виктор Иванович, Шабалина Наталия Владимировна, Никанорова Александра Дмитриевна, Медведков Алексей Анатольевич, Кудакаев Александр Янович

В статье рассмотрены проблемы организации круизных маршрутов в полярных широтах в пределах территории национального парка «Русская Арктика». Круизный туризм является одним из быстро растущих сегментов туристского рынка. Российский круизный рынок - один из наиболее динамично развивающихся. В связи с проводимой государственной политикой по развитию Арктической зоны Российской Федерации национальный парк «Русская Арктика» - современная точка роста арктического туризма, доступная для посещения в рамках круизных экспедиционных туров. В результате проведенной экспедиции в июле-августе 2021 г. исследованы территории национального парка «Русская Арктика» в пределах архипелага Земля Франца-Иосифа, а также побережья о. Северного архипелага Новая Земля и Оранских островов с целью обоснования перспектив развития круизного туризма и выявление рисков реализации проектов развития круизного туризма в полярных широтах. В работе представлены основные выводы по оценке туристско-рекреационного потенциала, а также описаны факторы, препятствующие развитию туризма. Они связанны с особенностями погодно-климатических условий и спецификой природных явлений, повышенной уязвимостью ландшафтов к антропогенным нагрузкам и административно-правовым барьерам организации круизов в пределах исследуемых территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CRUISE TOURISM IN NATIONAL PARK "RUSSIAN ARCTIC": RISKS AND DEVELOPMENT POTENTIAL

The article deals with the problems of cruise routes organization in the polar heights within the territory of the National Park “Russian Arctic”. Cruise tourism is one of the fastest growing segments of the tourism market. In 2019, the number of cruise passengers amounted to 26.7 million people (an increase of 3.2% compared to 2018), while the Russian segment accounted for 500 thousand people. The Russian cruise market is one of the most dynamic muscles. In 2019, about 100 thousand Russians used the services of international cruise lines. According to forecasts made before the COVID-19 pandemic, in 2027 the volume of world cruise passengers will be about 40 million people. In connection with the ongoing state policy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation, the National Park “Russian Arctic” is a modern point of Arctic tourism growth, which is most available for visiting as part of cruise expedition tours. As a result of the expedition carried out in July-August 2021, the territories of the Russian Arctic National Park were explored within the Franz Josef Land archipelago, as well as the coast of Northern island within the archipelago Novaya Zemlya and the Oran Islands. The research was carried out in order to evaluate the prospects for the cruise tourism development and identify the risks of implementing the cruise tourism projects in the polar latitudes. The article presents the main conclusions on the assessment of tourist and recreational potential, as well as describes the factors hindering the tourism development. They are associated with the peculiarities of the climate, weather and natural phenomena, the vulnerability of landscapes to anthropogenic loads and the administrative and legal barriers to organizing cruises within the study areas.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ "РУССКАЯ АРКТИКА": РИСКИ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ»

УДК 351/354

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-157-169

КРУЖАЛИН Виктор Иванович

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ) доктор географических наук, профессор; e-mail: [email protected] ШАБАЛИНА Наталия Владимировна

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ); Севастопольский государственный университет (Севастополь, Респ. Крым, РФ) кандидат географических наук, доцент; e-mail: [email protected] НИКАНОРОВА Александра Дмитриевна

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ); Севастопольский государственный университет (Севастополь, Респ. Крым, РФ) кандидат географических наук, старший научный сотрудник; e-mail: [email protected] МЕДВЕДКОВ Алексей Анатольевич

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ) кандидат географических наук, доцент; e-mail: [email protected] КУДАКАЕВ Александр Янович

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ) инженер; директор департамента ЧС Российского Красного Креста; e-mail: [email protected] МЕНЬШИКОВА Татьяна Николаевна

Федеральное Агентство по туризму Российской Федерации (Москва, РФ) заместитель начальника Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма - начальник отдела туристских информационных ресурсов и безопасности туризма; e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «РУССКАЯ АРКТИКА»: РИСКИ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены проблемы организации круизных маршрутов в полярных широтах в пределах территории национального парка «Русская Арктика». Круизный туризм является одним из быстро растущих сегментов туристского рынка. Российский круизный рынок - один из наиболее динамично развивающихся. В связи с проводимой государственной политикой по развитию Арктической зоны Российской Федерации национальный парк «Русская Арктика» - современная точка роста арктического туризма, доступная для посещения в рамках круизных экспедиционных туров. В результате проведенной экспедиции в июле-августе 2021 г. исследованы территории национального парка «Русская Арктика» в пределах архипелага Земля Франца-Иосифа, а также побережья о. Северного архипелага Новая Земля и Оранских островов с целью обоснования перспектив развития круизного туризма и выявление рисков реализации проектов развития круизного туризма в полярных широтах. В работе представлены основные выводы по оценке туристско-рекреационного потенциала, а также описаны факторы, препятствующие развитию туризма. Они связанны с особенностями погодно-климатических условий и спецификой природных явлений, повышенной уязвимостью ландшафтов к антропогенным нагрузкам и административно-правовым барьерам организации круизов в пределах исследуемых территорий.

Ключевые слова: круизный экспедиционный туризм, арктический туризм, национальный парк «Русская Арктика»

Для цитирования: Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Никанорова А.Д., Медведков А.А., Кудакаев А.Я., Меньшикова Т.Н. Организация круизного туризма в национальном парке «Русская Арктика»: риски и потенциал развития // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 157-169. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-157-169.

Дата поступления в редакцию: 27 августа 2021 г. Дата утверждения в печать: 21 сентября 2021 г.

UDC 351/354

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-157-169

Victor I. KRUZHALIN

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor; e-mail: [email protected]

Natalia V. SHABALINA

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) Sevastopol State University (Sevastopol, Rep. of Crimea, Russia) PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: [email protected] Alexandra D. NIKANOROVA

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) Sevastopol State University (Sevastopol, Rep. of Crimea, Russia) PhD in Geography, Senior Researcher, Associate Professor; e-mail: [email protected] Alexey A. MEDVEDKOV

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: [email protected]

Alexander Ya. KUDAKAEV

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) Engineer; Head of the DM Department Russian Red Cross; e-mail: [email protected] Tatyana N. MENSHIKOVA

Federal Agency for Tourism of the Russian Federation (Moscow, Russia) Deputy Head of the Department of State Tourism Projects and Tourism Safety - Head of the Department of Tourism Information Resources and Tourism Safety; e-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF CRUISE TOURISM IN NATIONAL PARK «RUSSIAN ARCTIC»: RISKS AND DEVELOPMENT POTENTIAL

Abstract. The article deals with the problems of cruise routes organization in the polar heights within the territory of the National Park "Russian Arctic". Cruise tourism is one of the fastest growing segments of the tourism market. In 2019, the number of cruise passengers amounted to 26.7 million people (an increase of 3.2% compared to 2018), while the Russian segment accounted for 500 thousand people. The Russian cruise market is one of the most dynamic muscles. In 2019, about 100 thousand Russians used the services of international cruise lines. According to forecasts made before the CO-VID-19 pandemic, in 2027 the volume of world cruise passengers will be about 40 million people. In connection with the ongoing state policy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation, the National Park "Russian Arctic" is a modern point of Arctic tourism growth, which is most available for visiting as part of cruise expedition tours. As a result of the expedition carried out in July-August 2021, the territories of the Russian Arctic National Park were explored within the Franz Josef Land archipelago, as well as the coast of Northern island within the archipelago Novaya Zemlya and the Oran Islands. The research was carried out in order to evaluate the prospects for the cruise tourism development and identify the risks of implementing the cruise tourism projects in the polar latitudes. The article presents the main conclusions on the assessment of tourist and recreational potential, as well as describes the factors hindering the tourism development. They are associated with the peculiarities of the climate, weather and natural phenomena, the vulnerability of landscapes to anthropogenic loads and the administrative and legal barriers to organizing cruises within the study areas.

Keywords: cruise expedition tourism, Arctic tourism, National Park «Russian Arctic»

Citation: Kruzhalin, V. I., Shabalina, N. V., Nikanorova, A. D., Medvedkov, A. A., Kudakaev, A. Ya., & Menshikova, T. N. (2021). Organization of cruise tourism in national park «Russian Arctic»: Risks and development potential. Service and Tourism: Current Challenges, 15(3), 157-169. doi: 10.24412/1995-0411-2021-3-157-169.

Article History Disclosure statement

Received 27 August 2021 No potential conflict of interest was reported by

Accepted 21 September 2021 the author(s).

_ © 2021 the Author(s)

(cc^ ® © This work is licensed underthe Creative Commons Attribution 4.0 International

(CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

Круиз - комплексный туристский продукт, перевозка пассажиров по заранее согласованному туристскому маршруту по морским и/или внутренним водным путям. В зависимости от акватории круизы делятся на морские и речные/озерные. Кроме того, круизы бывают классическими, не требующими специальной подготовки туристов, и экспедиционными, в рамках которых уделяется особое внимание физической подготовке туристов, соответствию их экипировки климатическим условиям регионов проведения круизов, проведению соответствующего инструктажа и прочее [11]. Круизный туризм является одним из быстро растущих сегментов туристского рынка. По данным CLIA, в 2019 г. количество круизных пассажиров составило 26,7 млн чел. (рост на 3,2% по сравнению с 2018 г.), при этом на российский сегмент пришлось 500 тыс. чел. [10]. Российский круизный рынок - один из наиболее динамично развивающихся. В 2019 г. услугами международных круизных компаний воспользовались около 100 тыс. россиян. Согласно прогнозам, сделанным до пандемии COVID-19, в 2027 г. объем мирового круизного пассажиропотока потенциально мог бы составит около 40 млн чел., однако пока аналитики очень сдержанно оценивают перспективы восстановления и дальнейшего роста рынка [8]. Наиболее динамично развивающимся регионом экспедиционного круизного туризма является Арктика (+20% в год), поэтому ее российская часть, обладая значительным потенциалом, может стать частью международных круизных маршрутов. Согласно Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, российская Арктика рассматривается как перспективное направление развития круизов, формирования объектов туристской инфраструктуры и создания туристско-рекреационных кластеров при строгом соблюдении природоохранных мероприятий. К ключевым территориям охраны природных экосистем и регламентированного туристского освоения относятся особо охраняемые природные территории (ООПТ), в частности национальный

парк «Русская Арктика», расположенный в пределах архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля в бассейне Баренцева и Карского морей. Научное-методическое обоснование развития туризма в национальном парке «Русская Арктика» - важная задача, отвечающая государственным стратегическим интересам.

В рамках проводимого исследования в летний сезон в период с июля по август 2021 г. была реализована экспедиция на территории национального парка «Русская Арктика» в пределах архипелага Земля Франца-Иосифа, а также побережья о. Северного архипелага Новая Земля и Оранских островов. Основная цель исследований - это обоснование перспектив развития круизного туризма на данной территории и выявление рисков реализации проектов туристско-рекреационного освоения арктических широт. В результате проведены анализ условий развития туризма и определены основные факторы, обуславливающие ограничения развития круизного туризма в акватории национального парка «Русская Арктика».

Анализ условий развития туризма в российской Арктике и на территории национального парка «Русская Арктика»

Площадь Арктического региона - 27 млн км2. Арктика разделена на 5 секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2.05.2014 №296 «О сухопутных территориях Арктической Зоны Российской Федерации», к российским сухопутным территориям Арктической зоны относятся территории муниципальных образований Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Архангельской области, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15.04.1926 «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других нормативных актах СССР.

Одна из целей государственной политики России в Арктике - сохранение природной среды. Эффективной мерой, направленной на сохранение природных экосистем Арктики и снижение негативного воздействия на них, является развитие на данной территории системы ООПТ. В настоящее время в российской Арктике создано 164 ООПТ общей площадью 58,7 млн га, составляющие 14% Арктической зоны России. К ООПТ федерального значения относятся 12 государственных заповедников, 5 национальных парков, 8 государственных природных заказников, 1 ботанический сад. Национальный парк «Русская Арктика» образован в 2009 г. Общая площадь - 8,8 млн га. Это самая северная и максимальная по площади ООПТ, расположенная на архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Все острова Земли Франца-Иосифа полностью или частично входят в границы национального парка. Архипелаг Новая Земля только своей крайней северной оконечностью входит в ООПТ.

Суммарное количество посетителей арктических ООПТ составляет около 1500 чел., причем в 2019 г. 1 306 чел. побывали в ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» (17 заходов круизных судов), принеся доход от туристской деятельности в 11,6 млн руб. (в т.ч. за счет посещения территории ООПТ в рамках круизных экспедиционных программ). При этом один из наиболее популярных арктических островов Шпицберген принимает в год около 90 тыс. туристов, арктическая территория Канады Нунавут - около 18 тыс. туристов, Аляска -1.9 млн туристов.

В допандемийный период достаточно большое количество морских судов ледового класса осуществляли маршруты в пределах Северного Ледовитого океана. Преимущественно, такие маршруты реа-лизовывались западными компаниями в пределах Большого Канадского архипелага и Северной Европы.

На территорию национального парка «Русская Арктика» традиционно ходят ледоколы и суда ледового класса: «Таймыр», «50 лет победы», «Sea Spirit», научно-исследовательские суда [6], а в последние годы - «Ocean Adventurer»,

«Greg Mortimer», «HANSEATIC inspiration», «HANSEATIC nature»1. Количество зарубежных судов расширяется. В 2019 г. были случаи захода иностранных яхт («Alter Ego», «Lady Dana 44» и др.). В рамках реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Министерству транспорта РФ и Федеральному агентству по туризму поручено разработать стимулирующие условия для захода круизных судов на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю.

Суда выходят из Мурманска и через Землю Франца-Иосифа движутся в направлении Северного полюса. Другие варианты, предлагаемые западными круизными компаниями:

Хельсинки - Мурманск - Новая Земля

- Северная Земля - Земля Франца-Иосифа

- Мурманск - Хельсинки;

Тромсе (Норвегия) - Земля Франца Иосифа - Тромсе (Норвегия);

Лонгйир (Шпицберген) - Земля Франца Иосифа - Лонгйир (Шпицберген).

С 2021 г. впервые запущен круиз по маршруту Сьюард (Аляска США) - Алеутские о-ва - мыс Дежнева - о. Врангеля

- Северная Земля - Новая Земля - Земля Франца Иосифа - Мурманск - Тромсе (Норвегия).

Большинство круизных маршрутов приурочено к северным территориям национального парка «Русская Арктика»

- Земле Франца-Иосифа, но с учетом разработанного функционального зонирования национального парка для высадок туристам остается весьма ограниченное количество мест: о. Белл, о. Нортбрук, о. Гукера, о. Чампа, о. Алджера, о. Галля, о. Земля Вильчека, о. Хайса, о. Джексона, о. Рудольфа (рис. 1).

Особенности организации круизного и экологического туризма в Арктике таковы, что экскурсионные программы и маршруты в местах высадок могут быть не реализованы в связи с погодными условиями, ледовой обстановкой или иными факторами. В этой связи важно как наличие информационных мероприятий на борту судна,

1 Национальный парка «Русская Арктика». Официальный сайт. URL: http://www.rus-arc.ru/ ru/Tourism/ForVisitors.

Рис. 1 - Рекомендуемая схема морских экскурсионных маршрутов в районе архипелага Земля Франца-Иосифа [5]

Fig. 1 - Recommended scheme of sea excursion routes in the Franz Josef Land archipelago

так и соответствующее благоустройство, оборудование мест высадки и территорий вблизи объектов туристского показа.

По мнению представителей бизнеса, возможен также вариант развития авиационного сообщения и формирования на одном из островов Земли Франца-Иосифа «транспортных» ворот в Арктику. Но подобные концептуальные идеи должны быть проработаны и приведены в соответствии с требованиями по обеспечению мер безопасности российской Арктики.

В ходе проводимых во время экспедиции социологических исследований и на основе данных Администрации НП «Русская Арктика» был сформирован «портрет» туриста арктических круизных маршрутов. Это преимущественно мужчина от 35 лет до 55 лет, с высоким уровнем дохода, путешествующий с коллегами/друзьями, готовый потратить на двухнедельное путешествие в высокие широты сумму от 500 тыс. руб. до 1 млн, интересующийся арктической природой и историей.

Согласно данным администрации НП «Русская Арктика» в 2020 г. участниками арктических круизов стали граждане России, Китая, США. Впервые острова архипелагов посетили граждане Аргентины, Сальвадора, Сербии, Таиланда, Нигерии2.

В качестве приоритетных мероприятий во время круизного маршрута туристы называют наблюдения за птицами, морскими млекопитающими, фотографирование, изучение ледникового покрова, горных пород и минералов. Важная составляющая пребывания на борту - проведение лекций, мастер-классов, предоставление путевой информации.

Принимая во внимание слабо реализуемый туристский потенциал ООПТ, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, в рамках дальнейшего развития экспедиционного круизного туризма необходимо проработать вопросы улучшения

2 Национальный парка «Русская Арктика». Официальный сайт. URL: http://www.rus-arc.ru/ ru/Tourism/Statistics

транспортной доступности (в т. ч. возможности использования взлетно-посадочных полос военных аэродромов для принятия чартерных бортов, обеспечивающих доставку туристов на судно/с судна на материк), причальной инфраструктуры, более тесного взаимодействия ООПТ с круизными операторами, а также совершенствования нормативно-правовой базы в части получения разрешения на осуществление деятельности в сфере туризма в российской части акватории Северного Ледовитого и Тихого океанов, открытия дополнительных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, упрощения режима въезда иностранных туристов в Арктическую зону Российской Федерации. Важной задачей является разработка регламента посещения ООПТ, с учетом специфики флоры и фауны каждого конкретного места посадки, что уже было закреплено в качестве поручения в рамках Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.08.2019 №1875-р.

Также остро стоит вопрос с подготовкой специалистов, которые могли бы организовать комплексное оказание услуг пассажирам круизных судов, включая информационное сопровождение тура.

Таким образом, комплексное освоение территории национального парка «Русская Арктика» требует системного подхода к разработке стратегии развития туризма и решению проблем, стоящих перед государством инвесторами, природоохранными организациями и заинтересованными субъектами туристского рынка.

Туристский потенциал территории национального парка «Русская Арктика»

В пределах национального парка «Русская Артика» можно выделить природные и культурно-исторические объекты туристского показа.

Среди основных природных объектов туристского выделяются объекты живой и неживой природы.

История геологического развития и современная экзодинамика (преимущественно ледниковые и эоловые процессы) сформировали на Земле Франца-Иосифа ландшафты, отличающиеся высоким эстетическим потенциалом.

Среди объектов неживой природы туристской привлекательностью обладают трапповые плато и скальные останцы, сложенные столбчатыми базальтами, одиночные формы эоловой денудации, нивально-гляциальные формы рельефа, разные типы ледников и айсберги.

Своеобразный растительный покров, состоящий по данным 2020 г. из 57 видов полярных сосудистых растений, 122 видов мхов и 129 видов лишайников [9], обуславливает высокую психолого-эстетическую привлекательность ландшафтов. Как объекты туристского показа рекомендуется выделить как разные типы растительных сообществ, так и отдельные виды растений, например, - полярный мак, полярный лютик, различные виды камнеломок. Растительные сообщества с включением этих видов отличаются особенной эстетической ценностью, контрастно выделяются на общем фоне ландшафтов арктических пустынь и распространены повсеместно на островах.

Высокой ценностью обладают растительные сообщества, сформированные видами мхов и злаковых, напоминающие «зеленые ковры». Они встречаются на возвышенных морских террасах, находящихся в зоне влияния птичьих базаров и характеризующихся значительным поступлением органического вещества орнитогенного происхождения (мыс Флора на о. Нортбрук, мыс Норвегия на о. Джексона и др.).

К наиболее примечательным объектам живой природы относятся млекопитающие арктических широт: белый медведь, атлантический морж, нерпа, морской заяц, усатый кит, нарвал, белуха, беломордый дельфин. Большая часть перечисленных видов относится к краснокнижным видам.

Среди живой природы особую привлекательность имеют популяции птиц, обитающие на Земле Франца Иосифа. Всего на архипелаге можно встретить 17 видов гнездящихся птиц [12].

Вместе с тем большая часть видов остается вне туристского показа из-за их малочисленности и редкости. Результаты полевых наблюдений выявили, что наиболее перспективными для туристского показа являются виды, формирующие птичьи базары - это толстоклювые кайры, моевка,

бургомистр. На транзите при морских переходах вероятнее всего встретить глупыша и моевку, которые сопровождают судно.

С высокой вероятностью можно также ожидать встречи с атлантическим моржом как самым многочисленным видом, представленным в архипелаге среди морских млекопитающих.

В пределах архипелага насчитывается около 7 000 особей3. Отдельные особи моржей встречаются повсеместно, а также известны постоянные места их лежбищ: остров Аппалонова, Оранские острова (в пределах архипелага Новая Земля).

Высокая вероятность встретить также белого медведя. Вместе с тем встреча с белым медведем представляет риск для туриста, поэтому осуществлять туристский показ этого вида допустимо только с судна или лодок на расстоянии не менее 20 м.

Китообразные морские млекопитающие, несмотря на потенциальную высокую туристскую привлекательность, не рекомендуется рассматривать как объект туристского показа при морских круизах, так как вероятность встречи с ними очень низкая при осуществлении перемещения на судне.

Культурно-исторические объекты туристского показа формируют основу для построения маршрутов посещения более 30 различных точек, включая острова, где расположены первые советские научные полярные и метеорологические станции, памятные места советских и международных экспедиций XIX-XX вв. Наиболее значимые из них:

1) остров Гукера: Полярная станция «Бухта Тихая»;

2) остров Джексона, мыс Норвегия: остатки зимовки Ф. Нансена и Я. Иохансена (1896 г.);

3) остров Алджера: остатки базового лагеря американской экспедиции Э. Болу-дина (1901-1902 гг.);

4) остров Галля, мыс Тегеттгоф: остатки базового лагеря американской экспедиции У.Уэлмана (1898-1899 гг.);

3 Учёные зафиксировали рекордное количество

атлантического моржа в нацпарке «Русская

Арктика» // Национальный парка «Русская

Арктика». Официальный сайт. URL: http://www.

rus-arc.ru/ru/News/Details/1291f354-1323-4af-

8-8ed1-73385e0c714f.

5) остров Рудольф: полярная станция «Остров Рудольф», остатки самолета АНТ-6;

6) остров Нортбрук, мыс Флора: памятный знак в честь зимовки Ф. Нансена и Я. Иохансена (1896 г.);

7) остров Северный, мыс Желания: памятный знак о зимовке В.Баренца (15961597 гг.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплексная оценка туристско-ре-креационных ресурсов свидетельствует о высоком потенциале развития туризма в национальном парке «Русская Арктика». Причем данные проводимых социологических исследований среди фокус-группы участников научной экспедиции показали, что наиболее ожидаемыми впечатлениями от круиза по акватории национального парка «Русская Арктика» являются как впечатления, полученные от увиденных природных объектов, так и от соприкосновения с историей освоения Арктики. Оценка факторов и рисков, влияющих на развития круизного туризма

Арктический круизный туризм - самый популярный и массовый вид арктического туризма, традиционно развивается в широтах не выше 70-75° с.ш. из соображений безопасности. Вместе с тем большая часть территории национального парка «Русская Арктика» расположена выше 75° с.ш., в связи с чем реализуемые там виды туристских маршрутов можно отнести к экспедиционной деятельности [2]. По итогам осуществления мониторинга и оценки широкого круга рисков, связанных с осуществлением круизной экспедиционной деятельности в акватории Баренцева моря, были выявлены следующие ключевые факторы, ограничивающие круизное освоение территории.

1. Ледовая обстановка и иные навигационные опасности

Навигационными опасностями считаются возвышения подводного рельефа дна, глубины над которыми по сравнению с окружающими глубинами резко снижены, что представляет опасность для судоходства. К навигационным опасностям относятся также затонувшие суда, подводные и осыхающие камни, скалы и рифы. К навигационным препятствиям относятся и плавающие льды. Препятствия могут быть пре-

одолимыми, затрудняющими плавание, и непреодолимыми. Непреодолимые препятствия называются навигационными опасностями. Высоко широтное географическое положение архипелага Земля Франца Иосифа, преобладающие морские течения и воздушные переносы, способствующие выносу льдов из акватории Карского моря, несмотря на отепляющее воздействие с запада атлантических вод, что обуславливает неблагоприятную ледовую обстановку в течение всего года [4]. Это серьезно ограничивает эксплуатацию круизных экспедиционных судов, имеющих невысокий ледовый класс (низкую льдопроходимость).

Многолетние наблюдения за ледовым покровом показывают, что в пределах архипелага Земля Франца Иосифа ледовый покров существует на протяжении всего года, за исключением аномальных лет. В самые благоприятные для круизного туризма период с июля по сентябрь средняя ледовитость акватории составляет 78% в июле, 57% в августе и 45% в сентябре [4]. Использование современных спутниковых данные также не решает проблемы планирования маршрутов, так как их интерпретация не отражает реальной картины наличия и характеристик плавучих льдов. На спутниковом снимке многолетние и однолетние ледовые поля отображаются одинаково, но с точки зрения опасности и возможности преодоления имеют совершенно разные характеристики. Из-за туманов значительное количество времени акватория в районе Земли Франца Иосифа закрыта от средств дистанционного зондирования земли в оптическом диапазоне, при том, что самих спутников, орбита которых позволяет наблюдать полярные районы мирового океана, крайне мало. Система мониторинга плавучих льдов при помощи пилотируемых или беспилотных летательных аппаратов на архипелаге отсутствует. При этом стоит отметить, что в ситуации глобального изменения климата условия образования льда стали крайне изменчивы и непредсказуемы, что еще больше затрудняет четкое планирование маршрута круизного судна.

Изученность рельефа морского дна в районе архипелага имеет крайне фрагмен-

тарный характер, особенно это касается многочисленных проливов между островами, наиболее интересными с точки зрения перемещения внутри архипелага круизных судов. Значительное количество навигационных опасностей, таких, как подводные скалы, не нанесено на существующие карты.

Стоит отдельно остановиться на проблемах, связанных с определением местоположения судна, которое необходимо для безопасного мореплавания. Магнитный компас в полярной зоне имеет крайне высокую погрешность, использование астрономических систем для определения места ограничено погодными условиями. Спутниковые системы глобального позиционирования (GNSS), такие как ГЛОНАС, GPS, Galileo и др. также не обеспечивают в этих широтах рекомендуемой IMO точности определения местоположения для мореплавания. Это обусловлено особенностями орбит спутников GNSS а также значительной ионосферной активностью в высоких широтах. Различные нарушения функционирования радиосвязи в полярной зоне является скорее нормой, чем исключительным событием [13].

2. Отсутствие инфраструктуры спасательных служб

Земля Франца-Иосифа находится в зоне ответственности Мурманского морского спасательно-координационного центра (МСКЦ). При этом переход до Земли Франца Иосифа от портов базирования спасательных судов составляет более 2-х суток. Удаленность архипелага от основных путей судоходства не позволяет рассчитывать на скорое прибытие других судов. На самом архипелаге какая-либо инфраструктура спасения на море отсутствует. Сама акватория архипелага находится за пределами дальности аварийно-спасательных вертолетов, базирующихся на материке. Перелет на Землю Франца-Иосифа вертолета из Архангельска технически возможен, но требует сложных согласований и обеспечения дозаправки на о. Северный арх. Новая Земля. Следует отметить, что имеющийся парк вертолетов семейства Ми-8 имеет значительные ограничения для использования при спасении на море, в частности по скорости ветра. Таким обра-

зом, быстрое оказание помощи терпящему бедствие круизному судну практически невозможно. По этой же причине отсутствует возможность медицинской эвакуации заболевших или раненых с борта круизного судна.

3. Риски при высадке туристов на необорудованный берег

Острова Земли Франца-Иосифа и Новая Земля не имеют причальных сооружений для морских судов и, как правило, в местах высадок отсутствует какая-либо береговая инфраструктура. Из-за рельефа морского дна, от места стоянки судна на безопасной глубине до места высадки расстояние может составлять несколько километров. В случае внезапного ухудшения погоды возвращение на судно может быть опасным, и туристы могут оказаться на длительный период на берегу без тепла и еды. Высадки туристов обычно осуществляются при помощи моторных надувных лодок, которые круизное судно имеет на борту. Соответственно, круизное судно должно иметь дополнительно к своему экипажу еще и судоводителей для этих лодок и вооруженный персонал для охраны от нападения белых медведей. Минимальные установленные требования по оснащению маломерных судов включают лишь средства аварийной сигнализации и индивидуальные спасательные жилеты, что явно недостаточно для подобных условий. Например, температура поверхностного слоя воды даже летом здесь обычно составляет -2°C [1]. В случае падения в воду смертельное переохлаждение у туриста может развиться в течение 6-8 минут. Нападения белых медведей на человека относительно редки, но являются вполне реальной опасностью. Однако основным риском для туристов являются травмы, полученные при посадке и высадке из лодок на борт судна или берег. При этом регламенты действий и дополнительное оборудование при таких высадках остаются фактически на усмотрение круизных компаний.

4. Нарушение графика высадок и переходов судна в связи с погодными условиями

Земля Франца-Иосифа расположена к области морского арктического клима-

та. Положительные температуры бывают только в июле и августе со среднемесячным значением 0,2-1,5°С. Средняя годовая скорость ветра составляет от 5,6 до 6,2 м/с, в летние месяцы скорость ветра повсеместно ослабевает до 3,5-4,9 м/с [3]. Число ветреных дней небольшое, составляет 56-66 дней в году, что немного. Осадков выпадает в течение года немного, с пиком к июля-сентябре (28-34 мм в месяц). Уже в третьей декаде августа формируется постоянный снежный покров, который держится 293-300 дней в году.

Особенностью погодных условий является наличие плотной облачности слоистого и слоисто-кучевого типа. Общее количество дней с пасмурным небом составляет 71%. Наибольшая повторяемость приходится на июнь-октябрь с максимумом в августе-сентябре (90-92%) [1].

Для архипелага свойственны частые туманы со сложным характером распределения из-за разнообразных физико-географических условий и рельефа архипелага. В июле-августе ожидаемое количество дней с туманами может доходить от 20 до 28 дней в месяц с максимумом на северных территориях.

При планировании круизных маршрутов необходимо учитывать погодные условия с затяжными туманами, при которых запланированные высадки на берег становятся невозможными из-за плохой видимости, а также оценивать время пути следования. При тумане и неблагоприятной ледовой обстановке скорость судна может снижаться вдвое и более, что удлинит время маршрута из одной точки в другую в 1,5-2 раза.

5. Экологические риски

Высокая уязвимость ландшафтов и низкая скорость их восстановления обусловлены недостаточной теплообеспечен-ностью. Данное обстоятельство требует обязательного учета при определении предельно допустимых и оптимальных рекреационных нагрузок в пределах территории национального парка. Природные комплексы в пределах национального парка характеризуются выраженной мозаично-стью, что определяет их дифференциацию по устойчивости к антропогенному воздействию.

Правовой режим землепользования в национальном парке установлен Приказом Минприроды РФ от 04.10.2011 N 806 «Об утверждении Положения о национальном парке «Русская Арктика» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.12.2011 N 22490).

Из-за ликвидации природного заказника, расположенного на территории архипелага Земли Франса Иосифа, и присоединения его земель к национальному парку возникла правовая коллизия, в результате которой правовой режим землепользования на территории архипелага Земля Франса Иосифа до сих определяется Приказом Минприроды РФ от 16.08.2011 N 679 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Земля Франца-Иосифа» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2011 N 21799).

На сентябрь 2021 г. на рассмотрении находится проект приказа Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Положения о национальном парке «Русская Арктика» (по состоянию на 30.04.2020) (подготовлен Минприроды России, Ю проекта 01/02/04-20/00101663), где актуализированы границы Национального парка «Русская Арктика» с включением островов архипелага и проведено зонирование территории и определены правила землепользования. Однако оптимальные и предельно допустимые рекреационные нагрузки для территорий до сих пор не установлены, в связи с чем руководство национального парка самостоятельно регулирует размер туристического потока и определяет емкость территории.

Таким образом, проведенные исследования по оценке рекреационных нагрузок показывают, природные комплексы национального парка обладают разной эколого-туристской емкостью. Например, территория о. Чампа, характеризующаяся наличием формам рельефа выдающейся эстетической ценности, а также знаменитыми шаровидными конкрециями [7], требует работ по трассировке маршрутов передвижения, строительства ограждений для защиты наиболее неустойчивых к антропогенным нагрузкам уникальных форм рельефа.

Аналогичная ситуация сложилась в районе остатков места зимовки Ф. Нансена на о. Джексона (мыс Норвегия), где на высоких морских переувлажненных террасах, покрытых мохово-лишайниковыми и травянистыми растительными сообществами, наблюдается заметная деградация растительного покрова при высадке туристских групп. Наиболее выражены признаки его деградации в пределах тех природных комплексов, которые характеризуются развитием моховой растительности и вяз-копластическим течением грунта. Данные примеры позволяют оценить роль природ-но-ландшафтной основы и ее картографирования в проектировании экологических троп и реализации природоохранных мероприятий.

6. Нормативно-правовые ограничения судоходства в полярных широтах

При организации круизных маршрутов в полярных широтах в Баренцевом море необходимо учитывать особенности нормативно-правового режима, действующего в акватории.

6.1. Особый пограничный режим, установленных Законом РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и приказом ФСБ России от 07.08.2017 №454 «Об утверждении Правил пограничного режима», также приказом ФСБ РФ от 2.06.2006 №237 «О пределах пограничной зоны на территории Архангельской области».

Особенностью режима посещения территории национального парка «Русская Арктика» является наличие в пределах архипелага Земля Франца-Иосифа режима пограничной зоны при отсутствии на архипелаге официального пункта пропуска через государственную границу. Посещение данной территории иностранными гражданами, прибывшими на судах из-за границы, осуществляется по специальным разовым разрешениям.

Наличие пункта пропуска через границу на о. Земля Александры могло способствовать развитию въездного туризма и возможности принятия круизных судов с иностранными пассажирами на борту, следующими по маршрутам с архипелага Шпицберген. Однако сам пограничный

режим ограничивает свободное мореплавание в акватории, требует согласование маршрутов передвижения и получения разрешений на пребывание для физических лиц в соответствии с процедурами, утвержденными нормативно-правовыми актами ФСБ.

6.2. Ограничения, связанные с плаванием в акваториях Северного морского пути (ст. 5.1. Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации) при посещении мыса Желания о. Северный архипелага Новая Земля. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, расположенное восточнее меридиана, проходящего через мыс Желание. Соответственно, любой заход судна восточнее данной точки требует обязательного получения разрешения Федеральным агентством морского и речного транспорта.

6.3. Особые требования к судам, осуществляющим полярные плавания, предусмотренные Международным кодексом для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)4.

Нормы данного кодекса распространяются на все круизные суда, плавающие в акватории Северного Ледовитого океана. Учитывая особые условия полярного плавания, Кодексом уставлены специальные требования к конструкции судна, остойчивости и делению на отсеки, водонепроницаемости и брызгонепроницаемости, механическим установкам, пожарной и противопожарной безопасности, спасательным средствам и устройствам. Также определены требования по обеспечению безопасности (обеспечение навигационной информацией, работоспособность навигационного оборудования, средства связи и пр.), комплектации экипажем и т.д.

В рамках действующего Кодекса определены меры по предотвращению вреда окружающей среде. В частности, ограничен сброс сточных вод: • судно осуществляет сброс измельченных и дезинфицированных стоков на

4 International Maritime Organization. Официальный интернет-портал. URL: https:// wwwcdn.imo.org/localresources/en/ MediaCen-tre/HotTopics/Documents/P0LAR%20C0DE%20 TEXT%20AS%20AD0PTED.pdf.

расстоянии более 3 морских миль от любого шельфового ледника или припая, и настолько далеко, насколько практически осуществимо, от районов с концентрацией льда, превышающей 10%;

• сброс стоков, не прошедших измельчение и дезинфицирование, разрешен на расстоянии более 12 морских миль от любых шельфового ледника или припая, и настолько далеко, насколько практически осуществимо, от районов с концентрацией льда, превышающей 10%.

Сброс измельченных и перемолотых пищевых остатков разрешается не менее чем в 12 морских милях от ближайшего берега, ближайшего шельфового ледника или ближайшего припая. Таким образом, ограничен сброс всего мусора и хозяйственно-бытовых отходов требует наличия специальных резервуаров и емкостей для их хранения, что также увеличивает стоимость эксплуатации круизного судна.

Заключение Туристский потенциал национального парка «Русская Арктика» оценивается высоко: наряду с историческими местами экспедиций Нансена, Седова и других полярников здесь расположены уникальные геологические объекты и памятники природы. Помимо прочего для туристов высока вероятность встречи с лежбищами моржей и белыми медведями. Все это оставляет яркие впечатления на фоне живописных ледников и айсбергов и формирует яркие психолого-эстетические эмоции от восприятия полярный пейзажей.

Вместе с тем, в результате проведенного исследования были выявлены факторы, которые обуславливают неопределенность в организации будущих круизов и научно-методического подхода к их решению.

Во-первых, это меняющаяся из года в год ледовая обстановка. Интерпретация современных спутниковых данных с точки зрения определения характеристик морского льда неточна, поэтому они могут не отражать действительную ледовую обстановку. Обеспечить гарантированный проход по запланированному маршруту часто бывает невозможно даже летом.

Второй важный аспект - это погодные условия. Лето в Арктике обычно туманное. Вероятность попасть в солнечную погоду со штилем очень низкая. Поэтому при планировании круизного маршрута организаторам нужно быть готовыми к плохим условиям погоды и иметь альтернативные варианты следования и высадок на берег.

Третий важный аспект - это соблюдение экологических требований. Многие природные объекты не предусматривают посещение большими группами туристов ввиду их повышенной уязвимости. Необходимо внедрить подходы по регулированию турпотока со средозащитных позиций, включая обустройство мест высадок с обязательным определением предельно до-

пустимых нагрузок, базируясь на анализе ландшафтной структуры территории и природной специфики конкретного острова.

В-четвертых, в связи с интересом со стороны государства и бизнес-структур к развитию туризма в Арктике необходимо проведение туристско-рекреационной экспертизы девелоперских проектов круизно-го экспедиционного туризма уже на этапе концепции. При их реализации необходимо учесть большой спектр факторов, относящихся как к природным и экологическим рискам, вопросам безопасности, так и нормативно-правовым ограничениям, которые действуют в полярных широтах и на территориях национального парка «Русская Арктика».

Список источников

1. Боярский П.В. Острова и архипелаги Российской Арктики: Земля Франца-Иосифа: Монография. М.: Изд-во «Paulsen», 2003. 266 с.

2. Валькова Т.М., Шумков Д.С. Арктический туризм: Шпицберген // Географическая среда и живые системы. 2020. №4. DOI: 10.18384/2712-7621-2020-4-87-107.

3. Дженюк С.Л. Климатообразующие факторы и климатические особенности Земли Франца-Иосифа // Труды Кольского научного центра РАН. 2014. №4(23).

4. Жичкин А.П. Ледовые условия в районе архипелага Земля Франца-Иосифа // Труды Кольского научного центра РАН. 2014. №4(23).

5. Кунников А.В. Перспективы развития арктического туризма в западном секторе Арктики // Арктика: экология и экономика. 2020. №4. С. 130-138. DOI: 10.25283/2223-4594-2020-4-130-138.

6. Кунников А.В. Полюсный арктический туризм в России // Географическая среда и живые системы. 2019. №3. С. 41-55. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-3-41-55.

7. Онякова А.М. Арктический геотуризм и экологические риски его развития // Modern Science. 2020. №7-1. С. 28-31.

8. Поддубная Т.Н., Заднепровская Е.Л., Джум Т.А. Тенденции развития круизного туризма в Краснодарском крае // Бизнес. Образование. Право. 2020. №4. С. 58-63. DOI: 10.25683/V0LBI.2020.53.466.

9. Сафронова И.Н. и др. Флористическое и ценотическое разнообразие растительного покрова архипелага Земля Франца-Иосифа //Ботанический журнал. 2020. Т.105. №2. С. 133-151.

10. Цветкова Г.Р. Оценка туристско-рекреационного потенциала арктической зоны Российской Федерации в контексте развития рынка морских круизов // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.В. Долматеня, В.А. Ткачева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. С. 222-227.

11. Шпилько С.П., Андронова Н.В., Чударев Р.В. Морские круизы: теория и практика. М.: Сов. спорт, 2012. 147 с.

12. De Korte J., Volkov A.E., Gavrilo M.V. Bird Observations in Severnaya Zemlya, Siberia // Arctic. 1995. Pp. 222-234.

13. Jensen A., Sicard J.P. Challenges for positioning and navigation in the Arctic // Coordinates. 2010. Vol.6. Iss.10. Pp. 10-13.

References

1. Boyarskiy, P. V. (2003). Ostrova i arkhipelagi Rossiyskoy Arktiki: Zemlya Frantsa-Iosifa [Islands and archipelagos of the Russian Arctic: Land of Franz-Joseph]: A monograph. Moscow: Paulsen. (In Russ.).

2. Val'kova, T. M., & Shumkov, D. S. (2020). Arkticheskij turizm: Shpicbergen [Arctic tourism: Svalbard] Geografiches-kaya sreda i zhivye sistemy [Geographic Environment and Living Systems], 4. doi: 10.18384/2712-7621-2020-487-107. (In Russ.).

3. Dzhenyuk, S. L. (2014). Klimatoobrazuyushchiye faktory i klimaticheskiye osobennosti Zemli Frantsa-Iosifa [Climate-forming factors and climatic features of Franz Josef Land]. Trudy Kol'skogo nauchnogo tsentra RAN [Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 4(23), 61-69. (In Russ.).

4. Zhichkin, A. P. (2014). Ledovyye usloviya v rayone arkhipelaga Zemlya Frantsa-Iosifa [Ice conditions in the Franz Josef Land archipelago]. Trudy Kol'skogo nauchnogo tsentra RAN [Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 4(23). (In Russ.).

5. Kunnikov, A. V. (2019). Polyusnyy arkticheskiy turizm v Rossii [Pole Arctic tourism in Russia]. Geograficheskaya

sreda i zhivyye sistemy [Geographic Environment and Living Systems], 3, 41-55. doi: 10.18384/2310-7189-20193-41-55. (In Russ.).

6. Kunnikov, A. V. (2020). Perspektivy razvitiya arkticheskogo turizma v zapadnom sektore Arktiki [Prospects for the development of Arctic tourism in the western sector of the Arctic]. Arktika: ekologiya i ekonomika [Arctic: Ecology and Economics], 4, 130-138. doi: 10.25283/2223-4594-2020-4-130-138. (In Russ.).

7. Onyakova, A. M. (2020). Arkticheskiy geoturizm i ekologicheskiye riski yego razvitiya [Arctic geotourism and environmental risks of its development]. Modern Science, 7-1, 28-31. (In Russ.).

8. Poddubnaya, T. N., Zadneprovskaya, Ye. L., & Dzhum, T. A. (2020). Tendentsii razvitiya kruiznogo turizma v Kras-nodarskom kraye [Trends in the development of cruise tourism in the Krasnodar Territory]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo [Business. Education. Right], 4, 58-63. doi: 10.25683/V0LBI.2020.53.466. (In Russ.).

9. Safronova, I. N., Kholod, S. S., Gavrilo, M. V., & Yezhov, O. N. (2020). Floristicheskoye i tsenoticheskoye raznoo-braziye rastitel'nogo pokrova arkhipelaga Zemlya Frantsa-Iosifa [Floristic and coenotic diversity of the vegetation cover of the Franz Josef Land archipelago]. Botanicheskiy zhurnal [Botanical Journal], 105(2), 133-151. (In Russ.).

10. Tsvetkova, G. R. (2018). Otsenka turistsko-rekreatsionnoy turisticheskoy arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii v kontekste razvitiya rynka morskikh kruizov [Assessment of the tourist and recreational tourist Arctic zone of the Russian Federation in the context of the development of the sea cruise market]. Aktual'nyye problemy razvitiya sfery uslug [Actual problems of development of the service sector]: Collection of scientific papers. St. Petersburg, 222-227. (In Russ.).

11. Shpil'ko, S. P., Andronova, N. V., & Chudarev, R. V. (2012). Morskiye kruizy: teoriya i praktika [Sea cruises: theory and practice]. Moscow: Soviet Sport. (In Russ.).

12. De Korte, J., Volkov, A. E., & Gavrilo, M. V. (1995). Bird Observations in Sevemaya Zemlya, Siberia. Arctic, 222-234.

13. Jensen, A., & Sicard, J. P. (2010). Challenges for positioning and navigation in the Arctic. Coordinates, 6(10), 10-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.