100 ЛЕТ КОМСОМОЛУ
РО! 10.17805^ри.2018.4.2
Круглый стол «Благодаря комсомолу...», посвященный 100-летию ВЛКСМ
А. В. Костина Московский гуманитарный университет
В статье представлен обзор работы круглого стола, который прошел 23 мая 2018 г. в Московском гуманитарном университете и был посвящен 100-летнему юбилею ВЛКСМ. Ключевые слова: комсомол; история России; ВЛКСМ; круглый стол; обзор; Московский гуманитарный университет
мая 2018 г. в Московском гуманитарном университете состоялся круглый стол «Благодаря комсомолу...», организованный в вузе в соответствии с Планом подготовки к 100-летию со дня рождения ВЛКСМ. В работе круглого стола приняли участие более 100 человек, 25 из них выступили с докладами, сообщениями и краткими репликами.
Основной замысел круглого стола определялся стремлением рассмотреть историю России с точки зрения поиска смысла тех явлений и процессов, которые составляли ее содержание в XX в., в такие периоды ее развития, как Гражданская война и Великая Отечественная война, индустриализация и великие комсомольские стройки, ликвидация неграмотности и участие молодежи в научно-техническом творчестве, великие спортивные достижения, освоение космоса и многое другое. С огромной убедительностью звучали слова докладчиков — творцов этой истории, состоявших в рядах комсомола и работавших в руководящих комсомольских органах, — о том позитивном, что было сделано в той или иной области именно «благодаря комсомолу».
Открыл работу круглого стола ректор Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, действительный член Российской академии военных наук, Академии российской словесности и других, лауреат премии Ленинского комсомола, член Экспертного совета при Комитете по высшему образованию и науке Государственной Думы РФ, член Экспертного совета при Комитете по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Государственной Думы РФ, член Союза писателей России, в 1977-1994 гг. — директор Научно-исследовательского центра при ВКШ при ЦК ВЛКСМ И. М. Ильинский. Он особо отметил, что университет принимает выдающихся, легендарных людей, оказавших вузу честь своим присутствием. Прежде всего, это Первый секретарь ЦК
ВЛКСМ Е. М. Тяжельников, которого знают миллионы людей и который более десяти лет руководил Всесоюзным Ленинским комсомолом; Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Б. Н. Пастухов, с которым связана огромная история деятельности комсомола; И. М.-С. Умаханов, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, долгие годы работавший в комсомоле в Дагестане и в Центральном комитете ВЛКСМ.
Это также участники Великой Отечественной войны Б. П. Уткин, генерал-полковник в отставке, ушедший на войну с Парада на Красной площади 7 ноября 1941 г., и С. А. Тюшкевич, генерал-майор в отставке, комсомолец с 1931 г.
Среди участников круглого стола — Ю. И. Журавлев, выдающийся математик, академик АН СССР, РАН, заместитель директора Вычислительного центра, ставший в 30 лет лауреатом Ленинской премии; А. А. Лиханов, знаменитый писатель, выдающийся государственный и общественный деятель, создатель и руководитель сначала Советского, а потом Российского детского фонда и Международной ассоциации детских фондов, который проделал огромную работу по защите детей; С. Н. Ревин, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт Российской Федерации, выпускник аспирантуры нашего университета, кандидат педагогических наук.
«Это — живые свидетели и творцы нашей истории, о которой мы будем сегодня говорить, — отметил И. М. Ильинский, — они не дадут никому отклониться в сторону и сказать хоть слово неправды. Им — самое горячее наше приветствие!»
В своем приветственном слове Е. М. Тяжельников назвал территорию университета легендарным местом, ведущим начало от Центральной женской школы снайперов. Здесь была создана сначала Центральная, затем — Высшая комсомольская школа, уникальный центр образования и науки. И это лишь один из многочисленных примеров того, что оставил комсомол. Отмечая важность темы круглого стола, выступающий подчеркнул: «Комсомолу мы обязаны и тем, кем стали мы сами. Все подвиги Советской страны в большой степени — результат огромной работы комсомола».
Б. Н. Пастухов в своем обращении к присутствующим отметил особую значимость темы круглого стола, позволяющей выделить то главное, что было сделано комсомолом во благо молодежи, государства и всего общества за годы его существования, и обратил внимание на продуманную программу мероприятия, включающую разговор обо всех значимых этапах развития не только комсомола, но всего нашего общества.
С приветственным словом участникам круглого стола от «комсомольской фракции» в Совете Федерации во главе с Валентиной Ивановной Матвиенко выступил заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ И. М.-С. Умаханов. Он подчеркнул важность этой организации и отметил, что за 25 лет ничего подобного комсомолу в нашей стране создано не было. Он выразил благодарность организаторам мероприятия с таким эмоциональным и глубоким названием, поблагодарил комсомол, давший многим путевку в жизнь, а также выразил признательность Е. М. Тяжельникову, написавшему несколько слов о его отце — секретаре Махачкалинского горкома комсомола, бойце Красной армии с 1938 по 1948 г. И. М.-С. Умаха-нов подчеркнул, что для него самого работа в аппарате ЦК ВЛКСМ в течение 11 лет стала школой, позволившей ему реализовать себя в Совете Федерации. Выступающий выразил пожелание, чтобы празднование 100-летия комсомола было посвящено не
только чествованию его славной истории, но и размышлению о том, как продолжить эту замечательную идею, в каких формах необходимо усилить работу с подрастающим поколением.
Комсомольцем 1980-х годов назвал себя летчик-космонавт Российской Федерации, Герой России С. Н. Ревин, для которого МосГУ — альма-матер, где он окончил аспирантуру, защитил диссертацию и получил степень кандидата наук. С. Н. Ревин с благодарностью рассказал о ходатайстве И. М. Ильинского и первых секретарей ЦК ВЛКСМ, которое позволило ему получить награду Героя России за совершение космического полета. Он показал, что у космонавтов и комсомольцев есть общая черта — добровольность, с которой энергичные молодые люди реализуют себя.
Особую атмосферу взаимоподдержки и комсомольской энергии вуза отметила и выпускница университета — серебряный призер Олимпийских игр в Пекине, заслуженный мастер спорта по гандболу М. Сидорова. Она поблагодарила университет за то, что в свое время была принята на бесплатное обучение вся российская женская команда по гандболу, которой была предоставлена возможность не только учиться, но и тренироваться. Российский женский гандбол благодаря комсомольскому вузу был спасен.
В основном докладе ректора Московского гуманитарного университета И. М. Ильинского «Великий Октябрь и комсомол: через тернии к звездам» был сделан акцент на том, что на круглом столе разговор пойдет исключительно о позитивной стороне деятельности комсомола, а разного рода идеологические, политические и другие остродискуссионные вопросы будут оставлены за «скобками»; будет рассмотрена история комсомола в контексте истории страны с точки зрения смысла и сущности его деятельности, что и составляет основную задачу науки. «Уходящее поколение ветеранов комсомола — большинство присутствующих относится к этой категории людей — должно отчетливо сознавать: кроме нас, конструктивно, позитивно и честно о комсомоле уже не скажет никто», — сказал он.
Докладчик подчеркнул, что задача круглого стола — показать позитивные результаты деятельности комсомола, продемонстрировать, что комсомол был организацией созидательной, формирующей физически и духовно здоровую, гармонически развитую личность коллективистского и героического типа, активно защищающую интересы и права молодежи, участвующую в управлении государственными и общественными делами.
«Несмотря на то что комсомола уже почти тридцать лет как нет, — отметил докладчик, — он живет в нашей памяти, в наших душах и сердцах, и мы должны выразить комсомолу наше чувство великой благодарности за ту роль, которую он сыграл в личных судьбах и жизни страны». Именно эта идея лежит в названии нашего круглого стола — "Благодаря комсомолу..."»
Программа круглого стола составлена так, чтобы развитие комсомола и его роль в великих переломных событиях нашей истории были представлены последовательно — начиная с той исторической ситуации, которая предшествовала моменту его рождения, — с революции 1917 г.
«Комсомол, — по мнению И. М. Ильинского, — это дитя Великого Октября, он создан коммунистической партией». Как отметил докладчик, сегодня существует точка зрения (ее, в частности, высказывает «идеолог и конструктор» контрреволюции 1985-1991 гг. А. Н. Яковлев) о том, что революция России была не нужна, что страна «процветала», «опережая по темпам своего развития передовые страны», а восхож-
дение страны к вершинам прогресса было прервано большевиками. Поэтому, прежде чем говорить о позитивном вкладе комсомола в революцию и строительство нового общества, необходимо показать созидательное начало Великого Октября, конструктивную, а не разрушительную роль РКП(б) и КПСС, помощником которой был комсомол. Это имеет методологическое значение.
Как было показано в докладе, революции предшествовала целая совокупность драматических предпосылок: экономический кризис 1899-1903 гг., позорное поражение России в ее войне с Японией в 1905 г., Первая мировая война, которую Россия начала проигрывать, голод 1916 г., приведший к быстрому нарастанию рабочего движения. И в конце февраля 1917 г. революция свершилась. Курс на социалистическую революцию был взят в начале августа 1917 г. на VI съезде РСДРП(б), и в Октябре она победила.
Сразу после прихода к власти большевиками на II Всероссийском съезде Советов был принят Декрет о мире, в котором прозвучал призыв к народам планеты прекратить войну. Между Германией и Россией 2 декабря 1917 г. было подписано соглашение о перемирии, а затем — Брест-Литовский мирный договор, тяжелый для России и названный Лениным «похабным», а потому аннулированный 13 ноября 1918 г. Но этот мир спас Россию, дав ей передышку для восстановления, и стал прологом Победы в Великой Отечественной войне.
Этот факт говорит о том, что Октябрь с первых дней был действенным и созидательным. Октябрьская революция была подлинно народной революцией рабочих и крестьян и первой в мире антикапиталистической революцией. Отчуждение капитала в государственную собственность дало возможность построить лучшую в мире систему бесплатного образования, здравоохранения, ликвидировать детскую беспризорность, безработицу, эксплуатацию человека человеком, национальный гнет. СССР стал второй сверхдержавой, даже в условиях холодной войны сохранявшей мир более 40 лет и открывшей путь освоения космоса. Октябрь был революцией антиимпериалистической и интернационалистской, развал колониальных империй в середине XX в. — дальнее эхо залпа «Авроры».
Докладчик подчеркнул: «Несмотря на то что не все цели Великого Октября были достигнуты полностью, не все задачи решены до конца, на счету Великого Октября — огромный позитив. Именно поэтому мы вправе сегодня говорить с гордостью, а не каясь, на нашем круглом столе о позитивном содержании деятельности Ленинского комсомола».
Доктор исторических наук, профессор МосГУ А. А. Королев в выступлении «Комсомол в Гражданской войне» показал, что РКСМ рождался в сложнейших условиях Гражданской войны, с лета 1918 г. практически совпавшей с военной интервенцией 14 государств. Положение советской власти летом 1918 г. было критическим, возникла острая необходимость создания армии нового типа. 28 января 1918 г. Совет народных комиссаров принял декрет «Об образовании Рабоче-крестьянской Красной армии». Докладчик подчеркнул, что строительство вооруженных сил шло на основе добровольчества, и этот пафос нашел воплощение в известном плакате Д. Мора 1920 г. «Ты записался добровольцем?»
Среди различных причин победы советской власти в Гражданской войне докладчик выделил социально-политический фактор — опору на молодежь, на поколение, которое хотело себя реализовать в происходящих социально-политических изменениях, которое ставило высокие цели в построении справедливого общества. Комсо-
мол, созданный 29 октября 1918 г., во время Гражданской войны объявил три мобилизации — на фронтах Гражданской войны в общей сложности сражалось примерно 200 тыс. комсомольцев. Несмотря на огромные жертвы, которые комсомол нес на фронтах, численность его увеличилась в 20 раз — с 22 тыс. человек в октябре 1918 г. до 480 тыс. человек в октябре 1920 г. За годы Гражданской войны более 14 тыс. бойцов революции были награждены боевыми орденами Красного Знамени, среди них более 5 тыс. членов комсомола. В заключение выступающий отметил: «Сегодня в Китае сняли более чем 20-серийный фильм о Павке Корчагине, видя в нем идеал для подражания, который востребован и сегодня. Таким идеалом может рассматриваться все поколение комсомольцев Гражданской войны».
В докладе директора Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктора философских наук, доктора культурологии А. В. Костиной, который был посвящен комсомолу в годы индустриализации, было показано, что индустриализация в России проводилась в сложнейших условиях. Для промышленного рывка у России не было предпосылок — Россия до революции была аграрной страной, ее доля в мировом промышленном производстве составляла примерно 4%, в стране была слабо развита тяжелая промышленность, отсутствовало производство олова, алюминия и никеля. Но и эта экономика после Гражданской войны была почти полностью разрушена, а объем крупной промышленности сократился на 88%.
В восстановлении народного хозяйства активную роль играл комсомол, в значительной степени благодаря которому к 1925 г. экономика России достигла довоенного уровня. Докладчик подчеркнула, что этот факт позволяет сегодня некоторым политикам и ученым ставить вопрос о ненужности форсированной индустриализации. Но именно такой путь был единственно верным — СССР по-прежнему значительно отставал от крупнейших стран Европы в промышленном и военном отношении, что определяло его уязвимость. Это отставание от стран, где промышленная революция началась на 100-150 лет раньше, нужно было преодолеть за десятилетие.
Условием осуществления индустриализации стал в значительной степени самоотверженный труд комсомола, пославшего на 9000 строек страны более 400 тыс. юношей и девушек. На Уралмаше и Днепрогэсе, на Сталинградском тракторном заводе, на Сталиногорском химическом комбинате, на Магнитострое до 70% составляли молодые рабочие. В итоге индустриализации СССР по объемам промышленности вышел на второе место в мире и к началу войны превратился в полностью независимое от других стран государство в военном и экономическом плане. И это во многом — благодаря комсомолу.
Выступление главного редактора Общероссийского молодежного журнала «Наша молодежь», члена правления и секретаря Правления Союза писателей России в 1990-2009 гг., члена Президиума Литературного фонда России в 1992-2009 гг. П. Ф. Алёшкина было посвящено участию комсомола в коллективизации. Выступающий напомнил, что еще в дискуссиях рубежа Х1Х-ХХ вв. было доказано, что будущее земледельческого хозяйства — в его укрупнении. Когда большевики взяли власть в России, перед ними сразу же встала одна из самых главных задач: как накормить страну? Ставка была сделана на укрупнение сельского хозяйства, чтобы можно было использовать технику на больших площадях. Во время Гражданской войны было не до коллективизации, а хлеб был нужен. И тогда советское правительство решилось на политику продразверстки, но это привело к крестьянским восстаниям.
Особенно остро — показал выступающий — проблема встала в 1927-1928 гг. В это время весь мир уже перешел на машинное производство в сельском хозяйстве, а в России было еще ручное производство. Правительство понимало, что крестьяне старшего возраста не поддержат в своей массе коллективизацию, и сделало ставку на молодежь и ее наиболее активную часть — комсомол. В связи с этим в конце 1925 г. была проведена всесоюзная мобилизация городских комсомольцев для укрепления районных и волостных комитетов РКСМ. В деревни было направлено 1378 человек. 17 сентября 1929 г. бюро ЦК ВЛКСМ приняло специальное решение об участии комсомола в строительстве машинно-тракторных станций, которых к 1932 г. было создано 2446. К лету 2931 г. больше половины крестьянских хозяйств объединились в колхозы. К концу 1932 г. коллективизация сельского хозяйства была в основном завершена благодаря активному участию комсомола.
Краткую реплику произнес после этого Э. Ф. Макаревич, главный научный сотрудник ИФПИ МосГУ, член Союза писателей России, доктор социологических наук, профессор, в 1973-1978 гг. — ответственный организатор Отдела студенческой молодежи ЦК ВЛКСМ, ответственный секретарь общественно-политического журнала ЦК ВЛКСМ и Минвуза СССР «Студенческий меридиан» в 1980-1987 гг., заместитель главного редактора журнала ЦК КПСС «Диалог» в 1989-1991 гг. Он отметил роль комсомола в период НЭПа. Как показал выступающий, когда частные предприятия, повышая производительность труда, сокращали рабочих, и прежде всего молодых и неопытных, благодаря комсомолу в стране была создана система фабрично-заводского ученичества, где готовили высококвалифицированных и политически грамотных рабочих. Была другая сторона. Важно было так организовать работу на государственных предприятиях, чтобы доказать их эффективность в сравнении с частными. И комсомол здесь сказал свое слово. Выступающий обратился к роману Н. Островского «Как закалялась сталь», к выступлению П. Корчагина на заседании комсомольского бюро железнодорожных мастерских, критикующего молодых рабочих за опоздания на работу, некачественный труд, поломку инструмента и предлагающего исключать таких из комсомола, а о них самих писать открыто в стенгазете. Как подчеркнул выступающий, это был вклад комсомола в борьбу между социалистическим и капиталистическим укладами; это была черновая работа, но она сделала свое дело.
Выступление директора Московского научно-исследовательского института школьных технологий, генерального директора Издательского дома «Народное образование», главного редактора журнала «Народное образование», кандидата психологических наук А. М. Кушнира было посвящено роли комсомола в борьбе с детской беспризорностью в годы Гражданской войны и после нее. Выступающий подчеркнул свою причастность к комсомолу, в рядах которого он, будучи аспирантом, оставался до 35 лет по специальному заявлению как комсорг группы в МГПИ им. Ленина.
Обращаясь к проблеме беспризорности, выступающий отметил, что уже Первая мировая война выбросила на улицы миллионы детей, которые чаще всего становились добычей криминальных структур. И бедствие это носило масштабы национальной трагедии, к которой ближе всех оказался комсомол. В это время только формировались различные комиссии Наркомпроса и появлялись уполномоченные по линии комиссии Дзержинского, а комсомол уже был повсюду. И примерно к 1924 г. перед комсомолом была поставлена задача борьбы с беспризорностью — по разным источни-
кам, это было от 4 до 7 млн детей. Какие формы работы выбрал комсомол? От чуть ли не агентурного внедрения в банды и отрыва детей от криминальных авторитетов до устройства трудовых и сельскохозяйственных коммун. Важно, что к 1928 г. обострилось противостояние между Наркомпросом, отказавшимся от идеи единой трудовой политехнической школы, и комсомолом, считавшим, что спасение детей в первую очередь связано с их трудоустройством и трудовым воспитанием. Правоту позиции комсомола подтвердила практика А. С. Макаренко, который не всякий труд рассматривал в качестве средства воспитания, а только «образцовый труд», компонентами которого выступают передовые технологии, высокая рентабельность и образцовая организация труда. И в то время как Наркомпрос издал целый свод документов о том, что детям не пристало работать, комсомол отстаивал право ребенка на труд, так как с этим правом связана его возможность выжить, не оказаться на улице.
Выступающий отметил, что, продолжая линию комсомола, необходимо поставить вопрос о том, что в Законе об образовании, наряду с кадетскими училищами, должна появиться специальная форма школы, которая называлась бы «школа хозяйства». «Ребенок должен иметь право на труд, у него должна быть возможность тренировать свою способность приносить пользу», — заключил выступающий.
В реплике доцента кафедры истории и регионоведения Московского гуманитарного университета, кандидата исторических наук О. Г. Жуковой был сделан акцент на том, что одной из важных составляющих развития страны в 1920-1930-е годы была ликвидация неграмотности. И в этих процессах важную роль играл комсомол. Это было время, когда была нарушена традиция передачи знания от старших к младшим, и молодежь стала обучать стариков. Выступающая коснулась истории своей семьи и вспомнила бабушку — И. П. Жукову, пионеркой участвовавшей в ликвидации безграмотности на Саратовщине, и ее воспоминания о том уважении, которое проявляли к ней, 12-летней девочке, ее взрослые ученики. Образование стало ее судьбой — будучи студенткой Балашовского учительского института, она познакомилась со своим будущим мужем, во время войны знаменитым партизанским летчиком Н. И. Жуковым, до войны курсантом, а затем летчиком-инструктором Балашовской летной школы, куда он приехал по комсомольской путевке и всесоюзному призыву ЦК ВЛКСМ «Комсомолец — на самолет!» С комсомолом была связана и история родителей О. Г. Жуковой, которые познакомились в редакции журнала «Техника молодежи», в которой отец работал заместителем главного редактора, а мама писала туда статьи. «Так что можно сказать, что благодаря комсомолу и старшее поколение моей семьи, и среднее нашли друг друга», — отметила выступающая.
Возвращаясь к основной теме, О. Г. Жукова констатировала, что советская власть, поставившая перед собой грандиозные задачи модернизации страны, которые оказалась не под силу власти старой, была обязана решить задачу ликвидации неграмотности. Выступающая обратилась к документам той поры, из которых следует, что методы стимулирования к обучению были самые разные — в том числе молодые люди, которые должны были посещать курсы ликбеза и делали это не очень аккуратно, лишались продуктовых пайков. На VIII съезде ВЛКСМ был объявлен культпоход по ликвидации неграмотности. Из комсомольцев-культармейцев создавались ударные отряды по ликбезу. Они не просто обучали неграмотных, они открывали новые пункты и школы ликбеза, библиотеки в городах, избы-читальни в селах. В 1930 г. комсомол взял шефство над всеобучем, выступил с инициативой создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных. В результате только за годы первой пятилетки было
обучено грамоте около 45 млн человек, а к началу 1940-х годов задача ликвидации неграмотности была практически полностью решена.
Роли комсомола в Великой Отечественной войне был посвящен доклад Б. П. Уткина, участника Великой Отечественной войны, генерал-полковника в отставке, в 1953-1959 гг. — заместителя командира полка по политической части в Московском военном округе и Группе советских войск в Германии, начальника политического отдела артиллерийской и мотострелковой дивизий в Группе советских войск в Германии в 1960-1967 гг., помощника Главнокомандующего войсками Варшавского договора по политическим вопросам (Варшава) в 1981-1982 гг., заместителя начальника Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота в 1981-1984 гг., делегата XXШ-XXVП съездов партии, XIX партийной конференции, депутата Верховного Совета РСФСР в 1976-1985 гг. и БССР в 1985-1990 гг. Выступающий особо подчеркнул, что является комсомольцем с 1938 г., а номер его комсомольского билета — 5191114 — оставили выступающему, когда в январе 1943 г. под Кировоградом его принимали в партию.
«С Парада — в бой в рядах комсомола» — такое название выступления было определено тем, что на фронт Б. П. Уткин был направлен сразу после его участия в Параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. Как отметил докладчик, положение осенью 1941 г. Сталиным было названо «отчаянным», т. е. таким, когда человек или организация теряют самообладание, управление, надежду. Они делаются легкой добычей случая. И когда немцы были на подходе к Москве, в Москве был проведен парад. Парад — это тоже форма борьбы — экономическая, политическая, идеологическая и собственно вооруженная. Этот парад позволил Красной армии пройти через всю Европу и дойти до Берлина и водрузить там флаг Победы. По словам выступающего, из 100 ребят поколения 1922-1924 гг. домой вернулись только четверо. Вот в этом — роль комсомола и тот вклад, за который наша Родина благодарит комсомол. И то, что было сказано на этом круглом столе, — все это способствует укреплению патриотизма, наполняет гордостью за свою страну, основанием для которой в прошлой войне была Победа.
Особо тепло было встречено выступление участника Великой Отечественной войны, генерал-майора в отставке, ведущего научного сотрудника Института военной истории Минобороны РФ, заслуженного деятеля науки РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, члена ВЛКСМ с 1931 г., заместителя командира полка 3-й гвардейской дивизии ЛАНО, доктора философских наук, профессора военной истории С. А. Тюшкевича, отметившего в декабре 2017 г. 100-летний юбилей. Выступающий рассказал, что из его семьи, где было четверо сыновей и одна дочь, воевали все мужчины. Двое братьев с войны не вернулись, двое пришли живыми, но ранеными, инвалидами. Докладчик подал заявление в народное ополчение 4 июля 1941 г., он подчеркнул, что ополчение сыграло большую роль в защите нашей страны, в том, что мы сумели одержать Великую Победу — не только военную победу, но и идеологическую, и нравственную, и экономическую, и геополитическую. Чтобы одержать эту победу, вся страна сплотилась.
И здесь важную роль играл комсомол. «Я был секретарем комсомольской организации артиллерийского полка 3-й гвардейской дивизии народного ополчения, — констатировал выступающий, — и задача комсомола была связана не столько с военной подготовкой молодых воинов, сколько с его морально-психологической подготовкой». И в этом отношении, как показал докладчик, большое значение имело разъяс-
нение тех возвышенных целей, во имя которых сражался народ. Это защита страны, справедливости, разума, знания, самого человека и человечества. Это также были и чисто бытовые, жизненные вопросы, касавшиеся отношений мужчин и женщин.
Выступающий резюмировал: война показала, что новый общественный строй сформировал нового человека, демонстрирующего торжество разума, о котором говорили просветители, философы. Это торжество высокой нравственности, солидарности, человечности.
Комсомол Советской армии был назван уникальной школой воспитания в докладе Е. Н. Махова, советского военного инженера и политработника, генерал-лейтенанта в отставке, помощника начальника Главного политического управления СА и ВМФ по комсомольской работе в 1971-1975 гг., участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1988 гг., доктора социологических наук, профессора. Выступающий обратился к своему опыту комсомольской деятельности в рядах армии, где из 40 лет армейской службы почти половина была связана с комсомолом. И главное, чем занимались комсомольские организации в Вооруженных Силах СССР, — это работа с армейской молодежью. «Несмотря на то что мы говорим о послевоенном времени, — отметил выступающий, — место для подвига оставалось, и комсомольцы совершали подвиги сродни фронтовым».
Это подвиг ефрейтора М. Воложанина, наряду с другими награжденного орденом Славы за проявленный героизм на острове Даманском в 1969 г. Это подвиг, совершенный в 1960 г. четверкой военных во главе с младшим сержантом А. Зиганшиным, унесенных на барже с заглохшим мотором в Тихий океан и дрейфовавших 49 суток без пищи и воды. Героизм часто проявлялся и в повседневной службе — рядовой Алиев спас пилота, потерявшего сознание, вытащив его из кабины неисправного самолета, в котором начали рваться боеприпасы. Массовый героизм проявили воины-комсомольцы при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Докладчик — сам чернобылец — был на месте аварии уже на пятый день. Он вспоминал о героизме тех комсомольцев, кто за рычагами бульдозеров закапывал около реактора брошенные зараженные автомобили, кто голыми руками срывал с крыш деревенских домов покрытую радиоактивной пылью солому.
«Традиции героизма живы и в сегодняшней армии, — отметил выступающий. — В декабре 2017 г. Президент России В. В. Путин вручал звезду Героя России ефрейтору Д. О. Портнягину за совершенный подвиг в Сирии. Оказавшись в окружении бандитов, он принял бой, уничтожил 14 человек и вышел победителем, выполнив боевую задачу».
В заключение Е. Н. Махов поблагодарил университет и его ректора И. М. Ильинского, а также В. П. Мошнягу, В. А. Лукова, А. И. Ковалеву — как «наставников в науку».
В выступлении Ю. И. Журавлева, выдающегося математика, академика АН СССР и РАН, заместителя директора ВЦ РАН, лауреата Ленинской премии, премии Совета Министров СССР, Ломоносовской премии I степени, делегата XIV и XV съездов ВЛКСМ (1962, 1966 гг.), члена ЦК ВЛКСМ в 1962-1970 гг., первого председателя Всесоюзного Совета молодых ученых и специалистов ЦК ВЛКСМ (1967 г.), была раскрыта роль комсомола в вовлечении молодежи в развитие научно-технического прогресса. Выступающий показал, что особое внимание науке стало уделяться начиная с конца 1950-х и в 1960-е годы. Это связано с тем, что в науку пришло поколение родившихся в 1930-1940-е годы. Из этих людей потом выросло подавляющее большинство крупных отечественных ученых, которые с начала 1960-х годов стали руководить крупными проектами, в том числе и оборонными.
С этого времени работа с молодыми учеными — как показал выступающий — шла через ЦК комсомола. Первое, чем занялся ЦК ВЛКСМ, — это организация и работа советов молодых ученых, которые позднее преобразовались в Центральный совет молодых ученых при ЦК ВЛКСМ. Этот совет имел большое влияние на все научные организации, к его мнению прислушивались. По прямой инициативе совета были учреждены всесоюзные премии для молодых ученых, что являлось и финансовой, и общественной поддержкой молодых специалистов. Выступающий высоко оценил во всех этих процессах роль комсомола и Центрального комитета комсомола.
Теме «Комсомол и защита детства» было посвящено выступление А. А. Лиханова, выдающегося государственного и общественного деятеля, депутата Верховного Совета СССР, знаменитого писателя, лауреата премии Ленинского комсомола, создателя и руководителя Советского, а затем — Российского детского фонда, Международной ассоциации детских фондов, Инструктора отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ в 1966-1968 гг., главного редактора журнала ЦК ВЛКСМ «Смена» в 1975-1988 гг. Выступающий с сожалением констатировал, что все связанное с великими делами комсомола постепенно забывается — для этого предпринимаются основательные усилия. Приходят новые поколения людей, мало что знающих о комсомоле, практически ничего не знающих о войне. Надежда только на то, что новое Министерство просвещения обратит на это внимание.
Выступающий обратился к фактам собственной биографии, вспомнив, как, будучи собкором «Комсомольской правды» по Западной Сибири, познакомился с И. М. Ильинским — тогда первым секретарем райкома комсомола Дзержинского, который написал настолько яркую статью для «Комсомольской правды», что его назначили ответоргом по ударным стройкам Сибири. А. А. Лиханов рассказал о блокадном ленинградском детстве И. М. Ильинского, о его эвакуации в Новосибирскую область, о письме его отца Сталину с просьбой поддержать детей и их умирающую мать и о помощи, которая была им оказана.
Докладчик рассказал о выдающихся представителях новосибирской школы, о которых он писал в свое время, — о присутствующем на круглом столе Ю. И. Журавлеве, в 29 лет получившем по математике закрытую Ленинскую премию, о помощнике академика Окладникова А. Деревянко, который стал секретарем ЦК ВЛКСМ, но вернулся в Сибирь заниматься археологией, о Р. Сагдееве, который добился в Новосибирске «разгона» плазмы до 100 млн градусов. Это были все молодые люди, которые были допущены к решающим системам и могли добиться высоких достижений.
Выступающий раскрыл содержание своей работы в ЦК комсомола с 1967 г., где ему довелось готовить документы на звание лауреатов Ленинского комсомола в области литературы и искусства, где первым лауреатом стал Н. Островский. Этой премией в 41 год был награжден сам докладчик, а в 45 лет — Государственной премией. «Эти награды помогли мне в тех делах, — отметил выступающий, — которые мне доверил комсомол. А доверил он мне журнал "Смена". А теперь и Детский фонд». Говоря о качестве детского мира, докладчик назвал тревожные данные, связанные с развитием цифровой экономики, предоставленные ООН и Детским фондом ЮНИСЕФ. Цифровые технологии, согласно этим данным, все больше меняют детство, формируя у детей дислексию — затруднения в восприятии написанной информации. Таких детей в нашей стране 37%. «И, мне кажется, — заключил выступающий, — что, вспоминая о наших славных делах, мы должны что-то сделать — информировать общество, защищая детство. Если не мы, старые люди комсомола, то, кроме нас, этого не сделает никто».
Студенческим строительным отрядам было посвящено выступление В. А. Приступ-ко, проректора по административно-хозяйственной работе Московского гуманитарного университета, кандидата исторических наук, в комсомольские годы — комиссара линейных отрядов в Подмосковье, Красноярском крае, в 1983-1987 гг. — командира Всесоюзного студенческого отряда ЦК ВЛКСМ.
Как отметил выступающий, в будущем году рожденным благодаря комсомолу студенческим строительным отрядам исполняется 60 лет. Участники отрядов трудились на всесоюзных ударных комсомольских стройках, в сельском строительстве, на транспортных объектах, проводили большую общественно-политическую и культурно-массовую работу. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Е. М. Тяжельников всегда высоко оценивал это патриотическое движение, называя его одним из самых больших дел комсомола. Это движение, начавшись в 1959 г. с отряда из 338 студентов МГУ, к 1983 г. выросло до 861 тыс. человек. Студенческие отряды были привлекательны идеей самоуправления. Главная их цель была подчинена не только экономике, но и воспитанию человека, развитию его способностей и моральных качеств. Сегодня студенческие строительные отряды вновь востребованы — в 2003 г. в России работали 3300 студенческих отрядов численностью почти 300 тыс. человек. Все это предусмотрено президентской целевой программой «Молодежь России». По приглашению Президента РФ в 2009 г. выступающий дважды был в Кремле и в Сочи, где на встречах с Д. А. Медведевым обсуждались вопросы возрождения российских отрядов. Весной состоялся IV съезд молодежной общественной организации «Российские студенческие отряды», делегатам которого направил приветствие Президент РФ В. В. Путин.
От имени бывших и нынешних бойцов, командиров и комиссаров студенческих отрядов выступающий поздравил всех участников круглого стола с вековым юбилеем комсомола.
Размышление о работе комсомола с молодыми писателями и поэтами В. Н. Ганиче-ва, известного общественного деятеля, председателя правления Союза писателей России, первого заместителя главы Всемирного русского народного собора, заслуженного работника культуры РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола, доктора исторических наук, ранее — заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ, директора издательства «Молодая гвардия» в 1968-1978 гг., главного редактора газеты «Комсомольская правда» в 1978-1980 гг., главного редактора журнала «Роман-газета» в 1981-2001 гг., главного редактора журнала «Роман-журнал. XXI век», было представлено в видеозаписи.
«Я помню бюро ЦК ВЛКСМ, которое проходило в 1967 г., — начал рассказ В. Н. Га-ничев. — Пришел Шолохов и предложил работать с молодыми писателями. Тогда мы решили провести знаменитые встречи молодых писателей в Вёшенской, на Дону, с приглашением не только советских писателей — Б. Васильева, Ф. Овчаренко, Г. Серебрякова, О. Сулейменова, — но и венгерских писателей, румынских. Рядом с писателями был великий человек — Юрий Гагарин. Это создавало особую атмосферу для обсуждения вопроса об ответственности писателя. Мы проводили тогда знаменитые семинары в Иркутске, в Чите. Раз в три года проходил семинар молодых писателей — это было событие для всех нас. Работал знаменитый советско-болгарский клуб творческой молодежи, где были и В. Распутин, и В. Белов, и Л. Еленков, будущий редактор журнала «Дружба», там были все наши знаменитые национальные писатели, которые работали не на разъединение, а на соединение сил. И во все периоды нашей советской
истории освещение славных дел комсомола было писательским делом, где вместе работали Комсомол и Союз писателей».
В заключение выступающий поблагодарил ректора МосГУ И. М. Ильинского, который вел беседу, за прекрасную идею — показать, что благодаря комсомолу мы сделали в разных отраслях, в данном случае — в писательском деле.
Преемственности ВЛКСМ и РСМ было посвящено выступление председателя Комитета по вопросам образования, культуры и туризма Московской областной Думы, председателя Попечительского совета РСМ, заместителя министра спорта, туризма и молодежной политики РФ в 2008-2012 гг., министра культуры Московской области в 2013-2015 гг., председателя Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи» в 2004-2007 гг. О. А. Рожнова. Он отметил, что многое из его достижений на государственных и выборных должностях и как депутата связано с Ленинским комсомолом и Российским союзом молодежи. Комсомол выстроил эффективную систему работы с молодежью. Но этот опыт оказался не востребован в 1990-е годы, а РСМ выживал, не находя поддержки у государства. В 2000-е годы происходило становление новой системы. Переломным стал 2009 г., когда был объявлен Год молодежи, сформирован оргкомитет под руководством В. В. Путина, в большинстве субъектов Российской Федерации созданы органы по делам молодежи, создана система молодых ученых и специалистов, получившая государственную поддержку, стало ощутимым формирование молодежной политики. Сегодня развивается волонтерское движение, появилась юнармия, поддерживаются стройотряды. 19 мая в Ставрополе закончился фестиваль «Студенческая весна», который организует РСМ, и вся идеология этого фестиваля пронизана 100-летием комсомола.
Докладчик отметил — как председатель комитета Мособлдумы, — что разработан важный закон о праздничных днях и памятных датах. День волонтера, добровольца будет отмечаться 29 октября, готовится издание, которое эту дату описывает и показывает, что это — день рождения самой массовой, великой, мощной организации — Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи.
Роли комсомола в развитии движения научно-технического творчества молодежи было посвящено выступление В. М. Кононова, депутата Государственной Думы РФ VII созыва, члена Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ VI созыва по науке и наукоемким технологиям, доктора политических наук, ранее — выпускника ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1981 г.), первого секретаря Новосибирского горкома ВЛКСМ, инструктора отдела культуры ЦК ВЛКСМ в 1987-1989 гг., заместителя директора НИЦ при ВКШ при ЦК ВЛКСМ в 1989-1992 гг.
Докладчик отметил, что, несмотря на строгую дисциплину в Думе, он не мог не приехать на этот круглый стол, так как именно с комсомолом и с ВКШ при ЦК ВЛКСМ у него связано очень многое. Здесь получено второе высшее образование, окончена аспирантура, тут сыграна свадьба и прожиты три года в общежитии, здесь защищена кандидатская диссертация под руководством И. М. Ильинского. «Поэтому для меня это — альма-матер», — обобщил выступающий. Он передал приветствие присутствующим и поздравление с наступающим праздником от председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В. А. Никонова.
Выступающий, будучи причастным к движению НТТМ, рассказал о его зарождении в 1980-е годы, о Фонде молодежных инициатив в Новосибирске, о распространении этой инициативы на весь Советский Союз и появлении молодежных хозрасчетных
центров, о том, что из этого молодежного поля выросло очень много серьезных бизнесменов, руководителей страны. «Эта творческая жизнь, — отметил докладчик, — привела меня к тому, что в 2011 г. я стал депутатом Государственной Думы VI, потом VII созыва. И я всегда занимался вопросами законодательного обеспечения внедрения наукоемких технологий и высоких технологий. Сегодня созданы НИЦ "Жуковский" и "Курчатовский институт", "Эра-Глонас", Фонд перспективных исследований, Российский научный фонд. Поэтому тема творчества продолжается, и все это благодаря комсомолу, ВКШ и моему научному руководителю».
В выступлении руководителя департамента по управлению делами ООО «Росгосстрах», советника президента Росгосстраха, кандидата философских наук, активного участника строительства Байкало-Амурской магистрали, первого секретаря Тын-динского горкома ВЛКСМ в 1983-1987 гг. В. И. Муконина была раскрыта роль молодежи на ударных комсомольских стройках. Выступающий акцентировал внимание на том, что благодаря комсомолу в экономику страны начали вливаться огромные минерально-сырьевые ресурсы зоны БАМа, БАМ сократил на 500 км железнодорожный выход к океану, что усилило влияние страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сегодня дорога работает и будет работать, она прирастает новыми километрами. Рельсы пришли в Якутию. В планах — дойти до Магадана и до Чукотки. Президентом поставлена задача построить мост на Сахалин. Многие тысячи молодых людей того времени стали участниками этой грандиозной стройки, среди них — выпускники ВКШ. «БАМовский период моей жизни, — отметил выступающий, — я считаю самым значительным по результатам. Здесь я получил опыт, который стал основой моих профессиональных достижений, отношений с людьми. В эти годы сформировались ответственность за результаты своего труда, преданность дружбе, надежность, верность долгу». БАМ был притягателен для артистов, летчиков, спортсменов, военачальников, которые выступали перед строителями. Много раз на БАМе бывали преподаватели и профессора ВКШ — Б. А. Ручкин, А. Э. Воскобойников. Многими людьми, которые работали на БАМе, работа была проделана хорошая. «Скажу, что нам есть чем гордиться», — завершил выступление В. И. Муконин.
Доклад С. И. Плаксия, ректора Национального института бизнеса, вице-президента Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, вице-президента Национального союза негосударственных вузов, доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, выпускника ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1974 г.), заместителя директора НИЦ при ВКШ при ЦК ВЛКСМ в 1974-1991 гг., был посвящен роли комсомола в развитии научных исследований проблем молодежи в СССР. Выступающий раскрыл свой путь в комсомоле — от секретаря комитета комсомола ра-кетногокорабля «Прозорливый» до депутата городского совета, слушателя ВКШ, сотрудника НИЦ при ВКШ. Докладчик показал, что наука в комсомоле начинала развиваться с 1965 г., с принятия постановления ЦК ВЛКСМ «Об участии комсомольской организации в проведении конкретных социологических исследований по вопросам воспитания молодежи». В 1975 г. были созданы Совет по координации научных исследований проблем молодежи при ЦК ВЛКСМ и Академии педагогических наук и НИЦ при ВКШ при ЦК ВЛКСМ в ранге института первой категории — его директором в 1984 г. стал И. М. Ильинский. Работа НИЦ была направлена на выявление проблем в молодежной среде, на преодоление в науке пустословия, трусости и лени, на переосмысление отношений общества и государства, комсомола и молодежи. В 1986 г. на научной сессии, посвященной 10-летию НИЦ, И. М. Ильинским была предложена ос-
новная концепция молодежной политики. 15 апреля 1987 г. после записки Ильинского ЦК ВЛКСМ на ХХ съезде комсомола было принято постановление о разработке закона о молодежи. Был создан временный творческий коллектив под руководством Д. Поллыевой, в него входил и присутствующий на круглом столе В. А. Луков. Научное руководство проектом осуществлял И. М. Ильинский. Велась огромная работа. И только 9 апреля 1990 г. ЦК ВЛКСМ направил в Верховный Совет законопроект «О молодежи и государственной молодежной политике в СССР», который был принят 16 апреля 1991 г. Это была последняя победа ЦК ВЛКСМ и его НИЦ. С августа 1991 г. исчез главный разработчик, интегратор, реализатор политики работы с молодежью. «Но многие из нас остались советскими комсомольцами, — завершил выступающий, — и в этом наша сила. Спасибо тебе, комсомол!»
Выступление известного российского военного и общественного деятеля, генерала-полковника, президента Академии геополитических проблем, профессора кафедры международной журналистики МГИМО, доктора исторических наук, в 1996-2001 гг. — начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России Л. Г. Ивашова было посвящено вызовам и угрозам современной России. Докладчик вспомнил, как в 1990 г. в США министр обороны США Уильям Пэри — специалист по Советской России — во время беседы задал вопрос о том, каким образом СССР, в 1920-е годы не имевший системы образования и индустрии, смог остановить фашизм, стать технически грамотной страной, восстановить интеллект и науку, и самое главное — какую роль в этом играл комсомол. Докладчик показал: комсомол освоил слова «Учиться, учиться и учиться!» и совершил индустриализацию. Кроме того, молодой комсомолец, преданный идее и любящий Родину, стал архетипом, которому противостоят два других, не привлекательных: экономический индивидуалист англосаксонской культуры и преданный фюреру фашист Германии. Уже в этом большая роль комсомола.
Говоря о современных угрозах, стоящих перед Россией, выступающий выделил три основные: искажение собственной истории и традиции, что ведет к искажению смысла жизни человека, цели российской цивилизации; неопределенность собственного геополитического проекта и собственной идеологии, что ведет к депрессии, утрате целевых жизненных установок, страху перед неопределенностью будущего; технологическая угроза в виде цифровизации — она проявляется, в частности, в потере современным человеком 30% словарного запаса, приводит к стиранию личностного начала в человеке, утрате им собственной идентичности, замене индивидуальности на идентификационный номер.
Завершая работу круглого стола, ректор Московского гуманитарного университета И. М. Ильинский поблагодарил всех за участие в его работе и заключил, что основная его цель, воплощенная в его названии — «Благодаря комсомолу...», — решена. «Мы о многом не сказали, — отметил ведущий, — но сказали главное — то, о чем свидетельствуют исторические факты, то, что впервые в мире было создано государство, вставшее на защиту самых бедных и незащищенных слоев населения, о том, что в этом государстве была сначала преодолена неграмотность, а затем создана наука, позволившая сделать мировые открытия и достижения наподобие покорения космоса. Действительно, большевиками был заключен Декрет о мире, но он дал передышку в 23 года, а за это время создана индустрия и тяжелая промышленность — все, чего не было у России. И все это дало возможность подготовиться к Великой Отечественной войне. И победить! Много еще можно сказать такого, что не было сказа-
но. Есть глобальные вещи, и во всем этом в большей или меньшей степени участвовал комсомол».
По итогам работы круглого стола решено подготовить и издать книгу.
Дата поступления: 30.05.2018 г.
ROUND TABLE "OWING TO KOMSOMOL..." DEDICATED TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE ALL-UNION LENINIST YOUNG COMMUNIST LEAGUE
A. V. Kostina Moscow University for the Humanities
The paper presents a review of the round table that was held on 23rd May, 2018 at Moscow University for the Humanities and was dedicated to the 100th anniversary of the All-Union Leninist Young Communist League.
Keywords: Komsomol; history of Russia; All-Union Leninist Young Communist League; round table; review; Moscow University for the Humanities
Костина Анна Владимировна — доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, директор Института фундаментальных и прикладных исследований, заведующая кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-61-81. Эл. адрес: Anna_Kostina @inbox.ru
Kostina Anna Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Doctor of Culturology, Professor, Director, Institute of Fundamental and Applied Research; Head, Department of Philosophy, Cultural and Political Science, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-61-81. E-mail: Anna_Kostina @inbox.ru
йО! 10.17805^ри.2018.4.3
Роль комсомола в развитии научных исследований проблем молодежи в СССР
С. И. Плаксий Национальный институт бизнеса, г. Москва
Текст выступления на круглом столе «Благодаря комсомолу...», который прошел 23 мая 2018 г. в Московском гуманитарном университете и был посвящен 100-летнему юбилею ВЛКСМ.
Ключевые слова: комсомол; история СССР; молодежь; ВЛКСМ; история советской науки
Неблагодарность — великий грех. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы высказать великую благодарность Комсомолу. Многие десятки миллионов людей прошли прекрасную школу, которая позволила сформировать полезные для жизни качества, получили огромную поддержку и пользу от Комсомола. Великое количество людей могли и могут сегодня сказать: «Комсомол для нас не возраст. Комсомол для нас судьба».