ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ
DOI: 10.17805^ри.2017.3.16
Ровесник революции. К 100-летию со дня рождения историка А. С. Трайнина
А. Д. Бородай Московский гуманитарный университет В нынешнем году 100-летия Великой Октябрьской революции отмечается также 100-летие со дня рождения отечественного историка — одного из основателей научной школы истории молодежи, доктора исторических наук, профессора Александра Соломоновича Трайнина (1917-1994). Почти четверть века, в период с 1969 по 1994 г., он работал в Высшей комсомольской школе (ныне — Московский гуманитарный университет). Молодежной тематике А. С. Трайнин посвятил почти всю творческую жизнь в силу увлеченности изучением участия молодежи в революционной борьбе в начале ХХ в. Предлагаемый очерк — это дань уважения и памяти этого человека, высокая оценка его вклада в развитие вуза.
Ключевые слова: 100-летие Великой Октябрьской революции; А. С. Трайнин; Высшая комсомольская школа; история комсомола; советская история; биография; историк
ВВЕДЕНИЕ
В нынешнем году 100-летия Великой Октябрьской революции отмечается также 100-летие со дня рождения отечественного историка — одного из основателей научной школы истории молодежи, доктора исторических наук, профессора Александра Соломоновича Трайнина (1917-1994). Почти четверть века, в период с 1969 по 1994 г., он работал в Высшей комсомольской школе (ныне — Московский гуманитарный университет).
В данном очерке представлены вехи биографии А. С. Трайнина, отмечен его вклад в развитие научного знания.
ИСТОРИЯ СЕМЬИ
В семье петроградского аптекаря Соломона Исааковича Трайнина и его жены Эсфирь Израилевны, домохозяйки, к концу 1917 г. ожидали рождение второго ребенка. К удивлению и радости всех домочадцев, 22 декабря, через несколько недель после свершившейся Октябрьской революции, на свет появились двойняшки: мальчик и девочка. Мальчика назвали Александром, а девочку — Евгенией. Старшему их сыну Владимиру в этот год исполнилось три года.
Отец С. И. Трайнин по убеждениям был революционером. В 1905 г. он участвовал в демонстрациях. Был арестован и помещен в «Кресты». С 1910 по 1913 г. отбывал воинскую повинность рядовым в районе города Вильнюс-Алитус. В 1913 г. сдал экзамен
на звание аптекарского помощника в Юрьевском (Тарту) университете. В 1914 г. работал в Дегтярной аптеке в Петрограде. В том же году был мобилизован и отправлен на фронт в качестве фармацевта в аптеке 4-го Кауфманского госпиталя Красного Креста. По возвращении с фронта в конце 1915 г. поступил аптекарским помощником в Ново-Троицкую аптеку и в том же году был зачислен на провизорское отделение медицинского факультета Юрьевского университета, которое окончил в 1918 г.
После начала Гражданской войны в Петрограде жизнь стала «холодной и голодной». Отец был призван в Красную армию. Вначале работал в качестве фармацевта в Томском военном лазарете, а затем был назначен помощником уполномоченного Медицинского управления 5-й армии Восточного сибирского военного округа по сбору лекарственных растений. В этой должности служил с 1920 по 1922 г. В течение этих двух лет под его руководством был организован сбор лекарственных растений в Иркутской и Енисейской областях, Забайкалье, Минусинском крае и Бурятии.
В 1918 г. в связи с голодом в Петрограде отец перевез членов семьи в город Миасс, где жили две его сестры. После Миасса они переехали в Томск, из Томска в Иркутск. Там прожили около двух лет. Потом вернулись в свой город, где быт еще только налаживался.
В 1934 г. по предложению Московского правления Союзлаборреактив С. И. Трай-нин был переведен в Ленинградское отделение, где был построен и оборудован склад реактивов. В течение трех лет заведовал отделом химических реактивов. С 1936 по
1940 г. был директором химпроизводства Фрунзенского промкомбината. В начале
1941 г. поступил на должность помощника директора, а затем стал заместителем директора областной медицинской аптечной базы в Ленинграде. В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в коммерческом отделе оставался практически один. Но ни на один день база не прекращала своей работы. Снабжение города и области было организовано за счет связи с местными предприятиями, так как всякое поступление извне исключалось. Знание и умение использовать лечебные свойства растений помогли ему спасти жизни родным, да и многим жителям блокадного Ленинграда. После войны продолжал работать коммерческим директором Ленинградской областной медико-аптечной базы. В 1952 г., когда ему исполнилось 68 лет, вышел на пенсию.
Старший сводный брат Александра Соломоновича по линии матери от ее первого брака — Исидор Маховер — к тому времени вернулся с Гражданской войны, где был комиссаром. Всю жизнь работал на ответственных должностях в различных ведомствах, в том числе в Наркомате тяжелой промышленности, который возглавлял Серго Орджоникидзе. В 1937 г. Исидор Маховер был арестован и сослан в лагерь. Был осужден без права переписки и направлен в Каргопольский лагерь в Архангельской области. Мать пыталась его навестить, но этого сделать не удалось. При ее приезде в г. Каргополь в свидании с сыном было отказано. Позже поступило известие, что в 1943 г. Исидор Маховер умер.
...Когда семья вернулась из Иркутска в Москву, поселились в гостинице, где у Исидора был 2-комнатный номер. В этой гостинице жили тогда многие работники ЦК комсомола, которые познакомились с семьей С. И. Трайнина и часто заходили к ним в гости.
По воспоминаниям детей, мама Эсфирь Израилевна была душой компаний, которые собирались по праздникам в семье родителей. Прекрасная хозяйка, любительница готовить и печь, она всегда могла принять гостей, создать теплую обстановку. По
воспоминаниям отца Александра Соломоновича, в гостях часто бывали Петр Смородин, Александр Косарев, Леонид Файвглович и другие. Почти все они были репрессированы и погибли в лагерях.
Приятели бывали частенько, всегда было традиционное чаепитие, а к чаю — мамины булочки или печенье. После чаепития садились играть в карты. Играли в «9-й вал», очень эмоционально, шумно, весело. Реже бывали семейные концерты, приходили сослуживцы отца, пели, играли на рояле, иногда танцевали. Детей тоже учили музыке. Александр учился в музыкальной школе по классу фортепьяно, у него признавали абсолютный слух. Но обучение в музыкальной школе он вскоре бросил, заявив, что не будет играть «на буржуазном инструменте». Всю последующую жизнь играл на рояле, только на слух.
Александр Трайнин рос очень любознательным ребенком. Он рано научился читать. Книги стали его любимым занятием. В семье до наших дней сохранилась книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», из тех, которые в детстве читал А. С. Трайнин. Она была издана в конце XIX в., предположительно в 1897 г. На титульном листе указано: «Робинзонъ Крузо. Составлено по роману Д. Дефо. Изд. 2-е, заново переработанное А. Алтаевымъ. Со ста раскрашенными рисунками в тексте. С.-Петербург. Издание А.Ф. Девр1ена». Предисловие А. Алтаева датировано июлем 1897 г.
Старшие братья мотивировали многие увлечения Александра. Детские игрушки в большинстве своем были самодельными. Внимание к сестре Евгении воспитало в нем с детских лет определенную заботу и ответственность за близких.
Родители хотели, чтобы дети учились в школе с изучением немецкого языка. Такая школа была совсем недалеко от дома — на улице Кирочной (ныне улица Салтыкова-Щедрина). Это была известная во всем Петрограде бывшая «Анненшуле», где кроме общеобразовательных предметов с первого класса изучали немецкий язык, с третьего — французский и с шестого класса — английский язык. Эта школа отличалась от всех других. Учителя «старой закалки» делали все возможное для классического образования детей.
В 1926 г. Александр Трайнин поступил в первый класс школы, которая к этому времени называлась «7-я советская единая трудовая школа». Ему пришлось на себе испытать все эксперименты советской педагогики (бригадный, комплексный и другие методы обучения и т. д.). В школе он отличником не был. Однако уже в школьные годы у него проявился явно выраженный интерес к истории и географии, обществоведению. Он всегда участвовал в различных исторических и географических олимпиадах, «политбоях» и часто был победителем.
По воспоминаниям Владимира Соломоновича Трайнина, старшего брата, отец очень много времени уделял детям. Зимой по выходным он забирал всех троих и на саночках отправлялся в Таврический сад, который находился в пяти минутах ходьбы от их дома. Вечером всегда помогал в приготовлении уроков — как правило, это были математика и русский; иностранные языки были за мамой, она помогала по немецкому и по французскому.
Каждое лето семья выезжала на дачу, которую снимали на летний сезон в Стрель-не, Сиверской (четыре года подряд), Тарховке или Сестрорецке. Дом Трайниных всегда был открыт для товарищей по школе, по двору. Как правило, под Новый год устраивалась детская елка, которая совпадала с днем рождения Саши и Жени. Приглашали много гостей, ребята устраивали представления. Родители были очень гостеприимными и радушными. Мама всегда готовила разные вкусные угощения.
У всех детей в дальнейшем жизнь сложилась благополучно. Брат А. С. Трайнина Владимир Соломонович (1914-1996) окончил гидротехнический техникум, затем — институт, получил квалификацию инженера-гидротехника, работал в «Водоканал-проекте»; участвовал в проектировании многих важнейших гидротехнических сооружений в нашей стране. Сестра Евгения Соломоновна (1917-1998) окончила медицинское училище, затем — медицинский институт, стала врачом. В блокадном Ленинграде работала в военных госпиталях, последние годы жизни трудилась в больнице г. Луги Ленинградской области.
ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ
За год до окончания средней школы Александром Соломоновичем Трайниным Центральный комитет ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР приняли совместное постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР», которое 16 мая 1934 г. было опубликовано в газете «Правда». В этом документе ставилась задача с 1 сентября открыть исторические факультеты в Московском и Ленинградском государственных университетах для подготовки преподавательских кадров. В Ленинграде для исторического факультета было выделено здание на Васильевском острове по Менделеевской линии, д. 5. И сегодня в этом здании находится исторический факультет СПбГУ.
В первый же год на историческом факультете было создано пять специализированных кафедр: истории СССР, древней истории, истории Средних веков, новой истории, истории колониальных и зависимых стран. Позднее были открыты кафедры истории Древнего Востока и археологии. Заведующим кафедрой истории СССР был утвержден известный историк Борис Дмитриевич Греков. В этот период на историческом факультете ЛГУ работали М. Д. Приселков, М. И. Артамонова, С. Н. Валка, С. Я. Лурье, И. И. Смирнова, В. И. Равдоникас, С. И. Ковалева, В. В. Струве, Е. В. Тар-ле, В. В. Мавродин и многие другие выдающиеся специалисты в области истории, археологии, искусствоведения (Исторический факультет . , 2004).
Репрессии второй половины 1930-х годов не обошли стороной профессоров и студентов исторического факультета ЛГУ. В 1935 г. был арестован первый декан исторического факультета Г. С. Зайдель, которого обвинили в связях с Г. Е. Зиновьевым. Вместе с ним арестовали 12 преподавателей. Через год арестовали второго декана — С. М. Дубровского и группу преподавателей из 10 человек. В 1937 г. был арестован третий декан — А. К. Дрезен. Ему предъявили обвинение в том, что он не сумел принять срочные меры для ликвидации троцкистской контрабанды. Следующие деканы — К. А. Успенский и А. Л. Фрайман также были арестованы. Новым деканом утвердили М. Д. Приселкова, который до этого был трижды репрессирован. Ему единственному в тот период удалось уйти с должности декана без ареста.
Выдающуюся роль в развитии исторического факультета Ленинградского университета сыграл Владимир Васильевич Мавродин, который работал на факультете с начала его создания. Дважды он был деканом: с 1940 по 1949 г. и с 1959 по 1971 г. В общей сложности В. В. Мавродин руководил историческим факультетом ЛГУ более 20 лет. Его усилиями, несмотря на репрессии, на факультетские кафедры были привлечены четыре академика и три члена-корреспондента АН СССР, которые работали со студентами и аспирантами. В. В. Мавродин был инициатором того, чтобы А. С. Трайнин поступил в аспирантуру исторического факультета. Благодаря его поддержке состоялось зачисление Трайнина в аспиранты.
Во время учебы в университете, на первом курсе, А. С. Трайнин вступил в комсомол. Это было в мае 1936 г. Любил участвовать в различных студенческих дискуссиях по исторической тематике. Однажды, когда он учился уже на втором курсе университета, проводилась дискуссия на тему «Уроки Великой французской революции». Александр Трайнин в своем выступлении дал оценку личности Наполеона, отметив его полководческий талант. Этого было достаточно, чтобы один из его однокурсников написал письмо в НКВД о «недостойных высказываниях» студента А. С. Трайни-на. Через несколько дней Александра Соломоновича арестовали, в квартире проводился обыск. Несколько месяцев, пока велось следствие, он находился в следственном изоляторе в «Крестах». Однако до жестких мер не дошло. В этот период произошла смена руководства в НКВД, Берия расчищал тюрьмы для более масштабных чисток. Спустя некоторое время его выпустили из тюрьмы, и он продолжил учебу в университете. На последнем курсе университета он вступил кандидатом в члены ВКП(б).
Активность студента А. Трайнина не ограничивалась наукой. Он легко писал тексты, в том числе и как корреспондент университетской газеты. В апреле 1937 г. многотиражка «Ленинградский Университет» опубликовала заметку студента второго курса А. Трайнина, которая называлась «Кафедры истфака в работе бюро не участвуют» (Трайнин, 1937). В ней автор критически отзывался об организационной работе кафедр. Критичность в оценке ситуации присуща была А. С. Трайнину и в будущем.
Летом 1940 г., после окончания Ленинградского университета, А. С. Трайнин по распределению поехал на работу в город Бендеры, в присоединенную к Советскому Союзу Бессарабию, которая оказалась в составе Молдавской ССР. Его приняли на работу преподавателем истории ВКП(б) в педагогическое училище, по совместительству работал учителем истории в средней школе.
В мае 1941 г. А. Трайнина призвали на военные сборы командиров запаса. Он был приписан к 241-му полку 95-й дивизии, которая дислоцировалась в городке Унгены приграничного района Бессарабии. Рано утром 22 июня 1941 г. немецкие и румынские войска начали штурм реки Прут. В это утро А. Трайнин принял первый бой, поддерживая советских пограничников. В июле 1941 г. он получил назначение командира взвода управления батареи. На этой должности в декабре 1941 г. он вступил в члены ВКП(б). Командиром этого взвода воевал до августа 1942 г. Затем его утвердили командиром взвода прожекторной роты 383-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, в составе которого принимал участие в оборонительных боях на Днестре, Днепре, в Донбассе, на Северном Кавказе.
В августе 1942 г. получил назначение командира взвода связи 16-го зенитно-артил-лерийского полка. Участвовал в обороне Грозного. В феврале был направлен на курсы усовершенствования командного состава Закавказского фронта. Пять месяцев обучался в городе Кировограде. В августе 1942 г. назначен командиром взвода связи стрелкового батальона 77-й стрелковой дивизии. В составе этого соединения участвовал в боях под Мелитополем, на реке Молочной у Каховки (Украина), на Никопольском плацдарме, освобождал Крым, штурмовал Севастополь.
В мае 1943 г. А. Трайнин был ранен. Два месяца находился в госпитале. После выздоровления назначен командиром взвода связи стрелкового батальона 1373-й стрелковой дивизии. Участвовал в боях в Молдавии, освобождал Кишинев. Затем воевал на Висле, освобождал Варшаву, воевал на Одерском плацдарме. Принимал участие в штурме Берлина. Победу встретил у Бранденбургских ворот 2 мая 1945 г. Продолжал службу в Советской армии до марта 1946 г. Демобилизовался в звании капитана.
Однополчанин А. С. Трайнина, товарищ по оружию В. И. Баранец, написал книгу о Великой Отечественной войне. Вот что он пишет об Александре Соломоновиче: «У меня в памяти крепко засел один фронтовой эпизод. Было это в морозный январский вечер, проведенный в одном из панских поместий в Польше во время Висло-Одерской операции. После большого перехода наш батальон расположился на ночлег в огромном помещичьем замке. Промерзшие и уставшие, мы наслаждались теплом и отдыхом. Величественные залы с высокими потолками поражали нас своим убранством, великолепием, размерами. Посредине одного такого холла стоял старый, одинокий, прекрасно сохранившийся рояль. Занятые своими делами, мы мало обращали внимания на стоящий инструмент. Но вот к роялю подошел Александр, приоткрыл крышку и, как бы ради любопытства, дотронулся до клавишей. Потом, присев на стоящий рядом стул, неожиданно для всех резко ударил своими огрубевшими пальцами по клавиатуре и заиграл, сначала, как бы примериваясь. А затем широко и мощно. По залу понеслись звуки знакомых, бередивших душу, давно не звучавших мелодий. Его окружили бойцы и офицеры. Забылась усталость, перестали думать об отдыхе. А Саша все играл и играл с упоением и чувством. И чарующие аккорды все плыли и плыли по огромному залу, заполняя его, и проникали в самые потаенные уголки солдатских сердец. Оттаивал лед в душе даже наиболее замкнутых воинов. Так открылась нам еще одна сторона жизни и способностей нашего боевого товарища» (Баранец, 2000: 118-119).
За боевые заслуги, проявленное мужество А. С. Трайнин был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После Великой Отечественной войны ему вручили медали «ХХ лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Советской Армии».
В годы Великой Отечественной войны семья родителей оставалась в осажденном Ленинграде. А. С. Трайнин очень переживал за своих близких. Писал письма с фронта. Но весточки из дома получал крайне редко. Возможно, потому, что подразделения часто переформировывали, они меняли дислокацию. Однажды письмо от матери нашло А. С. Трайнина, и он был счастлив его получить. Мама рассказывала, что дежурит на крышах домов и гасит зажигательные снаряды. В письмо была вложена фотография. Мама за годы блокады очень постарела и изменилась до неузнаваемости. Но глаза были прежними. Письмо его вдохновило. Он очень гордился своей матерью. В дальнейшей жизни не однажды возвращался к этой теме.
УЧЕБА В АСПИРАНТУРЕ
После того как А. С. Трайнин снял погоны, ему удалось вернуться к своей мечте. Еще в студенчестве до войны планировал поступить в аспирантуру исторического факультета Ленинградского университета. Подал документы и успешно сдал вступительные экзамены. На историческом факультете его знали как энтузиаста студенческого научного общества, поступление в аспирантуру поддержал профессор В. В. Мавро-дин. В сентябре 1946 г. он стал аспирантом Ленинградского университета. В «Книжке аспиранта», выданной А. С. Трайнину в сентябре 1946 г., записано, что его научным руководителем утверждена доцент Левитина Фаина Давыдовна. Утвердили тему кандидатской диссертации «Борьба петроградских большевиков за рабочую молодежь в период подготовки Великой Октябрьской социалистической революции». Тема была неразработанной и очень актуальной.
Еще до зачисления в аспирантуру, в августе 1946 г., А. С. Трайнин начал преподавать на кафедре истории КПСС Ленинградского института сигнализации и связи. Здесь он проработал ровно год, до августа 1947 г. Имея навык исследовательской работы со студенческих времен, он очень активно работал в архивах, готовил кандидатскую диссертацию. В 1948 г. аспирант А. С. Трайнин подготовил монографию по теме кандидатской диссертации «Борьба Петроградских большевиков за рабочую молодежь в период подготовки Великой Октябрьской Социалистической революции», которая была выпущена Лениздатом в 1948 г. Осенью, в конце третьего года обучения, кандидатская диссертация была завершена и представлена к защите. Защита состоялась в октябре 1949 г. на заседании диссертационного совета по истории КПСС при Ленинградском государственном университете. Члены Совета диссертационное исследование А. С. Трайнина поддержали, и он стал кандидатом исторических наук.
Решением Совета ордена Ленина Ленинградского университета им. Жданова от 28 ноября 1949 г., протокол №7, Трайнину Александру Соломоновичу присуждена ученая степень кандидата исторических наук. Диплом кандидата наук подписал председатель Ученого совета, ректор ЛГУ им. Жданова, профессор Н. А. Домнин. Тогда был такой порядок.
ПЕРЕЕЗД В СТАВРОПОЛЬ
Учеба в аспирантуре была завершена. В какой вуз поехать на работу? В Ленинграде А. С. Трайнин оставаться не планировал. Хотел полной самостоятельности. Накануне нового 1950 г. ему исполнялось 32 года. Распределение проходило за несколько месяцев до окончания аспирантуры. На основании заявок, которые вузы направляли в Министерство высшего образования СССР, Ленинградский университет получил места работы выпускников аспирантуры 1949 г. в конце учебного года. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации А. С. Трайнин дал согласие поехать на работу в Ставропольский государственный пединститут. Ему предложили должность старшего преподавателя кафедры истории КПСС. На новый 1949/1950 учебный год этот институт нагрузку для А. С. Трайнина планировал заранее.
Когда выпускник аспирантуры приехал в Ставрополь по месту работы, надо было заводить новую трудовую книжку. Прежняя, оформленная в 1940 г., была утрачена во время военных действий в Бендерах. Поэтому первая запись в трудовой книжке была следующая: «Общий стаж по найму до поступления в Ставропольский пединститут составляет девять лет». Следующие записи: «1 сентября 1949 г. назначен на должность старшего преподавателя кафедры марксизма-ленинизма»; «В апреле 1953 г. переведен на должность доцента этой кафедры».
А. С. Трайнин приехал в Ставрополь осенью 1949 г. После дождливого и холодного Ленинграда жизнь там казалась райской. Стояла осень, весь город был в золоте и багрянце. Его разместили в общежитии института, выделив отдельную комнату. А. С. Трайнин всегда считал, что 20 лет жизни в Ставрополе были лучшими для него.
Вот какие впечатления он оставлял у своих первых студентов. Из воспоминаний доктора исторических наук, профессора Е. Д. Емельяновой: «Александр Соломонович читал нам лекции по истории партии, иногда по философии, вел также семинарские занятия. Студентам нравились его лекции, а меня они просто поражали тем, что он не пользовался конспектом, читал свободно и четко всегда разъяснял тему. Его лекции были логичны, последовательны, доказательны. Именно Александр Соломонович сформировал у многих из нас серьезное отношение к первоисточникам, он ча-
сто говорил нам: "Читайте классическую историческую и художественную литературу, вникайте в ее суть". Он сам был очень многосторонним, внимательным, интеллигентным человеком.
После лекции и семинара студенты всегда окружали Александра Соломоновича, задавали вопросы, и он не торопился уходить. Все события того времени, конца сороковых — начала пятидесятых годов, мы обсуждали с Александром Соломоновичем на равных...» (Емельянова, 2017: Электронный ресурс).
Александр Соломонович очень любил свою работу. В его преподавательской деятельности педагогика была какой-то страстью. Он буквально был увлечен воспитательным процессом в вузе. Умело сочетал его с образовательными методиками. Он поддерживал отношения с комитетом комсомола, партийным бюро. Все время выдвигал какие-то инициативы. Был активным членом бюро крайкома ВЛКСМ, Общества «Знание». Преподавал в Университете марксизма-ленинизма. Организовывал студенческие строительные отряды. Любил студентов, но был строг и требователен к знаниям, которые входили в учебную программу. Ему формировали очень большую нагрузку. Но он не отказывался, с пониманием делал свое дело. В 1960 г. доцент А. С. Трайнин был отмечен знаком «Отличник народного просвещения», который был одной из наград Министерства просвещения СССР.
Доцент кафедры истории России Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета А. Е. Трегубов опубликовал статью «Студенческие строительные отряды Ставрополья: особенности возникновения и развития (к 55-летию движения ССО)» (Трегубов, 2014). В этой статье приводится информация из архива о том, что одним из первых строительных отрядов юга страны, в том числе и Ставрополья, можно считать студенческий отряд, сформированный в 1951 г. в Ставропольском пединституте. Его численность составила 110 человек, а местом дислокации стала Орловская межколхозная электростанция в Буденновском районе Ставропольского края. Идея создания такого строительного отряда была подсказана доцентом А. С. Трайниным (Трегубов, 2014).
Необычная история сложилась у А. С. Трайнина в создании своей семьи. Он приехал в Ставрополь из Ленинграда холостым человеком в возрасте 32 лет. Спустя какое-то время его сердце тронула студентка физико-математического факультета педагогического института Юлия Пикулина. В группе, где училась Юлия, он вел занятия. Попытки построить отношения ни к чему не привели. Девушка имела серьезные взгляды на жизнь и до окончания института не планировала создавать семью. Время шло, на последнем курсе состоялось распределение. Она согласилась поехать на работу в Дагестан, в село Каякент. Там не было учителя математики и физики. Выпускница приехала по месту распределения. Ее очень ждали. Определили нагрузку, которая для первого года работы была значительной, но директор школы сказал, что больше некому вести эти дисциплины. Спустя несколько дней следом приехал А. С. Трайнин, в очередной раз предложивший руку и сердце. Уговорил заключить брак. Они пошли в сельсовет, где оформляли подобные акты, но сотрудница этого органа власти попросила доказательства того, что А. С. Трайнин не состоит ни с кем в браке. Он подал паспорт и сказал: «Посмотрите, здесь никаких отметок о заключении брака нет. Я — холост». Сотрудница сельсовета не считала отсутствие штампа в паспорте доказательством. Тогда Александр Соломонович достал партийный билет и сказал: «Посмотрите, я — коммунист. Я не могу вас обманывать». Этот шаг убедил женщину. Она оформила их брак и выдала свидетельство. Но возвращался Александр
Соломонович в Ставрополь один, хотя и человеком семейным. Юлия Владимировна не могла бросить школу, в которой, кроме нее, не было учителя по математике и физике. Она работала до окончания учебного года. Только после этого приехала в Ставрополь.
Более 40 лет Александр Соломонович был счастливым главой семейства и отцом. У них с Юлией Владимировной в Ставрополе родились две дочери — Нина и Лена. Они своими успехами всегда радовали родителей. Обе дочери окончили Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Старшая Нина стала филологом, младшая Лена — психологом. Юлия Владимировна вспоминает, что в 1990-е годы, в 40-летний юбилей со дня создания семьи, они обсуждали предварительные итоги своей жизни. В тот день Александр Соломонович говорил: «В первую очередь мы вырастили двух отличных дочерей». В настоящее время Нина работает в газете «Ведомости» корректором, а Лена медицинским психологом в НИИ психиатрии.
Однако у А. С. Трайнина была еще одна почти равноценная заслуга — это его ученики, бывшие студенты и аспиранты, а ныне высокопрофессиональные специалисты, работающие в различных городах России и за рубежом.
Работа в Ставрополе А. С. Трайнину нравилась. Он, как представитель питерской исторической научной школы, был среди преподавателей и студентов в почете. Тем более что неугомонный общительный характер высоко оценивало руководство вуза. В 1953 г. А. С. Трайнин стал доцентом. Он не переставал заниматься научной работой. Задумал подготовку докторской диссертации. Планировал продолжить исследование проблемы работы партии большевиков с молодежью.
В советский период защита докторских диссертаций проходила в вузах и научных учреждениях не так часто. В научном сообществе по общественным наукам было не принято ранее 50 лет по возрасту выходить на защиту докторской диссертации. Например, в Институте истории АН СССР научные сотрудники могли претендовать на докторские защиты после опубликования не менее четырех монографий по теме исследования. Такими были традиции. Александр Соломонович защитил кандидатскую диссертацию в 32 года. Наверняка он мог бы это сделать раньше, но помешала война. А вот докторской диссертации он посвятил более 15 лет (Трайнин, 1966). Основное препятствие было в том, что материалы для исследования были только в центральных архивах. В Ставрополе практически он в архивах не работал, ездил в Москву и Ленинград. Еще одно препятствие — это отсутствие в Ставрополе докторского диссертационного совета. Был единственный совет по истории КПСС для Северо-Кавказского региона, который находился при Ростовском государственном университете.
Работу над текстом докторской диссертации Александр Соломонович закончил в 1966 г., посвятив этому 16 лет каждодневной работы. Тема диссертации в итоге получила такую редакцию: «Коммунистическая партия — руководитель революционного юношеского движения, организатор комсомола». Научная специальность — «история КПСС». В 1966 г., в начале ноября, А. С. Трайнин поехал в Ростов-на-Дону, в Ростовский государственный университет, и передал диссертацию в Объединенный диссертационный совет при РГУ.
Диссертация должна была пройти обсуждение на профильной кафедре. Обычно на этом этапе бывают какие-то замечания, пожелания. На их доработку требуется два-три месяца. Затем диссертацию поставили в график предзащиты. Только после таких процедур могла состояться защита. Она прошла в апреле 1967 г. Научным консультантом выступал доктор исторических наук, профессор А. Л. Угрюмов. Подго-
товка стенограммы и сбор документов для утверждения в Высшей аттестационной комиссии заняли еще около двух месяцев. Затем ученый секретарь выехал в Москву и сдал диссертацию в ВАК на утверждение. В середине 1968 г. экспертный совет ВАК ее рассмотрел и дал положительное заключение.
Решением Высшей аттестационной комиссии от 12 июля 1968 г. (протокол №37) Трайнину Александру Соломоновичу присудили ученую степень доктора исторических наук. Диплом доктора исторических наук подписан легендарным министром Высшего образования СССР В. П. Елютиным. С учетом более чем 20-летнего педагогического стажа работы в вузе звание профессора он получил через год 18 июля 1969 г.
ПРИГЛАШЕНИЕ НА РАБОТУ В МОСКВУ
В книге «Беседы об истории Московского гуманитарного университета» его автор — ректор, доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский вспоминал один интересный эпизод. В конце 1960-х годов он работал первым заместителем заведующего Отделом комсомольских органов ЦК ВЛКСМ и занимался созданием Высшей комсомольской школы. В его компетенцию входил подбор кадров для комсомольского вуза. Это была непростая задача. При том, что в известном постановлении ЦК КПСС было предусмотрено выделение квоты на 50 человек для перевода специалистов высшей квалификации из любого региона в столицу. Среди подобранных специалистов был доктор исторических наук, профессор А. С. Трайнин. По воспоминаниям Игоря Михайловича, Александр Соломонович Трайнин являл собой образец профессора советского периода. Тому, как относился к делу, у него можно было бы поучиться очень многим и сегодня. Он очень глубоко знал предмет, который преподавал. Мимо него не могла проскочить ни одна кандидатская и уж тем более докторская диссертация по истории партии и комсомола. Исписывал замечаниями целые школьные тетрадки. Студенты и аспиранты его любили, потому что он любил их, по-настоящему с ними работал. Это был — Учитель (Ильинский, 2009).
В семейном архиве сохранилось письмо, подготовленное ректором Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, доктором исторических наук, профессором Н. В. Тру-щенко, в адрес ректора Ставропольского государственного педагогического института доцента А. П. Чевелева 11 сентября 1969 г. Содержание следующее: «Ректорат Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ просит Вас согласно договоренности ЦК ВЛКСМ с Ставропольским краевым комитетом КПСС освободить профессора кафедры истории КПСС тов. Трайнина А. С. в порядке перевода в ВКШ при ЦК ВЛКСМ».
Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ № 38 от 3 октября 1969 г. А. С. Трайнин был утвержден заведующим кафедрой истории КПСС Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (Ручкин, 2009: 16). Этому решению предшествовала цепь событий. Создание Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ было предопределено решением ЦК КПСС в постановлении «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи», которое было принято накануне юбилея комсомола. В этом документе есть строки, где говорится о целесообразности создания Высшей комсомольской школы. Из этого вытекают задачи привлечения высококвалифицированных кадров для обеспечения учебного процесса. В ЦК ВЛКСМ начался поиск специалистов по молодежному движению и комсомолу. Это было в начале 1969 г. В это время в Ставрополе вышла книга «Очерки из истории Ставропольской краевой организации ВЛКСМ», в которой редактором выступал А. С. Трайнин. Можно предположить, что эту книгу передали в ЦК ВЛКСМ. Это и было основанием проявить интерес
к персоне А. С. Трайнина. Затем представителя ЦК ВЛКСМ направили в командировку в Ставрополь по целому ряду вопросов, в том числе и познакомиться с профессором А. С. Трайниным и составить о нем заключение. Все именно так и происходило.
Приехал в Ставрополь сотрудник ЦК ВЛКСМ. Александра Соломоновича пригласили в крайком комсомола для знакомства. Оно состоялось. Впечатление было более чем положительным.
УЧАСТИЕ В СОЗДАНИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ
Александр Соломонович Трайнин был одним из создателей научной школы по истории юношеского и молодежного движения, становления и развития комсомола, которая формировалась в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ в 1970-1980-е годы. В сентябре 1970 г. по согласованию с Министерством образования СССР в ВКШ при ЦК ВЛКСМ была открыта аспирантура по специальностям: «история КПСС», «философия», «политическая экономия». Задача аспирантуры — подготовка высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, специализирующихся в области молодежной проблематики. В декабре этого же года состоялось зачисление первых аспирантов в количестве 25 человек, в том числе на кафедру истории КПСС 7 человек. Это был фронт работы, в том числе, и для профессора А. С. Трайни-на. Аспирантура — необходимое звено вуза, которая обеспечивает селекцию научно-педагогических кадров. Это статусный показатель для вуза.
Выпускница ВКШ при ЦК ВЛКСМ 1973 г. Наталия Михайличенко, работающая ныне начальником Учебно-методического управления Московского гуманитарного университета, вспоминает первую встречу с профессором А. С. Трайниным. Это было в 1971 г. По расписанию занятий на факультете комсомольской работы была запланирована лекция по дисциплине «История КПСС». Лектором значился профессор А. С. Трайнин. Одновременно со звонком на вторую пару в аудиторию №24 второго учебного корпуса вошел энергичный человек небольшого роста, щуплый, в очках, с большим кожаным портфелем. Слушатели стоя его приветствовали.
Александр Соломонович пригласил всех садиться и представился: «Моя фамилия Трайнин Александр Соломонович, я — заведующий кафедрой истории КПСС ВКШ при ЦК ВЛКСМ, доктор исторических наук, профессор. Буду на вашем курсе читать лекции по актуальным проблемам истории партии и в двух группах вести семинарские занятия». Затем достал ученическую тетрадь зеленого цвета, в которой был составлен конспект лекции. Взошел на кафедру, взял «театральную паузу» и произнес поэтические строки: «Вы помните, вы все, конечно, помните.» Этот был посыл к тому, что все присутствующие изучали курс истории КПСС в вузах (все слушатели факультета комсомольской работы были с высшим образованием). Профессор посетовал, что за отведенные 60 часов трудно изучить полный курс истории партии, поэтому акцент будет сделан на теоретических проблемах этой науки и актуальных вопросах проблемы «Партия и молодежь». В ходе первой лекции, как и на последующих занятиях, Александр Соломонович периодически открывал свой загадочный портфель, доставал тот или иной том полного собрания сочинения В. И. Ленина и цитировал текст, требуя его законспектировать.
Перед слушателями предстал классический питерский интеллигент, высокоэрудированный и увлеченный своим предметом. Речь его была логически выстроенной, с использованием кратких фрагментов из области литературы, в том числе поэзии. Он часто цитировал архивные материалы, которые лично изучал в ленинградских, мос-
ковских и ставропольских архивах. Обращал внимание на детали, которые на первый взгляд казались второстепенными. Лектор был очень подвижным. Не стоял за кафедрой, а постоянно ходил, передвигаясь с места на место. Иногда подходил к своему конспекту, заглядывал в него и переходил к следующему сюжету. Профессор не терпел отсутствия внимания к его лекции, поэтому нельзя было просматривать утренние газеты, разговаривать друг с другом. Надо было сосредоточиться на том, что говорил учитель. Александр Соломонович работал по принципу «Тяжело в ученье — легко в бою». Под «боем» А. С. Трайнин подразумевал предстоящие экзамены и необходимость каждому слушателю получить высокие оценки, чтобы не уронить свой высокий имидж комсомольского работника.
Административная работа тяготила Александра Соломоновича. Возможно, положение усугубляли его повышенная ответственность и бескомпромиссность. Через четыре года работы во главе кафедры в начале нового 1973/1974 учебного года он написал заявление о переходе на должность профессора. Приказом № 326 от 21 сентября 1973 г. А. С. Трайнин был освобожден от обязанностей заведующего кафедрой по личной просьбе и состоянию здоровья, утвержден в должности профессора кафедры истории КПСС. С этого времени и до 1986 г. кафедру возглавлял ректор ВКШ при ЦК ВЛКСМ, доктор исторических наук, профессор Н. В. Трущенко (см.: Ручкин, 2009).
Выпускница ВКШ при ЦК ВЛКСМ Наталия Михайличенко спустя несколько лет, в 1978 г. поступила в аспирантуру на кафедру истории партии. Ее научным руководитель был назначен профессор А. С. Трайнин. И эти годы сотрудничества с научным руководителем в значительной мере расширили масштабы портрета ученого и преподавателя. Тема кандидатской диссертации вытекала из сферы профессиональной деятельности. Работала Наталия Михайличенко в то время в отделе зональных комсомольских школ и занималась методическими вопросами реализации учебных программ для различных категорий комсомольских работников и актива. Поэтому предложенная тема была следующей: «Исторический опыт работы КПСС по руководству подготовкой кадров и актива ВЛКСМ в условиях развитого социализма».
Работа Александра Соломоновича с аспирантами была системной. Он начинал с того, что давал задание своему подопечному подготовить реферат по теме исследования. Эта работа предполагала обосновать структуру исследования, определить круг источников и хронологические рамки. Это было своеобразным вхождением в тему. После этого обсуждалась структура диссертации. В первую очередь уделялось внимание теоретическим проблемам. Александр Соломонович, как правило, очень внимательно относился к цитированию трудов классиков, сам перепроверял точность изложения того или иного фрагмента.
Он внимательно следил за подготовкой своих аспирантов к кандидатским минимумам. Мог согласиться, чтобы аспирант готовился к кандидатскому минимуму по специальности не по учебнику, а по Полному собранию сочинений В. И. Ленина. Так поступила Наталия Михайличенко, когда вместо учебника штудировала 36 томов классика, по которым изучала революционное движение пролетариата России в начале XX в.
Александр Соломонович внимательно читал тексты, написанные аспирантами. Он делал замечания карандашом на полях и дублировал их в своем «кондуите» — ученической зеленой тетради. После доработки очень скрупулезно проверял исправленные тексты. Как вспоминает Наталия Михайличенко, однажды она, получив текст после проверки научным руководителем, решила на одно замечание не реагировать. Это не прошло незамеченным. Александр Соломонович стал проверять через свои записи
и обнаружил, что аспирантка не учла его замечания. Этот случай показал необходимость реагировать на все, что отмечено научным руководителем.
Можно ли было не соглашаться и спорить с мэтром? Да, стиль руководства был таким, что аспирант мог отстаивать свою точку зрения. Особенно это было возможным, если речь шла о практических сюжетах в работе комсомола. Были случаи, когда Александр Соломонович соглашался, но это было крайне редко. Он обычно задавал ритм в работе, определял сроки выполнения заданий. Когда что-то шло не так, то в отношениях с аспирантом переходил на «вы». Часто он произносил такую фразу «Вы, наверное, забыли, что являетесь аспирантом». После «нормализации» отношений вновь обращался на «ты». Он требовал поддержания постоянных контактов. Если аспирант не разговаривал по телефону или лично три-четыре дня, то это был повод для Александра Соломоновича разыскивать своего ученика и задавать вопрос: «Что случилось?»
Как правило, Александр Соломонович приглашал аспирантов к себе домой для рассмотрения тех или иных вопросов работы над диссертацией. Он принимал аспирантов в своем кабинете, который от пола до потолка был заставлен книгами. Если возникали вопросы, которые требовали уточнения, он находил нужную книгу и показывал, какой фрагмент необходимо использовать для укрепления определенных позиций автора. По методике и содержанию работы с аспирантами профессор был учителем. В том числе он учил жизни, несмотря на взрослый возраст аспирантов.
За четверть века работы в Высшей комсомольской школе и Институте молодежи, с 1969 по 1994 г., А. С. Трайнин подготовил 17 аспирантов. В их числе была аспирантка из Кубы Де Армас Алонсо Мерседес. Она защитила в 1986 г. кандидатскую диссертацию на тему «Использование исторического опыта КПСС в деятельности коммунистической партии Кубы по организации и воспитанию учащейся молодежи (1959-1975 гг.)». Два человека из числа его аспирантов — Сергей Усов и Лев Семенов в дальнейшем стали докторами исторических наук. В Ставрополе было подготовлено еще 9 аспирантов. Таким образом, путевку в науку Александр Соломонович дал 26 своим подопечным.
Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» в 1970-е годы начало выпускать серию научной литературы по истории комсомола и молодежного движения. Практически все видные ученые, которые занимались молодежной проблематикой, подготовили монографии, и они вышли в свет. В книге этой серии профессора А. С. Трайнина «Под знаменем революции» всесторонне раскрыты причины возникновения международного и российского революционного юношеского движения, Российского коммунистического союза молодежи. В качестве основной причины зарождения революционного юношеского движения А. С. Трайнин отмечал развитие крупной капиталистической индустрии, которое сопровождалось широким применением и жестокой эксплуатацией детского и юношеского труда (Трайнин, 1975). Интересно, что оригинал книги А. С. Трайнина «Под знаменем революции» выкупил Калифорнийский университет (США). Там она была оцифрована. Оригинал хранится в библиотеке этого университета.
В своих исследованиях А. С. Трайнин раскрывал различные аспекты борьбы рабочего класса за мир и землю, за социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата, порожденный этой борьбой небывалый подъем политической активности масс, стремление молодых рабочих к объединению для участия в пролетарском движении и защиты своих интересов. Это были основные объективные факторы
и причины, обусловившие возникновение и развитие весной и летом 1917 г. широкого движения рабочего юношества в России.
В монографии показано бедственное положение трудящейся молодежи на капиталистических предприятиях, в помещичьих и кулацких хозяйствах, в области общего и профессионального обучения, быта и отдыха. Автор считал, что причины, вызвавшие создание социалистических союзов молодежи, в значительной мере определяли характер их деятельности. В зависимости от положения рабочей молодежи, от местных условий и влияния социал-демократических партий на первый план работы юношеских организаций, по мнению А. С. Трайнина, выдвигались следующие три задачи: антивоенная пропаганда, борьба против влияния милитаристской идеологии на молодые умы и подготовка солдатской молодежи к сопротивлению в случае использования ее для подавления рабочего движения или завоевания чужих территорий; борьба за улучшение экономического положения молодых рабочих и учеников: за сокращение рабочего дня, предоставление оплачиваемых отпусков, запрещение ночных работ, за профессиональные права и т. д.; культурно-просветительная работа, изучение социальных наук, литературы и искусства с целью развития классового самосознания.
ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ
В декабре 1977 г. коллектив кафедры истории КПСС Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ торжественно и весело отметил 60-летие профессора А. С. Трай-нина. Накануне этого юбилея ректорат и общественные организации вуза вышли с инициативой в ЦК ВЛКСМ ходатайствовать перед Верховным Советом РСФСР о присвоении юбиляру почетного звания «Заслуженный деятель науки РСФСР». Для ученого это очень высокая награда. Ее рассмотрение проходит несколько этапов: Министерство образования России, Комиссию по наградам Верховного Совета РСФСР, наконец, комиссия вносит документы на Президиум. Президиум принимает решение, после этого Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР подписывает удостоверение. Эта процедура длится в течение года. В итоге Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 27 октября 1978 г. А. С. Трайнину за заслуги в области научной и педагогической деятельности присвоено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР». Это почетное звание присваивали не так часто. По крайней мере, в комсомольском вузе было только два человека, которые имели такое звание: Н. В. Трущен-ко и А. С. Трайнин.
В этом случае уместно будет напомнить народную пословицу «Дорога ложка к обеду». Об этом помнили. 22 декабря 1977 г. состоялось решение Бюро ЦК ВЛКСМ, в котором отмечалось: «За большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи и значительный вклад в исследование истории ВЛКСМ профессора ВКШ при ЦК ВЛКСМ А. С. Трайнина занести в Книгу почета ЦК ВЛКСМ».
Спустя три десятилетия после периода совместной работы об А. С. Трайнине написал бывший секретарь парткома ВКШ при ЦК ВЛКСМ Виктор Евгеньевич Томаш-кевич, который до этого работал заведующим отделом ЦК ВЛКСМ. Вот какие впечатления он передает: «Работая в Высшей комсомольской школе, я встретился с Трайни-ным Александром Соломоновичем, доктором исторических наук, профессором. С первого и до последнего дня он прошел Великую Отечественную войну на передовой, полевым связистом. Израненный, он никогда не жаловался, был веселым, улыбчивым. Его лекции пронзали идеи не патетического патриотизма, а сути его — в позитивных практических делах.» (Томашкевич: Электронный ресурс).
В 1980-е годы учениками А. С. Трайнина, его коллегами по кафедре была поддержана традиция ежегодно в день рождения учителя 22 декабря встречаться большой компанией у него дома. Три любимых женщины — супруга Юлия Владимировна, дочери Нина и Лена — накрывали в гостиной большой стол. Заставляли его разными вкусными яствами (что было не так просто в те годы). Придумывали веселые поздравительные сюжеты, напоминавшие студенческие капустники. Александр Соломонович садился за пианино и наигрывал мелодии песен, которые подхватывала компания. Провозглашали тосты за здравие Александра Соломоновича. Было шумно и весело.
Постоянными участниками таких посиделок были Елена Морозова, Светлана Муртазаева, Валентина Соколова, Лев Семенов, Александр Бородай, Антонина Кузьмина и др. Зачастую к этой компании присоединялись его ставропольские друзья и ученики, которые проживали в столице.
Это настроение переносилось и на последующие дни, что создавало особую атмосферу на кафедре. Однако Александр Соломонович учил жить по принципу «дружба — дружбой, а служба — службой». И если по плану работы кафедры в последующие дни у кого-то из преподавателей было открытое занятие, то «разбор полетов» проходил со всей строгостью, хотя и доброжелательно.
А. С. Трайнин всегда стоял на страже интересов кафедры истории КПСС ВКШ при ЦК ВЛКСМ, ее коллектива. Репутация кафедры была для него всегда превыше всего. Однажды в жизни коллектива кафедры произошел такой случай. Для обсуждения и последующей рекомендации в диссертационный совет поступила кандидатская диссертация. Обычно работу аспирантов или соискателей оставляли на большом столе кафедры для прочтения всеми желающими, объявляли дату заседания и включали эту работы в повестку дня. На этот раз многие из тех, кто посмотрел работу, делали вывод, что она написана наспех и содержит в себе много погрешностей. Однако неофициально поступила информация, что из властных структур города просили эту работу поддержать. Были профессора, которые проявляли готовность пойти навстречу просьбам. Об этом узнал А. С. Трайнин, который очень внимательно прочитал диссертацию, исписав целую ученическую тетрадку замечаний. На заседании кафедры при рассмотрении данного вопроса поступило предложение от одного из профессоров поддержать работу и рекомендовать ее для последующей защиты в диссертационном совете. В этом выступлении была использована такая фраза: «С последующими исправлениями замечаний». После этого попросил слово А. С. Трайнин и в своем выступлении дал подробный анализ недостатков этого исследования. Затем сделал вывод: «Такую работу рекомендовать для защиты в нашем совете нельзя». Кафедра согласилась с этим предложением, потому что эксперт очень убедительно и профессионально сделал анализ представленной диссертации. Своим аспирантам Александр Соломонович разрешал ставить диссертацию на обсуждение кафедры, когда она была доведена до совершенства. Если он был убежден, что работа завершена, значит, на кафедре последует решение «Рекомендовать к защите».
А. С. Трайнин всю жизнь был увлечен своей темой научных исследований. Он написал несколько монографий, рассматривая проблемы юношеского революционного движения. Из списка его книг можно назвать следующие: «Борьба Петроградских большевиков за рабочую молодежь в период подготовки Великой Октябрьской Социалистической революции» (Трайнин, 1948); «Партия большевиков — руководитель революционного движения рабочей молодежи в 1917 году» (Трайнин, 1965); «Очерки
из истории Ставропольской краевой организации ВЛКСМ» (Очерки . , 1969); учебное пособие «Исторический опыт борьбы большевиков за революционное воспитание и организацию учащейся молодежи средних школ накануне и в период первой русской революции» (Трайнин, 1986); «Под знаменем революции. Коммунистическая партия — руководитель революционного юношеского движения, организатор комсомола» (Трайнин, 1975). Страницы жизни и профессиональной деятельности А. С. Трайнина изложены в ряде книг, которые вышли в свет за последний период (Ильинский, 2009; Звезды первой величины . , 2003; Наш страж и светоч . , 1999).
В 1985 г. на просторах СССР началась перестройка. Александр Соломонович не со всеми ее позициями соглашался, но «генеральную линию партии» в целом поддерживал. А. С. Трайнин считал себя земляком инициатора перестройки. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев был родом из Ставропольского края. Александр Соломонович знал его лично, так как несколько лет был членом краевого комитета партии. Участвовал в пленумах и партийных мероприятиях. Он высоко оценивал М. С. Горбачева и неоднократно об этом говорил в публичной обстановке.
В начале 1990-х годов ВКШ при ЦК ВЛКСМ преобразовали в Институт молодежи. Кафедра истории КПСС была преобразована в кафедру истории и теории политических партий и движений. А. С. Трайнин перешел на должность профессора-консультанта. Открылись фонды архивов, которые ранее были под запретом. Появилось множество интересных публикаций в научной литературе. На кафедре подготовили и издали сборник «Политбюро (Президиум) ЦК партии в 1917-1989 гг.: персоналии», в работе над которым активное участие принимал А. С. Трайнин (Политбюро ... , 1990). Эта книга привлекла огромный интерес. Первое издание быстро разошлось. В Институте молодежи подготовили и выпустили второе издание (Бородай и др., 1990). С учетом нового профиля кафедры подготовили и издали учебное пособие «Политические партии России. Очерки истории (Бородай и др., 1991). В издательстве «Социум» вышла новая книга авторского коллектива кафедры истории и теории политических партий и движений под названием «Высшие органы политического руководства. Из истории формирования и деятельности Политбюро (Президиума), Оргбюро, Секретариата ЦК КПСС» (Высшие органы . , 1990).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умер А. С. Трайнин 4 сентября 1994 г. в госпитале для ветеранов Великой Отечественной войны, который находится в микрорайоне Медведково. Похоронен с почестями, как офицер и участник Великой Отечественной войны, на Николо-Архангельском кладбище столицы.
В Московском гуманитарном университете, который стал правопреемником Высшей комсомольской школы и Института молодежи, ежегодно проходят памятные мероприятия, посвященные участникам Великой Отечественной войны, которые ранее работали в нашем вузе. Имя Александра Соломоновича Трайнина и его боевые заслуги всегда вспоминаются и произносятся в эти дни. О нем сделаны выставки, написаны книги. Профессора А. А. Трайнина вспоминают выпускники Высшей комсомольской школы, которые ежегодно в первую субботу июля собираются на традиционные встречи. Он остался яркой личностью в памяти тех, кого учил и с кем работал. Новые поколения студентов и преподавателей Московского гуманитарного университета бережно хранят память о тех, кто защитил Родину и работал в нашем вузе. (Возвращаясь ... , 2009).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баранец, В. И. (2000) Боль моей памяти. Документальная повесть. Спасск-Дальний.
Бородай А. Д., Королев А. А., Трайнин А. С. и др. (1990) Политбюро (Президиум) ЦК партии в 1917-1989 гг.: персоналии / отв. ред. А. Д. Бородай. 2-е изд. М. : ВКШ. 150 с.
Бородай, А. Д., Мошняга, В. П. (1990) Высшие органы политического руководства. Из истории формирования и деятельности Политбюро (Президиума), Оргбюро, Секретариата ЦК КПСС. М. : ВКШ. 52 с.
Бородай, А. Д., Зиновьев, А. П., Трайнин, А. С. и др. (1991) Политические партии России. Очерки истории. М. : Институт молодежи. 260 с.
Возвращаясь на улицу Юности (2009). М. : Аиро ХХ. 528 с.
Ильинский, И. М. (2009) Беседы об истории Московского гуманитарного университета. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 328 с.
Исторический факультет Санкт-Петербургского университета, 1934-2004 : Очерк истории (2004). СПб. : Изд-во СПбГУ. 387 с.
Емельянова, Е. Д. (2017) Мой учитель. К 100-летию А. С. Трайнина [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. №3. URL: http://journals.mosgu.ru/ trudy/article/view/496 (дата обращения: 12.07.2017). DOI: 10.17805/trudy.2017.3.2
Звезды первой величины. Москвичи — лауреаты премии Ленинского комсомола. Биографический справочник (2003). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 264 с.
Наш страж и светоч. К 30-летию Высшей комсомольской школы — Института молодежи. 1966-1999 (1999) / под общ. ред. И. М. Ильинского. М. : Социум. 364 с.
Очерки из истории Ставропольской краевой организации ВЛКСМ (1969) / под ред. А. С. Трайнина. Ставрополь : Кн. изд-во. 239 с.
Политбюро (Президиум) ЦК партии в 1917-1989 гг.: персоналии (1990). Справочное пособие. М. : ВКШ при ЦК ВЛКСМ. 150 с.
Ручкин, Б. А. (2009) Центральная комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ -- Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ — Институт молодежи — Московская гуманитарно-социальная академия — Московский гуманитарный университет в хронике дат и событий. 1944-2009 годы. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 88 с.
Томашкевич, В. Е. Почему я не стал антисемитом [Электронный ресурс] // Maxpark. URL: http://maxpark.com/community/Rodina_Russia/content/318529 (дата обращения: 15 .03.2017).
Трайнин, А. (1937) Кафедры истфака в работе бюро не участвуют // Ленинградский университет. 13 апреля. №14 (284). С. 2.
Трайнин, А. С. (1948) Борьба петроградских большевиков за молодежь в 1917 г. Л. : Лениз-дат. 100 с.
Трайнин, А. С. (1965) Партия большевиков — руководитель революционного движения рабочей молодежи в 1917 году. Краснодар. 175 с.
Трайнин, А. С. (1986) Исторический опыт борьбы большевиков за революционное воспитание и организацию учащейся молодежи средних школ накануне и в период первой русской революции : учеб. пособие. М. : ВКШ. 100 с.
Трайнин, А. С. (1966) Коммунистическая партия — руководитель революционного юношеского движения, организатор комсомола : автореф. дис. ... д-ра ист. н. Ростов. 48 с.
Трайнин, А. С. (1975) Под знаменем революции. Коммунистическая партия — руководитель революционного юношеского движения. М. : Молодая гвардия. 224 с.
Трегубов, А. Е. (2014) Студенческие строительные отряды Ставрополья: особенности возникновения и развития (к 55-летию движения ССО) // Гуманитарные и юридические исследования. Научно- теоретический журнал. №1. С. 106-110.
Дата поступления: 13.07.2017 г.
COEVAL WITH REVOLUTION. ON THE 100TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF HISTORIAN A. S. TRAININ A. D. BORODAY Moscow University for the Humanities
This year is the 100th anniversary of the Great October Revolution and also the 100th anniversary of the birth of domestic historian — a founder of the scientific school of the history of youth, Doctor of History, Professor Aleksandr Solomonovich Trainin (1917-1994). For nearly 25 years, from 1969 till 1994, he worked at the Higher School ofKomsomol (now called Moscow University for the Humanities).
A. S. Trainin dedicated his creative life almost completely to the theme ofyouth as a result ofhis keen interest in studying young people's part in the revolutionary struggle in the early 20th century. The present essay is a tribute to this person, appreciation of his contribution to the development of the university.
Keywords: 100th anniversary of the Great October Revolution; A. S. Trainin; Higher School of Komsomol; history of Komsomol; Soviet history; biography; historian
REFERENCES
Baranets, V. I. (2000) Bol' moei pamiati. Dokumental'naia povest'. Spassk-Dal'nii. (In Russ.).
Borodai A. D., Korolev A. A., Trainin A. S. et al. (1990) Politbiuro (Prezidium) TsK partii v 1917-1989 gg.: personalii/ ed. by A. D. Borodai. 2nd ed. Moscow, VKSh. 150 p. (In Russ.).
Borodai, A. D. and Moshniaga, V. P. (1990) Vysshie organy politicheskogo rukovodstva. Iz istorii formirovaniia i deiatel'nosti Politbiuro (Prezidiuma), Orgbiuro, Sekretariata TsK KPSS. Moscow, VKSh. 52 p. (In Russ.).
Borodai, A. D., Zinov'ev, A. P., Trainin, A. S. et al. (1991) Politicheskie partii Rossii. Ocherki istorii. Moscow, Institut molodezhi. 260 p. (In Russ.).
Vozvrashchaias' na ulitsu Iunosti (2009). Moscow, Airo XX. 528 p. (In Russ.).
Il'inskii, I. M. (2009) Besedy ob istorii Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. Moscow, Mosk. gumanit. un-t Publ. 328 p. (In Russ.).
Istoricheskii fakul'tet Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1934-2004 : Ocherk istorii (2004). St. Petersburg, SPbGU Publ. 387 p. (In Russ.).
Emel'ianova, E. D. (2017) Moi uchitel'. K 100-letiiu A. S. Trainina. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 3 [online] Avalable at: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/ view/496 (access date: 12.07.2017). DOI: 10.17805/trudy.2017.3.2 (In Russ.).
Zvezdy pervoi velichiny. Moskvichi — laureaty premii Leninskogo komsomola. Biograficheskii spravochnik (2003). Moscow, Mosk. gumanit. un-t Publ. 264 p. (In Russ.).
Nash strazh i svetoch. K 30-letiiu Vysshei komsomol'skoi shkoly — Instituta molodezhi. 1966-1999 (1999) / ed. by I. M. Il'inskii. Moscow, Sotsium. 364 p. (In Russ.).
Ocherki iz istorii Stavropol'skoi kraevoi organizatsii VLKSM (1969) / ed. by A. S. Trainin. Stavropol', Kn. izd-vo. 239 p. (In Russ.).
Politbiuro (Prezidium) TsK partii v 1917-1989 gg.: personalii (1990). Spravochnoe posobie. Moscow, VKSh pri TsK VLKSM. 150 p. (In Russ.).
Ruchkin, B. A. (2009) Tsentral'naia komsomol'skaia shkola pri TsK VLKSM — Vysshaia komso-mol'skaia shkola pri TsK VLKSM — Institut molodezhi — Moskovskaia gumanitarno-sotsial'naia akademiia — Moskovskii gumanitarnyi universitet v khronike dat i sobytii. 1944-2009 gody. Moscow, Mosk. gumanit. un-t Publ. 88 p. (In Russ.).
Tomashkevich, V. E. Pochemu ia ne stal antisemitom. Maxpark [online] Available at: http://max-park.com/community/Rodina_Russia/content/318529 (access date: 15 .03.2017). (In Russ.).
Trainin, A. (1937) Kafedry istfaka v rabote biuro ne uchastvuiut. Leningradskii universitet, 13 April, no. 14 (284), p. 2. (In Russ.).
Trainin, A. S. (1948) Bor'ba petrogradskikh bol'shevikov za molodezh' v 1917 g. Leningrad, Lenizdat. 100 p. (In Russ.).
Trainin, A. S. (1965) Partiia bol'shevikov — rukovoditel' revoliutsionnogo dvizheniia rabochei molodezhi v 1917 godu. Krasnodar. 175 p. (In Russ.).
Trainin, A. S. (1986) Istoricheskii opyt bor'by bol'shevikov za revoliutsionnoe vospitanie i orga-nizatsiiu uchashcheisia molodezhi srednikh shkol nakanune i v period pervoi russkoi revoliutsii : ucheb. posobie. Moscow, VKSh. 100 p. (In Russ.).
Trainin, A. S. (1966) Kommunisticheskaia partiia — rukovoditel' revoliutsionnogo iunoshesko-go dvizheniia, organizator komsomola : Thesis of Dicc. ... Doctor of History. Rostov. 48 p. (In Russ.).
Trainin, A. S. (1975) Pod znamenem revoliutsii. Kommunisticheskaia partiia — rukovoditel' revoliutsionnogo iunosheskogo dvizheniia. Moscow, Molodaia gvardiia. 224 p. (In Russ.).
Tregubov, A. E. (2014) Studencheskie stroitel'nye otriady Stavropol'ia: osobennosti voznik-noveniia i razvitiia (k 55-letiiu dvizheniia SSO). Gumanitarnye i iuridicheskie issledovaniia. Nauchno-teoreticheskii zhurnal, no. 1, pp. 106-110. (In Russ.).
Submission date: 13.07.2017.
Бородай Александр Дмитриевич — доктор исторических наук, профессор, декан факультета рекламы, журналистики и дизайна, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета; заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-54-51. Эл. адрес: [email protected]
Boroday Aleksandr Dmitrievich, Doctor of History, Professor, Dean, Faculty of Advertising, Journalism and Design, Professor, Department of the Theory of Advertising and Mass Communications, Moscow University for the Humanities; Honoured Cultural Worker of Russia; Honoured Worker of Russian Higher Education. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (499) 374-54-51. E-mail: [email protected]