СТАТЬИ
Р. Тодорова
КРИЗИСЫ ЕС И ПРОЕКТ «ЕВРОПА ДВУХ СКОРОСТЕЙ»
Аннотация
В статье рассмотрена идея создания «Европы двух скоростей». Не секрет, что современный ЕС сталкивается с множеством кризисов, вызывающих серьезные сомнения по поводу перспектив выживания Союза в среднесрочном плане. Поэтому, пытаясь сформулировать основы будущей политики ЕС, ведущие фигуры в его рамках осознанно стремились обойти самые острые вопросы, чтобы избежать потенциальных атак. Председатель европейской комиссии Ж.-К. Юнкер опубликовал так называемую «Белую книгу», в которой говорится о 5 альтернативных сценариях будущего развития ЕС. В своих комментариях большинство экспертов подчеркнули, что среди этих сценариев отсутствует возможная дезинтеграция ЕС, хотя, по мнению многих из экспертов, ее не следует исключать. Практическая реализация идеи создания «Европы двух скоростей» означает, что сохранятся различия в почасовых ставках между странами восточной и западной части ЕС и как следствие -различие в социальных стандартах. Видимо, представителям Европы «второй скорости» придется смириться со своим неравным положением в рамках ЕС. 25 марта 2017 Европа отметила 60-летие со дня подписания соглашения, положившего основы современного ЕС -Римского договора о создании Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Существование Союза в его нынешнем виде ставится под большим вопросом. В настоящее время нет никаких признаков быстрого и легкого решения проблем, стоящих перед руководством ЕС, самые острые из которых - хрони-
R. Todorova
CRISES OF THE EU AND THE PROJECT «EUROPE OF TWO SPEEDS»
Abstract
The idea of creating a Europe of two speeds. It's no secret that the modern EU faces many crises that raise serious doubts about the prospects for the Union's survival in the medium term. Therefore, trying to formulate the basis for the future policy of the EU, the leading figures within it deliberately sought to circumvent the most pressing issues in order to avoid potential attacks. European Commission President Jean-Claude Juncker published the so-called White Paper, which talks about five alternative scenarios for the future development of the EU. In their comments, most experts stressed that among these scenarios there is no possible disintegration of the EU, although many experts believe that it should not be ruled out. Practical implementation of the idea of creating a Europe of two speeds means that differences will remain in the hourly rates between the countries of the eastern and western parts of the EU and, as a consequence, the difference in social standards. Apparently, representatives of Europe the second speed will have to reconcile with its unequal position within the EU.
March 25, 2017 Europe marked the 60th anniversary of the signing of the agreement, which laid the foundation of the modern EU - the Treaty of Rome on the establishment of the European Economic Community (EEC). The existence of the Union in its current form is being questioned. At the same time, there are no signs of a quick and easy resolution of the problems facing the EU leadership, the most acute of which are chronic unemployment, a currency crisis, a sover-
ческая безработица, валютный кризис, кризис суверенных долгов, восход популизма, миграционный кризис и связанное с ним усиление террористической активности.
Ключевые слова:
Европейский союз, Белая книга, Европейская комисия, Брекзит, Юго-восточная Европа, экономическое сотрудничество.
eign debt crisis, a populist rising, a migration crisis and the associated increase in terrorist activity. The discrepancy between the degree of political and economic integration among member states is the main problem of the Union.
Key words:
European Union, white paper, european commission, brekxit, South-eastern Europe, economic cooperation.
В Брюсселе 9 и 10 марта 2017 года состоялось традиционное весеннее заседание Европейского союза (ЕС), в котором приняли участие государственные и правительственные руководители стран-членов Союза. В конце того же месяца участники заседания ЕС, за исключением британского премьер-министра Т. Мей, собрались в Риме, чтобы отметить 60-летие подписания так называемого Римского договора, который считается основой Европейского союза. Как правило, на этих встречах обсуждаются, прежде всего, экономические проблемы. Как известно, уже 4 года рост экономики еврозо-ны минимальный, на фоне суверенных долгов стран Южной Европы и особенно Греции. Между прочим, в экономической повестке дня Европейского союза нельзя исключить протекционистские декларации и откровенные угрозы ему, прежде всего, со стороны двигающей его силы - Германии, отправленные американским президентом Дональдом Трампом. На фоне провала переговоров о создании так называемого Трансатлантического сотрудничества между США и ЕС и очередного профицита Германии в торговле с США, Берлин не устает призывать остальные государства-члены ускорить процесс достижения соглашения о беспошленной торговле с Японией и другими крупными партнерами Союза.
Это заседание ЕС было посвящено не экономическим проблемам, а скорее перспективам, стоящим перед Союзом. В частности, обсуждалась стратегия развития ЕС на ближайшие 10 лет, и особенно после выхода Великобритании из европейского проекта. Кроме того, поскольку заседание ЕС состоялось накануне президентских выборов во Франции и назначенных на осень 2017 года парламентских выборов в Германии, ни французский президент Ф. Олланд, ни немецкий канцлер А. Меркель были не состоянии выдвигать какие-либо фундаментальные стратегические предложения.
Идея создания Европы «Двух скоростей» достаточно известна [1]. Не тайна, что ЕС сталкивается с множеством кризисов, вызывающих основа-
тельные сомнения по поводу будущего выживания Союза в среднесрочном плане. Поэтому, пытаясь выразить начала будущей политики ЕС, ведущие акторы в его рамках осознанно стремились обойти самые животрепещущие вопросы, чтобы избежать потенциальных атак. Таким образом, накануне встречи в Брюсселе, председатель европейской комиссии Ж.-К. Юнкер [12] опубликовал так называемую «Белую книгу» [5], в которой говорится о 5 альтернативных сценариях будущего развития ЕС. В своих комментариях большинство экспертов подчеркнули, что среди этих прогнозов [9] отсутствует потенциальная дезинтеграция ЕС, но, по мнению многих из экспертов, ее не следует исключать. По мнению Ж.-К. Юнкера, перед ЕС предстает несколько перспектив - от абсолютной интеграции государств-членов и практического превращения союза в «супердержаву» федерального типа до формирования так называемой Европы двух скоростей, в рамках которой будут существовать различные группы государств, рассматривающие перспективы интеграции только в определенных сферах. При этом, каждое государство будет само определять эти сферы интеграции.
Во время встречи между премьер-министрами Германии, Италии, Франции и Испании, проведенной 5 марта в Версале, на предварительных обсуждениях будущего ЕС стало ясно, что главы этих 4 правительств единодушны в своем мнении о необходимости сохранения Европейского союза, но их мнения о способах сохранения Союза расходятся. Другими словами, ЕС не обладает потенциалом для реализации того или иного сценария, хотя у лидеров ведущих европейских государств ясные позиции по этому вопросу. Таким образом, на встрече в Версале, А. Меркель, Ф. Олланд и итальянский премьер-министр П. Джентилони поддержали идею создания «Европы двух скоростей».
Сразу после встречи в Брюсселе французский президент Ф. Олланд достаточно откровенно заявил, что Европа будет развиваться с разными темпами, либо «взорвется». По его мнению, в будущем сформируется единый альянс и внутренний рынок с общей валютой, но только для некоторых из государств-членов. Здесь следует подчеркнуть «для некоторых», другими словами - не для всех [15]. Следовательно, не у всех стран-членов европейского сообщества будет возможность пользоваться преимуществами единого рынка в рамках ЕС. Такая возможность будет, прежде всего, у тех стран, которые будут определять правила, по которым будет существовать единый рынок.
Несколько дней спустя, во время своего обращения к депутатам Бундестага, канцлер Германии А. Меркель тоже достаточно откровенным обра-
зом заявила, что дальнейшее успешное развитие Европейского союза потребует осуществления стратегии «Европы двух скоростей» [4]. По ее мнению, это необходимо, поскольку задачи, ныне стоящие перед европейским сообществом настолько масштабны, что ЕС не может себе позволить сосредотачиваться только на нахождении компромиссных вариантов. Это практически означает, что Берлин решился выдвинуть свою модель интеграции ЕС, отвергая при этом все критические замечания этой модели.
Итак, Германия, Франция, Италия и в какой-то степени Испания поддержали идею создания «Европы двух скоростей», в которой совместно будут существовать разные интеграционные уровни - еврозона будет являться ядром ЕС, не учитывая при этом позиции стран-членов, находящихся вне этого ядра. В концепции проекта «Европы двух скоростей» основными являются как раз проблемы еврозоны, в то время как проблемы остальных стран-членов ЕС переходят на задний план. Таким образом, интеграция между государствами в рамках ЕС продолжит углубляться только внутри европейского «ядра» (Германия, Франция, Италия, Испания, Бенилюкс). В то же время, интеграционные решения проблем еврозоны, видимо, связаны с вопросом о будущем европейской валюты. В этом плане выбор кажется очевидным - либо вернуться к национальным валютам, что привело бы к тяжелым дезинтеграционным процессам и постепенному упадку ЕС, либо же создать общий банковский союз и бюджет в рамках еврозоны [7].
Разумеется, страны-члены ЕС из регионов Скандинавии, Центральной и Юго-Восточной Европы, не являющиеся частью еврозоны, опасаются возможного превращения идеи создания «Европы двух скоростей» в официальную политику Германии после выхода Великобритании из ЕС. В связи с этим они предупреждают об опасности дезинтеграции ЕС, но они, скорее всего, боятся потерять контроль над принятием решений Союза, в том числе тех, что напрямую их касаются, но принимаются другими государствами-членами в рамках общей политики еврозоны.
Доказательством этому является и проведенные накануне встречи в Брюсселе заседание государств Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия). Во время заседания эти государства объявили свою официальную позицию: «каждая форма углубленного сотрудничества должна быть открыта для всех желающих стран-членов. Нужно избегать какой бы ни было дезинтеграции общего рынка, Шенгенской зоны и самого ЕС» [2]. За этой формулировкой стоит желание государств Вышеградской группы со-
хранить право вето по вопросам, касающимся дальнейшей интеграции в рамках ЕС. Как раз, поэтому они так настаивают на усилении позиций национальных парламентов при изготовлении директив Европейского союза. Эта позиция (между прочим, до сих пор она отстаивалась, прежде всего, Великобританией), очевидно, идет в разрез с попытками «ядра» ЕС углубить интеграцию. Конечно же, страны Вышеградской группы заинтересованы в Шенгене как возможности для реализации их граждан на рынках труда более развитых стран-членов Союза. Со своей стороны, страны Юго-Восточной Европы (Болгария и Румыния) заинтересованы в европейских дотациях [8], хотя и большинство этих средств в итоге оказываются у больших западных компаний, которые и являются основными участниками в инфраструктурных проектах Центральной и Юго-Восточной Европы. В то же время, они выступают против осуществления в долгосрочном плане идеи «Европы двух скоростей», поскольку эта модель развития ЕС затвердила бы их второстепенную роль при решении вопросов о продовольствии и потреблении.
Практическая реализация идеи создания «Европы двух скоростей» значит, что сохранятся различия в почасовых ставках между странами восточной и западной части ЕС и как следствие - различие в социальных стандартах. Возможно, поэтому Вышеградская группа высказалась против двойных стандартов [13] по отношению к качеству продовольствия для Западной и для Восточной Европы. Однако проблема в том, что двойной страндарт производства для Западной и Восточной Европы не ограничивается продовольствием. Между прочим, переизбирание бывшего премьер-министра Польши Д. Туска на пост Председателя Европейского совета, притом, что против него объявилась сама Польша, является ярким примером абсолютной доминации принципа «Европы двух скоростей» при принятии важных решений в Европейском союзе. В итоге, стало ясно, что решения о ключевых постах в наднациональных структурах ЕС принимаются не Варшавой, Будапештом или Прагой, а Берлином и Парижем.
Видимо, представителям Европы «второй скорости» придется смириться со своим неравным положением в рамках ЕС. В этой связи, Брюссель (читай Берлин) предлагает странам Европы «второй скорости» дополнительные гарантии их безопасности и защиты от «все более жестокого агрессора в лице России» в рамках общей европейской политики обороны [6] в случае, если гарантии со стороны НАТО окажутся недостаточными. Эти гарантии предлагаются странами Европы «первой скорости», как своеобразная «ком-
пенсация» вышеупомянутого неравного положения остальных стран. Как известно, на встрече европейской глав в Брюсселе были выдвинуты меры и способы ускорения формирования реального оборонительного союза в Европе. Среди них - создание единого военного штаба Европейского союза, основной целью которого являлось бы планирование и управление его миссиями за рубежом. Кроме этого, не встрече также дискутировалось создание совместного фонда для финансирования научно-исследовательской деятельности и развития в военно-технологической сфере.
Мы утверждаем, что выдвигаемая, прежде всего, Германией перспектива дальнейшего развития Европейского союза предполагает поддержание европейским «ядром» нескольких уровней совершенно неполноправной и манипулируемой им европейской периферии, как внутри самого ЕС, так и у его внешних границ.
Европейский проект 60 лет спустя: новое начало или постепенный распад? Как уже было сказано, 25 марта 2017 года Европа отметила 60-летие со дня подписания соглашения, положившего основы современного ЕС - Римского договора о создании ЕЭС [11]. Несмотря на то, что годовщину отметили все 27 стран-членов Союза (премьер-министр Великобритании подала официальное заявление о выходе страны из ЕС после окончания мероприятия), всем стало понятно, что ЕС переживает экзистенциальный кризис. Всем уже известно, что жизнь Союза в его сегодняшнем виде ставится под большой вопрос. В то же время, нет никаких признаков быстрого и легкого решения проблем, стоящих перед руководством ЕС, самые острые из которых - хроническая безработица, валютный кризис, кризис суверенных долгов, восход популизма, миграционный кризис и связанное с ним усиление террористической активности. Длительная стагнация после кризиса 20082009 гг. затронула экономику и финансовый сектор Союза. Бюджетная политика государств-членов значительно ограничивается, благодаря выдвинутым Брюсселем правилам. Например, в Италии, впервые после принятия страны в еврозону эксперты прогнозируют нулевой экономический рост. Ситуация в Испании и Франции вовсе не лучше. Молодежная безработица во Франции составляет более 26%, а в Испании и Италии - около 40%. Со своей стороны, более 400 000 молодых людей покинули Грецию в период 2008-2017 гг. Популистские партии и политические деятели начинают набирать все большую популярность во многих странах-членов Европейского союза. Правые националисты и консерваторы, открыто игнорирующие либеральные ценно-
сти брюссельских еврократов, уже находятся во власти в Польше и Венгрии. В то же время, острая критика последних все больше углубляет внутреннее разделение ЕС. Разумеется, самый тяжелый удар - это выход Великобритании. Так называемый «Вгех^» [23; 29; 30; 31] лишил ЕС пятой мощнейшей экономики и второго крупнейшего источника финансовых средств в рамках ЕС. Выход Великобритании из Европейского союза дополнительно обостряет разделение сообщества на «Старую» и «Новую» Европу, поскольку «Старая» Европа без сомнения сократит дотации государствам «Новой» Европы.
В то же время, большое разнообразие как социальных моделей в государствах-членах ЕС, так и уровней потребления затрудняет достижение согласия и принятие решений, касаемых будущего развития политики Союза [22]. Брюссельские еврократы постоянно говорят о том, что на фоне вырастающего неравенства в мире, страны-члены ЕС демонстрируют относительное единство и слабый разрыв в уровне доходов. Однако этот разрыв в уровне доходов между государствами-членами измеряется в несколько раз, что является определяющим фактором слабости социальных систем стран, входящих в так называемую европейскую периферию. Жители Центральной и Юго-Восточной Европы все чаще задаются вопросом, почему для одной и той же работы в одной и той же сфере они получают 4 евро в час, а не 20, как получают граждане соседних стран европейского «ядра». Внутри Европейского союза все более заметны серьезные различия между Западом и Востоком, а в рамках еврозоны - между Севером и Югом [16]. Взаимная невозможность предложить гражданам ЕС общее лучшее будущее приводит к постепенной эрозии «европейской мечты». Неудивительно, что сегодня всего 20% европейцев поддерживают идею о перенаправлении правомочий от национальных правительств и предоставлении этих правомочий Брюсселю. Из-за углублений проблем внутри Европейского союза, в долгосрочном плане не следует ожидать дальнейшее расширение Союза.
К тому же, основной внешний системообразующий фактор для ЕС в лице США после избрания Д. Трампа на пост президента демонстрирует все большее безразличие к проблемам ЕС и к самому ЕС в целом. Во время встречи между американским президентом Трампом и немецким канцлером Меркель в марте американская сторона снова потребовала сокращения торгового дефицита с Германией (и с Европейским союзом), а также, чтобы страны-члены ЕС заплатили за то, что США обеспечивает военную безопасность Союза [27]. Сценарий, что в «эре Трампа» [33] США начнут строить
двусторонние отношения с отдельными государствами-членами, а не с ЕС, как единое целое, становится все более реалистичным.
Уже в самом Брюсселе, а также в Берлине и Париже все чаще поднимается вопрос о необходимости реформирования ЕС и трансформации европейских институтов [28]. Расхождение степени политической и экономической интеграции между государствами-членами является основной проблемой Союза. Вот почему Европейскому союзу придется либо повысить степень политической интеграции между государствами-членами, приравняя ее к степени экономической интеграции (единый рынок и общая валюта), либо же понизить степень экономической интеграции [3]. Последнее, однако, приведет к определенным негативным последствиям. Другими словами, у Европейского союза два варианта: меньше очень тесно интегрированных между собой государств-членов или ослабление экономической и иной интеграции между настоящими государствами-членами. Между прочим, накануне выхода Великобритании из ЕС [24], Испания предложила именно второй вариант дальнейшего развития ЕС, но ее предложение было проигнорировано. Невозможность ЕС сформулировать и развить общую социальную модель [20] для всех членов, соответствующую уровню экономической интеграции между ними, также яв-ляеятся серьезной проблемой для европейского сообщества.
Следовательно, для того, чтобы выжить, ЕС нуждается в реформах. План о реформах был разработан и представлен 1 марта 2017 года Европейской комиссией. Речь идет о так называемой «Белой книге будущего Европы». План о реформах должен учесть описанные в этой книге 5 сценариев развития интеграционных процессов в Европе и будет представлен электорату накануне выборов Европейского парламента в 2019 году. Другими словами, основные реформы в ЕС должны осуществиться в период 2017-2010 гг. - между прошедшими и будущими выборами в странах европейского «ядра».
Вышеупомянутые пять сценариев сводятся к следующим пунктам [18]:
- ЕС продолжает существовать по-старому. Приоритеты регулярно обновляются, а проблемы решаются после их возникновения. Соответственным образом формируется и новое законодательство Союза;
- прежде всего, развивается общий рынок, а все остальное уходит на задний план. Давление Брюсселя на национальные законодательства стран-членов уменьшается, также как и значение политической интеграции;
- государства, стремящиеся к дальнейшему развитию, развиваются, а остальные им не мешают. Именно этот сценарии реализует идею создания «Европы двух скоростей»;
- внимание государств сосредотачивается на определенных сферах, но в этих сферах все страны действуют вместе. ЕС-27 совмещает свои усилия в сферах инноваций, торговли, безопасности, миграции, охраны границ и обороны;
- ЕС в целом и все государства-члены в частности действуют совместно по широкому кругу политических и прочих проблем.
Следует обратить внимание на то, что авторы Белой книги разработали эти 5 сценариев с той идеей, что какой бы сценарий не выбрали государства-члены, все вместе будут работать над его реализацией. Со своей стороны, это означает, что все 27 стран пойдут по выбранному пути развития в условиях полного консенсуса. Однако это выглядит недостижимо [25]. Например, что произойдет, если государства-члены не придут к соглашению ни по одному из вышеперечисленных сценариев? Скорее всего, если государства-члены не смогут договориться, то ЕС продолжит существовать по первому сценарию, то есть, по-прежнему. Однако это означало бы, что он пойдет по пути к своему распаду. Несомненно, когда 27 государств-членов стоят перед выбором между столь разными сценариями дальшейшего развития, они скорее всего займут разные позиции по вопросу о будущей экономической и политической интеграции между странами ЕС [19]. Именно поэтому в «Белой книге» нет ясной дефиниции юридических и институциональных процессов, то есть, способ реформирования ЕС, что и является самым важным вопросом.
Интересно, что описанные в «Белой книге» сценарии содержат определенные комментарии оценочного характера, исходя из которых можно сделать вывод, что авторы отдают предпочтения одного сценария другому. Например, второй сценарий, дающий приоритет общего рынка, по всей видимости, не понравился бы Брюсселю. Поэтому в Книге делается акцент на негативных последствиях этого сценария: сокращение нормативного бремени, углубление различии в социальных стандартах государств-членов, ограничение коллективных действий, отсутствие гарантий свободного движения людей и услуг в полном объеме, а также отказ от общей политики миграции и предоставления убежища. Между прочим, видно, что первый сценарий, при котором все остается по-старому, тоже не нравится авторам «Белой книги» из-за нудного и сложного процесса принятий решений и невозможности
масштабного реформирования европейских институтов. Зато пятый сценарий, предусматривающий «максимальную политическую интеграцию» принимается авторами, как идеальный сценарий дальнейшего развития ЕС, хотя он практически неосуществим. Все же, этот сценарий присутствует в «Белой книге» как идеальная цель, к которой следовало бы стремиться, если ЕС хочет избежать распада. В пятом сценарии выделяются пять основных целей деятельности ЕС, которые нуждаются в реформах:
- Общий рынок и торговля. Стандартизация расширяется. Формируется единый европейский рынок в сферах энергетики, технологий и услуг. В отношении торговли ЕС действует как единое целое, при этом европейский парламент является ключевым игроком при одобрении международных соглашений с участием стран-членов;
- Экономический и валютный союз. Еврозона укрепляется и в ее рамках (туда входят и государства, которые на данный момент находятся вне еврозоны) координируется налоговая и социальная политика. Брюссель осуществляет общий надзор над финансовыми услугами. Европейский стабилизационный механизм переходит в Европейский валютный фонд, который контролируется Европарламентом и поддерживает Европейский инвестиционный банк и привлечение средств и инвестиций во всей Европе;
- Миграция и безопасность в Шенгенской зоне. Сотрудничество государств-членов ЕС по вопросам безопасности становятся рутинным процессом. Миграционная политика становится общей, а агентсво ЕС по безопасности внешних границ «Фронтекс» полностью контролирует безопасность границ Союза. Таким образом, например, визы в ЕС для иностранных граждан будут выдаваться одним общим для всех стран-членов институтом;
- Внешняя политика и оборона. ЕС проводит общую внешнюю политику. В тесном сотрудничестве с блоком НАТО формируется Европейский оборонительный союз. Граждане ЕС, находящиеся за границами Союза имеют права на консульскую защиту и помощь посольств ЕС, которые заменят посольства отдельных стран-членов;
- Бюджет ЕС. Средства для наполнения бюджета поступают за счет источников ЕС, а не государств-членов. Бюджетная политика ЕС связана с фискальной стабилизацией еврозоны.
Проанализировав предложения в «Белой книге», нетрудно заметить, что идеальный вариант для Европы также является идеальным для самой еврозоны. По мнению авторов «Белой книги» к этому идеалу и следует
стремиться, особенно ввиду обстоятельства, что при формировании «ядра» Европейского союза предусматривается очень тесное сотрудничество между Германией и Францией, поскольку эти две страны (после выхода Великобритании [26] из ЕС) будут основными гарантами поступательного развития ЕС. Поэтому, под руководством французского и немецкого правителей в реформированной еврозоне установятся такие институциональные условия, что ни один «популист» или «националист» не сможет подрывать основы европейского единства.
К чему стремится Римская декларация? На встрече в Риме в конце марта 2017 года была подписана так называемая Римская декларация [10]. Этой декларацией государственные и правительственные руководители стран-членов попытались найти среднесрочные решения на вызовы современному Европейскому союзу. В Декларации делается акцент на устойчивый экономический рост и создания «Социальной Европы», а также подтверждается необходимость сохранения единого европейского рынка как основа существования Союза. Со своей стороны, можно рассмотреть это решение как своего рода ответ Брюсселя на желание Великобритании ограничить свободу перемещения, но сохранить остальные привилегии ЕС [14]. Кроме того, подчеркивается необходимость придерживаться к принципу субсидиарности и рекомендуется решать возникшие проблемы на уровне, максимально близком к самим гражданам ЕС. Данная позиция Брюсселя [17] несомненно, направлена на смягчение скептических настроений среди европейских граждан, а также на устранение последствий финансово-экономического кризиса.
В будущем у ЕС должна быть «устойчивая миграционная политика» [21]. Необходимость разработки единой миграционной политики, разумеется, является реакцией на острый миграционный кризис, влияющий на внутреннюю ситуацию в ЕС в целом и странах-членах в частности. В то же время эффективная миграционная политика и охрана внешних границ предполагают укрепление роли наднационального компонента и постижение отсутствующего на данный момент консенсуса между странами-членами.
Европейский союз планирует укрепить общую безопасность и оборону дальнейшим тесным сотрудничеством с блоком НАТО, а также создать конкурентную индустрию в сфере обороны. ЕС поставил все вышеупомянутые задачи в связи с продолжающейся внутри Союза дискусией о перспективах отношений с Североатлантическим альянсом в период управления Трампа и
возможности создания чисто европейской армии, что, однако, кажется крайне маловероятным.
Однако самый большой интерес в Декларации вызывают описанные способы достижения целей на фоне громких слов о единении Европы. В Декларации говорится о том, что ЕС хотел бы двигаться вперед как единое целое, даже если некоторые страны будут двигаться более медленным темпом, чем другие. То есть, европейские лидеры признают, что ЕС практически не является единым целым и что достижения равномерного и одинакового для всех прогресса в интеграционных процессах оказывается невозможным, по крайней мере, на настоящем этапе развития ЕС.
В этой связи возникает вопрос о способе осуществления модели «Европы двух скоростей». Как уже было сказано начало дискусий на эту тему положено в «Белой книге» европейской комиссии, где есть достаточно подробное описание пяти возможных сценариев будущего развития ЕС. Однако мы считаем, что есть три реальные модели осуществения идеи создания «Европы двух скоростей» [32]:
- создание устойчивого «ядра», продвигающего интеграционные проекты в большинстве сфер сотрудничества между государствами, и «периферии», поддерживающей базисный уровень сотрудничества, например, общий внутренний рынок;
- приложение «обгоняющего» (а в сфере обороны - структурированного) сотрудничество, в чьих рамках одна группа государств ЕС продвигают определенные интеграционные модели, не учитывая (не)желание или (не)возможности остальных стран принять в них участие;
- осуществление интеграции двух или более скоростей, при которой все государства развиваются в одно общее направление и стремятся к общей цели, но при этом каждое отдельное государство делает это в зависимости от своего желание и от своей возможности.
Достижение устойчивого баланса между «ядром» и «периферией» кажется бесперспективным и не соответствует задачам поступательного развития интеграционных процессов в Европейском союзе. Прежде всего, определить границы «ядра» будет достаточно сложно, поскольку политическая и экономическая готовность государств-членов к углублению интеграционных проектов расходятся. Кроме того, «периферийные» государства будут изолированы от стран европейского «ядра» и превратятся в политические аутсайдеры, поскольку их интересы не будут полностью учитываться при при-
нятии решений «ядром». В данной ситуации формирование общей цели для всех 27 стран-членов ЕС сильно затрудняется и становится проблематичным. Без всякого сомнения, такой порядок не устроил бы большинство государств-членов ЕС, особенно стран Восточной Европы.
С другой стороны, создание групп стран «обгоняюшего» сотрудничество возможно и даже в некоторой степени перспективно. Однако необходимо, чтобы это «обгоняюшее» сотрудничество продвигало интеграционные процессы, например, в виде пилотных проектов, которые стали бы привлекательными для большинства или для всех стран-членов в случае, если они окажутся эффективными. Таким образом, со временем эти пилотные проекты могли бы быть включены в институциональные и правовые рамки Европейского союза. В то же время, широкое использование вышеописанного механизма может стать опасным, поскольку привело бы к правовой и политической фрагментации и к возникновению неурегулированных и неконтролируемых разновекторных проектов, которые не входят в правовые рамки ЕС. В таком случае, ЕС превратился бы в обычную организацию, объединяющую нескольких стран, без особых общих целей и задач и без общего видения о своем развитии.
По мнению авторов Белой книги, интеграция двух или более скоростей, при которой страны ЕС двигаются к одной цели разным темпом в зависимости от своих возможностей, не противоречит развитию интеграционного процесса и не угрожает единству Союза. Данный подход означает, что отстающие государства не попадут в изоляцию, и их интересы будут учитываться при принятии решений. В Римской декларации этот механизм определяется как важный, если не основной для развития интеграционного процесса.
Принятие идеи создания Европы двух или более скоростей, как основного принципа реализации интеграционных проектов потребовало бы пересмотра основопологающего договора ЕС, что на данный момент не подлежит обсуждению. В то же время, механизм «обгоняющего» сотрудничества содержится в действующем договоре и уже не раз применялся. Поэтому, наиболее реалистично выглядит сочетание двух подходов, однако, их применение не должно привести к эрозии европейского единства. Учитывая продвигаемые Европейской комиссей сценарии будущего развития интеграционных процессов в Европейском союзе, вышеописанный способ совершенствования интернациональной интеграции между государствами-членами и избежания экономических и/или политических кризисов в рамках ЕС кажется самым
реалистичным и достижимым. На фоне выхода Великобритании из ЕС и набирающего популярность евроскептицизма сохранение единства внутри ЕС является самым важным фактором для выживания и будущего развития Союза. Отсутствие общих целей и ясной дефиниции интеграционного процесса сделает функционирование ЕС еще более непонятным для европейских граждан, что идет в разрез с требованиями повышения прозрачности и демократизации работы европейских институтов. На данный момент важнейшая задача, стоящая перед Брюсселем - сформулировать новую повестку дня, сообразную с интересами европейских граждан, найти оптимальное сочетание различных форматов, в большей степени учитывающее интересы отдельных стран-членов, а также сохранить внутреннее единство ЕС. Римская декларация, подписанная в марте 2017 года, является первым шагом к достижению этих целей.
Литература
1. Андреев А. Пет сценария за ЕС: къде е България? URL: http://www.dw.co m/bg/%D0% BF% D0%B5%D1%82-
%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-
%D0%B7%D0%B0-%D0%B5%D1%81-%D0%BA%D1%8A%D0%B4%D0%B5-
%D0%B5-
%D0%B1% D1 % 8A% D0% BB%D0 % B3%D0% B0% D1%80%D0% B8% D1%8F/a-37777862 (дата обращения 04.06.2017).
2. Георгиев Е. Европа на няколко скорости не отрича Европа на нации-те. URL: http://www.investor.bg/evropa/334/a/emM-georgiev-evropa-na-niakolko-skorosti-ne-otricha-evropa-na-naciite-236810/ (дата обращения 04.09.2017).
3. Гришин О.Е., Кенич Б. Босния и Герцеговина как объект воздействия мягкой силы США, России и ЕС // Politbook. 2017. №1.
4. Европа на две скорости. Какво означава това за България? URL: https://nova.bg/news/view/2017/03/07/175825/%D0%B5%D0%B2%D1%80/ D0%BE%D0%BF%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B2%D0%B5-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0% BA%D0% B0%D0% BA%D0% B2%D0% BE-
%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B7%D0%B0-
%D0%B1% D1 % 8A% D0% BB%D0 % B3%D0% B0% D1%80%D0% B8% D1%8F/ (дата обращения 03.06.2017).
5. Европейска комисия - «Бяла книга за бъдещето на Европа и пътят напред». URL: https://ec.europa.eu/commission/white-paper-future-europe-reflections-and-scenarios-eu27_bg (дата обращения 06.06.2017).
6. Европейска комисия - «Дискусионен документ относно бъдещето на европейската отбрана». URL: https://ec.europa.eu/commission/publications/reflection-paper-future-european-defence_bg (дата обращения 06.06.2017).
7. Европейска комисия - «Документ за размисъл относно задълбоча-ването на икономическия и паричен съюз». URL: https://ec.europa.eu/commission/publications/reflection-paper-deepening-economic-and-monetary-union_bg (дата обращения 06.06.2017).
8. Европейска комисия - «Документы за размисъл относно социалното измерение на Европа». URL: https://ec.europa.eu/commission/publications/reflection-paper-social-dimension-europe_bg (дата обращения 06.06.2017).
9. Европейска комисия - Бяла книга за бъдещето на Европа: Пет сценария. URL: https://ec.europa.eu/commission/white-paper-future-europe/white-paper-future-europe-five-scenarios_bg (дата обращения 08.09.2017).
10. Европейските лидери подписаха Римската декларация, определяща основните насоки в дебатите за бъдещето на ЕС. URL: http://europe.bg/bg/articles/news/2017/03/27/evropeyskite-lideri-podpisaha-rimskata-deklaraciya-opredelyashta-osnovnite (дата обращения 03.06.2017).
11. Европейският съюз отбелязва 60-та годишнина на Римските договори. URL: http://europe.bg/bg/articles/news/2017/03/24/evropeyskiyat-suyuz-otbelyazva-60-ta-godishnina-na-rimskite-dogovori (дата обращения 06.06.2017).
12. Желев В. Юнкер предлага пет сценария за бъдещето на ЕС. URL: https://clubz.bg/51079-yunker_predlaga_pet_scenariq_za_bydeshteto_na_es (дата обращения 06.06.2017).
13. Инвеститор - Пет сценария за бъдещето на Европейския съюз. URL: http://www.investor.bg/analizi/91/a/pet-scenariia-za-bydeshteto-na-evropeiskiia-syiuz-234904/ (дата обращения 06.06.2017).
14. Пет сценария на Брюксел за бъдещето на ЕС, URL: https://news.bg/euronews/pet-stsenariya-na-bryuksel-za-badeshteto-na-es.html (дата обращения 03.06.2017).
15. Радев Р. България е против разделянето на Европа на ядро и периферия. URL: http://europe.bg/bg/articles/news/2017/03/09/rumen-radev-bulgariya-e-protiv-razdelyaneto-na-evropa-na-yadro-i-periferiya (дата обращения 04.06.2017).
16. Шикова И. Брекзит и великите илюзии на Лондон. URL: http://www.dnevnik.bg/analizi/2017/08/23/3028776_brekzit_i_velikite_iljuzii_n a_london/ (дата обращения 03.06.2017).
17. Barroso J.M. D. The European Union in the New World Order (pdf.). URL:http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-14-612_en.htm (дата обращения 04.06.2017).
18. Bilderberg Group meeting: Big business set to lobby politicians on the future of the EU. URL: http://www.belfasttelegraph.co.uk/news/world-news/bilderberg-group-meeting-big-business-set-to-lobby-politicians-on-the-future-of-the-eu-31290602.html(дата обращения 04.06.2017).
19. Commission presents White Paper on the Future of Europe. URL: https://ec.europa.eu/commission/news/commission-presents-white-paper-future-europe-2017-mar-01_en (дата обращения 03.06.2017).
20. Dixon P. Future Of The European Union - Enlarged Or Broken? https://www.globalchange.com/futureeurope.htm (дата обращения 04.09.2017).
21. EUROPE 2020: A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth. URL: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20BARROSO%20%20%2000 7%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf (дата обращения 03.06.2017).
22. European commission: Policies. URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies_en (дата обращения 04.09.2017).
23. European Council: Political reflection on the future of the European Union. URL: http://www.consilium.europa.eu/en/policies/eu-future-reflection/ (дата обращения 04.06.2017).
24. Karlijn J. What Does Brexit Mean for European Defense? URL: https://www.diplomaticourier.com/2016/12/08/brexit-mean-european-defense/ (дата обращения 04.06.2017).
25. Lupton S., Bernadt M. What future for the European Union now that Britain is leaving? URL: https://www.theguardian.com/world/2017/mar/26/ what-future-for-the-european-union-now-that-britain-is-leaving (дата обращения 04.06.2017).
26. Mihalakas Nasos and Karas Frances -The Future of the European Union: After 60 Years of European-Style Integration, Time to Learn from Others. URL: https://www.diplomaticourier.com/future-european-union-60-years-european-style-integration-time-learn-others/ (дата обращения 04.06.2017).
27. Mihalakas Nasos and Szczepanski Kayla - Brexit and the EU: The Beginning and/or the End. URL: https://www.diplomaticourier.com/2017/06/05/ brexit-eu-beginning-andor-end/ (дата обращения 04.06.2017).
28. Philip Hammond defends right of foreign leaders to have voice in EU debate. URL: http://www.dailymail.co.uk/wires/pa/article-3491527/Philip-Hammond-defends-right-foreign-leaders-voice-EU-debate.html#ixzz4v6CjyyAf (дата обращения 05.06.2017).
29. The future of the European Union. URL:https://www.economist.com/news/special-report/21719188-it-marks-its-60th-birthday-european-union-poor-shape-it-needs-more (дата обращения 05.06.2017).
30. Tory MP - EU referendum: Bilderberg group is ganging up against British voters. URL: http://www.belfasttelegraph.co.uk/news/eu-referendum/eu-referendum-bilderberg-group-is-ganging-up-against-british-voters-claims-tory-mp-34539641.html (дата обращения 04.06.2017).
31. UK: pro-brexit mp warns of «bilderberg» influence on referendum debate. URL: http://europe.newsweek.com/brexit-bilderberg-group-philip-hollobone-barack-obama-eu-436623?rm=eu (дата обращения 01.06.2017).
32. Watson P.-J. Bilderberg scheme to save the euro. URL: https://theyellowbrickroadfreeblog.wordpress.com/2012/05/16/bilderberg-scheme-to-save-the-euro/ (дата обращения 03.06.2017).
33. White paper on the future of europe (pdf.). URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-
political/files/white_paper_on_the_future_of_europe_en.pdf (дата обращения 03.06.2017).
References
1. Andreev A. Pet stsenariya za ES: k"de e B"lgariya? URL: http://www.dw.co m/bg/%D0% BF% D0%B5%D1%82-
%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%B0-%D0%B5%D1%81-%D0%BA%D1%8A%D0%B4%D0%B5-%D0% B5-%D0% B1 % D1 % 8A% D0%BB%D0 % B3% D0% B0% D1%80%D0% B8%D1%8F/a-37777862 (data obrashcheniya 04.06.2017).
2. Georgiev E. Evropa na nyakolko skorosti ne otricha Evropa na natsiite. URL: http://www.investor.bg/evropa/334/a/emil-georgiev-evropa-na-niakolko-skorosti-ne-otricha-evropa-na-naciite-236810/ (data obrashcheniya 04.09.2017).
3. Grishin O.E., Kenich B. Bosniya i Gertsegovina kak ob"ekt vozdeistviya myagkoi sily SShA, Rossii i ES. Politbook. 2017. №1.
4. Evropa na dve skorosti. Kakvo oznachava tova za B"lgariya? URL: https://nova.bg/news/view/2017/03/07/175825/%D0%B5%D0%B2%D1%80% D0%BE%D0%BF%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B2%D0%B5-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%BE-
%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B7%D0%B0-%D0%B1%D1%8A%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F/ (data obrashcheniya 03.06.2017).
5. Evropeiska komisiya - «Byala kniga za b"deshcheto na Evropa i p"tyat napred». URL: https://ec.europa.eu/commission/white-paper-future-europe-reflections-and-scenarios-eu27_bg (data obrashcheniya 06.06.2017).
6. Evropeiska komisiya - «Diskusionen dokument otnosno b"deshcheto na evropeiskata otbrana». URL: https://ec.europa.eu/commission/publications/ re-flection-paper-future-european-defence_bg (data obrashcheniya 06.06.2017).
7. Evropeiska komisiya - «Dokument za razmis"l otnosno zad"lbocha-vaneto na ikonomicheskiya i parichen s"yuz». URL: https://ec.europa.eu/commission/publications/reflection-paper-deepening-economic-and-monetary-union_bg (data obrashcheniya 06.06.2017).
8. Evropeiska komisiya - «Dokument"t za razmis"l otnosno sotsialnoto iz-merenie na Evropa». URL: https://ec.europa.eu/commission/publications/reflection-paper-social-dimension-europe_bg (data obrashcheniya 06.06.2017).
9. Evropeiska komisiya - Byala kniga za b"deshcheto na Evropa: Pet stsenariya. URL: https://ec.europa.eu/commission/white-paper-future-europe/white-paper-future-europe-five-scenarios_bg (data obrashcheniya 08.09.2017).
10. Evropeiskite lideri podpisakha Rimskata deklaratsiya, opredelyashcha osnovnite nasoki v debatite za b"deshcheto na ES. URL: http://europe.bg/bg/articles/news/2017/03/27/evropeyskite-lideri-podpisaha-rimskata-deklaraciya-opredelyashta-osnovnite (data obrashcheniya 03.06.2017).
11. Evropeiskiyat s"yuz otbelyazva 60-ta godishnina na Rimskite dogovori. URL: http://europe.bg/bg/articles/news/2017/03/24/evropeyskiyat-suyuz-otbelyazva-60-ta-godishnina-na-rimskite-dogovori (data obrashcheniya 06.06.2017).
12. Zhelev V. Yunker predlaga pet stsenariya za b"deshcheto na ES. URL: https://clubz.bg/51079-yunker_predlaga_pet_scenariq_za_bydeshteto_na_es (data obrashcheniya 06.06.2017).
13. Investitor - Pet stsenariya za b"deshcheto na Evropeiskiya s"yuz. URL: http://www.investor.bg/analizi/91/a/pet-scenariia-za-bydeshteto-na-evropeiskiia-syiuz-234904/ (data obrashcheniya 06.06.2017).
14. Pet stsenariya na Bryuksel za b"deshcheto na ES, URL: https://news.bg/euronews/pet-stsenariya-na-bryuksel-za-badeshteto-na-es.html (data obrashcheniya 03.06.2017).
15. Radev R. B"lgariya e protiv razdelyaneto na Evropa na yadro i periferiya. URL: http://europe.bg/bg/articles/news/2017/03/09/rumen-radev-bulgariya-e-protiv-razdelyaneto-na-evropa-na-yadro-i-periferiya (data obrashche-niya 04.06.2017).
16. Shikova I. Brekzit i velikite ilyuzii na London. URL: http://www.dnevnik.bg/analizi/2017/08/23/3028776_brekzit_i_velikite_iljuzii_n a_london/ (data obrashcheniya 03.06.2017).
17. Barroso J.M. D. The European Union in the New World Order (pdf.). URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-14-612_en.htm (data obra-shcheniya 04.06.2017).
18. Bilderberg Group meeting: Big business set to lobby politicians on the future of the EU. URL: http://www.belfasttelegraph.co.uk/news/world-news/bilderberg-group-meeting-big-business-set-to-lobby-politicians-on-the-future-of-the-eu-31290602.html (data obrashcheniya 04.06.2017).
19. Commission presents White Paper on the Future of Europe. URL: https://ec.europa.eu/commission/news/commission-presents-white-paper-future-europe-2017-mar-01_en (data obrashcheniya 03.06.2017).
20. Dixon P. Future Of The European Union - Enlarged Or Broken? https://www.globalchange.com/futureeurope.htm (data obrashcheniya 04.09.2017).
21. EUROPE 2020: A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth. URL: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/C0MPLET%20EN%20BARR0S0%20%20%2000 7%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf (data obrashcheniya 03.06.2017).
22. European commission: Policies. URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies_en (data obrashcheniya 04.09.2017).
23. European Council: Political reflection on the future of the European Union. URL: http://www.consilium.europa.eu/en/policies/eu-future-reflection/ (data obrashcheniya 04.06.2017).
24. Karlijn J. What Does Brexit Mean for European Defense? URL: https://www.diplomaticourier.com/2016/12/08/brexit-mean-european-defense/ (data obrashcheniya 04.06.2017).
25. Lupton S., Bernadt M. What future for the European Union now that Britain is leaving? URL: https://www.theguardian.com/world/2017/mar/26/ what-future-for-the-european-union-now-that-britain-is-leaving (data obrashche-niya 04.06.2017).
26. Mihalakas Nasos and Karas Frances -The Future of the European Union: After 60 Years of European-Style Integration, Time to Learn from Others. URL: https://www.diplomaticourier.com/future-european-union-60-years-european-style-integration-time-learn-others/ (data obrashcheniya 04.06.2017).
27. Mihalakas Nasos and Szczepanski Kayla - Brexit and the EU: The Beginning and/or the End. URL: https://www.diplomaticourier.com/2017/06/05/ brexit-eu-beginning-andor-end/ (data obrashcheniya 04.06.2017).
28. Philip Hammond defends right of foreign leaders to have voice in EU debate. URL: http://www.dailymail.co.uk/wires/pa/article-3491527/Philip-Hammond-defends-right-foreign-leaders-voice-EU-debate.html#ixzz4v6CjyyAf (data obrashcheniya 05.06.2017).
29. The future of the European Union. URL: https://www.economist.com/news/special-report/21719188-it-marks-its-60th-
birthday-european-union-poor-shape-it-needs-more (data obrashcheniya 05.06.2017).
30. Tory MP - EU referendum: Bilderberg group is ganging up against British voters. URL: http://www.belfasttelegraph.co.uk/news/eu-referendum/eu-referendum-bilderberg-group-is-ganging-up-against-british-voters-claims-tory-mp-34539641.html (data obrashcheniya 04.06.2017).
31. UK: pro-brexit mp warns of «bilderberg» influence on referendum debate. URL: http://europe.newsweek.com/brexit-bilderberg-group-philip-hollobone-barack-obama-eu-436623?rm=eu (data obrashcheniya 01.06.2017).
32. Watson P.-J. Bilderberg scheme to save the euro. URL: https://theyellowbrickroadfreeblog.wordpress.com/2012/05/16/bilderberg-scheme-to-save-the-euro/ (data obrashcheniya 03.06.2017).
33. White paper on the future of europe. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-
political/files/white_paper_on_the_future_of_europe_en.pdf (data
obrashcheniya 03.06.2017).