УДК 327
Ксения ВЛАСОВА
БРЕКЗИТ ГЛАЗАМИ ГРЕКОВ
Аннотация. В статье рассмотрен британский референдум 2016 г. через призму восприятия другого государства-члена Европейского Союза (Греции). По материалам официальной греческой прессы и заявлениям политиков различного уровня проанализирована позиция основных партийных лидеров, известных политических деятелей и мнение обычных граждан Греции по поводу сложившейся ситуации в Великобритании и дальнейшего развития событий в Евросоюзе. Историческое решение британцев за выход своей страны из состава ЕС не могло не отразиться на Греции, чьё правительство, экспертное сообщество и обычные граждане, с одной стороны, выразили солидарность с итогами референдума, но, с другой, стали опасаться возможности неминуемого спада национальной и европейской экономики, а также неизбежного ослабления общеевропейских интеграционных процессов и снижения политического веса единой Европы. Однако наихудшим для Греции сценарием дальнейшего развития событий после брекзита могла бы стать реализация возможной и уже подзабытой процедуры грекзита, т.е. выхода Греции из Европейского Союза. Эти опасения могут оправдаться именно после брекзита, ибо на данный момент Греция считается наиболее проблемным и слабым членом ЕС, от которого в благоприятный на то момент остальные страны Евросоюза могут захотеть так или иначе освободиться.
Ключевые слова: Греция, брекзит, грекзит, референдум о членстве в ЕС, Европейский Союз.
Как известно, референдум о членстве Великобритании в Европейском Союзе был проведён 23 июня 2016 г. Результат оказался непредсказуемым: за выход страны из состава Евросоюза проголосовало 51,9% избирателей, против - 48,1% [Official Result of the EU Referendum Is Declared by Electoral Commission in Manchester, 2016]. Таким образом, на референдуме победили сторонники т.н. брекзита, т.е. выхода Великобритании из состава Европейского Союза.
Принятое британцами историческое решение, вне всякого сомнения, скажется на Европейском Союзе отрицательно, по крайней мере, в трёх отношениях.
Во-первых, Евросоюз как интеграционное объединение ждут неизбежные репу-тационные издержки. Это связано с тем, что сам "выход столь мощной европейской экономики из ЕС наносит удар по привлекательности самого интеграционного проекта, демонстрируя явно выраженное недовольство коммунитарной политикой, особенно в области бюджета" [Худолей К.К., Еремина Н.В., 2017: 34], а также общим руководством в сфере безопасности и миграции.
© Власова Ксения Викторовна - к.и.н., старший научный сотрудник Отдела Черноморья -Средиземноморья Института Европы РАИ. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3, доцент Вятского государственного университета. Адрес: 610002, Киров, ул. Ленина, д. 111. E-mail: vlasovaksen@gmail.com
Во-вторых, до судьбоносного выбора Великобритании самым естественным образом предполагалось, что Евросоюз и его институты будут расширяться, в конечном итоге, вобрав в свой состав остальные страны, расположенные на европейском континенте (в первую очередь, государства Западных Балкан). Однако решение британцев, с одной стороны, показало, что сокращение Евросоюза как никогда реально и в итоге осуществится по одному из предложенных вариантов. С другой, принятие новых государств-членов и процессы их дальнейшей конвергенции в единую Европу (например, Сербии или Боснии и Герцеговины) после брекзита существенно затормозятся, а то и вовсе отложатся на неопределенно-длительный срок.
И, в-третьих, принятое решение Великобритании может поставить жирную точку в недавних дискуссиях о будущем Европейского Союза и о том, какую именно стратегию выбрать для его дальнейшего развития.
Первая из них заключается в значительном реформировании существующей системы управления и принятия решений с одновременным усилением полномочий наднациональных органов. Как известно, определённые шаги в данном направлении были уже предприняты, например, в общей политике безопасности или миграционной сфере, недовольство которыми, собственно, и вызвало брекзит. Вторая стратегия, продвигаемая преимущественно немцами и лично А. Меркель, заключается в строительстве Европы, куда входят "разные государства", двигающиеся к реализации общих целей "разными скоростями" ("Европа разных скоростей").
Можно утверждать, что после начала процедуры брекзита первая стратегия дала явный сбой, и ближайшее будущее Евросоюза всё-таки пойдёт в русле второй стратегии. Что уже нашло отражение в представленной весной 2017 г. председателем Европейской комиссии Ж.-К. Юнкером "Белой книге" [Juncker J.-C. White Paper on the Future Europe. Reflections and Scenarios for the EU-27 by 2025, 2017: 1524], где большинство предложенных сценариев дальнейшего развития ЕС после брекзита разработаны с учётом "разных скоростей" и различных возможностей входящих в него государств.
По сути, это означает дальнейшее развитие и усиление отдельных стран-участниц Евросоюза (например, таких его старых государств-членов и ведущих игроков, как Германия или Франция) с одновременным понижением роли и веса в объединении и стран-новичков (к примеру, Эстонии или Хорватии), и т.н. "проблемных государств" (в первую очередь Греции, Испании и Португалии). В свою очередь, перспективы потенциального выхода Шотландии из состава Соединённого Королевства и желание самостоятельного вступления в ЕС могут только значительно усугубить имеющиеся негативные тенденции и осложнить сложившуюся ситуацию в большинстве стран-участниц Европейского Союза [О других последствиях и возможных сценариях развития ЕС после брекзита более подробно см., например: Ананьева Е.В., Бударгин A.B., 2016а; Ананьева Е.В., Бударгин A.B., 2016b; Ананьева Е.В., Каневский П.С., 2016c; Бабынина Л.О., 2016; БайковА.А., Дымова Л.А., 2017; БажанА.И., 2017; Громыко Ал.А., Фёдоров В.П., 2017: 123 -131; Худолей К.К., Еремина Н.В., 2017].
Следовательно, сам факт проведения подобного референдума в одном из сильнейших участников ЕС, а тем более достигнутый положительный результат в пользу выхода из его состава не мог не отразиться негативно на других государствах-членах Европейского Союза: до брекзита они уже испытывали серьёзные
Современная Европа, 2017, №6
трудности из-за последствий недавнего мирового финансового кризиса, общей политики Евросоюза, внутренних катаклизмов и неурядиц различного характера. Среди таковых особо выделяется Греция, поскольку для наиболее проблемной страны Европы брекзит может оказаться своеобразным началом конца, когда ослабленный выходом Великобритании и вдохновленный этим прецедентом ЕС все-таки решит избавиться от греческого балласта.
Стало быть, необходимо рассмотреть, каким образом отреагировали на референдум в Великобритании различные слои греческого общества.
Позиция политической элиты
Напомним, что за последнее время в Греции также проводился общенациональный референдум: он затрагивал вопрос о проводимой правительством финансовой политике. 5 июля 2015 г. греки проголосовали против (61,31%) принятия плана дополнительных мер жёсткой экономии, представленного "Тройкой кредиторов" в лице МВФ, Европейской комиссии и ЕЦБ (за - 38,69%) [Д^цоулфтца, 2015]. Однако данный референдум в Греции обычно называют "несчастным", поскольку премьер-министр Алексис Ципрас, инициировавший его в целях своей победы на внеочередных парламентских выборах в сентябре 2015 г., попросту проигнорировал общенародное решение, добившись тем самым от международных кредиторов очередного транша помощи своей стране.
Что касается реакции официальных Афин на британский референдум и решение о брекзите, то она была, во-первых, достаточно предсказуемой и, во-вторых, объединившей противоположные воззрения разрозненных сторонников различных партий и движений по внутренней ситуации в Греции, по сути, в единую общегреческую позицию о будущем Евросоюза.
Лидеры ведущих политических партий Греции и греческие чиновники различных уровней солидарно выразили поддержку не только самой демократической процедуре, но и рядовым британцам, большинство которых пожелало по тем или иным причинам выйти из состава ЕС.
Однако, по мнению греческой элиты у британцев было два способа разрешения сложившейся ситуации, и ни к одному из них они на самом деле не были готовы, поскольку любой возможный исход не устроил бы другую половину голосующих -тех, кто высказал противоположное мнение.
Так, греческий премьер Алексис Ципрас, лидер правящей партии "Коалиция леворадикальных сил" (СИРИЗА), в итоге оказался "удивлён сложившейся ситуацией в Великобритании" [Bapßixm®x"n Е., 2016b], назвав итоги референдума "шоком исторических масштабов" [Bapßixm®x"n Е., 2016а]. Тем не менее, по мнению Ципраса, оставшиеся государства-члены ЕС должны уважать мнение британцев и не возлагать на них какую-либо вину, обвиняя в текущем или будущем его ослаблении.
Вместе с тем, согласно Ципрасу, у европейцев появилась уникальная возможность пересмотреть не только современную организацию наднациональных институтов, существующие механизмы реализации общей политики, соотношение национальных и общеевропейских структур, но и всерьёз подумать о работе над ошибками, допущенными за последнее время, ради совместного процветания всего интеграционного объединения в будущем. Следовательно, в этом контексте, считает греческий премьер, брекзит не следует воспринимать как начало конца общего ев-
Современная Европа, 2017, №6
ропейского проекта, а наоборот, его необходимо признать как своего рода "сигнал для пробуждения" [Harris M., 2016c] всей Европы. Ведь, согласно Ципрасу, уже давно назрела острейшая потребность в изменении сложившейся ситуации, когда "границы остаются открытыми для политики жёсткой экономии, но остаются закрытыми для людей" [Harris M., 2016a], а также налицо давно "предсказуемый кризис из-за дефицита демократии, отсутствия социальной сплочённости и солидарности" [Harris M., 2016c]. Решение британцев о выходе из Евросоюза, по мнению Ципраса, может стать "последним актом в сложившейся драме кризисов", за которые ответственность действительно необходимо возложить на тех европейских лидеров, кто "создал союз разных скоростей и наказывает якобы недисциплинированных за нарушение принятых правил, когда следует одинаково распределять обязанности" [Avxraviou Д., 2016].
Ципрас напомнил, что, поскольку пространство единой Европы создавалось отцами-основателями для обычных европейцев, а не в угоду еврочиновникам, то для возврата к истинным целям интеграции необходимо найти смелость для принятия кардинальных решений, чтобы сделать её в итоге более привлекательной для рядовых граждан.
Другие представители греческого истеблишмента, принадлежащие к СИРИЗА или близкие к ней, высказались в подобном духе. Так, например, министр финансов Греции Эвклид Цакалотос подчеркнул, что хотя брекзит и "создаёт неопределённость для европейской экономики" и прогнозируемый в ближайшем будущем естественный спад национальных и общеевропейской экономик, тем не менее, благодаря случившемуся появилась уникальная историческая "возможность открытия широкой дискуссии о центробежных силах" [Тоака^юхос;: То Brexit S^ioupyei аРеРашх^хес;, 2016]. Кроме того, он солидарен с мнением Ципраса, что в назревшем вопросе о большей или меньшей Европе ответ заключается в необходимости поиска "лучшей и более демократичной Европы" [Harris M., 2016b]. По мнению Цака-лотоса, пора разрешить сложившуюся пагубную ситуацию, когда слабые государства-члены ЕС испытывают колоссальное давление со стороны более сильных или вынуждены вольно или невольно подчиняться им.
О необходимости проведения обязательных "дискуссий о будущем Европейского союза в целях укрепления его социальных функций и демократизации европейских структур" говорил и греческий министр иностранных дел Никое Коциас [Ог Bpsxavoi улфтау Brexit - PaySaiec; е^еМ^ец ое Bpsxavia кш ЕЕ. А^ауп х^с; PpexaviK^c; щео1ас; xov ОкхюРрш, 2016]. С точки зрения Коциаса, это необходимо для нормального функционирования ЕС и его привлекательности в глазах рядовых европейцев. Вместе с тем он выразил обеспокоенность сложившимися тенденциями фрагментации в Европе, когда чувствуется значительный недостаток взаимной солидарности и вновь возникают различные барьеры и границы. По мнению Коциаса, итоги британского референдума 2016 г. свидетельствуют о явном возрождении национализма, когда отдельное государство внутри ЕС по тем или иным причинам не хочет поступаться своим суверенитетом во благо общих ценностей или взаимной выгоды, требуя для себя особых или дополнительных преференций. Пример Великобритании может оказаться опасным, поскольку любая страна-участница Евросоюза может потребовать от Брюсселя пересмотра условий своего членства или каких-либо особых привилегий, угрожая ещё больше ослабить союз перспективой возможного выхода.
Со своей стороны лидер правящей оппозиции, глава партии "Новая демократия" Кириакос Мицотакис заявил, фактически вторя своему главному политическому оппоненту, что Евросоюз после британского референдума "должен заняться искренней и храброй самокритикой". Согласно Мицотакису, эпоха кардинальных реформ в союзе давным-давно назрела. Оздоровление Евросоюза, его структур и механизмов необходимо для того, чтобы обновлённый после выхода Великобритании "европейский проект продолжал вдохновлять людей и стимулировал их веру в полезность Союза" [М^хоохак^с; уга Вгехй: Еууюхю каг аихооиукрах^о^,
2016].
К мнению Мицотакиса де-факто присоединилась и председатель другой оппозиционной партии "Всегреческое социалистическое движение" (ПАСОК) Фофи Гениммата, которая отметила, что вопреки тому, что одна "битва была потеряна, война не должна быть проиграна". С точки зрения социалистов, невзирая на скорый выход Великобритании, Евросоюз как крупнейшее интеграционное объединение современности обязательно устоит, поскольку "европейское строительство, наш общий дом, продолжает оставаться единственной надежной перспективой для всех нас". Однако главное отличие взглядов ПАСОК от других политических движений Греции заключается в том, что в ходе неизбежной реконструкции общего дома ведущая роль должна принадлежать именно социалистам, которые одни и могут "гарантировать новый путь для Европы и её будущего" [Фюф^ Геуулцаха: О к. Тошрас; уа е^лулсег угах! Рга^ехаг кш о к. М^хоохак^с; угах! еляцеуег охо шерРо^гко цлоуоус;; 2016]. Естественно, подобные взгляды не вызывают даже отдалённого чувства уверенности или правдивости, ибо, строго говоря, к тому плачевному состоянию, которое на данный момент наблюдается в Греции, привела именно многолетняя политика социалистической партии, потерявшей значительную часть греческих избирателей, активно её поддерживавших в течение длительного времени.
С позицией ПАСОК относительно ведущей роли социалистов согласен также и лидер социал-либеральной партии "Река" (Потами) Ставрос Теодоракис. Однако основное отличие его взгляда от мнений других политических лидеров заключается в том, что после британского референдума Евросоюз фактически "совершил самоубийство" [Н е^^^угк^ ло^гак^ щео!а уга хо Ррехаугко б^цо^^цюца, 2016: 9].
Следовательно, с одной стороны, официальные Афины публично поддерживают британцев, высказавшихся за выход из состава ЕС, и убеждены в появлении уникальной возможности для обсуждения дальнейшей судьбы единой Европы, когда ещё можно исправить ошибки. С другой стороны, греческий истеблишмент серьёзно обеспокоен возможным эффектом домино, когда вслед за Великобританией из Евросоюза могут начать выходить другие недовольные государства-члены, или в очередной раз возникнут разговоры об исключении наиболее слабых участников (в первую очередь, считай, Греции) в целях усиления оставшихся.
Экспертное мнение
В греческом экспертном сообществе представлены различные сценарии, каким образом выход Великобритании из состава Европейского Союза может повлиять на Грецию и прежде всего на её экономику. В общей сложности эксперты сходятся в том, что косвенно могут быть затронуты три основные сферы общественной жизни.
I. Экономика: неизбежная девальвация британской национальной валюты (фунта стерлингов) негативно отразится на греческой недвижимости, показателях греческого экспорта и туризма, а также на доходах многих семей, члены которых обучаются или живут в Великобритании.
Общие показатели экспорта-импорта Греции и Великобритании упадут, хотя в настоящее время они невелики по сравнению с показателями других государств-членов ЕС [Pogkas D., 2017]. Тем не менее, по прогнозам греческого министра экономики и развития Димитриоса Пападимитриу, в течение первых двух лет брекзит может стоить Греции от 0,3% до 1% греческого ВВП [Пала8^ц^хр!ои Д., 2017].
Недвижимость. По данным Algean Property, в настоящее время в Греции проживает более 100 тысяч иностранцев, в основном из Европы, США и Австралии, что составляет около 60% от общего числа иностранных граждан. Неизбежное ослабление британского фунта будет сопровождаться снижением их интереса к греческому рынку недвижимости (жилой, развлекательной и гостиничной индустрии).
Сфера туризма. Великобритания в настоящее время занимает второе место на рынке греческого туризма после Германии. По оценкам Ассоциации греческих туристских организаций, в 2015 г. Грецию посетило 2,4 млн британских туристов (10% от общих въездных показателей), которые потратили в совокупности 2 млрд евро (или 14,3% от общего объёма поступлений) [E^^vikoc; Тоиртцос;, 2016: 9]. В среднесрочной и долгосрочной перспективе ожидается существенное снижение активности британцев на туристском рынке Греции.
Образование и трудоустройство. Начиная с 2011 г. более 400 тысяч молодых греков покинули страну с целью обучения или поиска работы за границей. В настоящее время из них 70 тысяч греков и 250 тысяч греков-киприотов постоянно проживают в Великобритании [Kolasa-Sikiaridi K., 2017b]. Для пребывания и обучения Альбион является среди греков самой популярной страной из-за наличия общего гражданства ЕС и достаточно высокого уровня разговорного английского языка среди греко-говорящих, что обеспечивает последним более легкий доступ к образованию и работе. Особенно это касается образования, где греки имеют право на скидки, доступные для всех граждан Евросоюза.
Следовательно, если Великобритания выйдет из ЕС, тысячи греческих студентов потеряют свои скидки, им понадобится виза для обучения и т.д. Более того, греческие работники потеряют выгоды, получаемые от пребывания в Евросоюзе. Эти обстоятельства могут побудить значительное количество греков вернуться на родину или существенно увеличить их расходы на проживание, которые молодым грекам в основном покрывают их семьи.
Фармакология. Афины планируют в обозримом будущем перенести из Лондона штаб-квартиру Европейского агентства по лекарственным средствам (ЕАЛС) на территорию Греции [О ЕФЕЕ отлр^ег то aix^^a т^с; E^aSac; yia x^v sSpa тои Еирюлшкои Opyavio^ou Фарцакюу, 2017]. ЕАЛС несёт главную ответственность за охрану и укрепление общественного здоровья и здоровья животных, даёт оценку применения лекарственных средств в фармакологической и ветеринарной сферах. Наряду с этим агентство ответственно за научные оценки заявок на выдачу разрешений о торговле на европейском фармацевтическом рынке, а также играет важ-
ную роль в стимулировании инноваций и научных исследований в фармацевтической промышленности. Перенос штаб-квартиры ЕАЛС на территорию Греции, по мнению её властей, будет способствовать укреплению греческой экономики, занятости на местном уровне, росту туризма, привлечению медицинских работников вместе с семьями и как результат разрешению существующей острейшей проблемы "утечки мозгов", ставшей поистине национальным бедствием Греции.
II. Политика. Выход Великобритании может стать примером для выхода какой-либо другой страны из ЕС и оказать непосредственное влияние на еврозону.
Так, по предположениям ряда авторитетных греческих экспертов, если будет реализован положительный сценарий выхода, и Великобритания продолжит привлекать инвестиции, создавать рабочие места и показывать рост своей экономики после естественного короткого периода спада и корректировки, то может вновь открыться дискуссия о возможном выходе других государств-членов с сильной экономикой (например, Италии или даже Франции).
В свою очередь, это может повлиять на появление очередных спекуляций о возможном грекзите, который в этом случае может стать вероятным сценарием по двум причинам: во-первых, Греция уже фактически исчерпала все свои ресурсы за восемь лет жёстких мер и всякого рода экономии, и, во-вторых, греки уже сегодня рассматривают грекзит как потенциальное решение современного миграционного кризиса и проблемы беженцев. В таком случае политикам Греции и еврозоны придётся пересмотреть существующие политические, экономические и миграционные соглашения, включая уже принятые и довольно успешно реализуемые программы спасения, договоренности по проблемам задолженности и проч.
Серьёзные проблемы для еврозоны и ЕС в ближайшее время или вероятность грекзита в отдалённой перспективе пророчат, например, и аналитики МВФ, которые в своём докладе в феврале 2017 г. подчеркнули, что основные экономические показатели Греции находятся на стадии исторического минимума. Так, по их самым приблизительным и оптимистическим прогнозам, к 2040 г. реальный ВВП Греции на душу населения может составить около 55% от уровня еврозоны [IMF Country Report, 2017: 34], а к 2060 г. уровень госдолга - 275% от уровня ВВП [IMF Country Report, 2017: 52-53].
Напротив, по мнению других греческих экспертов, если за брекзитом последует самый негативный сценарий с наибольшими экономическими, социальными и политическими проблемами для Великобритании, тогда евроскептицизм в Греции в значительной степени исчезнет.
III. Общество. Во-первых, греки потеряют одну из своих самых популярных альтернатив для работы и проживания. Так, например, в настоящее время греческие медицинские работники составляют 36% от общего количества докторов-иностранцев, работающих в Великобритании (или около 4 тысяч специалистов) [Chrysopoulos Ph., 2016].
Во-вторых, многие греческие студенты и служащие в Великобритании будут вынуждены вернуться на родину. Другие англоговорящие страны (например, США, Канада или Австралия) являются для них менее привлекательными, поскольку они находятся дальше, а стоимость проживания и образовательных услуг там (особенно в США) существенно выше.
Соответственно после реализации брекзита значительное количество греков за границей будет вынуждено вернуться к пособиям по безработице и уехать обратно в Грецию. Тем самым страна может вновь оказаться перед очередной волной "мигрантов" - на этот раз возвращающихся на родину греческих граждан.
Как бы там ни было, исходя из предположений греческого экспертного сообщества, даже если выход Великобритании из Евросоюза пройдёт по наиболее безболезненному сценарию, ослабленная уже сейчас различными мерами экономии, дефицитным бюджетом, колоссальным размером государственного долга Греция пострадает ещё больше, вплоть до выхода из состава Евросоюза. И в данном случае, обобщая ход мыслей официальных лиц и экспертов в Афинах, можно согласиться с Фаносом Докосом, подчеркнувшим, что "Европейскому Союзу было бы легче бороться с таким проблемным государством-членом, как Великобритания, внутри своих институтов, чем за их пределами" [Dokos Th., 2016: 18].
Впечатления рядовых граждан
Что касается мнения греческих граждан, проживающих в самой Греции, то 65% опрошенных считает, что предстоящий выход Великобритании однозначно нанесёт непоправимый вред Евросоюзу как интеграционному объединению (14% так не думает) [Stokes В., 2016: 11]. Однако следует отметить, что наряду с этим 94% греков недовольны общей миграционной политикой (за - 5%) и 92% - общей экономической политикой ЕС (за - 6%) [Stokes В., 2016: 6], выражая, по сути, солидарность с британцами и видя в вероятном отдалённом грекзите решение внутринациональных проблем.
Мнения греков, проживающих в Великобритании, определённо негативны и выражают общую растерянность. Так, например, Катерина Афанасопулу, художница, живущая в Лондоне уже 16 лет, отметила, что день референдума стал "первым днем, когда она почувствовала себя чужой в Великобритании" [rrnwapou Л., 2016]. По её словам, многие живущие в Великобритании греки, несмотря на предстоящие значительные расходы, теперь думают о переезде в Шотландию, Канаду или США. В свою очередь, Афина Карацоянни, старший преподаватель кафедры массовой информации и коммуникации Университета Лестера, проживающая в Великобритании с 1996 г., отметила, что она не только не знает, на каком основании теперь сможет легально остаться в стране и сколько времени может занять получение соответствующих документов, но и на каких условиях теперь будут работать существующие сегодня исследовательские центры и программы. По её мнению, "для научного сообщества была чёрная пятница. В стране абсорбируется 19% европейских исследовательских программ" [Tiawapou А., 2016].
Тем не менее по представлениям простых греческих граждан один положительный результат от выхода Великобритании из состава Евросоюза всё же существует: возможное положительное решение в долгосрочном противостоянии Афин и Лондона по поводу возвращения на историческую родину т.н. "мраморов Парфенона", или "мраморов лорда Элгина". Напомним, что бесценные сокровища эпохи Античности были тайно вывезены англичанами с территории Греции ещё 200 лет назад и в настоящее время находятся в сокровищнице Британского музея. При этом последние опросы общественного мнения, проводимые в Великобритании с завидной
регулярностью, показывают, что уже 69% британцев выступают за возвращение украденных сокровищ (против - 13%) [Kolasa-Sikiaridi K., 2017a]. Следовательно, с точки зрения греков, возвращение мраморов Парфенона может стать логичной составляющей в общей процедуре брекзита.
* * *
Таким образом, состоявшийся в июне 2016 г. референдум по выходу Великобритании из состава Евросоюза оказался шоком для народа, экспертного сообщества и правительства Греции. По стране прокатилась волна опасений того, что от брекзита пострадают не только общеевропейская и национальная экономики, но и действительно станет возможен сценарий грекзита, когда греческое государство, потрясаемое в течение последних лет глубочайшим внутренним кризисом и жёсткими мерами экономии, может стать следующим и, по сути, невольным кандидатом на выход из Евросоюза.
Как бы там ни было, сегодня греческое общество поставлено перед необходимостью пристального наблюдения, по какому из возможных сценариев пойдёт в итоге британское руководство, в соответствии с которым уже будет в дальнейшем оценивать свои перспективы на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Список литературы
Ананьева Е.В., Бударгнн A.B. (2016а). Референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе: ход, итоги и последствия. Ч. I. М.: Институт Европы РАН. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/330.pdf
Ананьева Е.В., Бударгин A.B. (2016b). Референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе: ход, итоги и последствия. Ч. II. М.: Институт Европы РАН. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/331.pdf
Ананьева Е.В., Каневский П.С. (2016c). Брекзит-1 и брекзит-2: Британия и США меняют парадигму? М.: Институт Европы РАН. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/334.pdf
Бабынина Л.О. (2016). Значение Brexit для Европейского Союза // Современная Европа. №4. С. 21
- 33.
Байков A.A., Дымова Л.А. (2017). Выход Великобритании из ЕС и устойчивость европейской региональной структуры // Современная Европа. №3. С. 37 - 46.
Бажан А.И. (2017). Экономические аспекты брекзита. М.: Институт Европы РАН. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/345.pdf
Громыко Ал.А., Фёдоров В.П. (2017). Европа XXI века. Новые вызовы и риски. М., СПб.: Нестор-История. С. 123 - 131.
Худолей К.К., Еремина Н.В. (2017). Брекзит: новый "старый" выбор Великобритании // Современная Европа. №3. С. 28 - 36.
References
Ananieva E.V., Budargin A.V. (eds.) (2016a). Referendum o chlenstve Velikobritanii v Evrosoyuze: hod, itogi i posledstviya. Ch. I. M.: IE RAN [The UK EU Membership Referendum. Campaign, Results and Implementations. Part I]. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/330.pdf
Ananieva E.V., Budargin A.V. (eds.) (2016b). Referendum o chlenstve Velikobritanii v Evrosoyuze: hod, itogi i posledstviya. Ch. II. M.: IE RAN [The UK EU Membership Referendum. Campaign, Results and Implementations. Part II]. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/331.pdf
Ananieva E.V., Kanevsky P.S. (2016c). Brekzit-1 I Brekzit-2: Britaniya i SSHA menyayut paradigmu? M.: IE RAN [Brexit-1 and Brexit-2: The UK and the US Changing the Paradigm?] URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/334.pdf
Babynina L. (2016). Znachenie Brekzit dlya Evropeiskogo soyaza [The Meaning of Brexit for the EU] // SovremennayaEvropa (Contemporary Europe). #4. Pp. 21 - 33.
Bazhan A.I. (2017). Ekonomicheskie aspekty Brekzita. M.: IE RAN [Brexit Economic Aspects]. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/345.pdf
Baykov A. A., Dymova N.V. (2017). Vykhod Velikobritanii iz ES i ustoichvost' evropeiskoy region-al'noi structury [Great Britain's Withdrawal from the EU and the Prospects of European Regional Structure Stability] // Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. #3. Pp. 37 - 46.
Chrysopoulos Ph. (2016). Over 3,700 Greek Doctors Working in UK Might Lose Jobs After Brexit. URL: http://greece.greekreporter.com/2016/10/10/over-3700-greek-doctors-working-in-uk-might-lose-jobs-after-brexit/
Dokos Th. (2016). Greece: Watching from the Sidelines // The World Today. April - May 2016. P. 18. URL: https://www.chathamhouse.org/system/files/publications/twt/Europe%20-%20Netherlands%2C%20Hungary%2C%20Greece.pdf
Gromyko Al.A., Fyodorov V.P. (eds.). (2017). Evropa v XXI veke. Novye vyzovy i riski [Europe in the XXI Century. New Challenges and Risks]. M., S.-P.: Nestor-Istoriya. Pp. 123 - 131.
Harris M. (2016a). Tsipras Says Brexit is a Wake-Up Call For EU Leaders. URL: http://greece.greekreporter.com/2016/06/25/tsipras-says-brexit-is-a-wake-up-call-for-eu-leaders/
Harris M. (2016b). Tsakalotos Says There's No Grexit Fear After Brexit. URL: http://greece.greekreporter.com/2016/06/26/tsakalotos-says-theres-no-grexit-fear-after-brexit/
Harris M. (2016c). Greek PM Tsipras: Brexit Is a 'Wake-Up Call' in the Absence of Solidarity. URL: http://greece.greekreporter.com/2016/06/28/greek-pm-tsipras-brexit-is-a-wake-up-call-in-the-absence-of-solidarity/
IMF Country Report No17/40 (2017). Greece: 2017 Article IV Consultation-Press Release; Staff Report; and Statement by the Executive Director for Greece. Selected Issues. URL: http://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2017/02/07/Greece-2017-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-44630
Juncker J.-C. (2017). White Paper on the Future Europe. Reflections and Scenarios for the EU-27 by 2025. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-
political/files/white_paper_on_the_future_of_europe_en.pdf
Khudoley K.K., Eremina N.V. (2017). Brekzit: novyi "staryi" vybor Belikobritanii [Brexit: A New-Old Choice of Great Britain] // Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. #3. Pp. 28 - 36.
Kolasa-Sikiaridi K. (2017a). Will the Parthenon Marbles Be Returned as Part of Brexit? URL: http://greece.greekreporter.com/2017/04/05/will-the-parthenon-marbles-be-returned-as-part-of-brexit/
Kolasa-Sikiaridi K. (2017b). Katrougalos: Protecting the Rights of UK-Based Greeks After Brexit Is a Priority for Athens. URL: http://greece.greekreporter.com/2017/04/12/katrougalos-protecting-the-rights-of-uk-based-greeks-after-brexit-is-a-priority-for-athens/
Official Result of the EU Referendum Is Declared by Electoral Commission in Manchester (2016). URL: http://www.electoralcommission.org.uk/i-am-a/journalist/electoral-commission-media-centre/news-releases-referendums/official-result-of-the-eu-referendum-is-declared-by-electoral-commission-in-manchester
Pogkas D. (2017). Trade after Brexit: How Greece and the EU Will Be Affected. URL: http://www.macropolis.gr/?i=portal.en.the-agora.5102
Stokes B. (2016). Euroskepticism Beyond Brexit. Significant Opposition in Key European Countries to an Ever Closer EU. URL: http://www.pewglobal.org/files/2016/06/Pew-Research-Center-Brexit-Report-FINAL-June-7-2016.pdf
Avxfflviov A. (2016). Tainpa^: Ank^ avaXoyiK^ Kai Sucaifflp,a y^ipov axa 17 [Antoniou D. Tsipras: Simple Proportional and Right to Vote at 17]. URL: http://www.kathimerini.gr/865003/article/epikairothta/ poli-tikh/tsipras-aplh-analogikh-kai-dikaiwma-yhfoy-sta-17
BapPiTGifflTq E. (2016a). Tainpa^: "Eok laxopiKfflv Siaaraasfflv -q smKpdx^CTq tow Brexit" [Barbitsioti E. Tsipras: "Shock of Historical Dimensions of Brexit"]. URL:
http://www.kathimerini.gr/865407/article/epikairothta/politikh/tsipras-sok-istorikwn-diastasewn-h-epikrathsh-toy-brexit
BapPiTGifflTri E. (2016b). H CTuyidvr|GT|, to "aaTsio" Tampa, r| svoxA,r|GT| riouvicsp [Barbitsioti E. Emotion, the "Funny" Tsipras, the Annoying Juncker]. URL: http://www.kathimerini.gr/865626/article/epikairothta/politikh/h-sygkinhsh-to-asteio-tsipra-h-enoxlhsh-gioynker
riawapou A. (2016). ApsPaioTqxa yia toui; EAI^vsi; arq Bpsxavia [Giannarou L. Uncertainty for Greeks in Britain]. URL: http://www.kathimerini.gr/865143/article/epikairothta/ellada/avevaiothta-gia-toys-ellhnes-sth-vretania
A-qp,oyq<piap,a (2015). IouXioi; 2015 [Referendum (2015). July 2015]. URL: http://ekloges.ypes.gr
EAI^vikoi; Toupiap,6(; (2016). E^sXi^si^ - npoomucsi;. Ts^xo^ 1 (IouXioi;). [Greek Tourism. Developments - Prospects. Vol. 1 (July)]. URL: http://sete.gr/media/5444/periodiki-meleti-ellinikos-tourismos_teyhos-1.pdf
H sXA^vucq noXixiK^ -qyeaia yia to PpsxaviKO S-qp,oyqp,iap,a (2016) // E9vik6^ K-qpu^. Top,. 102. Ap. 33444. X. 9 [The Greek Political Leadership for the British Referendum // National Herald. Vol.102. #33444. P. 9].
M^TGOT&Kqi; yia Brexit: S/uvigtm yu%paipia Kai amoCTuyKpaTqCTq (2016) [Mitsotakis about Brexit: I Recommend Calm and Restraint]. URL: http://www.lifo.gr/now/politics/105388
0 SOEE GTqpi^si to airqpa xr[q EXkaSaq yia tt|v sSpa tou EvpfflnaiKou Opyaviapou OappaKfflv (2017). [SFEE Supports the Greece's Request for the Headquarter of the European Medicines Agency]. URL: http://www.newsbomb.gr/ygeia/farmako/story/785178/o-sfee-stirizei-to-aitima-tis-elladas-gia-tin-edra-toy-eyropaikoy-organismoy-farmakon#ixzz4f4nDqgwD
01 Bpsxavoi y^<piaav Brexit - PaySais^ s^sXi^si^ as Bpsxavia Kai EE. AAlayq Tqi; PpsxaviK^i; ^ysaia^ tov OKTfflPpio (2016). [The British Voted for Brexit - Rapid Developments in Britain and the EU. Change in the British Leadership in October]. URL: http://www.tovima.gr/world/article/?aid=809794
nanaS-qp^xpiou A. (2017). A. nanaS-qp^xpiou "0a •unap^ouv apvqTiKa; emmaaeiq GTqv sAI^vik^ oucovopia Xoyffl Brexit" [Papadimitriou D. D. Papadimitriou "Brexit Will Have a Negative Impact on the Greek Economy"]. URL: http://www.kathimerini.gr/903838/article/epikairothta/politikh/d-papadhmhtrioy-8a-ypar3oyn-arnhtikes-epiptwseis-sthn-ellhnikh-oikonomia-logw-brexit
TaaKaXfflTo^: To Brexit S-qpioupysi aPsPaiox^Ts^ (2016). [Tsakalatos: The Brexit Creates Uncertainties]. URL: http://www.kathimerini.gr/865179/article/epikairothta/politikh/tsakalwtos-to-brexit-dhmioyrgei-avevaiothtes
Offlip-q rsvvqpaTa: O k. Tainpa^ va s^yqasi yiaxi Pia^sxai Kai o k. M^TaoxaK^^ yiaxi smpsvsi gto •unspPoXiKo pnovoui;; (2016). [Fofi Gennimata: Mr. Tsipras Should Explain Why He Is in a Hurry Up, and Mr. Mitsotakis Should Explain Why He Insist on the Extra Bonus?]. URL: http://www.pasok.gr/<pffl<p-q-yswqp,aTd-o-K-Tain;pa(;-va-s^yr|Gsi/
BREXIT THROUGH THE EYES OF THE GREEKS
Author: Vlasova K., Candidate of Science (History), Senior Research Fellow at the Department of the Black Sea and Mediterranean Studies, Institute of Europe RAS. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow 125009; Associate Professor at the Vyatka State University. Address: 111, Lenina str., Kirov 610002. Email: vlasovaksen@gmail.com
Abstract. The article examines the British referendum in 2016 through the prism of perception of another member state of the European Union - Greece. Based on the materials of the official Greek press and statements of politicians of various levels the author also analyzes the position of the main Greek party leaders, politicians and the opinion of Greek citizens about the current situation in the UK and the further EU development. The historical decision of the British to withdrawal from the EU echoed strongly in Greece. Different categories of its population expressed solidarity with the results of the referendum. At the same time the fears spread about the possibility of the imminent decline of the national and the EU economies, as well as the inevitable weakening of the European integration process and the reduction of the political weight of the united Europe. However, after Brexit the worst-case scenario for Greece would be Grexit - exit of Greece from the European Union. These fears have certain ground because Greece is considered the weakest EU member. Some EU countries sooner or later might wish to get rid of the most problematic country.
Key words: Greece, Brexit, Grexit, EU referendum, European Union.