1. Морган Г. Имидж организации: восемь моделей организационного развития; [пер. с англ.; под ред. Н. Лапиной]. М., 2006.
2. Колинз Дж., Поррас Дж. Построенные навечно. Успех кампаний, обладающих видением. СПб., 2005.
3. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. М., 2006.
Поступила в редакцию 9.01.2007 г.
КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ САМОПОЗНАНИЯ
С.В. Полтавский
Poltavsky S.V. Middle life crisis as an object of self-knowledge. The article throws light on the contemporary approaches to the definition of “life crisis”. The author examines crisis periods on the example of middle age, explains the reasons of middle life crisis, picks out the components of crisis state and reveals the peculiarities of the process.
Развитие человека как индивида, личности, субъекта деятельности продолжается в течение всей жизни. Однако характер развития в разных периодах жизненного пути различен. Поэтому разработка единой периодизации психического развития человека, которая бы учитывала закономерности онтогенетического развития и развития личности и субъекта в процессе жизненного пути, а также изменение взаимовлияния этих факторов с возрастом являются довольно сложной проблемой.
В современных подходах отмечается единодушие в том, что развитие и связанные с ним психофизиологические, личностные и социально-ролевые перестройки происходят на протяжении всей жизни и наиболее интенсивно в критические, кризисные или переходные периоды. А.Н. Леонтьев одним из первых предложил разделить «кризис» и «критический период», где последний понимается им как неизбежный переход с одной стадии развития на другую, связанный с качественными изменениями в развитии, а «кризис» трактуется как негативное явление, свидетельство несовершившегося своевременного перехода [1].
Критический период - это неизбежный нормативный период перестройки функциональных структур и системы отношений личности. Понятие кризиса, помимо сдвигов в развитии и функциональной перестройки в личности, предполагает наличие определен-
ных отрицательных, аффективных состояний и дезорганизации поведения. Понятие «перехода», существующее в западных концепциях, предполагает, что развитие человека характеризуется последовательностью важных ожидаемых событий, которые можно предвидеть и в отношении которых можно сделать планы. «Переход» также предполагает определенную психологическую перестройку личности в ходе жизни и означает критический период в процессе жизненного пути. Ш. Бюлер рассматривает жизненный путь как эволюцию внутреннего мира личности, основной потребностью которого есть потребность в самоосуществлении и самовыражении. Эта потребность, принимающая формы конкретных притязаний и мотивов, проявляется в определенной организации жизни. По Бюлер, течение жизни, выступающее в виде биографических событий, обстоятельств, достижений в продуктивной деятельности, оказывается подчиненным закону развития потребности в самоосуществ-лении. Организуя свою жизнь, человек может достигнуть своей главной цели-самореализации. И можно достичь самореализации, прежде всего, через самопознание.
Н.А. Логинова подчеркивает, что проблема жизненного пути является составной частью учения о личности и рассматривает ее самоопределение и самореализацию через роль и участие индивидуальности в процессе жизненного пути [2]. Она пишет, что в замк-
нутой системе протекает внутренняя жизнь, основной единицей которой является переживание. В эмоционально окрашенных образах пережитое сохраняется в памяти и служит материалом для осмысления в процессе выработки жизненной философии (включая ценностные ориентации), жизненных планов и целей, определяющих конкретные поступки, тактику и стратегию общественного поведения человека. Самоопределение на жизненном пути включает также работу воображения. Мечты наряду с целями задают направление хода жизни. Таким образом, внутренняя жизнь составляет картину внешней жизни, а индивидуальность, продукт развития, сама становится фактором дальнейшего хода жизни. В.П. Иванов считает, что жизнь человека не исчерпывается фактами и событиями автобиографии. Он отмечает, что за этой внешней цепью событий всегда стоит интимно-внутренний план, который осознается как саморазвитие личного «Я» [3].
Феномен самопознания с дальнейшей самореализацией присущ человеку во всех сферах жизнедеятельности. Взаимосвязь реа-лизованности и удовлетворенности/неудовлетворенности приводит к мысли о том, что последнее имеет регуляторный смысл. Ю.И. Филимоненко считает, что снижение удовлетворенности в ряду других индикаторов, таких как чувство устойчивого невезения, утомительность дел и достижений, субъективные условия, благоприятные для отказа от деятельности, которая осознается как «не своя». Функции удовлетворенности заключаются в усилении активности в личностном обосновании и санкционировании регулярного волевого, умственного и нервного напряжения, ради достижения осознанных и субъективно-притягательных целей [4].
Л.В. Куликов предположил использовать вместо термина «удовлетворенность жизнью» термин - «субъективное благополучие», подчеркнув более конструктивно его значения с психологической точки зрения [5]. Автор отмечает, что на переживания благополучия/неблагополучия влияют различные стороны бытия человека, поэтому благополучие личности складывается из ряда составляющих: социальное, духовное, физическое, материальное и психологическое благополучие. Основополагающим, по мнению
автора статьи, является духовное благополучие. Жизненный путь личности можно рассматривать двояко: объективно с точки зрения событийной организации жизни и биографии человека и субъективно-индивидуальное преломление/восприятие собственной жизни в сознании человека. Объективное изучение жизненного пути базируется на анализе события как основной единицы жизни человека. Событийно-биографический подход берет начало в работах Ш. Бюлера,
С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева.
Н. А. Логинова говорит о событии как о водоразделе между соседними фазами, который ведет к изменению образа жизни и субъективного состояния человека [2]. Она выделяет три основных вида событий.
Первое - событие среды: объективные изменения в среде, которые могут нарушить планы человека, изменить образ его жизни. Второе - событие поведения человека в окружающей среде, т. е. поступки. Поступок -единица поведения личности, в нем выражается какое-то ее отношение. Третье - события внутренней жизни: впечатления от самых разных явлений действительности, которые порождают переживания экзистенциональ-ного характера и кладут начало духовной работе внутреннего мира по переосмыслению жизненных ценностей, составляя духовную биографию.
Говоря о развитии личности, Б.Г. Леонтьев писал, что оно проходит через фазы и «генетические переходы» между ними, которые могут влиять как дискретные величины, имеющие то или иное значение для всего жизненного цикла (критические точки развития) [6]. Сходное понимание демонстрирует Ф.Е. Василюк, говоря о кризисе как о «разрыве жизни», подчеркивая дискретность момента, нарушающего целостность жизнедеятельности [7].
Рассмотрим понятие кризиса более детально. Понятие кризиса происходит от греч. слова «krisis» - решение, поворотный пункт, исход, суд, т. е. имеется в виду резкий, крутой перелом в течение какого-либо процесса, меняющий его форму, направление, а также точка выбора, перечеркивающая что-то в прошлом. Распространено понимание кризиса как точки болезненного перехода, как момента, после которого «организм либо выздоравливает, либо гибнет». «Ощущение
кризиса возникает на основе сравнения с тем, что было ранее или чаще с тем, что должно быть, т. е. с некоторым нормативным представлением о жизни. Чтобы ощущать кризис, необходимо до этого ощущать некую «нормальность» [8; 9]. По мнению И.С. Кона, слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности. Понимание кризиса как состояния, порождаемого вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую он не может разрешить в короткое время и привычным способом имплицитно присутствует во всех выделяемых типах кризисов [10]. Лисбет Ф. Брюдаль основывается на определении кризиса, данного китайскими учеными, - «полный опасности шанс» [10; 11]. Исходя из этого, кризис рассматривается как процесс, имеющий две стороны: опасность для личного роста и потенциал личностного роста.
А.Г. Амбрумова рассматривает психологический кризис как следствие конфликтов и утрат в высокозначимой для личности сфере, приводящего к социально-психологической дезадаптации [12]. События, имеющие переломное значение для психологической целостности человека, вызывают дисбаланс конструктивных и разрушительных тенденций и форм психической деятельности. А.Г. Амб-румова считает, что существует личностная предрасположенность к формированию кризисных реакций, которая зависит от устойчивости адаптации и глубины социализации личности. Она рассматривает кризис как реакцию дезадаптации, возникающую в ответ на переломные события в высокозначимой для личности сфере, подчеркивает негативный, разрушительный аспект этой реакции.
Ф.Е. Василюк выделяет четыре основных понятия, которые в современной психологии описывают критические жизненные ситуации - стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Он указывает на то, что ясных отношений между ними до сих пор не установлено. Ф.Е. Василюк оперирует понятием «категориальное поле». Так, категориальное поле, которое стоит за понятием стресса, он обозначает термином «витальность»; категориальное поле фрустрации задается понятием деятельности, фрустрация возникает когда трудность в реализации определенной целесооб-
разной деятельности становится непреодолимой. Категориальное поле конфликта возникает с появлением субъективно-неразрешимого противоречия мотивов или ценностей.
Анализируя понятие кризиса,
Ф.Е. Василюк рассматривает эмпирические события, предшествующие кризису, такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, изменение внешности, смена социальной обстановки, статуса и т. д. Он также приводит распространенную теоретическую мысль о том, что ситуация квалифицируется как кризисная, если она провоцирует потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и создает ситуацию невозможности не решить проблему, не уйти от нее. Исходя из этого, категориальным полем кризиса должна стать категория индивидуальной жизни, жизненный путь личности. Внутренней необходимостью жизни является реализация своего пути, своего жизненного замысла.
Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения, воля оказывается бессильной, (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла) возникает специфическое для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация -«кризис» [7]. Ф.Е. Василюк отмечает также, что понятие кризиса содержит не только патологические следствия, но и возможности роста и развития личности. Таким образом, в концепции Ф.Е. Василюка, кризис - один из видов критической жизненной ситуации с наиболее широким категориальным полем.
Стресс в психологии развития предполагает наличие не специфической реакции организма на ситуацию, которая требует его некоторой функциональной перестройки с соответствующей адаптацией. Как отмечает Л.В. Куликов, стрессовые сдвиги могут быть обнаружены во всех сферах психики. В эмоциональной сфере - чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной - восприятие угрозы, опасности, оценка ситуаций, как неопределенной. В поведенческой сфере - изменение активности, привычных темпов деятельности [13].
Общим для всех изменений является сдвиг интенсивности процессов в соответствующей сфере в сторону увеличения или уменьшения
[5; 13]. Ведущей психической характеристикой стресса является напряжение.
Фрустрация определяется как состояние, вызванное двумя моментами: наличие сильной мотивацией удовлетворить потребность и преграды, препятствующие этому достижению. В качестве преграды могут выступать как объективные трудности (нормы, законы, внезапные жизненные обстоятельства, болезни и т. д.), так и трудности субъективного характера (определенные личностные качества, интеллектуальные способности, страхи, предубеждения и т. д.). Состояние фрустрации имеет многие черты стресса, сопровождается различными отрицательными переживаниями, от вины и подавленности, до раздражения и гнева [5].
Дальнейшее усложнение критической жизненной ситуации предстает в понятии конфликта. В случае конфликта, так же как и при фрустрации, удовлетворение потребности блокировано, однако усложнение проявляется в том, что причины, порождающие конфликт, не являются очевидными и не предстают в качестве безусловной преграды в достижении цели. Здесь личность сама должна соизмерить мотивы и сделать между ними выбор.
Кризис жизни следует рассматривать как обострение социально-психологического
противоречия до границы определения резерва социальной адаптивной энергии. Конфликт - более острое эмоциональное переживание, кризис - более сложное переживание, переживание как деятельность. Кризис -вызывает кардинальные изменения в сознании и деятельности человека, непосредственно связан с процессом развития личности и оказывает определяющее влияние на становление индивида. Конфликт входит в процесс протекания кризиса, является его центральным этапом [14; 15]. Вместе с тем существует огромное количество конфликтов, не вызывающих кризис, не доходящих по уровню разрешаемых противоречий до кризиса. Конфликтная ситуация может провоцировать кризис, а кризис сопровождается конфликтами (внутриличностным, профессиональным, межличностным), но не исчерпывается ими. Таким образом, кризис всегда сопровождается стрессом, определенным образом содержит в себе фрустрацию, т. к. всегда связан с блокировкой части по-
требностей, и конфликт, т. к. существенный разрыв между реальным и желаемым всегда требует активизации ценностно-смысловой деятельности.
Г.В. Старшенбаум выделяет два компонента кризисного состояния: - аффективный -его содержанием является переживания эмоциональной изоляции, выражающейся в реакции тоски, тревоги, апатии, обиды, бессилия, стремление к покою и уединению;
- когнитивный - включает представление о собственной ненужности, несостоятельности, бесцельности и мучительности дальнейшей жизни; вывод о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия возможности [16].
Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко отмечают, что кризис неразрывно связан с появлением подытоживающего отношения к жизни, с рождением индивидуального образа себя в жизни, которое связано с отношением человека к временному фактору [9]. Осознание сорвавшегося замысла и невозможность его реализации сопровождается осуществлением субъективной остановки времени и резким ограничением жизненного пространства.
Жизненный кризис подвергает перестройке различные подструктуры человека [11; 17-22].
Таким образом, особенностью кризиса является то, что в результате его разрешения личность может перейти на качественно новый способ жизнедеятельности. То, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться в результате реакции преодоления во внутренний опыт, регулирующий дальнейшие принципы и программу жизнедеятельности.
По критерию результативности кризис может быть конструктивным и деструктивным. Общим признаком кризисов определяется критический уровень социально-психологического противоречия, приводящего к невозможности самореализации в самых значимых сторонах жизни.
Можно предположить, что во взрослом периоде в результате наложения биографического и онтогенетических контекстов развития и влияния личностных факторов, интегрированность кризисных явлений повышается и наблюдается смешанная симптоматика. Во-первых, возрастные кризисы взрослости всегда связаны с субъективной оцен-
кой своего жизненного пути, т. е. содержат биографический компонент. Во-вторых, развитие взрослого человека всегда протекает в рамках профессиональной деятельности, поэтому любое кризисное явление может вызвать изменения в структуре субъекта деятельности. Взаимосвязь возрастного и травматического кризисов во взрослом периоде проявляется при их совпадении во времени, что, по данным многих авторов, происходит нередко, т. к. сам по себе возрастной кризис инициирует изменение жизненной ситуации и повышает чувствительность к различным жизненным событиям.
Индивидуальное развитие взрослого человека в ходе жизненного пути воплощается в процессах самопознании и самореализации и происходит через критические и кризисные периоды. Специфика развития зрелого человека требует от него определенной активности для проведения в жизнь собственных жизненных планов и целей, борьбы с трудностями, преодоления критических жизненных ситуаций. Человек как субъект жизни характеризуется в первую очередь ответственностью и рефлексивным отношением к собственной жизни. Определенное соотношение субъектно-личностных качеств взрослого проявляется в виде его копинг-стратегий и жизненных стратегий.
Взрослый человек всегда определенным образом воспринимает свою жизнь, выбирает определенные стратегии и ставит конкретные цели, тем самым обеспечивает через преодоление барьеров и трудностей свой личностный рост. Самопознание как раз и заключается в том, что индивид, обнаруживая свои слабые стороны личностного развития, через деятельность, общение и др. преодолевает их, выстраивая собственный масштаб жизни.
1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.
2. Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках: дис. ... канд. пси-хол. наук. Л., 1975
3. Иванов В.П. Жизненный путь личности. М., 1987.
4. Филимоненко Ю.И. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 1. СПб., 1997.
5. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы. СПб., 2000.
6. Ананьев Б.Г., ДворяшинаМ.Д., Кудрявцева НА. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
8. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса: ст. и докл. 90-х гг. М., 1999.
9. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт и гармония. Киев, 1987.
10. Кон И.С. Ребенок и общество: (историко-энтографическая перспектива). М., 1988.
11. Брюдаль Л. Ф. Психические кризисы в новой перспективе: пер. с норв. СПб.,1998.
12. Амбрумова А.Г. // Психол. журн. 1985. № 6.
13. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997.
14. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А.В. Запорожца. М., 1984. Т. 3.
15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
16. Старшенбаум Г.В. Формы и методы кризисной психотерапии. М., 1987.
17. Ниемела П. // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. М., 1987.
18. Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: дис. . д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2001.
19. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
20. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А.В. Запорожца. М., 1984. Т. 4.
21. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997.
22. Caplan G. // The encyclopedia of mental health. N. Y., 1963. V. 2.
Поступила в редакцию 9.01.2007 г.