ционально-сепаратистских движениях периода перестройки и не содействовали распаду СССР.
Несомненно, что исламизация это ответ на идеологическое бесплодие лидеров «новой» России. Это было реакцией на неспособность государства генерировать для граждан общенациональную идею и мировоззренческие смыслы. Прикармливая правящие кланы мусульманских регионов в 1990-е годы в ответ на их краткосрочную политическую лояльность, Кремль отталкивал население этих провинций. Нынешняя система полуназначений региональных лидеров не ведёт к увеличению контроля властей над политическими процессами, о чем свидетельствует нарастающая волна терактов на Северном Кавказе против силовых структур. Есть проявления того, что на локальном уровне жители объединяются вокруг радикального авангарда - исламских лидеров, которые оказываются более убедительными в выработке своей «правды». Во многом это общинный ответ «снизу» на коррумпированную и повреждённую власть центра и регионов. Поэтому Кремль и региональные правящие кланы так болезненно реагируют на попытки неофициальной самоорганизации общества. Развитие мусульманских коммуникаций свидетельствует о больших мобилизационных возможностях локальной «исламской альтернативы». В таком контексте весьма показательна демонстрация мусульманскими самоуправляемыми общинами своих способностей по части выживания и защиты своих членов от притеснений и экономических рисков.
«Россия и мир», Ульяновск, 2008 г., с. 19-32.
А. Языкова,
доктор исторических наук
С. Маркедонов,
кандидат исторических наук
З. Дадабаева,
доктор политических наук
КРИЗИС В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ
Постоянное ухудшение экономического положения неизбежно ведет к обострению социальной напряженности и конфликтности. Наглядным подтверждением этому стали знаковые не только для Кабардино-Балкарии, но и для всего Северо-Кавказского ре-
гиона события октября 2005 г. в столице республики - Нальчике, унесшие более сотни человеческих жизней. Формирование предпосылок и основные этапы развития предшествовавшего этому кризиса наглядно демонстрируют сложность накопившихся проблем, долгие годы не находивших решения ни на республиканском, ни на общегосударственном уровнях. Это и социальное расслоение многоэтнического населения, и резко снизившийся уровень управляемости обществом, массовая безработица, тотальная коррупция и криминализация хозяйственной деятельности.
До 1990 г. Кабардино-Балкария была одной из немногих республик Северного Кавказа, формировавших свой бюджет за счет собственных ресурсов. Но уже в 1996 г. дотации из федерального бюджета составили около 70% доходов республики. Причины этого кроются в: разрушении ранее существовавшей структуры экономики, прежде всего, промышленности, ориентированной на выпуск промежуточной продукции и продукции ВПК; спаде сельскохозяйственного производства, основу которого составляло животноводство, где сегодня наблюдается стойкая тенденция к сокращению поголовья скота из-за отсутствия нормальных возможностей сбыта продукции. Удельный вес Кабардино-Балкарии в общем объеме промышленного производства Российской Федерации составляет сегодня 0,2%, а средний уровень доходов ее населения в 2,5 раза ниже, чем в целом по России.
Упадок экономики Кабардино-Балкарии во многом связан с нерациональной структурой ее экономики и неравномерным размещением производства в советские времена. Для республики всегда была характерна высокая плотность населения (62,9 человек на 1 кв. км, что почти в 7 раз выше средней по России). Концентрация населения и промышленных предприятий в городах Нальчик, Прохладный и Тырныауз, на долю которых приходилось свыше 80% производства и было сконцентрировано около 70% рабочей силы, предопределила отставание хозяйственного развития других районов республики. В то же время после распада СССР и ликвидации ряда промышленных предприятий общесоюзного значения производство сократилось на 70%, резко снизились объемы инвестиций в основной капитал. Было остановлено ведущее предприятие республики - Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат. В итоге структура промышленного производства КБР претерпела изменения: существенно понизилась доля цветной ме-
таллургии, машиностроения и металлообработки, зато возрос удельный вес электроэнергетики.
Особенно много нерешенных проблем скопилось в горных (балкарских) районах, где проживает более 10% населения, а производится менее 1% валового регионального продукта. Помимо Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината, до начала 90-х годов находившегося в федеральном подчинении, на юге республики действовало всего несколько малых производственных объектов. После прекращения деятельности градообразующего вольфрамо-молибденового комбината и завода железобетонных изделий масштабы безработицы в балкарских районах резко возросли. В целом же, концентрируя свыше 10% населения республики, эти районы, в которых наряду с их доминирующим населением - балкарцами проживают также кабардинцы и русские, производят лишь 1% (!) всех выпускаемых в КБР товаров народного потребления. Глубокая депрессивность балкарских районов определяется также падением сельскохозяйственного производства (скотоводства) из-за ухудшения состояния и сокращения площадей горных сенокосов и пастбищ.
Реальный потенциал безработицы, включая лиц, работающих в режиме неполной занятости и активно ищущих работу, оценивается примерно в 80 тыс. человек (27% экономически активного населения). Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что возраст каждого третьего безработного - 16-29 лет. Около 48% зарегистрированных безработных проживают в селах, но здесь велика доля занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве (свыше 16%). Массовая безработица порождает рост преступности: по официальным данным, на каждый процент роста безработицы приходится 5% роста преступности, однако региональные элиты до последнего времени ничего не предпринимали для улучшения положения, полагаясь на репрессивный аппарат.
Перспективы улучшения социально-экономической ситуации в КБР зависят от преодоления системного кризиса, возникшего в результате институционального ослабления местных органов управления и создания жесткой вертикали авторитаризма, опирающегося на господство находящихся у власти кабардинских кланов. Социальная напряженность осложняется межэтническими противоречиями между представителями двух «титульных» групп населения (балкарцами и кабардинцами), усилением радикальных исламских настроений, особенно в среде молодежи. Выходом из
сложившегося положения могла бы стать децентрализация управления экономикой и усиление роли органов местного самоуправления, однако социально-экономические и политические процессы в КБР пока не претерпели существенных изменений. Выход из сложившегося положения мог бы быть найден посредством развития рекреационной индустрии, поскольку в республике существуют благоприятные условия для развития высокогорного туризма и альпинизма, есть много уникальных баз для занятий горнолыжным спортом. Природа исключительно благоприятна и для развития курортно-рекреационного комплекса. Парламентом Кабардино-Балкарии недавно было принято решение об использовании основной части бюджета республики (585 млн. долл.) для развития ку-рортно-туристического комплекса. Но после октябрьских событий 2005 г. в Нальчике местные туристические фирмы оказались на грани краха. Для создания же масштабных туристических комплексов необходимы федеральные и зарубежные инвестиции, приток которых тормозится общей нестабильностью ситуации в регионе Северного Кавказа.
Депрессивное состояние экономики побуждает национальные группы КБР к поиску выхода из ситуации на путях этнической обособленности, получения на этой основе льгот и преимуществ. При этом более многочисленные этносы осуществляют «экономическую экспансию» по отношению к своим соседям, а менее многочисленные стремятся к административному обособлению, как это происходит с кабардинцами и балкарцами. На этой основе создаются национально окрашенные политические партии и общественно-политические движения, предпринимающие попытки восстановления исторической справедливости и духовных ценностей, что еще более усиливает процессы этнополитической мобилизации. Начавшаяся в годы перестройки демократизация общественной и политической жизни способствовала подъему национальных движений в Кабардино-Балкарии. В июле 1990 г. постановлением Президиума Верховного Совета КБАССР была зарегистрирована общественная организация балкарского народа «Тере» («Балкарский форум»), выступившая под лозунгом воссоздания существовавшей в 1920-1921 гг. балкарской автономии. В 1990-1991 гг. движение «Тере», объединившее несколько балкарских политических групп, стало самой популярной организацией среди балкарского населения и могло оказывать существенное влияние на республиканские органы власти. Популярность «Тере» пришлась,
однако, не по вкусу республиканским властям. При перерегистрации в сентябре 1994 г. основные положения ее Устава были опротестованы Министерством юстиции и прокуратурой КБР. Поводом к этому послужило наличие в Уставе положения о «содействии этой организации определению политического статуса Балкарии как субъекта Российской Федерации», т.е. вне рамок Кабардино-Балкарии.
В начале 1992 г. сформировалось также и Кабардинское национальное движение, созданное в ходе проведения съезда общественно-культурного объединения «Адыгэ Хасэ», где было принято решение о восстановлении существовавшей в начале 20-х годов Кабардинской Республики в составе РСФСР. Съезд поручил на переходный период осуществлять властные полномочия Президенту и Парламенту Кабардино-Балкарии и избранному им Конгрессу кабардинского народа (ККН). Собравшийся после съезда исполком ККН, обсудив вопрос о территориальном размежевании с Балка-рией, признал единственно приемлемой ту границу, которая была определена соглашением между Кабардой и пятью Балкарскими обществами в 1863 г. на основе предложений тогдашней администрацией Терской сословно-поземельной комиссии. На съезде был основан Конгресс кабардинского народа, в течение нескольких последующих лет проводились его съезды. В качестве главного условия воссоздания Балкарской и Кабардинской республик было заявлено разграничение принадлежащих им пахотных земель, пастбищ и других земельных угодий. В этом сказались не столько межнациональные противоречия двух народов, сколько исконно присущие сознанию и поведению народов Северного Кавказа чувства земли и борьбы за землю. Руководство Кабардино-Балкарии первоначально не заняло резко негативной позиции в отношении национальных движений двух титульных народов и, более того, использовало их наличие в качестве одного из аргументов в противостоянии с российским центром за перераспределение в свою пользу властных полномочий.
Начиная со второй половины 90-х годов, национальные движения стали постепенно смыкаться с возрождением религии, особенно в среде молодежных возрастных групп, при этом «исламский фактор» стал приобретать все большую значимость в политической жизни. Преследования сторонников нетрадиционных форм ислама, салафитов («ваххабитов»), ставшие в КБР, начиная со второй половины 90-х годов, повседневным явлением, существенно усилили
политическую напряженность, расширив протестные настроения в среде молодежи, в том числе и студенческой. Гонения на «ваххабитов» начались уже во второй половине 90-х годов. В августе 2004 г. в Нальчике были закрыты практически все мечети. По свидетельствам очевидцев, мусульманина могли остановить на дороге, особенно если он молодой человек, если он едет из горных районов Приэльбрусья в Нальчик. Все в большей мере сказывались и до сих пор не преодоленные последствия администрирования и прямого произвола в годы тоталитарно-авторитарных режимов: последствия массовых депортаций балкарского населения в годы сталинизма и последующее установление и перекройка границ без учета этнического фактора. Наконец, существенная причина политической напряженности: неравномерное протекание процессов модернизации общества, что порождает конфликты между притязаниями этнических групп и их реальными возможностями. Сама же модернизация, как правило, активизирует этническое самосознание и формирование политических установок к национальной автономии.
Руководство страны отдает себе отчет в серьезности положения в Кабардино-Балкарии. В опубликованных в российских СМИ в связи с событиями в Нальчике материалах указывалось на то, что сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества (кабардинские кланы) монополизировали политические и экономические ресурсы. Руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что способствует распространению коррупции. Против призывов к немедленному запрету «ваххабизма» после событий октября 2005 г. в Нальчике выступил полпред президента в ЮФО Д. Козак.
Скрытое противостояние двух титульных групп Кабардино-Балкарии не прекращалось на протяжении всех лет существования советского режима, при этом доводы и аргументы представителей балкарской части населения не принимались в расчет как на уровне властных структур, так и на идеологическом и бытовом уровнях. Существовали также и объективные факторы, способствовавшие формированию конфликтных установок.
Историческое формирование кабардинского и балкарского народов проходило различными путями.
Кабардинцы наряду с другими адыгскими субэтносами (адыгейцами, черкесами) составляют единый адыгский этнос. Балкарцы же принадлежат к тюркской группе, к которой относятся также карачаевцы, кумыки и ногайцы. Наиболее близки балкарцам карачаевцы, и ученые-этнологи считают правомерной постановку вопроса о едином карачаево-балкарском языке и едином процессе этногенеза этих народов. В результате почти полуторавековых военных действий России на Северном Кавказе наибольший ущерб понесли адыгские народы (в их числе черкесы и кабардинцы). Некоторые народности были уничтожены поголовно, свыше 3,5 млн. человек изгнаны на Ближний и Средний Восток.
Что же касается балкарского народа и Балкарии, то его проживание в труднодоступных горных местностях способствовало его сохранению как этноса. Придерживавшиеся в годы Кавказской войны нейтралитета балкарцы и родственные им дигорцы (жители Осетии) в 1827 г. заявили о добровольном вхождении в состав России.
Установление советской власти на Кавказе проходило сложно, при этом различные северокавказские народы оказывались зачастую по разные стороны баррикад. В силу своего географического положения горцы, в их числе балкарцы, непосредственного участия в Гражданской войне не принимали, но они оказывали помощь Белому движению и подвергавшемуся репрессиям казачеству. Этим объясняется тот факт, что большевистское руководство с самого начала с подозрением относилось к балкарцам, а между лидерами балкарского национального движения и руководством местного казачества, напротив, сохранились добрые отношения. Территориальное размежевание внутри КБР впоследствии производилось неоднократно, но всегда в ущерб балкарскому населению, которое оказывало властям сопротивление, принявшее особенно острые формы во времена коллективизации. В годы войны балкарский народ был огульно обвинен в «пораженческих настроениях», дезертирстве и сотрудничестве с гитлеровцами, хотя, согласно существующей статистике, каждый третий взрослый балкарец был призван в армию и сражался на фронтах войны. 8 марта 1944 г. балкарцы были подвергнуты депортации в Киргизию и Казахстан. Тяжелым следствием депортаций стали межличностные и групповые конфликты кабардинцев и балкарцев по поводу принадлежности имущества и земельных угодий. Однако ученые-этнологи на основе личных наблюдений утверждают, что собственно этниче-
ские конфликты, т.е. такие, в основе которых лежит этническая неприязнь, случались сравнительно редко. То же утверждается и по поводу возможности религиозных конфликтов, учитывая, что и кабардинцы, и балкарцы - мусульмане.
Протест был также заявлен против включения балкарских поселений Хасанья и Белая Речка в состав города Нальчика вопреки конституционным принципам осуществления населением местного самоуправления, а также в связи с попыткой преобразовать поселок Эльбрус в город республиканского подчинения, поскольку в этом случае горнолыжный комплекс «Приэльбрусье» перестал бы делать налоговые отчисления в бюджет Эльбрусского района (расположенного в пределах балкарской части КБР), в то время как других источников дохода в районе практически нет.
Протест был отклонен республиканскими властями, и вопрос до настоящего времени остается открытым.
События 13-15 октября 2005 г. в столице Кабардино-Балкарии Нальчике продемонстрировали опасность замалчивания процессов, проходящих на Северном Кавказе. Официальная версия событий - нападение на город группы террористов, активно поддержанное местными сторонниками радикального ислама. Но независимое расследование событий не подтвердило активную роль неформальной исламской организации - Джамаата Кабардино-Балкарии - в вооруженных столкновениях. Были опровергнуты и сообщения об активном участии в событиях населения балкарских районов. Непосредственной причиной участия в событиях 1315 октября в Нальчике вооруженных групп местной молодежи был, по имеющимся оценкам, ее протест против действий республиканской милиции в отношении сторонников «радикального ислама», именуемых «ваххабитами».
13 октября, 9.15 утра - в город вошла вооруженная группа боевиков (свыше 200 человек), разбившихся на небольшие (по 5-8 бойцов) подразделения и попытавшихся атаковать основные опорные пункты города: дом правительства и резиденцию президента, здания парламента и УФСБ, а также расположенный на противоположном конце города аэропорт. По городу группы боевиков передвигались мобильно, захватывая на своем пути транспортные средства. 13 октября, 11.15 утра - основные группы боевиков стали покидать город, оставив небольшие группы отбиваться от превосходящих их по численности федеральных сил. Согласно заявлению признавшего провал нападения на Нальчик Шамиля Басаева, осу-
ществлявшего, по его словам, «оперативное управление» нападением боевиков, планы сепаратистов были сорваны российской разведкой: о готовящемся нападении стало известно заранее, и в город было подтянуто подкрепление, в ходе операции использовались тяжелое вооружение и боевые вертолеты. 14 октября - в городе продолжались локальные столкновения с боевиками, захватившими заложников, а также с противостоявшими федеральным силам группами местной молодежи. Согласно последующим разъяснениям, ее активное участие было спровоцировано тем, что события в Нальчике совпали с усилившимися гонениями на «ваххабитов» во время священного для них месяца Рамадан. 15 октября - в Нальчике и окружающих его районах начались повальные зачистки, сопровождавшиеся отказом выдать родственникам тела убитых для захоронения. Данные о потерях в ходе вооруженных столкновений существенно разнятся. По первоначальным данным российской стороны, в ходе боев было убито более 20 нападавших и задержано 12. Погибли 12 жителей и 12 сотрудников правоохранительных органов. Иные цифры приводил Басаев (более 40 убитых боевиков из 217 вошедших в город). И, по окончательным официальным данным, из 200 вооруженных молодых людей 92 были убиты, 57 арестованы, а в последующие дни 2 тыс. задержаны.
В ходе событий в Нальчике переплелись, таким образом, последствия чеченской войны, социально-экономическая напряженность, политическая нестабильность под покровом авторитарного режима, обострение межэтнических противоречий и усиление «исламского фактора» на фоне продолжавшейся долгие годы дискриминации жителей горных районов, преимущественно балкарцев. Можно поэтому говорить о разрастающемся системном кризисе, требующем для его преодоления продуманной системы мер, прежде всего, в социально-экономической сфере, а также проведения объективного мониторинга ситуации и налаживания диалога с оппозиционными национальными и конфессиональными общественными группировками. Пока же набор предлагаемых и осуществляемых федеральным руководством мер остается прежним: усиление прямого военного присутствия и принятие силовых мер в ответ на активизацию деятельности этнических и религиозных группировок.
События в Нальчике временно отодвинули на второй план, но не ликвидировали противоречий между интересами и позициями двух титульных групп населения республики. Определение
перспектив эволюции межнациональных отношений и возможностей мирного разрешения весьма вероятных на этой почве конфликтных ситуаций в Кабардино-Балкарии предполагает поиск ответа на вопрос об обоснованности как основных требований, выдвигаемых балкарскими национальными движениями, так и принятых на республиканском уровне политических решений. После того как балкарские национальные организации были поставлены вне закона, лидеры балкарских национальных движений поставили своей целью добиться экономической самостоятельности районов с преимущественно балкарским населением, т.е. получения в свои руки основных рычагов управления экономикой в этих районах. В то же время их предложения о завершении процессов реабилитации как в экономической, так и в политической сферах нашли поддержку на уровне европейских организаций, прежде всего Федералистского союза европейских национальных меньшинств.
Сегодня проблемы, связанные с реабилитацией репрессированного балкарского народа как бы отошли на второй план по сравнению с теми последствиями, которые может повлечь за собой введение в практику республиканского Закона № 13-Р3 «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике», который фактически изымает у всех муниципалитетов балкарских поселений до 80% их земель. Речь идет о жизненно важных для них горных пастбищах, а также о давнишнем желании республиканского руководства получить контроль над сосредоточенными в горах и приносящими немалый доход пансионатами, туристическими и горнолыжными базами. То есть о переделе не только земель, но и дорогостоящей собственности, что требует принятия политических решений и несомненно повлечет за собой новый виток противостояния. После смерти В.М. Кокова в октябре 2005 г. республику возглавил Арсен Каноков, убежденный сторонник рыночной экономики, на которого жители балкарских районов возлагают надежды. Его назначение на этот пост означало стремление федерального центра сохранить преемственность власти и укрепить свои позиции в условиях усилившегося в годы правления Кокова влияния республиканских кланов. Бизнесмен А. Каноков имеет экономические интересы не только (и не столько) в Кабардино-Балкарии и поэтому удален от местных коррупционных и клановых связей, которые ему предстоит попытаться разрушить. Судя по ряду интервью А. Канокова, он склонен к поиску контактов между властью и людьми. В его планы входит раздача земель в
частную собственность и предоставление ссуд для ведения хозяйства. А. Каноков подверг жесткой критике действия силовых структур в отношении «ваххабитов», заявив, что борьба с религиозным экстремизмом не должна перерастать в борьбу с исламом, давая повод лидерам незаконных формирований вовлекать в свои ряды новых сторонников. Несмотря на сопротивление местных и части федеральных элит, ему удалось добиться отставки прежнего главы МВД Х. Шогенова, ответственного за события в Нальчике. Однако местные наблюдатели расценивают его возможности как «очень ограниченные», поскольку основные направления республиканской политики определяются федеральным центром.
В отличие от федеральных СМИ, обращавшихся к проблемам КБР преимущественно в связи с чрезвычайными ситуациями, местные газеты - как республиканские, так и издававшиеся в балкарских районах ограниченным тиражом - более подробно писали о «неудобных» проблемах, в том числе и о положении в балкарских районах. Одно из таких изданий - публикуемая в Нальчике «Газета Юга», которая на протяжении уже почти полутора десятилетий освещает главные события в республике, включая и проблематику межнациональных отношений. В ряде ее публикаций рассматривались взаимоотношения между коренными этносами - кабардинцами, балкарцами и русскими. В значительной степени это представители казачества, объединенные Терским казачьим войском, издавна имеющим добрые отношения с местными жителями (верховный атаман Войска женат на балкарке). В газете был опубликован интересный документ, согласно которому еще в XIX в. для размещения в этом районе казачьих поселений Александр II заплатил горцам за земли, и тем самым была ликвидирована основа для последующих межнациональных противоречий. Проблемы борьбы балкарского народа за свои права более подробно освещались сначала в еженедельнике «Тере», а затем в газете «Балкария», печатавшейся за пределами республики и выходившей нерегулярно. Последний 18-й номер вышел в свет в марте 2006 г., после чего издание газеты было запрещено.
* * *
Кризис в Кабардино-Балкарии далек от своего завершения. Напротив, по всем своим признакам он является классическим примером долгосрочного «ползучего» системного кризиса, периодически обостряемого вспышками насилия и вооруженного проти-
востояния, ведущими к человеческим жертвам, дальнейшей стагнации экономики, углублению социально-политических и межнациональных противоречий.
В условиях, когда основные политические и экономические ресурсы республики монополизированы сформировавшимися в ее властных структурах корпоративными (клановыми) сообществами, когда руководящие должности в органах власти и наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой, система сдержек и противовесов разрушается. Кроме того, доминирующие кланово-корпоративные объединения в силу своей закрытости не заинтересованы в наличии механизмов обратной связи, позволяющих вести диалог с гражданами. Произвол властей порождает у большей части населения социальную апатию, которая становится питательной почвой для расширения влияния нетрадиционных (и не контролируемых существующими официальными структурами) форм «чистого ислама».
«Северный Кавказ: Проблемы экономики и политики»,
М., 2008 г., с. 90-109.
В. Исхаков,
кандидат политических наук ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ АЗЕРБАЙДЖАНА С ПРИГРАНИЧНЫМИ РЕГИОНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДАГЕСТАН)
Исчезновение Советского Союза с политической карты мира сделало бывшие союзные республики самостоятельными участниками международных экономических и политических отношений. К настоящему времени, пройдя сквозь серьезные трансформационные сдвиги общественно-политической жизни, новые независимые государства на постсоветском пространстве в целом сформировали экономические и политические ориентиры своего дальнейшего развития. При этом далеко не последнее место в экономической и политической стратегиях этих государств было отведено формированию и развитию контактов с регионами Российской Федерации, прежде всего пограничными. Такую задачу, в частности, ставит перед собой Азербайджан, заинтересованный в развитии взаимоот-