В.К. Фальцман
КРИЗИС В АСПЕКТЕ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В статье исследуется снижение объемов импорта важнейших видов инвестиционной и потребительской продукции в период 2012-2015 гг., изменения в географии импорта, влияющие на инновационный потенциал инвестиций. Показано воздействие этих изменений на текущий уровень жизни населения и будущую модернизацию экономики. Дана количественная оценка воздействия санкций. Сформулированы направления конкурентоспособного импортозамещения.
Настоящее России - это качество и уровень жизни ее населения, которые зависят от динамики текущих доходов, уровня потребления продуктов питания, потребительских товаров длительного пользования (легковых автомобилей, телевизоров, другой бытовой техники), а также обеспечения социально-культурными услугами. Будущее страны определяют инвестиции, инвестиционные товары, машины и оборудование. Настоящее и будущее страны обеспечивается инвестиционной и потребительской продукцией, как отечественной, так и импортной.
Ниже анализируется динамика производства, импорта и экспорта продукции примерно по 20-ти важнейшим видам потребительской и инвестиционной продукции пяти укрупненных товарных групп. Анализом охвачен период трех кризисных лет: 2013-2015 гг. Признаками кризиса в этот период явились резкое падение темпов экономического роста в 2013 г., их обнуление в 2014 г. и переход к отрицательным темпам роста ВВП в 2015 г. Поскольку расчеты ведутся за три года, в них без большого искажения точности, можно пренебречь изменениями переходящих запасов продукции.
Источниками статистических данных явились: для базового предкризисного 2012 г. и для 2013 и 2014 гг. - [1], для 2015 г. - [2]. Окончательные статистические данные за 2015 г. на момент подготовки статьи отсутствовали, поэтому автор использовал собственные оценки, полученные путем экстраполяции на 2015 г. отношения значения показателя за 11 мес. 2015 г. к аналогичному периоду предшествующего года.
Влияние кризиса на текущий уровень жизни населения. За три кризисных года реальные доходы населения в стране не изменились. В 2013 г. они по инерции возросли на 4,8%. В 2014 г. они составили 95,5% к уровню предшествующего года. В 2015 г. снизились еще на 4%. Сквозной индекс для изменения доходов за три года равнялся единице, т. е. в итоге они остались на уровне 2012 г.
В табл. 1 приведены фактические данные, свидетельствующие об изменениях в обеспечении населения в кризисные годы некоторыми продовольственными продуктами, продукцией легкой промышленности и товарами длительного пользования машиностроительного происхождения.
Импорт мяса (без мяса птицы), измеренный в тысячах тонн, сократился за три года кризиса наполовину. Производство увеличилось за этот период на 20% (табл. 1). Экспорт российского мяса был пренебрежительно мал. В результате поставки мяса возросли на 10%, а доля импорта в поставках сократилась с 15% в 2012 г. до 7% в 2015 г.
Поскольку численность населения страны за трехлетний период изменилась незначительно, росло потребление мяса на душу населения, что является бесспорным свидетельством роста уровня и качества жизни, пусть даже в частном ее проявлении. Но рост поставок мяса сопровождался снижением поголовья стада коров, так что закономерен вопрос об источниках ресурсов для будущего потребления.
Таблица 1
Обеспечение населения РФ некоторыми потребительскими товарами в 2012-2015 гг.
Вид продукции 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Индекс 2015/2012
1. Мясо (без мяса птицы), тыс. т
Импорт 1406 1289 1015 736 0,52
Производство 8090 8545 9070 9723 1,20
Поставки 9496 9834 10085 10459 1,10
Доля импорта в поставках, % 15 13 11 7
2. Мясо птицы, тыс. т
Импорт 531 527 455 263 0,49
Производство 3390 3598 3965 4320 1,27
Экспорт 25 54 62 70 2,80
Поставки 3896 4071 4358 4513 1,16
Доля импорта в поставках, % 14 13 10 6
3. Ткани, млн. кв. м
Импорт 1099 1097 1143 883 0,80
Производство 3972 4164 3961 4524 1,14
Поставки 5071 5261 5104 5407 1,07
Доля импорта в поставках, % 22 21 29 16
4. Обувь, млн. пар
Импорт 140 144 121 83 0,59
Производство 103 118 116 90 0,87
Поставки 243 262 237 173 0,71
Доля импорта в поставках, % 58 55 51 48
5. Автомобили легковые, тыс. шт.
Импорт 1082 894 704 341 0,32
Производство 1964 1925 1683 1213 0,62
Экспорт 113 138 129 120 1,06
Поставки 2933 2681 2258 1434 0,49
Доля импорта в поставках, % 37 33 31 24
6. Телевизоры, млн. шт.
Импорт 13,8 14,5 18,9 13,6 0,99
Производство 16,2 14,7 16,3 8,6 0,53
Экспорт 1,3 1,7 1,5 1,4 1,08
Поставки 28,7 27,5 33,9 20,8 0,72
Доля импорта в поставках, % 48 53 56 65
Особо следует выделить значительные успехи российского сельского хозяйства в обеспечении населения относительно дешевым мясом птицы. Даже за три кризисных года производство мяса птицы возросло на 27%. Мясо птицы составляет около трети всего объема производимого в стране мяса. Российское производство активно вытесняет «ножки Буша». За три года импорт мяса птицы сократился наполовину, при том, что поставки увеличились на 16%, а доля в них импорта снизилась с 14 до 6%.
Более полную оценку обеспечения населения некоторыми важнейшими продуктами питания сельскохозяйственного происхождения позволяют сделать данные табл. 2.
Из данных табл. 2 следуют выводы:
- обеспечение населения важнейшими продуктами питания в первые годы кризиса не только не сократилось, но и повысилось по мясу, овощам и картофелю;
- за исключением молочных продуктов, уровень личного потребления которых поддерживал растущий импорт, потребности населения в остальных продуктах обеспечивал рост отечественного их производства;
- российский агропродовольственный комплекс не в полной мере использовал открывшиеся возможности для импортозамещения: оно происходило только по мясу и мясопродуктам.
Но и при этом в годы кризиса в России сохраняется высокая продовольственная безопасность.
Таблица 2
Индексы обеспечения населения РФ важнейшими продуктами питания в 2014 г. (2012=1)
Продукт питания Импорт Производство Личное потребление Доля импорта в 2012 г., % Доля импорта в 2014 г., %
Мясо и мясопродукты 0,72 1,12 1,03 26 18
Молоко и молокопродукты 1,08 0,97 1,00 24 26
Яйцо и яйцепродукты 0,92 1,00 0,99 3 3
Овощи и бахчевые культуры 1,04 1,05 1,04 18 18
Картофель 1,42 1,07 1,02 5 6
Несмотря на уникальные потенциальные возможности для развития сельского хозяйства и благоприятный для экспорта низкий валютный курс рубля, экспорт российского продовольствия не только не рос, но за 11 мес. 2015 г. еще и сократился на 16%. Быстрый рост экспорта происходил по трем видам продуктов: мука - в 2,2 раза, пищевая соль - в 2,1 раза , рыба и ракообразные - на 10%.
В период кризиса из ассортимента продукции, поставляемой из-за рубежа на внутренний рынок, стали «вымываться» наиболее дорогие продукты. За 11 мес. 2015 г. импорт шоколада снизился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 46%, алкогольных и безалкогольных напитков - на 43%, цитрусовых - на 16%. Вероятно, поэтому голландская компания Нетекеп на своих четырех пивоваренных заводах планирует организовать производство дешевого кваса [3].
Перейдем к другим товарам потребления. Легкая промышленность представлена в табл. 1 двумя видами продукции - тканями и обувью.
В период кризиса импорт тканей в Россию сократился на 20%. Но рост их производства на 14% не только полностью компенсировал сокращение импорта, но и обеспечил увеличение поставок тканей. В результате импортозамещения доля импортных тканей сократилась с 22% в 2012 г. до 16% в 2015 г.
В России обувь, как это ни удивительно, относится к числу импортозависимых видов продукции: в 2012 г. доля импорта в поставках обуви составила 58%. Но в период кризиса в обеспечении обувью происходит быстрое импортозамещение. Импорт обуви в Россию сокращался одновременно с ее отечественным производством. Но подорожавший импорт снижался быстрее собственного производства. В результате доля импортной обуви в поставках снизилась с 58 до 48%.
Рынок потребительских товаров и услуг, обладающих, в отличие от хлеба насущного, потенциалом отложенного спроса, в наибольшей степени подвержен воздействию кризисных явлений. Об этом свидетельствует рынок легковых автомобилей, который буквально обрушился в 2014-2015 гг., устранив надежду на выход России на передовые рубежи европейского авторынка.
Импорт легковых автомобилей в Россию в 2015 г. сократился к уровню предкризисного 2012 г. более чем на две трети. Одновременно, хотя и вдвое меньше, снизилось отечественное производство как российских, так и зарубежных марок машин. Некоторые зарубежные производители ушли с российского рынка. Но большинство иностранных производителей осталось в России в надежде на будущее возрождение российского рынка, а также на увеличение экспорта автомобилей российской сборки. Пока же экспорт российских автомобилей возрос по отношению к докризисному 2012 г. всего на 6%, а к уровню 2013 г. даже сократился. Кризис положительно сказался на импортозамещении в автопроме: доля импорта в поставках легковых автомобилей снизилась с 37% в 2012 г. до 24% в 2015 г.
Другим товаром - представителем продукции с возможностями отложенного спроса являются телевизоры. Импорт телевизоров в Россию рос до 2014 г. включительно. В 2015 г. произошло его сокращение почти на треть. Отечественное сборочное производство в 2015 г. обрушилось еще больше - вдвое. Поскольку сокращение производства опережало импорт, доля импорта в поставках возросла в кризисные годы с 48% в 2012 г. до 65% в 2015 г.. Телевизоры - один из немногих товаров, по которым в годы кризиса росла импортозависимость. Возможно, это связано с относительно высокими внутренними ценами на продукцию российской сборки. Экспорт телевизоров российской сборки, составляя всего около десятой части объема их производства, в период кризиса возрос незначительно - всего на 8%.
По другому виду товаров со свойством отложенного спроса - бриллиантовым ювелирным изделиям - внутренний рынок за три кризисных года сократился на 40%, а в твердой валюте - в три раза (с 2,8 до 1 млрд. долл.). На рынке драгоценностей в годы кризиса увеличивался спрос на изделия из полудрагоценных камней, мелких бриллиантов, серебряных изделий [4].
Загрантуризм (приобретение путевок и оплата транспорта) не относится к услугам первой необходимости, хотя по затратам и занимает первое место в импорте услуг. В докризисные годы затраты на загрантуризм нарастали гигантскими темпами -по 20% в год и более. В комфортабельных зарубежных аэропортах российские туристы формировали самые длинные очереди на регистрацию пассажиров. В кризисные годы зарубежные поездки россиян стали сокращаться. В 2014 г. поездки за рубеж сократились на 5%. В первом квартале 2015 г. число российских туристов снизилось в Европе на 31%, а в некоторых странах южного направления - наполовину.
Серьезной угрозой для здоровья населения является сокращение в 2015 г. более чем на треть импорта лекарственных средств. Хотя правительство и предпринимает усилия по имортозамещению в фармацевтическом производстве, на быстрый успех здесь рассчитывать не приходится, даже во взаимодействии с зарубежными компаниями. На треть сократились в кризисные годы импортные поставки в Россию сложной медицинской техники - приборов и устройств, применяемых в хирургии, стоматологии, рентгеновской аппаратуры альфа- бета- гамма-излучения.
Подведем некоторые итоги.
В части продуктов питания текущий уровень жизни за три прошедших года критических ухудшений не претерпел. По основным продовольственным продуктам страна сохраняет и наращивает продовольственную независимость. Подорожавший импорт в основном сокращался, уступая внутренний рынок отечественной продукции.
В то же время локальное снижение качества возникало из-за импортозамещения дорогих товаров. Начавшееся вымывание среднего класса потребителей привело к обрушению рынка автомобилей, драгоценностей, загрантуризма.
Если среднестатистический россиянин согласится отложить покупки товаров длительного пользования на более поздний срок, то у него нет пока оснований говорить об ухудшении уровня жизни в кризисные годы. Кризис побуждает к отказу от излишеств, доступных высокодоходным группам населения. Наступило время ввести потребление в русло рациональной умеренности. Такому повороту могло бы способствовать введение прогрессивной шкалы подоходного налога.
Влияние кризиса на рост и модернизацию экономики. В период кризиса сократились инвестиции в основной капитал. Правда, в 2013 г. они по инерции увеличились на 0,8%, но в 2014 г. - снизились на 3%, а в 2015 г. - еще на 8,4%. В целом за три кризисных года инвестиции уменьшились примерно на 10%. За снижением инвестиционной активности последовало сокращение на 8% российского производства машин и оборудования и почти на 49% - их импорта.
Замедление инвестиционной деятельности через два-три года неизбежно отразится на снижении ВВП и распространится в экономике на длительный период в виде распределенного во времени влияния.
В табл. 3 приведены данные о поставках некоторых видов инвестиционной продукции, необходимой для будущего роста и модернизации экономики.
Таблица 3
Обеспечение инвестиционной деятельности
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Индекс 2015/2012
Импорт высокотехнологичной продукции, млрд. долл
Всего 36,1 35,0 37,0 22,3 0,62
в том числе:
научные приборы 10,4 9,6 8,8 4,6 0,44
техника для авиакосмической пром-ти 5,6 6,7 8,4 3,4 0,61
электроника и телекоммуникации 12,9 12,2 13,1 8,2 0,63
компьютеры 7,1 6,1 6,5 5,1 0,72
Станки металлорежущие, тыс. шт.
Импорт 673 845 788 567 0,84
Производство 3,5 2,9 3,3 2,9 0,83
Поставки 676,5 847,9 791,3 569,9 0,84
Доля импорта в поставках, % ~ 100 ~ 100 ~100 ~ 100
Автомобили грузовые, тыс. шт.
Импорт 121,0 89,1 61,6 20,7 0,17
Производство 212,0 207,0 153,0 131,0 0,62
Экспорт 18,8 27,0 22,5 20,9 1,11
Поставки 314,2 269,1 192,1 130,8 0,42
Доля импорта в поставках, % 39 33 32 16
Тракторы сельскохозяйственные, тыс. шт.
Импорт 92,7 77,4 82,8 65,0 0,70
Производство 13,6 7,6 6,7 5,1 0,37
Поставки 106,3 85,0 89,5 70,1 0,66
Доля импорта в поставках, % 87 91 92 93
Экскаваторы, тыс. шт
Импорт 34,8 35,2 23,0 - 0,66
Производство 1,9 1,8 1,9 - 1,00
Поставки 36,7 37,0 24,9 - 0,68
Доля импорта в поставках, % 95 95 92
Сильно пострадали от кризиса точные науки, в том числе оборонные НИОКР: за первые три года кризиса импорт научных приборов сократился более чем наполовину. Между тем, по оценкам экспертов, в институтах РАН эксплуатируется около 60% устаревших научных приборов. На 30-40% сократился импорт электроники, компьютерной и телекоммуникационной техники. Общее снижение импорта высокотехнологичной продукции неизбежно отразится на дальнейшем развитии информационно- коммуникационных технологий.
В последние годы сформировались некоторые представления о перспективах ускоренного развития оборонной, в том числе авиакосмической, промышленности, сельского хозяйства, инфраструктурного строительства. Конечно, кризис может внести коррективы в эти представления, в частности, в виде сокращения поставок инвестиционной техники. Так, из данных табл. 3 следует, что в первые годы кризиса на 40% сократились импортные поставки техники для авиакосмической промышленности. Большую угрозу оборонному и гражданскому машиностроению представляет сократившийся импорт металлообрабатывающих станков - основного технологического оборудования для этих видов экономической деятельности. Рассчитывать на быстрое импортозамещение в отечественном станкостроении не приходится, поскольку в настоящее время практически все станки Россия закупает за рубежом. Учитывая защищенность программы перевооружения, можно предполагать,
что в основном от сокращения поставок станков пострадают гражданское машиностроение и металлообработка, что приведет к торможению модернизации экономики.
Сельское хозяйство оказалось одной из немногих отраслей, увеличивших производство продукции в годы кризиса. Между тем в 2013-2015 гг. импорт сельскохозяйственных тракторов сократился на 30%, «скромное» отечественное их производство - на 63% и поставки в сельское хозяйство - на 34%. В результате производство сельхозпродукции оказалось в противофазе с поставками техники: оно увеличивалось, а поставки основного источника мобильной энергетики - тракторов - снижались. При этом импортозависимость России в поставках тракторов приблизилась к своему пределу, достигнув в 2015 г. 93%, в то время как в 2012 г. доля импорта в поставках тракторов составляла 87%. За годы кризиса примерно на четверть снизился импорт машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур. В 2012 г. страна приобрела этой техники на сумму 940 млн. долл., а в 2014 г. импортные ее поставки снизились до 700 млн. долл.
Поставки грузовых автомобилей в первую очередь направляются на развитие транспортировки грузов, земляных работ в строительстве, на нужды обороны. В годы кризиса транспорт и строительство сужают масштабы своей деятельности. Поэтому и поставки грузовых автомобилей сокращаются. За первые три года кризиса они снизились на 58%. На 83% «обрушился» импорт автомашин. Одновременно на 38% сократилось их отечественное производство. К этому добавился небольшой рост экспорта грузовиков российского производства за рубеж. В итоге произошло импортозамещение: доля импорта сократилась с 39% в 2012 г. до 16% в 2015 г.
В связи со снижением инвестиционной активности строительство оказалось в депрессивной зоне. В связи с этим начали сокращаться поставки экскаваторов. Объемы собственного производства экскаваторов, составляющие всего 5-8% их поставок, пока не изменились. Сокращение поставок целиком пришлось на обрушение импорта, который снизился на 83%.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что кризис и санкции, скорее, отражаются на долгосрочных перспективах развития и модернизации экономики, чем на текущем ее состоянии. Инвестиции и их обеспечение современной техникой относятся к числу первоочередных проблем экономической политики. Требуется создать условия для привлекательности инвестиций хотя бы для ограниченного числа инвестиционных проектов. В области инвестиционных товаров первоочередное значение имеет их технический уровень, качество. Поэтому в сфере инвестиционной продукции следует осторожно и взвешенно подходить к регулированию процесса импортозамещения, к сокращению ее импорта [5].
Влияние кризиса на географию импорта. Импорт способствует сближению качества и уровня жизни торгующих стран, но главное, инновационного уровня партнерских экономик.
Россия успешно использовала в прошлом импорт как источник заимствования инноваций. Например, импорт оборудования для телефонной связи, особенно сотовых телефонов, в сочетании с отечественными достижениями в области спутниковой связи позволил России преодолеть чудовищное отставание в области телефонизации. За счет решающего вклада импорта страна вышла на европейский уровень использования персональных компьютеров, Интернета, электронной почты, без этого была бы невозможной ее интеграция в мировую экономику. Импорт оборудования для модернизации черной металлургии обеспечил конкурентоспособность отечественных труб большого диаметра для строительства газопроводов, холоднокатаного листа для выпуска автомобилей и т.д.
Две трети российского импорта приходятся на продукцию инвестиционного назначения. Однако за три прошедших кризисных года импорт машин, оборудования и транспортных средств сократился почти наполовину (на 49%), металлов - на 42%, химической продукции - на 30%. Создались предпосылки для торможения модернизации и инновационного развития страны. При этом импорт инвестиционных товаров сокращался быстрее, чем продовольствия, хотя последнее имеет значительно большие возможности для импортозамещения, чем машиностроение или химическая промышленность. Это ли не косвенное подтверждение предпочтения целей текущего потребления накоплению ресурсов для будущего?
Импорт продукции в Россию в годы кризиса сократился из всех без исключения стран. Однако одни страны теряли российский рынок быстрее, чем другие. Почему? Для России не безразлично, заимствовать ли инновации из первых рук (т. е. из развитых стран), либо из вторых, а то и третьих.
В табл. 4 показаны изменения географии российского импорта в кризисные годы.
Таблица 4
Структура и динамика импорта по странам, %
Страна 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Индекс 2015/2012
Дальнее зарубежье, из него: 85,9 87,6 88,6 88,6 0,59
страны ЕС 41,8 42,6 41,3 38,2 0,52
Германия 12,1 12,0 11,5 11,1 0,52
Италия 4,2 4,6 4,4 4,5 0,61
Франция 4,3 4,1 3,7 3,1 0,42
Китай 16,3 16,8 17,7 19,3 0,67
США 4,8 5,2 6,4 6,3 0,75
Государства СНГ, из них: 14,1 12,4 11,4 11,3 0,45
Белоруссия 4,3 4,5 4,2 3,9 0,52
Казахстан 3,2 1,9 2,6 2,7 0,48
Украина 5,6 5,0 3,7 3,0 0,31
Из данных таблицы видно, что снижение импорта в Россию произошло по всем без исключения странам. Сквозной индекс импорта, рассчитанный для трех кризисных лет, по всем странам меньше единицы. Отсюда предварительно можно сделать вывод о доминирующем (по сравнению с санкциями) влиянии российского кризиса на снижение импорта.
Крупнейшим поставщиком импортной продукции в Россию является Европейский Союз. Страны ЕС - главные поставщики продукции инвестиционного назначения. Между тем европейский импорт в Россию оказался обвальным в годы кризиса. Если в 2012 г. страны ЕС поставляли в нашу страну продукцию на сумму 132,5 млрд. долл., то в 2015 г. импорт составил 69 млрд. долл. Сквозной индекс для трех кризисных лет составил 0,52. ЕС заметно уступил свои позиции на российском рынке. Доля стран ЕС сократилась в российском импорте с 41,8% в 2012 г. до 38,2% в 2015 г.
Какие же причины вызвали обрушение европейского импорта в нашу страну: кризис российской экономики либо внешние события, особенно санкции?
Если бы действовали только внутренние российские обстоятельства, общие для всех стран - экспортеров, то импорт сокращался бы для всех его поставщиков равномерно. Как весь российский импорт составил в 2015 г. 0,57 его величины в 2012 г., так и для любого поставщика импорт 2015 г. составлял бы 57% импорта 2012 г., и структура импорта по странам не менялась бы. Не будь прямых и ответных санкций и других внешних причин, европейский импорт в Россию составлял бы в 2015 г.: 132,5x0,57 = 75,5 млрд. долл. Из-за санкций и других экзогенных при-
чин он фактически оказался меньше - 69 млрд. долл. Значит, из-за санкций страны ЕС дополнительно потеряли: 75,5 - 69 = 6,5 млрд. долл. российского рынка. Общее снижение европейского импорта в Россию составило: 132,5 - 69 = 63,5 млрд. долл. Таким образом, потери стран ЕС из-за санкций составили около 10% (6,5 : 63,5 = 0,102). Остальные 90% потерянного импорта из Европы - это следствие внутренних причин кризисной российской экономики.
Два главных поставщика инвестиционного импорта мало изменили свои позиции на российском рынке. Доля Германии в российском импорте снизилась с 12,1% в 2012 г. до 11,1% в 2015 г. Доля итальянского импорта возросла соответственно с 4,2 до 4,5%. В отличие от них Франция заметно сдала свои позиции на российском рынке. Ее экспорт в РФ сократился на 58%, а доля в российском импорте снизилась с 4,3% до 3,1%.
США в отличие от стран Евросоюза, инициировавшие экономические санкции против России, не только не потеряли, но даже укрепили свои позиции на российском рынке. Доля США в российском импорте повысилась с 4,8% в 2012 г. до 6,3% в 2015 г. Индекс снижения импорта США был самым скромным из всех стран -0,75. Если бы он находился на среднем уровне (0,57), а доля США в российском импорте оставалась неизменной, то экспорт из этой страны в Россию снизился бы еще на 18%,. Не будь санкций, США сократили бы свой экспорт в Россию на 40% больше, чем это было фактически.
Китай быстро увеличивает долю в российском импорте: с 16,3% в 2012 г. до 19,3% в 2015 г., когда он ввозил в Россию столько же продукции, сколько Германия, Италия и Франция, вместе взятые. В Россию из Китая поступает 80% российского импорта персональных компьютеров. Несмотря на создание благоприятных условий для внешней торговли России со странами СНГ, импорт из этих стран сократился больше, чем из стран дальнего зарубежья и государств Евросоюза. В результате, доля СНГ в российском импорте снизилась с 14,5% в 2012 г. до 11,3% в 2015 г. Это снижение в основном отразилось на рынке потребительских товаров. Главной причиной явилось обрушение украинского экспорта в Россию на 69%. Украина больше других стран снизила экспорт в Россию. Ее доля в российском импорте сократилась с 5,6 до 3%. Импорт из Казахстана в Россию также снижался ускоренно, в результате его доля в российском импорте уменьшилась с 3,2 до 2,7%. Возможно, здесь повлияли экономические трудности этой страны, связанные со снижением мировых цен на нефть.
Заслуживает специальной экспертизы снижение импортных поставок из Белоруссии: доля этой страны в российском импорте уменьшилась за три года с 4,3 до 3,9%. Возможно, причину следует искать в особенностях ниш российского рынка, которые заполняют белорусские товары - мебель, одежда, ткани, грузовые автомобили, тракторы и т.д. Такая номенклатура импорта находится в зоне доступности для российского импортозамещения.
Подведем некоторые итоги.
Несмотря на уникально неблагоприятную кризисную ситуацию, усугубленную внешними санкциями, товарная и географическая структуры российского импорта оказались более инерционными и устойчивыми, чем можно было предполагать. Основы внешнеэкономических связей России пока сохранены.
Наибольшую угрозу для будущего экономического развития России представляет снижение поставок из стран ЕС - главного потенциального источника инвестиционных и инновационных заимствований. Эта угроза проявляется в опережающем по отношению к капитальным вложениям снижении импорта товаров инвестиционного назначения, в результате сокращается инновационная насыщен-
ность инвестиций. Образно говоря, каждый последующий рубль инвестиций привносит в народное хозяйство меньше инноваций, чем предшествующий. Повышение доли импорта из Китая и США может лишь частично восполнить потери от ослабления внешнеэкономических связей с основным торговым партнером - Евросоюзом. Какими бы важными ни казались внутренние источники, восстановление экономического партнерства с развитыми странами является необходимым условием будущей модернизации и инновационного роста российской экономики.
Вклад санкций в обрушение российского импорта оказался на порядок меньше влияния внутренних причин - девальвации рубля, сокращения поступлений от экспорта сырья и др. Поэтому снятие санкций, хотя и может благотворно отразиться на российской экономике, не является ключевым условием выхода России из кризиса. Россия сокращает свой импорт не столько под давлением санкций, сколько
из-за падения цен на нефть и другое сырье.
* * *
За первые три кризисных года уровень жизни среднестатистического россиянина остался на отметке докризисного 2012 г. В 2015 г. население впервые ощутило падение уровня жизни по сравнению с предшествующим 2014 г. Важнейшей угрозой для текущего качества жизни является обвал импорта в Россию лекарственных средств и сложной медтехники, пока не восполненный импортозамещением.
Наибольшая угроза для будущего России - сокращение инвестиций, падение импорта инвестиционных товаров из развитых стран, снижение инновационной насыщенности инвестиций.
Приоритетными направлениями экономической политики по выходу из кризиса и подъему российской экономики могут стать:
- повышение конкурентоспособности российской продукции (где это достижимо) за счет нового социального заказа российской науке либо, следуя прошлому успешному опыту автопрома, за счет привлечения в Россию наиболее прогрессивных зарубежных компаний;
- обеспечение высокой инвестиционной привлекательности ограниченного числа наиболее перспективных инвестиционных проектов конкурентоспособного импортозамещения и развития несырьевого экспорта [5].
Для будущего экономического подъема Россия располагает природными ресурсами, богатым человеческим капиталом, накопленным потенциалом в области атомной энергетики, самолетостроения, космоса, судостроения, а в последние годы -в сфере информационных и коммуникационных технологий, в связи, в производстве конструкционных материалов (металлургия, химическая промышленность), в автомобилестроении.
Литература
1. Российский статистический ежегодник — 2015. М.: Росстат, 2015.
2. Социально-экономическое положение России. 2015 год //М.: Росстат, 2015.
3. «Не пиво, так квас» (Ие1пекеп нашел свою альтернативу) //Коммерсант. 23.04.2015. № 72. С. 10.
4. Гриценко П., Демидова А. Бриллиантовая рука рынка //Ведомости. 15.12.2015. С. 10.
5. Фальцман В.К. Проблемы структурной, инвестиционной и инновационной политики //Проблемы прогнозирования. 2016. № 4. С. 14-23.