Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2017
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
С.П. ГЛИНКИНА доктор экономических наук, профессор, руководитель научного направления «Международные экономические и политические исследования» Института экономики РАН, зав. кафедрой Общей экономической теории МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова
А.А. ЯКОВЛЕВ
аспирант МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова, младший научный сотрудник Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН
ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН БРИКС В УСЛОВИЯХ КИТАЕ-ЦЕНТРИЧНОСТИ И ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ
Статья посвящена анализу торгового взаимодействия стран БРИКС в условиях роста торговой зависимости стран-участниц от Китайской Народной Республики и реализации Россией стратегии импортозамещения. Показана опасность для дальнейшего развития российской экономики чрезмерной зависимости производства и потребления от импорта, названы внешние вызовы, с которыми столкнулась Россия в 2014 г. Это, в частности, экономический кризис, вызванный резким падением цен на основные товары российского экспорта, а также антироссийскими санкциями, введенными странами Запада против РФ.
Ключевые слова: БРИКС, Китае-центричность, торговое сотрудничество, импортоза-мещение.
1БЬ: Б10, Б13, Б15, Б17.
Изначально акроним БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) обозначал наиболее благоприятные для инвестирования развивающиеся рынки. Основой для глобального «возвышения» Сообщества стала растущая экономическая мощь государств-участников, помноженная на их богатый природно-ресурсный и человеческий потенциал. Сегодня БРИКС (четыре выше упомянутые страны плюс присоединившаяся к ним Южно-Африканская Республика) - это более 20% мирового ВВП по текущему валютному курсу и почти треть (в 2015 г. 30,7%)
по паритету покупательной способности [1]. Вклад стран БРИКС в прирост мирового ВВП по ППС с 2006 г. составил более 50%1.
За годы существования БРИКС значительно вырос вклад стран-участниц Сообщества в мировую торговлю: их доля увеличилась с 11,9% в 2006 г. до 17,2% в 2015 г.2 Возросла открытость экономик стран БРИКС, рассчитываемая как отношение объема внешней торговли страны к ее ВВП. Сегодня в России этот показатель составляет 33,1%, в Индии - 30,9%, в Китае - 44,4%, в ЮАР - 44,6% и лишь в Бразилии остается существенно менее значимым - 15,9%3.
Эволюция БРИКС в направлении создания межгосударственного объединения во многом стала ответом пяти крупнейших стран мира на разбалансированность глобальной экономики, политический хаос в постбиполярном мире. Сама действительность подтолкнула их к тому, чтобы создать механизм, позволяющий продвигать свои интересы и участвовать в принятии важных геополитических решений. Страны оказали существенное влияние на реформу Мирового валютного фонда и на распределение системы квот в его рамках. Появился Банк развития БРИКС, призванный дополнить существующие международные институты развития и облегчить доступ развивающихся стран к финансовым ресурсам.
Сохранение твердого политического курса государств - участников БРИКС на углубление взаимодействия может привести к превращению этого объединения в один из центральных элементов новой системы глобального регулирования в политико-правовой и в финансово-экономической сферах. БРИКС имеет шанс стать одним из центров силы в новой модели глобальных отношений, преодолевающей старые разделительные линии Восток-Запад / Север-Юг.
Одна из проблем Сообщества сегодня - существенные различия в понимании сущности объединения и его миссии. Для одних участников (Бразилия, Индия) - это долгосрочный проект укрепления экономического сотрудничества в рамках пяти крупнейших (по территории, населению, ресурсному потенциалу) стран мира. Для других государств (Южно-Африканская республика) - это «международная гарантия» завоевания особых позиций в регионе. Для Китая, очевидного экономического лидера БРИКС, существование этой международной платформы, с одной стороны, - инструмент борьбы за перестройку системы глобального управления, с другой - своего рода
1 Расчеты авторов на основе данных Мирового банка: www.worldbank.org.
2 Данные Мирового банка. www.worldbank.org.
3 Отчет об устойчивом экономическом развитии стран БРИКС 2017. Пекин, Центр финансовых исследований и разработок при Банке развития Китая, Китайский Совет по БРИКС, июнь 2017, с. 3.
завеса китайской экономической экспансии в различных регионах мира (Центральная Азия, Африканский континент). Россия, по словам министра иностранных дел С. Лаврова, ставит задачу трансформирования БРИКС в один из наиболее важных элементов системы глобального управления.
Дискуссии вокруг феномена БРИКС ведутся и в рамках научного сообщества. Один из дискуссионных вопросов - перспективы укрепления экономической связанности стран БРИКС в результате функционирования Сообщества. Ученые Индии и Бразилии подчеркивают важность экономической составляющей в деятельности этого неформального клуба. Ведущие же российские аналитики, в частности, исполнительный директор НКИ БРИКС Г. Толорая, считают, что БРИКС - это не экономическое объединение. Его целью является не экономическая интеграция и развитие сотрудничества внутри БРИКС, а изменение структуры глобального управления для того, чтобы восходящие экономики заняли в нем достойное место, чтобы структуры международной финансовой архитектуры, финансового управления не были под доминированием только западных стран [2]. Таким образом, БРИКС для одних стран - это возможность укрепления экономического взаимодействия, для других - площадка/инструмент геополитической борьбы [3].
Если обратиться к анализу документов, в частности, деклараций по итогам ежегодных саммитов БРИКС, то в них можно найти все. Например, речь идет о том, что широта охвата сфер сотрудничества чрезмерна и возникает вопрос: «Можно ли одновременно эффективно решать все ставящиеся задачи?». Обратимся к анализу одной из сфер сотрудничества - взаимной торговле (возможно наиболее приземленной). Как нам представляется, по мере роста политического влияния Сообщества важно наращивать не только взаимное доверие, но и внутреннюю экономическую связанность государств - участников БРИКС. На саммите БРИКС 2016 г. на Гоа (Индия) этой проблеме было уделено особое внимание. В частности, поставлена задача удвоения к 2020 г. взаимного товарооборота стран и достижения отметки в 500 млрд долл. Однако достичь этой цели, видимо, будет непросто в условиях нарастания в мире так называемого «экономического патриотизма», который в России известен как стратегия импортозамещения.
Стратегия импортозамещения в России и торговое сотрудничество стран БРИКС
В течение последних 5 лет российская экономика сталкивается с серьезными кризисными явлениями. Падение темпов экономического роста наблюдается с конца 2012 г. Уже в 2013 г. рост ВВП составил по
валютному курсу лишь 1,3%, инфляция выросла до 6,5 %, отток капитала достиг 61 млрд долл.4 В сопоставимых ценах картина выглядит не так драматично, но и при такой методике расчетов падение ВВП фиксируется начиная с 2014 г. (см. рис. 1).
Источник: составлено авторами по данным: www.worldbank.org. Рис. 1. ВВП России в 2010-2016 гг., в млрд долл. США (в текущих и постоянных ценах).
Можно выделить следующие важнейшие причины разразившегося в экономике страны кризиса:
• снижение мировых цен на основные позиции российского, преимущественно топливно-сырьевого экспорта;
• деиндустриализация и примитивизация экономики, в результате которой по ряду традиционных экспортных изделий обрабатывающей промышленности утрачена конкурентоспособность;
• системные проблемы в экономике как результат неадекватной российским реалиям либеральной модели трансформации;
• мировая экономическая рецессия;
• введение Западом санкций против России.
Существуют различные оценки потерь российской экономики в результате введенных Западом санкций. По рассчетам ООН, экономика России за 3 года потеряла 52-55 млрд долл.5 В конце 2014 г. министр финансов Антон Силуанов называл цифру в 40 млрд долл. в год6, а в
4 Росстат 2017. www.gks.ru.
5 Спецдоклад ООН оценил ущерб от санкций против России. INTERFAX.RU, 28 апреля 2017.
6 Минфин назвал потери России от санкций и снижения цены на нефть. INTERFAX.RU, 24 ноября 2014 г.
январе 2016 г. замминистра экономического развития Алексей Лихачев оценивал потери российской стороны только в 2015 г. в 25 млрд евро7.
Кризис 2014 г. сопровождался крупномасштабным обесценением национальной валюты (за год рубль потерял 58% своей стоимости по отношению к доллару США и был признан худшей валютой, по оценке агентства В1оошЪег^), ростом инфляции и снижением реальных располагаемых доходов населения, а на этой базе - потребительского спроса. Меры по ужесточению денежно-кредитной политики Центробанка РФ привели к повышению стоимости кредитования, что послужило причиной снижения внутреннего спроса9.
Существенно сократился приток в страну прямых иностранных инвестиций (ППИ). В 2014 г. он уменьшился почти в 3 раза в сравнении с 2013 г., а в 2015 г. - еще в 4,5 раза, составив лишь 4,8 млрд долл. Активизировался отток капитала из страны. В 2014 г. он составил 153 млрд долл., что соответствовало 13% ВВП, или 65,5% расходов годового федерального бюджета. В 2015 г. отток капитала замедлился, но все еще был значительным (56,9 млрд долл., или 5,1% ВВП страны).
Все перечисленные выше факторы (в наибольшей мере девальвация рубля, санкции, снижение внутреннего спроса) оказали негативное влияние на динамику внешней торговли России.
В 2016 г. экспорт РФ по стоимости сократился на 43,4% в сравнении с 2014 г., а импорт - на 43%. При этом если стоимостные показатели динамики экспорта падали на фоне роста его физических объемов, падение импорта происходило как в стоимостном, так и в физическом измерении.
Россия оказалась перед перспективой экономического коллапса, и встал вопрос о необходимости мобилизации имеющихся внутренних возможностей для его предотвращения. Руководством страны была озвучена задача широкомасштабного импортозамещения, что было положительно воспринято обществом. Как известно, ориентация на сырьевую экономику в течение всех лет трансформации привела к заметной импортозависимости страны. Особенно это коснулось тяжелого машиностроения, медицинской промышленности и фармацевтики, легкой промышленности и сельского хозяйства [4]. В результате доля импорта в отдельных отраслях промышленности существенно превысила порог экономической безопасности. По офи-
7 В ООН оценили потери России и «противников» от санкций в три ВВП Эфиопии // РБК, 28.04.2017. www.rbc.ru/economics/28/04/2017/590332b69a7947ae385244b0.
8 Bloomberg назвал рубль и нефть худшими инвестициями года. INTERFAX.RU, 24 декабря 2014 г.
9 Валютный кризис 2014-2015 гг. // Ведомости, 12.01.2015 г. www.vedomosti.ru/opinion/ articles/2015/01/12/valyutnyj-krizis-20142015-gg.
циальным оценкам, доля импорта в производстве станкостроительной продукции на начало 2014 г. приближалась к 90%, в тяжелом машиностроении - к 70%, в нефтегазовом оборудовании - к 60%, в энергетическом оборудовании - около 50%, в сельхозмашиностроении (в зависимости от категории продукции) - от 50 до 90%, в гражданском самолетостроении - более 80%10.
В 2014 г. Президентом РФ была поставлена задача увеличить долю отечественных товаров на внутреннем рынке за счет требуемого качества продукции и приемлемых для покупателя цен. В первых официальных документах11 планировалось, что «срок реализации программы импортозамещения составит два, максимум три года. При этом импор-тозамещению подлежит примерно треть всего российского импорта, что составляет около 100 млрд долл. США и потребует прироста производственных мощностей на 15-16%12». Как видно из данных табл. 1, импорт в страну в течение последних 4 лет действительно резко сократился. По планам же правительства к 2020 г. импортная составляющая в производстве должна сократиться в 1,5-2 раза.
Таблица 1
Экспорт и импорт РФ по методологии платежного баланса (млн долл. США, 2014-2016 гг.)
Годы Экспорт товаров (ФОБ), в % к предыдущему году Импорт товаров (ФОБ), в % к предыдущему году
2013 99,2 101,7
2014 95,1 90,2
2015 68,4 63,0
2016 83,0 99,7
Источник: Росстат 2017. www.gks.ru.
Наиболее точно о результатах политики импортозамещения можно судить, соотнеся показатели сокращения импорта и показатели роста производства по отдельным группам товаров (см. рис. 2, 3). При этом необходимо принять за аксиому, что потребности государства и его населения в тех или иных товарах и продуктах остались неизменными.
10 Официальный сайт импортозамещения в России. zimport.ru/cel-proekta.
11 Заседание Государственного совета РФ. Развитие отечественного бизнеса и повышение его конкурентоспособности на мировом рынке в условиях членства России в ВТО. 18 сентября 2014 г. www.kremlin.ru/transcripts/46636.
12 Официальный сайт импортозамещения в России. zimport.ru/cel-proekta.
1 1 1 1гЧ
■■
т
1
т
1 г
Г
1 л
Прочие товары
Мишины, оборудование и транспортные средства
Металлы, драгоценные камни и изделия из них
Текстиль, текстильные изделия и обувь
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
Продукция химической промышленности, каучук
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
□ 2016 □ 2015 ■ 2014
Импорт - всего
' 1г.'. -1(1% 35% 10% 25% Г-н'.', -15% -1(1% -5% 0% 5% 10%
Источник: составлено авторами на основе данных Росстат. www.gks.ru. Рис. 2. Индексы стоимостных объемов импорта РФ по отдельным отраслям, 2014-2016 гг. (в % к предыдущему году).
Как видно из данных диаграммы, импорт сократился во всех важнейших отраслях производства, особенно значительным падение его стоимостных и физических объемов было в 2015 г. Незначительный рост после резкого сокращения наблюдался в импорте машин, оборудования и транспортных средств в 2016 г.
Как показывает анализ, наиболее впечатляющими на сегодняшний день оказались результаты импортозамещения в сельском хозяйстве. По данным Росстата, объем импорта сельскохозяйственной продукции, составлявший в 2014 г. 39,9 млрд долл. США, в 2015 г. сократился до 26,5 млрд. За год на 30% снизился импорт свежего и мороженого мяса, на 44% - свежей и мороженой рыбы, на 36,5% - сыров и творога. Также упал импорт подсолнечного масла, соли, картофеля, помидоров, огурцов, других овощей и фруктов13.
13 www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect.
Источник: составлено авторами по данным Росстата: www.gks.ru. Рис. 3. Индексы производства по видам экономической деятельности Российской Федерации (изменение в % от предыдущего года).
Объемы вынужденного снижения импорта могли быть покрыты за счет собственного производства или поставок стран, не подпадающих под продуктовое эмбарго. Страны БРИКС не вошли в число
государств, поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия из которых компенсировали бы России потери от продовольственного эмбарго. По рыбе и морепродуктам Россия сотрудничала с Ираном, Малайзией, Оманом, Тунисом и Марокко. Кооперантами по поставкам мяса и птицы, молочных продуктов, включая сыры, стали Македония, Иран, Чили, Уругвай и Аргентина. Таиланд и некоторые страны Африки осуществили поставки овощей и фруктов на российский рынок. А Индия, Бразилия, Южно-Африканская Республика существенно сократили объемы поставок сельскохозяйственной продукции в РФ (см. рис. 4).
4000 3500 3000 I 2500
п
| 2000 ^
| 1500 г
1000 500 0
2013 2014 2015 2016
Источник: Федеральная таможенная служба России. www.customs.ru. Рис. 4. Динамика российского сельскохозяйственного импорта из стран БРИКС.
Китай явно воспользовался новыми возможностями, открывшимися в связи с ограничением Россией импорта из Турции, Египта, стран ЕС (см. табл. 2). Он активно наращивал поставки на российский рынок овощей и фруктов, на которые приходилось около 80% стоимостного, или 60% физического экспорта сельскохозяйственной продукции в РФ14.
Российским аграриям удалось заметно нарастить объемы собственного производства сельхозпродукции. Только за 2015 г. производство мяса выросло на 477,4 тыс. т, производство мяса птицы - на 653,5 тыс. т, сыра и творога - на 281,6 тыс. т15. Такого роста удалось достичь за счет масштабного государственного субсидирования сельского хозяйства.
Как отметил Президент РФ В.В. Путин, «еще десять лет назад практически половину продуктов питания мы завозили из-за рубежа, критически зависели от импорта, теперь Россия - среди экспортеров. В про-
14 Маркетинговое исследование «Продукты питания - перспективы торговли России с Китаем»: www.exportvl.ru.
15 politrussia.com/ekonomika/realnye-itogi-importozameshchaniya-708.
Таблица 2
Натуральные и стоимостные объемы поставок сельскохозяйственной продукции из Китая в Россию, 2011-2015 гг.
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Натуральные объемы, в т 1 488 018,9 1 277 086,7 1 282 488,2 1 437 546,2 1 249 987,6
В % к предыдущему году - -14,1 0,4 12,1 -13,0
Стоимостные объемы, тыс. долл. США 1 529 491,0 1 439 846,8 1 535 000,3 1 738 211,2 1 555 423,7
В % к предыдущему году - -5,9 6,6 13,2 -10,8
Источник: Маркетинговое исследование «Продукты питания - перспективы торговли России с Китаем»: www.exportvl.ru.
шлом году (2014 г., С.Г.) российский экспорт сельхозпродукции составил почти 20 млрд долл. Это на четверть больше, чем выручка от продажи вооружений, или около трети доходов от экспорта газа. И такой рывок наше сельское хозяйство совершило за короткий, но плодотворный период. К 2020 г. нужно полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить с учетом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растет16».
Рекорды в сельском хозяйстве позволили России нарастить экспорт зерновых, картофеля, мяса и других видов продукции. При этом помимо традиционных покупателей увеличились поставки в страны Ближнего востока, Азии, в частности, в Китай, и даже в страны Латинской Америки. Рационально и эффективно используя уникальные ресурсы сельхозугодий в различных климатических зонах, пресной воды, химических удобрений, кормового зерна, Россия способна внести большой вклад в обеспечение продовольственной безопасности планеты, в удовлетворение спроса на продукты питания, растущего вместе с населением планеты и повышением благосостояния Китая, Индии и других стран. В 2016 г. экспортные поставки российского продовольствия увеличились в стоимостном выражении на 7,7%, а в физическом - на 12,8%.
Среди лидеров импортзамещения - химическая промышленность России. На момент введения санкций объем российского импорта
16 kremlin.ru, 3 декабря 2015 г.
химической промышленности в полтора раза превышал объем экспорта [5]. Главными продуктами импорта были лекарственные средства, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них, а также резиновые шины, парфюмерия, косметические средства. За последние три года в химической промышленности удалось добиться реальных успехов практически по всем группам товаров (см. рис. 5), что объясняется выходом на проектную мощность запущенных ранее предприятий. В результате наблюдаются заметные темпы прироста производства полипропилена, полиэтилена и поливинилхлорида. По оценкам специалистов, существующей в стране производственной базы достаточно, чтобы за 2-3 года наладить производство ключевых катализаторов, зависимость от импорта по которым сегодня достигает 90%17.
Как наглядно видно на рис. 5, сокращение поставок химической продукции из Индии и их стагнация по Бразилии и ЮАР продолжается третий год подряд. Лишь Китай после резкого падения экспорта на российский рынок в 2015 г. вновь демонстрирует рост поставок, оставаясь важным поставщиком продукции «малой химии» для российских потребителей [6].
5000
3500
^ 2000
1000
» Бразилия И Индия
А Китай
_
" ■ ,
—« >. II.—
2015
Источник: Федеральная таможенная служба России. www.customs.ru. Рис. 5. Динамика импорта Россией продукции химической промышленности из стран БРИКС.
Замещение импортных лекарственных средств отечественными возможно только по отдельным немногочисленным препаратам. Отказ от использования импорта этих видов отрицательно сказался бы на здоровье населения. Китай и Индия могли бы более активно участвовать в решении задачи обеспечения российского населения медицинскими препаратами.
17 Импортозамещение: от слов к делу. Химическая промышленность стала одним из драйверов роста в российской экономике. www.ect-center.com.
Не удается полностью приспособиться к новым экономическим реалиям российскому машиностроению. Падение производства наблюдалось практически по всем группам товаров - автомобили, автобусы, грузовики. Умеренный оптимизм внушают результаты развития отрасли в 2016 г., когда стоимостные объемы выпуска впервые с 2012 г. продемонстрировали небольшой рост.
В импорте из Китая доля машин и оборудования в 2013-2016 гг. увеличилась с 52,0% до 58,65%. После роста на 3 п.п. в 2013-2015 гг. сократились поставки машин и оборудования из ЮАР: в структуре южноафриканского экспорта в Россию их доля в 2016 г. составила 13,69%. Незначительна (3,4-3,7%) доля машин и оборудования в совокупном экспорте Бразилии в Россию. Учитывая серьезное сокращение поставок машино-технической продукции стран Запада в Россию, а также положение дел с российским отечественным производством этой продукции, страны БРИКС могли бы серьезно наращивать свои поставки на российский рынок. Еще более перспективным могло бы быть развертывание странами своих производств на территории России с установлением широких кооперационных связей с отечественными предприятиями.
Таким образом, анализ показывает, что Бразилия, Индия и ЮжноАфриканская Республика слабо использовали возможности укрепления своих позиций на рынке РФ в период 2014-2017 гг., о чем свидетельствуют данные табл. 3 и 4.
Прочные позиции в качестве основного партнера по импорту и ведущего - по экспорту занял Китай. В рамках региональной группировки с очевидностью формируется Китае-центричный тип сотрудничества. КНР является практически для всех стран Сообщества, если не первым, то по крайней мере ведущим торговым партнером, о чем свидетельствуют данные табл. 3 и 4. Заметное влияние на торговое сотрудничество стран оказывает замедление в последние годы темпов экономического роста в Китае (см. рис. 5).
Китай, демонстрировавший в течение трех десятилетий в среднем 10%-ые темпы роста, к 2016 г. снизил этот показатель до 6,9%. Очевидно, что чем крупнее становится экономика, тем труднее ей сохранять высокие темпы экономического роста. Все факторы, обеспечивавшие высокую динамику экономического развития Китая (труд, капитал, производительность труда), постепенно истощаются. Доля трудоспособного населения в общей численности граждан страны достигла своего пика в 2012 г. Дальнейшее наращивание инвестиций (2015 г. 49% от ВВП) неэффективно, да и маловероятно. Ввиду уже сократившегося технологического разрыва между Китаем и наиболее богатыми странами мира рост производительности труда будет замедляться.
Снижение экономической динамики в Китае - основная причина сокращения спроса на мировом рынке в течение последних 3-4 лет.
Таблица 3
Место стран БРИКС в структуре экспорта стран -участниц Сообщества (2016 г.)
Страна Бразилия Россия Индия Китай ЮАР
Бразилия - 20 11 1 35
Россия 37 - 16 2 82
Индия 31 34 - 4 23
Китай 20 15 9 - 29
ЮАР 34 41 8 1 -
Источник: Составлено авторами по данным: comtrade.un.org/data.
Таблица 4
Место стран БРИКС в структуре импорта стран Сообщества (2016 г.)
Страна Бразилия Россия Индия Китай ЮАР
Бразилия - 14 12 2 50
Россия 15 - 19 1 48
Индия 27 22 - 1 20
Китай 8 11 26 - 12
ЮАР 12 47 4 1 -
Источник: составлено авторами по данным: comtrade.un.org/data.
5000
4500
4000
3500
g 3000 а
| 2500
§ 2000 х
| 1500 1000
500
♦ Бразилия U Индия А Китай -*-ЮАР
-1 * к К-
2013
2014
2015
2016
Источник: составлено авторами по данным: CIA World Factbook.
Рис. 5. Динамика темпов роста ВВП и промышленного производства КНР
(2012- 2016 гг., %).
И это понятно, учитывая позицию Китая в мировой торговле товарами [7]. В 2000 г. его доля составляла лишь 3%, в 2013 г. Китай превратился в мирового лидера по экспорту продукции, а к 2016 г. его доля превысила 12% мирового экспорта. Являясь первой по размеру ВВП по ППС державой, Китай постепенно снижает объемы своего импорта (см. рис. 6).
♦ Темпы роста ВВП Китая Ш Темпы роста промышленного производства Китая
11111 2012 2013 2014 2015 2016
Источник: составлено авторами по данным: comtrade.un.org/data. Рис. 6. Динамика импорта КНР (в % к предыдущему году).
Снижение потребления Китаем стали на 1% оборачивается сокращением экспорта сталелитейной продукции Бразилии на 0,4%. Большие проблемы возникают в России, обеспечивающей 15% китайского импорта сырой нефти. В момент введения Западом санкций против России руководство страны надеялось на существование неиссякаемых потребностей в энергоресурсах у Китая. Действительность не оправдала российских надежд. Замедление темпов экономического роста в Китае сопровождается снижением поставок в страну алмазов, золота и платины из Южно-Африканской Республики, что оборачивается большими потерями для ЮАР. Под влиянием снижения спроса, а также вследствие девальвации китайского юаня в 2014-2015 гг. на 20% сократились товарные поставки из Индии в КНР, в 2016 г. падение индийского экспорта составило 7%.
Одна из проблем торгового сотрудничества в рамках БРИКС заключается в низкой заинтересованности его лидера, Китая, в рынках стран-членов Сообщества. В 2016 г. Китай направлял в страны БРИКС лишь 6,5% своего экспорта. Невысок показатель экономической связанности и у других участников Сообщества. Он крайне низок в Индии и ЮАР, в России составляет 12,2 % (рост на 3,7 п.п. по сравнению с 2013 г.). Наибольшим этот показатель является в Бразилии - 22% при сокращении за последние три года вдвое. Таким образом, основными для стран Сообщества рынками по-прежнему остаются рынки развитых западных государств (см. табл. 5).
Таблица 5
Внутрирегиональный экспорт стран БРИКС, млрд долл.
Экспорт России Бразилия Китай Индия ЮАР Мир
2000 0,6 5,2 1,1 0,0 103
2013 2,0 35,6 7,0 0,3 527
2016 2,0 28,0 4,7 0,2 285,7
Экспорт Индии Бразилия Китай Россия ЮАР Мир
2000 0,3 0,8 0,9 0,3 42,3
2013 5,4 14,5 2,2 5,3 336,6
2016 2,3 8,9 1,8 3,2 260,3
Экспорт Китая Бразилия Индия Россия ЮАР Мир
2000 1,2 1,6 2,2 1,0 249
2013 36,2 48,4 49,6 16,8 2209
2016 23,3 60,4 38,0 13,5 2097
Экспорт Бразилии Китай Индия Россия ЮАР Мир
2000 1,1 0,4 0,4 0,3 55,1
2013 46,0 3,1 3,0 1,8 242,2
2016 35,13 3,16 2,29 1,39 185,2
Экспорт ЮАР Китай Индия Россия Бразилия Мир
2000 0,3 0,4 0,0 0,2 26,2
2013 11,8 3,0 0,4 0,7 95,1
2016 6,8 3,1 0,2 0,3 74,1
Источник: составлено авторами по данным: COMTRADE.
Как видим, анализ не позволяет нам быть оптимистами в отношении перспектив достижения поставленной странами на Саммите БРИКС на Гоа задачи удвоения взаимного товарооборота к 2020 г. Целый ряд факторов затрудняет достижение этой цели. Среди них, как было отмечено выше, риски нарастающей «Китае-центричности» развития экономических отношений в условиях снижения темпов экономического роста у экономического лидера Сообщества. Достижению этой задачи в ближайшие 3-5 лет едва ли будет содействовать реализация политики импорто-замещения в России. Ведь ее воплощение в жизнь предусматривает на первом этапе возвращение отечественной продукции на национальный рынок. Политика импортозамещения должна стать импульсом для запуска роста ряда отраслей, их реформирования и модернизации. Девальвация национальной валюты, ограничивая импорт и содействуя экспорту, способствует реализации такой внешнеэкономической стратегии. Негативное воздействие на торговое сотрудничество в рамках БРИКС названных факторов могло бы быть несколько смягчено за счет расширения торговли с расчетами в национальной валюте, а также развития инвести-
ционного сотрудничества, направленного на создание цепочек добавленной стоимости внутри БРИКС, на развитие совместных производств продукции, востребованной на рынке Сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новое направление российской внешней и внешнеэкономической политики - взаимодействие в БРИКС / Отв. ред. С.П. Глинкина; колл. авторов. М.: Институт экономики РАН, 2014.
2. Толорая Г.Д. Зачем России БРИКС? // Россия в глобальной политике. 2015. № 1.
3. Хейфец Б.А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014.
4. Фальцман В. Импортозамещение в ТЭК и ОПК // Вопросы экономики. 2015. № 1.
5. Фальцман В.К. Импортозамещение в отраслях экономики России / ecfor.ru/wp-content/uploads/2015/fp/5/05.pdf.
6. Глинкина С.П., Тураева М.О., Яковлев А.А. Китайская стратегия освоения постсоветского пространства и судьба Евразийского союза. М.: Институт экономики РАН, 2016.
7. Азиатские соседи России: взаимодействие в региональной среде / Отв. ред. Г.Д. Толорая. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016.
S.P. GLINKINA
doctor habilitatus in economics, professor, head of the scientific direction "International economic and political researches" of the Institute of economics of the Russian academy of sciences, department chair of the General economic theory of Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia
A.A. YAKOVLEV
the graduate student of Moscow State University named after M.V. Lomonosov, junior research fellow of the Center of the Russian strategy in Asia of the Institute of economics of the Russian academy of sciences, Moscow, Russia [email protected]
TRADE COOPERATION OF THE BRICS COUNTRIES IN CONDITIONS OF SINO-CENTRICITY AND OF RUSSIA'S IMPORT SUBSTITUTION POLICY
The paper analyzes trade cooperation between BRICS countries against the background of both member countries increasing trade dependence on the People's Republic of China and of Russia's import substitution strategy implementation. The latter development results from the awareness of the Russian leadership that further economic development of the country is endangered by production and consumption excessively dependent on imports. The implementation of the above strategy was accelerated by external challenges faced by Russia in 2014, in particular by the economic crisis caused by a sharp drop of prices for main Russian export goods, as well as by anti-Russian sanctions imposed by Western countries against the Russian Federation in response to events around the Ukraine. Keywords: BRICS, Sino-centricity, trade cooperation, import substitution. JEL: F10, F13, F15, F17.