Научная статья на тему 'Заболевание сахарным диабетом в подростковом возрасте как переломное жизненное событие'

Заболевание сахарным диабетом в подростковом возрасте как переломное жизненное событие Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADOLESCENCE / PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF DIABETES / PSYCHOSOMATIC CONCEPTS / CRITICAL EVENT / DESIGN OF VITAL PROSPECTS / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САХАРНОГО ДИАБЕТА / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / ПЕРЕЛОМНОЕ СОБЫТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ральникова И. А., Шамардина М. В., Першина Н. А.

Психические нарушения больных с сахарным диабетом являются наиболее распространенными осложнениями. Для понимания психологических механизмов сахарного диабета авторами дано описание психосоматических концепций возникновения сахарного диабета. Заболевание сахарным диабетом рассмотрено в контексте данной статьи в качестве переломного события, что предполагает необходимость коррекции или существенной реконструкции жизненных перспектив подростками. Показаны различные авторские подходы в психолого-педагогической литературе к пониманию термина «переломное событие». Подчёркивается особый статус события, которое понимается в плане его субъективной важности для человека в контексте жизненного пути, специфики оценки события в зависимости от восприятия и реагирования на него, обусловленного особенностями личности, ее опытом, характером ситуативного контекста. Выделен главный фокус трансформационных процессов на подростковом этапе социализации представления о будущем. Определена актуальность проблемы проектирования жизненных перспектив подростками с диагнозом сахарный диабет в контексте психологического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGNING OF LIFE PROSPECTS OF TEENAGERS WITH THE DIAGNOSIS OF “DIABETES”

Mental disorders of patients with diabetes are the most widespread complications. For understanding of psychological mechanisms of diabetes authors give description of psychosomatic concepts of developing of diabetes. The disease of diabetes is considered in the context of the article as a critical event, which involves the need for correction or substantial rehabilitation of vital prospects by teenagers. Various approaches in psychology and pedagogical literature to understanding of a term “critical event” are shown. The special status of this event which is understood in respect of its subjective importance for the person in the context of a course of life, specifics of an assessment of an event depending on perception and the response to it caused by features of the personality, its experience, character of a situational context are underlined. The research has found that ideas of the future are the main focus of transformational processes at a teenage stage of socialization. The author defines relevance of the problem of design of vital prospects by teenagers with diabetes in the context of psychological maintenance.

Текст научной работы на тему «Заболевание сахарным диабетом в подростковом возрасте как переломное жизненное событие»

2. Страхова И.Б. Здоровый образ жизни как способ интеграция в социум. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Новосибирск, 2005. Available at: http://cheloveknauka.eom/zdorovyy-obraz-zhizni-kak-sposob-integratsii-v-sotsium#ixzz43cH5qRke

3. Логачёва Е.А. Здоровый образ жизни студенческой молодёжи среднего российского города. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону, 2014.

4. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Психология здоровья студенческой молодёжи. Томск: Томский государственный университет, 2012.

5. Шарок В.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы и самоотношения личности, склонной к рискованному поведению. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2010.

6. PRO Здоровый выбор: учебник по профилактической программе «Взгляд в будущее». Санкт-Петербург: Речь, 2005.

References

1. Ulanov D.V. Social'noe upravlenie formirovaniem zdorovogo obraza zhizni. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2006. Available at: http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-upravlenie-formirovaniem-zdorovogo-obraza-zhizni#ixzz42qy8XcCR

2. Strahova I.B. Zdorovyj obraz zhiznikak sposob integraciya vsocium. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Novosibirsk, 2005. Available at: http://cheloveknauka.com/zdorovyy-obraz-zhizni-kak-sposob-integratsii-v-sotsium#ixzz43cH5qRke

3. Logacheva E.A. Zdorovyj obraz zhizni studencheskoj molodezhi srednego rossijskogo goroda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2014.

4. Zalevskij G.V., Kuz'mina Yu.V. Psihologiya zdorov'ya studencheskoj molodezhi. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2012.

5. Sharok V.V. Osobennosti motivacionno-cennostnoj sfery i samootnosheniya lichnosti, sklonnoj k riskovannomu povedeniyu. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.

6. PRO Zdorovyj vybor: uchebnik po profilakticheskoj programme «Vzglyad v buduschee». Sankt-Peterburg: Rech', 2005.

Статья поступила в редакцию 25.03.16

УДК 316.61

Ralnikova I.A., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Head of Department of Social Psychology, Altai State University (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected]

Shamardina M.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected]

Pershina N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, The Shushing Altay State Humanities Pedagogical University (Biysk, Russia), Е-mail: [email protected]

THE DESIGNING OF LIFE PROSPECTS OF TEENAGERS WITH THE DIAGNOSIS OF "DIABETES". Mental disorders of patients with diabetes are the most widespread complications. For understanding of psychological mechanisms of diabetes authors give description of psychosomatic concepts of developing of diabetes. The disease of diabetes is considered in the context of the article as a critical event, which involves the need for correction or substantial rehabilitation of vital prospects by teenagers. Various approaches in psychology and pedagogical literature to understanding of a term "critical event" are shown. The special status of this event which is understood in respect of its subjective importance for the person in the context of a course of life, specifics of an assessment of an event depending on perception and the response to it caused by features of the personality, its experience, character of a situational context are underlined. The research has found that ideas of the future are the main focus of transformational processes at a teenage stage of socialization. The author defines relevance of the problem of design of vital prospects by teenagers with diabetes in the context of psychological maintenance.

Key words: adolescence, psychological mechanisms of diabetes, psychosomatic concepts, critical event, design of vital prospects.

И.А. Ральникова, д-р психол. наук, проф., зав. каф. социальной психологии, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

М.В. Шамардина, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

Н.А. Першина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-mail: [email protected]

ЗАБОЛЕВАНИЕ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПЕРЕЛОМНОЕ ЖИЗНЕННОЕ СОБЫТИЕ

Психические нарушения больных с сахарным диабетом являются наиболее распространенными осложнениями. Для понимания психологических механизмов сахарного диабета авторами дано описание психосоматических концепций возникновения сахарного диабета. Заболевание сахарным диабетом рассмотрено в контексте данной статьи в качестве переломного события, что предполагает необходимость коррекции или существенной реконструкции жизненных перспектив подростками. Показаны различные авторские подходы в психолого-педагогической литературе к пониманию термина «переломное событие». Подчёркивается особый статус события, которое понимается в плане его субъективной важности для человека в контексте жизненного пути, специфики оценки события в зависимости от восприятия и реагирования на него, обусловленного особенностями личности, ее опытом, характером ситуативного контекста. Выделен главный фокус трансформационных процессов на подростковом этапе социализации - представления о будущем. Определена актуальность проблемы проектирования жизненных перспектив подростками с диагнозом сахарный диабет в контексте психологического сопровождения.

Ключевые слова: подростковый возраст, психологические механизмы сахарного диабета, психосоматические концепции, переломное событие, психологический тренинг, проектирование жизненных перспектив.

Введение

В данной статье предпринята попытка раскрыть психологическую природу заболевания «сахарный диабет», которое может рассматриваться как переломное жизненное событие, что впоследствии влияет на изменение моделей поведения. В первую очередь, это проявляется в том, что у подростков пропадает уверенность в собственном будущем, нарушаются механизмы опережающего отражения, возникают сложности

с целеполаганием, построением планов, выбором жизненных стратегий. Особое значение приобретает рассматриваемая проблема в ситуации заболевания подростком сахарным диабетом, когда такой диагноз, зачастую, неожиданно появляется в их жизни, это и создает переломный момент, нарушает самоорганизацию, перестраивает их систему ценностей, трансформирует представления о будущем, меняет намеченные жизненные планы и цели.

Обзор литературы

В настоящее время сахарный диабет по распространенности среди детей и подростков занимает второе место. Психические нарушения являются следствием и частым осложнением больных сахарным диабетом, это в значительной степени утяжеляет общее течение заболевания (А.К. Добржанская 1973; И.П. Гармаш, 1992; М.Ю. Дробижев и соавт., 2002). Хроническая болезнь, приводит к тому, что человек оказывается в сложных, особым образом складывающихся жизненных условиях, что меняет объективное положение в социуме, поведенческие, эмоциональные, когнитивные возможности и способствует активизации, перестройке значимых субъективных отношений, прежде всего, психологического отношения к самому себе, к своей болезни, к окружающим и к жизненной ситуации в целом.

При заболевании сахарным диабетом, традиционно выделяют три основных типа личностных реакций: игнорирование болезни, тревожно-невротическая и эмоционально-неустойчивая реакции. Наличие изменений личности при сахарном диабете подтверждают результаты психологического тестирования, выявляющие сложность структуры невротических расстройств и трансформацию по мере развития заболевания неконкретной тревоги и предметный страх больных за свое здоровье, жизнь и будущее [1].

В научной психологической литературе Rudolf (1970) были обобщены данные о психосоматических концепциях возникновения сахарного диабета (В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева, 2002).

1. Конфликты и различные непищевые потребности удовлетворяются с помощью еды. Может возникнуть обжорство и ожирение, вслед за этим - длительная гипергликемия (наличие высокого уровня сахара в организме) и далее истощение инсу-лярного аппарата (М.З. Юсупов, 2010).

2. Вследствие приравнивания еды и любви, при отсутствии любви, возникает эмоциональное переживание состояния голода и тем самым, независимо от поступления пищи, голодный обмен веществ, соответствующий диабетическому голодный обмен веществ.

3. Диабет - следствие хронической тревоги, связанной с бессознательным детским страхом быть побежденным или раненным вследствие агрессивных мятежных и сексуальных побуждений. У больных сахарным диабетом часто наблюдаются необычно сильные тенденции получать и принимать помощь [1].

4. Сохраняющийся в течение всей жизни страх мобилизует постоянную готовность к борьбе или бегству, с соответствующей гипергликемией без сброса психофизического напряжения. На почве хронической гипергликемии легко формируется сахарный диабет (Rcindcll et al., 1976).

Согласно психодинамическому подходу происходит отрицание болезни как «особой драматической инстанцией преморбид-ного защитного механизма» (Fenichel O., 1945; Weinstein E., Kahn R., 1955; Jaffe J., Slote W., 1958; Kahn R., Fink W., 1959; Seidenberg R., 1963; Juni S., 1997). Отрицание болезни в реальности выглядит как «отказ от причиняющей боль реальности» - это очень примитивный защитный механизм, весьма лимитированный в содействии или облегчении приспособляемости, берущий корни еще из раннего детства. Это приводит к внутреннему саморазрушению, чаще проявляющемуся через внутренний страх и внешнюю агрессию (соотносящимся с резким повышением уровня глюкозы в крови).

Поэтому у больных сахарным диабетом часто обнаруживают внутриличностные конфликты, которые компенсаторно удовлетворяются актом еды. Накопление же неотреагированного эмоционального напряжения (тревоги или гнева), неосознанно возникающего в ответ на субъективно значимые раздражители, создает условия для нарушения регуляции углеводного обмена с тенденцией к гипергликемии (повышения сахара в крови).

Современная концепция сопровождения больных сахарным диабетом определяет это заболевание как «образ жизни», к которому они должны адекватно приспособиться, максимально используя свои собственные возможности (Н.В. Львова, 2007). Любые меры восстановительного лечения и реабилитационные программы могут быть реализованы лишь при сложившейся у больного личной потребности к адаптации в условиях хронического заболевания, а также при адекватной оценке функциональных резервов его организма и психики.

Практически нет работ, в которых просматривается попытка объяснения заболевания через психологические особенности больных и их отношение к заболеванию, хотя доказано, что от-

ношение больного к болезни во многом опирается на потенциал личности (В.Н. Мясищев, 2002).

Анализ научных взглядов позволяет создать представление о сахарном диабете как о заболевании характерном для людей, испытывающих тревогу, которая не всегда осознанна, именно тогда тревога, провоцирует избыточное потребление пищи. Особенно у лиц, привыкших рассматривать кормление как внешнее проявление любви.

На современном этапе развития науки доказано, что сахарный диабет оказывает влияние и на изменение моделей поведения - у больного пропадает уверенность в собственном будущем. Адаптация к своему новому состоянию (заболеванию) идет болезненно, т. к. происходит ломка вкусовых привычек и изменение качества, образа жизни, здесь решающим становится адекватное восприятие пациента своей так называемой «социальной несостоятельности».

Можно сказать, что при выборе общей стратегии адаптации к болезни человек и его окружение руководствуется созданием определенного баланса между привычной жизнью и требуемым соблюдением режима. Врачебные предписания часто идут вразрез с желаниями самого человека, поэтому часто можно наблюдать следующую психологическую реакцию больного - «я знаю лучше, что мне делать, потому что это мой организм».

Всё выше перечисленное ещё раз подчёркивает необходимость научного фокусирования на проблеме психологического сопровождения и реабилитации больных с сахарным диабетом (Е.В. Елфимова, 2003; P.J. Goodniclc, М. Hernandez, 2000; P. Lustmail, R. Clouse, 2002). В фокусе такой актуальности находятся проблемы психологической помощи подросткам, болеющим сахарным диабетом, ввиду острой кризисности данного этапа социализации и важности его прохождения в становлении личности.

В последнее время психологической науке все чаще приходится сталкиваться с новыми явлениями, способными стать причиной ценностных и смысловых перестроек в сознании человека, лежащих в основе разноплановых трансформаций и деформаций представлений человека о себе и собственной жизни. Жизненные события, носящие переломный характер, выступают в качестве одного из таких факторов. Подобным перестройкам подвержены люди разных возрастных, профессиональных, поло-ролевых групп.

Трансспективный анализ показал, что категория «событие» достаточно широка по своему содержанию, она включает взгляды от определения его формального статуса внутри категории «жизненный путь» человека (простейший элемент жизненного пути - С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), оценки значимости «события» (В.И. Ковалев, Д.А. Леонтьев, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник) до обозначения его узлового, поворотного (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Кроник, Е.И. Головаха) и преобразующего характера (Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк). Указанная многозначность трактовки термина «событие» открывает возможности определения видов жизненных событий, различающихся по характеру их преобразующего влияния на человека и его жизненное самоосуществление. В контексте понимания человека как самоорганизующейся системы, порождающей психологические новообразования и опирающейся на них в своём самодвижении, в качестве одного из таких новообразований мы обозначили события, знаменующие жизненный «перелом».

Использование термина «переломное событие» имеет свою историю. Е.О. Лазебная и М.Е. Зеленова говорят о событиях, подразумевающих важные моменты или переходные периоды как о «критических событиях» из-за их прямой связи со значительными переменами в жизненном укладе [2]. Согласно Ф.Е. Ва-силюку, критические жизненные ситуации - это ситуации, когда невозможно жить, реализовывать внутренние необходимости своей жизни (мотивы, стремления, ценности и пр.) [3]. С позиций Л.Ф. Бурлачука и Е.Ю. Коржовой, жизненные ситуации можно классифицировать по трем категориям: критические, стрессовые, фрустрирующие. Критические жизненные ситуации - это жизненные изменения, последствия которых зависят не столько от того, что именно происходит, сколько от их восприятия и реагирования на них, стрессовые ситуации характеризует блокировка целей, которая провоцирует тревожность и чувство страха, фрустрирующие ситуации - ситуации, патогенное влияющие на самочувствие [4]. Расширяет представление о критической ситуации А.А. Осипова, осмысливая ее через категорию «кризис» [5].

Термины, предлагаемые различными авторами для обозначения жизненного события, наделяемого особым субъективным

значением, такие как «переломное жизненное», «критическое», «поворотное» и др. близки по смысловому наполнению. Общность понимания, с нашей точки зрения, заключается в приписывании такому жизненному событию следующих характеристик и следствий: особый статус в субъективной картине жизненного пути, ситуация блокировки, личностные изменения, негативный эмоциональный фон, сопровождающий переживание события. Особый статус события понимается в плане его субъективной важности для человека в контексте жизненного пути, специфики оценки события в зависимости от восприятия и реагирования на него, обусловленных особенностями личности, её опытом, характером ситуативного контекста. Ситуация блокировки связана с трудностями, порой непреодолимого характера, в реализации человеком жизненных целей, стремлений, мотивов, ценностей и пр.

Ввиду важности анализа переживания стоит обратиться к взглядам Л.С. Выготского, который в своих работах анализирует внешний и внутренний план развития человека в течение жизни. Так, если внешний план развития представляет собой внешнюю активность, которую легко наблюдать, то внутренний план - это план переживаний. Переживание, в свою очередь, выступают в роли единицы, в которой в неразрывном единстве представлены, с одной стороны, среда, то, что переживается, с другой стороны, субъект, как именно он переживает. Поэтому можно считать, что все особенности человека и все особенности ситуации его жизни представлены в переживании [6].

В контексте идеи системной детерминации переломное событие может быть осмыслено как событие, требующее более глобальной перестройки человека как целостного явления, нежели устоявшийся процесс саморазвития, опирающийся на постоянно воспроизводимое противоречие между образом мира и образом жизни. Здесь это противоречие достигает такого критического уровня, когда необходимо изменить как понимание мира, так и весь жизненный уклад. Особая нагрузка при этом приходится на познавательные процессы. По мнению Э.В. Галажинского и О.М. Краснорядцевой, мышление опосредует процессы перестройки образа жизни и образа мира, добиваясь такого «подвижного соответствия» между ними, которое необходимо для удержания человеком собственной целостности как устойчивой (само)развивающейся системы. В условиях переломного события сама возможность удержать целостность (устойчивость) становится проблематичной. Способом, которым система удерживает собственную целостность, является развитие. Следуя идее системной детерминации в контексте трансспективного анализа В.Е. Клочко, переломное событие может быть определено как психологическое новообразование, порождаемое системой в настоящем, которое переопределяет облик прошлого и определяет облик будущего, тем самым перестраивает структуру жизненного мира человека и параметры его жизнеосуществления.

Переломное событие нарушает реализацию жизненных замыслов человека, сопровождается сильными эмоциональными переживаниями (страх, стыд, вина, обида, беспомощность, отчаяние, злоба, одиночество, безнадежность и т. п.), провоцирует осознание невозможности решения возникших противоречий средствами наличного знания и опыта, приводит к изменениям в устоявшейся жизненной опоре в виде системы аттитюдов, ценностей, мотивов, целей, стратегий, стилей жизни и др. [7].

Переломное событие выступает в качестве точки бифуркации - смены установившегося режима работы человека как открытой психологической системы, сопровождающейся переходом от порядка к хаосу. После перехода через точку бифуркации, заданную переломным событием, обозначаются различные качественные перестройки основных тенденций развития человека как системы. Так, перестраивается ценностно-смысловое содержание его жизненного мира, через которое осуществляется избирательное и направленное движение человека «за пределы себя». На основе изменения ценностно-смысловых координат меняется событийное, целевое, инструментальное, эмоциональное сопровождение процесса жизнеосуществления. Переломное событие как новообразование содержит потенциал дальнейшего развития человека как открытой психологической системы, оно делает систему другой, меняет режим ее функционирования.

Проведённый анализ научных взглядов позволил заметить скрытое противоречие: жизненное событие (переломное в том числе), рассматриваемое в качестве структурной единицы жизненного пути, изучается средствами структурного подхода, а процессуальные составляющие жизненного пути, в том числе временные, выявляются средствами динамического подхода. По

нашему мнению, соединение структурного и динамического подходов возможно посредством выхода в методологию системного анализа. В частности, системная психологическая антропология, отстаивающая понимание человека как открытой системы, ведущим признаком которой выступает способность к саморазвитию и самоорганизации, предлагает свой подход к решению проблемы интеграции структурного и динамического аспектов. В данном контексте становится возможным рассмотреть переломное событие как психологическое новообразование, порождаемое человеком как открытой самоорганизующейся системой, выступающее в качестве опоры его становления.

Опираясь на понимание критических ситуаций (Ф.Е. Васи-люк, Т.Б. Карцева, Н.З. Никольская, РМ. Загайнов, И. Джанис, К. Дженкинс, Б. Какас) и типов кризиса (А.А. Осипова), учитывая различия содержательных характеристик переломных событий по критерию их преобразующего влияния, стало возможным определить такие виды событий, как событие-утрата, событие-травма, событие-кризис, событие-фрустрация.

Событие-травма понимается как событие, связанное с переживанием экстремальных ситуаций (военных действий, стихийных бедствий, техногенных катастроф и др.). Событие-утрата представляется в качестве события, связанного с жизненными потерями (значимых людей, работы, здоровья, надежды и др.). Событие-фрустрация осмысливается как событие, вносящее в жизнь человека труднопреодолимые или непреодолимые препятствия на пути достижения цели (болезнь, старость, правила, нормы, законы и др.). Событие-кризис определено ситуацией, которую человек не может решить привычным способом (личностный, профессиональный, возрастной кризисы и др.).

Метод психологического сопровождения

Заболевание сахарный диабет часто провоцирует нарушения поведения, что является следствием неадекватного (часто защитного) реагирования подростка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий новый «образ жизни», её качество. Поведение подростка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством и агрессией. Подросток в действительности не в состоянии самостоятельно справиться со своими переживаниями - это ведёт к срывам в поведении и является поводом для возникновения различных по своей природе конфликтов. Адаптация выступает как неотвратимая необходимость (напрямую связанная с насильственной сменой вкусовых привычек), а значит, приводит к изменению общей картины мира подростка и «насильственное» формирование новых моделей поведения, т. е. необходимостью смириться с тем, что всегда придется делать «не то, что нравится, а то, что надо». А ещё это все отягощается постоянными замерами сахара крови и уколами для его понижения.

Сахарный диабет в подростковом возрасте зачастую становится определённым переломным событием в жизни, требующим глобальной перестройки человека. В ответ на переломное событие происходят разноплановые перестройки - перестраивается ценностно-смысловая система, изменяется личност-но-субъектное функционирование, трансформируются жизненные перспективы, меняются поведенческие стили [8, с. 53]. Главным фокусом трансформационных процессов на подростковом этапе социализации становится представления о будущем. В данном контексте приобретает особую актуальность проблема проектирования жизненных перспектив подростками с диагнозом сахарный диабет. Жизненные перспективы, определяемые посредством таких научных понятий, как «представление», «образ», «картина» и подобные, репрезентированы в сознании. Содержание жизненных перспектив представлено совокупностью планируемых и ожидаемых в будущем событий, которые делают представления о будущем организованными. Обобщение научных идей относительно конкретных составляющих содержания перспективы с точки зрения ее планирования позволяет рассмотреть в качестве последних жизненные цели, ценностные ориентации, планы, средства реализации целей и мотивов [9].

Ведущее место в организации планирования отводится жизненной цели. В.Н. Карандышев рассматривает цель как ведущую составляющую жизненной перспективы личности (В.Н. Карандышев, 1991). Ж. Нюттен понимает временную перспективу как «иерархию целей личности», «виртуальное» присутствие во внутреннем плане разноудаленных во времени объектов-целей [10]. К.А. Абульханова-Славская считает, что посредством целей личность регулирует и организует свой жизненный путь как целое [9]. Планирование жизненной перспективы, как полагают П. Герстман, Е.И. Головаха, А.Г. Шмелев, пред-

ставляет собой выдвижение целей личностью их иерархическое выстраивание и поиск общих способов реализации намеченных целей [10, с. 26].

Вместе с указанными составляющими содержания жизненной перспективы нельзя оставить без внимания и ценностно-смысловой контекст выстраивания жизненных планов (Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, М.С. Яницкий). С данного локуса анализа рассматриваемой проблематики жизненное планирование, помимо выдвижения целей, выработки возможных путей их достижения, предполагает ещё и осмысление мотивов реализации поставленных целей. Если исходить из научных позиций Е.И. Головахи, А.А. Кроника, А.Г. Шмелева, мотивы, смыслы, ценностные ориентации являются необходимыми элементами, составляющими содержание жизненных перспектив человека.

Переход к новым этапам жизненного пути предполагает необходимость коррекции или существенной реконструкции жизненной перспективы с учётом психологических особенностей человека и социальных условий его существования. Е.И. Головаха и А.А. Кроник, опираясь на исследования жизненного пути личности, представленные в работах Ш. Бюлер, Б. Ньюгартен, Р. Ку-лена и других выдвигают положение о том, что в жизни каждого человека существуют критические моменты, с которыми связаны определенные изменения жизненной перспективы. По разным линиям жизни критические моменты возникают в разное время, но есть такие периоды, в которых эти моменты концентрируются, пересекаются, порождая целый комплекс жизненных проблем, требующих перестройки жизненных перспектив [9].

Суть основных перестроек представлений о будущем подростков, переживающих заболевание сахарным диабетом как переломное событие, состоит в ограниченном планировании жизненных перспектив. На данном переломном этапе подростки склонны «заглядывать» лишь в ближайшее будущее - период до года, незначительное внимание уделять отдаленным этапам своей жизни. В такой период перспектива бедна планируемыми и ожидаемыми событиями. На переломных этапах жизненного пути также зафиксировано изменение отношения к будущему, которое выражается в представлении его в пасмурных тонах и снижении значимости данного этапа жизненного пути в общей картине жизни. Перемены, происходящие на этапе переломных событий, усиливают ощущение неопределенности и неустойчивости, что отражается на выборе поведенческих стратегий. В случае переломного события, приоритетным для подростков становится гедонистический стиль поведения, который отражает тенденцию направлять своё поведение и деятельность на удовлетворение потребностей, приводящих к получению удовольствия (телесного, психологического, духовного) [7].

Подросток, воспринимающий заболевание сахарным диабетом как переломное событие, порой ощущает нехватку собственных ресурсов совладания с ним. В обсуждаемых контекстах логично возникает вопрос о необходимости психологического сопровождения подростков с диагнозом сахарный диабет. Наряду с переживанием психотравмирующего опыта, связанного с заболеванием и соответствующим медицинским диагнозом, адаптацией к изменившимся условиям жизни, переструктурированием социальных интеракций и других сложностей, с нашей позиции немаловажным аспектом психологической помощи остается помощь в проектировании ими собственного будущего - решении одной из ведущих задач возрастного развития в подростковом

Библиографический список

возрасте. Реализации психологического сопровождения подростков в проектировании будущего удовлетворяет метод психологического тренинга. В основу такого тренинга положена идея пошагового сопровождения подростков в процессе проектирования оптимальных жизненных перспектив - потребного будущего, основанного на постановке реалистичных целей, определении доступных путей их реализации, развитии рефлексивных умений, использовании возможностей опережающего отражения, личной ответственности за результаты своей активности, осмысленности жизненного выбора, анализе индивидуальной активности [8]. Преобразованный образ будущего способен выступить в качестве условия развития осознанного, реалистичного, ответственного отношения подростков к процессу жизненного самоосуществления [10]. Ситуация тренинга здесь даёт возможность апробирования различных поведенческих моделей, при решении различных задач, связанных с проектированием будущего так необходимого в условиях адаптации к новому «образу жизни» (существования в ситуации заболевания сахарным диабетом).

Обсуждение результатов

Таким образом, предпринятое теоретическое научное исследование показало, что человек, осмысленный в качестве сложной открытой самоорганизующейся психологической системы в ответ на переломное событие сталкивается с изменениями в своём функционировании, объективирующими себя в трансформациях временных представлений. Переломным событием выступает заболевание сахарным диабетом, которое влечет за собой изменение качества жизни и насильственную адаптацию (принятие) нового образа жизни, которая отягощена потерей смысла жизни, ощущением опасности окружающего мира, связана со страхом потерять контроль над событиями собственной жизни, страхом ответственности за самореализацию и саморазвитие (когда нередко погружение в болезнь становится способом ухода от реальной жизни), а также страхом неудачи в социальной, профессиональной, личной жизни. Все эти страхи опираются на неопределённость, чувство беспомощности, неуверенности в собственных силах и потребность в опеке и внимании, поэтому в реальной жизни процесс адаптации встречает сопротивление. Возможный поведенческий ответ предполагает сдвиг риска к девиантным формам поведения (Ральникова, 2012), что актуализирует ещё одно направление дальнейших исследование означенной научной проблемы и, показывает необходимость научных разработок технологий психологической помощи человеку на этапе переживания переломных событий в аспекте временных координат его жизни, в том числе конструирования потребного будущего и проектирования жизненных перспектив.

Предложен авторский взгляд на заболевание сахарным диабетом как на переломное событие в жизни подростков и их родителей. Заболевание сахарным диабетом для подростков зачастую выступает в качестве точки бифуркации, нарушает привычное течение жизни, перестраивает картину жизни, в том числе жизненные перспективы.

Проектирование жизненных перспектив на подростковом этапе социализации проходит важное звено своего становления, когда мечты начинают приобретать форму жизненного плана, имеющего в качестве своих неотъемлемых составляющих цели и средства их достижения. Возникает особая ситуация, когда становление жизненных перспектив в подростковом возрасте отягощено жизненным переломом, обусловленным заболеванием.

1. Григорьева, Л.П., Махнач, Л.Д., Ландышев А.А. Психические нарушения при сахарном диабете. Советская медицина. 1981; 11: 41 - 44.

2. Лазебная Е.О. Психологические последствия психической травмы как фактор травматизации общества. Посттравматический и поствоенный стресс. Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций: междисциплинарный подход: материалы конференции. Пермь, 1988: 24 - 25.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Москва, 1984.

4. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Москва, 1998.

5. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, 2005.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Москва, 1981; Т. 1.

7. Ральникова, И.А., Гурова, О.С., Ипполитова, Е.А. Жизненные перспективы личности: риски воспроизводства девиантного поведения. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2012.

8. Трансформационные процессы жизненной перспективы личности в контексте переломных событий. Тренинг проектирования жизненных перспектив для подростков с диагнозом сахарный диабет: монография. И.А. Ральникова, М.В. Шамардина. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2015: 53 - 59.

9. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

10. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. Москва, 1982.

References

1. Grigor'eva, L.P., Mahnach, L.D., Landyshev A.A. Psihicheskie narusheniya pri saharnom diabete. Sovetskaya medicina. 1981; 11: 41 - 44.

2. Lazebnaya E.O. Psihologicheskie posledstviya psihicheskoj travmy kak faktor travmatizacii obschestva. Posttravmaticheskij i postvoennyj stress. Problemy reabilitacii i social'noj adaptacii uchastnikov chrezvychajnyh situacij: mezhdisciplinarnyj podhod: materialy konferencii. Perm', 1988: 24 - 25.

3. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskih situacij). Moskva, 1984.

4. Burlachuk L.F., Korzhova E.Yu. Psihologiya zhiznennyh situacij. Moskva, 1998.

5. Osipova A.A. Spravochnikpsihologa po rabote vkrizisnyh situaciyah. Rostov-na-Donu, 2005.

6. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1981; T. 1.

7. Ral'nikova, I.A., Gurova, O.S., Ippolitova, E.A. Zhiznennye perspektivy lichnosti: riski vosproizvodstva deviantnogo povedeniya. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo universiteta, 2012.

8. Transformacionnye processy zhiznennoj perspektivy lichnosti v kontekste perelomnyh sobytij. Treningproektirovaniya zhiznennyh perspektiv dlya podrostkov s diagnozom saharnyj diabet monografiya. I.A. Ral'nikova, M.V. Shamardina. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo universiteta, 2015: 53 - 59.

9. Golovaha E.I., Kronik A.A. Psihologicheskoe vremya lichnosti. Kiev, 1984.

10. Platonov K.K. Sistema psihologii i teoriya otrazheniya. Moskva, 1982.

Статья поступила в редакцию 01.03.16

УДК 343.95

Sobol'nikov V.V., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Novosibirsk State University (Novosibirsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Milioner М..S., Master of Psychology and Law, Novosibirsk State University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

LONELINESS OF MINORS IN CONDITIONS OF SOCIAL ISOLATION: A CONCEPTUAL-CATEGORIAL DISCOURSE. The article explains a problem of loneliness as a complex integrative mental education of juvenile delinquents in detention. The paper shows importance of the category of "loneliness" as a factor of transformation of the inner world of an individual. As a mental condition of juveniles, loneliness is understood to be a specific stimulus, reflecting the experience that contributes to the formation of destructive potential. Understanding this process is possible on the basis of a number of conceptual assumptions. Thus, under the influence of objective factors and the intensity of feelings the author of the paper generates mental images as part of personal-subjective experience. The mental image of subjective experience of loneliness is based on the patterns, mechanisms and processes of the brain, the understanding of which allows determining an ability of a person to create, relive and change the image. The study of the nature of conceptual systems is impossible without analyzing of the basics of the process of understanding categories of loneliness representing its contents. Conceptual-categorical discourse is understood as a process immersed in the situation of an internal dialogue with minors alone as a singular model of reality that emerges on the basis of the mental images and mental representations. Further work is possible with the position of the analytical-cognitive approach to study processes and scientific problems.

Key words: loneliness, personality, juvenile delinquents, destructive behavior, social and emotional isolation, anxiety, stress factor, inner peace, self-knowledge, and right.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.В. Собольников, д-р психол. наук, проф., ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный университет»,

г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

М.С. Милионер, магистр юридической психологии, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный университет»,

г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ОДИНОЧЕСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС

В статье обосновывается проблема одиночества как сложного интегративного психического образования у несовершеннолетних делинквентов в условиях лишения свободы. Показана значимость категории «одиночество» в её динамичности и остроте протекания как фактора трансформации внутреннего мира личности. Являясь психическим состоянием несовершеннолетнего, одиночество как специфический побудитель отражающий переживание способствует формированию деструктивного потенциала. Осмысление этого процесса становится возможным на основе ряда разработанных концептуальных допущений. Так, под влиянием объективных факторов и интенсивности переживаний формируются мысленные образы как часть личностно-субъективного опыта. Мысленный образ субъективных переживаний одиночества формируется на основе структуры, механизмов и процессов головного мозга, понимание работы которых позволяет определить способность человека создавать, переживать и изменять изображение. Исследование природы концептуальной системы невозможно без анализа сущности процесса понимания категории одиночества, репрезентирующей её содержание. Концептуально-категориальный дискурс здесь понимается как процесс погруженный в ситуацию внутреннего диалога несовершеннолетнего при одиночестве как особой модели реальности, возникающего на основе мыслительных образов и ментальной репрезентации. Дальнейшая работа становится возможной с позиции аналитико-когнитивного подхода для изучения процессов и научных проблем.

Ключевые слова: одиночество, личность, несовершеннолетние преступники, деструктивное поведение, социальная и эмоциональная изоляция, переживание, стрессогенный фактор, внутренний мир, самопознание.

В современной психологической науке проблема одиночества отбывающих наказание несовершеннолетних относится к числу значимых и недостаточно исследованных в юридической психологии. Так, в 2013 году в воспитательных колониях отбывали наказание 2,3 тысячи подростков и в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО, содержалось 1,7 тысячи подростков. Близкая к тому ситуация с тенденцией увеличения сохраняется и в настоящее время. Рост несовершеннолетней преступности, вероятностный ее «вклад» в ухудшение криминальной ситуации и результаты криминологического прогноза [1, с. 29] ассоциируют с проблемой одиночества подростков делинквентов [2]. Процесс самопознания внутренних психических состояний в условиях со-

циальной изоляции может породить такую форму самовосприятия как одиночество, мысленный образ которого стимулирует деструктивные действия и актуализирует проблему, положенную в основу исследования.

Специфика пребывания несовершеннолетних в учреждениях пенитенциарной системы оказывает на них негативное воздействие. Последнее связано с жестким привитием им со стороны криминалитета норм тюремной субкультуры и втягивания в систему пенального преступного поведения (уклонение от наказания, массовые и половые эксцессы, воспрепятствование деятельности администрации и т. д.). В результате, лишение свободы становится сильнейшим стрессогенным фактором, что во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.