Научная статья на тему 'Кризис «Реального социализма» в Болгарии: падение режима Т. Живкова'

Кризис «Реального социализма» в Болгарии: падение режима Т. Живкова Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2450
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглов Валерий Андреевич

Освещаются причины нарастания экономических трудностей в Болгарии на рубеже 1970-1980-х гг., обострение национального вопроса, ухудшение внешнеполитического положения Болгарии. Показано влияние перестройки в СССР на возникновение глубокого политического кризиса, приведшего к падению режима Т. Живкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crisis «of Real Socialism» in Bulgaria: the Falling of Givkov, s Regime

The article elucidates the reasons of growth of the economic difficulties in Bulgaria on border of the seventies eighties, the intensification of the national question, the worsening of the foreign states of Bulgaria shows the influence of «perestroika» in the Soviet Union to the beginning of the deep political crisis, led to the downfall of G. Jivkov, s regime.

Текст научной работы на тему «Кризис «Реального социализма» в Болгарии: падение режима Т. Живкова»

В.А. Круглов

Кризис «реального социализма» в Болгарии: падение режима Т. Живкова

В ноябре 1962 г. VIII съезд Болгарской коммунистической партии (БКП) констатировал, что «болгарский народ успешно разрешил проблемы переходного периода от капитализма к социализму и обеспечил полную победу социализма в стране» [1].

На этом же съезде была утверждена генеральная перспектива развития страны на 1961-1980 гг., в которой ставилась задача завершения строительства социализма в первом десятилетии, чтобы затем начать постепенный переход к коммунизму. В этих целях на ближайшие 10 лет был взят курс на дальнейшее ускоренное развитие производительных сил, завершение строительства материально-технической базы социализма, намечены пути совершенствования общественных отношений и политической системы общества.

Бесспорно, болгарское руководство в лице Т. Живкова скопировало теоретические установки, намеченные в новой программе КПСС, а также стремление

Н. Хрущева за двадцать лет построить в СССР коммунистическое общество. Ряд руководящих деятелей БКП (А. Югов, В. Червенков и др.) понимая авантюризм этих установок, выступил с их критикой.

Для Т. Живкова это послужило желанным поводом освободить их с руководящих постов в партии и государстве.

После отставки Н. Хрущева в документах IX съезда БКП (ноябрь 1956 г.), в директивах по пятому пятилетнему плану (1966-1970 гг.) было отмечено, что эти директивы, являясь составной частью генеральной перспективы развития НРБ, продолжают линию на дальнейшее создание развитого социалистического общества, укрепление и совершенствование социализма во всех сферах жизни страны [2, с. 31].

Уже в начале реализации провозглашенной «генеральной перспективы» болгарскому руководству стало ясно, что исторические сроки построения коммунизма явно нереальны. Недостаточно была разработана и теория развитого социализма.

В результате анализа возникших противоречий в теории и практике исторического развития Болгарии в 60-е гг. была разработана новая программа партии, принятая на X съезде БКП (апрель 1971 г.), в которой было определено новое содержание общественного развития Народной Республики Болгарии (НРБ).

Интересно отметить, что свои функции тоталитарный социализм выполнил как раз к середине 60-х гг. И именно к этому периоду относились первые попытки реформирования механизма функциони-

рования экономики в направлении интенсификации развития. Эти попытки делались под влиянием экономической реформы, осуществляемой в СССР по инициативе А.Н. Косыгина. Уже к середине 60-х гг. стало ясно, что экстенсивное развитие экономики исчерпало свои возможности. Болгария располагала очень ограниченными природными ресурсами, а высокие темпы развития экономики в годы первых пятилеток быстро истощили источники экстенсивного роста. В связи с этим возникла необходимость перевода народного хозяйства на путь интенсификации. Экономическая реформа предусматривала также повышение заинтересованности работающих в результатах своей деятельности. Для этого предприятиям предоставлялась большая самостоятельность в решении производственных вопросов и распределении прибыли [3, с. 43].

При сохранении централизованной системы администрирования начатые реформы не вызвали существенных изменений в формах и методах управления.

Процесс интенсификации производства активизировать практически не удалось, темпы экономического роста снижались от пятилетки к пятилетке.

В частности, среднегодовые темпы роста промышленного производства в 1961-1966 гг. составляли 11,7%, в 1966-1970 гг. - 10,9%, в 1971-1975 гг. - 9,1%, в 1976-1980 гг. - менее 9% [4, с. 193].

Неблагополучно обстояло дело и в сельском хозяйстве. Если до 1970 г. темпы роста сельскохозяйственного производства не снижались, то в 70-е гг., несмотря на процесс концентрации производства, они существенно замедлились.

Хотя негативные тенденции в народном хозяйстве нарастали, в 70-е гг. еще продолжалось экстенсивное развитие. Сооружается ряд электростанций, сдаются в эксплуатацию два крупнейших предприятия страны: Кремиковский металлургический и Бургаский нефтеперерабатывающий и нефтехимический комбинаты, расчет число предприятий машиностроения, которое становится основой болгарской промышленности. Все эти предприятия строились с технической и материальной помощью Советского Союза и других стран - членов СЭВ.

Результатом активной политики СССР, направленной на углубление социалистической экономической интеграции, стала дальнейшая увязка хозяйственного комплекса Болгарии с советским. Болгарская экономика приобретала ярко выраженный экспортный

политология

характер, причем на страны СЭВ приходилось более 80% болгарского экспорта.

Такая односторонняя ориентация болгарского экспорта была обусловлена, с одной стороны, протекционистской политикой ее основного торгового партнера - СССР, его емким внутренним, не слишком требовательным рынком. С другой стороны, на протяжении десятилетий за счет поставок из СССР энергоносителей и основных видов сырья почти полностью удовлетворялись потребности болгарского народнохозяйственного комплекса, что в дальнейшем сыграло негативную роль [4, с. 382].

Таким образом, внешнеэкономический фактор, имевший на определенном этапе развития Болгарии позитивный характер, со временем стал тормозом болгарской экономики. Неконкурентная в большинстве производств продукция болгарских предприятий находила сбыт на рынке стран СЭВ.

Тем не менее энергетический кризис начала 80-х гг., а также исчерпание возможностей экстенсивного роста болгарской экономики заставили болгарское руководство декларировать проведение селективной структурной политики через развитие провозглашенных для Болгарии стратегическими направлений - электронных технологий, технологий, связанных с производством и использованием новых материалов, биотехнологий [4, с. 166]. Эти установки были связаны со стремлением болгарской стороны к более тесному сотрудничеству со странами СЭВ, а также вхождением в мировые хозяйственные связи.

Однако декларируемые преобразования часто на практике трансформировались до такой степени, что превращались в орудие осуществления крупномасштабных структурных преобразований, мало связанных с основными целями структурной политики. Рост капиталовложений не привел к интенсивному росту экономики. В результате обострилась проблема нехватки сырьевых ресурсов, роста несбалансированности экономики, снижения прибыли от экспорта из-за необходимости оплаты быстро возрастающего импорта путем увеличения массы экспортных ресурсов.

В этих условиях оказалось неизбежным увеличение «стоимости» темпов экономического роста. Сформировавшаяся под воздействием субъективных факторов структура народного хозяйства НРБ перестала отвечать техническим, кадровым, ресурсным и финансовым возможностям страны. Что касается финансового состояния республики, то надо отметить увеличение дефицита государственного бюджета, рост долга Болгарии в конвертируемой валюте.

Доля инвестиций, направленных на развитие сельского хозяйства, в 70-80-х гг. упала почти в 2 раза, удельный вес в национальном доходе снизился с 19 до 11% [5, с. 385]. В результате этого в 1986-1988 гг. средний годовой объем прироста сельскохозяйствен-

ной продукции был отрицательным по сравнению с предыдущей пятилеткой. Внутренний рынок стал испытывать острый дефицит продовольственных товаров.

Несмотря на чрезмерно высокую долю средств производства в структуре инвестиций, к началу 80-х гг. по-прежнему осуществлялось преимущественное развитие производств группы «А» и сокращение доли капиталовложений в производство группы «Б». В конце рассматриваемого периода их соотношение составляло 83:17 [5, с. 385]. Сказывалось отсутствие должного внимания к развитию предметов потребления, неудовлетворительному состоянию внутреннего потребительского рынка и сокращению традиционных для Болгарии экспортных видов легкой и пищевой промышленности.

Товарный дефицит сочетался с энергетическим кризисом. Начавшиеся ограничения в поставках электроэнергии из СССР привели к тому, что в крупных городах был даже введен режим экономии электроэнергии.

Тревожным признаком кризиса стало резкое увеличение внешнего долга Болгарии. В результате необоснованной инвестиционной политики электроника и другие престижные отрасли поглощали огромную долю национальных ресурсов. Ежегодно эти отрасли требовали «вливания» в размере примерно 4 млрд долл., а отдавали в результате экспорта около 2 млрд. Таким образом, начиная с 1985 г. внешний долг Болгарии ежегодно возрастал примерно на 1,5-2 млрд долл. С 700 млн долл. в 1979 г. он вырос к концу 1988 г. до 8 млрд [6, с. 30].

Особенностью болгарского кризиса явилось обострение национального вопроса. Обеспокоенные тревожной демографической ситуацией (старением болгарского общества, ростом удельного веса турецкого населения, в результате более высокой, чем у болгар, рождаемости.) болгарские власти попытались насильственным путем обеспечить этническую монолитность болгарской нации. В ходе так называемого возродительного процесса в конце 1984 г. - начале 1985 г. у граждан мусульманского происхождения личные имена заменялись на христианские. Затем было принято решение об облегченном варианте переселения болгарских мусульман в Турцию. Это решение вызвало массовое недовольство мусульманского населения, а также трудности в экономике, отрицательную реакцию за рубежом.

Совет Европы сделал заявление по поводу ущемления прав турецкого населения, напомнив болгарскому правительству о необходимости соблюдать обязательства, взятые им в соответствии с Хельсинским заключительным актом и Декларацией прав человека [7, с. 32]. Кроме того, западные страны обвиняли спецслужбы НРБ в убийстве в Лондоне писателя-диссидента Георгия Маркова, а также в причастности к покушению на папу Иоанна Павла II.

Наиболее сильный удар по живковскому режиму нанесла перестройка в СССР, начавшаяся при новом советском лидере М. Горбачеве. До середины 80-х гг. Болгария среди других стран «социалистического содружества» политически, экономически и идеологически была наиболее тесно связана с Советским Союзом, что приносило ей определенные преимущества. По договоренности между Живковым и Брежневым Болгария получала ежегодные субсидии на развитие болгарской экономики в размере 600 млн долл. [6, с. 130].

Со второй половины 80-х гг., в связи с начавшейся в СССР перестройкой, Болгария уже не могла получать сырье и энергоресурсы в тех объемах, которые позволяли ей раньше форсированно развивать энергоемкие и материалоемкие производства, а часть их импорта реэкспортировать, за счет этого получать стабильные объемы валютных поступлений.

В то же время должна была выполняться ранее заданная программа развития отраслей промышленности, требовавших крупных валютных поступлений для приобретения технологического оборудования, комплектующих деталей и узлов. В результате Болгария стала растрачивать имевшиеся валютные резервы и занимать валюту у западных финансовых структур. В стране стал накапливаться внешний долг, составлявший к концу 80-х гг. более 4 млрд долл.

Ухудшились и условия для реализации болгарской экспортной продукции на советском рынке. Новое советское руководство стало менять политику в отношениях со своими союзниками по СЭВ и ОВД. Сократились поставки нефти, газа, железной руды.

К середине 80-х гг. обострилась и внутриполитическая ситуация в стране. Болгарское руководство попыталось административно-командными методами решить национальную проблему, что привело и к внешнеполитическим осложнениям с Турцией и другими соседями Болгарии.

После провозглашения М. Горбачевым перестройки в СССР Т. Живков на июльском пленуме ЦК БКП выступил со своей концепцией перестройки в НРБ. Основные цели «болгарской перестройки» - обновление социализма путем равенства и многообразия форм собственности, освобождение компартии от управления государством, введение самоуправления фирм, общин и т.д. Эта концепция была конкретизирована в январе 1988 г. на национальной партийной конференции БКП, однако уже в конце 1988 г. обнаружились большие трудности в деле осуществления «болгарской перестройки». Она не соответствовала

тем рамкам «казарменного социализма», в которых находилась Болгария даже в конце 80-х гг.

В 1989 г. в развитии народного хозяйства произошел заметный спад. Национальный доход сократился на 0,4% (в 1988 г. - рост на 6,2%). Объем капиталовложений уменьшился на 7,7%. Производственных фондов было введено на 18,1% меньше, чем в 1988 г. Объем незавершенного строительства возрос в 4 раза по сравнению со среднегодовым приростом в 1981-1988 гг. Промышленное производство увеличилось на 1,1% (в 1988 г. - на 5,1%), производство 46% основных видов изделий уменьшилось. Особенно сильно снизилось производство продукции в машиностроении [7, с. 141].

Несмотря на благоприятные погодные условия, производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 0,4%. Это неблагоприятно отразилось на снабжении населения, ограничило возможности экспорта. Реальные доходы в расчете на душу населения снизились на 2,4%. Продолжал обостряться дефицит товаров на внутреннем рынке. Если в июне 1987 г. из 95 продовольственных и 138 непродовольственных товаров производства, которые контролировались Советом министров, на рынке отсутствовало 44%, то в августе 1989 г. - 62% [7, с. 141].

Наряженными были личные взаимоотношения между болгарским и советскими лидерами. Для Горбачева болгарский руководитель оставался представителем консервативного лагеря в Восточной Европе, которому пора уйти с исторической сцены. Политика Живкова реализовать в 1987-1988 гг. свою концепцию перестройки не увенчалась успехом. На фоне ухудшения социально-экономического положения в стране, событий в СССР, других странах Восточной Европы группа реформаторов внутрипартийной верхушки (П. Младенов, А. Луканов), пользующиеся поддержкой Кремля, в ноябре 1989 г. отстранила Т. Живкова от руководства партией и страной. Сравнительно спокойное и цивилизованное его отстранение от власти, осуществленное «сверху», помогло болгарской компартии сохранить значительный авторитет среди населения, избегнуть судьбы других правящих партий стран Восточной Европы.

Однако смена верхушки в аппарате власти не смогла предотвратить смены общественно-политической системы, которая произошла в начале 90-х гг. Со сменой системы изменилась и внешнеполитическая ориентация Болгарии. Она взяла курс на интеграцию с западноевропейскими экономическими и политическими структурами.

Библиографический список

1. Отечественный фронт. - 1962. - 6 нояб.

2. X съезд БКП. - М., 1967.

3. История стран Центральной и Юго-Восточной Европы. XX в. - М., 1997.

4. Статистически годишник на НРБ. - София, 1988.

5. XII съезд БКП. - М., 1987.

6. Центрально-Восточная Европа во второй половине XX в. - М., 2002. - Т. II.

7. История антикоммунистических революций конца ХХ века. Центральная и Юго-Восточная Европа. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.