Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 4 (486). С. 106-109. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(4(486):106-109.
Научная статья
УДК 340.12
doi: 10.47475/1994-2796-2024-486-4-106-109
КРИЗИС ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ B. А. ИЛЬИНА
Никита Иванович Колесников
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected], 0009-0008-2938-5035
Аннотация. Анализируется концепция философии правосознания И. А. Ильина, теоретико-методологическое содержание которой может быть актуализировано в исследованиях перспектив развития современной российской государственности. Также в статье приведены основные проблемы правосознания в современной России и предложены возможные пути решения указанных проблем.
Ключевые слова: правосознание, государство, право, кризис правосознания
Для цитирования: Колесников Н. И. Кризис правосознания и перспективы развития российской государственности в философии И. А. Ильина // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 4 (486). С. 106-109. DOI: 10.47475/1994-2796-2024-486-4-106-109.
Original article
CRISIS OF LEGAL CONSCIOUSNESS AND PROSPECTS FOR
THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN STATE IN THE PHILOSOPHY OF I. A. ILYIN
Nikita I. Kolesnikov
Kuban State University, Krasnodar, Russia, [email protected], 0009-0008-2938-5035
Abstract. The article analyzes the concept of the philosophy of legal consciousness by I. A. Ilyin, the theoretical and methodological content of which can be updated in studies of the prospects for the development of modern Russian statehood. The article also presents the main problems of legal consciousness in modern Russia and suggests possible ways to solve these problems.
Keywords: legal consciousness, state, law, crisis of legal consciousness
For citation: Kolesnikov NI. Crisis of Legal Consciousness and Prospects for the Development of Russian State in the Philosophy of I. A. Ilyin. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(4(486):106-109. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-2796-2024-486-4-106-109.
Введение
В настоящее время кризис правосознания является актуальной проблемой для нашей страны. Распад СССР, переход к рыночной экономике, проведение кардинальных реформ оказали негативное влияние на правосознание большинства населения.
В современной литературе выделяется целый ряд факторов, указывающих на наличие кризиса правосознания в обществе:
1. Низкий уровень правовой грамотности. Под данным фактором понимается, что широкие народные общества не обладают достаточными зна-
© Колесников Н. И., 2024
ниями о правах и обязанностях, и вследствие этого возникают нарушения и неправомерное поведение.
2. Неполное доверие к правосудию, проявляющееся в обществе в виде распространения мнения о несправедливости и коррупции в судебной системе, а также о недостаточной независимости судей. Данное недоверие вызывает сомнения в правосудии и снижает готовность граждан обращаться за защитой своих прав в суд.
3. Вмешательство политики в правовые процессы, под которым понимаются случаи политического влияния на работу правоохранительных органов и судов, отсутствие независимости правосудия и политизация правовых процессов.
Понятие и основные причины кризиса правосознания в социальной философии И. А. Ильина
В настоящий момент, в свете СВО, рационализации современного российского общества, переосмысления ценностей и направления развития государства, актуальными становятся разработка новой ценностно-нормативной системы общества, поиск новых приоритетов нашего государства.
Российские учёные считают, что установленные ценностные приоритеты не соответствуют требованиям сегодняшнего времени и построение новой ценностной иерархии стало особенно сложным из-за глубокого и глобального кризиса в культуре, разрушительного состояния отношений между обществом и природой, а также кризиса норм и идеалов в науке, искусстве, политике, праве, педагогике и в общем мировоззрении.
В связи с вышеуказанным считаем целесообразным обратиться к историческому опыту нашей страны, а именно к трудам русских философов начала ХХ в. (И. А. Ильин, П. И. Новгородцев, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и другие).
Согласно И. А. Ильину и П. И. Новгородцеву, кризис правосознания является определяющим фактором во всех войнах и вооружённых конфликтах, и философы видят возрождение России через разработку нового русского правосознания.
Правосознание является одной из основных тем в философии права Ивана Александровича Ильина. Тематика права и правосознания отражена во многих работах Ильина, в частности в работе «О сущности правосознания». Для Ильина правосознание означает понимание и осознание норм и принципов права, а также глубокую внутреннюю связь с ними. По его мнению, развитое правосознание способствует стабильности и процветанию общества, а отсутствие может привести к деградации и правовому бездействию [1].
Кризис правосознания в философии Ивана Ильина относится к его основным концептуальным идеям. Ильин считал, что общество страдает от кризиса правосознания, проявляющегося в потере ценностей, моральных ориентиров и духовных оснований. Кризис является причиной многих социальных проблем и конфликтов.
В своих работах Ильин приходит к выводу, что кризис права и государства является циклическим процессом. Ильин выделял основные причины кризиса права:
1. Распад традиционных ценностей в обществе. В своих работах Ильин отмечал важность религиозных и моральных оснований права, а также указывал на необходимость поддержания семей-
ных ценностей и традиционных норм поведения. Отказ от этих ценностей ведёт к нравственному разложению и кризису права.
2. Политическая дезориентация. Ильин полагал, что отсутствие ясных политических целей и идеалов приводит к политической нестабильности и неопределённости, что отражается и на правовой системе. По его мнению, право должно быть построено на чётких политических принципах и целях для того, чтобы обеспечивать стабильность и справедливость.
3. Идеологическая борьба, под которой понимается вмешательство политических и идеологических интересов в правовую систему, приводящее к искажению правосудия и дискриминации. В своих работах Ильин придерживался идеи независимости правосудия и его неприкосновенности от политических идеологий [1, с. 395].
И. А. Ильин выделял три этапа современного кризиса правосознания, которые взаимосвязаны на основе преемственности и причинности [2].
Первый этап связан с первой французской революцией. В этот период происходит упадок силы духа, с одной стороны, и нарастающие проблемы, связанные с техническим прогрессом, которые необходимо было решать угасающему правосознанию. Беспочвенное правосознание ничего не смогло поделать с обострённой социальной дифференциацией, которая отвергала принципы прежнего мирового порядка. Вследствие этого случился второй этап кризиса правосознания — мировая война, превратившая вопрос права в вопрос силы, а борьбу в насилие. В условиях войны народы боролись между собой, тем самым уничтожая последние ростки «духовно могучего правосознания» и «пропагандируя идею вседозволенности».
Всё это привело к третьему этапу—революции, принёсшей невиданное человечеству разложение духа и правосознания, сущность которой заключается в фактическом провозглашении произвола системы норм. В этот период правосознание приобрело следующие негативные признаки [3, с. 153]:
1. Распад общественной морали. Граждане теряют чувство ответственности перед обществом, и приоритеты смещаются в сторону индивидуализма и личной выгоды. Это может привести к нарушению законов и правил, а также к утрате взаимного доверия в обществе.
2. Разрушение авторитета права. Люди начинают сомневаться в справедливости и эффективности правовой системы, что связано с неприменением законов в отношении влиятельных лиц, коррупцией в правоохранительных органах и судах, а также с неравномерностью применения правовых норм.
КолесниковН. И.
3. Размывание границ между правом и политикой. Право становится средством политической борьбы и инструментом достижения политических целей, вместо того чтобы служить независимой и объективной системой правосудия.
В работе «Проблема современного правосознания» И. А. Ильин отмечает, что научное изучение проблем мирового правосознания поможет человечеству выйти из кризиса и таким образом спастись от культурной и реальной гибели цивилизации. Для решения проблем правосознания философ предлагал изучать «проблематику истории правосознания, его нормального строения, его недугов и его обновления» [2].
В своих работах И. А. Ильин определяет «государство» как духовное объединение людей, которые обладают развитым сознанием о правах и активно пропагандируют естественное право через братское и солидарное сотрудничество [1, с. 45148]. И в то же время без нормального правосознания государство не сможет функционировать и впоследствии прекратит своё существование. Следовательно, имеет важное значение постепенное включение народа, обладающего пониманием о государственных правах, в публичную деятельность. Если государственный режим не соблюдает условие постепенного включения своих граждан в политическую жизнь, то он рискует прекратить своё существование, так как отдаёт свою судьбу в руки политических «первоклассников». Ильин приходит к выводу, что воспитание народа является основной задачей для политического режима государства.
Основные методы развития правосознания граждан в социальной философии И. А. Ильина
В своих работах Ильин утверждал, что у каждого человека есть основа нормального правосознания, которая проявляется в «виде воли к духу, порождающей в душе чувство права, чувство его необходимости, его достоинства и его цели». Исходя из работ И. А. Ильина, правосознание граждан можно развивать следующим образом:
1. Нормальное правосознание начинается с создания духовной основы. Ильин считал, что этика и мораль являются основой правосознания граждан. Важно не только знать свои права, обязанности и полномочия, но также важно соблюдать общепризнанные нормы. Необходимо внедрять в образовательные программы предметы, по-свящённые этике и морали, чтобы формировать у граждан понимание принципов справедливости, добра и ответственности.
2. Развитие нравственных принципов в семье и образовании: Ильин подчёркивал важность семьи и образования в формировании правосознания граждан. Он призывал к укреплению семейных ценностей, морали и нравственных принципов, которые передаются от поколения к поколению. Также философ выделял роль образования в формировании правосознания, особенно введение этики и нравственного воспитания в школьные программы. Процесс познания права в определённой мере совпадает с процессом воспитания: «нормальное правосознание должно жить и возрастать в том, кто его исследует: и может исследоваться только тем, кто выращивает его в себе». Формирование и развитие правосознания начинается в семье. То, что будет проявляться у человека в его будущей жизни, определяется в его детстве. У человека могут быть врождённые склонности и таланты, их судьба — будут ли они развиваться или исчезнут, а если развиваться, то в каком направлении — определяется в раннем детстве. Поэтому важно развивать институт семьи, духовные традиции, а также оказывать материальную существенную поддержку семьям с детьми, поскольку основной причиной распада семьи, по данным ВЦИОМ, является бедность населения [4].
3. После того как будет построена духовная основа для созидания нормального правосознания, необходимо овладеть знаниями в области права, то есть принимаемых государством законов. Одним из основных препятствий на пути к пониманию права является правовая неграмотность людей, а также издание правовых документов на непонятном языке. Выражение смысла права часто бывает слишком сложным, запутанным и непонятным. Если хотя бы одно из этих явлений присутствует в обществе, это приводит к деградации правосознания. Поэтому важным является правовое просвещение граждан посредством ведения уроков и предметов по правовому просвещению в школах, вузах и других учебных заведениях. И уже на подготовленной почве необходимо пробуждать в гражданах страны чувство «здорового» патриотизма, то есть государственного единения. Ильин считал, что развитие правосознания требует гражданской активности и патриотизма. Он призывал граждан активно участвовать в жизни общества, проявлять заботу о благе Родины и содействовать её развитию. В рамках этого единения национализм и патриотизм становятся единым целым и в тесной связи с государственным правосознанием образуют ту движущую силу, которая необходима для героической обороны родины и которая в то же время не по-
108
ШгкИа I. Ко1езткоу
зволяет человеку впадать в состояние мирозавое-вательной алчности. Эта энергия есть проявление «естественного правосознания». Ильин призывал к развитию нравственной ответственности и самодисциплины у граждан и считал, что каждый человек должен осознавать свою роль и ответственность в обществе, а также руководствоваться моральными принципами при принятии решений и совершении поступков.
Выводы
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время идеи и подходы русских философов ХХ в., в том числе И. А. Ильина, к роли правосознания в государстве не потеряли своей актуальности и приобрели ещё большее значение.
Упомянутые философы жили и работали в период значительных социальных, политических и экономических изменений, наступивших в России в начале прошлого века. Работы философов ХХ в. помогают понять, как историческое развитие правосознания в России мо-
жет повлиять на понимание текущих проблем нашей страны.
Русская философская традиция включает в себя элементы, которые отсутствуют в западной философии. К таким элементам можно отнести акцент на коллективизм, духовность и идеализм. Всё это может повлиять на уникальные подходы к формированию законодательства и правоприменительной практики, которые будут соответствовать культурным и историческим особенностям России.
Также в трудах русских философов ХХ в. затрагиваются вопросы этики и морали, что влияет на формирование здорового правосознания граждан, что в свою очередь способствует развитию более глубокого понимания прав и обязанностей гражданами, что особенно актуально в условиях современной России.
Таким образом, знание и понимание работ русских философских ХХ в. может сыграть ключевую роль в разработке правовых реформ и укреплении правосознания в России.
Список источников
1. Ильин И. А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собр. соч. : в 10 т. Т. 4. М .: Русская книга, 1994.
2. Ильин И. А. Проблема современного правосознания: публичная речь, произнесённая на открытии Русского научного института в Берлине 17 февраля 1923 г. Берлин : Прессе, [1923]. 32 с.
3. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Собр. соч. : в 10 т. Т. 1. М. : Русская книга, 1994.
4. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ot-braka-do-razvoda-1990-2021
References
1. Ilyin IA. On the essence of legal consciousness. In: Ilyin IA. Collection op. in 10 vols. Vol. 4. Moscow; 1994. (In Russ.).
2. Ilyin IA. The problem of modern legal consciousness: a public speech delivered at the opening of the Russian Scientific Institute in Berlin on February 17, 1923. Berlin: Press Association, [1923]. 32 p. (In Russ.).
3. Ilyin IA. The path of spiritual renewal. In: Ilyin IA. Collection op. in 10 vols. Vol. 1. Moscow; 1994. (In Russ.).
4. Avalaible from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ot-braka-do-razvoda-1990-2021 (In Russ.).
Информация об авторе
Н. И. Колесников — соискатель кафедры философии, теологии и религиоведения.
Information about the author
N. I. Kolesnikov — Applicant of the Department of Philosophy, Theology and Religious Studies.
Статья поступила в редакцию 19.04.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 28.04.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 19.04.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 28.04.2024.
The author declares no conflicts of interests.