Научная статья на тему 'Критический взгляд на результаты религиозной деятельности графа А. П. Бобринского в Тульской губернии в конце ХIХ века'

Критический взгляд на результаты религиозной деятельности графа А. П. Бобринского в Тульской губернии в конце ХIХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЭДСТОК / БОБРИНСКИЙ / ГАГАРИНА / ПОБЕДОНОСЦЕВ / РПЦ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ТУЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / TULA PROVINCE / МИССИОНЕР / MISSIONARY / ПАШКОВСТВО / СЕКТАНТЫ / SECTARIANS / ПРОТЕСТАНТЫ / PROTESTANTS / GRANVILLE WALDEGRAVE (BARON RADSTOCK) / COUNT ALEKSEY BOBRINSKIY / COUNTESS VERA GAGARINA / KONSTANTIN POBEDONOSTSEV / VASILIY PASHKOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бартов Вячеслав Павлович

Целью статьи является исследование влияния, которое оказала личность графа А.П. Бобринского на распространение идей пашковства в Тульской губернии в конце ХIХ века. Обращение к фактам развития сектантства в Тульской губернии, собранным миссионерским отделом Русской православной церкви, позволяет прийти к следующему заключению. Во время проживания в своем имении в городе Богородицке граф действительно активно занимался проповеднической деятельностью. Но его религиозная работа по распространению протестантских идей не была продолжена сторонниками графа после его отъезда за границу. Результатом сложившейся ситуации стало отсутствие последователей учения пашковства уже через 20 лет после переезда графа. Поэтому роль А.П. Бобринского в насаждении протестантского мировоззрения местному населению ошибочно преувеличивается современными протестантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A critical overview of the results of religious activities of Count Aleksey Bobrinskiy in Tula Province in the late 19th century

The purpose of the article is to survey the influence of Count Aleksey Bobrinskiy’s personality on the spread of ideas of Vasiliy Pashkov (the founder of the Russian baptist church) in Tula Province in the late 19th century. Study of the facts collected by the missionary department of the Russian Orthodox Church regarding sectarianism in Tula Province, permits the following conclusion to be drawn. Тhe Count was indeed actively engaged in preaching while he lived in his estate in the town of Bogoroditsk. After the Count moved to live abroad however, his religious activities aimed at spreading protestant ideas was not continued by his proponents. This resulted in no followers of the doctrine of Vasiliy Pashkov in about 20 years after the Count had left the country. Thus, the role played by Aleksey Bobrinskiy in inculcating protestant ideology among local population is erroneously overestimated by present-day protestants.

Текст научной работы на тему «Критический взгляд на результаты религиозной деятельности графа А. П. Бобринского в Тульской губернии в конце ХIХ века»

Критический взгляд на результаты религиозной деятельности графа А.П. Бобринского в Тульской губернии...

УДК 274

Бартов Вячеслав Павлович

магистр богословия Евроазиатская богословская семинария, г. Москва

bartov-vp@yandex.ru

КРИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАФА А.П. БОБРИНСКОГО В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ Х1Х ВЕКА

Целью статьи является исследование влияния, которое оказала личность графа А.П. Бобринского на распространение идей пашковства в Тульской губернии в конце Х1Х века. Обращение к фактам развития сектантства в Тульской губернии, собранным миссионерским отделом Русской православной церкви, позволяет прийти к следующему заключению. Во время проживания в своем имении в городе Богородицке граф действительно активно занимался проповеднической деятельностью. Но его религиозная работа по распространению протестантских идей не быта продолжена сторонниками графа после его отъезда за границу. Результатом сложившейся ситуации стало отсутствие последователей учения пашковства уже через 20 лет после переезда графа. Поэтому роль А.П. Боб-ринского в насаждении протестантского мировоззрения местному населению ошибочно преувеличивается современными протестантами.

Ключевые слова: Рэдсток, Бобринский, Гагарина, Победоносцев, РПЦ, Тульская губерния, миссионер, пашков-ство, сектанты, протестанты.

В последнее время в протестантских церквях наблюдается возросший интерес к истории возникновения своих религиозных общин. При исследовании исторического наследия предшественников протестанты нередко ссылаются на личность графа А.П. Бобринского, который, восприняв идеи пашковства, одним из первых занимался их распространением в Тульской губернии в конце Х1Х века. Протестантами преувеличивается влияние, которое граф оказал на православное население губернии своей религиозной деятельностью. Показать необъективность оценки протестантами проповеднической деятельности графа Бобринского является целью данной статьи.

Период конца XIX - начала ХХ века являлся временем, в котором должность обер-прокурора Священного синода занимал К.П. Победоносцев. Он был категорически против любого рода политических, экономических, социальных, религиозных реформ и видел будущее России в союзе самодержавной власти с духовной, которую представляла Русская православная церковь (РПЦ). Так государство через Святейший синод посредством православной церкви осуществляло контроль и вело борьбу со всяким религиозным свободомыслием, которое начинало проявляться в России.

К.П. Победоносцев поставил перед собой амбициозную цель «переломить хребет русскому баптизму, штундизму и редстокизму (пашковщи-не)» [2, с. 13]. Выполнение поставленной задачи он активно осуществлял на протяжении четверти века, занимая пост обер-прокурора Святейшего синода. Поэтому, когда протестанты различных деноминаций сталкивались с противостоянием со стороны церкви в лице православных священников, миссионеров и иных представителей РПЦ, то фактически они имели дело не только с институтом православной церкви, но и со всей мощью государственного аппарата, частью которого была РПЦ.

Тульская епархия, являясь составной частью РПЦ и подчиняясь вышестоящему руководству, проводила антисектантскую работу в Тульской губернии, как и другие епархии на подотчетных им территориях. Разница заключалась в том, что в Тульской губернии сектантов, являющихся объектом миссионерской деятельности РПЦ, было несколько десятков человек, и они не оказывали серьезного влияния на полуторамиллионное население губернии. Это была одна из причин, по которой сектантам Тульской губернии удалось избежать гонений со стороны государственной власти. Вторая причина состояла в том, что работу с сектантами в этот период осуществлял православный миссионер Д. Скворцов, человек интеллигентный, искренний, с христианским мировоззрением, стремившийся в первую очередь использовать в своей работе методы переубеждения и увещевания, не прибегая к использованию жестких административных ресурсов государства. В-третьих, основная тяжесть преследования за протестантские взгляды ложилась на руководителей, которые являлись основоположниками этих идей. Рядовым верующим в меньшей степени пришлось испытать на себе влияние антисектантской деятельности государства.

В Тульскую губернию, находящуюся в центральной части России и отличающуюся от других регионов тем, что практически все ее население исповедовало православие, протестантские идеи, представленные пашковством, начали проникать с 1874 года, после проповеди лорда Г. Редстока в Петербурге. Последователями пашковства, принесшими евангельские идеи в Тульскую губернию, стали аристократы графиня В.Ф. Гагарина и граф А.П. Бобринский, имения которых находились в Тульской губернии. Они вели активную проповедническую и благотворительную деятельность в Петербурге, а в летнее время года, когда выезжали в свои имения, занимались распространением

© Бартов В.П., 2018

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

19

Евангелия в Тульской губернии. Сохранились сведения, что «...Бобринский проповедовал Евангелие живо и с большой свободой, производя впечатление не только на аристократов, но и на крестьян и ремесленников. Толпы крестьян просили, чтобы он проповедовал им Слово Божие. Благодаря блестящему образованию и духовному дару его прозвали "Спердженом России"» [1].

Активная деятельность человека такого высокого статуса не могла остаться незамеченной для государственной власти в России. «В мае 1880 года К.П. Победоносцев представил на рассмотрение верноподданнейшую записку с предложением мер пресечения проповеднической деятельности В.А. Пашкова и его соратников» [3, с. 97]. Одним из этих соратников Пашкова являлся его друг А.П. Бобринский, на которого также должны были распространиться карающие действия государства.

Победоносцев считал, что проповедническая деятельность Пашкова и его последователей крайне опасна и может привести к расколу православного населения России. Он категорично предлагал запретить все молитвенные собрания сектантов в Петербурге и в России во всяком месте, где они будут обнаружены. Лорду Редстоку предлагалось запретить въезд в Россию. В докладе министру внутренних дел в 1882 году Победоносцев настаивал выслать за границу Пашкова и Бобринского. В 1884 году Победоносцев получил официальное разрешение на борьбу с пашковцами, штундиста-ми, баптистами. В мае этого же года вышел царский приказ о закрытии Общества поощрения духовно-нравственного чтения. Оно было закрыто, издаваемая им духовная литература конфискована и запрещена, Пашков и его соратник М.М. Корф спустя месяц были высланы за границу из-за отказа прекратить проповедь Евангелия в России. После признания деятельности Общества незаконной А.П. Бобринский жил и трудился в своем имении в Тульской губернии. В Петербурге он появлялся редко, а впоследствии также был вынужден покинуть Россию.

Действия государственной власти по борьбе с распространением протестантских идей в России были простыми и решительными. Сначала издавался нужный закон, который легализовал антисектантскую деятельность, а затем на основании этого закона отстранялись от активной деятельности руководители протестантских общин. Религиозная община, оставаясь без духовного вдохновителя, оказывалась в очень тяжелом положении и имела все шансы прекратить свое существование даже без дальнейшего вмешательства светской власти.

Вероятно, по такому сценарию развивались события в имении графа Бобринского в Богородицке в Тульской губернии. Во время его активной проповеднической деятельности в имении многие люди приходили послушать Евангелие и даже при-

обретали Новые Заветы. После отъезда Бобринско-го за границу вся проповедническая деятельность в Богородицке - имении Бобринского - прекратилась. Спустя почти двадцать лет православный миссионер в отчете указывает, что в Богородицком уезде полностью отсутствует сектантство. Последователи и слушатели учения не продолжили такой же активной деятельности, как граф, и через несколько лет полностью прекратили существование как «секта пашковцев».

Следуя учению лорда Редстока, полковник Пашков, чьим соратником являлся граф Бобрин-ский, старался просто проповедовать Евангелие, читать и толковать Библию. «Пашков не пытался создать новое учение или конфессию» [4, с. 60]. Этому же примеру следовал граф Бобринский. Нехватка богословского и систематического образования, отсутствие продуманного плана работы с последователями и ясного понимания перспективы развития учения привели к тому, что с переездом графа Бобринского на другое место жительства последователи не смогли организоваться в общину и продолжить начатую графом проповедь Евангелия в Богородицке.

Одним из неверных подходов христиан в отношении протестантских деноминаций в связи с событиями прошлых лет является невнимательное, поверхностное, лишенное анализа отношение к опыту своих предшественников, например личности графа А.П. Бобринского. При упоминании о нем обычно вспоминают его положение, которое он имел при дворе императора Александра II, занимаемые им высокие государственные должности, образованность, деловые и моральные качества. При описании его принадлежности к протестантизму приводятся следующие сведения: «В памяти современников Алексей Павлович остался как "человек общегуманистических взглядов, которых он придерживался с детства"». В конце концов он увлекся протестантскими идеями лорда Редсто-ка, приезжавшего с проповедями в Россию, и вошел в религиозное общество его последователей. «Никто , никогда лучше мне не говорил о вере, чем Бобринский, - писал после одной из встреч с ним Лев Толстой, - чувствуешь, что он счастливее тех, которые не имеют веры». Лев Николаевич не раз бывал в Богородицком имении Бобринских, выведенном в «Анне Карениной» как имение Вронских. Вместе они и работали «на голоде» 1891-1892 годов. Духовные идеалы Алексея Павловича и его сторонников не прижились в России. После нескольких предупреждений деятельность общества была признана вредной и графа выслали за границу. Последние годы жизни он провел во Франции» [5]. Умер Бобринский в 1894 году.

Не преуменьшая заслуг графа перед отечеством, восхищаясь его высокой нравственностью, необходимо признать, что, вероятно, его активная рели-

Критический взгляд на результаты религиозной деятельности графа А.П. Бобринского в Тульской губернии..,

гиозная деятельность как последователя Редстока была сосредоточена в Петербурге, а не в Богоро-дицке. Его «увлечение протестантскими идеями» должно было отразиться на живущих в усадьбе в Богородицке, но в памяти современников он больше запомнился как хороший организатор. Бо-бринский построил сахарный завод в Тульской губернии. Этот завод был самым северным в России и проработал до 1922 года. Он начал разработку угольной копи, первой в Подмосковье, восстановил дворец в усадьбе, пострадавший от пожара, разбил самый большой в губернии фруктовый сад, привел в порядок парк, заложенный Болотовым [5]. Усадьба графа Бобринского в Богородицке до настоящего времени является украшением города и местом для посещения туристов со всей России.

О духовном наследии графа Бобринского в Тульской губернии информацию обнаружить не удалось. Это свидетельствует о незначительности влияния его протестантских идей на жителей Богородицка или полное отсутствие последствий этого влияния. Спустя 20 лет после смерти графа православный миссионер Д. Скворцов в отчете о своей деятельности пишет о Богородицком уезде: «По Богородицкому уезду, по сообщению у. миссионера, свящ. Михаила Щеглова, от 12 марта 1913 г., в отчетном году "не было никаких проявлений раскольнического или сектантского характера", а потому и миссионерская деятельность означенного миссионера ограничилась "лишь общим наблюдением приходской жизни в отношении расколосектантства"» [6, с. 5]. В более ранних или поздних отчетах также встречаются сведения о Богородицком уезде, полностью свободном от сектантства. Эти сообщения позволяют сделать вывод, что спустя только одно поколение последователей учения Редстока, или пашковцев, как их стали называть позже (каковым являлся и граф Бобринский), в Богородицком уезде не было обнаружено миссионером совсем. Поэтому как бы протестантам нашего времени не хотелось продемонстрировать значимость идей пашковства в начале ХХ века в связи с принадлежностью графа Бобринского к этому учению, факты свидетельствуют об отсутствии последствий его религиозной деятельности в отношении развития протестантизма в Тульской губернии.

Для современных протестантов ситуация с графом Бобринским может являться предостережением от эмоционального подхода в констатации событий, имевших отношение к протестантизму в Тульской губернии, но не оказавших значительного влияния на его развитие. Известность имени человека еще не является гарантией его существенного вклада в какое-либо дело и наличия заметных последствий для потомков.

Считая графа Бобринского героем веры, пострадавшим за проповедь Евангелия, необходимо

извлечь из его жизни урок о необходимости заботы о духовном развитии своих последователей в будущем. Важно было таким образом организовать последователей пашковства в Богородицке, чтобы отсутствие их руководителя не отразилось бы на существовании общины. Роль личности в истории имеет тем большее значение, чем более важное положение занимает она в социуме. Чем больше ответственности возлагается на личность со стороны других членов общества, тем более серьезными будут негативные последствия, если эта личность будет отстранена от занимаемого ей положения. Пример графа Бобринского наглядно продемонстрировал действенность этого принципа.

Графиня В.Ф. Гагарина проповедовала идеи пашковства в Тульской губернии в тот же период времени, что и граф Бобринский. С началом гонений, инициированных Победоносцевым, она также была вынуждена покинуть Петербург и с 1884 года большую часть времени проводить в селе Сергиевском Крапивенского уезда. В отличие от графа Бобринского ей удалось организовать общину пашковцев в Сергиевском, которая состояла приблизительно из 30-40 человек и являлась самой большой протестантской общиной в Тульской губернии в конце XIX - начале ХХ века. Община пашковцев в Сергиевском просуществовала до революции 1917 года, после которой верующие перешли в общины евангельских христиан. Несмотря на то, что религиозная деятельность графини Гагариной не была столь масштабной, как в Петербурге, она оказала более значительное влияние на население Крапивенского уезда, чем проповеднический труд Бобринского в Богородицке.

Таким образом, религиозная деятельность графа А. П. Бобринского в Тульской губернии в конце Х1Х века не носила системного характера. Его незаурядные ораторские способности, использованные им в проповеди Евангелия, привлекали многих людей разных сословий. Организовать этих людей в религиозную протестантскую общину, которая смогла бы существовать и развиваться независимо от вовлеченности в нее Бобринского, не являлось его приоритетом. За свои изменившиеся религиозные убеждения, не соответствующие принятым в обществе, Бобринскому пришлось испытать давление со стороны светской власти. После вынужденного переезда графа за границу сторонники пашковства не смогли продолжить начатую Бобринским проповедническую деятельность. Отсутствие постоянной поддержки и мотивации в распространении нового для местного населения религиозного учения привело к тому, что спустя два десятилетия последователей пашковства в Бо-городицком уезде Тульской губернии совсем не осталось. В памяти потомков граф А.П. Бобрин-ский остался как человек высоких нравственных принципов, новатор в организации производств,

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

21

активный гражданин общества, как человек, стремящийся изменить существующую реальность.

Библиографический список

1. Алексей Павлович Бобринский // История в лицах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://hecrus. ru/Razdeli/Istorija_v_licah. html (дата обращения: 04.12.2016).

2. Дальтон Г.Ф. Открытое послание обер-прокурору Правительствующего Синода. - Лейпциг: Дункер и Гумблот, 1890. - 79 с.

3. История евангельских христиан-баптистов в СССР - М.: ВСЕХБ, 1989. - 624 с.

4. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. - СПб.: Библия для всех, 2011. - 224 с.

5. Руденко В. Алексей Павлович Бобринский // Тула Бренд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.btula.ru/fullbrend_344.html (дата обращения: 25.11.2016).

6. Скворцов Д. Миссионерский отчет по Тульской епархии за 1912 год. - Тула: Типография

Н.К. Конышевой, 1913. - 22 с.

References

1. Aleksej Pavlovich Bobrinskij // Istoriya v licah [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://hecrus.ru/Razdeli/Istorija_v_licah.html (data obrashcheniya: 04.12.2016).

2. Dal'ton G.F. Otkrytoe poslanie ober-prokuroru Pravitel'stvuyushchego Sinoda. - Lejpcig: Dunker i Gumblot, 1890. - 79 s.

3. Istoriya evangel'skih hristian-baptistov v SSSR. - M.: VSEKHB, 1989. - 624 s.

4. Korrado SH. Filosofiya sluzheniya polkovnika Pashkova. - SPb.: Bibliya dlya vsekh, 2011. - 224 s.

5. Rudenko V. Aleksej Pavlovich Bobrinskij // Tula Brend [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: //www.btula. ru/fullbrend_344. html (data obrashcheniya: 25.11.2016).

6. Skvorcov D. Missionerskij otchet po Tul'skoj eparhii za 1912 god. - Tula: Tipografiya N.K. Konyshevoj, 1913. - 22 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.