УДК 316.34 ББК 60.542.5
Д 20
А. А. Дарган,
аспирант кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «СевероКавказский государственный технический университет», тел.8 9624469270, e-mail:
Критерии социального самочувствия людей с инвалидностью
(Рецензирована)
Аннотация. Предлагается комплекс критериев и показателей социального самочувствия людей с инвалидностью, разработанный автором для анализа взаимосвязи социального самочувствия, социальной мобильности и включенности в общество представителей данной группы.
Ключевые слова: инвалидность, люди с инвалидностью, социальное самочувствие, социальная мобильность, интеграция, включенность в общество, критерии, показатели.
A.A. Dargan,
Post-graduate student of Sociology and Social Work Departement of the North Caucasian
State Technical University, ph. 8 9624469270, e-mail: [email protected]
Criteria for social state of health of people with physical disability
Abstract. The paper demonstrates criteria and indicators of social state of health of people with the physical disability. The author elaborated this for the analysis of interrelation of social state of health, social mobility and inclusiveness of these people in a society.
Keywords: physical disability, people with physical disability, social state of health, social mobility, integration, inclusiveness in a society, criteria, indicators.
Социальное самочувствие человека с инвалидностью можно рассматривать как социально-психологическое состояние, являющееся отражением уровня интегрированности человека с инвалидностью в общество, его осознания и оценки себя, своих возможностей, перспектив удовлетворения жизненно важных потребностей.
Социальное самочувствие складывается из пяти составляющих: оценки человеком уровня своей интегрированности в общество, его самоидентификации, мировоззрения (ценности, уровень притязаний), социально-психологических характеристик и поведенческих установок (готовность к определенным действиям, направленным на обеспечение их оптимальной жизни и деятельности в обществе).
В соответствии с вышеизложенным введем три критерия, которые будут характеризовать социальное самочувствие человека с инвалидностью:
1 - идентификационно-мировоззренческий;
2 - личностно-оценочный;
3 - поведенческий.
Первый критерий - идентификационно-мировоззренческий. Данный критерий позволяет понять самоощущения человека, осознание им своего социального статуса как инвалида, понимание им своих возможностей в сравнении со здоровыми людьми, отношение общества к инвалидам.
При определении социального самочувствия человека с инвалидностью введение
идентификационно-мировоззренческого критерия представляется нам весьма важным, так как инвалидность - это не только социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности. Она (инвалидность), и это подтверждают многочисленные исследования, влияет на самоощущение и самоопределение человека. Социальное самочувствие - это социально-психологическое состояние, возникающее у человека под влиянием объективных обстоятельств его жизнедеятельности, а значит и социальное самочувствие человека с инвалидностью формируется через призму восприятия индивидом собственной инвалидности.
Статус «инвалида» - это своеобразный ярлык, который присваивается человеку обществом. Статус «инвалида» автоматически определяет принадлежность человека к социальной группе, которой общество уже отвело определенную роль, определило схему взаимодействия с нею (модель независимой жизни, медицинская, медико-социальная модели и др.) и пути помощи. Несомненно, что такой «ярлык», присваиваемый человеку, может по-разному восприниматься им самим, определять его отношение к собственной инвалидности. У человека, который является инвалидом, складывается свое ощущение «инвалидности», личностное понимание своего социального статуса - «человек с ограниченными
возможностями», «человек с инвалидностью». Также индивидуально и восприятие им отношения к себе как к инвалиду всего общества в целом, а также отдельных его членов в частности. И это понимание себя как человека с особым социальным статусом - человека с ограниченными возможностями - и восприятие отношения к нему общества, является одним из важнейших элементов, формирующих его социальное самочувствие.
Данный критерий дает возможность, с одной стороны, выяснить отношение человека к проблеме инвалидности «в общем», а не только в контексте собственных проблем. Он позволяет определить, какой ему видится идеальная схема взаимоотношений человека с инвалидностью с обществом и государством, что он ждет от власти в решении проблем инвалидности. С другой стороны, по данному критерию мы можем увидеть, как он определяет стратегию и характер собственного поведения в процессе данного
взаимодействия и какую модель социальной интеграции - социального обслуживания или социальной мобильности - он считает приемлемой для себя. В этом проявляются его мировоззренческие установки и позиционирование во взаимоотношениях с обществом.
Идентификационно-мировоззренческий критерий социального самочувствия человека с инвалидностью включает в себя следующие показатели:
• самоидентификация человека как «инвалида»;
• уровень притязаний;
• принятие той или иной модели инвалидности в обществе;
• выбор стратегии социальной интеграции в общество.
Самоидентификация человека - показатель, по которому определяется самоосознание человеком с инвалидностью своего социального статуса и своих перспектив -профессиональных, личностных, общественных в сравнении с людьми, не имеющими инвалидности. Он характеризует восприятие человеком значения своей инвалидности и связанных с нею ограничений жизнедеятельности на пути достижения поставленных целей. При этом речь идет не только об осознании человеком с инвалидностью ограничений, связанных с физическими проблемами (сложность передвижения или общения, неспособность к самообслуживанию), но и с социальными. Это существующие в обществе препятствия к получению образования, трудоустройству и карьерному росту человека с инвалидностью, активной общественной жизни - к любым типам горизонтальной или вертикальной социальной мобильности.
Уровень притязаний - показатель, который характеризует стремления человека с инвалидностью, его жизненные ориентации, ценности, определяемые его духовными и социально значимыми потребностями и интересами, побуждениями и устремлениями. Они формируют его мировоззрение и являются основой для оценок собственного социального
статуса.
Принятие той или иной модели инвалидности в обществе — показатель, который говорит о предпочтении индивида в признании «справедливой» по отношению к нему и к другим людям с инвалидностью модели инвалидности.
Показатель выбор стратегии социальной интеграции человека с инвалидностью в общество дает возможность определить стратегию интеграции в общество, которой придерживается человек с инвалидностью, его цели и установки при реализации данной стратегии, то, чем он руководствуется в своих жизненных поступках.
Следующий критерий социального самочувствия людей с инвалидностью -личностно-оценочный. Социальное самочувствие - это эмоциональный аспект оценки представителями социальных групп своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов, а потому для его анализа необходимо знание эмоционально-личностных оценок самого человека. И личностно-оценочный критерий позволит нам выяснить, как сам человек оценивает занимаемое им положение в социальной структуре общества, уровень удовлетворенности своих потребностей, а также его оценки внешних условий своего существования и собственного благополучия в дальнейшем.
Личностно-оценочный критерий включает в себя следующие показатели:
• удовлетворенность включенностью человека в общество -интеграционно-оценочный показатель;
• оценка социальной комфортности;
• уровень социального оптимизма.
Интеграционно-оценочный показатель личностно-оценочного критерия позволяет
определить оценку человека с инвалидностью успешности своей интеграции в общество. При этом в определении оценки человеком с инвалидностью успешности своей интеграции мы подразумеваем оценку им своей «включенности» в общество. Ведь для человека, имеющего психические или физические нарушения, приведшие к ограничению жизнедеятельности - способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвигаться, ориентироваться, общаться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, удовлетворенность своим положением в обществе зависит, прежде всего, от того, как он оценивает свою «включенность» в это общество. Процесс реализации жизненной стратегии также оценивается с позиций того, насколько успешно человек с инвалидностью смог «включиться» в общество, как проходит данный процесс. Этот показатель основан на оценочных суждениях самого человека, которые сугубо субъективны.
Показатель социальной комфортности отражает эмоционально-оценочную реакцию человека с инвалидностью на ситуацию в стране, в особенности в области социальной защиты и социальных гарантий, на проводимую властями социальную политику.
Следующий показатель анализа социального самочувствия человека с инвалидностью - показатель социального оптимизма. Он позволяет узнать, с каким настроением человек с инвалидностью смотрит в будущее - с оптимизмом или пессимизмом. Социальный оптимизм в нашем понимании - это ожидания человека в отношении перспектив изменения социальной реальности, грядущих социальных изменений.
Личностно-оценочный и идентификационно-мировоззренческий критерии отражают оценочные суждения самого человека, а потому полученная по этим критериям информация является основой для анализа социального самочувствия человека. Но хотя социальное самочувствие - понятие сугубо субъективное, которое включает в себя чувства, мысли, настроения конкретного человека, притом им зачастую не осознаваемые, нельзя в социологическом исследовании социального самочувствия человека с инвалидностью ограничиваться его субъективными оценками, а следует сопоставить их с данными, характеризующими объективное проявление изучаемого самочувствия в реальной жизни.
Чтобы получить полную картину социального самочувствия человека с инвалидностью, следует ввести критерий, который будет отражать реальные проявления
социального самочувствия в практической деятельности людей. Т.е. большое значение среди критериев и показателей социального самочувствия людей с инвалидностью имеют не только оценочные суждения человека, восприятие им своего положения в обществе, его настроения, но и их реальное проявление в социальной активности, реализации им своей жизненной стратегии, а относительно человека с инвалидностью - стратегии интеграции в общество.
В связи с этим представляется возможным введение поведенческого критерия. Это критерий, который отражает реальные проявления социального самочувствия как социальнопсихологического состояния, отражающего «активность, направленную на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме» (Симонович, Н.Е.), которая «может выражаться в различных формах активности/пассивности личности» (Петрова Л.Е.). Данный критерий позволят выяснить, как социальное самочувствие человека находит отражение в его поступках, стратегиях интеграции в общество и социальной мобильности, т.е. проявляется в реальных действиях и практических делах человека с инвалидностью в процессе реализации жизненной стратегии, интеграции в обществе, конкретных шагах, которые проявлял человек в реализации своей жизненной программы. Поведенческий критерий определяет готовность личности к деятельности, конкретные результаты, достигнутые в процессе ее осуществления, основные качества, проявляемые на
поведенческом уровне.
Показателями поведенческого критерия социального самочувствия являются:
• готовность человека с инвалидностью к реализации собственной стратегии интеграции в общество;
• оценка социальной мобильности;
• оценка социальной и гражданской активности.
Социальное самочувствие, которое, как мы уже выяснили, является основой социального настроения человека и выступает в качестве мотивов его деятельности, в готовности к реализации собственной стратегии интеграции в общество и
предпринимаемых им реальных шагах по реализации выбранной стратегии.
Социальное самочувствие во многом определяет социальную мобильность человека с инвалидностью, стратегии его поведения. Вместе с тем, социальная мобильность зависит не только от желания самого человека изменить свою жизнь, но и от того, созданы ли государством и обществом условия для его перехода из одного социального слоя в другой. Зачастую именно от наличия/отсутствия данных условий зависит и социальное самочувствие человека с инвалидностью. Если восходящая социальная мобильность человека, имеющего инвалидность, невозможна или существенно ограничена, он не имеет возможности изменить свой социальной статус, то его социальное самочувствие не будет хорошим даже при условии удовлетворительной работы учреждений социальной защиты населения. Ведь человек осознает, что для него недоступны или существенно ограничены те возможности, которые без труда достаются другим членам общества. Таким образом, наблюдается прямая зависимость социального самочувствия и социальной мобильности, а потому введение показателя социальной мобильности необходимо для анализа социального самочувствия людей с инвалидностью.
Социальное самочувствие - это не просто оценка удовлетворенности человека жизнью, реализации своей жизненной стратегии, социальное самочувствие - это социальнопсихологическое состояние. Поэтому в ряде исследований социального самочувствия вводятся показатели, определяющие психологическое самочувствие человека [1] С их помощью возможно охарактеризовать не только эмоции, которые возникают у человека как оценка им своего социального положения в обществе и дальнейших перспектив, но и эмоции, появляющиеся у человека с инвалидностью как реакция на состояние физического здоровья, возможность или невозможность удовлетворения социальных и духовных потребностей.
Безусловно самооценка человека с инвалидностью, уровень его депрессии, психологические проблемы также находят отражение в его осознании и оценке себя, своих
возможностей, перспектив удовлетворения жизненно важных потребностей. Однако они не влияют непосредственно на социальное самочувствие, а выражаются в осознании человеком перспектив удовлетворения своих жизненных целей, своих возможностей по сравнению с неинвалидами, в том, насколько человек удовлетворен своей жизнью, работой, образованием и т.д. Таким образом, для социологического исследования социального самочувствия людей с инвалидностью нет необходимости вводить психологический критерий. Самоидентификация человека с инвалидностью, его оценка своей включенности в общество и удовлетворенность различными сторонами жизни являются реальным отражением переживаний и чувств людей, их самооценки и уровня депрессивного состояния.
Сказанное касается и физического самочувствия человека с инвалидностью. Безусловно тяжесть заболевания или травмы человека с инвалидностью, то, как он себя чувствует, возможность или невозможность передвигаться или осуществлять самообслуживание, также оказывают влияние на человека, но не на его социальное, а на психологическое самочувствие, которое, как мы уже выяснили, находит отражение в самоидентификации человека с инвалидностью и в его оценке своей «включенности» в общество. Таким образом, физическое самочувствие человека выступает не в качестве критерия, а в качестве фактора, влияющего на социальное самочувствие.
Табл.1. Показатели и индикаторы социального самочувствия людей с инвалидностью
Показатель Индикаторы
Идентификационно-мировоззренческий критерий
Самоиденти фикация человека с инвалидност ью: - оценка человеком с инвалидностью своего социального статуса; - самооценка потенциала - личностного, социального, профессионального; - осознание человеком, имеющим инвалидность, перспектив удовлетворения жизненно важных потребностей; - характеристика инвалидом своих возможностей в сравнении с людьми без инвалидности в достижении социально значимых целей.
Уровень притязаний - потребности и мотивы человека с инвалидностью в реализации жизненной стратегии; - ценностные ориентации в социальной, трудовой и учебной деятельности; - ценности семейной жизни; - субъективная оценка характеристик успеха.
Принятие той или иной модели инвалидност и в об-ве - название предпочитаемой модели инвалидности или описание ее сущности в свободной формулировке; - аргументация принятия конкретной модели инвалидности; - краткая характеристика (обозначение) действующей в современном российском обществе модели инвалидности.
Выбор стратегии соц. интеграции человека с инвалидност ью в об-во: - степень осознанности процесса собственной социальной интеграции; - какие цели ставит человек с инвалидностью в собственной стратегии интеграции в обществе; - потребности, с которыми человек с инвалидностью обращается в учреждения социальной защиты и органы власти; - меры, ожидаемые человеком с инвалидностью от государства и общества в реализации собственной стратегии интеграции в обществе.
Личностно-оценочный критерий
Интеграцио нно- оценочный показатель: - уровень достижения жизненных целей на настоящий момент; - обобщенная оценка человеком своей «включенности» в общество; - удовлетворенность жизнью в целом;
- удовлетворенность работой; - удовлетворенность карьерой; - удовлетворенность семейной и личной жизнью; - удовлетворенность материальным положением; - удовлетворенность полученным образованием
Показатель социальной комфортнос ти: - оценка социальной защищенности; - удовлетворенность качеством реабилитационных средств
Показатель социального оптимизма - уверенность в завтрашнем дне; - оценка перспектив улучшения социального положения людей с инвалидностью; - оценка будущего детей (если у респондента есть дети).
Поведенческий критерий
Готовность человека к реализации собственной стратегии интеграции в общество - действия, которые намерен предпринять человек с инвалидностью по реализации собственной стратегии интеграции в обществе; - препятствия, которые видит человек с инвалидностью в реализации собственной стратегии интеграции в обществе; - пути и способы, избираемые человеком с инвалидностью для преодоления препятствий в реализации собственной стратегии интеграции в обществе
Оценка социальной мобильност и - динамика экономического статуса человека с инвалидностью; - карьерный рост
Оценка социальной гражданской активности - наличие потребности в активности; и - мотивы проявляемой активности; - форма активности - участие в деятельности общественных организаций, политических партий, общественных инициатив и ее направленность; - самооценка человеком своей социальной активности.
Критерии социального самочувствия, которые мы предлагаем использовать для анализа социального самочувствия людей с инвалидностью, тесно связаны друг с другом. Так, поведенческий критерий характеризует проявления социального самочувствия в реальных поступках человека с инвалидностью, а идентификационно-мировоззренческий -дает возможность выяснить, каковы мотивы его поступков. Их рассмотрение позволяет определить модель, которой придерживается человек с инвалидностью в ходе интеграции в общество, выражающуюся в реальных поступках человека и двигаемых им мотивах, взгляде на проблему инвалидности. Речь идет о моделях инвалидности, которые были определены нами ранее - модели социального обслуживания и социальной мобильности. В первом случае человека устраивает набор ролей, которые отведены ему обществом, и он не стремится к тому, чтобы улучшить свое социальное положение путем собственных усилий, а ориентирован на получение комплекса услуг от общества. Во втором случае человек с инвалидностью нацелен не на «выбивание привилегий и благ» от государства, а на то, чтобы как можно полнее интегрироваться в общество, стать равноправным участником общественных взаимоотношений.
В соответствии с моделью интеграции, которой осознанно или неосознанно следует человек с инвалидностью, происходит его выбор стратегии интеграции в общество.
Примечания:
1. Пак О.В., Глендиннинг Э., Попков Ю.В. Социальное самочувствие молодежи
Сибири (международное исследование): Новосибирск и Новосибирская область.
Новосибирск, 2004. С. 14-15.
2. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 50-55.
3. Симонович Н.Е. Социальное самочувствие как социально-психологический феномен в изменяющемся российском обществе: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. С. 10.
References:
1. Pak O.V., Glendinning E., Popkov Yu.V. The social well-being of the Siberian youth (international research): Novosibirsk and the Novosibirsk area. Novosibirsk, 2004. P. 14-15.
2. Petrov L.E. The social well-being of youth // Sociological researches. 2000. № 12. P. 5055.
3. Simonovich N.E. The social well-being as a socio-psychological phenomenon in the changing Russian society: Dissertation for the Candidate of Psychology degree. М., 1999. P. 10.