Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ПУБЛИКАЦИОННОГО РЕЙТИНГА НАУЧНЫХ СПОРТИВНЫХ ЖУРНАЛОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ, РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ ВАК РФ'

КРИТЕРИИ ПУБЛИКАЦИОННОГО РЕЙТИНГА НАУЧНЫХ СПОРТИВНЫХ ЖУРНАЛОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ, РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ ВАК РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КАТЕГОРИИ К1 / К2 / К3 / НОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубышева Л. И., Губа В. П., Пустошило П. В.

Цель исследования - выявить наукометрические показатели, повышающие публикационный рейтинг научной спортивной периодики в Перечне рецензируемых ВАК РФ журналов педагогической отрасли. Методика и организация исследования. Проведен анализ информационных ресурсов, включающих данные о журналах, рецензируемых ВАК РФ (сайт ВАК РФ). Изучены библио- и наукометрические показатели периодических изданий научной электронной платформы - eLibrary.ru. Результаты исследования и выводы. В настоящее время рецензируемые ВАК РФ научные журналы разделены по рейтингу на три категории - К1, К2, К3 - в соответствии с коэффициентом научной значимости. Педагогика в Перечне рецензируемых журналов представлена в меньшей степени по сравнению с другими научными направлениями. Для повышения рейтинга и перехода в категорию К1 предлагается обратиться за примером к наукометрическим показателям журнала «Теория и практика физической культуры», который в течение многих лет является лидером в области научной спортивной периодики. В частности, рекомендуется ориентироваться на отбор высококачественных статей, опираясь на показатели оригинальности, научной новизны, теоретической и практической значимости результатов исследования. Авторами делается вывод, что научные редакции спортивных журналов должны выработать новую стратегию улучшения наукометрических показателей изданий, способных повысить рейтинг научного педагогического направления, к которому относится спортивная наука с учетом повышения качества публикационной активности молодых ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ПУБЛИКАЦИОННОГО РЕЙТИНГА НАУЧНЫХ СПОРТИВНЫХ ЖУРНАЛОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ, РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ ВАК РФ»

КРИТЕРИИ ПУБЛИКАЦИОННОГО РЕЙТИНГА НАУЧНЫХ СПОРТИВНЫХ ЖУРНАЛОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ, РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ ВАК РФ

УДК/UDC 796:001

£ CL

О

ш у

ÍJ ГС

CL ■а с

ш ^

0

01 п

н

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 20.03.2023 г.

Доктор педагогический наук, профессор Л.И. Лубышева1 Доктор педагогический наук, профессор В.П. Губа1 Кандидат педагогических наук доцент П.В. Пустошило2

1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва 2Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

CRITERIA FOR THE PUBLICATION RATING OF SCIENTIFIC SPORTS JOURNALS OF THE PEDAGOGICAL INDUSTRY, REVIEWED BY THE HIGHER ATTESTATION COMMISSION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Dr. Hab., Professor L.I. Lubysheva1

Dr. Hab., Professor V.P. Guba2

PhD, Associate Professor P.V. Pustoshilo3

1Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

2Smolensk State University, Smolensk

3Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить наукометрические показатели, повышающие публикационный рейтинг научной спортивной периодики в Перечне рецензируемых ВАК РФ журналов педагогической отрасли. Методика и организация исследования. Проведен анализ информационных ресурсов, включающих данные о журналах, рецензируемых ВАК РФ (сайт ВАК РФ). Изучены библио- и наукометрические показатели периодических изданий научной электронной платформы - eLibrary.ru. Результаты исследования и выводы. В настоящее время рецензируемые ВАК РФ научные журналы разделены по рейтингу на три категории - К1, К2, КЗ - в соответствии с коэффициентом научной значимости. Педагогика в Перечне рецензируемых журналов представлена в меньшей степени по сравнению с другими научными направлениями. Для повышения рейтинга и перехода в категорию К1 предлагается обратиться за примером к наукометрическим показателям журнала «Теория и практика физической культуры», который в течение многих лет является лидером в области научной спортивной периодики. В частности, рекомендуется ориентироваться на отбор высококачественных статей, опираясь на показатели оригинальности, научной новизны, теоретической и практической значимости результатов исследования. Авторами делается вывод, что научные редакции спортивных журналов должны выработать новую стратегию улучшения наукометрических показателей изданий, способных повысить рейтинг научного педагогического направления, к которому относится спортивная наука с учетом повышения качества публикационной активности молодых ученых.

Ключевые слова: наукометрические показатели, категории - К1, К2, К3, новая стратегия, Высшая аттестационная комиссия.

Abstract

Objective of the study was to identify scientometric indicators that increase the publication rating of scientific sports periodicals in the List of journals of the pedagogical industry peer-reviewed by the Higher Attestation Commission of the Russian Federation.

Methods and structure of the study. An analysis of information resources, including data on journals reviewed by the Higher Attestation Commission of the Russian Federation (the website of the HAC RF), was carried out. The biblio- and scientometric indicators of periodicals of the scientific electronic platform - eLi-brary.ru - have been studied.

Results and conclusions. The scientific journals reviewed by the Higher Attestation Commission of the Russian Federation are divided by rating into three categories - K1, K2, K3 - in accordance with the coefficient of scientific significance. Pedagogy in the List of peer-reviewed journals is presented to a lesser extent compared to other scientific areas. To increase the rating and move to the K1 category, it is proposed to turn to the scientometric indicators of the journal "Theory and Practice of Physical Culture", which has been a leader in the field of scientific sports periodicals for many years. In particular, it is recommended to focus on the selection of quality articles, based on indicators of originality, scientific novelty, theoretical and practical significance of the research results. The authors conclude that the scientific editorial offices of sports journals should develop a new strategy for improving the scientometric indicators of publications that can increase the rating of the scientific pedagogical direction, which includes sports science, taking into account the improvement in the quality of the publication activity of young scientists.

Keywords: scientometric indicators, categories - K1, K2, K3, new strategy, Higher Attestation Commission.

Введение. Последние геополитические мировые события не могли не оставить отпечатка на научной отрасли государства. По многим объективным причинам, например таким, как отключение российских вузов от международной реферативной базы Scopus, Web of science, Министерству науки и высшего образования пришлось реагировать на вызовы [1]. Обратили на себя внимание требования, предъявляемые Высшей аттестационной комиссией к молодым соискателям ученых степеней, а именно публикация результатов исследовательской деятельности в рецензируемых журналах.

Цель исследования - выявить наукометрические показатели, повышающие публикационный рейтинг научной спортивной периодики в Перечне рецензируемых ВАК РФ журналов педагогической отрасли.

Методика и организация исследования. Проведен анализ информационных ресурсов, включающих данные о журналах, рецензируемых ВАК РФ (сайт ВАК РФ). Изучены библио- и наукометрические показатели периодических изданий научной электронной платформы - eLibrary.ru.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно актуальному перечню рецензируемых научных изданий, в ко-

торых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 01.11.2022 г.), можно проследить следующие тенденции [2, 3].

Рецензируемые ВАК 2587 научных журналов были разделены по рейтингу на три категории - К1, К2, КЗ - в соответствии с коэффициентом научной значимости. Так, с наивысшим коэффициентом 0,600 в рейтинге оказалось 336 рецензируемых изданий, которые вошли в категорию К1. Из них по научному направлению 5.8.5. «Теория и методика спорта» только четыре журнала, основным из которых остается «Теория и практика физической культуры» («ТиПФК»).

Лидерами в области научного направления «педагогика» являются 5.8.1. и 5.8.7. Так, «Методологию и технологию профессионального образования» (5.8.7.) представляют пять научных изданий:

«Теория и практика физической культуры»; Science for Education Today;

«Вестник Томского государственного педагогического университета» (Tomsk State Pedagogical University Bulletin); «Вестник Череповецкого государственного университета»; «Сибирский педагогический журнал».

А «Общую педагогику, историю педагогики и образования» (5.8.1.) - шесть журналов: Science for Education Today;

«Вестник Череповецкого государственного университета»; «Вестник Томского государственного педагогического университета» (Tomsk State Pedagogical University Bulletin); «Отечественная и зарубежная педагогика»; «Педагогика»;

«Сибирский педагогический журнал».

В общей сложности среди журналов с коэффициентом научной значимости свыше 0,600 по научному направлению «педагогика» насчитывается не более 10 изданий.

Лидирующие позиции по представительству в 1-й категории (К1) с коэффициентом научной значимости свыше 0,600 занимают экономические науки: научные специальности 5.2.1 «Экономическая теория» и 5.2.4 «Финансы» - более 45 научных журналов, и медицинские науки - более 50 научных изданий. Для наглядности эти пропорции представлены на рис. 1.

Из данных диаграммы видно, насколько научное направление «педагогика» уступает другим научным отраслям. А если рассматривать сугубо направление 5.8.5., то в процентном отношении показатель будет меньше 1%.

Сравним периодические издания физкультурно-спортив-ной отрасли первой категории с более низким коэффициентом научной значимости с научными журналами отраслей «права» и «медицины». Из представленных в данном диапазоне 326 журналов, 38 - по научному направлению «право»

Педагогика

Медицина

15%

Рис. 2. Количественные показатели журналов К1 с коэффициентом научной значимости от 0,600 до 0,420

Аграрные науки 3%

Прочие 68%

Прочие 69%

Рис. 1. Количественные показатели журналов К1 с коэффициентом научной значимости 0,600

Рис. 3. Количественные показатели журналов К2 с коэффициентом научной значимости от 0,418 до 0,200

и 48 - по медицинской отрасли. В то же время педагогическая отрасль представлена 17 журналами, из которых только два периодических издания, публикующих научные материалы по научному направлению 5.8.5. Графически информация представлена на рис. 2.

Если сопоставить две диаграммы, то становится очевидным пропорциональное отношение научных периодических изданий. Отметим, что в 1-й категории журналов, рецензируемых ВАК, по специальности 5.8.5. имеется шесть журналов.

Научные журналы второй категории (К2) «стартуют» с коэффициента научной значимости 0,418 и заканчиваются цифрой 0,200. Отметим, что это самая распространенная категория журналов, определенная комиссией ВАК. В этой категории журналов для сравнения с «педагогикой» рассмотрим «медицину», «технические науки» и «аграрные науки», и представим информацию в виде диаграммы на рис. 3. В количественном выражении данные специальности представлены: Педагогика - 65, Медицина - 150, Технические науки -160, Аграрные науки - 35.

Из представленных на рисунке данных видно, что количество научных журналов по педагогике надежно держит 5%, в то время как медицинская отрасль, техническая (ровно, как и экономическая, права) сохраняют за собой лидирующие позиции.

В этой группе изданий научное направление 5.8.5. представляют такие научные журналы, как:

• «Высшее образование сегодня»;

• «Общество: социология, психология, педагогика»;

• «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта»;

• «Адаптивная физическая культура»;

• «Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт»;

• «Культура физическая и здоровье»;

• «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта»;

• «Физическая культура, спорт - наука и практика»;

№5 • 2023 Май | May

http://www.teoriya.ru

• «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»;

• «Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация»;

• «Физическое воспитание и спортивная тренировка»;

• Theory and practice of physical culture.

Напоследок отметим, что в 3-й категории (К3) имеется только два журнала по «Теории и методике спорта»:

• «Физическая культура в школе»,

• «Спорт: экономика, право, управление».

Для того, чтобы периодическим научным изданиям повысить свой рейтинг и перейти в категорию К1, можно обратиться за примером к наукометрическим показателям журнала «Теория и практика физической культуры», который в течение многих лет является явным лидером в области спортивной научной периодики. Среди важных параметров, характеризующих высокий статус журнала, является его исторический бренд. Издание было образовано в 1925 году, и в течение всего периода своего существования остается верным своему главному направлению -освещение результатов научных исследований в области теории и методики физического воспитания и спорта. Показателем качества «ТИПФК» является высокопрофессиональное рецензирование статей, которое осуществляет команда признанных ученых, хорошо ориентирующихся в своем направлении спортивной науки. Широкий географический охват авторов, представителей научных школ позволяет журналу сохранять лидирующие позиции в течение многих лет. Кроме того, несмотря на существующие сложности коммуникации с мировой спортивной наукой «ТиПФК» по-прежнему сегодня входит в международную базу научного цитирования Scopus, регулярно размещая свой научный контент.

Вывод. В условиях перехода к новой номенклатуре научных специальностей спортивной периодике в целях повышения своего научного статуса следует ориентироваться на отбор качественных статей, опираясь на показатели оригинальности, научной новизны, теоретическую и практическую значимость результатов исследования. Научные редакции спортивных журналов должны выработать современную стратегию по улучше-

нию наукометрических показателей изданий, способных повысить рейтинг научного педагогического направления, к которому относится спортивная наука с учетом повышения качества публикационной активности молодых ученых.

Литература

1. Владелец базы Web of Science объяснил отключение доступа российским вузам: https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/05/20 22/6273a5a39a79477cc4ad2ed9https://www.rbc.ru/technology_and_ media/05/05/2022/6273a5a39a79477cc4ad2ed9.

2. Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 20.12.2022 г.) - URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=9110 7547002&f=15621.

3. Распределение журналов, входящих в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, по категориям К1, К2, К3. https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loade r?type=19&name=92263438002&f=15751.

References

1. Vladelets bazy Web of Science obyasnil otklyucheniye dostupa rossiyskim vuzam [The owner of the Web of Science database explained the disabling of access to Russian universities] https://www.rbc.ru/technology_and_me dia/05/05/2022/6273a5a39a79477cc4ad2ed9https://www.rbc.ru/technol-ogy_and_media/05/05/2022/6273a5a39a79477cc4ad2ed9].

2. Perechen retsenziruyemykh nauchnykh izdaniy, v kotorykh dolzhny byt opublikovany osnovnyye nauchnyye rezultaty dissertatsiy na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata nauk, na soiskaniye uchenoy stepeni doktora nauk (po sostoyaniyu na 20.12.2022 g.) [List of peer-reviewed scientific publications in which the main scientific results of dissertations for the degree of Candidate of Science, for the degree of Doctor of Science (as of December 20, 2022) should be published]. Available at: https://vak.mino-brnauki.gov. ru/uploader/loader?type=19&name=91107547002&f=15621.

3. Raspredeleniye zhurnalov, vkhodyashchikh perechen retsenziruyemykh nauchnykh izdaniy, v kotorykh dolzhny byt opublikovany os-novnyye nauchnyye rezultaty dissertatsiy na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata nauk, na soiskaniye uchenoy stepeni doktora nauk, po kategoriyam K1, K2, K3 [Distribution of journals included in the list of peer-reviewed scientific publications, in which the main scientific results of dissertations for the degree of candidate of science, for the degree of doctor of science, by categories K1, K2, K3 should be published]. https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=9226 3438002&f=15751.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

РЕДАКЦИЯ «ТиПФК» НА НАУЧНОМ ФОРУМЕ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

В апреле 2023 года в Санкт-Петербурге состоялся научный Конгресс «Человек. Спорт. Здоровье», организаторами которого выступили Международная общественная организация содействия науке и спорту «Спорт, Человек, Здоровье», Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лес-гафта; соорганизаторы - Санкт-Петербургский государственный университет, Олимпийский комитет России, Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга.

Конгресс проводится вот уже 20 лет. С первого пленарного заседания в 2003 году становится очевидным, что участие ведущих мировых ученых, экспертов, специалистов спортивной науки и медицины, а также гуманитарных, социальных и правовых аспектов физической культуры, придает Конгрессу значительный авторитет в мире спорта.

Являясь важной дискуссионной площадкой выражения научных мнений и практических решений в области высокого спорта, Конгресс способствует созданию условий для развития человеческого потенциала через продвижение принципов спорта, популяризации массового спорта, культуры здорового образа жизни и философии долголетия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На протяжении многих лет редакция «ТиПФК» осуществляет информационную поддержку Конгресса. В этом году главный редактор, заслуженный работник физической культуры и спорта РФ, доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева традиционно приняла участие в научном мероприятии, где выступила на пленарном заседании с темой «Современная интерпретация социально-политических смыслов олимпийского спорта». В контексте доклада были затронуты актуальные социально-политические проблемы и тенденции их проявления в современном олимпийском движении, к главным из которых относятся: трансгендер-ность, дискриминация по национальному признаку, военные конфликты, стихийные бедствия, эпидемии, терроризм, проблемы организационного характера. Итоговым выводом стало то, что перспективы развития олимпийского спорта России, который в настоящее время находится в условиях политической изоляции, видятся в создании дружественного международного кластера, основанного на взаимопонимании, взаимопомощи при смещении центра управления олимпийским движением в сторону многополярного мира.

О важных научных мероприятиях читайте на страницах нашего журнала «Теория и практика физической культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.