УДК 378.147:371.124:811.111 ББК Ч448.985
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.08
Хрулёва Алина Алексеевна,
аспирант, кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялта; 298637, респ. Крым, г. Ялта, ул. Большевистская, д. 21А; e-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационная культура; учителя английского языка; подготовка будущих учителей; уровни сформированности; информационно-коммуникационные технологии.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена формированию информационной культуры будущих учителей английского языка средствами ИКТ. Задача образования сегодня - создать пространство для становления информационной культуры личности, которая способствует формированию самостоятельного мышления, ощущению нового, умению отслеживать изменения и реагировать на них, принимать решения в сложных нестандартных ситуациях, что возможно только при условии полного информирования человека. Информационная культура является системообразующим фактором профессиональной культуры учителя, так как превращает ее в открытую, самодостаточную, саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему. Автором предложено определение понятия «информационная культура будущего учителя английского языка». Критерии, показатели и уровни сформиро-ванности информационной культуры обоснованы с учетом необходимых для нее организационных педагогических условий. Предлагаемый комплекс критериев эффективности соответствующего процесса выстроен на основе понимания критерия как ключевого признака процесса и понимания эффективности как полноты достижения планируемых результатов. Каждому критерию соответствуют два показателя. Описан ход проведения диагностико-констатирующего этапа исследования в разрезе выделенных критериев. Представлены исходные уровни сформированности информационной культуры будущих учителей английского языка и обобщенные количественные результаты констатирующего эксперимента.
Khruleva Alina Alekseevna,
Post-graduate Student, Department of Pedagogical Skills of Primary School and Preschool Teachers, Humanities and Pedagogical Academy, branch of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, Yalta, Crimean Republic, Russia.
CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF INFORMATIONAL CULTURE FORMATION OF FUTURE ENGLISH LANGUAGE TEACHERS
KEYWORDS: informational culture; English language teachers; teacher's training; levels of formation; information and communication technologies.
ABSTRACT. The article considers informational culture formation of future English Language teachers by means of ICT technologies. The task of education today is to create a space for the informational culture formation of an individual that fosters the formation of independent thinking, the perception of the new, the ability to track changes and respond to them and the ability to make decisions in complex and unusual situations, which is possible only if the person is fully informed. Informational culture is a system-forming factor of professional culture of the teacher, as it turns it into an open, self-sufficient, self-developing and self-regulating system. The article proposes the definition of the concept of "informational culture of future English language teacher". The criteria, indicators and levels of informational culture are justified taking into account the organizational pedagogical conditions that are necessary for it. The proposed set of criteria for the effectiveness of the relevant process is based on an understanding of the criterion as a key feature of the process and an understanding of effectiveness as completeness in achieving the planned results. Two indicators correspond to each criterion. The course of the diagnostic-ascertaining stage of the research is described in the context of the selected criteria. The initial levels of informational culture of future English language teachers are presented in terms of evaluation criteria and generalized quantitative results of the ascertaining experiment.
Вв
»едущими задачами образования во ^все времена развития человечества были передача подрастающему поколению культурно-исторического достояния общества, а также формирование личности, способной на протяжении всей жизни не только приспосабливаться к быстрым изменениям в профессиональной сфере, но и содействовать новым достижениям культуры. Актуальность проблемы формирования ее
составной части - информационной культуры - обоснована тем фактом, что умение овладевать информацией и ориентироваться в ее большом количестве является обязательным качеством специалиста в любой сфере.
Под информационной культурой учителя английского языка мы понимаем систему знаний, умений и навыков по формулировке потребности в информации, осу-
© Хрулёва А. А., 2017
ществление поиска необходимой информации по всей совокупности информационных ресурсов, систему знаний по отбору, оценке, сохранению найденной информации, по интеграции, структуризации и созданию новой информации [17, с. 294].
Вопросы формирования информационной культуры педагога, его подготовки к применению информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности, определения целей, содержания, методологии и методики обучения информатике будущих педагогов исследуются в работах Г. А. Бордовского [1], Ю. С. Бра-новского [2], В. А. Далингера [3], Е. В. Да-нильчук [4], Т. В. Добудько [5], С. Н. Ждановой [6], В. Л. Извозчикова [7], А. А. Кузнецова [8], В. В. Лаптева [9], М. П. Лапчика [10], М. В. Лебедевой [11], Н. Н. Масленико-вой [12], В. Л. Матросова [13], Н. В. Насыро-вой [14], А. В. Петрова [15], Н. В. Софроно-вой [16], М. В. Швецкого [19], О. Н. Шиловой [11].
Результаты исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет» в г. Ялте, Института педагогического образования и менеджмента (г. Армянск), Евпаторийского института социального образования.
В исследовании принимали участие 168 обучающихся, из них 87 обучающихся экспериментальной группы, 81 - контрольной.
С целью выявления уровней сформи-рованности информационной культуры будущих учителей английского языка выделены критерии и показатели:
- мотивационный критерий с показателями - осознание значимости формирования информационной культуры педагога, устойчивая направленность на использование ИКТ в профессиональной деятельности;
- когнитивный критерий с показателями - наличие структурированных знаний об особенностях системы английского языка в его фонетическом, лексическом и грамматическом аспектах и применении английского языка в социальном контексте, целостная практико-ориентированная совокупность информационных знаний и умений;
- деятельностный критерий с показателями - умение отбирать и использовать современные ИКТ в преподавательской деятельности, умение поиска нужной информации и ее использование;
- рефлексивный критерий с показателями - самооценка умения использования ИКТ в обучении иностранному языку, способность демонстрировать знания в об-
ласти английской филологии и оценивать собственный уровень владения английским языком [18, с. 337].
Уровни сформированное™ информационной культуры будущих учителей английского языка оценивались с помощью авторских методик: анкета «Информационная культура», разработка конспектов уроков и внеурочных мероприятий с использованием ИКТ, тест на определение уровня знания английского языка, импровизированный диалог на предложенную тему, сообщение по теме в виде презентации, наполнение конспекта урока ИКТ-составляющими, задание «WEB-Quest USA», проведение урока с использованием ИКТ с последующим самоанализом, деловая игра «Гид».
1. Выбор мотивационного критерия связан с тем, что успех любой деятельности зависит от мотивированности человека. В контексте нашего исследования мотива-ционный критерий представляет собой систему потребностей, мотивов, побуждающих будущих учителей английского языка стремиться к формированию собственной информационной культуры, к овладению информационно-коммуникационными технологиями для успешной профессиональной деятельности.
Показатель - осознание значимости формирования информационной культуры будущих учителей английского языка. Метод - анкетирование. Цель - выявить степень осознания значимости формирования информационной культуры будущих учителей английского языка. Материалы - анкеты. Обучающимся предлагалось ответить на следующие вопросы: «Какова роль информации в жизни человека, по вашему мнению?», «Всегда ли вы способны оценить свою потребность в информации и определить, в какой именно?», «Способны ли вы эффективно осуществлять поиск нужной информации, ее отбор и оценку?», «Что, по вашему мнению, представляет собой информационная культура учителя?», «Какое место занимает информационная культура в профессиональной деятельности учителя английского языка?», «Какие способы подачи информации наиболее эффективны на уроках английского языка?», «Оцените свою способность к информационному общению и уровень своей информационной грамотности».
Показатель - устойчивая направленность на использование ИКТ в профессиональной деятельности. Метод - разработка конспектов уроков и внеурочных мероприятий с использованием ИКТ. Цель - выявить частоту использования ИКТ в профессиональной деятельности. Обучающимся в рамках дисциплины «Методика преподава-
ния английского языка» было предложено написать план-конспект урока и внеклассного мероприятия с использованием ИКТ.
2. Выбор когнитивного критерия связан с наличием знаниевой составляющей в процессе изучения иностранного языка. Этот критерий включает полноту и объем представлений о совокупности языковых средств английского языка (фонетических, лексических, грамматических), правилах их использования в коммуникативных целях, знания обучающегося о возможностях использования ИКТ при осуществлении профессиональной деятельности, знание основных типов информационно-коммуникационных технологий, используемых в обучении иностранному языку.
Показатель - наличие структурированных знаний об особенностях системы английского языка в его фонетическом, лексическом и грамматическом аспектах и применении английского языка в социальном контексте. Метод - тест на определение уровня знания английского языка, импровизированный диалог на предложенную тему. Цель - выявить наличие структурированных знаний об особенностях системы английского языка в его фонетическом, лексическом и грамматическом аспектах и применении английского языка в социальном контексте. Материалы - тесты. Обучающимся было предложено выполнить тестовые задания, а также поучаствовать в импровизированном диалоге.
Показатель - целостная практико-ори-ентированная совокупность информационных знаний и умений. Задание - сообщение по теме в виде презентации. Материалы -компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Обучающимся было предложено раскрыть одну из тем («Путешествия» / «Travelling», «Масс-медиа» / «Mass Media», «Великобритания» / «Great Britain») в виде презентации.
3. Выбор деятельностного критерия обусловлен практическим, деятельностным характером овладения иностранным языком с использованием ИКТ. Данный критерий включает навыки работы обучающегося с информацией при непосредственном использовании различных современных технических средств, а также способность использовать ИКТ на уроках иностранного языка.
Показатель - умение отбирать и использовать современные ИКТ в преподавательской деятельности. Задание 1 - наполнение конспекта урока ИКТ-составляющи-ми. Обучающимся было предложено наполнить конспект урока ИКТ-составляю-щими. Показатель - умение поиска нужной информации и ее использование.
Задание 2 - «WEB-Quest USA». Материалы - компьютеры, доступ к интернету, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Веб-квест направлен на подготовку и представление презентации об одном из штатов США в качестве журналистов, работающих над статьей о штатах США для географического журнала. Обучающимся было предложено подготовить информацию о столице выбранного штата, одном из памятников истории, одном из мест для отдыха (парк развлечений, пляж, горный курорт), одной достопримечательности (музей, галерея, театр), географических особенностях штата (реки, горы, озера), климате, исторических событиях, которые там произошли, описать, что там выращивают и производят, чем привлекателен этот штат для туристов. Обучающимся необходимо было оформить весь перечень информации в виде презентации, а также устного выступления на заданную тему. Для данного задания был предоставлен список ресурсов, необходимых для его выполнения.
4. Выбор рефлексивного критерия связан с необходимостью самооценки, подведения итогов профессиональной деятельности, умением оценивать продукты собственной активности. В рамках данного критерия сопоставлялся реально достигнутый уровень информационной культуры с желаемым, определялись направления дальнейшей работы по формированию информационной культуры, при необходимости корректировались полученные знания.
Показатель - самооценка умения использования ИКТ в обучении иностранному языку. Задание - проведение урока с использованием ИКТ с последующим самоанализом. Материалы - мультимедийный проектор, колонки, компьютер. Обучающимся было предложено провести урок с использованием ИКТ, затем осуществить самоанализ собственной педагогической деятельности в ходе проведения урока.
Показатель - способность демонстрировать знания в области английской филологии и оценивать собственный уровень владения английским языком. Задание -деловая игра «Гид». Материалы - мультимедийный проектор, фотографии достопримечательностей выбранного маршрута, видеофайлы. Обучающимся было предложено выбрать туристический маршрут, разработать конспект экскурсии на английском языке, провести ее в аудиторных условиях с последующим самоанализом.
Обобщенные результаты констатирующего этапа опытно-исследовательской работы по формированию информационной культуры будущих учителей английского
языка в разрезе критериев оценивания представлены в табл. 1.
Таблица 1
Исходные уровни сформированности информационной культуры будущих учителей английского языка в разрезе критериев оценивания
Уровни Критерии
Мотивационный Когнитивный Деятельностный Рефлексивный Общий уровень по критериям
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Высокий 10,34 9,26 12,07 11,11 8,62 9,26 12,06 9,26 10,77 9,72
Средний 60,35 61,11 60,34 61,11 55,17 55,55 56,9 55,55 58,19 58,33
Низкий 29,31 29,63 27,59 27,78 36,21 35,19 31,04 35,19 31,04 31,95
Данные табл. 1 показывают, что уровни сформированности информационной культуры будущих учителей английского языка распределились таким образом: низкий -31,04 % (экспериментальная группа) и 31,95 % (контрольная группа) обучающихся; средний - 58,19 % (экспериментальная груп-
па) и 58,33 % (контрольная группа) респондентов; высокий - 10,77 % (экспериментальная группа) и 9,72 % (контрольная группа) будущих учителей английского языка.
Обобщенные количественные результаты констатирующего эксперимента представлены на рис. 1.
Рис. 1. Обобщенные количественные результаты констатирующего эксперимента в разрезе критериев
Данные рис. 1 показывают, что обобщенные количественные результаты констатирующего эксперимента в разрезе критериев распределились таким образом: низкий - 31,04 % (экспериментальная группа) и 31,95 % (контрольная группа) обучающихся; средний -58,19 % (экспериментальная группа) и 58,33 % (контрольная группа) респондентов; высокий - 10,77 % (экспериментальная группа) и 9,72 % (контрольная группа) будущих учителей английского языка.
Таким образом, выделены критерии, показатели и уровни сформированности информационной культуры будущих учителей английского языка. Анализ результатов, полученных на этапе констатирующего эксперимента, показал, что информационная культура будущих учителей английского языка стихийно не формируется. Качественный анализ ответов обучающихся свидетельствует о том, что мотивация формирования информационной культуры у большинства из них
отсутствует или сформирована на низком уровне, а также о недостаточной осведомленности обучающихся в области ИКТ. Анализ современного состояния уровней сформиро-ванности информационной культуры будущих учителей английского языка показал низкий уровень сформированности этой важной составляющей профессиональной подготовки будущего учителя-филолога, что актуализирует необходимость его развития в процессе профессиональной подготовки будущих учителей английского языка в высшем учебном заведении. Успешное формирование информационной культуры будущих учителей английского языка в образовательной организации высшего образования зависит от соответствующих педагогических условий и научно-методического обеспечения, ориентированного на данный процесс; отсутствие целенаправленного формирования информационной культуры негативно отражается на будущей педагогической деятельности
обучающихся и качестве их профессиональ- ной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Слуцкий A. M. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. - СПб. : Образование, l994- - 221 с.
2. Брановский Ю. С. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. - 2002. - № l. -С. 81-87.
3. Далингер В. А. ^которые проблемы обеспечения дистанционного обучения в подготовке учителей математики // ИТО-99 : сб. мат-лов конф. - М., l999- - С. 47-53.
4. Данильчук Е. В. Tеория и практика формирования информационной культуры будущего педагога : монография. - Волгоград : Перемена, 2002. - 229 с.
5. Добудько T. В., Добудько А. В. Принципы формирования профессиональной компетентности будущих учителей в условиях информатизации образования // Образование. Профессия. Производство : сб. ст.- Самара : СамГПУ, l999. - С. 67-70.
6. Жданова С. H. Информационная культура социального педагога. - Оренбург : ОренПечать, 20l3. -l93 с.
7. Извозчиков В. А. Информология, информатика и образование : справочное пособие. - СПб. : Каро, 2004. - 304 с.
8. Кузнецов А. А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в !2-летней школе // ИHФО. - 2000. - № 7. - С. 12-17.
9. Лаптев В. В. Организация научных исследований и разработок при решении проблем модернизации образования // Модернизация общего образования на рубеже веков : сб. науч. тр. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 200l. - Ч. 2. - С. 124-138.
10. Лапчик Д. М. Дистанционный учебно-методический комплекс // Пед. информатика. - 2000. -№ 4. - С. 32-34.
11. Лебедева М. В., Шилова О. H. Что такое Иет-компетентность студентов педагогического университета и как её формировать / / Информатика и образование. - 2004. - №3. - С. 96-100.
12. Масленикова H. H. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета : дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 1999. - 170 с.
13. Матросов В. Л. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением. - М. : Прометей, 2000. - 354 с.
14. ^сырова H. В. Tеxнология развития информационной компетентности студентов гуманитарных факультетов [Электронный ресурс] // Информационные технологий в гуманитарных науках : мат-лы те-леконф. - Режим доступа: http://www/kcn.ra/tat-ru/universitet/gum_konf/otl.htm.
15. Петров А. В. Методология и методика личностно-развивающего компьютерного образования : монография. - Волгоград : Перемена, 200l. - 265 с.
16. Софронова H. В. ^пологая современных методов применения средств ИКГ в системе общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/052l.htm.
17. Хрулёва А. А. Информационная культура как системообразующий фактор профессиональной культуры учителя английского языка // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта : РИО ГПА, 20l7. - Вып. 54. - Ч. 2. - С. 292-298.
18. Хрулёва А. А. Структурно-функциональная модель формирования информационной культуры будущих учителей английского языка // Проблемы современного педагогического образования : сб. ст. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта : ГПА, 20l6. - Вып. 52. - Ч. 1. - С. 330-339.
19. Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., l994.
REFERENCES
1. Bordovskiy G. A., Izvozchikov V. A., Slutskiy A. M. Elektronno-kommunikativnye sredstva, sistemy i tekhnologii obucheniya. - SPb. : Obrazovanie, 1994. - 221 s.
2. Branovskiy Yu. S. Rabota v informatsionnoy srede // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2002. - № l. -S. 8l-87.
3. Dalinger V. A. Nekotorye problemy obespecheniya distantsionnogo obucheniya v podgotovke uchiteley matematiki // ITO-99 : sb. mat-lov konf. - M., 1999. - S. 47-53.
4. Danil'chuk E. V. Teoriya i praktika formirovaniya informatsionnoy kul'tury budushchego pedagoga : monografiya. - Volgograd : Peremena, 2002. - 229 s.
5. Dobud'ko T. V., Dobud'ko A. V. Printsipy formirovaniya professional'noy kompetentnosti budushchikh uchiteley v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya // Obrazovanie. Professiya. Proizvodstvo : sb. st. - Samara : SamGPU, l999. - S. 67-70.
6. Zhdanova S. N. Informatsionnaya kul'tura sotsial'nogo pedagoga. - Orenburg : OrenPechat', 2013. - 193 s.
7. Izvozchikov V. A. Informologiya, informatika i obrazovanie : spravochnoe posobie. - SPb. : Karo, 2004. -304 s.
8. Kuznetsov A. A. O kontseptsii soderzhaniya obrazovatel'noy oblasti «Informatika» v l2-letney shkole / / INFO. - 2000. - № 7. - S. 12-17.
9. Laptev V. V. Organizatsiya nauchnykh issledovaniy i razrabotok pri reshenii problem modernizatsii obra-zovaniya // Modernizatsiya obshchego obrazovaniya na rubezhe vekov : sb. nauch. tr. - SPb. : RGPU im. A. I. Gertsena, 2001. - Ch. 2. - S. 124-138.
10. Lapchik D. M. Distantsionnyy uchebno-metodicheskiy kompleks // Ped. informatika. - 2000. - № 4. -S. 32-34.
11. Lebedeva M. V., Shilova O. N. Chto takoe IKT-kompetentnost' studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovat' / / Informatika i obrazovanie. - 2004. - №3. - S. 96-100.
12. Maslenikova N. N. Stanovlenie professional'no-pedagogicheskoy kul'tury prepodavatelya pedagogicheskogo universiteta : dis. ... kand. ped. nauk. - Rostov n/D., 1999. - 170 s.
13. Matrosov V. L. Intensivnye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii. Organizatsiya upravleniya obucheniem. - M. : Prometey, 2000. - 354 s.
14. Nasyrova N. V. Tekhnologiya razvitiya informatsionnoy kompetentnosti studentov gumanitarnykh fakul'tetov [Elektronnyy resurs] // Informatsionnye tekhnologiy v gumanitarnykh naukakh : mat-ly telekonf. -Rezhim dostupa: http://www/kcn.ru/tat-ru/universitet/gum_konf/otl.htm.
15. Petrov A. V. Metodologiya i metodika lichnostno-razvivayushchego komp'yuternogo obrazovaniya : monografiya. - Volgograd : Peremena, 2001. - 265 s.
16. Sofronova N. V. Tipologiya sovremennykh metodov primeneniya sredstv IKT v sisteme obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.eidos.ru/journal/2005/0521.htm.
17. Khruleva A. A. Informatsionnaya kul'tura kak sistemoobrazuyushchiy faktor professional'noy kul'tury uchitelya angliyskogo yazyka // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. - Yalta : RIO GPA, 2017. - Vyp. 54. - Ch. 2. - S. 292-298.
18. Khruleva A. A. Strukturno-funktsional'naya model' formirovaniya informatsionnoy kul'tury bu-dushchikh uchiteley angliyskogo yazyka // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya : sb. st. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. - Yalta : GPA, 2016. - Vyp. 52. - Ch. 1. - S. 330-339.
19. Shvetskiy M. V. Metodicheskaya sistema fundamental'noy podgotovki budushchikh uchiteley informa-tiki v pedagogicheskom vuze v usloviyakh dvukhstupenchatogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -SPb., 1994.