и резервы, которые обычно остаются невостребованными, скрытыми. При этом студент актуализирует и использует в активной творческой практике целый комплекс теоретических знаний разных дисциплин, что в свою очередь стимулирует углублённое изучение педагогической и методической основы теории.
Мы также предполагаем, в зависимости от трудности темы занятия, в роли учителя выступают два или более студентов, которые совместно с преподавателем готовят данное занятие. Преподаватель выступает как организатор и руководитель, замысел которого должен быть принят студентами, развит и выполнен. Не в обязательной форме, все практические занятия от начала до конца проводили сами студенты. На первых и вторых курсах желательно, чтобы они готовили одно, два занятия и такой дифференцированный подход обусловлен как особенностями самого учебного материала, так и степенью индивидуальной готовности отдельных студентов к такой форме работы.
Работа со студентами осуществляется в следующей последовательности: студент выступает на практических занятиях в роли преподавателя, уточняется тема, содержание задания его объём и предложенная литература для выполнения работы.
Студентам также рекомендуется внимательно прочитать не только конспекты лекций по заданной теме, но и дополнительную литературу по предлагаемому списку.
Во время второй консультации совместно проверяются все задания, которые были заданы для самостоятельной работы. Студент объясняет своё решение задач, стараясь активно использовать соответствующую терминологию. Преподаватель вносит необходимые поправки, подсказывает рациональные приёмы решения или вычислений, помогает провести аналогию или обобщения. К этой встрече студент представляет план занятий. После этого обсуждается методическая сторона занятия, какие теоретические вопросы, необходимо повторить с аудиторией и на каком этапе занятия, какие упражнения предложить для домашнего решения; надо ли организовать самостоятельную работу студентов и если да, то в какой форме и каково её содержание и т. д.
При третьей встрече со студентами преподаватель проводит занятия, для «обыгрывания» подготовленных заданий, сценарий с математическим содержанием и учащиеся, выступая в роли учителя, ведут опрос, объясняют новый материал, вызывают к доске, следят за выполнением заданного задания и оценивают работы своих студентов. Такие формы проведения занятий помогают студентам осваивать полученные знания и применять их на практике в работе, как в дошкольных, так и в школьных образовательных учреждениях.
В результате проведения таких занятий у студентов формируются типовые виды деятельности, нарабатывается фонд поведенческих программ, позволяющий быстрее сориентироваться в возникшей педагогической ситуации в учебном процессе в школе.
Кроме того, контекстный подход, моделируя конкретные условия и структуру профессиональной деятельности учителя, позволяет использовать математические курсы не только для математического, но и профессионального становления студента, для формирования его общих педагогических и конкретных методических умений и навыков.
Ниже рассмотрены фрагменты занятий, подготовленные доцентом А.Г. Тол-машовым по теме «Элементы комбинаторики». Студентам была дано задание -составить задачи комбинаторного характера на местном, краеведческом материале, которые можно было бы использовать потом в школе.
Библиографический список
На первой встрече было проведено «редактирование» задач, так как условия задач содержали стилистические погрешности. Громоздкие обороты речи, лишние слова, не всегда были чётко сформулированы вопросы и т. д. Некоторые задачи по своей структуре были усложнены, и для их решения школьникам требовалось использовать различные способы, для этого мы провели корректировку условия некоторых задач и вопросов к ним.
На следующую встречу с преподавателем студенты (авторы задач) принесли демонстрационную наглядность, выполненную ярко, красочно (изображение горы Чилхыс, национальных музыкальных инструментов, нагрудного женского украшения - талисмана «пого» и др.), а также бусинки и расшитые узорами мешочек с астрагалами (зазых) для национальной игры в кости.
На самом занятии студенты предлагали группе свои задачи для решения и осуществляли руководство их решения, показывали, как на основе данной задачи придумать целый ряд «производных» задач.
Задача 1. Школьники решили совершить поход в горы Чишыз («семь девушек», эти горы имеют семь вершин) с восхождением на одну из вершин. Сколькими способами могут это сделать?
Приведём некоторые примеры «производных» задач.
Задача 1-а. Школьники решили совершить поход в горы Чилхыз с восхождением на две рядом расположенные вершины. Сколькими способами они могут это сделать, если неважно, в каком порядке школьники поднимаются на вершину?
Задача 1-б. Школьники решили совершить поход в горы Чилхыз с восхождением на две рядом расположенные вершины. Сколькими способами это можно сделать, если не имеет значение порядок восхождения на горы? Понятно, что можно придумать достаточно много «производных» задач.
Задача 2-а. Мальчики играли в национальную игру «хазыхтар». Игральная кость может принять при броске 4 различные позиции. Сколько различных комбинаций может получиться при бросании 2 костей? Данную задачу можно усложнить, видоизменив вопрос. Например:
Задача 2. Мальчики играли в национальную игру «хазыхтар. Игральная кость может принять при броске 4 различные позиции. Сколько различных комбинаций может получиться при бросании 3 костей?
Задача 3. Мама мастерила для дочери пого. У неё для этого были приготовлены большие красивые перламутровые пуговицы красного, синего, зелёного и жёлтого цветов. Для пого нужно выбрать пуговицы трёх цветов и цвета пуговиц в разных рядах разные. Сколькими способами мама может выбрать пуговицы?
Эту задачу можно существенно упростить, сделав доступным для всех учеников начальной школы, если в условии задачи оставить три цвета пуговиц.
Таким образом, при контекстном подходе происходит формирование национальных ценностей, информационных, организаторских умений, навыков, совершенствование профессиональной направленности студентов. В учебном процессе естественным образом создаются многообразные, межличностные, межсубъектные отношения, которые обеспечивают благоприятный климат обучения и формирование как общечеловеческих, так и национальных ценностей.
Формирование учителя нового типа невозможно без приобщения студентов к определённой системе ценностей, отвечающих процессам гуманизации и демократизации нашего общества, декларируемых в законодательных и правовых документах, в частности относящихся к сфере образования.
1. Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, 15 - 16 марта 2007 г, Москва МПГУ: в 2-х ч. Ч. 1. Москва: МАНПО, 2007; 1: 222 - 223.
2. Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: материалы Международной научно-практической конференции, 15 - 16 марта 2007 г, Москва МПГУ: в 2-х ч. Ч. 2. Москва: МАНПО, 2007.
3. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. Москва: Просвещение, 1976.
4. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания: учебное пособие. Москва: Дрофа, 2007.
5. Сластенин В.А. Избранные сочинения. Москва: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
References
1. Aktual'nye problemy obrazovaniya v usloviyah ego modernizacii: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 15 - 16 marta 2007 g., Moskva MPGU: v 2-h ch. Ch. 1. Moskva: MANPO, 2007; 1: 222 - 223.
2. Aktual'nye problemy obrazovaniya v usloviyah ego modernizacii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 15 - 16 marta 2007 g., Moskva MPGU: v 2-h ch. Ch. 2. Moskva: MANPO, 2007.
3. Slastenin V.A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoj shkoly v processe professional'nojpodgotovki. Moskva: Prosveschenie, 1976.
4. Sen'ko Yu.V., Frolovskaya M.N. Pedagogika ponimaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Drofa, 2007.
5. Slastenin V.A. Izbrannye sochineniya. Moskva: Izdatel'skij Dom MAGISTR-PRESS, 2000.
Статья поступила в редакцию 25.03.19
УДК 378.134:796
Zorina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING READINESS FOR INNOVATING PROCESS IN FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS. The article deals with a problem of modernization of Russian higher education. The idea that the mastery of advanced experience in the field of physical culture will contribute to the training of future teachers of this sphere to innovative activity is revealed. The purpose of the article is to determine the structure of readiness for innovation, analysis of the state of readiness of physical
education teachers to this type of activity on the basis of criteria and indicators. The analysis of the main types of professional activity of teachers of physical culture allowed to determine the structure and identify the following components of readiness for innovation: reflexive-pedagogical, coaching and recreational-creative. The question of the contradiction between the real state of readiness of students for innovative activity and the need to develop the technology of its formation continues to be debatable. The technology of forming readiness for innovating process in future physical education teachers is theoretically based on the experimental data.
Key words: innovating process, forming of teacher's readiness, physical education, technology.
О.В. Зорина, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Ялта,
Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматривается проблема модернизации российского высшего образования. Обосновывается идея о том, что овладение передовым опытом в области физической культуры будет способствовать подготовке будущих учителей данной сферы к инновационной деятельности. Целью статьи является определение структуры готовности к инновационной деятельности, анализ состояния готовности учителя физической культуры к данному виду деятельности на основе определения критериев и показателей. Анализ основных видов профессиональной деятельности учителей физической культуры позволил определить структуру и выделить следующие компоненты готовности к инновационной деятельности: рефлексивно-педагогический, тренерский и рекреационно-творческий. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о противоречии между реальным состоянием подготовленности обучающихся к инновационной деятельности и необходимостью разработки технологии ее формирования. На основании данных констатирующего эксперимента разработана и теоретически обоснована технология формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, формирование готовности учителя, физическая культура, технология.
Необходимость модернизации российского высшего образования обусловлена ориентацией педагогической деятельности на новые достижения науки, на вовлечение учителей в инновационную деятельность. В сфере образования инновационную деятельность регламентируют Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг, Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 гг, Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года [1].
Вместе с тем к современному уроку физической культуры сегодня выдвигаются следующие требования: обеспечение оптимизации учебного процесса на основе применения инновационных методов обучения; использование учителем разнообразных организационных форм, средств, методов и приемов обучения; организация учебного процесса с учётом состояния здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовленности и пола обучающихся. Это обуславливает активный поиск путей усовершенствования проведения уроков физической культуры, в частности подготовки будущих учителей данной сферы к их внедрению на основе передового педагогического опыта.
Следовательно, подготовка к инновационной деятельности даёт возможность учителю физической культуры быть конкурентоспособным на рынке труда, претендовать на трудоустройство наравне с другими специалистами аналогичного профиля [2].
Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация научно-теоретических положений; педагогическое наблюдение и тестирование; экспертное оценивание для определения состояния готовности к инновационной деятельности в условиях реальной образовательной практики; методы математической статистики.
В эксперименте принимало участие 172 обучающихся, 8 преподавателей базовых дисциплин Севастопольского экономико-гуманитарного института по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. По академическому принципу из обучающихся были сформированы контрольная и экспериментальные группы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 2016 - 2018 гг
Цель исследования направлена на решение следующих задач:
1) определить структуру готовности к инновационной деятельности учителя физической культуры;
2) проанализировать состояние готовности учителей к инновационной деятельности на основе определения ее критериев и показателей;
3) теоретически обосновать технологию формирования готовности будущего учителя физической культуры к инновационной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские положения теории познания, диалектического принципа взаимосвязи и взаимообусловленности закономерностей и явлений социальной действительности, единства общего и частного; научные идеи системного, личностно ориентированного, деятельностного подходов; положения и принципы педагогической ин-новатики.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить, что инновационная деятельность учителя физической культуры представляет собой целенаправленную, осознанную творческую деятельность, которая основывается на анализе передового опыта в области физической культуры, заключается в применении современных форм, методов и средств обучения.
Сущность готовности педагога к инновационной деятельности заключается в личностном и профессиональном самосовершенствовании, составляет интегральную качество личности специалиста, сформированную компетентность относительно оптимального решения образовательных задач, является результатом подготовки к будущей профессиональной деятельности [3].
В то же время формирование готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности заключается в совершенствовании теоретических, практических и методических знаний о внедрении инноваций в практику физического воспитания общеобразовательных учреждений; определяется инновационной направленностью базовых дисциплин, что мотивирует обучающихся к творческому овладению компетенциями педагогической, тренерской и рекреационной деятельности.
Анализ основных видов профессиональной деятельности учителей физической культуры позволил определить структуру и выделить следующие компо-
Таблица 1
Уровни Критерии
Рефлексивно-педагогический Тренерский Рекреационно-творческий
Оптимальный Способность анализировать передовой опыт в области физической культуры, эффективно решать педагогические задачи в рамках общеобразовательных учреждений Способность демонстрировать моторную стабильность и вариативность техники избранного вида спорта, выполнять двигательные задания повышенной сложности Способность творчески организовывать рекреационную деятельность в соответствии с состоянием, возрастом и полом обучающихся
Допустимый Способность анализировать практический опыт проведения уроков физической культуры, решать необходимые педагогические задачи Способность демонстрировать технику избранного вида спорта, выполнять двигательные задания различной сложности Способность учитывать особенности обучающихся в процессе организации рекреационного досуга
Недопустимый Умение проводить учебные занятия по физической культуре без рефлексии Умение демонстрировать нестабильность техники избранного вида спорта Умение подбирать средства и методы двигательной рекреации
Критерии и уровни подготовленности учителей физической культуры к инновационной деятельности
ненты готовности к инновационной деятельности: рефлексивно-педагогический, тренерский и рекреационно-творческий.
Критерии и уровни подготовленности учителей физической культуры к инновационной деятельности, выделенные в соответствии со структурой, представлены в таблице 1.
В частности, рефлексивно-педагогический критерий обусловлен тем, что эффективность инновационной деятельности учителя определяется его способностью к рефлексии, которая позволяет ему анализировать передовой опыт в области физической культуры. Сформированность данного критерия позволяет творчески подходить к проведению учебных занятий по физической культуре для детей различных медицинских групп, к организации внеклассной и физкультур-но-спортивной работы.
Тренерский критерий готовности к инновационной деятельности определяется необходимостью реализовывать в рамках общеобразовательных учреждений систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта на основе современных методик определения антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся. В связи с этим учитель физической культуры должен быть способен демонстрировать технику избранного вида спорта, выполнять двигательные задания различной сложности. Сформированность тренерского критерия базируется на концепции В.П. Озерова и предполагает наличие у педагога таких психомоторных качеств, как:
1) эффективная саморегуляция практической деятельности;
2) коррекция движений во времени, пространстве, усилии, темпе и ритме управления;
3) стабильное воспроизведение всех параметров движения;
4) психомоторная надёжность [4, с. 25 - 27].
Следует отметить, что психомоторные качества особенно необходимы в практической деятельности учителя физической культуры. Они позволяют ему анализировать механизм движения, находить ошибки и устранять их, подбирать технику выполнения упражнения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, демонстрировать упражнение по частям с разной скоростью и амплитудой [5].
Рекреационно-творческий критерий готовности к инновационной деятельности обусловлен обязательной профессиональной компетенцией учителя физической культуры, связанной с учётом особенностей обучающихся в процессе творческой организацией рекреационного досуга. Формирование готовности по данному критерию осуществлялось в процессе применения на практических занятиях творческих заданий пяти видов: количественных, качественных, экспериментальных, на преодоление нестандартных ситуаций. Данные задания были направлены на интеграцию знаний по двигательной рекреации; апробацию инновационных способов решения типовых задач в соответствии с состоянием, возрастом и полом обучающихся; повышение скорости мыслительных операций и практических действий в нестандартных ситуациях.
Состояние готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности на начало эксперимента представлено в таблице 2.
к инновационной деятельности. Данное состояние готовности будущих учителей характеризуется отсутствием рефлексии в процессе проведения учебных занятий по физической культуре, нестабильной техникой избранного вида спорта, репродуктивным подбором средств и методов двигательной рекреации.
Тогда как на допустимом уровне подготовленности (ЭГ - 15,3%, КГ - 18,4%) они способны анализировать практический опыт проведения уроков физической культуры, решать необходимые педагогические задачи; выполнять двигательные задания различной сложности, демонстрируя технику избранного вида спорта; учитывать особенности контингента в процессе организации рекреационного досуга.
Соответственно оптимальный уровень готовности зафиксирован у подавляющего меньшинства обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (ЭГ - 8,2%, КГ - 4,6%). Данное состояние отличается готовностью будущих учителей анализировать передовой опыт в области физической культуры, эффективно решать педагогические задачи в рамках общеобразовательных учреждений; демонстрировать моторную стабильность и вариативность техники избранного вида спорта, выполнять двигательные задания повышенной сложности; творчески организовывать рекреационную деятельность в соответствии с состоянием, возрастом и полом обучающихся.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили выявить противоречие между реальным состоянием подготовленности обучающихся к инновационной деятельности и необходимостью разработки технологии её формирования.
Под технологией обучения в высшем педагогическом учебном заведении будем понимать творческий процесс повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей. В нашем исследовании освещается проблема формирования готовности к инновационной деятельности обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура.
Технология формирования их готовности к инновационной деятельности предусматривала реализацию мотивационно-рефлексивного, педагогического, тренерского, рекреационно-творческого компонентов. Мотивационно-рефлек-сивный компонент технологии основывается на формировании способности будущего учителя к осознанному анализу передового опыта физической культуры; педагогический - имиджа учителя, способного находить нестандартные способы решения педагогических задач; тренерский - стабильности и вариативности техники избранного вида спорта; рекреационно-творческий - креативного подхода к организации оздоровительных мероприятий.
Реализация указанных компонентов технологии представлена логически завершенными этапами - начальным, основным и завершающим. Начальный этап (II курс) обеспечивает стимулирование мотивации обучающихся на самообразование, самоанализ, базируется на личностно ориентированном характере их профессиональной подготовки. Основной этап (III курс) способствует профессиональному становлению будущих учителей физической культуры. Завершающий этап (IV курс) предполагает мониторинг качества сформированности у обучающихся компонентов готовности к инновационной деятельности, коррекцию программ их самосовершенствования.
Таблица 2
Уровень готовности будущих учителей физической культуры к инновационной учебной деятельности на начало эксперимента
Группы Уровни К
Недопустимый Допустимый Оптимальный
% человек % человек % человек
ЭГ n=85 70,6% 60 22,3% 19 7,1% 6 1,37
КГ n=87 72,4% 63 21,8% 19 5,8% 5 1,33
Из данных таблицы 2 видно, что состояние готовности к инновационной деятельности обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура соответствует недопустимому уровню, количественная оценка составляет 1,33 и 1,37.
По результатам исследования выявлено, что подавляющее большинство обучающихся (ЭГ - 70,6%, КГ - 72,4%) имеет недопустимый уровень готовности
Библиографический список
Таким образом, разработанная технология представляет собой совокупность средств, методов и форм взаимодействия преподавателей и обучающихся и состоит из мотивационно-рефлексивного, педагогического, тренерского, рек-реационно-творческого компонентов на начальном, основном и завершающем этапах, обеспечивает формирование готовности будущего учителя физической культуры к инновационной деятельности.
1. Фильченкова И.Ф Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза. Нижний Новгород: Мининский университет:, 2017.
2. Формирование системы профессиональных квалификаций. Словарно-справочное пособие. Москва, 2016: 25 - 27.
3. Антоненко О.В. Основы инновационной учебной деятельности учителя физического воспитания. Донецк: ДГИЗФВС, 2011.
4. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2002.
5. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей человека. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2011. References
1. Fil'chenkova I.F Vovlechenie v innovacionnuyu deyatel'nost'prepodavatelej vuza. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2017.
2. Formirovanie sistemy professional'nyh kvalifikacij. Slovarno-spravochnoe posobie. Moskva, 2016: 25 - 27.
3. Antonenko O.V. Osnovy innovacionnoj uchebnojdeyatel'nosti uchitelya fizicheskogo vospitaniya. Doneck: DGIZFVS, 2011.
4. Ozerov V.P. Psihomotornye sposobnosticheloveka. Dubna: Feniks+, 2002.
5. Ozerov V.P. Formirovanie psihomotornyh sposobnostejcheloveka. Stavropol': Stavropol'servisshkola, 2011.
Статья поступила в редакцию 16.04.19