УДК 796:001.92
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Е.О. Панова - ассистент кафедры физического воспитания Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Ульяновск
CRITERIA FOR EVALUATING THE LEVEL OF STUDENTS' LIFE
ACTIVITY CULTURE
E.O. Panova - assistant of Physical Education department Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: студенты, ценности физической культуры и спорта, культура жизнедеятельности, критерии оценки.
Аннотация. Целенаправленное приобщение к ценностям физической культуры и спорта оказывает положительное влияние на уровень культуры жизнедеятельности студентов и формирует убеждение высокой социальной значимости физической культуры и спорта.
Key words: students, values of physical culture and sport, culture of life activity, evaluation criteria.
Summary. Purposeful introduction to the values of physical education and sport has a positive impact on students' culture of life andforms the belief of high social importance ofphysical culture and sport.
Введение
Содержание программ по физическому воспитанию студентов вузов направлено на приобщение к ценностям физической культуры и спорта через культурную, нравственную, мотивационную и философскую сферы [1, 2, 3, 6]. В настоящее время педагогический процесс по физическому воспитанию сводится к повышению уровня физической подготовленности и сдаче нормативов. Однако физкультура и спорт с их мощным креативным потенциалом оказывают существенное влияние на повышение культуры жизнедеятельности при их рациональном использовании [5].
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта.
Задачи:
1. Разработка критериев, оценки уровня культуры жизнедеятельности студентов в процессе физического воспитания.
2. Экспериментальная проверка эффективности предложенных критериев оценки.
По мнению Л.И. Лубышевой (1997) личностные ценности области физической культуры и спорта определяются знаниями человека в данной сфере, арсеналом сформированных двигательных умений и навыков, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
Повышение уровня культуры жизнедеятельности студентов естественно-географического факультета, как будущих педагогов, следует рассматривать не только как способ саморазвития личности. Необходимо учитывать, что студент одновременно является субъектом воздействия специально организованного педагогического процесса по физическому воспитанию. Цель этой деятельности - формирование системы специальных знаний, раскрывающих сущность ценностного потенциала физической культуры и спорта; навыков самоопределения и самореализации путем направленного использования соответствующих средств [4]. Приобщение будущих учителей к ценностям физической культуры и спорта, повышение культуры их жизнедеятельности способствует решению не только задач их личностного развития, но и формированию убеждения в высокой социальной значимости физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессиональной деятельности и направленного воздействия на становление мировоззрения детей и подростков.
Методы и организация исследования
Анализ специальной литературы, изучение опыта ведущих специалистов в области физической культуры и спорта: В.К. Бальсевич (1988); Н.Н. Визитей (1989); Л.И. Лубышева, A.M. Максименко, (2001) и др., свидетельствует о необходимости разработки критериев оценки уровня культуры жизнедеятельности.
Мы предлагаем следующие критерии:
1. Уровень системы специальных знаний в области физической культуры и спорта
5 баллов - знание основных положений закономерностей, принципов, терминов в области физической культуры и спорта; средств и методов их использования; индивидуального выбора физических упражнений; рациональной последовательности их применения; системы педагогического и медицинского контроля за функционированием систем;
4 балла - значение ведущих положений, определений; механизма воздействия мышечной нагрузки на организм; методики самостоятельного использования физических упражнений с целью самостоятельного развития и саморегулирования;
3 балла - умение ориентироваться в основных положениях, закономерностях, принципах обучения физическим упражнениям; знание приемов самоконтроля и их практическое использование;
2 балла - отдельные сведения из области физической культуры и спорта, не обеспечивающие целостного представления о их значимости для укрепления здоровья и личностного развития;
1 балл - отсутствие конкретных знаний в данной области, использование отдельных сведений, не имеющих системного характера.
2. Уровень общей физической подготовленности
5 баллов - показатели развития двигательно-координационных качеств, обеспечивающие нормальное функционирование физиологических систем организма, высокую работоспособность и творческую активность;
4 балла - при высоких показателях базовых двигательно-координационных качеств, некоторое отставание в развитии отдельных координационных качеств (ловкость, точность, гибкость и другие);
3 балла - средний уровень сформированности базовых двигательно-координационных качеств, при недостаточном уровне развития двигательного ритма, пластичности, меткости, равновесия;
2 балла - средний уровень развития отдельных двигательно-координационных качеств (мышечной силы, специальной выносливости) при слабых показателях быстроты, общей выносливости и координационных качеств;
1 балл - слабые показатели развития базовых двигательно-координационных качеств при низком уровне работоспособности, утомляемости.
3. Степень сформированности морально-волевых и нравственных качеств
5 баллов - высокие показатели сформированности целеустремленности, настойчивости, силы воли, самостоятельности, дисциплинированности, ответственности; способности к выполнению порученного дела до получения конкретного результата;
4 балла - высокий уровень сформированности отдельных морально-волевых и нравственных качеств при недостаточном уровне развития настойчивости, упорства, способности доводить начатое дело до конца за более длительный период времени;
3 балла - недостаточный уровень развития основополагающих морально-волевых и нравственных качеств (целеустремленности, настойчивости и др.); выполнение порученного дела с дополнительной помощью;
2 балла - низкий уровень сформированности морально-волевых и нравственных качеств, неспособность сосредоточиться на главном, увлечение деталями в ущерб порученного дела;
1 балл - низкий уровень самостоятельности, ответственности, дисциплинированности; потребность в руководстве действиями со стороны, а также в постоянном педагогическом контроле.
Для проверки эффективности предложенных нами критериев оценки уровня культуры жизнедеятельности будущих учителей был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 50 студентов естественно-географического факультета Ульяновского государственного педагогического университета. Были организованны контрольная (КГ) - 25 и экспериментальная (ЭГ) - 25 группы. Педагогический эксперимент проводился на базе учебных занятий по программе физического воспитания.
Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходного уровня культуры жизнедеятельности студентов по разработанным нами критериям, что позволило установить отсутствие существенных различий у студентов обеих групп КГ и ЭГ по уровню сформированности системы специальных знаний, физической подготовленности и развитию морально-волевых и нравственных качеств (р>0,05).Занятия в КГ проводились в соответствии с государственной программой по физическому воспитанию. В ЭГ на каждом учебном занятии уделялось внимание формированию системы специальных знаний, развитию двигательно-координационных качеств, а также морально-волевых и нравственных качеств с использованием разработанных нами критериев оценки общей и двигательной культуры.
Студенты знакомились с методами контроля и восстановления функционального состояния организма. Приобретали знания о механизме воздействия физических упражнений на физиологические системы человека, осваивали упражнения оздоровительной направленности. Большое внимание уделялось усвоению спортивной терминологии, основных понятий, что способствовало повышению двигательной и общей культуры: роли и значимости физической культуры и спорта, как средство повышения культуры жизнедеятельности. Студенты ЭГ выполняли задания по подготовке докладов, рефератов на темы, связанные с искусством в спорте, эстетикой и этикой спорта, историей спорта, историей олимпийских игр и т.п. Повышение теоретических знаний в области физической культуры и спорта способствовало интеллектуальному развитию студентов, расширению их кругозора, положительной мотивации и целеполаганию к занятиям физическими упражнениями.
Большое внимание уделялось развитию двигательно-координационных качеств: мышечной силы, быстроты, выносливости. Целенаправленно формировались базовые двигательные координации: гибкость, ловкость, ритмичность, пластичность и др. Сформированные двигательные умения и навыки закреплялись в подвижных и спортивных играх с разнообразной сложностью и направленностью на формирование морально-волевых и нравственных качеств. Акцентировалось внимание на формирование культуры движений, поз, мимики, жестов, эстетических представлений и эстетического вкуса. Все это
способствовало улучшению показателей здоровья, повышению двигательной культуры и мотивации к увеличению физической активности.
В процессе занятий студенты ЭГ систематически разрабатывали комплексы физических упражнений, подбирали подвижные игры различной направленности, осваивали терминологию, знакомились с требованиями к выбору физических упражнений, рациональной организации свободного времени.
Результаты и их обсуждение
В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование по разработанным нами критериям оценки уровня культуры жизнедеятельности студентов. Обработка полученных материалов показала позитивные изменения по всем исследованным критериям в обеих группах. Однако в ЭГ положительная динамика оказалась значительно более выраженной. Так, если перед началом педагогического эксперимента никто из занимающихся КГ и ЭГ не мог дать определение понятиям: «физическая культура», «физическое развитие», «физическая подготовленность» и т.п., то в конце педагогического эксперимента студенты КГ по-прежнему затруднялись в правильных ответах, а в ЭГ - 37,0% студентов дали правильные ответы; 31,4% - в основном правильные, с незначительными неточностями; 31,6% - неточные, но близкие к правильным ответам.
Существенно повысилась мотивация к занятиям «Физическая культура» в вузе у студентов ЭГ, например, на вопросы; «Посещали бы Вы занятия физической культуры на добровольной основе?» до педагогического эксперимента было 9 положительных ответов, то после проведенного эксперимента - 24; «Решаются ли задачи всестороннего развития организма?» - до педагогического эксперимента было - 5 положительных ответов, после окончания педагогического эксперимента - 25, что обусловило позитивные изменения в уровне физической подготовленности занимающихся. Так, прыжок в длину с места, наклон вперед стоя на скамейке, поднимания прямых ног из положения лежа на спине (р<0,05), в КГ изменений не наблюдалось. Положительная динамика также отмечена в проявлении эстетического компонента в движениях. По оценке экспертов, увеличение произошло с 2,62± баллов до 4,01± балла, в то время как в КГ - с 2,59± баллов до 2,92± балла.
Заключение
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что разработка критериев оценки уровня культуры жизнедеятельности студентов и их направленное использование на занятиях по физическому воспитанию, позволяют решать задачи приобщения к ценностям физической культуры и спорта, личностному развитию, повышению общей и двигательной культуры.
Литература
1. Бальсевич, B.K. Спортивно-ориентированное физическое воспитание : образовательные и социальные аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-23.
2. Виленский, М.Я. Студенты как субъект физической культуры / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 2-5.
3. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитей. - Кишинев : Штиинца, 1989. - 108 с.
4. Деятельность : теория, методика, проблемы : монография / под ред. В.Н. Сагатовского. - М. : Политиздат, 1990. - 336 с.
5. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.
6. Назаренко, Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 249 с., ил.
Literature
1. Balsevich, V.K. Sports-oriented physical education : educational and social aspects / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Theory and practice of physical culture. - 2003. - No. 5. - P. 19-23.
2. Vilenskiy, M.Ya. Students as the subject of physical education / M.Ya. Vilenskiy // Theory and practice of physical culture. - 2003. - No. 5. - P. 2-5.
3. Vizitey, N.N. Physical culture of a personality / N.N. Vizitey. - Chisinau : Shtiintsa, 1989. - 108 p
4. Activity : theory, methodology, issues : monograph / under editorship of V.N. Sagatovskiy. - M. : Politizdat, 1990. - 336 p.
5. Nazarenko, L.D. Means and methods of motor coordination's development / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and practice of physical culture, 2003. - 259 p.
6. Nazarenko, L.D. Aesthetics of physical exercises / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and practice of physical culture, 2004. - 249 p., ill.
Статья поступила в редакцию 08.06.2011 г.