РАЗДЕЛ 1 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
УДК 342
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ
С. А. Агамагомедова
EVALUATION CRITERIA ACTIVITY OF CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
S. A. Agamagomedova
Аннотация. Актуальность и цели. В условиях административной реформы сегодня остро встает проблема эффективности деятельности органов исполнительной власти. В статье рассмотрены критерии оценки работы таможенных органов РФ на примере реализации ими одной из основных функций: обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности. На основе обзора исследований, посвященных качеству таможенной деятельности, автором предлагается методика оценки работы таможенных органов с учетом критериев оценки, установленных законодателем. Цель работы - предложить методику оценки работы таможенных органов как в целом, так и по отдельно взятому направлению деятельности. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа различных нормативно-правовых источников, а также научных работ в области качества таможенного администрирования. Кроме того, был использован один из методов контроля качества (метод В. Парето). Результаты. Разработана методика оценки работы таможенных органов РФ по направлению защиты прав интеллектуальной собственности с учетом трех законодательно установленных критериев оценки. Выводы. Общепризнанные в мировой науке методы оценки и контроля качества могут быть использованы для определения качества таможенного администрирования. Для каждого направления деятельности (функции) таможенного органа соотношение установленных критериев различно. Предлагаемая методика может стать основой для автоматизации процесса оценки в структуре информационной системы таможенных органов РФ.
Ключевые слова: таможенные органы, эффективность таможенного администрирования, критерии оценки, скорость таможенных операций, таможенные платежи, противодействие административным правонарушениям.
Abstract. Background. In the context of administrative reform today sharply there is a problem of efficiency of activity of executive authorities. The article describes the criteria for evaluating the work of customs authorities on the example of the implementation of one of the main functions: to ensure the protection of intellectual property rights. Based on a review of studies on the quality of customs operations, the author of the technique of estimation of customs authorities, taking into account the evaluation criteria established by the legislator. Purpose - to propose a methodology to assess the work of customs authorities in general, and on separately taken the direction of activity. Materials and methods. The im-
plementation of research tasks has been reached on the basis of an analysis of various regulatory sources and scientific works in the field of customs administration quality. In addition one of the quality control methods (Pareto method) was used. Results. The method of evaluation of the Russian customs authorities towards the protection of intellectual property rights, taking into account three criteria for statutory assessment. Conclusions. The generally accepted in the world of science methods for evaluation and quality control can be used to determine the quality of customs administration. For each activity (function) of the customs authority established criteria relationship is different. The proposed method can be the basis for the automation of the evaluation process in the structure of the information system of customs authorities.
Key words: customs authorities, effectiveness of customs administration, evaluation criteria, rate of customs operations, customs duties, combating administrative violations.
Современное динамичное развитие внешнеэкономических связей предъявляет особые требования к уровню таможенного администрирования. Таможенное администрирование рассматривается как система правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутренних и внешнеэкономических интересов РФ в условиях развивающихся рыночных отношений [1, с. 27].
Важное место в данной системе занимают различные услуги, оказываемые таможенными органами представителям бизнеса. Именно качество предоставляемых участнику внешнеэкономической деятельности государственных таможенных услуг ставится во главу угла при разработке и реализации таможенной политики. Данная тенденция отчетливо прослеживается в положениях обновленного таможенного законодательства как на уровне Таможенного союза, так и на национальном уровне. Основой его модернизации и совершенствования стала оптимизация таможенного администрирования, выразившаяся в ускорении и упрощении таможенных процедур, создании максимально комфортных условий для ведения внешнеторгового бизнеса.
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования в области оценки эффективности таможенного администрирования, разработка определенных методик и алгоритмов для исчисления показателей оценки деятельности таможенных органов с учетом внешних и внутренних факторов. Необходимость такого рода изысканий определяется также изменениями на нормативно-правовом уровне, которые связаны с относительно новыми категориями оценочного свойства.
Анализ научных исследований вопросов оценки эффективности деятельности таможенных органов как по отдельно взятому направлению, так и в целом по определенному таможенному органу свидетельствует об отсутствии серьезных предложений и рекомендаций в данной сфере. Исключением здесь являются работы С. В. Барамзина, который на протяжении многих лет занимается исследованием вопросов в области качества таможенной деятельности [2, 3]. Отдельные аспекты данной проблемы освещались специалистами-практиками в области таможенного дела в связи с внедрением системы менеджмента качества в деятельности Приволжского таможенного управления [4].
Вопросы оценки эффективности в таможенном деле стали объектом отдельных диссертационных исследований. Так, А. Г. Ворожейкина предла-
гает авторскую методику оценки эффективности таможенного контроля за перемещением через таможенную границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Под результатом таможенного контроля защиты прав интеллектуальной собственности ею подразумевается отношение количества выявленных нарушений к количеству проведенных проверочных мероприятий, в процентах:
Ргод = К/П х 100 %,
где Ргод - показатель результата, выражающегося в количестве перемещений через таможенную границу РФ контрафактных товаров за год; К - количество выявленных правонарушений в области охраны прав собственников объектов интеллектуальной собственности; П - количество проведенных функциональным отделом таможенного органа проверок электронных копий таможенных деклараций.
В целях повышения объективности подсчета объемов контрафактной продукции на таможенной территории РФ А. Г. Ворожейкиной также предложен показатель «уровень контрафактной продукции», расчет которого заключается в отношении суммы количества выявленных всеми правоохранительными органами РФ контрафактных товаров и количества контрафактных товаров, признанных судами в установленном порядке, к общему объему реализуемых на рынке товаров [5].
Другим примером оценки показателей эффективности деятельности таможенного органа является работа С. В. Белозеровой. Ею рассматриваются критериальные показатели, с помощью которых проводится оценка эффективности деятельности Ставропольской таможни. Так, для проведения анализа эффективности правоохранительных подразделений С. В. Белозерова производит расчет коэффициента эффективности с использованием следующей формулы:
K = S/D х N,
где K - коэффициент эффективности; N - количество сотрудников; S - общая сумма наложенных таможенным органом санкций материального характера; D - количество выявленных правонарушений (заведено дел + составлено актов по упрощенной форме) [6].
Рассмотренным работам присуща определенная новизна в рассмотрении вопросов оценки эффективности, при этом общим их недостатком является, на наш взгляд, отсутствие комплексного подхода к рассматриваемым проблемам. В первом случае автор не учитывает, к примеру, результаты судебной практики по заведенным делам об административных правонарушениях или возможность корректировки таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с учетом лицензионных платежей. Во втором случае не учтена профилактическая составляющая социального эффекта от деятельности таможенных органов.
Нами представлена попытка обосновать установленные действующим законодательством критерии оценки работы таможенных органов и создать своего рода оценочную шкалу применительно к определенной функции таможенных органов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон) основными критериями оценки работы таможенных органов являются:
1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Обратим внимание на то, что, несмотря на использование термина «работа» в Законе, представляется более уместным использование термина «деятельность».
Таким образом, обширная система всевозможных критериев оценки деятельности таможенных органов РФ сведена законодателем к трем основным. Предлагаем интегральный показатель оценки деятельности таможенных органов
I. + Р2Р + РзE,
где 1а - оценка работы таможенных органов; С - скорость совершения таможенных операций с сокращением издержек заинтересованных лиц при их совершении; Р - своевременность и полнота поступления таможенных платежей; Е - эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям; рх, р 2, р 3 - коэффициенты значимости критериев С, Р, Е соответственно.
При этом должно выполняться требование, что рх + р 2 + р 3 = 1.
Для практического использования интегрального показателя необходимо:
- разработать метрики (шкалы) оценки показателей С, Р и Е (по пятибалльной шкале);
- разработать рекомендации по определению коэффициентов значимости рх, р 2 и р з .
Семантическое содержание показателя С определяется прежде всего быстротой совершения таможенных операций. Поэтому за содержание показателя С взята скорость, которая может быть представлена в качестве временного промежутка, необходимого для совершения отдельной таможенной операции. Диапазон изменения показателя С определяется скоростью оформления декларации на товары (ДТ):
1, если ДТ оформлена за 2 дня,
2, если ДТ оформлена за 1 день, С = <! 3, если ДТ оформлена за 12 часов,
4, если ДТ оформлена за 4 часа,
5, если ДТ оформлена за 1 час. 7
Диапазон изменения скорости совершения таможенной операции представлен нами условно, так как на практике оформление различных таможенных процедур существенно разнится по времени обработки декларации и других документов. При реальном применении показателя С будет логично дифференцировать его содержание в зависимости от вида таможенной процедуры (процедура экспорта, процедура выпуска для внутреннего потребления и др.).
Семантическое содержание показателя Р определяется полнотой поступления таможенных платежей в заданный срок. В соответствии с этим диапазон изменения показателя Р определяется метрикой
1, если перечислено 0,5 объема платежей в срок,
2, если перечислено 0,7 объема платежей в срок, Р = <; 3, если перечислено 0,8 объема платежей в срок,
4, если перечислен полный объем платежей не в срок,
5, если перечислен полный объем платежей в срок.
Показатель Е зависит от целой системы параметров: количества выявленных правонарушений и преступлений в течение определенного (контрольного) промежутка времени (месяца, квартала, года), количества выявленных контрафактных товаров, доли положительных судебных решений по возбужденным делам и др. В целях объективности и достоверности исчисления данного показателя необходимо вводить комплексный критерий. В нашем случае мы применили аспект «качества» показателя, который заключается в процентной доле положительных судебных решений (ПСР) по возбужденным делам. Метрика показателя Е имеет следующий вид:
1, если ПСР = 0%,
2, если ПСР = 50 %, Е = <! 3, если ПСР = 70 %,
4, если ПСР = 90 %,
5, если ПСР = 100 %.
Данные цифры достаточно условны, они зависят от подлежащего оценке направления деятельности таможенного органа, а также места таможенного органа в системе таможенных органов РФ (таможенный пост, таможня, региональное таможенное управление) и его категории.
Рассчитать оценку деятельности таможенных органов с учетом рассмотренных критериев можно как в отношении к деятельности таможенного органа вообще, так и в отношении определенной функции таможенного органа. Последнее представляется нам более объективным и точным, так как обозначенные выше критерии различным образом соотносятся в деятельности таможенного органа по реализации конкретных функций.
Статья 6 ТК ТС называет десять основных задач, решение которых обеспечивают таможенные органы. Они соотносятся с перечнем основных функций (обязанностей) таможенных органов, перечисленных в ст. 12 Закона.
Рассмотрим применение критериев оценки деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции. Данная функция прописана и в ТК ТС (п. 9 ч. 1 ст. 6), и в Законе (п. 7 ч. 1 ст. 12).
В связи с масштабами оборота контрафактной продукции функция обеспечения в пределах своей компетенции защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в современный период приобретает особую актуальность. Таможенные органы не сразу включились в эту борьбу. Причина отчасти в том, что законодательства об охране объектов промышленной собственности и авторского права были приняты до того, как проблема подделки товаров и пиратства приобрела столь угрожающие размеры [7, с. 16].
Рассматриваемая нами функция складывается поэтапно, по мере реформирования законодательства в данной сфере и приближения его положений к международным стандартам в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении. Так, в Таможенном кодексе 1993 г. (п. 9 ст. 10) в качестве основных функций таможенных органов называлось пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности, а ст. 20 документа регламентировала запрет ввоза и вывоза отдельных товаров исходя из соображений защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности [8].
Важнейшей новеллой Таможенного кодекса РФ 2003 г. стало наличие в структуре документа специальной главы 38, посвященной мерам, принимаемым таможенными органами в отношении отдельных товаров, а именно товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу. Следующим шагом стали разработка и вступление в силу нового таможенного законодательства, основой которого стали Таможенный кодекс Таможенного союза и Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Нововведения действующего законодательства коснулись и сферы защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, в частности, на национальном уровне был введен принцип «ех-о£йсю», и полномочия таможенных органов в этом плане значительно расширились [9, с. 283-290; 10, с. 559-568; 11, с. 45-52].
Проанализируем факторы, влияющие на критерии деятельности таможенных органов при осуществлении функции обеспечения в пределах своей компетенции защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
Наличие зарегистрированного объекта интеллектуальной собственности (либо просто обозначения, подлежащего проверке) несколько снизит скорость совершения таможенных операций при трансграничном перемещении товаров. Следовательно, издержки участника внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций будут несколько выше (возникает необходимость внесения реквизитов соответствующих правоустанавливающих документов в конкретную графу декларации на товары (44 графу), а также предоставления их по запросу таможенного органа). Представим, что рх = 0,1.
Включение в таможенную стоимость товара лицензионных и иных расходов по содержанию объекта интеллектуальной собственности практически не повлияет на своевременность поступлений таможенных платежей, но мо-
жет существенно отразиться на полноте поступлении таможенных платежей. В соответствии с тем, что таможенная стоимость является основой для исчисления таможенных пошлин и сборов, увеличение ее за счет так называемого «интеллектуального сопровождения» влечет и увеличение платежей. Таким образом, наличие у товара объекта интеллектуальной собственности в определенной мере увеличивает его стоимостные характеристики и в конечном итоге влияет на размер уплачиваемых при трансграничном перемещении таможенных платежей. Следовательно, есть основания считать, что Р 2 = 0,3.
Эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям является критерием максимально достоверной оценки деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. На протяжении последних лет и в настоящий период эффективность деятельности таможенного органа в данном направлении определяется по специальной методике, которая позволяет рассчитать количество выявленных единиц контрафактной продукции (ЕКП). Критериями данного показателя являются количество фактов приостановлений выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, их результаты, объем возбужденных дел по правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности и их правоприменительный результат (судебные решения и др.). Таким образом, использование данного критерия наиболее показательно в определении оценки деятельности таможенного органа по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Считаем возможным определить, что условно Р3 = 0,6 .
Результаты анализа значимости факторов оценки показаны на рис. 1.
100
80
И"
с «
н
60
40
еа
20
<- - ►-ч-►
® ® ПС п
Показатели оценки таможенных органов
0
Рис. 1. Диаграмма Парето 10
Из диаграммы Парето видно, что наиболее значимым является показатель эффективности противодействия правонарушениям Е, менее важным -показатель современности и полноты поступления платежей Р, и практически незначительным - показатель скорости совершения таможенных операций С. АВС-анализ показал, что показатель Е вошел в важнейшую группу, требующую принятия значимых и оперативных решений, показатель Р - в группу значимых решений, показатель С - в группу обычных решений.
На основе вышеизложенного оценка деятельности таможенного органа по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности рассчитывается по следующей формуле:
1а = 0,1С + 0,3Р + 0,6 Е.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона Правительство Российской Федерации исходя из основных критериев оценки работы таможенных органов определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга.
Постановлением Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 утверждено Положение о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга, которое определяет также порядок участия в таком мониторинге общероссийских некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела [12]. Согласно его положениям каждый из трех критериев оценки работы таможенных органов детализируется и разбивается на ряд показателей. Например, в целях определения скорости совершения таможенных операций при трансграничном перемещении товаров, а также сокращения издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций среди прочих используется такой показатель, как время совершения таможенными органами РФ операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска; в целях определения своевременности и полноты поступления таможенных платежей используется показатель уровня выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (процентов); в целях определения эффективности противодействия преступлениям и административным правонарушениям используется, к примеру, показатель доли результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок (процентов).
Позволим себе сделать определенные выводы в рамках данного исследования.
Современный процесс оптимизации таможенного администрирования, который выражается в ускорении и упрощении таможенных процедур, делает актуальными вопросы оценки эффективности деятельности таможенных органов. В связи с этим на законодательном уровне вводятся критерии оценки работы таможенных органов, которыми являются скорость совершения таможенных операций при трансграничном перемещении товаров, своевременность и полнота поступления таможенных платежей, а также эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Соотношение данных критериев различно в отношении отдельных функций таможенных органов. На примере функции таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности нами приведена формула оценки работы таможенных органов с учетом введенных коэффициентов значимости. Дальнейшая деятельность таможенных органов в условиях нового таможенного законодательства позволит с учетом правоприменительной практики усовершенствовать действующие методики расчета эффективности деятельности таможенных органов в области борьбы с контрафактной продукцией (рассчитываемые в ЕКП) и использовать предложенную оценочную шкалу. Рассмотренные положения позволят создать методическую базу для автоматизации процесса оценки в структуре информационной системы, внедренной в механизм электронного документооборота в таможенных органах.
Список литературы
1. Макрусев, В. В. Государственные таможенные услуги : моногр. / В. В. Макрусев, А. В. Сафронов. - 2-е изд. - М. : Изд-во Рос. тамож. акад., 2011.
2. Барамзин, С. В. Управление качеством таможенной деятельности : учеб. / С. В. Барамзин. - М. : РИО РТА, 2004.
3. Черныш, А. Я. Концепция освоения в таможенных органах международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» / А. Я. Черныш, С. В. Барамзин, О. Г. Симахин // Вестник Российской таможенной академии. -2010. - № 4.
4. Голоскоков, В. И. Предпосылки применения системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000 в целях управления качеством таможенного контроля в таможенных органах Приволжского таможенного управления / В. И. Голоскоков // Вестник Российской таможенной академии. - 2010. -№ 4.
5. Ворожейкина, А. Г. Совершенствование методических основ организации таможенного контроля за перемещением через таможенную границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ворожейкина А. Г. - иКЬ: http://www.dissercat.com
6. Белозерова, С. В. Анализ выполнения критериальных показателей эффективности деятельности таможенного органа / С. В. Белозерова // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Сер. Экономика. - 2010. - № 10. - иИЬ: http://abiturient.ncstu.ru
7. Григорьев, А. Н. Парижская конвенция и охрана географических указаний в России / А. Н. Григорьев // Патенты и лицензии. - 1995. - № 1-2.
8. Таможенный кодекс РФ от 18.06.1993 № 5221-1 / Недействующая редакция. -иКЬ: http://base.consultant.ru
9. Агамагомедова, С. А. Оптимизация отдельных административных процедур в рамках защиты интеллектуальных прав таможенными органами / С. А. Агамаго-медова // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 3.
10. Агамагомедова, С. А. Порядок действий таможенных органов РФ по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и его оптимизация в современных условиях / С. А. Агамагомедова // Административное и муниципальное право. -2014. - № 6.
11. Агамагомедова, С. А. Модель административно-правового механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами на территории Евразийского экономического пространства / С. А. Агамагомедова // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. - № 4.
12. Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» // Российская газета. - 2012. - № 230.
Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности,
Пензенский государственный университет
E-mail: saniyat_aga@mail.ru
Agamagomedova Saniyat Abdulganievna candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University
УДК 342 Агамагомедова, С. А.
Критерии оценки деятельности таможенных органов РФ / С. А. Агамагомедова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. -№ 3 (19). - С. 4-13.