УДК 342.9
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ
С. А. Агамагомедова, А. В. Самарин
ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF THE PROTECTION OF INTELLECTUAL RIGHTS
S. A. Agamagomedova, A. V. Samarin
Аннотация. Актуальность и цели. Современное благосостояние общества напрямую зависит от развития интеллектуальной деятельности и гарантий ее реализации. Данному вопросу необходимо уделять существенное внимание в целях совершенствования механизмов правовой защиты интеллектуальных прав. Целями данной статьи являются анализ административно-правовых аспектов защиты интеллектуальных прав, исследование механизма защиты интеллектуальных прав таможенными органами и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Материалы и методы. В работе использованы общенаучные методы исследования: метод анализа и синтеза знаний, метод индукции и дедукции, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, на основании которых возможно представить механизм административно-правовой защиты интеллектуальных прав таможенными органами, выявить проблемы и разработать рекомендации по устранению их нарушений. Результаты. Проанализирован порядок применения средств административного воздействия при защите прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, затронуты отдельные проблемные вопросы защиты интеллектуальных прав, вынесен ряд предложений по их разрешению. Выводы. В Российской Федерации защита прав интеллектуальной собственности - это определенная законодательством деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной и судебной власти, в задачи которых в рассматриваемой области правоотношений входят предупреждение и пресечение посягательств на результаты интеллектуальной деятельности правообладателей, а также восстановление их нарушенных законных прав.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, административная защита, таможенные органы, правообладатели, контрафакт.
Abstract. Background. The welfare of modern society depends on the development of intellectual activity and the guarantor of its implementation. Therefore, this issue should be given substantial consideration is to improve the mechanisms of the right protection of intellectual property rights. The purpose of this article is to analyze administrative - law aspects of the protection of intellectual property rights, investigation of the mechanism of protection of intellectual property rights by customs authorities and develop recommendations for its improvement. Materials and methods. General: method of analysis and synthesis of knowledge, method of induction and deduction, comparative legal method, formal logical method, on the basis of which it is possible to represent the mechanism of administrative legal protection of intellectual property rights by customs authorities, to identify problems and develop recommendations for their elimination. Results. The article analyses the order of application of means of administrative law in the protection of rights to results of creative activity and means of individualization, raised some problematic issues of intellectual property rights protection, made a number of proposals for their resolution. Conclusions. In the Russian Federation protection of intellectual property rights is determined by
law, the activities of authorized state bodies of the Executive and the judiciary. In priority, which in this area of legal relations is the prevention and suppression of infringements of intellectual property rights holders, and the restoration of their infringed legitimate rights and interests.
Key words: intellectual property, administrative protection, customs bodies, rights holders, counterfeit.
Введение
В современном мире развития сложных информационных систем, новейших технологий и техники защита интеллектуальной собственности становится все более актуальной проблемой. Каждый писатель, ученый, программист стремится к признанию своего интеллектуального труда, желает обеспечения своих авторских прав, среди которых и исключительные (имущественные) права. Поэтому защита интеллектуальной собственности от незаконного использования в современных условиях является приоритетным направлением развития в России и во всем мире.
Государство как механизм регулирования общественных отношений обязано обеспечить физическим и юридическим лицам реализацию их законных прав и интересов. Неприкосновенность интеллектуальной собственности является гарантией успешного развития культуры, экономики любого государства.
Административно-правовые аспекты защиты интеллектуальных прав
Защита прав на объекты интеллектуальной собственности может осуществляться различными способами: гражданско-правовыми, административно-правовыми и уголовно-правовыми.
Административные способы защиты объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в настоящее время весьма эффективны и успешно применяются наряду с основными и традиционными методами защиты - гражданско-правовыми. Есть основания выделить административно-правовой механизм защиты интеллектуальных прав в современных условиях.
Существует множество понятий административно-правового механизма защиты прав граждан. Так, С. В. Калинина в своих трудах приводит следующее определение: административно-правовой механизм защиты граждан - это совокупность административно-правовых средств, применяемых уполномоченными субъектами с целью недопущения посягательств на данное право, привлечение виновных к ответственности и восстановление нарушенного права [1].
Система административно-правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собственности включает в себя три основных структурных элемента:
1) объекты интеллектуальной собственности, подлежащие административно-правовой защите;
2) субъекты правоприменения, или участники административных правоотношений в области создания и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации;
3) административный механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
При этом административный механизм правового регулирования представляет собой механизм, целостную конструкцию правового воздействия на общественные отношения в определенной сфере посредством различных правовых и организационных средств [2].
Государство является главным субъектом правоотношений, так как формирует нормативно-правовую базу функционирования рассматриваемого механизма защиты, то есть выступает в роли законодателя. Административная защита прав интеллектуальной собственности осуществляется конкретными субъектами, такими как таможенные органы, антимонопольные органы, полиция, прокуратура и иными государственными ведомствами. Законодательством установлены правовые рычаги воздействия на общественные отношения в сфере создания и использования интеллектуальных прав. Так, например, в полномочия таможенных органов входит приостановление выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, возбуждение дела об административном правонарушении и т.д.
В России задача по защите интеллектуальной собственности в значительной мере возложена на Федеральную таможенную службу (ФТС). Российские таможенники в I квартале 2015 г. предотвратили ущерб правообладателям объектов интеллектуальной собственности на 1,7 млрд рублей (за аналогичный период 2014 г. - 1,1 млрд рублей), при этом было выявлено 5,4 млн единиц контрафактной продукции (в I квартале 2014 г. - 2,8 млн единиц).
По экспертным оценкам, программное обеспечение, информационные и лицензионные продукты в Интернете, в том числе на СБ/БУБ-дисках, подделываются на 70 - 80 %; алкоголь, одежда, обувь - на 30 - 40 %; чай, кофе, продовольственные товары - на 30 %; текстильные изделия - на 25 %, медикаменты и парфюмерия - на 10 - 15 %, а табачные изделия - на 1 - 2 % [3].
В июне 2011 г. была одобрена Стратегия развития Федеральной таможенной службы России до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 г. N 2575-р. Согласно ее положениям, одной из задач таможенных органов РФ является обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности. Приоритетным направлением данной Стратегии является обеспечение взаимодействия таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти, таможенными службами иностранных государств, а также с общественными и международными организациями, правообладателями [4].
Одним из самых эффективных инструментов защиты интересов правообладателей, зарекомендовавших себя с положительной стороны, стал таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который ведет ФТС России. На 23 апреля 2015 г. в нем насчитывалось 3685 объектов, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям [3].
Преобладающее число объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы принимают меры по защите прав правообладателей, включаются в ТРОИС. Он также содержит информацию о правообладателе, об официальных импортерах и дистрибьюторах оригинальных товаров, сроках внесения в ТРОИС.
Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности существуют как в России, так и на территории других стран, входящих в Таможенный союз. ТРОИС выполняет информационную функцию и помогает та-
моженным органам выявлять контрафактную продукцию на различных этапах «таможенной очистки».
Анализируя таможенное законодательство, можно сделать вывод о том, что основной мерой защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами является приостановление выпуска товаров, содержащих признаки нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности.
Так, если при таможенном оформлении товаров обнаруживаются признаки нарушений прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Данный срок может продлеваться еще на 10 дней.
Указанные сроки необходимы для того, чтобы правообладатель смог выразить свою позицию по поводу нарушения его исключительных прав. При осуществлении данной процедуры он вправе получить необходимое описание товара, осмотреть, сфотографировать товар и даже получить образец из товарной партии.
Если правообладатель не находит признаков контрафактности, то следует отмена решения о приостановлении выпуска товаров, их выпуск возобновляется и производится в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством государств-членов Таможенного союза.
Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с действующим законодательством, на территории РФ допускается их выпуск таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством.
В противном случае, если правообладатель подтверждает, что товары имеют признаки контрафактных, то данный факт рассматривается как основание для возбуждения административного производства по ч. 1 ст. 7.12 и ст. 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), и таможня начинает административное расследование [5].
Чтобы контрафактный товар был признан предметом административного правонарушения, необходимо соблюдение следующих условий:
- товар должен быть помещен под таможенную процедуру, предполагающую возможность введения его в гражданский оборот (например выпуск для внутреннего потребления). Поэтому такие процедуры, как реэкспорт, уничтожение, не образуют объективной стороны данного правонарушения;
- правонарушение должно быть оконченным, то есть декларантом должна быть подана таможенная декларация, необходимая для помещения товаров под таможенную процедуру, условия которой предполагают возможность их введения в оборот на территории РФ [6].
Такие действия, как покупка контрафактного товара, а также его хранение или перевозка без цели реализации на территории РФ, не образуют состава рассматриваемого административного правонарушения. Лицо считается виновным, если оно использовало на территории РФ товарный знак, которому по закону предоставляется правовая охрана, и если оно не имело с правообладателем каких-либо соглашений.
В России незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров (ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ) влечет нало-
жение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение средства индивидуализации, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения [5].
Кроме того, за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации юридическое лицо может быть ликвидировано, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращена (ст. 1253 Гражданского кодекса РФ) [7].
Таким образом, правовые инструменты для защиты от оборота контра-факта на территории Таможенного союза в значительной мере уже созданы. Можно выделить следующие проблемы при осуществлении административно-правовой защиты интеллектуальных прав, которые усложняют правовое регулирование общественных отношений в данной сфере.
1. Сложность оценивания убытков и потерь, понесенных автором (правообладателем) в результате нарушения интеллектуальных прав, из-за отсутствия единой методики расчетов. Рекомендуется разработать единую методику расчетов ущерба, которая включала бы в себя прямой ущерб, ущерб деловой репутации и моральную компенсацию, утвердить ее на уровне законодательства.
2. Наложенные в рамках административного законодательства санкции в виде штрафов являются малоэффективными, так как нередко успех (прибыль) от незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности значительно превышает размер предъявленного к возмещению ущерба. Зачастую злоумышленник принимает данные санкции как издержки профессиональной деятельности. Необходимо ужесточить меры наказания, в частности, увеличив штрафные санкции.
3. Низкая правовая культура авторов и иных правообладателей, лояльное отношение правообладателей к посягательствам злоумышленников на результаты их интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
4. Нескоординированность действий различных государственных и правоохранительных структур в области защиты прав авторов и иных правообладателей.
5. Несовершенство законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Рекомендуется создавать общий информационный массив, в рамках которого между отдельными структурными подразделениями будет осуществляться обмен информацией. Данная мера обеспечит снижение ла-тентности правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.
Заключение
Для решения проблем, связанных с обеспечением защиты интеллектуальных прав, государством разрабатывается система мер (внесение изменений в законодательство, интеграция с мировым сообществом в области защиты интеллектуальных прав и др.), которые в комплексе позволят повысить эффективность существующего сегодня административно-правового механизма защиты интеллектуальных прав.
Список литературы
1. Калинина, С. В. Административно-правовая защита права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Калинина С. В. - М., 2011.
2. Агамагомедова, С. А. Основы административного механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности: трансграничный аспект : моногр. / С. А. Агамагомедова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - 404 с.
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - URL: http://www.customs.ru/ index.php
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Гарант». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70192746/
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СПС «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/12125267/.
6. Сухаренко, А. И. Контрафакт таможню не пройдет / А. И. Сухаренко // ЭЖ-Юрист. - 2013. - № 9.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СПС «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/ 10164072/
Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности,
Пензенский государственный университет E-mail: saniyat_aga@mail.ru
Самарин Андрей Владимирович
студент,
Пензенский государственный университет E-mail: tamog.delo@rambler.ru
Agamagomedova Saniyat Abdulganievna candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University
Samarin Andrey Vladimirovich student,
Penza State University
УДК 342.9 Агамагомедова, С. А.
Административно-правовые аспекты защиты интеллектуальных прав /
С. А. Агамагомедова, А. В. Самарин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 1 (17). - С. 32-37.