М I I гтт
4- п пмхп
ЬЖШИ ОБРЛЮЬАЖ
КРИТЕРИИ ОТБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БАЗ В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ
Ю. В. Слесарев, Пензенская государственная технологическая академия,
г, Пенза
Современная технология обучения представляет собой последовательное и взаимопроникающее сочетание основных составляющих педагогического процесса, обеспечивающее на эффективном уровне активное усвоение программных знаний при одновременном формировании личности студентов.
Принцип целелолагания в подготовке специалистов-менеджеров, на наш взгляд, предполагает ориентацию преподавателя на конечный результат. Поэтому в преподавании правовых и общепрофессиональных дисциплин, мы видим не только своей деятельности в формировании теоретического баланса знаний, привития навыков работы с правовыми документами и источниками, но и загля-дыванием в будущую профессиональную деятельность специалистов-менеджеров, прогнозируя мотивацию их поведения, творческий подход к разрешению различных профессиональных ситуаций. Это означает, что мы готовим к будущей профессиональной деятельности специалиста-менеджера, адаптируя его к условиям современного производства следующим образом:
26
- стратегически (т. е. формируем общее представление о логике творческого процесса, научаем выявлять проблемы, формировать задачи, составлять план действий, оценивать последствия принимаемых решений);
- тактически (т. е. владеть методами решения творческих задач, способами «генерирования» новых идей, приемами активизации мышления);
- профессионально (т. е. прививаем навыки моделирования, выполнения экономических расчетов, психологии управления, профессиональной правовой культуры).
Реализуя вышеуказанные приоритетные дидактические задачи, мы ориентируемся на «внешнюю среду», в которой будет трудиться и выполнять профессиональные задачи будущий специалист-менеджер, а именно:
1) учебно-воспитательный процесс имитирует производственную среду, являясь ее своеобразной моделью;
2) в учебно-воспитательный процесс, мы как бы вкладываем цели и задачи конкретного производства.
Ориентируясь на вполне конкретный психологический результат, мы моделируем функционально педаго гичеекий процесс, выбирая методы и
:
+
о
Высшее образование
средства преподавания, педагогические технологии необходимые для реализации поставленных задач и достижении желаемых результатов. Поскольку современные педагогические технологии, которые в условиях переориентации системы профессионального образования предполагают новые подходы к организации учебного процесса. Основной концептуальной установкой в современных педагогических технологиях становится субъект-субъектная парадигма образования, которая рассматривает основное дидактическое отношение как взаимодействие личностей, участвующих в учебном процессе и формировании личностных портретов будущей профессиональной деятельности специалистов-менеджеров.
В основе выбора педагогических технологий лежат следующие критерии:
- разработка единой методологии преподавателей всех дисциплин, осуществляющих подготовку данной специальности;
- применение системно деятель ностного подхода в обучении, позволяющего перейти от пассивных репродуктивных методов к активно-твор-ческим методам обучения;
- разработка конкретной программы деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой, отражающей личностные, специальные и профессиональные требования к подготовке специалистов-менеджеров нового поколения;
- применение системы инвариантов, позволяющей независимо от специфики конкретных дисциплин использовать единую методологию дидактических задач, относящихся к различным процессам и явлениям;
- единство требований к качеству подготовки специалистов на всех этапах технологии обучения, базирующееся на рейтинговой системе контроля качества обучения, позволяющей обеспечить непрерывность работы студента над учебным материалом и стимулировать процессы «добывания знаний»;
- учет психолого-педагогических основ обучения как отражение принципа гуманизации подготовки специалистов;
- внедрение методов и форм интерактивного обучения, причем в основе обучения лежит собственная деятельность студентов.
На наш взгляд, в современных технологиях обучения должны быть отражены все составляющие, позволяющие эффективно реализовать новые приоритеты образования, среди которых гуманизация обучения является необходимым условием формирования личности специалистов-менеджеров.
Для решения поставленных задач в подготовке специалиста-менеджера нами отобраны и реализованы в ходе учебного процесса в Пензенской государственной технологической академии следующие педагогические технологии:
1) технология развивающего обучения как полуфункциональная система саморазвития и профессионального совершенствования студентов в системе учебно-воспитательного процесса и способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов;
2) технология целевой интенсивной полготовки специалистов, которая повлекла за собой необходимость ис-
29
:
+
I о
Казанский педагогический журнал
пользования новых подходов в системе высшее учебное заведение - производство и выработке требований к подготовке и переподготовке специалистов-менеджеров к новым современным уровням, стандартам знаний,
3) технология логико-эвристиче-ского проектирования профессионального образования как универсальная инвариантная система образования на функционально-модульной основе,
4) технология проектирования систем интенсивного обучения, которая на основе интерактивных методов обучения усиливается автоматизацией учебного процесса в контексте потенциальной избыточности познавательной информации.
2'2006
5) технология контекстного обучения, которая позволяет максимально приблизить учебно-познавательную деятельность студента к реально-профессиональным основам выбранной специальности.
6) технология санкционирования студентов, основанная на взаимодействии и сотрудничестве студентов и преподавателей в рамках дифференциации учебно-информационного материала, воспитательного процесса и контроля знаний студентов.
Реализуя дидактические цели в формировании специалиста-менеджера, мы в данном исследовании руководствовались принципом целесообразности и использовали только те (см. табл. 1) цели конкретных педагогических технологий, которые, на наш
Таблица 1
Дидактические цели педагогических технологий, отобранные для реализации задач в подготовке специалистов-менеджеров
№ п/п \ Виды педа-гогических хдехнологий Дидактиче-ские цели \ч Технология развивающего обучения Технология целевой интенсивной подготовки специалистов Технология логи ко- эвристического проектирования профессионального образа Технология проектирования систем интенсивного обучения Технология контекстного обучения Технология санкционирования студентов
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Формирование первичных профессиональных навыков и умений + + +
1а Оформление гуманитарно-нравственных принципов будущей профессиональной деятельности + +
2 Оформление про-фессиональной базы знаний будущего специалиста + + +
ЗО
:
+
о
Высшее образование
1 2 3 4 5 6 7 8
2а Определение знаний в области психологии управления и формирования профессиональной толерантности + +
3 Формирование профессиональной зрелости и интеграция с конкретной профессиональной средой + +
взгляд, решают поставленные профессионально-педагогические задачи.
Достижение дидактических целей практически невозможно без воспитания, поскольку обучение и воспитание - единое целое, которое должно способствовать становлению личности в целом и формированию специали-ста-менеджера в частности. Возрастание профессиональных качеств и достижение профессиональной зрелости специалиста-менеджера сопряжено с процессом воспитания в нем нрав-ственно-гуманитарных составляющих будущей профессиональной деятельности. Дидактические цели, отра-
женные в таблице 1 (1, 2, 3), на наш взгляд, адекватны воспитательным целям (1а, 2а), которые можем конструировать в каждой педагогической технологии, отобранной для достижения поставленных целей и задач. Выполнение дидактических целей возможно в совокупности отобранных педагогических технологий, встраивая в них методики воспитания: например, методика воспитания толерантности. Таким образом получается педагогическая система, реализуемая нами в ходе данного исследования, которая наиболее полно формирует профессиональную
ПО со
ПС(Г1Т1) пк(ггд
ПЗ(ПС)
СУ
ПУ(ПТ„
Рис. 1. Дерево дидактических целей профессионального развития (профессиональной зрелости)
специалиста-менеджера
^^^тлшл 4- п жшгс
Казанский педагогический журнал
зрелость специалиста-менеджера (см. рис. 1).
Условные обозначения: ПО - профессиональная ориентация; СО -система профессиональных отношений; СУ - система профессиональных умений; ПС - профессиональные способности; ПК - профессиональная компетентность; ПУ - профессиональная умелость; ПТ1, ПТ2, ПТЗ ~ педагогические технологии; ПЗ - профессиональная зрелость; ПС - педагогическая система.
Верхний ярус дерева (рис. 1) представляет первичность предполагаемых профессиональных критериев у будущего специалиста-менеджера (выбор профессии, уверенность в правильности выбора, первичное представление и социальный опыт, подвиг-шие к выбору профессии). Именно здесь мы формируем основу для постановки дидактических целей и задач. Средний ярус рассматривается как совокупность дидактических целей и возможностей будущего специалиста-менеджера реализуемая в конкретной педагогической технологии с применением разработанных нами методик воспитания. В этом ярусе отражается постепенное возрастание профессиональных возможностей будущего специалиста менеджера, воспитанных на морально-этических, нравственных, толерантных и правовых принципах профессионализма. Нижний ярус означает соединение педагогических технологий и методик воспитания в целостную педагогическую систему, позволяющую нам подготовить профессионально зрелого спе-циалиста-менеджера. Профессиональная зрелость, на наш взгляд, это не только профессиональная компетентность, формируемая после актуа-
32
22006
лизации профессиональных способностей, а скорее свойство личности, позволяющее эффективно взаимодействовать с профессиональной средой благодаря наличию нравственности, знаний, глубокого понимания профессиональной среды и своего места в ней.
Определяя дидактические цели при отборе педагогических технологий, мы учитывали три необходимых момента в ориентировании профессиональной зрелости в подготовке специалистов-менеджеров:
- переживание студентами слабых и сильных сторон собственных профессиональных способностей;
- активное дополнение профессиональных переживаний знаниями своей профессии;
- активизация профессиональных знаний через определение своего отношения к профессии.
Профессиональные переживания и профессиональная ориентация, по мнению специалистов [ 1 ], становятся актуальными при поступлении в высшее учебное заведение, достигают своей психологической силы, побуждающей личность к познанию и выработке адекватной оценки собственных профессиональных достоинств. Мы считаем, что только реалистическая оценка, опирающаяся на объективные научные критерии, педагогическую систему, а также собственное видение студентом профессионального понимания, способствует профессиональному усовершенствованию. Разделяя точку зрения специалистов [2, 3], мы утверждаем, что знания студентов о профессии менеджера могут пополняться изучением профес.сиограмм, беседами с преподавателями, приобретением собственного опыта на основе
:
+
о
Высшее образование
прохождения производственной практики (см. табл. 1; рис 1).
Систему профессиональных умений у будущего специалиста-менеджера мы формируем из знаний, необходимых Для исполнения роли менеджера, направленных на предмет, средства, условия профессионального труда, психологического климата в коллективе (в том числе систему соподчинения в коллективе), себя как субъекта будущей профессии (см. рис. 1).
Систему профессиональных отношений студента мы складываем из его профессиональных ценностных ориентаций, способностей, которые, как указывал С. Л. Рубинштейн [4], состоят из действий и способов действий, с помощью которых актуализируются и становятся реальностью внутренние процессы психотипа человека (см. рис, 1).
Подводя итог вышесказанному, мы отмечаем, что профессиональная зрелость будущего специалиста-менеджера есть результат не только его личных усилий, выраженных в профессиональных отношениях (профессиональные ценностные ориентации, приобретение профессиональных знаний и опыта, толерантности, нравственной базы профессии), но и усилий преподавателя через реализацию дидактических целей, посредством отбора педагогических технологий и создания педагогической системы обучения менеджера. Нами введены в научный оборот новые подходы и критерии к современной классификации педагогических технологий, которые были применены нами в учебном процессе в Пензенской государственной технологической академии и в данном исследовании. К новым
критериям относятся: 1) уровень и сложность компьютеризации учебного процесса; 2) ранг педагогической технологии; 3) тип образователь ного учреждения.
Разработаны дидактические цели к современным педагогическим технологиям, которые были внедрены Нами в учебном процессе по формированию профессиональной базы будущих специалистов-менеджеров. Данные дидактические цели рассматриваются нами как основа педагогического процесса, состоящего из двух разнозначных и взаимообусловленных фаз (профессионально-образовательная фаза и профессионально-воспитательная фаза), в которых реализованы разработанные нами методы, применимые к конкретным педагогическим технологиям для достижения конечного результата -подготовки профессионально зрелого специалиста-менеджера. Формируя профессиональную базу будущего специалиста-менеджера, определяемую указанными целями педагогического воздействия, мы таким образом предполагаем конечный результат профессионализма менеджера -профессиональный стиль.
Литература:
1. Мару сева И. В., Коваленко М. И. Педагогика,- СПб.,2006.
2. Новиков II, 3. Возможности и функций, АО С в учебном процессе,- Л,, 1988.
3. Талызина Н. Ф. Управление процессами усвоения .¡нации, М.. 1975.
4. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы Психологической теории // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии.- М., 1981,-С. 49.
33